Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ УЛУМБОЙСКИЙ [Микаел, Микел Улумбели, Улумбули; груз. , , ], прп. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), один из 12 сир. отцов, основателей груз. монашества и учеников прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.). О его деятельности не сказано в кименных версиях Житий прп. Иоанна и его учеников прп. Шио Мгвимского и прп. Давида Гареджийского, однако он упомянут (11-м) в списках сир. отцов в поздних рукописях, содержащих метафрастическую ред. Жития прп. Иоанна (НЦРГ. Q 795 XVI в. Л. 426-470.- ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; НЦРГ. А 160, 1699 г. Л. 190-213.- ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 89-107). По преданию, к-рое приводит груз. историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони , очевидно основываясь на сведениях местных жителей, М. У. основал мон-рь Улумбо на территории одноименного селения (ныне близ с. Али, муниципалитет Хашури, Грузия) и был похоронен там ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 372). То же повторяет груз. писатель XIX в. М.-Г. Сабинин ( Сабинин. Рай. 1882. С. 302). Ист.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4). Лит.: Кипароидзе Т. Для изучения памятника Улумбо//Дзеглис мегобари (Друзья памятников культуры). Тб., 1974. 35. С.436-447 (на груз. яз.). Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские

http://pravenc.ru/text/2563772.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СТРОИТЕЛЬ [Святогорец, Великий; груз. , , ] († ок. 1029/30, о-в Моноват), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 28 июля). Сохранилось Житие Г. С. на греч. языке 1-й пол. XVIII в., где он называется Великим. Еще при жизни прп. Евфимия Святогорца Г. С., согласно завещанию предыдущего настоятеля, прп. Иоанна Святогорца (возможно, его дяди), управлял груз. Иверским мон-рем (Ивирон) на Афоне (приблизительно с 1019). Георгий Мцире упоминает Г. С. как основателя монастырской ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. В храме сохранилась строительная настенная надпись, где сказано: «Я укрепил эти колонны, да не поколеблются они во веки веков. Монах Георгий-Грузин, Строитель». Прп. Георгий Святогорец , автор Жития преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, пишет, что во время настоятельства Г. С. в Ивироне увеличилось количество монахов греч. происхождения и была потеснена груз. братия, что и стало началом долгого спора между греками и грузинами за права на Ивирон. Г. С. обвинили в измене визант. имп. Роману IV Диогену, за что он был выслан на о-в Моноват, где и скончался. Груз. братия на Афоне находилась в тяжелом положении, за период ссылки настоятеля было похищено и разорено все монастырское богатство. При визант. имп. Михаиле VII Дуке груз. братии были возвращены права на Ивирон, а также часть имущества, и монахи смогли перенести нетленные мощи Г. С. с о-ва Моноват в Успенский собор Ивирона, где позже была помещена рака с мощами прп. Георгия Святогорца. Ист.: / . . , 1967. Т. 2. С. 57; . . , 1998. С. 137. Лит.: Жития грузинских святых/Сост.: прот. Захарий Мачитадзе, М. Букиа, М. Булиа. Тбилиси, 2002. С. 120-121. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт

http://pravenc.ru/text/164441.html

Архетипы «Жития Сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. Прил. С. 19-26 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 157-159; он же. То же// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-66; он же. То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 191-217; он же. То же// Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 157-163; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми метафрастическая ред.]// Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 2-68; То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 190-217; Житие св. отца нашего Иоане Зедазнели, к-рый по Божиему велению и под предводительством Св. Духа прибыл из страны Междуречья в страну Картли с двенадцатью учениками своими, святыми метафрастическая ред.]// Сабинин. Рай. 1882. С. 193-208; То же// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 99-127; То же// Абуладзе. Сир. подвижники. Тбилиси, 1955. С. 3-68; То же//ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 83-107; Житие прп. Иоанна Зедазнели [синаксарная ред.]//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 387-392. Лит.: Какабадзе С. Архетипы «Жития сирийских отцов»//Исторический сб. Тифлис, 1928. Кн. 1. С. 1-18; Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. IX-XVIII; Кекелидзе К. С., прот. Вопросы о прибытии сирийских подвижников в Картли// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50; он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 534-536; ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 209-214; Габидзашвили Э. Взаимосвязь архетипов житий сирийских подвижников//Мацне: Сер. языка и лит-ры/АН Грузии. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 431. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские

http://pravenc.ru/text/674916.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ МТАЦМИДЕЛИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 17 , С. 453 опубликовано: 21 апреля 2009г. ЕВФИМИЙ МТАЦМИДЕЛИ (Мтацминдели), прп. (пам. 13 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец . Рубрики: Агиография Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Святые Русской Православной Церкви Евфимий Мтацмидели (Мтацминдели), преподобный (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) - см. Евфимий Святогорец См.также: ААРОН первый ветхозаветный первосвященник АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную) АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/187785.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Духовное просвещение (книгопечатание, переводческая деятельность и т.д.) АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИОАНН (Иоване) [Авалишвили] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви, церковный деятель, книжник, каллиграф ИОАНН (Таричисдзе) (XII в.), груз. философ, переводчик, представитель гелатской богословско-лит. школы и течения эллинофильство КУТАИССКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (сент. 1894 - 14 июня 1904, восстановлена 8 июня 1995, с 3 июля 2012 - в составе Гелатской Духовной Академии и Семинарии (ДАиС)), высшее духовное учебное заведение Зап. Грузии

http://pravenc.ru/rubrics/121456.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 12 , С. 719 опубликовано: 4 августа 2011г. ГРИГОРИЙ ДОДОРКЕЛИ (Вахвахишвили) (XVII-XVIII вв.), гимнограф - см. ст. Кетеван , вмц. Грузинской Православной Церкви. Рубрики: Персоналии гимнографов Ключевые слова: Григорий Додоркели (Вахвахишвили) (XVII-XVIII вв.), гимнограф Гимнографы грузинские См.также: АРСЕНИЙ IV (Булмаисимисдзе), Католикос-Патриарх Мцхетский (1241/42-1249/50), гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕЗРА груз. гимнограф (X в.) ЕЗРА МТАЦМИНДЕЛИ [Святогорец], груз. гимнограф (XI в.), подвизавшийся в Иверском мон-ре (Ивироне) на Афоне Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/166833.html

Феклой, муч. Персее, но вернее всего пояснение «о святом» у Кекелидзе сделано ошибочно вместо «о святой». 1311 Память явления креста при Константине. Лит. груз, пам., стр. 262. По-видимому, разумеется произведение с началом: ν τει βδμω τς βασιλεας Κωνσταντνου το μεγλου βασιλως μην ανουαρω. Изд. Gretser. De Cruce Christi, II (Ingolstadii. 1660), 540–541. Bibl. II. Gr. p. 37. 1314 Bibl. H. Gr. p. 136. См Дмитриевский, Τυπικ, CX–CXLII; особенно CXL. Скабалланович, Толковый Типикон, стр. 401–402. 1315 Жизнеописатель организатора Афоно-Иверской Лавры св. Евфимия Георгий Мтацминдели сообщает, между прочим, о двух следующих дисциплинарных правилах, введенных св. Евфимием вместе со всем строем жизни, записанным после в Великом Синаксаре. Первое касается чтецов: «декан, равно и экклесиарх, желая вызвать кого-нибудь из братьев к чтению книг или к какой-нибудь церковной службе, выходили на середину церкви и сообщали об этом тихо брату, кото­рый немедленно отправлялся на указанную ему службу» (Груз. лит. пам. стр. 479). Второе правило касается затрапезного поведения. Св. Евфимий «по­ложил за правило не беседовать за трапезою; если бывали гости и расспрашивали о чем-нибудь, хотя и это допускалось очень редко, монахи давали ответ тихо. Если гость нуждался в воде или в чем-нибудь другом, возле него сидящий монах призывал послушника и тихо передавал ему поручение. Трапезарь и другие должностные лица пере­говаривались между собою о нужном деле тихонько, также и братья, нуждаясь в чем-нибудь, сообщали об этом кому следует тихо. Трапезарю вменено было в обязанность: «если увидит, что кто-нибудь разговаривает за трапезою, смеется и шутит, передай ему: этого не делай, а то выведу тебя вон; если он не уймется, выведи из трапез­ной». (Груз. лит. пам., стр. 481). 1316 ‘Αναγινσκομεν ναγνσεις β’. ταν ψλλωμεν καθισμα ν, ταν δ στιχολογομεν καθσματα β’. πυιομεν ναγνσεις γ’. Τυπικ, 805. 1319 2-ая редакция. Ψλλομεν δ νωμνως τς γ’. δς μνας τν β. Τριω­δων, μτε κθισμα δι μσου, μτε νγνωσιν ποιοντες.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

(продолжение списков, представленных в I u II томах)   Источники Nicephori archiepiscopi Const. opuscula histórica, ed. De Boor. Lipsiae. 1880. Georgii Pisidae. De expeditione persica. I–II–III; Bellum avaricum; Heraclias, I–II (Bonnae. 1837). –Carmina inedita, ed. Leo Sternbach (Wiener Studien, XIII, 1891). Analecta Avarica, ed. Leo Sternbach. Cracoviae. 1900. Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores Syri, ser. tertia, tomus IV. Chronica minora, pars prior. 1903; pars secunda. 1904; pars tertia. 1905. –t. VII. Eliae metropolitae Nisibeni opus chronologicum. I–II. 1910. Chronique de Denys de Tell Mahré, quatrième partie, publiée et traduite par Chabot. Paris. 1895. Budge. The Book of Governors. The Historia Monastica of Thomas, Bishop of Margâ. I–II. London. 1893. Severus ibn Mukaffa. Evetts. History of the Patriarchs of the coptic Church of Alexandria (Patr. Orient. I). Paris. 1907. Chronique de Jean de Nikiou, trad, par Zotenberg (Notices et Extraits, XIV). Paris. 1883. Eutychii Patriarchae Alexandiae Annales. P. G. IH, 907–1156. Kitab al Unvan. Histoire universelle, écrite par Agapius de Menbidgj, trad, par A. Vasiliev. (Patr. Orient. VII). Барон Розен. Заметки о летописи Агапия Манбиджского. Жур. Мин. Пр. 1884, январь. Agnellus qui et Andeas, Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis, ed. Holder-Egger (M. G. h. Scr. rerum Langobardicarum). 1878. Fredegari et aliorum chronica, ed. Krusch (M. G. h.). 1888. Себеос. История императора Иракла. Перев. с армянского (Патканова). Спб. 1862. – traduite de l’arménien et annotée par Macler. Paris. 1904. Hübschmann. Zur Geschichte Arméniens und der esten Kriege der Araber aus dem armenischen übersetzt. Гевонд. История Халифов. Перевод с армянского (Патканова). Спб. 1862. Моисей Каганкатваци. История Агван. Перевод с армянского (Патканова). Спб. 1861. Георгий Мтацминдели. Осада Константинополя скифами, кои суть русские, поход императора Ираклия в Персию. (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XXVII). Тифлис. 1900. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Память же его совершается как в этот день, так и Января 21, когда отрезаны были у них языки и руки, ибо так определено святыми отцами, шестого собора. Протоиерей Корнелий Самсонович Кекелидзе 1 См. в Échos d " Orient за 1910 г. статью некоего Monmmasson-a под заглавием „Хронология преподобного Максима “ [Échos d " Orient. Tome XIII – Année 1910. III. Mai. – N° 82. Chronologie de la vie de saint Maxime le Confesseur (580–662), E. Montmasson, p. 149–154.]. 2 Настоящая работа обязана своим появлением научной любознательности профессорского стипендиата нашей Академии, С. Л. Епифановича , который, избрав предметом своей диссертации преп. Максима Исповедника (см. Труды Киевской Духовной Академии за октябрь 1910 г., стр. 417–429), пожелал, для полноты исследования, справиться и с грузинскими источниками. Взявши на себя труд сличения грузинской редакции Жития препод. Максима с имеющейся у него копией неизданного пока греческого списка указанного Жития по кодексу XI в. Московской Синодальной Библиотеки 380, он снабдил нас также и всеми цитатами и выписками из патрологии Migne-я, встречающимися в этой работе; за это мы приносим ему сердечную благодарность. 3 По след. пергаментным рук. Тифлисского церковно-археологического музея: XI в. – 840, л. 155–156. 193, л. 281–282, 97. л. 291 об. – 292 об.; XII в. – 222, л. 439–441. 839, л. 244 об. – 245; XII–XIII в. – 569, л. 276 об. – 277. 635, л. 229–230; XIII в. – 139, л. 260–261. 5 Синаксар этот подробно описывается и анализируется в нашей диссертации „Грузинские литургические памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение“, стр. 228–313, 483–306; частнее о месяцесловной части его смотр. стр. 497–499, 502–506. 7 Общества распространения грамотности среди грузин 1128, л. 1–30, переписанный почерком „мхедрули“. 8 В Шарапанском уезде Кутаисской губернии (Я. Кондаков и Д. Бакрадзе „Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии“, стр. 155–156, Петерб. 1890). 10 Ф. Жордания – „Хроники и другие материалы для истории Грузии“ (на грузин. языке), ч. I, стр. 169–170, Тифлис 1893 г. 11 Житие св. Евфимия, составленное св. Григорием II Мтацминдели в 1040–1047 годах, имеется в рук. 1074 года Тифлисского церковно-археологического музея 558; издано оно в Тифлисе в 1901 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

И. Н. Попов, К. А. Максимович Гимнография Память И. П. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 234) 18 февр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. П. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память И. П. отмечается 2 сент.; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; соединяются последования И. П., вмч. Маманта и Октоиха; последование И. П. содержит минимальный набор песнопений: канон авторства Германа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память И. П. не отмечается. В Георгия Мтацминдели Типиконе кон. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 229) И. П. упоминается 2 сент., однако описана только служба Маманту. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 156-157), 2 сент. совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; И. П. назначается общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Καννα πστεως (    ) и цикл стихир-подобнов; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон Маманту, однако при наличии в Минее 2 канонов (очевидно, речь идет о канонах Маманту и И. П.) поются оба канона Минеи, а канон Октоиха опускается. Эти указания с нек-рыми изменениями повторяются и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.: И. П. назначается тот же отпустительный тропарь, на утрене предписывается петь канон Октоиха и 2 канона святым. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сент. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. П. то же, что и в первопечатном греч. Типиконе, добавлено лишь указание на седален И. П. по 3-й песни канона. Последование И. П., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Καννα πστεως (    ); канон авторства Германа (указан уже в Евергетидском Типиконе) без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ νατελαντι ν τ κσμ (      ); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/469584.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010