Резолюц. 19 окт. 1866 г. Орлов . изд. стр. 64. 232 Проект инстр. благочин. церквей § 63. Душ. Чт. 1872 г. 1, 451; ср. резолюц. 3 сент. 1830 г. «предписать священнику, что и при всех возможных случаях должно ему назидательным словом стараться чуждающихся церкви привлекать и возвращать в ее матернее недро.» Юбил. сборн, стр. 265. 237 Письмо м. Филарета к архиеп. Твер. Алексию, Москва, 1883 г. стр. 149. Такие же точно отношения к раскольникам, т.е. чуждые всякой начальственности и официальности, м. Филарет признает наиболее целесообразными и со стороны архиереев. «Более удобства обращает, пишет он в одном из своих мнений по вопросам о расколе, и менее угрожает затруднениями не начальственное и формальное, а простое, добровольное сношение архиерея с раскольником, которого архиерей, по любви ко спасению душ, тщательно поищет и в котором кротко и миролюбиво примет разномыслящего, в котором и раскольнику менее будет повода поступать раздражительно, в котором наконец, и оскорбительное слово или действие раскольника менее будет иметь значения, как неприятность в приватном сношении, a не оскорбление прямого начальника». Собр. мнен. и отз. т. III, стр. 182. Такой же способ сближаться и беседовать с раскольниками: «кротце, по общежитию» советует м. Филарет и в частном письме к преосв. Евлампию Екатеринбургскому. Чтен, в общ, люб. дух. просв. 1877 г. отд. III – материалы, стр. 5. 238 Проект, инстр. благочин., § 63. Душеп. Чт. 1872 г. ч. II, стр 451; ср. Собран, мнен. и отз. т. V, ч. 2, стр. 583, § 3. 244 Резолюц. 16 мая, 1851 г. Душ. Чт. 1891 г., II ч.. 440 стр., ср. резолюц. 28 июня, 1835 г. Душ. Чт. 1872 г. ч. I., стр. 350. То же самое м. Филарет советует и архиереям; см. письмо его к Евлампию (Пятницкому) , еп. Екатеринбургскому, в котором он пишет: «пособий светского начальства православию осмотрительно и умеренно требовать надлежало». Чт. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. III отд., материалы, стр. 9; ср. пис. его к преосвящ. Алексию Тверскому (стр. 269), где он пишет: «помощь гражданской власти надобно просить (только) против обличенных совратителей и против оказательства раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ибо Закон Божий свят, и заповедь свята и праведна и блага ( Рим. 7:12 ), т. е. как откровение благой и совершенной воли Божией, он в существе своем составляет истинную мудрость и ведение человека ( Втор. 4:6 ) ( Пс. 9:12, 24, 4 ) ( Пс. 118:130 ), истинное совершенство ( 1Пет. 1:15 ) и благо ( Еккл. 12:13 ), основанное в разумной природе человека: возвестися бо теб, человче, что добро, или чесого Господь ищет от тебе, разве еже творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим? ( Мих. 6:8 ), составляет самою жизнь и блаженство человека ( Втор. 32:7 ); в 3х явствует как из благодарности повиновения Богу, ибо послушание паче жертвы благи, и повиновение паче тука овня угодно Господу ( 1Цар. 15:22 ), так из обетования и временных и вечных благ, коими обильно благословляет Бог исполняющих волю его ( Втор. 3:2 ) ( Ис. 65:13, 15 ). Свойство повиновения Богу При необходимом долге повиновения Богу непререкаемо и чувственно, и откровенным законом требуемого от человека, у Христианина ум, сердце и все внутренние расположения также должны быть всегда и во всем устремлены во благо и угождение Богу, как очи раба устремлены на руки Господий своих, яко очи рабыни в руку Госпожи своея ( Пс. 122:2 ). Христианин также от всего сердца и от всей души и от всего помышления должен повиноваться Богу, ка и любить Бога ( Мф. 22:37 ) ( Еф. 6:5–6 ), а, следовательно, и повиновение воли Божией должен оказывать не в отношении токмо ко всему закону Божию вообще. Ибо, кто сохранит весь закон и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем, как преступник Закона ( Иак. 2:10–11 ) и не в некоторые только времена, но вся жизнь его должна быть постоянным подвигом повиновения, дабы он в святости и правде служил пред Богом во все дни жизни своей ( Лк. 1:75 ). Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Средства касательные усовершения Любви к Богу Любовь к Богу рассматриваемая как живое, постоянное расположение сердца к Богу, не вдруг достигает своего совершенства, но постепенно и мало по малу раскрываются, возрастает, увеличивается и расширяется во многоразличных своих стремлениях, как древо во многоразличных отраслях и ветвях. Посему Христианин должен употребят всевозможные средства к тому, чтобы любовь к Богу, как внутренняя сила и жизнь благочестия, – непрестанно в нем питалась, укреплялась и возвышалась. Сии средства особенно суть: 1.) Созерцание Божественных совершенств в царстве природы представляющей чудеса премудрости и благости Божией ( Пс. 103:24 ) всюду неумолимо поведающей и возвышающей славу Божию ( Пс. 18:2–6 ). 2.) Созерцание Божественных совершенств в царстве благодати, ибо в Св. писании, которое есть зерцало благодатного царства Божия, Сам Бог непосредственно благоволил явить Самого Себя, волю свою, сокровенные свойства существа своего ( Ин. 1:16–17 ); и благоволил явить свои совесть ( 1Кор. 2:10, 12 ), намерения, и действия в рассуждении человека ( Флп. 2:13 ). Посему в царстве благодати нам открыты, и непрестанно могут быть открываемы такие сокровища и благодати Божией, которых око не видело, ухо не слышало и кои на сердце не восходили ( 1Кор. 2:3 ). 3.) Непрестанное памятование и размышление о благодеяниях Божиих непрестанно видимых и ощущаемых и в царстве природы, и в царстве благодати, коими благость Божия особенно приводит человека в чувство и сознание самого себя ( Рим. 2:4 ) и в соответствие своей любви требует от него (исправления, чистоты, сердца и) взаимной любви ( 1Ин. 4:10–12 ) ( Притч. 23:26 ). Частнейшие виды и следствия Любви к Богу При рассматривании любви в постоянном раскрытии ее в различных расположениях и действиях открывается что 1.) Христианин любящий Бога, оком любви взирая на Бога и Божественные совершенства рассматривает оные или со стороны величия и превосходства или благодетельности оных. В первом случае происходит высочайшее почтение или благоговение к Богу, во 2м благодарность. Далее стремясь к соединению с Богом, Христианин тщится всевозможно угодить Богу, для сего поставляет себя во всегдашней близости или в присутствии пред Богом и старается всевозможно уподобляться Богу; отселе происходит повиновение Богу, хождение пред Богом и подражание Богу. Таким образом, из любви к Богу как из особенного вида внутреннего Богопочтения прямо и непосредственно проистекают следующие частнейшие виды Богопочтения: Почтение или благоговение к Богу, и отселе происходящие – смирение и сыновний страх; благодарность к Богу, повиновение, хождение пред Богом, подражание Богу. Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Христа, который не себе угодил, но себе истощил зрак раба... ( Флп. 2:6–9 ) во все не остается права употреблять что либо на собственное угождение без высшей ( 1Кор. 6:12; 9:4–5 ). Христианин толико должен быть чужд всякого пристрастия к личности своей, что не только не должен противиться обиде 10 , – a .) но должен даже с охотою принимать лишения и обиды 11 , b .) любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и изгоняющих, без такового сокращения прав внешней свободы и расширения прав внутренней духовной свободы на всякое возможное добро христианину невозможно простираться впредь и достигать до Богоподобного совершенства. Из сего видно, в чем состоит христианская свобода, и что значит праведнику закон не лежит 12 – c.) значит то, что праведник по духу христову не только творит всё повеленное как должное 13 , d.) но всегда тщится в делании добра что либо приумножить и от тщания своего привнести ( Лк. 13:24 ). 4 Таким образом, отвергается заблуждение Налелиан (неразб.), усвояющих все действия обращения человеку; устраняется погрешность Понупегиан (неразб.), приписывающих начало исправления природе, и совершение благодати; а ограничивается несправедливая мысль асхерметов (неразб.), признающих начало обращения делом благодати; совершение делом природы. 5 В оригинале рукописи: „ Мф. 6, 2, 5, 35, 5 «, однако ссылка 35, 5 – не существует – в Ев. по Матфею 28 глав, а глава 6 имеет только 34 стиха. Предположительно, может быть ссылка на Псалом 35, ст. 5 , соответствующая контексту: Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. 6 В оригинале рукописи: „ Мф. 17, 5 », однако эта ссылка не имеет отношения к контексту: Еще [же] ему глаголющу, се, облак свтел осени их: и се, глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже благоволих: того послушайте. 7 В оригинале рукописи неправильная ссылка на ( Евр. 5:12 ): Ибо, должни суще быти учителие лт ради, паки требуете учитися, кая писмена начала словес Божиих: и бысте требующе млека, а не крпкия пищи. 8 Приказ, согласие скрывательство, совет, молчание и знак, ласкательство, привет, пороки и добро других, нам усвояют награды, жизнь на них, на нас распространяют. Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Когда Господ умыл ноги ученикам: то опят надел одежду Свою и, возлегши на Свое место, с таким же Божественным величием, с каким уничижением совершал умовение ног и с такою же властью Божественного Наставника изъяснил им намерение, с каким умывал ноги их. Вот вы называете Меня Господом и Учителем своим, говорил Господ, и справедливо. Но если я Господ ваш, Учитель ваш, умыл у вас ноги, умыл у всех вас: то научитесь из моего примера, что и вы с таким же самоунижением должны друг другу служить, также кротко и смиренно друг с другом поступать, с таким же самоотвержением друг другу помогать. И если я Господ, Сын и непосредственный посланник Отца Небесного, так служу вам: то вы, Мои посланники, Мои служители, также должны посвятить себя на служение ближним своим, братии своей, близким и дальним. Часть 2. О тайной вечери После такого Божественного примера кротости и наставления о кротости, представленных Господом, последовала самая вечеря, вечеря Божественной любви и сердечного наслаждения. Ученики, тронутые беспредельною кротостью Господа, и вразумленные наставлением Божественного своего Учителя, погруженные в себя, в тишине и безмолвии начали вкушать предложенную вечерю. Но мирную тишину учеников и сладостную, упоительную беседу Учителя скоро сменили скорбь и смущение. Воть ученики вкушали с необыкновенною сладостью вечерю, а Божественный Учитель, беседуя с ними, говорил о небесной награде, ожидающей их, как последователей Его, в Царстве Славы, где они вместо кратковременного возлежания будут восседать на 12-ти престолах и судить двунадесяти коленом Израилевым ( Лук. 22:28–30 ), приготовлял также учеников, а в особенности Петра к тому, чтобы не оскудела вера его в приближающемся тяжком искушении и падении ( Лук. 22:31–37 ); как вдруг посреди беседы с смущенным видом объявляете им ужасную тайну, которая потрясла все чувства их, тайну, что един из двенадцати, которые теперь едят с Ним на трапезе, предаст Его. Ученики, пораженные скорбью в смятенном, безотчетном чувстве один после другого стали говорить: не я ли, Господи, не я ли ( Мф. 26:21,22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но для чего, Ты, оклеветанная Невинность, возненавиденная Истина, умерщвленная Святость, чрез столько веков представляешься еще и чувственно, и мысленно пред взоры наши в том же печальном состоянии, до какого довела Тебя злоба Иудеев? Не даешь ли Ты нам чувствовать, что все мы, не только по общей греховности естества нашего, вместе с главными виновниками виноваты в Твоих страданиях и смерти; но даже и ныне все и каждый в особенности, сам собою, собственными своими действиями, как неверный ученик, предаем Тебя врагам Твоим, как неблагодарный, недостойный народ Твой, осуждаем Тебя и, подобно Пилату, отдаем на пропятие? Страшно, ужасно быть в числе Богоборцев и Богоубийц. Почему стоит всего нашего внимания рассмотреть при сем обличительном для неправд человеческих образе страждущего Иисуса: не бываем ли и мы ныне виной страданий и смерти Господа Иисуса, а следовательно и мы не в числе ли действительных врагов Его? Не будем удивляться тому, что и ныне можно быть виной смертельных страданий Бесстрастного и в вечной славе бессмертно царствующего Иисуса. Доколе Он не покорит под ноги Свои врагов Своих, дотоле в небесной истине Своей, которой борется с нашим противлением, и в верных Своих, которыми свидетельствует о истине Своей, будет и гоним, как некогда Сам с небеси воззвал к Савлу: Савле, Савле, что Мя гониши ( Деян. 9:4 ); будет и распинаем так как, по слову Апостола, действительно есть второе распинающие Сына Божия и попирающие. ( Евр. 6:10, 29 ). Посему если и мы также поступаем с истиной Христовой и с верными свидетелями истины Христовой, как поступали с Самим Христом главные виновники страданий и смерти Его: то и мы также бываем виною страданий и смерти Христовой. Кто же главные виновники страданий и смерти Христовой, и как они поступили со Христом? Трое главных виновников страданий и смерти Христовой: Иуда, Иудеи и Пилат; посему и троякое особенно видим действие страстей в действии Богоубийства. В Иуде действовало корыстолюбие, в Иудеях зависть и злоба, в Пилате слабодушие и человекоугодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Аминь. 42. Слово 6. Как мы можем участвовать в страданиях Христовых? Аще в сурове – зелене – древе сия творят, в сусе что будет ( Лук. 23:31 )? Слыша Божественного Крестоносца, вещающего тако о Самом Себе, видя Его изнемогающего под тяжестью крестного древа, зря пригвожденным и висящим на крестном древе, видим, какое это зеленое древо. Это то красное в видение и доброе в снедь древо жизни ( Быт. 2:9 ), которое насаждено посреди рая, составляет красоту и жизнь рая и долженствовало преисполнить первозданного блаженной жизнью рая. Это то сладкоплодовитое древо, которое, и по вкушении нами угодного очима видети, но смертоносного во вкушении древа познания добра и зла, услаждает для нас в пустыне жизни горькие воды ( Исх. 15:25 ) проклятия. Это та лоза ( Ин. 15:1 ) благоплодная, та добрая маслина ( Рим. 11:24 ), от причастия корене и масти которой произрос Богоносный сад Патриархов, Пророков, Апостолов, добропобедных Мучеников, Девственников и вся полнота благоплодия Церкви. Это то древо животное, которое ныне стоит посреди Церкви Божия, равно как посреди Иерусалима небесного, на кийждо месяц принося плод свой, коего самое листвие и здесь и там суть во исцеление языков ( Апок. 22:2 ), и от плодов Его не только здесь долу питаются души чистые, но и там горе насыщаются сонмы духов праведных и лики блаженных Ангелов. По истине это зеленое древо! Что же такое творят, или что сотворено с этим зеленым древом? Се оно обнажено красоты своей: обиты ветви Его, оттрясено листвие Его благоцветное, рассыпан плод Его многий. Се посечено, низложено оно; точию отрасль корения Его в земле оставлена. Какая рука, какая секира возмогла низложить это великое, крепкое, всю вселенную при- осеняющее и питающее древо? Кто кроме Всемогущего мог сотворить сие. Он крепко возгласил с небеси: посецыте древо сие. Сам подъял высокую мышцу Свою, и тяжкой секирой суда Своего поразил древо сие. За что же, Ты, Домовладыка и Божественный Вертоградарь, за что премудрый, небесный Делатель грозно вознес крепкую руку Твою и гневно поразил возлюбленную лозу винограда Твоего? О милосерд Ты еси, Отче небесный, к нам, – недостойному насаждению рук Твоих! Ради нашего неплодия, ради нашей сухости, ради нашего тления тако сотворил Ты сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Нечего нам и спрашивать, кто из нас особенно предаст Христа: еда аз, еда аз? Дабы видеть, как мы все самым делом изменяем Христу и каждый за свою корысть предаст Его: то приведем на память те случаи, когда льстивые соблазны и искушения, поставляя дух наш, блюдущий в себе истину и правду Христову, в противоборство плоти и страстям, открывали нам нарочитые опыты защищать Христа, сражаться за Христа: и таким образом свидетельствовать верность свою Христу. Что же? Когда похоть плоти льстивыми своими искушениями расставляла сети для невинности и чистоты нашей, отражали ли ее мужественным, богобоязненным гласом Иосифа: како сотворю глагол злой сей, и согрешу пред Богом ( Быт. 39, 9 )? Когда похоть очес блеском злата и серебра затмевала свет истины и правоты в совести нашей, ответствовали ль мы не словами только, но действительным бескорыстием на обольстительные обещания мира: аще ми даст Валак полну храмину злата и сребра, не могу преступити слова Господа Бога, еже, сотворити то мало или велико в разуме моем ( Числ. 22:18 )? Когда гордость житейская высотою земного величия и славы обольщала нас изменить смирению и кротости Христовой, то, презирая призраки, изволяли ли мы, подобно Моисею, паче страдать с людьми Божиими, нежели иметь временную греха сладость. ( Евр. 11:24, 25 ). Ах! вспомним: мы не только при нападении сильных искушении не противились страстям нашим, но часто даже сами произвольно изыскивали и изыскиваем средства к постыдному удовлетворению оным: многократно жертвовали сладострастию своей невинностью, корыстолюбию правотой долга и совести, честолюбию славой Божией, благосостоянием ближних наших и самыми священнейшими узами родства и дружбы. Посему при каждом беззаконном деле, содеваемом нами с попранием совести, долга, истины Христовой, текли и течем с Иудой к иудейскому беззаконному сонмищу мира, договариваемся с ним о цене, что ли хощите дати, и, удовлетворяя неистовству страстей наших, продаем Бесценного на суетной цене капли меда, – горсти блестящего праха, пустого призрака славы, и обременяем себя тяжким грехом предательства Христа и правды Христовой. Часть 2

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Кротость, говорит один из изведавших внутреннюю силу кротости, есть облачение Божества, смирившегося до восприятия уничиженного человечества, дабы беспрепятственнее приблизиться к человеку и приблизить в общение с собой человека. И так если кротость есть облачение Божества, то в кротости есть свойство и сила Божества. В самом деле никакое свойство в человеке не пленяет и не привлекает нас столько, как кротость. Другие, даже и достоуважаемые нами качества действуют на нас некоторой силой принуждения; но кротость тихим влиянием своим непринужденно располагает к себе сердца наши. Мы уважаем проницательность, но от зорких взоров также искусно стараемся и закрыть себя. Почитаем строгость жизни, ревнующую о исполнении долга, и уступаем неотступному на нас действию ее во благо наше, но не без внутреннего принуждения. Не можем не любить благодетельность, но не без примеси тонкого своекорыстия. До благоговения уважаем великие дарования ума и сердца, а часто остаемся при одном холодном уважении. Но кротость почитаем непринужденно, любим искренно, слушаем охотно, разверзаем пред ней сердца наши с доверенностью. Сердце наше, не смотря на приобретенную скрытность и лесть, нося в себе неизгладимое чувство простоты и свободы, любит простоту и откровенность, любит без закрытия, вполне предаваться излиянию внутренних чувств. Посему когда обретает приятное, дружественное на него действие не стесняющее его свободы, не выводящее его из состояния покоя, не доводящее до горького чувствования унижения и рабства, оно повинуется со всей преданностью, тогда как напряженное, усиленное, принужденное на него действие, возбуждая в нем чувство неволи, естественно не может не быть для него тягостно. Важный и суровый вид, строгое и грозное повеление, открытое обнаружение власти, если и приемлются, то с уважением недоверчивым, с расположением боязни, с чувствованием стеснения. Отселе у слишком строгих начальников и домовладык больше, по видимому, внешнего порядка, но также принуждения и рабства; равно внутреннего непослушания, а не редко нестроения и беспорядков Истинный мир и спокойствие, – это доброе и красное, по Псалмопевцу, достояние совокупной жизни, не без труда там обитают, между тем как Ангел мира приосеняет над достоянием кротких начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В каком же чувствовании претерпевал Спаситель наш все страдания за нас? Страдания всего лучше показывают, чем исполнено сердце. И все состояние уничижения Спасителя показывает, что Он из любви истощил Себя ради нас. Но последние крестные страдания Его всего яснее показывают, что и в сие мрачное время владычества злобы человеческой над Богочеловеком любовью исполнено было сердце Его. Хотя Спаситель страдал за нас, как Ходатай и Споручник наш, чтобы по благоизволению Своему спасти нас; однако ж представим, за кого Он страдал? Вообще страдал за неблагодарный и злонравный мир, который Им сотворен, но который Его, – Творца своего, не познал; частнее страдал за Свой избранный, возлюбленный народ, который Его целые тысячелетия нетерпеливо ожидал; а когда Он, как тихий свет святой славы, как утеха Израилева, к нему пришел, не принял Его, но отверг и Благодетеля, как злодея, неправедным судом осудив, с разбойниками пригвоздив ко кресту; далее страдал за будущих своих последователей, – христиан, которые своими преступлениями, враждами, пороками будут тысячекратно распинать Его жесточае Иудеев и язычников. Но, идя страдать за лежащий во зле мир; – страдать за врагов и за тех, которые жесточайшим образом будут враждовать и против Него, и между собой, о чем Он в последние, предсмертные минуты всего более говорит с учениками Своими? Всего более говорит о любви; говорит, что хотя мир Его ненавидит ( Ин. 15:18 ), но мир должен разуметь, что Он любит его; ибо любит Отца, Который по любви к миру послал Его для спасения мира, и все, что Он ни творит в рассуждении мира, творит по заповеди Отца, т. е. по заповеди любви (14, 31); что по сей заповеди Он полагает душу Свою и за другов и за ненавидящих (15, 13. 24), что и всем последователям своим первой и главнейшей заповедью оставляет любовь. Наконец продолжительную Свою последнюю беседу, в которой преимущественно говорит о любви, чем Он заключил почти при виде уже приближающихся к Нему врагов? Заключил пламеннейшей молитвою к Отцу, дабы Он всех верующих в Него привел в единение и любовь, дабы и самый мир чрез сие мог быт приведен в чувство веры и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010