Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 уездъ. 3 класса общежительный монастырь въ 15 вер. отъ у. г. Звенигорода, при селе Аносине, на берегу р. Истры. Основанъ въ 1820 г. княгиней Николаевной Мещерской (въ иночестве въ память ея умершаго мужа, въ виде богадельни, которая въ 1822 г. стала общиной, а въ 1823 г. возведена на степень 3 класснаго монастыря. Храмовъ три: 1) соборный во имя св. Троицы (заложенъ въ 1810 г., освященъ въ 1822 г.), съ 2 приделами - правымъ въ честь Тихвинской иконы БМ. и левымъ во имя св. Бориса и Глеба (освященъ въ 1814г.); 2) во имя св. Ростовскаго (освященъ въ1824 г.); 3) во имя св. узорешительницы (освященъ въ 1829 г.). У собора, противъ Борисоглебскаго придела, погребена первая (+ 3 февраля 1837года). Монастырь владеетъ 307 дес. земли. Монахинь и послушницъ 118. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, стр. 518 Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. Основательницей и первой настоятельницей Аносина Борисо-Глебского монастыря была игумения Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). В 22 года Евдокия вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Однако Господь судил ей иной путь. Едва коснувшись устами чаши радостей земных в благословенном браке, княгиня Евдокия Николаевна Мещерская испила горесть полной чашей. Менее чем через три месяца после венчания горячо любимый супруг скоропостижно скончался, оставив молодую вдову в ожидании младенца. Княгиня не пожелала вторично связывать себя узами брака, посвятив жизнь воспитанию дочери и делам благотворительности.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Очень выразительно действия греков тогда прокомментировал управляющий русскими западноевропейскими приходами митрополит Евлогий (Георгиевский) в письме архиепископу Рижскому Иоанну (Поммеру): «Документально доказано, что Цареградская Патриархия действует в контакте с большевиками и при живейшем участии Евдокима (Мещерского, председателя обновленческого лжесинода, - свящ. А. М.). Подкладка такая: Патриархию выпирают из Конст[антинополя]; цепляясь за свое место, она хочет опереться на сов[етскую] власть, а последняя обещает ей поддержку под условием разложения нашей церковной организации за границей. Маклером в этом деле является Евдоким, который хочет привлечь Конст[антинополь]скую Ц[ерковь] для борьбы с П[атриархом] Тихоном. [...] Не исключается даже возможность, что Конст[антинопольский] Патриарх объявит П[атриарха] Тихона низложенным, чтобы подчинить своему влиянию всю Русскую Церковь, как это было до XIV в[ека]. На языке лукавых греков это называется " помочь " бедствующей Русской Церкви, а на нашем - это та же своего рода погоня за русскими концессиями, какими охвачены теперь все желающие делить шкуру русского медведя... Вы видите, какие папистические замыслы теперь зреют в Царьграде: там хотят подчинить себе Русскую Церковь, пользуясь нашим безвремением. Лакей Евдоким, лишь бы найти где себе опору, на все соглашается». По мнению митрополита Евлогия, план Фанара заключался в том, чтобы «поглотить сначала все русские церкви за границей, а потом подчинить себе и всю Русскую Церковь. Большевики и прислужник их Евдоким всячески этому содействуют - первые, чтобы внести новую смуту и разложение в Церковь, а последний - чтобы там найти себе опору». «Надеюсь, - писал митрополит Евлогий архиепископу Иоанну, - что народ наш не пойдет за этими лукавыми и льстивыми греками, особенно если они свяжутся с Евдокимом» . Православный народ в России вполне оправдал надежды митрополита Евлогия и (в отличие от него самого) за « лукавыми и льстивыми греками» не пошел, тем более что те действительно « связались с Евдокимом» . Унаследовавший в 1924 г. после смерти архимандрита Иакова должность официального представителя Константинопольской Патриархии в Москве его племянник Василий (тоже Димопуло) вошел в особо тесный контакт как с советскими органами, так и с обновленческими раскольниками. В ноябре 1924 г. он стал почетным членом их лжесинода . При этом протокольными моментами его общение с обновленцами не ограничивалось, служить с ними он для себя зазорным также не считал .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Архиепископ Алексий в своем письме обновленческому митрополиту Евдокиму (Мещерскому) писал: «Лично я начинаю сожалеть, что приехал в Казань. Отрицательное отношение ко мне как к узурпатору Кирилловского престола после собора усилилось...» 812 Сетовал обновленческий архиепископ и на то, что епископы Иоасаф и Афанасий отказываются служить в качестве обновленческих викариев, а «своих» поставить нет возможности по причине неприятия их верующими и неканоничности такого поставления:»... пока будут жить здесь епископы Иоасаф и Афанасий, я полагаю, что мы ни одного викария не создадим...» Были у архиепископа Алексия и другие причины для огорчения. «Наркомюст, – писал Алексий митрополиту Евдокиму, – не вполне единомыслен с ГПУ (которое было «единомышленно» с обновленческим епархиальным управлением. – А. Ж.), и посему наша оппозиция действует очень сплоченно и энергично. Контрреволюционным (согласитесь, странная терминология для духовного лица. – А. Ж.) штабом является Ивановский монастырь, где 3 инока-академика отказались принять ВЦУ, архиепископа и убеждают всех держаться непременно старого стиля. К ним присоединились все иноки Раифской пустыни, Седмиезерной пустыни, Феодоровского женского монастыря и, частично, монахини Свияжского монастыря... Все наши сообщения (в ГПУ. – А. Ж.) о поведении сих противников «обновления», а следовательно – по существу, – и власти, остаются без всякого внимания». Как видим, логика «враг обновленчества – враг власти» была присуща не только представителям гражданской власти, но и представителям самого обновленчества, рассматривавшего церковную оппозицию как политического врага гражданской власти. Вместе с тем, обновленческий архиепископ Алексий явно лукавил, говоря, что его доносы оставались без внимания. На заявление обновленческого епархиального управления в ТатОГПУ от 24 мая 1923 года об увольнении иеромонахов Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима (Крылова) и Иоанна (Широкова), иеродиакона Серафима (Шамшева) и заведующего Спасского собора Казанского кремля иеромонаха Феофана (Еланского), рядом с замечанием, что за «дальнейшие действия со стороны означенных лиц епархиальное управление снимает с себя ответственность», стоит резолюция сотрудника ОГПУ: «Выяснить подробные политические фигуры этих типов, собрать компрометирующие материалы на них, в частности, по делу расклейки прокламаций и принять репрессивные меры...» А ниже: «Исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем не менее близкие архиепископу Феодору архиереи на совещании были, из них, если верить Гервасию, наибольшую активность проявил епископ Амвросий (Полянский). Прежде всего он (совершенно резонно, надо заметить) выразил Александрову недоумение по поводу именования Мещерского «Высокопреосвященнейшим Митрополитом». Затем епископ Амвросий произнёс обличительную речь против обновленцев: «богохульника» Антонина (Грановского), Введенского и других раскольников. «Вот к ним и присоединился бывший Архиепископ Евдоким и тем самым откололся от Церкви Христовой, а посему он не может быть законным архиереем», — пересказывал Гервасий вывод епископа Амвросия, на что тому, будто бы, возразил архиепископ Иларион: «Для нас фактически митрополит Евдоким не является законным митрополитом, как сам отколовшийся от Церкви Христовой, но Церковь-то Христова своим постановлением юридически ещё ведь не санкционировала его отпадение и ниспадение в разряд мирян, она его ещё терпит в сущем сане. Вот когда будет Собор, там всё это будет рассмотрено, и, если Собор признает митрополита Евдокима и других виновными и отпадшими и сделает своё окончательное решение о сем, тогда мы не вправе будем величать Владыку Евдокима Высокопреосвященнейшим». Епископа Амвросия такая аргументация не убедила, и в этом епископу Гервасию можно верить. Но дальнейшее его повествование вызывает сомнения. «Архиепископ Иларион (Троицкий) ещё раз высказался, что он везде бывал, много говорил по церковному вопросу с компетентными людьми и пришёл к тому заключению, что для них, тихоновцев, больше выхода нет, как только одно — подойти к Священ[ному] Синоду Р. П. Ц., договориться с обновленцами, не нарушая канонических устоев Православной Российской Церкви. Всё наше разделение, говорил Архиепископ Иларион, основано только на недовольстве некоторыми иерархами и православными мирянами личностью патриарха Тихона». Позиция, приписанная здесь священномученику Илариону, больше соответствовала пропаганде обновленцев, пытавшихся всем внушить, что главный источник проблем — это Патриарх Тихон, который «ради мира и блага Церкви» должен уйти. Архиепископ Иларион не мог не понимать, что проблема была не в Патриархе, а в богоборческой политике большевиков, использовавших в собственных целях своих агентов в церковных рядах. Уйдёт Патриарх — большевикам только легче станет проводить в жизнь свои планы по искоренению религии.

http://bogoslov.ru/article/6172633

Благоверных великих княгинь: великия княгини Анны, великия княгини Елены, великия княгини Иулиании, великия княгини монахи Марии, великия княгини Александры, великия княгини Евросинии, великия княгини монахи Софии, великия княгини монахи Марфы, великия княгини Марии, великия княгини Софии, великия княгини Елены, великия княгини монахи Софии, великия княгини Елены, княгини монахи Александры, княгини монахи Евдокии, княгини Евдокии, княгини Анастасии. л. 6. Общия поминовения душ всего народа православных: еже на ратех побиенных и в полцех уязвленных и огнем пожженныя, мечи и всяким оружием убиенных... л. 8. Род головы московских стрелцов Сергея Григорьева сына Сергеева. При царе Борисе Федоровиче. Род иеромонаха Климентия новолюбецкого, духовника монастира свинского новочерского. Року 1690, октоврия 4 дня. Род столпника и полковника московских стрелцов Андрея Ивановича Нармоцкого. Род игумена иеромонаха Варнавы глыбоцкого киевлянина. Лета 7172 месяца мая в 27 день. Род Зинова Маркова новгородца. Род иеромонаха Иоиля Книшевича крылошанина киевопечерского монастыря. 199 года, августа 26. (Л. 12. Братия печерского монастыря. Начала помянника нет). л. 24. Новая запись: Род Свенского настоятеля Архимандрита Авраамия 1887 года. Род иеромонаха Ионы Максимовича 7100 году април. 28. Род пострыжника свинского (выскоблено). Марозовых. Князя Алексея Воротынского (глава 1, род 1). Род Трубецких (род 2). Род князя Иванна Шуйского (род 3). Род князя Дмитрия Вишневецкого (род 4). Род Феодора Толачанова (род 5). Род Ивана Михайловича Толочанова (род 6). Род Дмитрия Михаиловича Толочанова. л. 30. Род Комынин (род 7). Род Комыниных же другая статия (род 8). Род князя Юрья, да князя Федора Мещерских (род 9). Род Иакова Дашкова (род 10). Род Панютин, да князя Юрья Мещерского з братями (глава 2, род 1). Род князя Петра Ромодановского (род 2). Род Лаврентья Стречнева, да Корнилия (род 3); род Мстиславских (род 4); род князя Семиона Звинигородцкого (род 5); род Гарбатого (род 6); род Никиты Романовича (род 7); род Василия Михайловича Юрьева (род 8); род Дмитрия Алымова (род 9); род Шереметевых (род 10); род Игнатья Блудова (глава 3, род 1); род князя Володимера Черкаского, да князя Ивана Дашкова (род 2); род князя Василия Васильевича Мосальского (род 3); род Ивана Юревича Похвиснева; род Феодора Ивановича Стремоухова; род Похвисневых (род 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

240 См. исследование иеромонаха (ныне епископа) Евдокима [(Мещерского)]: Иеромонах Евдоким. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сергиев Посад, 1898. С. 11, 125. 243 См.: Kurtz J.H. Handbuch der allgemein Kirchengeschichte. Mitau, 1858. Bd. I, Abth. 3. S. 132 (далее – Kurtz. Handbuch…); Holl K. Enthusiasmus und Bussgewalt beimgriechisch. Monchtum. Eeipzig, 1898. S. 36 (далее – Roll. Enthusiasmus…); Krumbacher K. Geschichte der Byzantinischen Eitteratur. Munchen, 1897. S. 152; Аникеев П. Мистика преп. Симеона Нового Богослова . С. 126–127, 132. 244 Иоанн Златоуст говорит об Апостоле любви: «Вещает муж с небес и издает глас сильнее грома» (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, в русском переводе: В 12 т. СПб., 1895–1906. Т. 8. С. 6; ср.: С. 8; далее – Свт. Иоанн Златоуст . Творения). Ср.: Августин, блж. Творения. Ч. 10. Киев, 1906. С. 6, 9 (далее – Августин, блж. Творения). См. также: Муретов М. Д. Подлинность бесед и речей Господа в четвертом Евангелии. Оттиск из «Православного обозрения» за 1881 год. С. 22–24; Иеромонах Евдоким. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. С. II–IV, 140. В последней книге между прочим говорится об Иоанне Богослове: «Он как бы был на самом небе и с неба, как бы небожитель, вещал о Боге и жизни небесной» (с. 144). См. также: Богословская энциклопедия. Т. VI. Столб. 821. Такими же чертами обладал и свт. Григорий Богослов , что видно из его творений (см.: Свт. Григорий Богослов. Слова 18, 20, 33//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. С. 242, 254, 412; Стихотворение, в котором святой Григорий пересказывает жизнь свою//Там же. Т. 2. С. 232). «Моя жизнь в ином мире», – говорит однажды Григорий (Свт. Григорий Богослов. Стихотворение 1. Стихи о самом себе//Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. С. 183). Что и преп. Симеон отличался теми же качествами, ясно уже из того, что он ушел из мира и, предавшись полному уединению, был в истинном смысле слова монахом (см. в вып. I «Слов» Симеона житие его. С. 4–6, 9, 14, 19; см. также: Divinorum amorum…, cap. 19. Col. 545BCD-546A). Монах Иерофей говорит, что Симеон поставил себя выше земного: «…αντερον ζεvra σε των εγκσμιων » (Notitia//PG. Т. 120. Col. 307В). А по словам другого панегириста, вышеупомянутого Василия, он, совершенно удалившись умом от вещественного пристрастия к земному, представил себя Богу в жилище: Кαι της προσλου προσπαζεας των κτω το του νοος φρνημα πντη χωρσας θεωπαρσχες σαυτν εις κατοικαν» (Ibid. Col. 309A).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Которую, кстати, называли женской Оптиной. Удивительна история создания монастыря, связанная с именем его основательницы, княгини Мещерской, и святителя Филарета, митрополита Московского. Матушка, скажите: современные сестры чувствуют живую связь со своими предшественницами? То, что мы подвизаемся в таком монастыре, воспринимается нами как милость Божия. Мы очень чтим своих предшественниц, молимся за них, а они нам помогают в монашеском делании спасения души. Каждый день после второй трапезы сестры ходят с иконой Тихвинской Матери Божией вдоль стен обители, затем идут на могилки наших матушек в ограде монастыря, рядом с собором Живоначальной Троицы. Там похоронены первоначальница игумения Евгения (Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя выдающегося поэта Федора Ивановича Тютчева); ее внучка – игумения Евгения-младшая (Евдокия Семеновна Озерова), под чьим руководством монастырь стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным достижениям. Третья могилка – исповедницы схиигумении Евгении (Таишевой), которая после закрытия монастыря была арестована, сослана в Сибирь, а свой земной путь завершила под Кубинкой. (Ее честные останки были перенесены сюда в 2001 году). И недавно был поставлен камень на месте захоронения игумении Иоанны (Макаровой), строгой подвижницы, возглавлявшей обитель около 40 лет и стяжавшей дар непрестанной молитвы Иисусовой. Мы чтим память священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, потому что он часто сюда приезжал. Владыка Серафим служил Литургию в храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы – ночью в алтаре, и одна сестра ему помогала. В XXI веке в возрождающейся обители совершали богослужения Патриарх Алексий II и Патриарх Кирилл. Их отеческая забота продолжила традицию монахолюбивого архипастыря, святителя Филарета (Дроздова), по благословению которого Аносин Борисоглебский монастырь стал первой в Московской епархии обителью, образованной на общежительных началах. В рубрике официального сайта Борисоглебской обители «Святые покровители монастыря» названы и новомученики, показавшие нам пример стойкости в вере Христовой.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской и Арзамасской епархии , существовало в 1920-1929 гг. Именовалось по уездному городу Нижегородской губ. Павлово (до 1918 - село Горбатовского у., город с 1919, ныне адм. центр Павловского р-на Нижегородской области ). С 1816 г. в Павлове действовал крупный единоверческий (см. ст. Единоверие ) приход при Богоявленской ц. К 1918 г. в Павлове имелось 8 приходов, 11 храмов и 10 часовен. П. в. предполагалось учредить как единоверческую епископию на основании пункта 19 определения Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , касающегося единоверия (принято 7 марта 1918), и во исполнение указа патриарха свт. Тихона (Беллавина), Синода и Высшего Церковного Совета от 23 июня 1919 г. об увеличении числа епископов. Однако при учреждении П. в. оно не получило статус единоверческого. Указом от 11 дек. 1919 г. патриарх свт. Тихон известил Нижегородского архиеп. Евдокима (Мещерского) о принятом постановлении назначить епископом Павловским, викарием Нижегородской епархии, прот. Александра Надежина (Надеждина; впосл. епископ); архиерейскую хиротонию последнего по пострижении его в монашество предполагалось совершить в Петрограде. Указ патриарха и Синода об учреждении П. в. (наряду с др. викарными кафедрами Нижегородской епархии) последовал 12 дек. 1919 г. ( Бовкало. 1996. С. 340). 20 дек. копия указа была направлена архиеп. Евдокиму. В 1919 г. Павловскому викарию вверялось духовное окормление Павловского и Ардатовского уездов Нижегородской губ.; впосл. к П. в. был присоединен Выксунский у. Епископия включала ок. 90 приходов, мужской и 5 жен. мон-рей. 31 дек. 1919 г. архиеп. Евдоким направил настоятелю Троицкого Островоезерского мужского монастыря игум. Сергию (Теплову) уведомление о том, что в скором времени на Павловскую кафедру будет «назначен особый Епископ, как управляющий полусамостоятельной епархией». Архиеп. Евдоким поручил игум. Сергию «приготовить в своем монастыре помещение для будущего архиерея, настоятеля монастыря». Однако еп. Александр не заместил П. в.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге). В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами. Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Архиепископ Евдоким (в миру Василий Иванович Мещерский) был прирожденный администратор. Стоит упомянуть о его жизненном пути. Родился в 1869 году, окончил Московскую духовную академию. Он был способным к наукам юношей. На последнем курсе, вместе с группой студентов, посещает о. Иоанна Кронштадтского , наблюдает за его служением, беседует с ним. Вскоре выпускает книгу об этой своей поездке, которая приобретает широкую популярность и неоднократно переиздается (и сейчас она представляет интерес для биографов святого). Читая эти впечатления о поездке к праведнику, постоянно наталкиваешься на индивидуальность автора, мятущуюся и беспокойную, как бы невольно наблюдаешь его внутренние метания. Он описывает светлого священника, окруженного страждущим народом, врачующего раны многочисленных людей, приехавших к нему. Эта картина вызывает в юноше тревогу о себе, но не покаянную, не о своих недостатках, а тревогу за свое земное будущее устройство, боязнь остаться «маленьким человеком», никому неизвестным и неинтересным. Он любит в о. Иоанне не искреннего служителя Бога, не пример живой любви к людям, а силу его влияния на людей, тайну авторитета, таинственное воздействие на умы и души современников, власть над ними. Им владеет страх перед миром, и вместо того чтобы всмотреться в свое состояние, разобраться в причинах страха и душевной смуты, он примеривается к высокому уделу монашества. Евдоким описывает момент своего выбора, происшедшего во время одной из бесед с праведником. И он совершенно не слышит пророческого предупреждения о. Иоанна об опасности корыстных побуждений при решении своей судьбы, при обручении себя Небесному Жениху. Поистине древнежитийный случай, когда авва, Кронштадтский пастырь, отвечая на один из вопросов Василия Мещерского, сделал ударение на том, что главный выбор жизни надо делать трезво, с искусом и всяческим терпением, а не в лихорадке страсти. Но юноша уже прикидывал будущие «выгоды» от пострига 329 . Вскоре он становится магистром богословия, в 1903 году ректором Московской духовной академии, а через год -архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010