После паремьи прокимен: Господь услышит мя, взятый из среды псалма. Стих: Внегда призвати ми, сначала. Примеры такого выбора стихов для прокимнов многочисленны. 3) Для прокимнов избраны большею частью стихи молитвенные, напр. о явлении спасения, об избавлении от врагов, о не обличении гневом, о услышании и сохранении Господом и т. п. в которых делается обращение к Господу, и в которых находится имя Господа. Напр. после паремьи на 6 Часе понед. проким. Господи, да не яростию твоею обличиши мене. Стих. Помилуй мя Господи. Пред 1-ю вечерней паремьей понед. прокимен: Господи, Боже мой, на Тя уповах. После паремии прокимен: Господи, Господь наш. Пред паремьей в сред. прокимен: Исповемся Тебе Господи. После паремьи прокимен: Праведен Господь и правды возлюби. На 1-й вечери, парем. сред. прокимен: Ты, Господи, сохраниши ны. Стих. Спаси мя, Господи. После паремьи прок.: призри и услыши мя, Господи. Стих: Доколе, Господи забудеши мя; кратко: объясняемой мысли в редком прокимне нельзя встретить. 4) При этом своеобразном выборе прокимнов и послепрокимных стихов, избранные стихи отличаются многознаменательностью, в них заключающеюся. Но при этой многознаменательности на первый взгляд не всегда имеют близкое применение к паремье, под которою и после которой поставляются. Часто, по видимому, не служат вводным стихом и не выражают содержания паремьи, чему по самому свойству прокимнов следовало быть. В таком случае надлежало искать применения прокимнов к паремьям чрез углубленное раскрытие внутренней стороны их или, чрез особенное соображение с противоположной стороны. Почему сочтено приличнейшим применение прокимнов полагать вне изложения в виде свободного изъяснения, истолкования, нравоучения. 47 Прокимен ( Пс.3 ) пред паремьей из Бытия: Господне есть спасение и на людех твоих благословение Твое, выражает то, что как первоначально правая и вкупе блаженная жизнь дарована человеку Богом и от Бога: так и спасение, – восстановление праведной жизни и возвращение блаженства от Бога и в Боге. Отселе на людях Божиих, тщащихся о благоустроении себя для Бога, простирается зиждительное благословение Господа. А в стихе: «Господи, что ся умножиша стяжущии ми?» выражается скорбь души обращенной к Богу. В тоже время, как она порывается к воссозданию и восстановлению своему силою благодатною, видит себя окруженною множеством врагов внутренних, которые своими ковами и наветами и в мыслях, и расположениях, и действиях покушаются отвлещи ее от Бога и от соделывания спасения в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

2) Образ сотворения человека. Св. Дееписатель изъяснил: и создал с подлинника – образовал Бог человека. Подобие взято от действия скудельника, который из смешения глины делает сосуды ( Иер.18:2–6 ). Бог сперва образовал и устроил телесный состав человека со всеми принадлежащими к существу тела органами, внутренними и внешними; потом в бездыханное, безжизненное тело вдохнул дыхание жизни. Персть взем: Очевидно, что тело человека составлено не из сухой персти и праха, но из мягкой и влажной земли, равно как из стихий воздуха и огня; перстью выражается то, что тело образовано из тончайших и благороднейших частей всех элементов, дабы оно было движимо и деятельно, мягко и вместе крепко. Вдунул в лице 68 . Лицо есть седалище и выражение души; на лице сосредоточены все главные чувства: зрение, слух, вкус, обоняние, и, по манию души, руки готовы для осязания и для действования всякого рода. Чрез органы внешних чувств выражается и действие внутренних. Бог вдунул в бездыханное тело дыхание жизни, и тело исполнилось жизни, сделалось живым, восприяло живую душу в высшей степени жизни, нежели каковою обладают животные, самыми тончайшими, самыми различительными чувствами и сообразительностью одаренные. Во всяком случае, душа животных есть низшей степени, как стихийное порождение земли и воды; а душа человеческая есть дыхание уст Божиих; и потому она в одной личности, в одном сознании и чувстве заключает разные степени жизни: жизни простую – животную, телесную, жизнь – душевную, разумную, мыслящую и рассуждающую, и жизнь духовную, по которой человек высшею силою духа своего стремится к познанию и любви Бога и к общению с Богом. Этою жизнью человек воспаряет в мир Ангельский и приближается к уподоблению Богу. Безжизненным вышел первозданный по телесному существу из недр матери своей земли. Дыхание Божие дало ему душу живую, а с душою живою и тело сделалось живым. И в настоящем состоянии естественный человек рождается безжизненным, смертным по преступлениям и грехам в душе и теле ( Еф.2:1 ). Для восприятия начатков жизни ему нужно благодатное образование в образ Христов ( Гал.4:12 ), а для одушевления жизнью Божией необходимо вдохновение Духа Святого ( Рим.8:11,14:9 ; 2Кор.1:22,5:5 ). Так все мы благодатно образуемся, так оживаем в новую жизнь о Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Все Иудейское царство представляется как единое тело. Это тело от ног до головы все избито, все в ранах, язвах, в синевах и струпах. В этом изображении представляется внутреннее состояние Иудейского народа, начиная с лиц высших, начальствующих до низших, до простонародья, и все одинаково в болезнях беззакония, в ранах неправд, в язвах преступлений 41 . Соответственно внутреннему состоянию, плачевным представляется и внешнее состояние. «7. Земля ваша опустошена, города ваши сожжены огнем, поля ваши в глазах ваших поедают чужие: все опустошено как от сильного наводнения. 8. Сион 42 стоит, как палатка в винограднике, как шалаш в огороде, как город в осаде. 9. Если бы Иегова воинств не оставил нам небольшого остатка: то мы были бы тоже, что Содом, сравнялись бы с Гоморрой». Применим это изображение каждый к себе, к своей жизни, к своему греховному состоянию, и мы точно найдем, что и наши дела по внутреннему их свойству порочны, и каждый возраст жизни и лет наших омрачены разными склонностями и делами, и места жительства нашего носят следы нашей превратности и греховного уничижения. Посему и мы о себе не обинуясь должны сказать, что если бы не было хотя небольшого числа людей верных и угодных Господу, ради благочестия которых Он щадит и нас, как некогда ради 10-ти праведников готов был пощадить пять беззаконных градов; то и нас постигла бы участь подобная участи Содому и Гоморре. И сколько мы видим на земле между человеками несравненно горестнейших зрелищ опустошения, огнем и мечем, которыми стерты с лица земли не города, не селения, не семейства, не общества, но целые царства, племена, народы! Где же корень и источник всех жестоких убийств и кровопролитий, всех потребительных зол для человечества, заразительных болезней, губительного голода, опустошительных наводнений и других бесчисленных общих и частных бедствий? Корень и источник всего зла суть преступления и беззакония человеческие, а корень добра, поддерживающий и сохраняющий лежащий во зле мир, есть корень Давидов ( Откр.5:5 ), Единородный Сын Божий и семя святое, – верные Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Господи, даждь нам Твоими благами одушевляться в любви и благодарности к Тебе, а Твоими отеческими наказаниями возбуждаться к сознанию неправд и исправлению преступлений своих пред Тобою. Паремья 99 1-я на вечер. Втор. 2-й Н. Быт. 4:8–15 Паремья заключает две части; в 1-й повествуется о убийстве Каином брата своего Авеля; во 2-й суд Божий и наказание Каина. Братоубийство Каина 1) Из всего видно, что Каин исполнен был гордости и высокого мнения о своем первородстве. Отличаясь великорослостью, крепостью сложения и телесных сил, при этих внешних качествах, дававших ему преимущество пред Авелем, не отличавшимся наружным видом дородства, которого самое имя выражало пременчивость и скоротечность, Каин, внутренне упоенный мечтательностью о своем превосходстве, как первородного из человечества, не сомневался, что и особенное благоволение Божие на него и его потомство долженствовало простираться. При таком гордом о себе мнении, он был поражен и приведен в недоумение, когда, при совокупном принесении с Авелем жертвы, жертва Авелева благоприятно была принята Богом, без сомнения в ниспослании на нее небесного огня ( Лев.9:24 ; Суд.6:21 ; 1Пар.21:26 ; 2Цар.7:1 ; 3Цар.18:38 ) который поял жертву Авелеву, а жертва Каинова, как была принесена, так и осталась без великого особенного знамения. Непринятие Богом жертвы, как явный знак не благоволения Божия, повергло Каина в жестокую скорбь, уныние, в мрачность духа. Не отлагая гордой мысли о преимуществах своего первородства, в ослеплении страсти он предается неистовому огорчению против самого Бога, с тем вместе зависти и злобе против невинного, добродетельного брата своего. Прекрасные свойства Авеля, кротость и смирение, послушание и повиновение родителям, братолюбное общение и миролюбие представлялись Каину или слабостью, или ласкательною лестью и человекоугодливостью, вообще такими, которые не соответствовали высоким качествам первородства. Теми же уничиженными, угодливыми свойствами, по мнению Каина, Авель мог уловить и благоволение Божие; однако же, составляя предмет благоволения Бога, он чрез это берет преимущество над ним, которое может перейти к нему и в его потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

68 С подлинного: в ноздри, сказано так по действию дыхания, которое столько же чрез уста, как и чрез ноздри происходит; но чрез уста дыхание происходит просто, а чрез ноздри с ощущением качества вдыхаемого воздуха. 69 Также как и приведение Евы к Адаму означает вручение Евы Адаму для супружеского сожительства. Ибо она создана была из Адама и подле Адама. 72 Древо познания добра и зла, (не исключенное из древ красных видением и добрых в снедь – Быт.2:9 ) ограждается строгою заповедью не потому, чтобы оно было само в себе смертоносно, поскольку Бог ни смерти, ни чего либо смертоносного не сотворил ( Прем.1:13,14 ), но потому, что, по изволению Божию избрано было орудием и средством к испытанию безусловного повиновения первосозданных воле Господа, как благого своего Творца и Промыслителя. И как было бы благо, если бы, при одном взгляде на запрещенное древо, и в слухе и сердце наших прародителей громовым гласом отзывалось Божеское запрещение: не вкушай, не прикасайся, не дотрагивайся ( Кол.2:21 ). 73 Вместо всего этого первозданные на пути древа познания добра и зла познали не добро, а зло. Откуда же зло? Бог греха не сотворил, сотворил одно доброе ( Быт. 1:31 ) и никого не искушает для зла; человек злоупотреблением свободы сам впадает в искушение, с тем вместе в грех , будучи от своей похоти влеком и прельщаем: эта похоть, заченши, рождает грех , a грех содеян рождает смерть ( Иак.1:13–15 ). Эту похоть первосозданный своевольным принятием искушения, дал возбудить в себе, и, как вредным дрождием, возмутить чистоту души и тела. И вот в человеке открылся ин закон, господство плоти и чувств, – противный закону правого ума ( Рим.7:23 ). С возмущением нравственного, внутреннего, Богосозданного мира последовало возмущение и во внешнем его мире, в делах его, последовало возмущение и в великом мире, в окружающих тварях и стихиях. 74 По применении положенного прокимна ( Пс.16 ) и стиха к предшествовавшей Паремье, как более сообразном, молитвенное чувство молящимся в них изливаемое о сохранении его, яко зеницы ока, и о услышании правды его, – в применение оных в настоящем месте к толико мудрым и сладостным наставлениям, выражает в наставляемом пламенное желание, чтобы Господь всеми мерами Божественной попечительности Своей соблюдал его от приражения зла, которое также легко может омрачить греховною тьмою ум и сердце, как легко зеница ока повредится от самого слабого приражения: посему утвердил бы его неуклонно пребывать в исполнении этих спасительных наставлений, и услышал правду его, услышал правое расположение, сердечное намерение его идти путем правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Парем. 1-я на вечер. Понед. 2 нед. Быт. гл. 3, ст. 21–24. гл. 4, ст. 1–7 88 Паремья заключает в себе две части; первая содержит изгнание прародителей из Рая, другая семейную жизнь Праотцов и свойства двух первородных сынов их. Сказание об изгнании Прародителей из Рая предваряется у священного дееписателя сказанием, что Бог сделал Адаму и Еве одежды кожаные и одел их ( Быт.3:21 ). Без сомнения под кожаными одеждами можно разуметь и грубую, скотоподобную плоть; но эту одежду согрешившие Прародители сами себе сделали, когда грехопадением обнажились боготканной одежды чистоты и невинности. Самое греховное их обнажение, сопровождавшееся стыдом и заставившее их препоясаться смоковным листвием, указывает на качество их тел, что они приняли свойство чувственное, плотяное, возбуждающее стыд и чувственное похотение, и, кроме нравственного и по естественному состоянию требовавшее прикровения внешнею, искусственною одеждою, каковая одежда, именуемая кожаною, указывая на первоначальное употребление кож животных, вследствие жертвенного заколения их, указывает вместе и на то, что о действительном облечении Прародителей в кожаные одежды сказано по предварению 89 , т. е., что Бог, узаконив Прародителям нашим приносить чистых животных в умилостивительную жертву, показал вместе употреблять мяса животных на снедение ( Мф.24:38 ), а кожи на одеяние. Без сомнения Прародители, обнажившие себя грехом в раю святости, в этом обнаженном виде и изгнаны из рая на землю проклятия, и Господь, показав им первый способ к одеянию, вместе с тем указал путь и к прочим видам одежды. Каково же было Прародителям нашим возложить на себя кожи умерщвленных животных? С облечением в кожи умерщвленных животных, не возлагали ли они на себя очевидный образ смерти, которую ввели своим преступлением в мир и которая, рано или поздно, имела постигнуть и их самих. При изгнании из рая Прародителей, Бог праведное определение свое изрекает Адаму в обличительном упреке: се Адам бысть, яко один от Нас, еже разумети доброе и лукавое ( Быт.3:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Но если взять в рассмотрение историю царей Иудейских, царствовавших пред пленением Вавилонским: то можно судить каково было тогда гражданское правление Иудеи: были ли тогда крепкие ратники, смотреливые советники, правдивые судии и правители? Манассия 50 лет мерзостями идолопоклонства расстраивал Иерусалим и народ Иудейский; сын его, по двухгодичном царствовании, погиб от рабов своих; после благочестивого Иосии, похищенного у Иудейского народа за грехи его, сыновья его только усугубляли меру народных преступлений и постепенно ускоряли падение царства Иудейского; Иоахаз, после трехмесячного царствования, в оковах отведен в Египет; Иоаким после одиннадцатилетнего царствования, бесчестно умер в Вавилонской темнице; Иехония, сын Иоакима, по трехмесячном царствовании, отведен пленным в Вавилон. Наконец Седекия З-й, сын Иосии, после 11-ти летнего царствования, ослепленный за неверность, окончательно со всем лучшим населением, в сугубых оковах отведен в Вавилон. Если царственные главы были так слабы, непрестанно сменялись преобладающею силою завоевателей: то могли ли советники их быть так тверды, деятельны и благоразумны, чтобы с силою поддерживать непрестанно колебавшееся кормило правления? При шестикратном переселении Иудеев в Вавилон, могло ли не быть безначалия в правлении и крайней бедности в народе? 77 Прокимен ( Пс.19 ) пред Паремьей: Услышит тя Господь в день печали. Стих: защитит тя имя Бога Иаковля, а со всею силою внушает кающемуся и чувствующему свою поползновенность к греху, что Господь, при усердной молитве, не попустит искушаемому и в душевной скорби борющемуся с искушением, впасть в сети искушения, но скорбную молитву услышит и от льстивого нападения видимого и невидимого врага избавит. 78 Сила чувственного услаждения не вдруг дала ощутить яд вредоносного вкушения. Ева ела сперва одна, потом ели вместе с Адамом , и не ощущали гибельного действия, сперва по причине чувственной сладости, затем от ожидания чаемого озарения, которое, думали они, долженствовало проникнуть все их и внутренние и внешние чувства, все существо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

И она имеет дом, но вовсе не похожий на дом Премудрости. Дом Премудрости, пространный и великолепно украшенный, всюду представляет порядок и благоустройство, вместе с тем всякого рода благополезные предметы для телесной, душевной и духовной деятельности; а дом глупости, как дом праздности, внутри исполнен пустоты, отвне прикрашен наружными приманками, а более всего сама она старается придать приманку своему дому. Сидя в обольстительном наряде при воротах дома, она завлекает к себе ласкательными словами и заманчивыми обещаниями, что дом ее есть жилище свободы, жилище веселья и наслаждений. Во внешних веселостях и чувственных наслаждениях поставляя образованность, распутство называет тех необразованными, которые, идя прямым путем мудрости и держась правил ее, отказывают себе в удовлетворении естественных склонностей, и удаляются от незаконных удовольствий. Поскольку же распутство старается вовлечь в удовольствия незаконные, а удовольствия незаконные, предосудительные не имеют прямой, истинной привлекательности: то глупость вопреки мудрости, которая открыто зовет всех на приготовленное ею пиршество, как на пиршество чистого и правого наслаждения благами жизни; ухищряется придать не законным удовольствиям сокровенную прелесть; именно она старается подействовать на пылкое воображение юношей обольстительною приманкой, что чужая вода, чужое питье сладко, что чужой хлеб, чужая пища приятна и вкусна; потому надобно украдкой, сокровенным путем, тайными средствами достать чужой воды, испытать краденого хлеба. Действительно испорченной человеческой природе представляется слишком заманчивым, обольстительным то, что имеет для внешних чувств вид привлекательный, а для мысли сокровенный, таинственный, и что однако же воспрещено, не позволено; это привлекательное воспрещенное, прикрытое таинственностью, и есть то чего жаждет, – к чему стремится растленная, своевольная природа. Этой-то сокровенностью и жена блудная, умеющая блистать поддельною приятностью и обольщать ложною красотой, и старается увлечь сердца юные, обуреваемые пылкими страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

1) Прит. гл. 1, ст. 1–6. Предмет и цель обучения мудрости. «1) Притчи Соломона сына Давидова, царя Израильского. 2) Чтобы узнать мудрость и понять учение, уразуметь изречения разумные. 3) Приобрести здравомыслие, увидать правосудие, правдивость, честность. 4) Чтобы неопытным сообщить смышлёность, молодости образованность и рассудительность. 5) Умный внимая ей, будет сведущее, и разумный искуснее. 6) Для уразумения изречений, пословиц и глубокомысленных вопросов мудрых». В самом введении к наставлениям мудрости на пути духовного совершенства показывается цель притчей в умозрительном отношении, как учения и образования, что Притчи Соломоновы сына Давидова 51 имеют целью – научить мудрости и разуму, сделать способными юных и неопытных разуметь изречения мудрых, речь сокровенную, глубокую. Сим введением поощряются к любознанию не только юные, простые смыслом и необразованные 52 , но и разумные, зрелые умом возбуждаются той мыслию, что, предавшись наставлению мудрости, они более умудрятся, сделаются дальновиднее, опытнее, разумнее. 2) Показывается начало мудрости, что это есть благочестие, – истинное Боговедение и Богопочтение. «7) Богобоязненность есть начало познаний. Только глупцы презирают мудрость и образованность». Богобоязненность и благонравие есть такая существенная основа в учении мудрости, что ищущий просвещения без благочестия успеть не может. Благочестие всякое полезное познание направляет к чистой и правой цели, расширяет в многостороннем объеме познания и сообщает оным твердость и основательность, вообще показывает самое благодетельное влияние на образование и развитие наших умственных и нравственных способностей. Богатый познаниями без веры и благочестия подобен древу, зеленеющему листьями, но не имеющему плодов, а если злоупотребляет своими познаниями, то более причиняет оными вреда, чем приносить пользы себе и другим. 3) Средство к преуспеянию в мудрости – положительное, – послушание наставлениям отеческим; отрицательное, – удаление от сообщества людей развратных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Стих: вси языци восплещите руками, выражающий необыкновенную радость и победное торжество всех народов, воскликните Богу гласом радования, после сильного изображения гнева Божия, который не смотря на многократные казни не утолялся, но простирался, в грозном поднятии руки Господней для наказания, пророчественно указывает на тягчайший грех народа Израильского, на грех Богоубийства, и вследствие того на жесточайшую казнь отвержения прежде избранного народа, а отвержение его сопровождало с признанием в благодатное наследие язычников ( Рим. 11:15 ), и когда воскрес победитель смерти, как царь неба и земли, восприял в достояние свое все концы земли: то на глас Евангельской проповеди все народы воскликнули гласом радования в принятии благовествования всеобщего спасения. 156 Сикомора, дикая смоковница, дерево ветвистое, ветви имеет густые и широко распростирает оные; для жителей жаркого пояса доставляет приятную тишь и прохладу. В Египте и Палестине Сикомора по берегам рек в большом числе растет и при дорогах близ селений разводится. В древности Египтянами употребляема была на сооружение гробниц, в которые полагаемы были набальзамированные тела: впрочем это дерево пригодно для зданий всякого рода, по его долговременной негниючести. 157 В подтверждение сего за несомненное можно положить то, что Сирийцы, после убиения Резина Фелгаффелассаром, быв им побеждены, соединили свое оружие и войска с войсками Ассирийскими для завоевания царства Израильского. А что именем Арамеев называются Ассирияне или Халдеи, это можно пояснить Иер.35:11 , где войска, сила Ассирийская с подлинника значится Арамейская. 158 15 Стих, в подлинном тексте заключенный в вместительные, не без причины почитается крестиками вставочным. Находят недовольно сообразным, чтобы пророк в порядке речи стал истолковывать переносною речь, применение которой для всякого само по себе очевидно, и нельзя не видеть принужденности в пояснении, по которому словом labach хвост в применении означаются лживые пророки; тогда как чрез хвост в противоположность голове, – начальственным лицам и властям, видимо означается простой народ, вообще люди низкого звания и состояния. Присовокупляют однако же, что эта прибавка сделана в укоризну и поношение ложных пророков вскоре после Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010