Голосами клириков и мирян архиепископ Сергий был избран на Владимирскую кафедру. Синодальный указ о его назначении архиепископом Владимирским и Шуйским последовал 10 августа 1917 года. Владимирская епархия была не только одной из древнейших в Русской Церкви, но и одной из обширнейших по территории, с такими большими промышленными городами, как Владимир, Иваново-Вознесенск, Шуя, Ковров, Александров и другие. Эту кафедру архиепископ возглавлял 5 лет, разделив епархию на пять митрополичьих округов и пять викариатств для более успешного управления ею. В работе Поместного Собора 1917-1918 годов архиепископ Сергий принял самое деятельное участие, руководя работой отдела " Церковный суд " в качестве его Председателя. 28 ноября 1917 года он был возведен в сан митрополита, а чуть позже состоялось его избрание членом Священного Синода. На его пути, таком ровном и спокойном, первое испытание искушением пришло в июне 1922 года, когда был обнародован " Меморандум трех " - заявление маститых иерархов - митрополита Владимирского Сергия, архиепископа Нижегородского Евдокима (Мещерского) и архиепископа костромского Серафима (Мещерякова), признавших обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ) канонической законной властью. Позже авторы документа объясняли его создание как единственную возможность встать во главе обновленческого движения и вернуть его в патриаршее русло. 23 октября 1922 года митрополит Сергий (Страгородский) заявил о прекращении церковного общения с деятелями " новой демократической церкви " и покинул созданное ими Высшее Церковное Управление. Позже, в августе 1923 года он принес покаяние перед Патриархом Тихоном и активно включился в работу по возможности созыва Поместного Собора Русской Православной Церкви для решения вопросов церковной жизни при новой власти. Вместо оставшегося в обновленчестве архиепископа Евдокима митрополит Сергий получил назначение на Нижегородскую кафедру. Пастырскую любовь Патриарха Тихона он будет помнить всегда. При погребении Святейшего митрополит Сергий в своей короткой речи отметил особенную доброту Святителя и его снисхождение к ближним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/189/...

В 1916 году, известный к тому времени проповедник и миссионер, он получил предложение отправиться для миссионерской службы в Северо-Американскую епархию. Но поездка не состоялась — вместо Америки, в 1916 году отец Петр принял решение уехать проповедником на фронт. На фронте он пробыл до февральской революции 1917 года. После окончания боевых действий он вернулся в Центральную Россию. В 1917–18 годах служил настоятелем Тверского Желтикова монастыря. Побывал в роли заложника местной ЧК, чудом остался жив. Был замечен Святейшим Патриархом Тихоном, рукоположен во епископа Балахнинского и направлен в качестве викария в Нижегородскую епархию в распоряжение местного владыки Евдокима (Мещерского). Как викарный архиерей, владыка Петр стал служить в Печерском монастыре. По приезде в обитель он обнаружил, что древний печерский собор в честь Успения Божией Матери был сильно запущен. Стены и потолок были черны от копоти. Епископ обратился к народу, прося помочь навести порядок, сам первый поднялся по лестнице и стал мыть потолок… На Страстной седмице владыка вышел очищать от снега двор монастыря. Кто-то спросил его: Епископ Балахнинский Петр (Зверев) . Фото: novoeblago.ru — Что это вы так трудитесь, владыко святый? — Да как же? Надо будет в Великую Субботу с крестным ходом идти, а кругом снег, идти негде. Подобное поведение владыки Петра быстро заслужило ему любовь паствы. На его богослужения стало стекаться больше народу, нежели на службы правящего архиерея. За все это архиепископ Евдоким невзлюбил священномученика Петра. Он стал завидовать своему викарию и, в конце концов, возненавидел его. Люди об этом не знали и по-прежнему приглашали их служить вместе, что было тяжелейшим испытанием для обоих. Владыка Петр искал выход из создавшегося положения и, в конце концов, решил поступить так, как заповедал Христос. Перед началом Великого поста 1920 года в Прощеное воскресенье высокопреосвященный Евдоким служил в городе, послав епископа Петра служить в Сормово. Возвращаясь после службы пешком (извозчика в те годы он себе позволить не мог) в Печерский монастырь, владыка Петр зашел на Дивеевское подворье, где жил архиепископ, чтобы попросить прощения перед началом Великого поста.

http://pravmir.ru/dostavim-emu-schaste-p...

Русская Православная Церковь ХХ век 5 апреля К П Победоносцев 1905 год – К. П. Победоносцев официально передал государю императору Николаю II всеподданнейший доклад Святейшего Синода. К этому докладу был приложен и проект высочайшего указа Святейшему Синоду, который, по мнению иерархов, государь император вполне мог одобрить. «С сердечным сочувствием соизволяя на постановление Святейшего Синода о поставлении строя церковного управления в соответствие с применением к оному соборного начала, – говорилось в проекте указа, – не оставлю в благопотребное по нынешним обстоятельствам время созвать для сего по древнему примеру православных императоров Поместный Собор всероссийской Церкви». Наличие проекта высочайшего указа говорит само за себя: подготовившие его иерархи надеялись на утверждение своего доклада. 1918 год – Незадолго до роспуска на пасхальные каникулы Поместный Собор принял постановление о канонизации священномученика Иосифа, архиепископа Астраханского, и святителя Софрония, епископа Иркутского. 1924 год – Святейший Патриарх Тихон отлучил от Церкви «митрополита» Евдокима (Мещерского) и других лидеров обновленчества. «...Объявляем: бывш[его] архиепископа Евдокима, епископа Антонина и других запрещенными в священнослужении и находящимися вне общения со всею Православною Русскою Церковью; предаем их, как и других главарей обновленческого раскола, каноническому суду Православного Собора». 1925 год – Святейший Патриарх Тихон отслужил Божественную литургию в храме Большого Вознесения на Большой Никитской. Это была последняя служба святителя, последняя его литургия. 1942 год, апрель – Всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. Ледовое побоище 5 апреля 1242 г . благоверный князь Александр Ярославич (нареченный за победу над шведами на берегах Невы Невским) на льду Чудского озера, близ урочищ Узмень и Вороний камень, дал сражение против немецких рыцарей, совершавших набеги на новгородские земли. Немецкие завоеватели были разбиты наголову. После этого поражения отказались от своих притязаний на русские земли.

http://pravoslavie.ru/5409.html

Выбор темы был не случаен, ибо семья Симанских горячо почитала Московского святителя, это почитание буд. Патриарх сохранил на всю жизнь. «Собрание речей и писем митрополита Московского Филарета» было его настольной книгой. Личные дневники Святейшего Патриарха содержат многочисленные выписки из творений свт. Филарета, свидетельствующие о том, что Патриарху были близки принципы управления Церковью, изложенные Московским митрополитом. В отзыве на работу А., написанном проф. по кафедре истории философии А. И. Введенским , говорилось: «Всего ценнее в сочинении - повсюду обнаруживаемая зрелость мысли, вполне способной подниматься до высоты вопросов, волнующих современное общество, и, с другой стороны,- разбираться в них с христианско-православной точки зрения, на которую автор повсюду восходит вслед за своим мудрым духовным руководителем приснопамятным святителем Московским» (Архив ЦНЦ). Последний учебный год в академии отводился почти полностью на написание студентами кандидатских работ; кроме того, как первый иподиакон еп. Арсения А. непременно участвовал во всех его службах не только в лавре, но и в соборах Московского Кремля, в храме Христа Спасителя и в др. московских храмах, где владыка совершал богослужения, будучи вторым викарием Московской епархии. В дек. 1903 г. Святейший Синод принял решение о назначении еп. Арсения на Псковскую кафедру. В день памяти митр. Петра , во время своего последнего служения в Троицком соборе лавры, возле раки с мощами прп. Сергия Радонежского еп. Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха. На следующий день в Чудовом мон-ре Московского Кремля А. совершил первую литургию, затем выехал во Псков, чтобы участвовать в подготовке встречи нового архиерея. По возвращении в академию А. последние полгода дорабатывал канд. диссертацию и готовился к выпускным экзаменам. 21 июня 1904 г. из рук нового ректора - еп. Волоколамского Евдокима (Мещерского) молодой иеромонах получил диплом об окончании академии и присвоении ему степени канд. богословия с правом на занятие должности по Духовному ведомству.

http://pravenc.ru/text/64694.html

В ноябре 1948 года по приглашению Владыки Гурия приезжает в Ташкент и назначается вторым священником Георгиевского молитвенного дома в Самарканде. Поселяется при этом доме, организуется крепкая, хотя и маленькая монашеская община. Большую роль в жизни этого малого монастыря сыграли его насельницы старицы-монахини Юния и Евдокия. Там совершались ежедневные, по монастырскому уставу, службы в храме, а дома вычитывалось монашеское правило. Духовные чада отца Серафима, его родные и друзья, а также лица, духовно близкие матушкам, могли приехать в этот монастырь, пожить в нем, участвовать в церковном пении и чтении, вкушать пищу за общей трапезой, а при желании – читать при исполнении монашеского правила. Для многих это было большой поддержкой и утешением. Отец Серафим очень любил церковное пение, старался, чтобы хор пел разнообразно и красиво, каждую свободную минуту выходил на клирос и пел вместе со всеми; когда что-то не получалось, спешил помочь, дать тон. Постепенно приучил петь основные песнопения всех молящихся в храме. Получилось так, что братская жизнь, зарожденная в Петрограде митрополитом Гурием, архиепископом Иннокентием и архимандритами Львом и Варлаамом переселилась в 50–70-е годы в Среднюю Азию, в этот замечательный Георгиевский уголок. В Ленинграде в те годы организовать такой маленький монастырек было совершенно невозможно. Некоторые дополнительные сведения об архимандрите Серафиме можно прочесть в ЖМП (1980. 3. С. 27–28). 17.Протоиерей Александр (Александр Федорович КОШКИН) родился 1 декабря 1898 года в Санкт-Петербурге. Жил он в доме при Творожковском подворье, в котором с 1922 по 1924 год, а также с 1926 по 1930 год служил архимандрит Варлаам. По специальности Александр Федорович был пожарник и работал в охране Бадаевских складов: сутки в охране, двое суток свободные. Поэтому он мог присутствовать в церкви, а также в 1927–1928 годах учиться в Богословско-пастырском училище, которым заведовал архимандрит Гурий. По выражению Никиты Александровича Мещерского, это был “скромнейший человек; он никогда не повышал голоса, даже чуть-чуть”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Храм был переполнен, служил архиепископ Анастасий. Молящиеся не скрывали слез, прощаясь со своим храмом, которому предстояло поругание 785 . На стороне турок и большевиков в борьбу с Российской Церковью включился и Патриарх Григорий VII. «Честный турецкий подданный» заявил о поддержке только тех церковных течений в СССР, которые верны советскому правительству, то есть обновленцев. В мае 1924 г. он посоветовал Патриарху Тихону оставить Престол. Эти действия Константинопольского Патриарха, по мнению большевистского руководства, должны были привести к ликвидации законной Российской Церкви и к усилению обновленчества 786 . Летом 1924 г. Патриарх Григорий вовсе прекратил общение с Патриархом Тихоном и контактировал с лжесинодом «митрополита» Евдокима (Мещерского). Вполне естественно, что политика Патриарха Григория должна была коснуться и Русской Зарубежной Церкви, чья антисоветская и антиобновленческая позиция в планы Фанара совершенно не вписывалась. Началом кампании против Русской Зарубежной Церкви стали два письма от некой группы мирян на имя Патриарха Григория. Авторы писем возмущались «нарушениями» как со стороны Карловацкого Синода, так и со стороны русских архиепископов в Константинополе – Анастасия (Грибановского) и Александра (Немоловского). Впоследствии Архиерейский Синод заявлял, что лица, подписавшие письмо, совершенно неизвестны ни Вселенской Патриархии, ни местной русской колонии 787 . Авторы писем называли следующие «проступки» архиереев: а)      основание в Константинополе русских храмов «без всякой необходимости и без действительной в них нужды»; б)      хиротонии русских священников, которые совершались «крайне неразборчиво»; в)      святительский суд и бракоразводные дела; г)      политическая деятельность, направленная против советского правительства. Понятно, что в соответствии с заранее разработанным сценарием на эти письма должна была последовать реакция Фанара. И она последовала. В своем письме архиепископу Анастасию от 29 марта 1924 г. Патриарх Григорий писал: «Мы считаем необходимым...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается мнения о том, что архиепископ Иларион в переговорах с лидерами обновленческого раскола соглашался обсуждать возможность удаления от церковного управления патриарха Тихона, то мнение это (достаточно распространенное и в наше время) является не более чем провокацией ОГПУ, совершенной через архиепископа Евдокима (Мещерского). В газете «Известия» от 23 сентября 1923 года было опубликовано письмо последнего к митрополиту Антонию (Храповицкому). Письмо содержало ложную информацию об отношениях Святейшего Тихона и его ближайших помощников-архиереев: «Смешанная комиссия, – заявлял автор письма, – устами даже его ярых защитников (еп. Иларион) вынесла ему (патриарху. – А.Г. ) следующую резолюцию: сложить все полномочия, удалиться в монастырь, ждать над собою суда Собора епископов» . Главная каверзность этой откровенной лжи заключалась в том, что она не могла быть опровергнута публично и ответ оклеветанных мог распространяться лишь в узких кругах.           По этой причине владыка Иларион подвергался нападкам не только с шуей, но и с десной сторон. Группа архиереев, сплотившаяся вокруг архиепископа Феодора (Поздеевского), прозванная патриархом «конспиративным Синодом», обвиняла Патриарший Синод в недопустимых компромиссах. Перешедший в 1925 году в обновленчество епископ Гервасий (Малинин) вспоминал: «Архиепископ Феодор мне говорил, ругая Илариона, что он погубит патриарха Тихона и Церковь, а в патриархе всё спасение. Если же патриарха Тихона не будет, то власть не допустит вообще в России патриаршества, а без патриаршества для Церкви – крах» . Архиепископу Илариону в период своей недолгой свободы в 1923 году приходилось заниматься и разбирательством административных дел Московской епархии, что было непросто по причине упадка церковной, и в частности монастырской, жизни. Об этом говорит, например, одно из дел, порученных для расследования патриархом владыке Илариону. Суть этого дела сводилась к тому, что пожилые монахи Симонова монастыря, привыкшие к спокойной, расслабленной жизни, враждебно отнеслись к законным требованиям молодого архимандрита Петра (Руднева) и устроили целую кампанию, чтобы выжить настоятеля из монастыря .

http://pravoslavie.ru/67049.html

В качестве иллюстрации позволю себе привести «Отчет профессорского стипендиата Академии выпуска 1906 года Николая Смирнова о его занятиях в течение 1906–1907 года»: «Предметом моих занятий в истекшем году была разработка вопросов,связанных с темой кандидатского сочинения «Христианство в отношениях к социальным вопросам, – проблема социальная вообще и социализм в частности. Во-первых, требовалось изучить элементы социального вопроса, его сущность и природу, его статику. Во-вторых, необходимо было анализировать вопрос вне отвлеченных формул– в исторических перспективах, в историческом процессе. В этих целях я одновременно занимался и теорией (главным образом, теорией социализма, штудировал Маркса, Энгельса, Бернштейна, Каутского и др.), и историей (социальной – во Франции, Германии– и общей). Той и другой цели служили как мои домашние занятия, так и занятия в Московском университете, где я прослушал в течение года некоторые курсы исторического характера: Виппера – «Новейшая история Западной Европы», Савина – «Развитие абсолютизма на Западе», Петрушевского – «История средних веков», Покровского – «Современный католицизм и социальный вопрос», – и некоторые отделы курсов философских и юридических: Е.Н. Трубецкого – «История философии права», Тернета – «Уголовное право», Мануилова – «Политическая экономия». Кроме того,я занимался переработкой для печати своего кандидатского сочинения и поместил в «Богословском вестнике» (июль-август) статью «Христианско-социальное движение» («Журнал СМДА» за 1907/08 учебный год, с.285–286). 17 Так, на страницах «Богословского вестника» были напечатаны статьи: в 1906 г.– проф. В.Н. Мышцына «Политические партии и их идеалы», в 1907 г. – В.Ф. Эрна «Социализм и общее мировоззрение», а чуть раньше – перевод брошюры К. Спуржона, А. Винэ и Пибоди «Христос, как социальный реформатор», выполненный кружком студентов под редакцией ректора Академии, епископа Евдокима (Мещерского). 18 Стоит привести выдержки из постановлений Синода, «возвращающих» духовных лиц, студенчество и саму Академию в прежнее состояние: «Всякий епископ, пресвитер, диакон, клирик и вообще лицо, по своему званию и должности состоящее по духовному ведомству,пользуясь предоставленной всем гражданам Российской империи свободой слова, печати, собраний и союзов, обязаны, однако, до тех пор, пока состоят в должности или сане, сообразовать свою деятельность с учением и правилами Православной церкви...» («Журнал СМДА» за 1907 г., с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

1924 год – В Москве в храме Христа Спасителя началось обновленческое предсоборное совещание (10–18 июня). На совещание съехалось 400 делегатов, среди них 83 лжеепископа (из которых 40 некогда были православными архиереями), а также представители Константинопольского и Александрийского патриархов. На открытии совещания в храме Христа Спасителя почетным председателем избрали патриарха Константинопольского Григория VII, а председателем — «митрополита» Евдокима (Мещерского). Зачитывались приветствия от древних Восточных Церквей, от Грузинской и Сербской. Как и на прежних раскольнических сборищах, Святейший Патриарх Тихон обвинялся в церковных нестроениях: «Отныне бывший Патриарх Тихон — глава секты» — такое заключение сделано было на основании признания обновленческого синода Восточными патриархами. «Мы боимся, что под новыми, покрасневшими одеждами Тихона осталась все та же контрреволюционная сущность», — сказано в резолюции совещания. Евдокимовский синод «в силу его связи с Всероссийским ВЦУ, избранным на “соборе” 1923 г ., и ввиду признания его Вселенскими патриархами» считается «единственным канонически законным высшим органом управления Российской Православной Церковью» — еще один тезис из принятой на совещании резолюции. Совещание обратилось в Совнарком с петицией о предоставлении священнослужителям прав членов профсоюза, разрешении обучения детей Закону Божию до 11 лет, ведении актов гражданского состояния, возвращении чудотворных икон и св. мощей, взятых в музеи, и т. п. Почти во всех просьбах было отказано, однако некоторые обещания давались. От украинских обновленцев на «соборе» был сопредседателем «митрополит» Пимен (Пегов). Совещание обсудило вопрос о положении Церкви на Украине и вынесло следующую резолюцию: «Великое Предсоборное Совещание Российской Православной Церкви, заслушав доклад епископа Изюмского Иосифа об управлении Православной Церковью на Украине, в связи с отпадением в самосвятство свыше 1200 приходов, благословляет деятельность избранного Собором Епископов Украины в октябре 1923 года, как высшего законодательного судебного и административного органа, — Всеукраинского Православного Священного Синода, — по укреплению Православия среди украинского населения и по борьбе с самосвятством, “тихоновщиной” и сектантством. Между Православными Церквами Российской и Украинской существует самая тесная каноническая связь; для укрепления этой связи Всероссийский Православный Священный Синод имеет своего представителя в Украинском Православном Священном Синоде и принимает его представителя в свой состав; посылает своих делегатов на Всеукраинский Собор и принимает делегатов Украины на свои Соборы и Всероссийский Православный Священный Синод, пользуется правом апелляции в случае жалоб епископов Украинских епархий и благословляет избираемого на Всеукраинских Поместных Церковных Соборах Всеукраинского Митрополита, Председателя Всеукраинского Священного Синода».

http://pravoslavie.ru/5478.html

денег. В 1774 году по указу Консистории при Кизическом монастыре была погребена законная супруга премьер-майора Александра Трофимова-Анна Иванова. В том же году было вынуто из гроба тело некоей Ульяны Васильевой-перевезенное в другой монастырь. В 1783 году было запрещено погребать жителям Козьей слободы своих умерших близь монастыря. В 1792 году значится пожертвование по Александре Михайловой Мельгуновой (50 р.), в 1794 году-по Иване Смирнове (25 р.), в 1795 году по князе Платоне Стефановиче от князя Мещерского (10 р.). В 1815 году по указу Консистории здесь был погребен гвардии подпоручик Сергей Михайлов, привезенный из деревни Юнусовой, Лаишевского уезда; в 1836 году погребен был убиенный хлебопашец Родион Тельков, житель села Ловец, Рязанской губернии. В 1830 году были требования о числе похороненных от холеры. Далее имеются довольно многие сведения относительно взносов денег за поминовение по большей части похороненных здесь, напр. в 1818 году по завещанию коллежского советника Ивана Ильина 500 руб., в 1828 году пожертвовано имение после умерших братьев Винокуровых; в 1837 году-по завещанию статского советника Михаила Яковлева-1000 руб.; в 1838 году Репиными- Евдокиею и тестем её 2500 руб., мещанином Зиминым 200 руб., коллежской регистраторшей Анной Григорьевой Шеляпиной 1000 руб., в 1840 году-по завещанию мещанина Феодора Уткина 100 р., по завещанию жены прапорщика Марии Д. Морель 400 руб., подполковника Николая Никитича Чичагова 3000 руб.; в 1842 году от г. Горталова за поминовение Пелагеи Петровой Дедевой 1000 руб., от купца Степанова 900 руб., от девицы Лукиной два билета по 143 руб., от Филипповича 100 руб.; в 1843 году от игуменьи Свияжского монастыря Амфии 143 руб.; в 1848 году от девицы Анны Ивановой за поминовение её души 6о руб.; в 1850 году от игумена Гедеона 500 р.; от графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской 5000 рублей; в 1851 году от Чистопольского купца Андреева 600 руб., от купца Полякова 3000 руб., от девицы Игнатьевой 1000 руб.; в 1853 году от Андрузского 1000 руб.; в 1854 году от Нижегородской мещанки Елены Ивановой Дикаревой 1000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010