Впрочем должно знать, что хотя и говорим: воплотился, но этим не утверждаем, что Слово Божие облеклось одной только плотью, но в имени плоти обозначаем всего человека. —240— VIII, 12. Ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный 400 . Опять убеждает их отовсюду ревностно приобретать себе полезное и охотнее руководствоваться Его наставлениями, чем решаться следовать своему собственному невежеству и лишаться самой вечной жизни. Показывает, сколь великая польза будет для тех, кои станут Ему повиноваться, так как Он по природе благ и „всем людям желает спастись и в познание истины прийти“ ( 1Тим.2:4 ). Поскольку же, как Бог, ведал опять, что они станут возражать, то составляет образную речь, пользуясь для сего древними событиями, и из случившегося с их предками ясно доказывает, что желание следовать Ему послужит им к великой пользе. Вот что написано об Израильтянах: „и путеводил их в облаке днём и всю ночь в освещении огненном“ ( Пс.77:14 ). Когда они проходили обширную пустыню, поспешая в землю обетованную, то днём висело над ними облако, наподобие крыши, умеряя солнечный зной, очевидно по божественному изволению. А ночью шёл огненный столб, освещая тьму и указывая шедшим вернейший путь. Поэтому, как в то время следовавшие за ведшим и предшествовавшим огнём избежали блуждания и прямой дорогой шли в святую землю, никакого внимания не обращая на тьму или ночь, так и „последующий (кто следует) Мне“, то есть идущий по стопам Моих наставлений, отнюдь не будет во мраке, но приобретёт „свет жизни“, то есть откровение тайн обо Мне, могущее руководить h6C (Продолжение следует)н6С . Владимир (Богоявленский), митр. Московский и Коломенский. Слово высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и Коломенского, сказанное на хиротонии Евдокима [Мещерского], епископа Волоколамского//Богословский вестник 1904. Т. 1. 3. С. 409–413 (2-я пагин.) —409— Преосвященный Епископ Евдоким. Сердечно приветствую тебя с принятием высокого епископского сана. Из выслушанной на днях, воодушевлённой речи твоей известно мне, с каким глубоко христианским настроением принимаешь ты это служение и как пламенно желаешь совершить его с возможно большей пользой и успехом. От всей души желаю этого успеха и я, ближайший твой со-служитель. Но при мысли об успехе пастырского дела естественно возникает вопрос о том, при каких условиях возможен он и чего главным образом требует Христос от пастырей словесного своего стада?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Апологетические заявления Константинопольской Патриархии, адресованные в первую очередь туркам, публиковались в газете «Фос» и ранее. Так, 21 мая в порядке «опровержения лжи» там сообщалось: «Патриархия, как чисто религиозная инстанция, занимается только церковными вопросами и только по поводу этих вопросов входит в общение с Православными Властями. А) Так, когда Подворье Вселенского Престола в Москве было конфисковано правительством после смерти его Игумена Иакова, один Синодальный Архиерей отправился в местное Российское Представительство, чтобы сообщить о назначении нового Игумена Василия и попросить об отмене конфискации. По этому же поводу Вселенская Патриархия обращалась за поддержкой к представителю Турецкого Правительства в Москве, ответившему в высшей степени любезно. Б) Затем, после того как председатель Российского Синода архиепископ Одесский Евдоким вместе с семнадцатью другими архиепископами обратились с письменным прошением об урегулировании церковного разделения в России путем вмешательства Вселенской Патриархии, а Патриарх Тихон обратился с идентичным прошением через представителя Вселенской Патриархии в Москве, местное русское представительство запросило у Вселенской Патриархии сведения о соответствующих резолюциях Патриархии. Опять же, местный российский представитель, отправляясь в Москву, попросил предоставить ему в письменном виде принятые резолюции, что и было исполнено. Таким образом, действия Вселенской Патриархии и ее контакты с местным российским представительством ограничивались чисто церковными вопросами. Все же прочие слухи о политических переговорах и договоренностях Вселенской Патриархии с коммунистами или еще кем-то являются абсолютно беспочвенными и распускаются с целью опорочить Патриархию» 195 . Это «опровержение», вопреки желанию Фанара, говорило не совсем в его пользу. Из него следует: 1) что контакты Вселенской Патриархии с советскими представителями в Стамбуле действительно имели место; 2) что в основе их лежала заинтересованность Патриархии в возвращении ей ее московского подворья (между прочим, заметка содержала неточность: подворье было конфисковано не после смерти архимандрита Иакова, а еще при нем); 3) что даже сами резолюции стамбульского Синода об «урегулировании церковного разделения в России» были отправлены в Москву с отъехавшим туда советским агентом. Еще один неприятный вывод состоит в том, что Фанар не брезговал и откровенными подлогами. Если обращение Евдокима (Мещерского) и его лжесинода с просьбой о вмешательстве Константинопольской Патриархии в русские церковные дела действительно имело место, то Патриарх Тихон ни о чем подобном не просил и весьма твердо затем отклонил попытку такого вмешательства (об этом чуть ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же владело умами преподавателей и студентов того времени? Каков был этот академический дух? Об этом можно судить по воспоминаниям современников и, как документальное подтверждение, но публикациям официального печатного органа Академии журнала “Богословский Вестник”. Так в 1906 году выходит статья профессора В. Н. Мышцина “Политические партии и их идеалы”, в 1907 – В. Ф. Эрна “Социализм и общее мировоззрение”, а чуть раньше появился перевод брошюры “Христос как социальный реформатор”, выполненный кружком студентов под редакцией тогдашнего ректора Академии епископа Евдокима (Мещерского). Один из выпускников Академии в отчете о занятиях 1906–1907 годов писал, что занимался теорией социализма, штудировал Маркса, Энгельса, Бернштейна. Все это требовалось для кандидатского сочинения “Христианство в отношении к социальным вопросам”. Ситуация в Академии была так же сложна, как в целом тогда в обществе. Первые впечатления об Академии, этом “горьком наследстве” 33 как писал он архиепископу Арсению Стадницкому , у преосвященного Федора были, мягко говоря, печальные. Профессора “захвачены наукой, немецкой, тюбингенской. Такой невероятный протестантский идеализм – хуже всякого тюбингенства” 34 . Еще более раскрывает состояние богословской мысли и ее представителей – профессоров Московской Академии рассказ Владыки Феодора, сохранившийся по воспоминаниям все того же А. Ф. Лосева , о посещении митрополитом Московским Макарием учебных занятий. “С дрожью в руках даю ему расписание. Что выберет? А и выбирать-то нечего, ведь это же вертеп! Застенок! Выбирает – “психология”. Я ахнул. Психологию ведет профессор П. П. Соколов. Владыка думал – будут говорить о душе, что-то важное. Ну, во-первых, душа набок, никакой души нет, “мы изучаем явления психики”, вульгарный материализм. Сегодняшняя лекция – тактильные восприятия. И пошел – булавочки, иголочки, рецепторы, ощущения. Проводит опыты, вызывает студентов. И так вся лекция. Вышли. Смотрю, митрополит идет с поникшей головой, серое лицо. “Владыка святый! – говорю ему, – не обращайте внимание на этих дураков. Это не профессора Духовной Академии – это дураки Духовной Академии” 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Потемненная совесть, таким образом, все более и более снисходит к падениям, а вкравшийся змей гордыни возрастает до такой наглости, что уже не падения только, но и самую страсть, которой начал служить его пленник, старается оправдать, как нечто простительное, и при всем том еще со злейшим ожесточением бичует прочие пороки и подверженных им братий, дабы преградить к ослепленному грешнику путь исполненного покаянных слез смирения. Кончается ли этим недугом его властительное мучительство? Увы, нет! Все расширяя область прикасающихся сраженному подвижнику пороков, ибо чем он теперь будет противостоять им? Враг и здесь не только не дает ему возможности открыть глаза на свое опасное положение, но стремится довести его до такого безумия, чтобы питать и удовлетворять свое горделивое превозношение мыслью о обладании какою-либо хотя одною добродетелью, а всех ближних осуждать за неимение последней или за не вполне совершенное обладание ею, нисколько в то же время, не стыдясь их превосходства пред собою в прочих добродетелях, но понуждая почитать последние или обманом, или суетою. До такого языческого или, лучше скажу, зверского безумия доходит нерадящий о душе своей человек; но такого страха должен исполниться и ты, избранник Божий, при мысли о том, что к подобному же ужасному концу приводит диавол и неразумного монаха, в самой духовной ревности последнего почерпая силу для своих первых нападений. Только то оружие, коим низложил врага предивный во святых Макарий, то есть спасительное смирение и постоянное осуждение себя, а не других, может избавить и тебя, возлюбленный брат, от дел зависти Евиного обольстителя. Имея потупленные очи, бия себя в перси при воспоминании о содеянных грехах, противостань злому искусителю. Почитай себя стоящим над пропастью, или висящим над нею на протянутой сверху вервии и громко взывающим о помощи к Совершителю нашего спасения. Дни духовных восторгов и часы сладостных созерцаний пусть не отдаляют от тебя мысли о предстоящей опасности, пусть не ввергают тебя в последующие часы и дна в самооуверенную беспечность, но, напротив, да снабжают они тебя силою к новым подвигам, как Давида дни промедления восставшего на него сына. Пусть в эти первые дни, как некогда мудрый Хусий, ослабят врага совершенно, укрепив тебя дарами божественной благодати и наипаче – благодати смирения, дабы эти священные дары, раздаваемые затем Богом чрез труды твои многим и многим, никогда не надмевали тебя, но лишь преисполняли сердце твое любовью к людям и прославлением Искупителя, дабы не по названию только, но и на деле являлся ты носителем образа ангелов, всегда сослужащих спасению людей и воспевающих во веке Творца. Аминь. Слово при пострижении магистранта Московской Духовной Академии Василия Мещерского (Евдокима) 42

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Может быть, найдутся и такие, которые скажут: как найдем мы во храме присутствие Божие, когда оно уже не является ни в облаке осеняющем, ни в огне сходящем с неба? Таковым ответствуем на сие словом Христовым: «аще знамений и чудес не видите, не имате веровати» ( Uoah. IV, 48 )! Как-бы так сказал Он: бедные маловеры! Вы все требуете, чтобы вера ваша питаема была непрерывными видимыми чудесами, подобно как слабыя растения сохраняют искуственною теплотою, вместо естественной солнечной. – Теперь уже не зима, или хладная древняя ночь; теперь лето Господне приятно, и ясный день спасения. Не то уже время, когда надлежало слабое растение веры сохранять и живить силою внешних чудес, время уже вере вашей, живой во Иисусе Христе, без внешних подпор укрепляться, и самой производить чудесные плоды. Веруйте, не требуя видимых чудес, и вы увидите несравненно высшей степени чудеса невидимыя. На что вам Синайские громы, когда вы слышите здесь в Евангелии живое слово живаго Бога? На что вам облак осеняющий, в котором древние, как говорит Апостол, «крестились в Моисея» ( 1Кор. Х, 2 ), когда здесь имеете вы крещение, облекающее вас во Христа, и осенение от Духа Святаго? На что вам огнь, ниспадающий с неба и поядающий кровавыя жертвы, когда здесь есть Божественный огнь, нисходящий на безкровную жертву, и ее, не разрушая, превращающий в Божественную плоть и кровь, в пищу жизни вечной? Найдите только здесь хотя одну общую молитву верных; и тогда вы нашли здесь истинное 155 присутствие Божественнаго Спасителя, по Его непреложному обещанию: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь и Аз посреде их» ( Mamф. XVIII, 20 ). Веруйте присутствию Его: и тогда, если нужно будет, Он покажет вам Свое присутствие и видением, как показал многоразлично многим, начиная от посещения Апостольской храмины, дверем затворенным. Но без нужды не домогайтесь видения: «блажени не видевшии, и веровавше» ( Иоан. ХХ, 29 ). Христиане! В какой бы то ни было сокровенности, только, если мы имеем во храме такое сокровище, какого драгоценнее и небеса не имеют, то есть, святое и благодатное присутствие Божие: то с каким вниманием, с каким благоговейным страхом должны мы здесь обращаться, чтобы оное не было у нас отнято, чтобы не было сказано и нам, как некогда сказано поклонникам дома Божия в Иерусалиме: «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Лyk. XIII, 35 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1 авг. 1908 г. еп. Аляскинским Иннокентием (Пустынским) А. был переведен на должность настоятеля миссии в Михайловский форт (в состав миссии был включен Чукотский п-ов) и назначен также благочинным Михайловского окр. На Чукотке А. пробыл с 1 июня 1909 по авг. 1910 г.; проповедовал среди местного населения и основал церковноприходскую школу на 20 учащихся. За 11 лет служения на Аляске и Чукотке крестил до 1,5 тыс. язычников. В апр. 1912 г. согласно указу архиеп. Алеутского и Североамериканского Платона (Рождественского) А. стал благочинным приходов Канады и настоятелем прихода в г. Эдмонтон (пров. Альберта) с проживанием в приписном к нему приходе в пос. Раббит-Хилл. 6 мая 1914 г. возведен в сан архимандрита. 20 апр. 1915 г. еп. Аляскинским Александром (Немоловским) А. был назначен настоятелем кафедрального Свято-Архангело-Михайловского собора в Ситке и благочинным Аляскинских миссий, 10 сент. 1916 г. еп. Аляскинским Филиппом (Ставицким) - членом Аляскинского духовного правления. После отъезда А. в Канаду правосл. паства, оставшаяся в Сев. Аляске без пастырского руководства, попала под влияние нахлынувших туда инославных миссионеров, гл. обр. пресвитериан и методистов. Из более чем 3 тыс. православных к 1916 г. в вере отеческой оставалась едва ли треть. Для противодействия инославному влиянию и прозелитизму А. по собственному прошению и с благословения архиеп. Алеутского и Североамериканского Евдокима (Мещерского) с июня 1916 г. перевели на Сев. Аляску начальником Североаляскинских миссий. Осенью того же года он поселился в стане начальника Куикпакской миссии на р. Юкон, при Крестовоздвиженской ц., и вскоре были возобновлены занятия в школе катехизаторов и открылся приют для детей-сирот. В 1923 г. А. был избран викарным еп. Аляскинским в помощь митр. Североамериканскому Платону. Для совершения над ним наречения и архиерейской хиротонии А. направлен епархиальным начальством в Москву, к Святейшему Патриарху Тихону, однако по обстоятельствам того времени А. не смог проехать далее Риги. Наречение А. во епископа состоялось по благословению Патриарха 28 июня 1924 г. по возвращении А. из Европы. 28 июля того же года митр. всей Америки и Канады Платон (Рождественский), еп. Чикагский Феофил (Пашковский) и еп. Детройтский Аполлинарий (Кошевой) в кафедральном Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка хиротонисали А. во епископа. Владыка занимал Аляскинскую кафедру до сентября 1931 г. По болезни вынужден был уйти на покой в Тихона Задонского мон-рь в Саут-Кейнане (шт. Пенсильвания). Скончался от воспаления легких и погребен на кладбище мон-ря в часовне-усыпальнице.

http://pravenc.ru/text/114624.html

И вот последнее письмо. Оно адресовано уже шестнадцатилетней дочери : «… Приятно мне, любезнейшая дочь, встречать дни твоего рождения. Ныне тебе минуло шестнадцать лет! С самого младенчества твоего и во всё время, пока ты росла, я получала от тебя несравненно более радости, чем огорчения… … С каждым годом я любила тебя всё более, ибо покорность и кротость были твоими постоянными сотоварищами. Я стала надеяться, что, когда достигнешь того возраста, в котором находишься теперь, ты будешь для меня источником многих радостей. Ожидания мои сбылись на самом деле. Я имею в тебе добрую дочь, ибо сама была для тебя доброю и нежной матерью и посеяла в тебе семена счастия. Продолжай, любезная дочь, во всех случаях жизни руководствоваться страхом Божиим, своею совестью и советами твоей матери… И, действительно, дочь княгини Евдокии Николаевны Мещерской была образцом не просто женщины-христианки, она была любящей женой (она вышла замуж в семнадцать лет), прекрасной матерью своих многочисленных детей. Она была счастлива в семейной жизни, к которой её готовила мать. И все, кто имел счастье встречаться в Анастасией Борисовной Мещерской-Озеровой, вспоминали о ней именно как о прекрасной и светлой личности. Интересно то, что одна из её дочерей, уже внучка княгини Е.Н. Мещерской, стала монахиней и даже настоятельницей того самого Аносина монастыря, который основала её бабушка. И это удивительный случай: бабушка, а потом внучка – игумении одной и той же обители… Прочитав письма княгини Е.Н.Мещерской, адресованные её подрастающей дочери, я невольно поймала себя на мысли: а можно ли себе представить современную мать, которая пишет подобное письмо-наставление своей десятилетней дочери? Я сомневаюсь в этом, потому что современные тридцати-сорокалетние мамы позволяют своим детям (особенно девочкам) вещи просто непозволительные. И очень скоро они начинают понимать свои ошибки, но порой поправить их уже нельзя, потому что порок въелся в душу девочки так глубоко, что изгнать его оттуда уже нет никакой силы…

http://pravoslavie.ru/36835.html

Не так давно мне в руки попала замечательная книга – «Женская Оптина. Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря» (М., 2005). Она замечательна, конечно, тем, что в ней подробно раскрывается уникальная история создания этой женской обители княгиней Евдокией (или как её называли – Авдотьей) Николаевной Мещерской, впоследствии игуменией Евгенией. Но более всего в этой книге мне запомнилась воспитательная программа, так её можно назвать, которую создала Евдокия Николаевна Мещеркая, оставшись вдовою и воспитывая свою единственную и горячо любимую дочь Анастасию. И она создала эту программу в исконно русских православных традициях. В ней, как это редко бывает, совсем нет сухой нравоучительности, она удивительно проста и в то же самое время оригинальна. И представлена она в форме писем любящей матери (ещё не монахини) к подрастающей своей дочери, княжне Анастасии. И вот перед нами эти удивительные по своему содержанию письма, они озаглавлены так: «Беседы с моей дочерью». Я приведу отрывки из них. Своё первое письмо, написанное в толстой тетради, она вручила дочери в тот день, когда той исполнилось десять лет. Конечно, здесь не стоит забывать, что эти письма написаны в стиле девятнадцатого века, но удивительно то, что они очень современны, они во многом не устарели, как не устаревают в народе представления о добре и зле, о справедливости и о несправедливости. Я надеюсь, что кому-то эти советы могут пригодиться и сейчас… Итак, первое письмо княгини Мещерской к своей десятилетней дочери: «…Наступило для тебя время, любезное дитя моё, все свои действия проверять умом; совершённое детство миновало, ты вступаешь в тот возраст, где должна приготовлять себя быть истинно стоящей названия человека, так отлично от прочих тварей сотворённого, одарённого душою и разумом…» Я не могу удержаться, чтобы не прокомментировать сказанное княгиней Мещерской. Многим из нас, наверное, удивительным кажется то, что обращаясь к своей десятилетней дочери, она пишет: «совершенное детство (твоё) миновало, и ты вступаешь в (разумный) возраст человека…» А ведь сейчас довольно часто можно слышать совсем другое, то есть когда пятнадцатилетнего и даже семнадцатилетнего подростка называют – «мой ребёнок»! И при этом, выгораживая его за какие-то проступки, говорят, например, так: «мой ребёнок этого сказать не мог», или – «мой ребёнок не такой, как все». Конечно, для каждой матери все её дети остаются детьми. И даже если этим детям уже и 40, и 50 лет, они всё равно для неё – дети. Но я сейчас говорю о другом: нельзя подростка всё время называть ребёнком, потому что он так и будет себя вести, то есть прежде всего – безответственно по отношению и к себе, и по отношению к своим близким.

http://pravoslavie.ru/36835.html

Архив Пн В Борисоглебском Аносине ставропигиальном монастыре отметил 250-летие со дня рождения основательницы обители игумении Евгении (Мещерской) 4 марта 2024 г. 17:42 2 марта 2024 года Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь торжественно отметил 250-летие со дня рождения основательницы монастыря княгини Евдокии Мещерской (в монашестве Евгении), родной тети поэта Ф.И. Тютчева. Божественную литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност . По окончании богослужения архиерей совершил литию на могиле первоосновательницы обители игумении Евгении. Сестры и прихожане монастыря подготовили ко дню рождения основательницы литературно-музыкальную композицию «Нам не дано предугадать», в сюжете которой переплелись рассказ о жизненном пути игумении Евгении, стихотворные строки Ф.И. Тютчева, музыкальные произведения композиторов-современников игумении Евгении и песни об Аносином монастыре, авторства нынешних его прихожан. «Не забывайте свои корни. Если корни забудем — дерево засохнет», — сказала настоятельница Аносина монастыря игумения Мария (Солодовникова). Старший священник обители иеромонах Адриан (Чаликов) напомнил, что монастырь — место борьбы: здесь побывали французы, немцы подходили, эпоху гонений обитель пережила, но все вернулось — и как и прежде, здесь борются за добродетели. А место, где творилась любовь, пустынным не будет. После торжественных мероприятий для гостей обители была проведена экскурсия по монастырскому музею. Память игумении Евгении почтили в этот день не только в созданной ею обители, но и в других местах, связанных с ее жизнью. На родине игумении Евгении, в селе Гореново под Рославлем, была совершена Божественная литургия и панихида. Поминальные богослужения прошли в Тютчевском музее-заповеднике «Овстуг» на Брянщине. В Рековичской поселенческой библиотеке прошла информационная минутка для читателей, в ходе которой был продемонстрирован видеоролик о бывшей владелице этого родового имения князей Мещерских.

http://patriarchia.ru/db/text/6108239.ht...

Официальное сообщение в газете «Известия» о назначении даты суда над Святейшим Патриархом Тихоном на 11 апреля 1923 года (впоследствии несколько раз переносилось). 19 апреля/2 мая. Открытие в храме Христа Спасителя, захваченном обновленцами, II Поместного Собора Русской Православной Церкви (обновленческого). 20 апреля/3 мая. Принятие Собором постановления о лишении патриарха Тихона сана и монашества. Объявление ему этого постановления. Резолюция патриарха о непризнании полномочий Собора. 3/16 июня. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Верховный суд РСФСР с раскаянием в «антисоветской деятельности». 12/25 июня. Решение судебной коллегии по уголовным делам об освобождении патриарха из-под стражи. 15/28 июня и 18 июня/1 июля. Послания патриарха о примирении с советской властью и о неправомочии обновленческого Собора и его решений. 2/15 июля. Послание Святейшего Патриарха против обновленческого движения. Август. Создание обновленцами Священного Синода и организационной структуры, аналогичной той, которая была до восстановления патриаршества (просуществовал до 1935 года). Назначение обновленческого митрополита Евдокима (Мещерского) первенствующим в Синоде. Конец сентября. Совещания в Донском монастыре 27 православных епископов (о результатах переговоров с обновленческим митрополитом Евдокимом по поводу преодоления раскола). 1924 год 2/15 января. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и патриаршего Синода о неканоничности обновленческой иерархии. 2/15 апреля. Послание патриарха о запрещении в священнослужении и предании церковному суду обновленческих иерархов: архиепископа (митрополита) Евдокима (Мещерского) и епископа (митрополита) Антонина (Грановского). 6/19 мая. Заявление протоиерея В.Д. Красницкого патриарху с просьбой о принятии в общение и покаянии (опубликовано в 147 газеты «Известия» за 1924 год). Резолюция патриарха о согласии. 26 июля под давлением общественного мнения и из-за непризнания народом покаяния протоиерея В.Д. Красницкого патриарх Тихон отменил свою резолюцию о принятии его в общение.

http://pravoslavie.ru/32634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010