Господа и Христа Его Бог сотворил вот. Можно разуметь эти слова в том смысле, что Иисус, в продолжение земной жизни своей, будучи в состоянии уничижения, скрывал Свое Божественное величие, под покровом немощного естества человеческого; а чрез воскресение, вознесение на небо и ниспослание от Отца Всесвятого Духа Утешителя, раскрылось величие Его, как Господа и Христа, как Бога и Царя неба и земли; и по воле Отца Своего, Он теперь, восседши одесную Бога Отца, воспринял всякую власть на небе и на земле, и по своему человечеству «за претерпение смерти, увенчан славою и честью» ( Евр.2:9 ). Какое действие произвела проповедь апостола Петра? Это раскрывает нам святой повествователь, апостол Лука, говоря: слышавше же, умилишася сердцем, и, реша к Петру и прочим Апостолам: что сотворим, мужие братие? ( Деян.2:37 ). Устами Апостола вещал Дух Божий; потому слово апостольской проповеди было «живо и действенно, и острее всякого меча обоюду острого» ( Евр.4:12 ): оно победило все препятствия и овладело сердцами слушателей; теперь сами они просят у Апостола наставления и руководства: «они умилились, и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» Ответ апостола Петра будете слушать в завтрашнем чтении из Апостола; завтра же предложим и объяснение на ответные слова Апостола, во славу Христа Спасителя и Бога нашего. Аминь. Беседа 5. В четверток светлые седмицы Во дни они, рече Петр к людем: покайтеся и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, во оставление грехов: и приимише дар Святого Духа ( Деян. 2:38 ). Вчера, в конце беседы, говорили мы вам, братия о том, что Иудеи, выслушав первую проповедь апостола Петра, умилились сердцем, и сказали Петру и прочим Апостолам: «что нам делать, мужи братия?» – Помните заключение Апостольской проповеди? Апостол отвечал: «И так твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли». Раскрывая Божественное величие Иисуса Христа. Петр обличает Иудеев в убийстве своего Господа Спасителя; Иудеи от этого обличения не ожесточились, а умилились сердцем и, ища средства к заглажденью своего греха, говорили: что нам делать? Может быть, из числа слушателей были и такие, которые, вместе с другими, кричали: распни, распни Его; может быть, иные не сочувствовали нечестивому воплю, а теперь все вместе сокрушаются сердцем, и ищут пути ко спасению, говоря: что нам делать? Так благотворно подействовала на них полная духа и силы проповедь апостольская!

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сердце же их не было право пред Ним и не были они верны завету Его» ( Пс.77:36–37 ). Подобными сло­вами порицал иудеев и пророк Исаия: «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). Чем же это обнаруживается? Много ведь и теперь можно найти людей, которые чтут Бога только языком. Обнаруживается это тогда, когда, как говорит пророк, «не были они верны завету Его»; когда не остаются верными заповедям Божиим, то тем самым показывают, что не имеют никакого доброго расположения к Заповедавшему и никакой совести. Относительно таких людей именно говорил Павел, что они «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ). " Он же был щедр и прощал грехи их, и не губил, и многократно отвращал ярость Свою и не воспламенял всего гнева Своего» ( Пс.77:38 ). " Прощал грехи их " , – когда? Указав на будущее время, пророк явно указал на воплощение Христа, потому что Его послал Отец для очищения грехов наших, и Он оказался настолько щедр, что начал Свою проповедь людям с призвания к покаянию, и найдя народ иудейский достойным гибели, не погубил, не истребил его до конца, а оста­вил им семя и остаток в лице уверовавших из их среды апо­столов. О них то говорил Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» ( Ис.1:9 ). Вот почему Бог умножил милость Свою и отвра­тил гнев Свой. Как же Он отвратил? Он не разжег всего гнева Своего, а разжег только отчасти, наведя его на храм и ветхий город; а если бы Он разжег его весь, то вместе с храмом погиб бы и народ и вместе с городом была бы истреблена, как в Содоме, и земля. «И Он помнил, что они плоть: дух, вы ходящий и не возвращающийся» ( Пс.77:39 ). Как может Бог забыть о нашей природе или нашей слабости? Оче­видно это говорится о воплотившемся ради нас Сыне, который не только как Творец знает нашу природу, но воплотившись узнал самим опытом нашу слабость, почему Павел и говорит о Нем: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» ( Евр.5:8 ), и еще: «ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иез.40:32 .  И по­вел меня восточными воротами на внутрен­ний двор; и намерил в этих воротах ту же меру. «И повел меня (см. объяснение ст. 24) восточными воротами на внутренний двор», – с евр.: «и повел меня внутренний двором на восток». Пророк уже вошел во внутренний двор южными ворогами и к восточным воротам ближе было ему идти этим двором. Таким образом обозрение внутреннего двора делается не в таком порядке как внешнего: там восточные, северные и южные ворота; здесь южные, восточные и северные. Это, может быть, не только потому что так путь был короче (от южных внешних ворот ближе всего были южные внутренние), но и чтобы не входить во внутренний двор столь священными восточными воротами (ср. Иез.44.1 и д.). LXX свободно: «и введе мя во врата зрящая на восток и размери я…» Иез.40:33 .  И боковые комнаты их, и столбы их, и при­творы их были той же меры; и окна в них и при­творах их были кругом; длина пятьдесят локтей, а ширина двадцать пять локтей. см. объяснение 23 ст. Иез.40:34 .  Притворы у них были на внешний двор, и пальмы на столбах их с той и другой стороны; подъем к ним – в восемь ступеней. см. объяснение 31 ст. Иез.40:35 .  Потом при­вел меня к северным воротам, и намерил в них ту же меру. Так как это уже 3-и ворота (на внутр. двор), то выражение короче, чем в 32 и след. ст. о восточных воротах. Иез.40:36 .  Боковые комнаты при них, столбы их и при­творы их, и окна в них были кругом; всего в длину пятьдесят локтей, и в ширину двадцать пять локтей. Потому же нет после «окна в них» «и в преддвериях их», как в 25–29 и 33 ст. Иез.40:37 .  Притворы у них были на внешний двор, и пальмы на столбах их с той и с другой стороны; подъем к ним – в восемь ступеней. См. объяснение 31 ст.; но в евр. «притворы» не еламмо, как там, а почему то елав, «столбы его»; может быть, пророк вместо притвора называет самую видную часть его – два входных столба; LXX как там: τα ελαμμων, " еламы». А – притвор в зал. B – первый порог. D – боковые комнаты, фее. C – проход. E – столбы, елим. F – второй порог. a, b, c, d – жертвенные столы внутри притвора ( Иез.40.39 ). e, f, g, h – жертвенные столы внутри притвора ( Иез.40.40 ). e, f, k, g – расположение наружных столов по LXX. O – сток крови по LXX ( Иез.40.38, 40 )

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но они не знают на самом деле Его, как следует, а посему не признают и Того, Который от Него пришёл и Которого Он так прославил и прославляет пред ослепшими духовно глазами их. – Слава Моя ничто: Господь, без сомнения, прославляет Себя каждым Своим действием и учением, как чрезвычайный посланник Божий; но здесь оборот речи такой же, как Ин. 5:31–32 (см. прим.), и слова Его значат: если бы Я один без воли Отца Моего (ср. 5:30, 7:17) прославлял Себя, то таковое прославление было бы ничто; «или же, говорит так, применяясь к их мнению» (Злат.). – О Котором вы говорите и пр.: образ выражения см. Ин. 10:36 , Деян. 21:29 . – Вы не познали Его см. прим. к 5:37–38. – А Я знаю Его: в противоположность неведению иудеев о Боге своём Господь указывает на Своё полное ведение Его и указывает усиленным и выразительным образом и с отрицательной и с положительной стороны. Ведение Его ( δα) есть ведение непосредственное и совершеннейшее, в противоположность ведению человеческому, посредственному и несовершенному, какое могли бы иметь и иудеи ( υκ γνκαε). «Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о Нём. Ибо каков Я, таков и Отец. А как Я Сам Себя знаю, то знаю и Его. И если скажу, что не знаю Его, то буду, подобно вам, лжецом. Ибо вы лжёте, хвалясь, что знаете Его, а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю» (Феофил., ср. Злат.). – Соблюдаю слово Его: ср. ст. 51. Вся жизнь Господа была полным выражением совершеннейшего послушания воле божественной ( Флп. 2:8 ; Рим. 5:19 ; Евр. 5:8 ), нераздельной и с Его собственной волей (ср. 5:19, 30 и парал. и прим.) 56. Ин. 8:56 . Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. Ин. 9:5 ; Лк. 17:22 ; Быт. 18:17 ; Евр. 11:13 . Авраам, отец ваш, и пр.: ответив таким образом на упрёк иудеев чем Ты Себя делаешь, Господь отвечает теперь на другой упрёк их – неужели Ты больше отца нашего Авраама? Да, отвечает Господь, Я более отца вашего Авраама, ибо Я был предметом чаяний его при земной его жизни и предметом радости его по смерти его – в раю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

50. И справедливо Господь повелел, чтобы раны уязвленных были исцелены вознесенным ввысь медным змеем 34 , потому что медный змей являлся образом креста. Христос был вознесен ввысь во плоти, но Он был распят для мира и мир был распят для Него: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ). Мир был распят в своих соблазнах, и потому не настоящий змей, но медный был вознесен, ибо Господь принял образ грешника в подлинном теле, но без подлинного греха, чтобы изображением змея показать человеческую тленность и, совлекши плотские покровы, сокрушить коварство подлинного змея. Крестом Господним, который приходит на помощь в искушениях, я изобличаю оскорбление, нанесенное еретиками Троице, получая от Троицы врачевание. 51. Когда ты читаешь в книге Моисея 35 , что Господь, будучи искушаем, насылает змей на иудейский народ 36 , тебе необходимо или признать единство божественного величия Отца, Сына и Святого Духа, или согласиться, что апостол, говоря, что Дух был искушаем, словом «Господь» называет Духа. Обращаясь к евреям, апостол говорит, что был искушаем именно Святой Дух: так говорит Дух Святый: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали и видели дела Мои. Сорок лет был Я рядом с этим поколением и сказал: они непрестанно заблуждаются сердцем и не познали путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Евр. 3:7–11 ). 52. По словам апостола, Дух был искушаем. Если Он был искушаем, то Он же водительствовал иудейский народ в Землю обетованную, как об этом написано: вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не уставали, и как стадо в долине; от Господа сошел Дух и вел их ( Ис. 63:13–14 ). Именно Дух посылал безоблачный дождь небесной пищи 37 ; Он же плодородным ливнем взращивал ежедневный урожай, который земля не производила и крестьянин не сеял 38 . 53. Рассмотрим по порядку. Бог обещал иудеям покой 39 , Дух этот покой называет Своим. Бог Отец вспоминает, что был искушаем нечестивыми, и Дух говорит, что был искушаем теми же нечестивыми, потому что одним искушением искушали святотатцы единое Божество Троицы. Бог выносит приговор иудейскому народу, который не сможет вступить в землю, изобилующую молоком и медом 40 , то есть в покой воскресения; и тот же приговор выносит Дух: Не войдут в покой Мой ( Пс. 94:11 ; Евр. 3:11 ). Таково выражение единой воли и превосходство единой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ибо сказано: «Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но на самое небо, чтобы предстать ныне за нас» ( Евр.9:24 ). Там есть завеса, не такая, какая была в иудейском храме (Ср. Исх.26:31 ), но более страшная. Послушай же, что это за завеса, чтобы узнать, что означает та Святая Святых, а что эта. " Имея, – сказано, – дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою» ( Евр.10:19–20 ). Ты увидел, что эта завеса страшнее той? Во все это я хотел вас посвятить сегодня 37 . Возвращение к теме произнесения клятв 2 . Но что со мной? Меня не покидает мысль о клятвах, терзая мою душу. Однако я знаю, что многие упрекнут меня в преувеличении, услышав, что она терзает мою душу. Ибо они считают этот грех незначительным, и поэтому я сокрушаюсь еще сильнее. Ведь другие грехи и суть тяжкие, и считаются тяжкими: например, убийство и прелюбодеяние и есть тяжкие грехи, и считаются тяжкими; клятва же – тяжкий грех, однако не считается тяжким. Поэтому я сокрушаюсь и боюсь этого греха. Вот, поистине, вот коварство дьявола – вовлечь нас в скрытый грех, и словно подмешивая яд к обычной пище, он коварно замышляет окутать клятву 38 подобным людским предубеждением. Что же? Посвятим все наше наставление клятвам? Конечно же, нет, поскольку я надеюсь, что хоть кто-то исправился. Ведь когда вышел сеятель, не всякое зерно упало в терние, и не всякое на камни, но многие попали в добрую землю (Ср. Мф.13:5–8 ). Так и ныне: не может быть, чтобы после такого наставления, [произнесенного] при стечении столького народа 39 , не было никого, кто мог представить плод. Итак, поскольку многие исправились, хоть еще и не все, разделим и мы нашу речь. В самом деле, тем, кто не исправился, не следовало бы вообще слушать слова о Таинствах, но, дабы не навредить другим, мы окажем милость нерадивым ради ревностных: ибо гораздо лучше оказать милость этим ради тех, чем повредить ревностным из-за нерадивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

кд. И снъ твой добрйшїй, єгоже любиши, мечемъ падетъ, и крпцыи ваши мечемъ падтъ и смиртс: 24. Мужи твои падут от меча, и храбрые твои – на войне. 24 . Падение сына добрейшего и любимого – причина крайнего огорчения и печали матерински-нежной души. Пророк говорит, обращаясь к отечеству Иудеев и представляя его под образом матери (в других случаях – дочь Сиона или Иудина), которой нежно любимый сын (в собирательном смысле – дети) пал на войне. В евр. т. эти дети отечества называются просто – мужи твои и храбрые твои, т. е. воины ( крпцыи). кє. И восплачтс хранилища утварей вашихъ, и станешис єдина и землю ударена бдеши. 25. И будут воздыхать и плакать ворота столицы, и будет она сидеть на земле опустошённая. 25 . И восплачтс хранилища утварей вашихъ (το κσμου μν=украшения вашего). По блаж. Феодориту, «восплачутся» значит: опустеют вместилища украшения вашего, потому что предметы убранства вашего будут расхищены неприятелем. Евр. текст в первой части стиха даёт несколько иную мысль: будут воздыхать и плакать ворота – там, где собирался народ для обсуждения общественных дел, для суда, для торговли (между прочим, и предметами роскошного убранства), будут раздаваться вздохи и плачь – отчасти вследствие прекращения возможности открытого отправления общественных дел, открытой торговли во время неприятельского вторжения в страну, отчасти вследствие оскудения людей. Опустошённая страна иудейская, т. е. её жители, после опустошения страны «будут сидеть на земле» – поверженные в глубокое горе (ср. Ис.47:1 ). Глава IV а. И имтс седмь женъ за мжа єдиного, глаголющ: хлбъ нашъ сти бдемъ и в ризы наш дватис, точїю им тво да наречетс на насъ, им укоризн наш. 1. И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: «свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем, – сними с нас позор». 1 . Седмь женъ – круглое число. Вследствие погибели мужчин на войне, женщинам не за кого будет выходить замуж. Терпя вследствие того позор безчадия ( Быт.16:4; 30:23 ; 1Цар.1:6 ) и безбрачного состояния ( Суд.11:37–38 ), женщины будут искать себе сами мужей и по нескольку вместе будут предлагать себя в жёны одному мужчине, уверяя при том, что содержания они не потребуют от мужа своего (ср. Исх.21:10 ), а будут считать достаточным, если он даст им своё имя (ср. Ис.63:19 ; Иер.7:10 ), если они будут принадлежать ему, будут называться и станут действительно его жёнами (ср. названия «Сара, жена Авраама», Быт.12:17 ; «Рахиль, жена Иакова» – Быт.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:18–19 ср. 18:36–37). Однако, если первые люди здесь последние, то за то они будут первыми в будущей жизни. И. Христос относил новое мздовоздаяние ко второму Своему пришествию. Так же учили о временных страданиях и апостолы. Они смотрели на здешнюю жизнь, как на временное жилище человека, как на гостиницу, ожидая полного воздаяния после воскресения ( 1Пет. 2:11 ср. Евр. 13:13–14 ; 2Кор. 4:17–18; 5:1–10 и др.). Апостол Павел в ярких красках везде рисует участь добрых, зная ее по собственному опыту, он фактами подтверждает ту свою мысль, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь ( 2Тим. 3:12–13 ), говоря, что добрые люди замучены были. Другие испытали поругание и побои, а также узы и темницы; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пыткам, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостаток, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по темницам и ущельям земли ( Евр. 11:35–38 ). Апостолу Павлу принадлежит также характерное учение о том, что жизнь истинных последователях Христа, должна во всем представлять подобие жизни Христовой, и быть смертью для греха, как и Христос страдал и умер для умерщвления греха и оживления добра, и что только под этим условием вменяются людям заслуги Христовы ( Гал. 2:16–20 ; Кол. 3:3 ; 2Кор. 4:10–12 ; Рим. 6; 7:1–6 ; Гал. 5:13–25 ; Рим. 8:1–13 . Ключ ко всем подобным местам – 2Кор. 5:14–17 ). Апостол Петр страдание добрых людей считает их призванием, потому что, это страдание за правду, угодное Богу ( 1Пет. 2:19–21; 3:14–17 ). Поэтому, не должно бояться или стыдиться страдания, напротив, должно принимать его с радостью, лишь бы это было честное страдание за правду ( 1Пет. 4:14–16 ). Страдания эти неизбежны для всякого истинного последователя Христова, который непременно должен разделить участь Христа, вступив на указанный Им путь доброй жизни, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Душа Душа наша тоже имеет свою внешность и свою внутренность. Разум – это как бы лицо души, которое видимо для всех: «Мудрость человека просветляет лицо его» ( Еккл. 8:1 ), и разумного человека всякий узнает по беседе, по нраву, по делам, все это внешность душевная. Совесть же в душе – это ее внутренность, недоступная ничьим взорам. «Приступит человек к покаянию – и глубоко, и чисто сердце его» ( Пс. 63:7 ). Если же после покаяния он возвращается к своим прежним беззакониям, то впадает в столь великое зло, что вредит и внешность душевную, и внутренность, то есть и разум, и совесть (1). Духовным виноградом является наша душа, насажденная в нашей плоти как бы в земле, но живущая больше там, где что-либо любит, нежели там, где существует. Существует она в плоти, а все ее желания там, где она что-либо любит: «где сокровище... там и сердце» ( Мф. 6:21 ); где любимая кем-нибудь вещь, там и душа его. Корень этого духовного винограда души, углубляясь умом в то, о чем он мечтает непрестанно, и, обходя дольнее и горнее, там и насаждается, углубляясь своими помышлениями, где ему понравится, независимо от того, доброе это место или худое. Пройдем же умным хождением прежде всего пределы мира сего и поищем хорошее место для насаждения нашего винограда (1). Душа каждого человека – это бисер, и может ли сравниться с ним какой-нибудь из вещественных земных бисеров? Весь поднебесный мир не сравнится с ним: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16:26 ). И не только в поднебесной, но и на небесах, среди всех созданий Божиих не найдется ничего драгоценнее души, ибо ради нее создано и небо, как говорит святой Златоуст: «Человек по душе своей дороже всего мира, ибо ради него созданы небо, и земля, и море, и солнце, и звезды. Цена же души такова, какова цена Крови Христовой, излиянной за нас». Этот бисер мы имеем без купли, ибо он дан нам Создателем нашим даром: «Дал мне душу Божественным и животворящим вдохновением», – и нужно только суметь держать его, не потерять, не погубить души. Однако и этот бисер – душа, говорю, наша, – хотя по природе своей, созданной Богом, и совершенен, но по благодати несовершенен и требует еще много для своего совершенства, ибо кто может быть совершенным? Для того-то многие из святых «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин» ( Евр. 11:37–38 ); прожили жизнь свою в столь многих трудах, желая достигнуть совершенства (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 9 1–5. День народного покаяния. 6–38. Покаянная молитва Ездры. 39. Обязательство соблюдать закон. Неем.9:1 .  В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. День покаяния, о котором идет речь в гл. IX, не был установленным в законе днем «очищения» ( Лев. 16:29–34, 23:26–32 ): это – был нарочито назначенный день для выражения тех покаянных чувств, которые взволновали народ при чтении закона. Внешним знаком этих чувств у евреев издавна были пост, вретище и посыпание пеплом головы (ср. 1Цар. 4:12 ; 2Цар. 1:2 ; Иоил. 1:13 ). Неем.9:2 .  И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. «И отделилось семя Израилево от всех инородных». Приведенное замечание некоторые экзегеты (Кейль, Шульц, Бертолет) понимают как указание на окончательный разрыв со всем языческим, другие же, более справедливо, как указание на допущение в описываемое собрание 24 дня седьмого месяца только израильтян (Риссель). Неем.9:3 .  И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему. «И стояли на своем месте»: точнее было бы передать «и встали на своем месте» (каждый), – без сомнения, для слушания книги закона Божьего. Четверть дня продолжалось чтение книги закона, а четверть дня, по ст. 3, «исповедовались и поклонялись Господу Богу своему». Форма исповедания и поклонения описывается далее в ст. 4–37. Неем.9:4 .  И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу Богу своему. Неем.9:5 .  И сказали левиты – Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Вместо перечисленных в ст. 5 восьми имен левитов у LXX (и в слав.) названо только пять, так как имена Вания, Вунний и Вания LXX, очевидно, поняли в смысле нарицательных bnej, ben, сыновья, сын. Отсюда вместо чтения евр. текста Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания у LXX получилось: Иисус сыновья Кадмиила, Шевания и пр. Но, несомненно, Вания есть собственное имя череды левитов ( Неем. 3:17, 10:14 ). По ст. 4-му, левиты, стоя на возвышенном месте, «громко взывали к Господу Богу своему», т.е., вероятно, громким голосом произносили какую-либо покаянную молитву. Вслед за этим, как видно из ст. 5-го, левиты призывали к молитве и народ. В ст. 5-м называются имена этих левитов. Из тожества большинства имен (из восьми – пяти) с названными в ст. 4, следует заключать, что в обоих стихах разумеются одни и те же лица. Три различных имени (Вунний, Вания и Хенани в ст. 4, Хашавния, Годия и Пеахия в ст. 5) возникли, может быть, по ошибке переписчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010