Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛАМПИЙ (Пятницкий Петр Никитич; 1794, с. Пятницкое Пошехонского у. Ярославской губ.- 12.03.1862, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Никиты Добратина, фамилию получил позже по названию родного села. Обучался в Ярославской ДС (1805-1816), затем в МДА (1816-1820). На 2-м курсе сделал перевод слова свт. Василия Великого на праздник Крещения, к-рый был одобрен и напечатан в ж. «Христианское чтение» . 18 сент. 1820 г. удостоен степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром по греч. языку. 21 нояб. 1822 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года рукоположен во диакона, 9 дек.- во иерея. Св. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, передал ему в благословение параман, клобук и пояс, а также 100 р. «на устроение прочей одежды». В 1823 г. Е. был включен в число соборных иеромонахов Троице-Сергиевой лавры . В 1822 г. утвержден в звании действительного члена академической конференции, в окт. 1823 г.- в звании члена академического правления, с нояб. 1824 до июня 1827 г. служил библиотекарем МДА. В нояб. 1825 г. перемещен на должность бакалавра по богословским предметам и вошел в состав Цензурного комитета, учрежденного при МДА. 15 февр. 1826 г. стал инспектором МДА и в том же году - экстраординарным профессором, преподавал нравственное, обличительное (полемическое) и пастырское богословие. С 1826 г. был присутствующим в Радонежском духовном правлении. С 19 июня по 29 июля 1827 г. ревизовал Владимирскую, Казанскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую семинарии, со 2 сент. по 8 нояб. 1829 г.- Тульскую, Воронежскую и Курскую семинарии. 31 дек. 1828 г. определен 2-м членом открывшегося Московского духовного цензурного комитета. В 1830 г. входил во Временный комитет, учрежденный Святейшим Синодом при МДА для пересмотра и исправления слав. перевода бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. 18 нояб. 1831 г. определен ректором Вифанской ДС и профессором богословия.

http://pravenc.ru/text/187171.html

III. Обозрение паремий, первой седмицы поста, положенных на 6-м часе и на вечерне пяти обычных постных дней При таковом начальном возбуждении к покаянию, вводящем каждого в себя в утреннее богослужение, в дневном богослужении 38 в Паремье 39 на 6-м часе слышим грозный обличительный глас Пророка Исаии, сына Амосова. Евангелист Церкви ветхозаветной, – Исаия во всей силе раскрывает пред нами грозные пророческие видения свои, которые он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии 40 , царей Иудейских, и первыми же словами: видения на Иудею и Иерусалим, как по духу грозных видений в переводе Славянском выражается, поражает внутреннее чувство наше. Кто, хотя мало знакомый со священною Историей, кто не знает, что Иудея, что Иерусалим? Иудея, это святилище Божие ( Пс.113:2 ), Иерусалим, это, по слову самого Спасителя ( Мф.5:35 ), град Царя великого, Царя неба и земли. Если же грозные видения Исаии, как покрытое темными тучами небо, разверзаются над Иудею, достоянием Божиим, над Иерусалимом, святилищем Вышнего: то что думать о себе тем из нас, которые по собственному сознанию, нашею жизнью и делами принадлежат к Вавилону? 1-я Паремья на 6-м Часе Понедельника. Псал. 1 Пред этою Паремьею прокимен возглашает: – Господь весть путь праведных и путь нечестивых погибнет. Пс. 1 . Это как предисловие, как общее введение в великопостное поприще, шествие, по которому Праведных, тщащихся устроить путь свой, как пред лицом Божиим, Господь весть, что оно, хотя по общей участи земнородных проходит среди сетей и преткновений многих, от цели своей неуклонно, и достигает оной благоприятно; а путь нечестивых, как противоположный шествию ко спасению, с погибелью их погибнет, как погибает путь обрушающихся в бездну. Посему возглас: весть Господь путь праведных, есть как будто непосредственный глас Господа, утверждающий праведных на пути правоты, и осуждающих нечестивых в путях нечестия их. Господь весть путь праведных: ибо предписал путь праведных в божественном законе своем; ведает оный путь и в самом совершении праведными, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

III. Страстная седмица Взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса, Иже вместо предлежащие Ему радости претерпе крест, осрамот нерадив, – помыслите таковое пострадавшего от грешника на Себе прекословие, да не стужаете, душами своими ослабляеми. He у до крове стасте, противу греха подвизающеся. ( Евр. 12:2–4 ). 26. Суббота Лазарева. Сказание о воскресении Лазаря Гласом великим воззва (Иисус): Лазаре, гряди вон. И изыде умерый. ( Ин. 2:43,44 ). Воскресение Лазаря, благочестивому воспоминанию которого посвящен настоящий день, со всей подробностью описанное Евангелистом Иоанном, есть величайшее чудо всемогущества Спасителя. Христос, Сын Божий, Искупитель и Спаситель мира, заключая, так сказать, этим чудом знаменательнейшие чудеса Своей земной жизни, во всей полноте показал, что Он, как Владыка живота и смерти, и до живоносного Своего воскресения имел во власти Своей ключи ада и смерти ( Апок. 1:18 ). Почему всенощным гласом Своим и воззвал из области смерти уже четыре дни тлевшего во гробе Лазаря. Отселе и св. Церковь сие чудное происшествие, составляющее залог и предобручение общего всемирного воскресения, почтила особенным празднеством, каковым и есть настоящая суббота, день Лазарева воскресения. Вместе с тем день сей есть и предпразднственный день торжественного вшествия Христова во Иерусалим, и по самому ознаменовавшему оный происшествию служит предуготовлением славного вшествия Христова во Иерусалим. Воскрешение Христом Лазаря возвеличило славу Его пред народом, из которого многие были очевидными свидетелями сего чуда; и сия слава, преисполнив народ благоговением к Иисусу, уготовила Ему торжественное вшествие во Иерусалим. В ознаменование предпразднственного торжества входа Спасителя во Иерусалим, предложим краткое повествование о воскресении Лазаря, предуготовившем торжественное вшествие Христово во Иерусалим. Друг Христов Лазарь, родом Еврей, по образу учения и жизни фарисей, был из числа тех немногих Израильтян, которые, непрестанно служа Богу день и ночь ( Деян. 26:7 ), в тишине духа, но в пламенном желании сердца ожидали утехи Израилевы ( Лук. 2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

I. Первая седмица Великого Поста 1. Напутствие в святую четыредесятницу Преддверия отверзшегося пощения, поприще приближается воздержание: горящим усердием восстанем, приемлюще дар Богоданный. (Сред. сыр. утр. песн. 3-й). Когда путешественники намереваются предпринять дальний, трудный и опасный путь: то обыкновенно рассматривают пространство предлежащего им пути, опасности и труды, на нем предстоящие, и, имея в виду главную цель путешествия, ограждают себя различными советами, предостережениями, нужными пособиями, средствами. Чада, пекущейся о спасении нашем, св. Церкви! По гласу св. Церкви мы готовимся теперь вступить в великое поприще святой Четыредесятницы. И нам нужно обратить взор на предлежащий путь, и, имея в виду цель, с какою св. Церковь , верная наша наставница п руководительница к небу, вводит нас в великий подвиг поста, – уготовать себя, дабы вступить в оный со вниманием, шествовать бодрственно, совершить с спасительным плодом. Велико предлежащее поприще и по продолжительности времени, а паче по важности духовных подвигов, заповедуемых нам Церковью . Это время особенно преднаписуется нам в воспоминание подвигов Самого Спасителя нашего, четыре десятидневного поста Его и спасительных страданий Его, дабы и нам, по мере возможности подражать в самоотвержении Божественному Подвигоположнику нашему. Так, – и Он Пресвятой – безгрешный, и Он Бог наш, Господь наш, Зиждитель наш постился и молился за нас, алкал и жаждал, понес искушения от диавола, скорбел, тужил, проливал слезы за нас, наконец пострадал, был распят и на кресте истощил жизнь свою ради нас. Как же нам грешным, в самих себе носящим осуждение, как нам для собственного нашего очищения не скорбеть, не тужить, не положить обуздания своим греховным склонностям, привычкам, пристрастиям, непрестанно душевные силы наши расточающим, телесные ослабляющим, достоинства духа нашего растлевающим, и нас от истины и добра, от вечного нашего блага, – Бога неприметно всегда более и более удаляющим? Если и в это, особенно освященное на душеспасительные подвиги, время, не последуем за Спасителем нашим путем креста Его, не поскорбим с Ним, не будем участниками самым делом спасительных страданий Его: то какими устами прикоснемся к пронзенным ребрам Его, как облобызаем живоносные язвы Его, с каким чувством поклонимся страстям Его, как ощутим радость светоносного воскресения Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В 3-ю неделю поста 16. Беседа о поклонении честному и животворящему кресту Святая Церковь , совершая ныне торжественное поклонение животворящему кресту Господню, воззывает всех нас почтить с благоговением устами и сердцем, преклонением колен и повержением всего тела долу, крест Христов, как спасительное оружие мира, – оружие непобедимой победы, на нем же Христос, Царь славы волей руце распростер, вознес нас на первое блаженство. Благоговейное поклонение кресту Господню, совершаемое в средине св. Четыредесятницы в третью седмицу поста, установлено св. Церковью от древних времен. Почему же св. Церковью в средине св. Четыредесятницы с такой торжественностью совершается поклонение животворящему кресту, в честь Распеншегося на кресте, обратим благоговейный взор на причину такового установления. И всегда, а особенно в сие время св. Церковь представляет нам крест Христов, как силу для укрепления, как утешение для ободрения, как знамение победы для духовного торжества на совершаемом поприще поста. Св. Церковь представляет нам ныне крест Христов, как силу для укрепления. Четыредесятидневный пост св. Церковь установила в подражание четыредесятидневному посту Спасителя, дабы и мы, но мере сил наших, подвизались вкупе с Подвигоположником нашим подвигом поста. Но немощная плоть наша, при внешних лишениях, ощущая изнеможение, исполняется чувством уныния. Итак, для воскрыления духа нашего и для укрепления немощной плоти в подвиге воздержания, св. Церковь , как мудрая детоводительница, представляет пред взоры наши животворящий крест. В сем спасительном орудии страданий Господа нашего преднаписуя нам сокращению все подвиги, подъятые за нас Спасителем нашим, тщится укрепить нашу немощь, подвигнуть к терпению, и превозможению трудностей дух наш. И подлинно, если Господь наш ради нашего спасения подъял толикие страдания: то мы ли, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, не подвигнемся священной ревностью хотя несколько потерпеть ради собственного своего спасения? Если Сын Вышнего, Богочеловек – Господь Иисус ради грешников и от грешников претерпел бесчисленные страдания: то мы ли будем унывать в подвиге со страстями и похотями, мы ли не будем сподвизаться Ходатаю спасения нашего против собственного греха нашего ( Евр. 12:3,4 )? Когда мы живо представим скорби и болезни нашего Спасителя, то наши скорби и болезни в собственных глазах наших явятся нам ничтожными; а когда помыслим, что и Сын Вышнего, для нас человеков и для нашего спасения, соделавшись человеком, вошел в небесную славу не иначе, как страданиями, то и мы одушевимся твердою надеждою, что сели, по благодати Спасителя нашего, будем с Ним страдать, то вкупе с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В 5-ю неделю поста 20. О совершенном предании воли нашей в волю Божию Радуйся благодатная: Господь с тобою. ( Лук. 1:28 ) Еще в первый раз на земли чрез небесного благовестника слышится приветствие радости. Не только из жен, но никто из великих пред Богом мужей не был доселе приветствован гласом небесной радости. Много было у Бога в ветхом завете верных рабов, даже друзей и мужей по сердцу: угодил Богу Ной ( Быт. 6:9 ); Авраам наречен другом Божиим ( Иак. 2:23 ); Моисей был верный слуга во всем дому Божием ( Евр. 3:5 ); Давид был муж по сердцу Божию ( Деян. 13:22 ); каждый из них много слышал от Бога благословений, много испытал милостей. Но ни один при самых утешительных изъявлениях Божия благоволения не был утешен приветствием радости. А в Назарете Дева, обрученная мужу, приветствуется от небесного посланника гласом радости и в приветственном гласе нарицается новым, толико же радостотворным наименованием благодатным: радуйся, благодатная: Господь с тобою. Подлинно это новое наименование, которое никому особенно не было доселе так усвояемо, не только в законе Моисееве, но ни в пророческих проречениях, ни в песнопениях Церкви ветхозаветной. Что же значит наименование: благодатная? Благодатная, наименование колико для слышания сладостное, толико же и по силе своей много- знаменательное, есть тоже, что исполненная Божественного благоволения, так исполненная, что от изобилия свыше излиянных на нее даров, она сама составляет для нас дар, составляет явление небесного к нам благоволения, как виновница дарования нам Божественных благ. Так и Архангел изъявляет наименование благодатное, когда говорит: радуйся, благодатная: Господь с тобою, – с тобою, благодатная, вещает Архангел, Господь всем своим благоволением, какое только возможно для человека. Согласно с сим и Святая Церковь , немолчная воспевательница доброт Богоневесты, в воспеваемой в сие время сладкой песни своей изъясняет силу наименования благодатной, – что благодатная, как великий дар, составляет предмет всемирной радости неба и земли: о тебе радуется, благодатная, всякая тварь: Ангельский собор и человеческий род!

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В день Симеона Богоприимца Слово 19, 1-е. Надлежит трудиться спасительно в жизни И б ему общано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. ( Лк. 2:26 ). Жизнь для праведного Симеона, жизнь долговременная, многолетняя, была и наградою за благочестие, и подвигом испытания в терпении. Ему обещано было, что он не увидит смерти, доколе не увидит обетованного Спасителя миру, и он дождался этой радости, которую пламенно желали видеть все ветхозаветные праведники, и скончались неприявши обетования, удостоился не только увидеть своими очами, но и восприять на свои руки Спасителя. Но долговременная жизнь праведного Симеона была для него и тяжким подвигом испытания в терпении. Преисполненный многих лет старец каких не испытал перемен в своей жизни. В его глазах прошли многие роды и поколения людей, произошло много событий и радостных, но еще более скорбных и печальных в народе Божием. Мир с его переменами вращался около него, a он среди переменчивости лиц, вещей, обстоятельств, оставался, как скала среди волнения непрестанно приходящих и отходящих вод. Сколько было перемен, и непосредственно касавшихся состояния его! В продолжении многолетней жизни он, конечно, всех близких рода своего оплакал, сопроводил в путь всея земли, и давно оставался один без рода, без племени ожидая несомненно узреть обетованного Спасителя. Какою же ценою стяжал себе праведный Симеон неизглаголанную радость спасения, что узрел и восприял в объятия свои Спасителя? Стяжал ценою многотрудной жизни и тяжким, продолжительным терпением. После того мирно отпущенный Владыкою живота и смерти из томительной жизни, мог ли с небесною радостию не уснуть сладким сном смерти для блаженного бессмертия? Также мирно упокоеваются смертию и все те, которые в продолжении жизни в неослабном терпении трудятся для Господа. Они смертию упокоеваются от трудов своих. Христиане! будем и мы в терпении неутомимо трудиться во всю жизнь свою, чтобы уснуть сладким сном смерти. Побеседуем о сем для приуготовления самих себя к радостному бессмертию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В день Сретения Господня Слово 16, 1-е. О обязанности родителей посвящать детей на служение Богу Вознесоста родителя отроча Иисуса во Иерусалим, поставити его пред Господем. ( Лк. 2:22, 27 ). Так заповедано было в законе Моисеевом, что, когда раждался младенец мужеского пола, то в продолжении сорока дней, a когда рождался младенец женского пола, в продолжении 80-ти дней и мать и младенец находились в отлучении законной нечистоты. В это время и мать и младенец, как по закону нечистые, не входили в храм и не прикасались ни к чему священному. Когда исполнялось 40 дней от рождения младенца мужеского пола и 80 дней от рождения младенца женского пола: то и мать и младенец приводимы были во храм, мать для законного очищения, младенец для посвящения Господу. Приношение новорожденных детей в храм Господень и вообще было совершаемо в ветхозаветной церкви в духе благочестия. Но приношение детей первородных мужеского пола знаменовалось особенною священною торжественностию. При изведении Израильтян из Египта, когда Бог поразил всех первенцев Египетских от человека до скота: тогда Он особым законоположением избрал и освятил себе на служение при Скинии свидения всех первенцов сынов Израилевых. Это самое и означает, когда говорится в законе: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свят Господеви наречется, ( Лк. 2:23 ) –т. е. чтобы всякий младенец перворожденный мужеского пола был посвящаем Богу. Когда же, по изволению Божию, избрано и освящено на служение Богу в Скинии свидения колено Левиино: тогда первенцы сынов Израилевых хотя не были посвящаемы на особенное служение Богу при Скинии: однакож, в ознаменование первого их назначения, приносимы были во храм с особенною торжественностию, как первый дар от Бога родителям и первое приношение Богу от родителей. Приносимый младенец взимаем был от родителей на руки Священником, возносим пред Господом, в знамение приношения Господу, потом искупляем известною ценою, и возвращаем родителям. При этом достаточные родители приносили в жертву единолетного непорочного агнца; недостаточные и бедные приносили двух горлиц или двух птенцов голубиных. To и другое приношение, и непорочного агнца и птенцов голубиных было знамением чистого приношения родителями Господу детей, как непорочных плодов чрева.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В неделю мытаря и фарисея Слово 14, 1-е. О смирении пред Богом Не помолимся фарисейски братие. Смирим ce бе пред Богом, мытарски зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. Стихира 1-я в нед. М. и Ф. Св. церковь , руководительница наша на пути спасения, заранее приготовляя нас к душеспасительному поприщу святого Поста, прежде всего поставляет на стезю смирения, как на самый верный путь к тому, чтобы посредством покаяния идти за Подвигоположником нашим к совершенству. Представляя Спасителеву притчу о Мытаре и Фарисее, научает нас Мытаревой смиренной. и предостерегает от Фарисеевой высокомерной молитвы. Известно, кто были в Иудейском народе Фарисеи и Мытари. Фарисеи, составлявшие высшее сословие, были законоучители народа и занимали первые места в обществе; но были заражены лицемерием, старались блистать всеми наружными добродетелями, a внутренняя жизнь их была омрачаема всякого рода пороками. Мытари были откупщики народных податей. Содержа за дорогую плату народные подати на откупе у Римлян, в подданстве которых была тогда Иудея, как область покоренная, они и себе старались получить корысть: почему и почитались людьми неправедными, притеснителями, чуждыми страха Божия и человеколюбия. Надменный высоким мнением о своем благочестии Фарисей, пришедши в церковь для молитвы, хотя благодарил Бога в молитве за свои добродетели, но в тоже время превозносился ими пред людьми: несмь яко же прочии человецы; другие в глазах его были то хищники, то притеснители, то прелюбодеи, a на мытаря, позади его молившегося, он указывал, как на олицетворенное беззаконие. Между тем мытарь, действительно сознавая живо свои неправды пред Богом, в безмерном сокрушении несмея и глаз возвести горе, с преклоненным долу лицем и сердцем, в слезах и воздыханиях бил только себя в перси и в горьком чувстве своей греховности трепетно повторял одну краткую молитву: Боже! буди милостив мне грешнику. Что же? Мнимый праведник, оправдывавший самого себя, вышел из храма осужденным; a смиренный мытарь, уничиженный в очах фарисея, и еще более уничиженный в собственных глазах грешник, услышан был Богом и вышел прощенным, оправданным: Яко всяк возносяйся смирится: смиряяй же себе вознесется. ( Лк. 18:14 ). Спаситель, притчею о мытаре и фарисее, научая нас не высокоглаголивой, не самооправдывающей, но умиленной и смиренной молитве, научает и вообще смирению пред Богом и человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В неделю православия 12. Слово 1. О чествовании св. икон Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий! Совершаемая ныне Церковью неделя православия так названа по совершившемуся некогда в сию неделю, после низложения иконоборной ереси, торжественному восстановлению чествования святых икон, коими оттоле во всем благолепии украсилась и доселе украшается святая Церковь . Православие, как правая вера, правое исповедание веры, по своему значению, объемлет внутреннюю и внешнюю сторону благочестия. Но преимущественно Церковью почтено сим наименованием торжество восстановления свят. икон, которыми православная вера внутреннюю лепоту святыни своей явила во внешнем благолепии благочестия. И по достоинству св. Церковь почтила чествование св. икон наименованием православия. С восстановлением чествования св. икон, утвердилась и вся внешняя сторона благочестия, в которую дух и тайны веры внутреннего богослужения облечены, как в свое тело, олицетворены для нашего взора, изображены для внешних чувств в свойственном виде. Если бы в храмах Божиих не было священных образов, не было бы и свещи, и кадила; то не было бы благоговейного поклонения и служения пред святыми иконами. A без сего в самых храмах Божиих какая была бы скудость, какое лишение для нашего духовного назидания? Пет пред очами нашими священного образа, нет и возбуждения благоговения к святыне. He горит свеща пред божественным изображением, нет и в сердце нашем горения к Изображенному. Не приносится кадило Богу в воню благоухания, и для нас нет ощутительного знамения к молитвенному возношению мыслей наших к Богу. Нет молитвенного преклонения долу: нет и побуждения к излиянию смиренного пред величием Божиим чувства. Как душа наша облечена телом, является и действует чрез тело: так и дух веры знаменуется во внешних обрядах, как облачениях внутренней святыни. Внешними священными знамениями дух наш живее возбуждается к благоговению пред Богом, удобнее возводится к созерцанию тайн небесных, глубже проникается внутренним духом богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010