Архив Пн Святейший Патриарх Алексий посетил ЦКБ МП святителя Алексия 7 февраля 2007 г. 21:18 В день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил наместника Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа (Братищева), пребывающего на московском подворье Соловецкого монастыря на пути из германской клиники, где проходил лечение; а также пациентов Центральной клинической больницы святителя Алексия Московского Патриархата, среди которых, в частности, находится архиепископ Оломоуцко-Брненский Православной Церкви Чешских земель и Словакии , Высокопреосвященный Симеон. В ЦКБ МП встречать Его Святейшество собрался весь медперсонал во главе с главным врачом Е.Я. Богдановой и директором В.К. Доронкиным, учащиеся Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, несущие послушание в больнице, из палат приветствовать Предстоятеля Русской Церкви и получить благословение выходили пациенты. Милосердие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/193579.htm...

Неоднократно М. упоминаются в молитвах, как правило входящих в состав акафистов и изредка - в состав минейных служб святым. Так, напр., в молитве, читаемой перед Феодоровской иконой Божией Матери , говорится: «...                                      ...» (Молитвы, чтомые на молебнах. Серг. П., 1993р. Л. 51 об.). В молитве из акафиста перед этой иконой также упоминаются «страшные испытания и горькие мытарства» (Там же. Л. 52). В одной из молитв Богородице «на каждый день седмицы» говорится: «                                                                        » (Там же. Л. 75). Подобным образом испрашивается помощь в прохождении М. в молитвах мн. святым: прмч. Макарию (Токаревскому) Овручскому (Там же. Л. 80 об.), вмч. Никите (Там же. Л. 85 об.), свт. Димитрию (Савичу (Туптало)), митр. Ростовскому (Там же. Л. 88), ап. Иоанну Богослову (Там же. Л. 94), прав. Иакову Боровичскому (Там же. Л. 102), вмч. Георгию Победоносцу (Там же. Л. 118 об.), свт. Николаю , архиеп. Мирликийскому (Там же. Л. 124), прп. Трифону Печенгскому (Там же. Л. 129 об.), свт. Феоктисту , архиеп. Новгородскому (Там же. Л. 131 об.), прп. Афанасию Сяндемскому (Там же. Л. 139), прп. Косме Яхренскому (Там же. Л. 150 об.), ап. Симону Кананиту (Там же. Л. 170), прав. Гликерии (Там же. Л. 182 об.), прп. Ксенофонту Робейскому (Там же. Л. 190), прп. Евдокии Димитриевне (в монашестве Евфросинии), вел. кнг. Московской (Там же. Л. 198), прп. Макарию Желтоводскому (Там же. Л. 207), мч. Иоанну Воину (Там же. Л. 211), прп. Александру Свирскому (Там же. Л. 220) и др. Тема М. присутствует в 2 последованиях, включенных в совр. Требник: в «Каноне молебном при разлучении души от тела всякого правоверного» и в каноне, входящем в состав «Чина, бываемого на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». В первом из них главная тема - это мольба Богородице о помощи и ходатайстве перед Богом. От лица умирающего говорится: «                                    » (4-я песнь). Также в 8-й песни: «                                          ».

http://pravenc.ru/text/2564534.html

Благодаря своим наставникам достойным, русская эмиграция не только явила себя верной хранительницей русских культурных традиций, но и вносит живительные зерна русской культуры в жизнь других народов. К ним, странствующим по распутьям мира, мещанской сытостью свою совесть усыпляющего, вполне приложимы слова глашатаев Благой Вести – Апостолов: «Мы во всем являем себя с оружием Правды в правой и левой руке, – в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах; нас почитают обманщиками, но мы верны; мы гонимы – но не оставлены; мы отовсюду притесняемы – но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах – но не отчаиваемся; мы нищие – но многих обогащаем; мы ничего не имеем – но всем обладаем». В них поражают нас вера в необходимость своего дела, настойчивость и упорство в их святом делании, скромность и способность жертвовать всем ради Идеи, которой служат. В отношении всей эмиграции, особенно же – в отношении молодежи, они являются настойчивыми «будителями русского духа», напоминающими о нашей принадлежности к великому русскому народу, напоминая молодежи о ее священном долге знать свой родной язык, язык великих сынов человечества, и историю своего народа, о которой А. С. Пушкин сказал: «Клянусь моей честью, я ни за что не согласился бы переменить отечество или иметь другую историю, чем та, которую нам послал Бог». Одному из «будителей русского духа» в эмиграции и посвящены эти строки. Николай Димитриевич Тальберг родился в 1886 г. в семье профессора Киевского университета, доктора уголовного права. В 1907 г. он окончил с золотой медалью Императорское Училище правоведения, до последнего дня своей жизни сохранив к нему нежную любовь. «А какое завтра число?» – спросил в канун своей кончины, лежа на смертном одре, Николай Димитриевич свою любимую сестру Татьяну Д. «Двадцать девятое»,– ответила та.– «Значит, – тихо сказал Николай Димитриевич,– завтра шестьдесят лет, как я окончил Правоведение». И в этот день 60-летнего юбилея, 29 мая 1967 г., ушел от нас в светлые обители вечной радости один из выдающихся сынов российского рассеяния, самоотверженный патриот Державной России, горячо верующий христианин, человек духовной свободы и честности мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Блажен человек, который переносит искушение, потому что он, усовершаясь искушением, получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак. 1, 12 ). Мы хвалимся и скорбями, зная, что от скорбипроисходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, – а надежда не постыждает ( Рим. 5, 3–5 ). Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр. 12, 8 ). Таково учение слова Божия. Святых мучеников Маркиана и Мартирия нотариев Нотариями назывались чиновники при дворе патриарха, состоявшие под начальством главного нотария, в ведении которого состояла переписка по делам, подлежавшим вместе суду церковному и гражданскому, например по части завещаний, отпуска рабов на волю, найма церковных имений и т. п. Маркиан чтец и Мартирий иподиакон были при этом доверенными лицами патриарха Павла исповедника (6 ноября), писали его послания в защиту православной веры и сами были великими проповедниками веры. По изгнании и смерти Павла ариане старались привлечь их на свою сторону и, когда не успели в том, обвинили пред императором Константином (которым эти еретики управляли) в государственном преступлении и довели до смерти; оба обезглавлены в 355 году. Поминовение воинов, на брани убиенных В субботу перед 26 числом октября, так называемую Димитриевскую, Церковью в XIV столетии установлено поминовение православных воинов. Димитрий Иоаннович Донской, родившийся 26-го октября, по одержании славной победы над Мамаем на Куликовом поле в 1380 году 8-го сентября путешествовал в московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были и пали на брани два инока, Александр Пересвет и Ослябя, и, совершив там поминовение убиенных воинов, предложил Церкви творить сие поминовение ежегодно в субботу Димитриевскую. С того времени эта суббота причислена Церковью к родительским. Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, поминают не только православных воинов, за веру и Отечество живот свой в брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших своих. День двадцать седьмой

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но однажды, по действию диавола, случилось немалое искушение как с духовным руководителем, так и с его духовным сыном. Слава Богу, что все обошлось благополучно, благодаря исключительной выдержке руководимого. А случилось следующее. Когда Василий Димитриевич, как обычно, зашел в Лавре к своему духовнику, то этот иеромонах оказался настолько опьяненным, что с трудом держался на ногах. Однако Василий Димитриевич этим не смутился и провел, как и прежде, монашескую исповедь, и словно ничего не случилось, взял благословение и спокойно ушел. Но когда в следующий раз он пришел к иеромонаху на «откровение помыслов», тот поклонился ему до земли и попросил прощения за случившееся. При этом он очень хвалил Василия Димитриевича за его мудрый поступок, за то, что он не смутился и не осудил его, потому что все получилось неожиданно и для самого духовника. Он не знал слабости своего организма и превысил меру, которую мог выдержать. А молодой человек проявил мудрость Святых Отцев, мудрость евангельскую. Впоследствии Архиепископ Феофан пояснял: «Надо помнить и никогда не забывать, что на исповеди мы предстоим пред Господом, а не пред человеком. Священник – человек, он – только свидетель. Этого нельзя забывать... А самое главное – надо всячески избегать осуждения человека. Даже и самого явного грешника не осуждай. Ты узнал о его грехе, но не знаешь о том, что он уже осознал свой грех и принес покаяние Господу, и Господь простил. А ты осуждаешь... Но суд – дело Божие, и потому осуждающий, в гордости своей, присваивает себе ту власть, которая принадлежит одному Всевышнему Богу. Поэтому Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете. Не осуждайте, и не будете осуждены. Прощайте, и прощены будете, ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» ( Лк. 6, 37–38 ). В этом отношении примечательно воспоминание одного человека, которому посчастливилось побывать на исповеди у самого Архиепископа Феофана: «Я стал перед аналоем в углу его келии. На аналое – Святой Крест и Евангелие. Архиепископ прочел молитвы перед исповедью и, когда настало время мне говорить о своих грехах, его не оказалось рядом со мною. Я невольно оглянулся. Он стоял в противоположном углу... И я понял, что Архиепископ оставил меня перед Крестом Христовым и Его Святым Евангелием, ясно показывая, что исповедаюсь я перед Вездесущим и Всевидящим Богом, а не перед человеком. Человек – это только свидетель: «аз точию свидетель есмь!», как сказано в молитве перед исповедью, которую читает священник...

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

(18) И обратит лице свое на островы морские, т.е. Александр пойдет в верхнюю Киликию, которая отложилась от него. И возмет многи из возмутившихся Киликиан. И погубит князя укоризны своея в Киликии. И укоризна его возвратится ему, т.е. возмутитель предан будет казни. (19) И обратит лице свое, т.е. Александр, в крепость земли по гордости своей; и изнеможет, и падется, и не обрящется, т.е. Александр. (20) И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни. (21) И станет на месте его уничиженный; то есть владения Александра, захваченные Птоломеем, похитит ничтожный Димитрий, который будет сокрушен Ионафаном; и приидет тайно, и соодолеет царству лестми, Димитрий придет и овладеет царством без труда; потому что Александр будет убит, и Птоломей умрет от болезни. (22) И крепость городов будет разхищена Димитрием. И сокрушатся от лица его старейшины завета; о сем повествуется: слыша Ионафан, яко суть начальницы Димитриевы в Кадисе, иже в Галилеи, с силою многою (Мак.11:63). (23) И сотворят к нему лесть. Войско его, которое возненавидит его, и самые близкие к нему будут злоумышлять против него. И взыдет, и преодолеет в царстве своем крепком. (24) И сотворит, яко не сотвориша отцы его, то есть Александр с помощью малочисленного народа опустошит Антиохию и жителей отведет в плен. И на города их замыслит замысл, то есть, на города двух умерших царей. (25) И даже до времене возстанет, то есть не на долгое время будет славен, потому что близка его погибель. И сердце его на царя, то есть на Антиоха, сына Александрова, которого возрастил и воцарил на престоле отца его Трифон. И укрепится царь южский, т.е. Антиох младший. И сотворит с ним сечь силою великою, потому что соберутся к нему все возненавидевшие Димитрия. И не станут, яко помышляют нань помышления злая, потому что Трифон замышлял зло против Антиоха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1Мак.10:21 И облекся Ионафан в священную одежду в седьмом месяце сто шестидесятого года, в праздник кущей, и собрал войско и заготовил множество оружий. То, чего Маккавеи не могли добиться при всех своих победоносных подвигах – свобода народа от ига сирийцев и независимое самоуправление – все это пришло совершенно неожиданно, благодаря возгоравшемуся в Сирии спору о престолонаследии. Красноречивым выражением этого было облечение Ионафана саном первосвященства и одновременно – знаками царского достоинства. Настроение умов народа и положение его дел как нельзя лучше ладили с этою новостью. Ионафан только что безраздельно овладел симпатиями народа, как вождь, добившийся крупных успехов от ловкого использования Димитриевых предложений, давших ему возможность заново отделать свящ. город и очистить его впервые от сирийского гарнизона. Вполне достоин он был нового сана и по своему происхождению, и по открывшимся правам; приветствовался он и как желанное прекращение продолжительного 7-летнего вдовства первосвященнической кафедры, утомившего всех ожиданием достойного кандидата; наконец, само время назначения Ионафана – к празднику Кущей – заставляло с радостью приветствовать его выступление в этом сане, без чего столько лет великий день очищения, предшествовавший указанному празднику, проходил с глубокою горестью народного сознания, как день неразрешенного покаяния. Все это было, очевидно, венцом торжества не только Ионафана, но в лице его – торжества унаследованного им дела Маттафии и Иуды, – дела, которое неожиданным стечением столь благоприятных обстоятельств стало торжеством всего народа, торжеством его свободы – блестящей, полной – и религиозной и политической. 1Мак.10:22–24 И услышал об этом Димитрий и огорчился, и сказал: что это мы сделали, что Александр предупредил нас заключить дружбу с Иудеями в подкрепление себе? Напишу и я им слова приветствия, восхваления и обещаний, чтобы были они в помощь мне. «Слова приветствия, восхваления и обещаний…». очень неудовлетворительный перевод мысли Димитрия, точнее и лучше выдержанный в славянском тексте: «словеса просительная ( παρακλσεως) и возвышения ( κα ψους) и дары ( κα δομων) …» – Словеса просительная – т. е. ободряющие, утешающие слова. «Возвышения» – т. е. не восхваления только словами, но действительного возвышения их положения в царстве, дарованием больших прав. «И дары…» – а не обещания, хотя бы на деле это и было только обещанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.12:17 . То повелели им отправиться и к вам, и приветствовать вас, и отдать вам письма от нас о возобновлении нашего братства и с вами. 1Мак.12:18 . И теперь вы хорошо сделаете, если ответите нам на это». 1Мак.12:19 . А вот подобен писания, посланнаго Онии. 1Мак.12:20 . «Арий царь спартанцов Онии священнику великому обрадование. 1Мак.12:21 . Найдено в записи о спартанцах и иудеях, что они братья, и что происходят от рода Авраамова. 1Мак.12:22 . И теперь, когда мы узнали сие, вы хорошо сделаете, если напишете нам о спокойствии у вас. 1Мак.12:23 . Мы же отписываем вам: скот ваш и имущество ваше – нам, а наше вам. Так заповедуем объявить вам это». 1Мак.12:24 . И услышал Ионафан, что возвратились начальники Димитрия с ратию гораздо большею против прежней, чтобы воевать с ним. 1Мак.12:25 . И двинулся из Иерусалима, и встретил их в области Амафитин, не дав им времени войти в область свою. 1Мак.12:26 . И послал соглядатаев в стан их; и возвратились они и поведали ему, что так и так готовятся напасть на них ночью. 1Мак.12:27 . Посему когда закатилось солнце, Ионафан приказал своим бдеть и быть с оружием, и готовиться к бою во всю ночь, и поставил передовых стражей вокруг стана. 1Мак.12:28 . И услышали неприятели, что готов Ионафан с своими к бою, и устрашились и оробели сердцем своим, и зажгли огня в стане своем, и ушли. 1Мак.12:29 .Ионафан же и сущие с ним не понимали сего до утра, видя горящие огни. 1Мак.12:30 . И погнался Ионафан за ними, но не настиг их; ибо они переправились через реку Елевферос. 1Мак.12:31 . И двинулся Ионафан к арабам, называемым Завадеями, и поразил их, и взял имущество их. 1Мак.12:32 . И воротившись от них, пришед в Дамаск, и прошел по всей стране этой. 1Мак.12:33 . И Симон выступил и прошел до Аскалона и ближних укреплений, и двинулся к Иоппии, и взял ее. 1Мак.12:34 . Ибо он услышал, что (иоппяне) хотят крепость передать димитриевцам, и поставил так стражу для охранения ея. 1Мак.12:35 . И возвратился Ионафан, и собрал старейшин народа, и совещался с ними о построении крепостей в Иудее,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

41–48). и) Прочие сподвижники Ионафана в Галилее мужественно противятся войскам Трифона и благополучно возвращаются в Иудею (ст. 49–53). Ст. 6. ...народ иудейский братьям Спартанцам радоваться... Братьями здесь называются Спартанцы, в смысле друзей и союзников. Впрочем, Спартанцы считали себя братьями Иудеям и по крови, и по единству происхождения от Авраама 1143 . Но нет ясных, для этого, оснований в священной истории, и евреи, по-видимому, не разделяли ошибки своих союзников. Ст. 7. …Еще прежде от Дария [Арея], царствовавшего у вас, присланы были к первосвященнику Онии письма, что вы – братья наши... Царь спартанский, о котором вспоминают иудеи в дружественном письме своем, был Арей II-й, сын и преемник Акротала II-ro, предшественника Леонидова. Ония третий, был первосвященником около 199 г. до Р. X., лет за 55 до того времени, как Ионафан писал свое дружественное письмо к Спартанцам. Ст. 11. …Мы (Иудеи) неопустительно... воспоминаем о вас (Спартанцах) при жертвоприношениях наших и молитвах... Из этих слов письма Ионафана видно, что Иудеи возносили молитвы даже и за языческие народы, с которыми находились в мире, а равно, и за языческих своих повелителей 1144 , дабы Господь призвал их к Своему общению и привел к разумению истинной религии. Ст. 25. …И вышел (Ионафан) из Иерусалима, и встретил (военачальников Димитриевых) в стране Амафитской... Страна Амафитская, иначе называемая Емаф, или Гамаф, находилась на северной границе Палестины. Ст. 28. ... неприятели,... зажегши огни в стане своем, ушли... Огни зажжены были для того, чтобы сделать вид, будто Сирийцы находятся в стане; между тем, как они обратились в бегство. Ст. 31. …Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их... Может быть, это племя то же, что Наватеи 1145 ; ибо ничего не известно об арабском племени Заведеев. Хотя, Наватеи были первоначально друзьями Иудеев; но при стольких политических потрясениях и переменах на престоле сирийском, их отношения могли измениться. Ст. 38. …А Симон построил Адиду в Сефиле и укрепил ворота и запоры... Адида был город, находившийся на западе от Иерусалима. Он мог защищать одну из главных дорог к Иерусалиму. Сефила – еврейское слово, означающее равнину.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

     Я думаю, подобное временное служение – вещь очень правильная, особенно для женщин. В наши дни многим православным девушкам очень трудно настроить себя на правильный лад, обрести верный внутренний православный стержень для создания семьи. А такое – пусть и непродолжительное – социальное служение ближним, строгая жизнь по уставу обители может стать тем инструментом, который настроит девушку на правильный лад. Одно время в стенах Обители почти целый год жили сестры, которые учились на патронажных курсах при Свято-Димитриевском училище. Из всех сестер, – а их было семь, – в нашем монастыре осталась лишь одна. Остальные вернулись в мир. Некоторые вышли замуж, иные открыли сестричества в своих регионах или вступили в уже существующие. Так что подобный подход, несомненно, дает хорошие плоды. В наше время есть немало православных девушек, которые чувствуют себя немного потерянными. И среди них есть девушки, которые мысленно примеряют на себя монашество, но не уверены, смогут ли осилить эту дорогу. Вот для них возможность временного служения людям в нашей Обители является оптимальным вариантом. Я думаю, что под конец годичного срока девушка поймет, хочет ли она оставаться в монастыре, или нет. Два пути – А почему обитель носит название Марфо-Мариинской? – Выбирая название для своей Обители, Елисавета Феодоровна решила посвятить ее святым праведным Марфе и Марии – сестрам праведного Лазаря Четверодневного. Христос неоднократно бывал в доме Лазаря, и в Евангелии есть рассказ о том, как Мария села однажды у ног Христа и стала слушать Его учение, тогда как Марфа в это время одна заботилась об угощении Гостя. Это было не в традиции иудейских женщин – сидеть с мужчинами и слушать их разговоры, но Мария не могла оторваться и продолжала с жадностью ловить слова Христа. «Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 40-42). Как толкуют святые отцы, Христос не осудил ни ту, ни другую, и этот Евангельский эпизод указывает на два пути служения Богу, – путь молитвенный, созерцательный и путь деятельной любви.

http://pravoslavie.ru/74777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010