Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122334_2.html

был с арабского переведен на грузинский; именно эту грузинскую версию перевел на греческий Евфимий Афонский, дабы восполнить пробел в агиографической и литургической литературе Византии. Таким образом, Евфимий Афонский имеет определенные заслуги и перед византийской литературой. Должны добавить, что Евфимий создал на греческом языке и оригинальное произведение: это были правила монашеской жизни, составленные им для своего ученика-грека. Евфимий Афонский обогатил сокровищницу грузинской литературы, при этом «как широко известный и весьма популярный среди византийцев деятель, он ясно показал грекам творческие возможности грузин, уровень и диапазон грузинской культуры и то почетное место, которое его родина занимала среди передовых христианских народов» (К. Кекелидзе). В своей литературной деятельности Евфимий не был одинок. Еще стараниями Иоанна, а затем и его самого, в афонском грузинском монастыре собралась целая группа книжников и переписчиков, которые работали рядом с Евфимием и многое сделали для размножения грузинских рукописей. Это были: Иоанн Грделис-дзе, Арсен Ниноцминдели, Иоанн Хахулели, Захарий Мирдатис-дзе и др. Среди деятелей Иверского монастыря, подвизавшихся здесь после Евфимия, особое место занимает Георгий Святогорец (Мтацминдели), бывший игуменом в 1044–1056 гг. Он сыграл определенную роль в деле экономического усиления монастыря: при нем были осуществлены новые постройки, приобретены земельные угодия. Георгий Святогорец продолжил и расширил переводческую деятельность Евфимия, обогатив грузинскую литературу рядом новых сочинений. При этом некоторые, ранее переведенные, но в процессе употребления пришедшие в негодность или искаженные переписчиками рукописи, были им исправлены, а переведенные Евфимием сокращенно или незавершенные последним церковные книги – переведены заново; многие переводы он сличил с греческими подлинниками, исправил все погрешности, восполнил пробелы. Переводческая деятельность Георгия Святогорца также имела широкий диапазон; подобно Евфимию он переводил произведения из всех отраслей тогдашней литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, по сообщению проф. А. С. Хаханова, св. Евфимий почти все свои переводы исполнил «при жизни отца своего Иоанна» (стр. 88). Так ли это? Св. Иоанн – † в 998 г.; св. Евфиний – же на 65 году от рождения, в 1028 году, и, следовательно, жил после отца 30 лет и при нем – 35 лет. Уже одно такое соотношение времени жизни того и другого само собою говорит против заключения автора. Если же припомнить, что, по показанию рукописи, св. Евфимием исполнен перевод не менее 30 произведений, из коих некоторые обширны (как, напр., «Поучения св. Василия В.», «Толкования на псалтырь», «Поучения Григория Богослова » и пр.), то заключение проф. А. С. Хаханова тем более становится сомнительным. Наконец, и он сам опровергает себя, когда говорит, что житие св. Феодора переведено Евфимием в 1013 г. (след., очень долго спустя после смерти отца), что благодаря сложным обязанностям настоятеля Иверской обители, принятым им после смерти отца, ему при них «не раз приходилось ночи посвящать занятиям по переложению предпринятых им переводов» (стр. 89), что «обязанность по переводам свящ. писания он передал» другому лицу только в 1012 г. (ср. означенный выше 1013 год). Сверх же того, автор забыл, что в выдержке его из ркп. библ. Акад. Наук прямо говорится, что Иверская обитель обогатилась переводами благодаря трудам преемника Иоанна – сына его Евфимия (т. е., значит, после смерти отца), а в приписках св. Евфимия к переводу номоканона И. Постника по тексту, издаваемому самим же проф. А. С. Хахановым, определенно дается понять, что перевод этот исполнен по смерти отца, за которого переводчик просит читателя молиться (см. тексты стр. 94–96). Затем автор говорит, что св. Евфимий, удаляясь в 1012 г. в келью, поручил дело переводов Григорию Святогорцу (Мтацминдели) (стр. 89). Такого переводчика в это время, по-видимому, не было и, вероятно, таковым преемником ев. Евфимия по настоящему делу нужно считать Георгия Мтацминдели († 1066 г.). По заявлению автора (стр. 87), св. Иоанн (по смерти Торникия) помышлял отправиться вместе с св. Евфимием в Испанию. Опять, несомненно ложное сведение, обязанное вероятно тому забвению автора, что в греческом языке названия «Испания» и «Грузия» обозначаются одним термином «Ιβηρα», и что, посему, биограф этих святых, очевидно, говорит здесь о намерении их отправиться на родину в Грузию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Монашество АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕФРЕМ МЦИРЕ (Малый), игум. Кастанского мон-ря на Чёрной Горе, груз. церковный писатель, богослов, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 18 янв.) ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ИОАНН (Иоване) [Авалишвили] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви, церковный деятель, книжник, каллиграф ИОСИФ АЛАВЕРДСКИЙ († 570), еп. Алавердский, свт. (пам. 15 сент., 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского (Зедазнели) и 12 сир. отцов), еп. Алавердский МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ [Мачутадзе Отар] (сер. XVII в. - после 1729), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв.

http://pravenc.ru/rubrics/121452.html

Пер.: Мудрость Балавара. СПб., 1897. Изд.: Das Martyrium des heiligen Eustatius von Mzcheta/Hrsg. v. H. Harnak. B., 1901. P. 875-902 (на нем., груз. яз.); Марр Н. Я. Описание груз. рукописей Синайской горы/Ред.: Н. А. Бердзенишвили, И. А. Джавахишвили. М.; Л., 1940 (на рус., груз. яз.); Георгий Мтацминдели. Житие Иоанна и Евфимия Мтацминдели/Ред.: И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1946 (на груз. яз.). Лит.: Джорбернадзе С. Основание и развитие Тбилисского ун-та//Тбилисский ун-т, 1918-1968. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. Иване Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Метревели Р. Иване Джавахишвили и Тбилисский ун-т. Тбилиси, 1996 (на рус., груз., англ. яз.); Бакрадзе А. , Джавахишвили Н. Описание личного архива Ивана Джавахишвили. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Барамидзе А. Г. И. А. Джавахишвили (1876-1940). Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); Ломтатидзе Г. А. Иван Александрович Джавахишвили. Тбилиси, 1976; Кикнадзе Р. К. И. А. Джавахишвили и источниковедение истории Грузии. Тбилиси, 1976; Киквидзе А. , сост. Сб. к 100-летию со дня рождения академика Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Какулия Ш. Проблема человека в научном наследии И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Каландадзе А. Н. Иване Джавахишвили и археология Грузии. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Джорбенадзе С. М. Жизнь и деятельность Иване Джавахишвили. Тбилиси, 1981, 19842 (на груз. яз.); Кодуа Е. И. Джавахишвили: Социологические и историко-филос. искания. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Коранашвили Г. Иване Джавахишвили: Попытка нового прочтения. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Иване Джавахишвили: Энцикл. словарь/Ред.: Р. Метревели. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Куталадзе Г. , Талахадзе И. , сост. Иване Джавахишвили: Библиогр., 1976-2004. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.). Г. Коранашвили Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/171809.html

перевод библейских книг. Ф. Конибир (1897) полагал, что текст груз. НЗ был переведен со старосир. текста (Vetus Syra). Послания ап. Павла, по его мнению, переведены с сир. Пешитты. Сир. оригинал предполагали Вёёбус (1953) и Дж. Молитор (1967-1969), указывая на влияние со стороны сир. Диатессарона. По мнению Ж. Гаритта (1955), древнейшие переводы Деяний св. апостолов были сделаны с древнеарм., а затем исправлены (видимо, на Афоне) по греч. Арм. оригинал для груз. НЗ полагали Т. Клуге и др. (1910). Цорел (1927) и Шанидзе (1945) считали, что груз. версия сделана непосредственно с греч. Библейские перикопы в груз. Иерусалимском канонаре восходят непосредственно к греч. тексту. В ранней редакции Четвероевангелия, т. н. Грузинской протовульгате (Б. Уттье выделяет до 89 таких текстов, к к-рым М. ван Эсбрук добавляет еще 7), встречаются чтения, обнаруживающие сходства с греч. минускульной рукописью Θ, а также рукописями, объединенными в семьи «f 1» и «f 13». В кон. X в. возникла т. н. Афонская школа, для к-рой была характерна переориентация в сторону греч. культуры. Основатель лит. школы афонского Иверского мон-ря (X-XI вв.) св. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) отредактировал Четвероевангелие, а также впервые перевел Откровение ап. Иоанна Богослова (самая ранняя рукопись датируется 978). Оригиналом послужила греч. рукопись с комментарием Андрея Кесарийского . Молитор обнаруживает в этом переводе следы сир. филоксеновской и арм. версий этой новозаветной книги (1968). Св. Георгий Мтацминдели (Святогорец; 1066) исправил по греч. рукописям переводы Псалтири, Евангелий и Апостольских посланий, читавшиеся за богослужением. Труд переводчиков Афонской школы представлен в подавляющем большинстве груз. рукописей. Эта редакция стала офиц. в Грузинской Церкви. Самая ранняя полная рукопись ВЗ, т. н. Ошкская Библия, написана в 978 г. в Тао-Кларджети (Athos 1. Иверский мон-рь). По мнению Р. Блэйка, издавшего книги пророков, текст Ошкской Библии является результатом пересмотра перевода, сделанного с арм.

http://pravenc.ru/text/209473.html

218.  Феодор Ст. Поуч. 18. 219.  Феодор Ст. Завещание. Заповеди игумену 1. 220.  Феодор Ст. Ямб ко вторствующему. Пис. 2. 221.  Феодор Ст. Малый катихизис § 41–48. Пис. 2. 222.  Феодор Ст. Ямб к епистим. Ипотип. § 18. Дмитриевский, Τυπ. 232. 223.  Феодор Ст. Большой катихизис § 77. Ипотип. § 18. 224.  Феодор Ст. Ямб. к надзир. 225. Ипот. § 18. 226.  Феодор Ст. Ямб 16. 227. Ипот. § 18. 228.  Феодор Ст. Ямб 12. 13. 229.  Migne, Patrol. s. gr. t. 99 col. 1733–1748. 230.  Pitra, Juris eccles. hist. et mon. II, 327–348. 231.  Свящ. Н. Гроссу Прп. Феодор Ст., 112. 232. Так у Василия Великого Пра. простр. 51. 233. Насколько осуществлялся этот устав в Афоно-Иверской лавре еще до появления там полного списка его, при св. Евфимии, втором игумене ее († 1012 г.), видно из жизнеописания последнего, составленного его преемником и переводчиком описанного «Синаксаря» Григорием Мтацминдели. По словам жизнеописателя, Евфимий стоял в церкви, не опираясь на посох и не прислоняясь к стене. Братии, стоявшей у стены, также запрещено было прислоняться к ней. Молодые стояли посредине церкви в два или три ряда, благоговейно, с опущенными вниз руками; когда полагалось, они садились на свои скамьи, стоявшие посредине церкви также в два или три ряда. Евфимий назначил двух богобоязненных епитропов-надзирателей, одного старейшего, а другого младшего, подчинявшегося первому. Младший епитроп посылался по кельям и приводил в церковь оставшегося в келье брата. Не пришедшего к шестопсалмию брата Евфимий судил по правилам отца (Феодора) следующим образом: трудящегося днем много и не имеющего времени спать не наказывал, — ему дневные работы вменялись в молитвенный подвиг. Имеющих же досуг или отправляющих мелкие работы, а также священников, диаконов и чтецов подвергал такому наказанию: молодых заставлял делать по 100 поклонов пред алтарем, старых же и немощных лишал в тот день вина и пищи. Во время службы старейший епитроп стоял в дверях и спрашивал выходящего брата о причине выхода: если существенной нужды не оказывалось, он не выпускал его; при действительной же надобности выпускал, только под условием немедленно вернуться назад.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

стихир, составленных Езрой Мтацминдели (XI в.), представителем афонской литературно-просветительской школы (см. также разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Песнопения помещены в Афонском сборнике с агапами 1074 г. (НЦРГ. А 558) под 14 июня, днем памяти И. С., впервые были опубликованы в 1901 г. В одном из канонов содержится акростих «Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна». По мнению акад. прот. К. Кекелидзе , гимнограф при составлении песнопений использовал Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанное прп. Георгием Святогорцем; заимствованы, по мнению ученого, «не только факты и некоторые мысли, но даже целые предложения и слова» ( Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235). На основании этого песнопения датируют периодом между 1044, конечной датой создания Жития, и 1074 гг. В песнопениях гимнограф приводит биографические сведения И. С. и прп. Евфимия, часто использует метафоры, в т. ч. из евангельских текстов. Так, Езра пишет, что И. С. «склонил голову... под сладкое ярмо Иисуса Христа», что Господь «установил его на подсвечнике, как свечу, чтоб светил всем в доме, чтоб светил добродетелью до края земли»; его деяния «блестят, как свет небесный» (деятельность И. С. передается антиномией дня и ночи); преподобный сравнивается с «богоподобной блестящей звездой между двумя солнцами»; Царство Небесное названо «бесценным жемчугом», афониты - «созвездием святых». И. С. и прп. Евфимий уподобляются библейским патриархам. Гимнограф отмечает, что прп. Евфимий был для И. С. «заветным сыном... значащим столько же, сколько Исаак для Авраама»; И. С., как и Авраам , представлен в образе странника; прп. Евфимий, подобно Исааку , «не был заколот, но был избран Богом и наделен даром священника». Езра отмечает, что И. С. в отличие от библейского патриарха Иосифа , проданного братьями в Египет, «сам себя продал в чужую страну». Жизненный путь И. С. сравнивается со страданиями Иова : «Как очищается в плавильном горне золото... тяжело болевший в последние годы жизни святой Иоанн, подобно Иову, также очистился страданием от всего земного».

http://pravenc.ru/text/471496.html

1869, I, 259 f. Nickel E. , Geschichte der katholischen Kirchenmusik. Bresl. 1908, 157. 1790 Феодор Ст . Поуч. 18. 1791 Феодор Ст . Завещание. Заповеди игумену 1. 1792 Феодор Ст . Ямб ко вторствующему. Пис. 2. 1793 Феодор Ст . Малый катихизис § 41—48. Пис. 2. 1794 Феодор Ст . Ямб к епистим. Ипотип. § 18. Дмитриевский, Τυπ . 232. 1795 Феодор Ст . Большой катихизис § 77. Ипотип. § 18. 1796 Феодор Ст . Ямб. к надзир. 1797 Ипот. § 18. 1798 Феодор Ст . Ямб 16. 1799 Ипот. § 18. 1800 Феодор Ст . Ямб 12. 13. 1801 Migne , Patrol. s. gr. t. 99 col. 1733—1748. 1802 Pitra , Juris eccles. hist. et mon. II, 327—348. 1803 Свящ. Н. Гроссу Пр. Феодор Ст., 112. 1804 Так у Василия В . Пра. простр. 51. 1805 Насколько осуществлялся этот устав в Афоно-Иверской лавре еще до появления там полного списка его, при св. Евфимии, втором игумене ее († 1012 г.), видно из жизнеописания последнего, составленного его преемником и переводчиком описанного «Синаксаря» Григорием Мтацминдели. По словам жизнеописателя, Евфимий стоял в церкви, не опираясь на посох и не прислоняясь к стене. Братии, стоявшей у стены, также запрещено было прислоняться к ней. Молодые стояли посредине церкви в два или три ряда, благоговейно, с опущенными вниз руками; когда полагалось, они садились на свои скамьи, стоявшие посредине церкви также в два или три ряда. Евфимий назначил двух богобоязненных епитропов-надзирателей, одного старейшего, а другого младшего, подчинявшегося первому. Младший епитроп посылался по кельям и приводил в церковь оставшегося в келье брата. Не пришедшего к шестопсалмию брата Евфимий судил по правилам отца (Феодора) следующим образом: трудящегося днем много и не имеющего времени спать не наказывал, – ему дневные работы вменялись в молитвенный подвиг. Имеющих же досуг или отправляющих мелкие работы, а также священников, диаконов и чтецов подвергал такому наказанию: молодых заставлял делать по 100 поклонов пред алтарем, старых же и немощных лишал в тот день вина и пищи. Во время службы старейший епитроп стоял в дверях и спрашивал выходящего брата о причине выхода: если существенной нужды не оказывалось, он не выпускал его; при действительной же надобности выпускал, только под условием немедленно вернуться назад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

    Феодор Ст. Ямб. к надзир.    Ипот. § 18.     Феодор Ст. Ямб 16.    Ипот. § 18.     Феодор Ст. Ямб 12. 13.     Migne, Patrol. s. gr. t. 99 col. 1733—1748.     Pitra, Juris eccles. hist. et mon. II, 327—348.     Свящ. Н. Гроссу Пр. Феодор Ст., 112.    Так у Василия В. Пра. простр. 51.    Насколько осуществлялся этот устав в Афоно-Иверской лавре еще до появления там полного списка его, при св. Евфимии, втором игумене ее († 1012 г.), видно из жизнеописания последнего, составленного его преемником и переводчиком описанного «Синаксаря» Григорием Мтацминдели. По словам жизнеописателя, Евфимий стоял в церкви, не опираясь на посох и не прислоняясь к стене. Братии, стоявшей у стены, также запрещено было прислоняться к ней. Молодые стояли посредине церкви в два или три ряда, благоговейно, с опущенными вниз руками; когда полагалось, они садились на свои скамьи, стоявшие посредине церкви также в два или три ряда. Евфимий назначил двух богобоязненных епитропов-надзирателей, одного старейшего, а другого младшего, подчинявшегося первому. Младший епитроп посылался по кельям и приводил в церковь оставшегося в келье брата. Не пришедшего к шестопсалмию брата Евфимий судил по правилам отца (Феодора) следующим образом: трудящегося днем много и не имеющего времени спать не наказывал, – ему дневные работы вменялись в молитвенный подвиг. Имеющих же досуг или отправляющих мелкие работы, а также священников, диаконов и чтецов подвергал такому наказанию: молодых заставлял делать по 100 поклонов пред алтарем, старых же и немощных лишал в тот день вина и пищи. Во время службы старейший епитроп стоял в дверях и спрашивал выходящего брата о причине выхода: если существенной нужды не оказывалось, он не выпускал его; при действительной же надобности выпускал, только под условием немедленно вернуться назад. В случае, если вышедший опаздывал, подвергался выговору; если же кто опаздывал и другой раз, в тот день его не впускали в трапезную, но оставляли на сухом хлебе или присуждали к 100 поклонам. Работающим неутомимо св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010