Эсхил (525-456) написал 70 трагедий и 20 сатировых драм, из которых известны названия 79. Целиком сохранились 7 трагедий, среди которых - единственная, полностью уцелевшая трилогия «Орестея», повествующая о событиях Троянской войны: «Прометей прикованный», «Просительницы», «Семеро против Фив». Трагедии Эсхила наполнены глубоким морально-религ. смыслом и отличаются патетикой и величественностью образов героев. Софокл (496-406) был не только известным трагиком, но и активным политическим деятелем эпохи расцвета Афин, способствовал введению культа малоазийского бога Асклепия в Афинах. Софокл ввел в структуру театрального действия 3-го актера, увеличил число участников хора до 15 чел., впервые начал использовать нарисованные декорации. Более чем из 120 произведений Софокла сохранились 7 трагедий: «Эдип царь», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Филоктет», «Аякс», «Электра» и «Трахинянки». Для творчества Софокла характерно создание образов ярких, сильных личностей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации. Софокл ставил важные вопросы о неотвратимости рока, соотношении человеческих законов и божественных установлений. Софокл был самым успешным афинским трагиком. Поскольку театральные представления происходили в виде состязания с участием 3 авторов, каждый автор занимал к.-л. место. Софокл 20 раз был 1-м, во всех др. случаях был 2-м и никогда не был последним. Еврипид (480-406) за всю жизнь был признан первым 3 раза. Однако большая популярность его произведений в эллинистическое и рим. время способствовала сохранению большего, чем у др. авторов, числа сочинений: из 92 драматических произведений полностью сохранились 17 трагедий и сатирова драма. Особой популярностью пользовались трагедии, в к-рых Еврипид смог создать яркие образы жен. персонажей, что было новаторством для сцены («Медея», «Ипполит», «Гекуба», «Гераклиды», «Электра», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Вакханки»). Для трагедий Еврипида характерны сложные психологические образы героев, показ максимально обостренных эмоций человека, осознание трагичности человеческой судьбы. Из произведений Еврипида сохранилась единственная известная нам сатирова драма «Киклоп», основанная на эпизоде об ослеплении Полифема из «Одиссеи» Гомера.

http://pravenc.ru/text/Древняя ...

И на огонь я нашлю им беду. И душой веселиться Станут они на нее и возлюбят... 1291 , (2) Еврипид сочинил: ...и вместо этого огня другое пламя, несокрушимое, пошлю я в виде девы 1292 . (3) А слова Гомера: Один лишь не может ничем побежден быть желудок, жадный, насильственный, множество бед причиняющий смертным 1293 , – (4) переписал он так: Дай силы мне преодолеть желудок, насильственный и жадный, зла источник 1294 . (5) Кроме того, комический поэт Каллий написал: Для безумца, как говорят, все остальные безумны. 1295 (6) А Менандр так пересказывает это в «Полуменах» 1296 : Полезен разум не всегда. Разумней перед безумными предстать безумцем. (7) Антимах Тиосский 1297 сказал: Множество бед принесли людям дары. (8) Агий 1298 же сочинил: Дары человеческий разум предают и дела. (13,1) Гесиод сказал: Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете, но ничего не бывает ужасней жены нехорошей. 1299 (2) Симонид [из Аморгоса] вторит ему: Лучше хорошей жены ничего нет для мужа, нет ничего ужасней жены нехорошей. 1300 (3) Далее. Эпихарм сказал: Много ли, мало ли жить – пусть тебе будет едино. 1301 (4) А Еврипид пишет: Отчего при добром здравье неуверенность, что мешает жить счастливо и беспечно? 1302 (5) Вслед за словами комедиографа Дифила: Слишком изменчива жизнь человека 1303 , – (6) Посейдипп говорит: Никто из смертных жизнь свою беспечно не в силах до конца пройти, избегнув бед 1304 . (7) Но ведь так говорит и Платон, называя человека существом изменчивым 1305 . (8) Согласно Еврипиду: О, смертных жизнь многопечальная, всему подвержена легко. Вот ты растешь, а вот уж тлеешь. Один предел положен смертным, Ведет их путь всегда к единому Концу всепоглощающему, посланному Зевсом 1306 . (9) А Дифил пишет: Как жизнь пройти безбедно? Не избегнуть забот, невзгод, потерь, сомнений и болезней. И смерть, как врач, дает успокоенье, покой дарует в вечном сне. 1307 (14,1) Далее, вослед за Еврипидом, говорящим: Многовидны явленья божественных сил, против чаянья много решают они, 1308 – (2) трагический поэт Феодект пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

372 Изображение Париса ритором и мнение автора, что лучше бы ему быть философом, – мотив чисто византийский. 373 Гера, как и Зевс, считалась повелительницей сил природы – молнии и грома; Афина в ее древнейшем образе почиталась как богиня неба. 374 1 Эвадна – жена аргосского царя Капанея; бросилась в погребальный костер мужа, погибшего в походе Семерых против Фив. Алкеста – супруга фессалийского героя Адмета, согласившаяся вместо мужа сойти в Аид (см. трагедию Еврипида «Алкестида»). Антиопея–амазонка, ставшая женой афинского царя Тесея, погибла в битве с соотечественницами, пытавшимися отнять ее у Тесея. Теано – жена Антенора, сестра Гекубы, жрица богини Афины в Трое. О ее судьбе см.: «Илиада», II, 223; VI, 297 и сл. Энона – первая жена Париса, оставленная им ради Елены; получив ранение в битве под Троей, Парис попросил вылечить его, но она его прогнала. После смерти Париса Энона раскаялась в своем поступке и повесилась. Лукреция – жена Коллатина; обесчещенная Секстом Тарквинием, покончила с собой. Панфея – жена Абрадата, противника персидского царя Кира. Порция – жена Брута, отомстившего Тарквиниям за позор Лукреции. 375 Федра – вторая супруга Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и покончившая с собой от неразделенной любви (см. трагедию Еврипида «Ипполит»). Филонома – неизвестный мифологический персонаж, упоминаемый только Цецем. Сфенебоя – жена аргосского царя Прета, воспылавшая безнадежной любовью к Беллерофонту и пытавшаяся соблазнить его. 381 Иоанн Цец нарушает историческую истину: во времена Гомера фаланги не было, она появилась только в IV веке до н. э.; изобретена Филиппом Македонским. 384 Перевод выполнен по изданию: «Mich. Andreopuli Liber Syntipae ed. V. Jernstedt.» Записки императорской Академии наук, т. XI. СПб., 1912. 387 AP, IX, 202. Феон из Александрии – математик IV в. н. э. Прокл – философ неоплатоник V в. н. э. Здесь речь идет, видимо, о их астрономических сочинениях, изданных вместе. 391 Порфирий (досл. «багряный» от πορφυρους) – прозвище философа-неоплатоника III в. н. э., родом из Финикии, данное ему ритором Лонгином вместо собственного его имени «Малх».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

нее " 177 . Его приговорили к смерти, и теперь за осуждение было подано еще на 80 голосов больше. И через несколько дней в тюрьме он выпил цикуту. Перед этим он произнес много прекрасных и благородных рассуждений (которые Платон приводит в «Федоне»), а по мнению некоторых, сочинил и пеан, который начинается так: Слава тебе, Аполлон Делиец с сестрой Артемидой! (Впрочем, Дионисодор утверждает, что пеан принадлежит не ему.) Сочинил он и эзоповскую басню, не очень складную, которая начинается так: Некогда молвил Эзоп обитателям града Коринфа: Кто добродетелен, тот выше людского суда 178 . 43, 44 Так расстался он с людьми. Но очень скоро афиняне раскаялись: они закрыли палестры и гимнасии, Мелета осудили на смерть, остальных – на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую работы Лисиппа, поместив ее в хранилище утвари для торжественных шествий; а когда Анит приехал в Гераклею, гераклейцы в тот же день выслали его вон. И не только за Сократа, но и за многих других приходилось раскаиваться афинянам: с Гомера они (по словам Гераклида) взяли 50 драхм пени, как с сумасшедшего; Тиртея называли помешанным; и из всех Эсхиловых товарищей первым воздвигли бронзовую статую Астидаманту. Недаром Еврипид укоряет их в своем «Паламеде» 179 : ...Сгубили, сгубили вы Соловья Аонид, премудрого, не преступного. Вот как об этом пишут; впрочем, Филохор утверждает, что Еврипид умер раньше Сократа. 45 Родился он (как сообщает Аполлодор в «Хронологии») при архонте Апсефионе, в четвертый год 77-й олимпиады, шестого Фаргелиона, когда афиняне совершают очищение города, а делосцы отмечают рождение Артемиды. Скончался он в первый год 95-й олимпиады в возрасте 70 лет. Так пишет Деметрий Фалерский; но некоторые считают, что при кончине ему было шестьдесят лет. Слушателем Анаксагора он был вместе с Еврипидом, который родился в первый год 75-й олимпиады, при архонте Каллиаде. Я полагаю, что Сократ вел беседы и о физике – во всяком случае даже Ксенофонт хоть и утверждает, будто беседы его были только об этике, но признает, что он рассуждал и о провидении 180 ; и Платон хоть и упоминает в «Апологии», как Сократ отрекается от Анаксагора и прочих физиков 181 , но сам же рассуждает об их предметах, приписывая все свои речи Сократу.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

5). 5 Фрагмент Еврипида, известный только из Афиногора. Ср.: Финикиянки. 86–87. 6 Фрагмент Еврипида, часто цитируемый апологетами, ср.: Климент Александрийский. Протрептик. II, 25, 3; VII, 74, 1. 7 Фрагмент приводится у Плутарха как относящийся к трагедии «Меланипп». См. этот стих в: пс. — Иустин. О единовластии. 5. 8 См. в: пс. — Иустин. Увещании к эллинам гл. 18 и О единовластии гл. 2. 9 Лисий и Опсим — последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36). 10 Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять. 11 См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10. 12 См. Тимей. 41a 13 Κατ ξτασις λογισμου: подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: εν εκστσει), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22). 14 Ср. Исх. 20:2–3; Пс. 88:7 15 Точнее: силу в единстве (εν τη ενσει δυναμιν) 16 Платон. Горгий. 523c–524a. 17 Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). См. об этом у Афиногора. О воскресении. 16, 5. 18 Гомер. Илиада. IX, 499–501. 19 Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. 20 Эти имена вероятно вставлены в текст переписчиками. 21 О Филиппе, родом кротонце, который по смерти был удостоен божеской почести, см. Геродот. V, 47. 22 Онесил был брат Георгоса царя саламинского, на острове Кипр. Геродот. V,104 и сл. 23 Гамилькар — карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Геродот. V II, 167. 24 Государство. 269d. 25 Геродот. Ист. II. 53. 26 Саврий и Кратон известны только по этому упоминанию. 27 См. у Плиния. XXXV. 12. 28 Безгрудой 29 Гомер. Илиада. ХХ, 131. 30 Гомер. Илиада. XII, 302. 31 Гомер. Илиада. XIV, 246. 32 Орфический фрагмент 57 (Kern). 33 Платон. Тимей. 17d. Ср.: пс. — Иустин. Увещание к эллинам. 22. 34 Орфический фрагмент 167 (Kern). 35 Гомер. Илиада. IV, 23. 36 Гомер. Илиада. IV, 24. 37 Гомер. Илиада. XXII, 168. 38 Гомер. Илиада. XVI, 433–434. 39 Гомер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   Из смертных всех блаженней тот,    кто до конца прожил размеренно.    (5) У комического поэта Аристофана сказано:    Муж-старик — горе жене молодой.    (6) Анакреонт же сочинил:    Изменчивого Эрота пою,    увенчанного пышною гирляндой,    сильнейшего из всех богов,    властителя над смертными.    (7) И Еврипид:    Не только лишь мужей и жен    могучий поражает Эрот.    Он и богов всевышних    смущает души, и морей глубины.    (15,1) Но чтобы не длить далее это наше рассуждение, в котором мы показываем плагиат греков, приводя их собственные слова и мнения, вспомним свидетельство софиста Гиппаса Элейского, который так писал о нашем предмете: (2) «Одно из этого, пожалуй, сказано уже у Орфея, другое — у Мусея, третье — у Гомера, четвертое — у Гесиода, хотя вкратце и вразброс, а также у других поэтов и прозаиков, эллинских и варварских. Я же все это сведу вместе, соединяя наиболее важное и подобное друг с другом. И это придаст нашему произведению новизну и разнообразие».    Заимствования философов, риторов и историков    (16,1) То же, что от заимствований не свободна философия, история и даже риторика, показывают следующие примеры.    (2) Подобно Алкмеону из Кротона, который сказал:    Врага остеречься легче, чем друга, -    (3) Софокл сочинил в Антигоне:    Есть ли на свете язва злее, чем неверный друг?    (4) А Ксенофонт пишет: «Можно ли навредить врагу более, чем представившись другом?»    (5) Еврипид в Телефе пишет:    Станем ли мы, эллины, рабами варвара?    (6) Фразимах же в речи к Ларисианам говорит: «Что же? Мы станем рабами Архелая? Греки — рабами варвара?»    (17,1) Орфей сочинил:    Смерть душе — вода, но водам она возмещенье,    а из воды — земля, из земли же вода вновь родится,    а из воды — душа, что весь эфир обегает.    (2) Гераклит же из этих строк составил такое высказывание: «Душам смерть — воды рожденье, воде смерть — земли рожденье, из земли вода рождается, а из воды — душа».    (3) Атамант пифагореец сказал: «Нерожденных начал и корней всего — четыре: огонь, вода, воздух, земля. Из них произошло все остальное.» (4) А Эмпедокл из Акраганта сочинил:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

История статуи Сараписа § XLIX. Об Антиное § L. Сивилла о языческих капищах; боги-привратники § LI. Идолы ничтожнее любого живого существа § LII. О бесчувствии идолов § LIII. О гибели храмов в огне и о людях, позировавших изготовителям идолов § LIV. О людях, провозглашавших себя богами § LV. Боги – это умершие люди и демоны § LVI. О почитании материи § LVII. О «своднической» роли искусства § LVIII. О коварстве искусства, скульпторах и магах § LIX. О непотребстве в поэмах Гомера § LX. О связанном с идолопоклонством разврате § LXI. О связанном с идолопоклонством разврате (продолжение) § LXII. Счастлив отринувший идолы § LXIII. Богом является не природа, а ее Создатель Глава пятая. Ложные мнения философов о богах § LXIV. Об обожествлении философами стихий § LXV. Приоритет персов в обожествлении стихий § LXVI. О философах, поднявшихся над почитанием элементов Глава шестая. Проблески истины у философов § LXVII. О суетности философов § LXVIII. Платон – помощник в поисках истины § LXIX. Истина постигается благодаря Богу § LXX. Учителя Платона – варварские народы § LXXI. Антисфен, Ксенофонт и Сивилла § LXXII. О Клеанфе Глава седьмая. Проблески истины у поэтов § LXXIII. Ссылка на Арата и Гесиода § LXXIV. Еврипид, Софокл и раскаяние Орфея § LXXV. Критика культа Кибелы у Менандра и Антисфена § LXXVI. Гомер и Еврипид в роли обличителей богов Глава восьмая. Истина в писаниях пророков § LXXVII. Обращение к Сивилле § LXXVIII. Обращение к Иеремии и Исаии § LXXIX. Обращение к Моисею и другим пророкам § LXXX. Обращение к Притчам Соломона и другим ветхозаветным текстам § LXXXI. О суетности и лжи язычников Глава девятая. Истина в новозаветных текстах § LXXXII. Обращение к Посланию к Евреям и другим новозаветным текстам § LXXXIII. Свобода или рабство, жизнь или смерть? § LXXXIV. «Сегодня» и вечность § LXXXV. Цена спасения § LXXXVI. Цена спасения (продолжение) § LXXXVII. Обращение к апостолу Павлу § LXXXVIII. О единстве Глава десятая. Критика безбожных обычаев, людского невежества и косности § LXXXIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

184 ...зажгоша храмы и пламень воздвигоша великъ. – В Хронике Манассии слов «зажгоша храмы» нет (см. наст. изд., т. 9). Составитель «Повести» вставил их напрасно: речь шла о том, что вышедшие из коня воины должны были факелом подать знак греческому войску, а не устраивать в городе пожар. 185 Инде же пишеть... – Составитель «Повести» указывает, что он, завершив выписку из текста хроники Манассии, вновь обращается к «Притче о кралех». 186 ...тм же образомъ, аки конь... – Этих слов нет в «Притче», они – неудачное пояснение составителя «Повести». Возможно, он не понял, что «фариж» – это слово, обозначающее коня. Отсюда и бессмысленность перевода: «серый конь, видом подобный коню». 189 И повел еа и со Александром ускнути. – Как предположил М. Н. Ботвинник (см.: Ботвинник. Комментарий. С. 207), рассказ о казни Париса и Елены принадлежит латинской повести – оригиналу «Притчи о кралех». У Еврипида в трагедии «Андромаха» лишь говорится, что Менелай, собравшийся казнить жену, увидев ее, по-прежнему блистающую красотой, прощает. (О различных версиях, касающихся судьбы Елены, см. в посвященной ей статье в кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1991. Т. 1. С. 431–432). 190 И с ними Поликсену... яко ея ради погибе. – По мифологической традиции Поликсену убивает над могилой Ахилла его сын – Неоптолем. 191 Сия увдвше гражене, побиша их камениемъ. – Это один из вариантов мифа о судьбе Гекубы, перекликающийся с сюжетом одноименной трагедии Еврипида «Гекуба». По другой версии, царица была убита греками. 192 ...творець Омиръ... – Составитель «Повести» самостоятельно называет имя Гомера – его в данном тексте не упоминают ни Константин Манассия, ни автор «Притчи о кралех». Правда, Манассия говорит о Гомере ранее, но там обещает рассказать о событиях «He якоже Омиръ описует» (см. наст. изд. Т. 9). 193 ...сынъ царя Каеты, а инд пишеть Фирелеша. – Фирелеш, вероятно, искаженное имя Пелей, что же касается Каеты, то это имя в «Притче» носит Ликомед, у которого воспитывался малолетний Ахилл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непостоянен случай для смертных. 1309 (3) Вакхилид произнес: Немногим смертным божество дает в счастливом провести блаженстве годы, до старости не повстречав беды 1310 . (4) А комический поэт Мосхион вторит ему: Из смертных всех блаженней тот, кто до конца прожил размеренно. 1311 (5) У комического поэта Аристофана сказано: Муж-старик – горе жене молодой. 1312 (6) Анакреонт же сочинил: Изменчивого Эрота пою, увенчанного пышною гирляндой, сильнейшего из всех богов, властителя над смертными. 1313 (7) И Еврипид: Не только лишь мужей и жен могучий поражает Эрот. Он и богов всевышних смущает души, и морей глубины. 1314 (15,1) Но чтобы не длить далее это наше рассуждение, в котором мы показываем плагиат греков, приводя их собственные слова и мнения, вспомним свидетельство софиста Гиппаса Элейского, который так писал о нашем предмете: (2) «Одно из этого, пожалуй, сказано уже у Орфея, другое – у Мусея, третье – у Гомера, четвертое – у Гесиода, хотя вкратце и вразброс, а также у других поэтов и прозаиков, эллинских и варварских. Я же все это сведу вместе, соединяя наиболее важное и подобное друг с другом. И это придаст нашему произведению новизну и разнообразие». 1315 Заимствования философов, риторов и историков (16,1) То же, что от заимствований не свободна философия, история и даже риторика, показывают следующие примеры. (2) Подобно Алкмеону из Кротона, который сказал: Врага остеречься легче, чем друга 1316 , – (3) Софокл сочинил в «Антигоне»: Есть ли на свете язва злее, чем неверный друг? 1317 (4) А Ксенофонт пишет: «Можно ли навредить врагу более, чем представившись другом?» 1318 (5) Еврипид в «Телефе» пишет: Станем ли мы, эллины, рабами варвара? 1319 (6) Фразимах же в речи к Ларисианам говорит: «Что же? Мы станем рабами Архелая? Греки – рабами варвара?» 1320 (17,1) Орфей сочинил: Смерть душе – вода, но водам она возмещенье, а из воды – земля, из земли же вода вновь родится, а из воды – душа, что весь эфир обегает. 1321 (2) Гераклит же из этих строк составил такое высказывание: «Душам смерть – воды рожденье, воде смерть – земли рожденье, из земли вода рождается, а из воды – душа». 1322

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

5. Фрагмент Еврипида, известный только из Афиногора. Ср.: Финикиянки. 8687. 6. Фрагмент Еврипида, часто цитируемый апологетами, ср.: Климент Александрийский. Протрептик. II, 25, 3; VII, 74, 1. 7. Фрагмент приводится у Плутарха как относящийся к трагедии " Меланипп " . См. этот стих в: пс.-Иустин. О единовластии. 5. 8. См. в: пс.-Иустин. Увещании к эллинам гл. 18 и О единовластии гл. 2. 9. Лисий и Опсим - последователи Пифагора, о которых упоминает Ямвлих (Жизнь Пифагора. 36). 10. Число десять называется четверочастным, потому что один, два, три и четыре будучи сложены, составляют десять. 11. См. Тимей. 28c. Ср. Иустин. Апология II, 10. 12. См. Тимей. 41a 13. οου: подобное выражение встречается у Иустина (Разговор с Трифоном. гл. 115: ε εε), и Тертуллиана (Против Маркиона. IV, 22). 14. Ср. Исх.20:23; Пс.88:7 15. Точнее: силу в единстве (ε εε υ) 16. Платон. Горгий. 523c524a. 17. Эти слова взяты из Гомера (Илиада. XVI, 672). См. об этом у Афиногора. О воскресении. 16, 5. 18. Гомер. Илиада. IX, 499501. 19. Келей и Метанир были родители Триптолема, у которых Церера во время поисков дочери своей Прозерпины пользовалась гостеприимством. 20. Эти имена вероятно вставлены в текст переписчиками. 21. О Филиппе, родом кротонце, который по смерти был удостоен божеской почести, см. Геродот. V, 47. 22. Онесил был брат Георгоса царя саламинского, на острове Кипр. Геродот. V,104 и сл. 23. Гамилькар - карфагенский царь, бросившийся в огонь после поражения под Сиракузами. Геродот. VII, 167. 24. Государство. 269d. 25. Геродот. Ист. II. 53. 26. Саврий и Кратон известны только по этому упоминанию. 27. См. у Плиния. XXXV. 12. 28. Безгрудой 29. Гомер. Илиада. ХХ, 131. 30. Гомер. Илиада. XII, 302. 31. Гомер. Илиада. XIV, 246. 32. Орфический фрагмент 57 (Kern). 33. Платон. Тимей. 17d. Ср.: пс.-Иустин. Увещание к эллинам. 22. 34. Орфический фрагмент 167 (Kern). 35. Гомер. Илиада. IV, 23. 36. Гомер. Илиада. IV, 24. 37. Гомер. Илиада. XXII, 168. 38. Гомер. Илиада. XVI, 433434. 39. Гомер. Илиада.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/68/f...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010