(когда сгорела настоятельская келья) старая трапезная палата с Алексиевской ц. были заменены новыми, заложенными в 1483 г. архим. Геннадием (Гонзовым) (ПСРЛ. Т. 25. С. 304, 309, 330). При возведении в 1680-1686 гг., при архим. Адриане, 2-этажной трапезной палаты примыкавшую к ней Алексиевскую ц. объединили с располагавшейся к северу ц. Благовещения, мощи свт. Алексия поместили под аркой, находившейся между храмами. В состав единого комплекса вошла также ц. ап. Андрея Первозванного. Помимо этих строений в XVII-XIX вв. в мон-ре существовали и др. храмы. По периметру монастырской территории были расположены колокольня, братские кельи, архиерейские покои, больничные палаты и хозяйственные службы. Чудов мон-рь являлся крупным духовным центром. Со времен Иоанна Грозного здесь крестили царских детей. На монастырском кладбище были погребены не только насельники обители, но и миряне - мн. представители старинных боярских родов ( Забелин. 1905. С. 283-308; Воронов. 2009. С. 27-55). Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Возникновение Вознесенского мон-ря (см. ст.: Московский в честь Вознесения Господня женский монастырь ) датируют в пределах посл. десятилетий XIV - нач. XV в. Монастырский комплекс располагался к востоку от Чудова мон-ря близ Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля. Основательницей кремлевской жен. обители традиционно считается вел. кнг. Евдокия Димитриевна (в иночестве Евфросиния), вдова вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, к-рая весной 1407 г. заложила «церковь камену святого Bъзhecehia внутри города»; 7 июня (июля) того же года княгиня скончалась и «положена бысть в монастыри въ церкви Bъзhecehia, юже сама заложи» (ПСРЛ. Т. 8. С. 81; Т. 11. С. 198; Т. 18. С. 154; Т. 20. Ч. 1. С. 223; Т. 23. С. 141; Т. 24. С. 173; Т. 25. С. 236; Т.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Львова Ярославльского. Л. 56 об. Род стольника князя Иоанна Димитриевича Пожарскаго. Род князя Григориа Владимировича Мосальскаго. Род Стефана Волосково. Л. 57. Род княгини Евдокии Феодоровских. Л. 57 об. Род Иоанна Григорьевича Волыньского. Л. 58. Род Димитриа Евфимиевича Воейкова. Л. 58 об. Род Смольян Шестаковых. Род Богдана Волонскаго. Л. 59. Род князя Димитриа Елецкаго. Род князя Феодора Андреевича Елецкаго. Род князя Иоанна Андреевича Хворостинина. Л. 59 об. Род князя Петра Иоанновича Хворостинова. Род князя Георгиа Ушатова. Род князя Феодора Шейдякова. Л. 60. Род Урпенев и Постника Волчанинова. Л. 60 об. Род думнаго дьяка Михайла Юрьевича Волошенина. Л. 61. Род Василиа Постникова сына Волчанинова. Л. 61 об. Род Иоанна Протасиева. Л. 62. Род Трофима Нагово. Л. 62 об. Род Игнатиа Татищева. Л. 62 об. Род Стеблев. Л. 63. Род боярина князя Федора Федоровича Куракина. Род околничева князя Ондреа Федоровича Литвинова-Мосальскаго. Род боярина князя Ивана Ивановича Лобанова Ростовскаго. Л. 63 об. Род преосвященнаго Илариона митрополита Псковскаго. Род архимандрита Иосифа Коломнянина. Л. 64. Род Афонасиа Самойловича Нарбекова. Род гостиные сотни Феодора да Ивана Ивановых детей Бронцких. Л. 64 об. Род Якова Ивановича Загряского. Род Василия Васильевича Плещеева. Л. 65. Род князей Шейдяковых. Род князя Михайла Григорьевича Козловскаго. Л. 65 об. Род князь Иосифа да князь Никиты Андреевичев Диевых. Род другой тех же. Л. 66 об. Род князя Симеона Васильевича Шестуново. Л. 67. Род князей Моложьских. Л. 67 об. Род Александров и Савинов Феодоровых детей Фролов. Л. 68. Род болярина князя Иоанна Иоанновича Шуйского. Род болярина князя Бориса Михайловича Лыкова. Род болярина князя Афанасиа Васильевича Лобанова Ростовскаго. Князя Афанасиа. Симеона. Матфеа. Параскевии. Марии. Евдокии. Анны. Феодосии. Фотинии младенца. Игнатиа. Анны. Иоанна. Тита. Назариа. Параскевии. Иноки Евпраксии. Феодора. Сергиа. Младенца Космы. Младенца Анастасии. Младенца Кирилла. Параскевии. Л. 68 об. Род болярина Лаврентья Дмитриевича Салтыкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Некоторые, неизвестно на каком основании, приписывают Евдокии основание монастыря Горицкого, ныне приписанного к городскому собору 66 ; но этот монастырь существовал еще прежде Донского. В половине 14-го века, в Горицком монастыре жил и принял пострижение святый Димитрий Прилуцкий 67 следовательно основание его восходит ко временам древнейшим, за долго прежде Евдокии. Митрополит Киприан посвящен Константинопольским патриархом в этот сан еще при жизни Святого Алексия, – с назначением быть митрополитом в юго-западных княжествах, а после смерти Алексия, митрополитом всероссийским. В 1381-м году Димитрий Иоаннович действительно пригласил Киприана на московскую митрополию, но через два года (в 1383 г), приказал возвратиться в Киев, а на его место призвал прежде им же самим отвергнутого, митрополита Пимена, который в 1380-м году самовольно получил в Константинополе посвящение во всероссийского митрополита. Тогда начался продолжительный суд между Пименом и Киприаном в Константинополе. Наконец, Константинопольский собор 1389 г. низложил Пимена и признал Киприана митрополитом всей России. Это случилось скоро после смерти Димитрия Иоанновича 69 . Митрополит Киприан возвратился из Константинополя в Москву уже в 1390-м году на 4-й неделе великого поста; он был сопровождаем двумя греческими митрополитами, многими русскими архиепископами и епископами и большою свитою бояр. Тут-то, когда он подъезжал к Москве, сделана была ему торжественная встреча. Еще за несколько верст от Москвы его встретили бояре и некоторые члены великокняжеского семейства. Потом недалеко от Москвы, в деревне Котлах, встретил митрополита сам великий князь. При последней встрече присутствовала вдовствующая великая княгиня Евдокия, и вместе с нею сыновья ее, – братья великого князя, его супруга, множество бояр и простого народа. Митрополит Киприан благословил великого князя, великую княгиню Евдокию, остальных членов великокняжеского семейства, и, вместе с ними, пошел в Москву. После новой встречи, сделанной духовенством у Владимирских ворот, он облекся в святительские одежды, отслужил молебен, и потом, в церкви Спаса, совершил Литургию. Великий князь, великая княгиня Евдокия и сыновья ее неотлучно сопровождали »его и присутствовали при его служении. После обедни все отправились во дворец великокняжеский, где предложено было щедрое угощение 70 . Москва и вся Россия радовалась, что после долгих смут в московской митрополии, начавшихся после кончины Святителя Алексия, наконец, теперь имеет она пастыря всеми любимого и уважаемого, известного своим благочестием, ученостию и мудростию в управлении церковию. Евдокия же, с своей стороны, имела особенные причины радоваться прибытию нового Владыки; в нем она видела будущего мудрого советника и руководителя для своего сына, великого князя Василия Димитриевича, еще неопытного в трудном деле управления государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

По известию летописей, Татары гнались за нею, но без успеха 29 . Избежав этой новой опасности, Евдокия благополучно через Ростов прибыла в Кострому, где, вместе с супругом и детьми, укрывалась до ухода Татар. «Так, замечает летописец, Господь избавляет благочестивых от напастей. Как в древности Он спас Ноя от всеобщего потопления и Лота от содомской погибели, так и ныне, Своим милосердием и молитвами Своея Матери Он избавил Своих новых праведников, великого князя Димитрия, христолюбивую его великую княгиню Евдокию и святейшего митрополита Киприана, от всегубительства татарского» 30 . Грустно было возвращение великого князя и великой княгини в Москву, где тотчас представилась им страшная картина бедствий, испытанных городом от Татар. «Прежде, – говорит летописец, – Москва была великим и чудным городом, кипела богатством и славою, и было в ней большое множество людей» 31 ; теперь же в один день погибла красота ее. Почти все жители ее были побиты, церкви Божии разграблены и сожжены; повсюду видны были обгорелые здания, а по улицам лежало множество трупов. Димитрий прежде всего приказал похоронить убитых, а потом стал заниматься возобновлением города и постройкой новых зданий. Можно представить, сколько было пищи и случаев для благотворительной деятельности Евдокии при таком бедственном положении Москвы, и без сомнения она ревностно и усердно пользовалась этими случаями. Бедой Московского княжества спешил воспользоваться давний враг Димитрия, князь Михаил Тверской. Он отправился в Орду, с целию отнять у великого князя княжество Владимирское и Новгородское. Для противодействия его проискам, весною 1383 года, Димитрий должен был отправить к Тохтамышу старшего сына своего Василия с знатнейшими боярами. Посольство кончилось успешно: Тохтамыш склонился на сторону московского князя и прислал к нему своего посла с добрыми речами и пожалованием; по семейство великокняжеское ожидала новая скорбь. Обложив Московское государство тяжкою данью, подозрительный Тохтамыш, в залог верности, задержал в Орде сына Димитриева Василия, и требовал за него выкупа 8000 рублей – суммы, которая слишком велика была для разоренного Московского княжества. Сколько тяжелых дум должна была испытать в это время Евдокия об участи любимого сына!.. На сколько безопасна жизнь его среди коварных и ожесточенных Татар? Скоро ли обедневшая Москва будет в состоянии заплатить хану выкуп?.. Есть ли какое-нибудь средство для Василия спастись из Орды ?.. Эти и подобные мысли терзали сердце Евдокии, и не ранее, как через два года, она утешена была возвращением своего сына, спасшегося от плена посредством бегства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимир Тверской (Мощанский), сщмч. - житие Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Август 25 Священномученик Владимир Мощанский родился 15 июня 1866 года в селе Заборовье Есеновского уезда Тверской губернии в семье священника Димитрия Мощанского. Мать его, Анна, рано осталась вдовой; будучи очень набожной, она кормила бедных и нищих, и когда она умерла, все они пришли хоронить её — только тогда многие увидели, сколь многим она благодетельствовала. После окончания Тверской Духовной Семинарии, Владимир Димитриевич женился на дочери священника Иоанна ДимитриевскогоЕвдокии, и вскоре был рукоположен в сан диакона ко храму в селе Рогачеве Ржевского уезда. В их семье родилась дочь и три сына. При рождении четвёртого ребёнка Евдокия Ивановна умерла. Отец Владимир остался с маленькими детьми, воспитывать которых ему помогала незамужняя сестра Евдокии, Александра Ивановна. Через некоторое время, диакона Владимира рукоположили в сан иерея Успенского храма в селе Спасском, Кашинского уезда. Здесь батюшка служил до 1924 года, до самого закрытия храма большевиками. Перед закрытием было совершено последнее богослужение: храм был полон молящимися, все стояли на коленях, многие плакали. До ближайшего города Кашина священника провожал весь приход — шли пешком тридцать километров. Отец Владимир поселился в Вышнем Волочке в доме своего отца, который к тому времени уже умер. Служил батюшка в зимнем соборе. Несмотря на усилившиеся гонения, служб он не прекратил, по городу же ходил в рясе, проповедуя Слово Божие своим облачением. В свободное время он занимался воспитанием и образованием своей внучки Ольги, обучая её всем предметам по старым дореволюционным учебникам, но прежде всего обучил молитвам. Когда в школе стали проверять её знания, то приняли Ольгу сразу в пятый класс. Ребёнок всё воспринимал с детской простотой и наивностью. Однажды в школе ей велели выучить частушку: «Нынче в церковь не ходила и не каялась попу, я такого крокодила даже видеть не хочу». Придя домой, она с детским простодушием прочла эту частушку дедушке. Александра Ивановна только ахнула и сказала: «Да что же это такое?». А отец Владимир промолчал, внимательно посмотрел на внучку и сказал: «А ты подумала, Оля, что твой дедушка — священник?». И такое раскаяние у неё было, что она упала на колени и попросила прощения.

http://pravicon.com/info-1997

Видимо, к XIX в. были утрачены сведения о погребении вел. кнг. Елены Стефановны (Волошанки), скончавшейся, по сообщениям летописей, в 1483 г. Также неизвестно, где находится погребение одной из дочерей вел. кн. Иоанна III Васильевича, кнг. Евдокии Иоанновны, сестры вел. кн. Василия III Иоанновича, выданной им замуж за крещеного татар. царевича Петра. Кнг. Евдокия умерла в февр. 1513 г. в молодом возрасте, оставив 2 малолетних дочерей ( Панова. 2003. С. 145-146). В 1929 г. при разборке пола собора появилась возможность вынести саркофаги из предназначенного к сносу здания. Число древних захоронений оказалось вдвое больше, чем надгробных сооружений во внутреннем пространстве собора. После выноса из собора саркофаги были помещены в подвальную палату юж. пристройки Архангельского собора Московского Кремля. С этого момента представилась возможность изучать содержимое саркофагов (костные и материальные останки), а также внешний вид погребений представительниц правящего дома и знатных семейств. Кроме того, во время археологических исследований на территории М. В. м. обнаружили ряд находок, обогативших представление о прошлом Москвы и ее укрепленного города в домонгольское время. Были найдены фрагменты изделий кон. XII - нач. XIII в.: стеклянного перстня с прозрачным синим обручем и непрозрачным желтым щитком; красноглиняной амфоры, сделанной в Трапезунде (Визант. древности. 2013. Кат. 121, 133. С. 543, 547). В кон. XX в. с помощью судмедэкспертов проводится изучение останков из погребений М. В. м. и реконструируют портретный облик некоторых женщин из дома Калиты: прп. Евфросинии (вел. кнг. Евдокии Димитриевны), вел. кнг. Софии Палеолог, вел. кнг. Елены Глинской, инокини Александры (царицы Ирины Феодоровны Годуновой) (автор всех портретов-реконструкций - С. А. Никитин). Опубликованы 2 тома из 4-томного исследования погребений, составлявших некрополь М. В. м. Арх.: ГИМ ИЗО. Ед. хр. 42949. Л-3117. Ф-6588; НИМРАХ. 22-А-2, А-12104; ГНИМА. Фототека. Колл. «Уникальные фото». Инв. 561/12; Арх. 3086; ГММК ОРПГФ. Нег. 4481, 4679, 6363; Ф. 6. Оп. 1. 1814-1825. Д. 38; Оп. 1. Д. 3; Ф. 20. Оп. 1920 г. Д. 2; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Ч. 1. Д. 96. 1763 г.; Ф. 1185. Оп. 1. 1720 г. Д. 133; РГИА. Ф. 834, 1859 г. Д. 2765;

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Некрополь М. В. м. служил местом погребения жен и дочерей муж. потомков вел. кнг. Евдокии Димитриевны. Первой была погребена сама основательница мон-ря (1407), последнее погребение в соборе было сделано в 1731 г.: пышный надгробный памятник в диаконнике собора предназначался для могилы царевны Прасковьи, дочери царя Иоанна V Алексеевича и родной сестры имп. Анны Иоанновны. Захоронения в соборе были обозначены гробовыми плитами или надгробницами в интерьере, подобно тому как это было в кремлевском Архангельском соборе. Одна из первых попыток обозначить порядок захоронений в соборе М. В. м. и составить историю этого комплекса была предпринята Пшеничниковым в «Кратком историческом описании первоклассного Вознесенского девичьего монастыря». Он приводит план погребений и порядок их размещения внутри здания, имена и краткие сведения о жизни каждой из 33 упомянутых им усопших представительниц царствующего дома, погребенных там (данные были собраны им из надписей.- Пшеничников. 1894. С. 30-54; воспроизведен: Воронов. 2017. С. 77). В соборе находились погребения вел. кнг. Евдокии, до окончания строительства каменного здания в 1467 г. здесь были похоронены кнг. Анастасия, жена кн. Юрия Димитриевича Звенигородского и Галицкого ( 11 июля 1422), вел. кн. София Витовтовна (в иночестве Синклитикия; 5 июля (15 июля ?) 1453), вел. кн. Мария Борисовна ( 22 апр.; погребена 24 апр. 1467) (ПСРЛ. Т. 25. С. 236, 245, 273, 279). Погребения вел. княгинь правящего дома и первых покровительниц монастыря, в т. ч. его основательницы, прп. Евфросинии, находились в строящемся здании. Это вызывало у исследователей вопрос, не имел ли 1-й каменный собор подземного яруса - подцерковья-подклета, предназначенного для погребальных целей. Выголов отметил, что при перестройках здания погребения основательницы и ее преемниц оставались внутри собора, в юго-зап. углу. Он же установил, что собор был выстроен без подклета и не был сделан при перестройках, чем напоминал др. соборы-усыпальницы Московского Кремля - Успенский и Архангельский ( Выголов. 1988.С. 46).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

В послании Митрополита Фотия, писанном в 1410 году к Новогородскому Архиепископу Иоанну, находим некоторые достопамятные черты относительно к тогдашним понятиям, обыкновениям и нравам. Фотий велит наказывать эпитимиею мужа и жену, которые совокупились браком без церковного, Иерейского благословения, и венчать свадьбы после Обедни, а не в полдень, не ночью; дозволяет третий брак единственно молодым людям, не имеющим детей, и с условием не входить в церковь пять лет или заслужить прощение искренним, ревностным покаянием, слезами и сокрушением сердца; возбраняет девицам замужество прежде двенадцати лет; всех, дерзающих пить вино до обеда, лишает причащения; строго осуждает непристойную брань именем отца или матери; запрещает Духовенству торговать и лихоимствовать, Инокам и Черницам жить в одном монастыре, вдовым Иереям быть в женских Обителях, людям легковерным слушать басни и принимать лихих баб с узлами, с ворожбою и с зелием. Сей Митрополит изъявлял отменное усердие к истинному Христианскому просвещению и писал многие учительные послания к Духовенству, Князьям и народу. Василий Димитриевич за 18 лет до кончины своей оплакал смерть матери, Евдокии, славной умом, а еще более Христианскими добродетелями, и сравниваемой Летописцами с Мариек), супругою внука Мономахова, Всеволода Великого, в ревности к украшению церквей. Она построила Вознесенкий Девический монастырь в Кремле, церковь Рождества Богоматери и другие, расписанные Греком Феофаном и Симеоном Черным. Сия Княгиня набожная сколь любила добродетель, столь ненавидела ее личину: изнуряя тело свое постами, хотела казаться тучною; носила на себе несколько одежд, украшалась бисером, являясь везде с лицом веселым, и радовалась слыша, что злословие представляет ее целомудрие сомнительным. Говорили, что Евдокия желает нравиться и даже имеет любовников. Сия молва оскорбила сыновей, особенно Юрия Димитриевича, который не мог скрыть своего беспокойства от матери. Евдокия призвала их и свергнула с себя часть одежды: сыновья ужаснулись, видя худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую от неумеренного воздержания. «Верьте, – сказала она, – что ваша мать целомудренна; но виденное вами да будет тайною для мира. Кто любит Христа, должен сносить клевету и благодарить Бога за оную». Но злословие скоро умолкло: Евдокия, незадолго до кончины оставив мир и названная в монашестве Евфросинею, преставилась с именем Святой Угодницы Божией. Глава III. Великий князь Василий Василиевич Темный. Г. 1425–1462

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Согласно Житию Пахомия Логофета, К. преставился в 1427 г. в возрасте 90 лет, т. е. он род. ок. 1337 г., был крещен с именем Косма. Родители святого скончались, возможно, во время морового поветрия, оставив сына на попечение своему родственнику Тимофею Вельяминову († после 1389), к-рый был окольничим Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского . В Синодике Кириллова Белозерского мон-ря перечислен род К.: «Преподобнаго отца нашего игумена Кирила поминание. Михаила. Калинника. Тарасия. Симеона. Александра. Петра. Иова. Петра. Иванна. Исаака. Гавриила. Марию. Пантелеймона. Улиянию. Ирину. Матрону. Иванна. Евдокею. Евдокею. Евдокею. Улиянию. Марию. Марию. Матрону. Мартиниана. Симеона. Николу» ( Шаблова. 2012. С. 140). В генеалогии боярского рода Вельяминовых Косма не значится, возможно, он приходился родственником Ирине, жене Тимофея ( Кузьмин. 2006. С. 239). После совершеннолетия Косма стал казначеем Тимофея Вельяминова: в этом качестве он упомянут в меновной грамоте Димитрия Донского с чернецом Саввой (по мнению Л. И. Ивиной, Савва был иноком Симонова Старого московского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря ( Ивина Л. И. 1979. С. 42. Примеч. 38; АСЭИ. Т. 2. 340. С. 338-339)), составленной между 1378 и 1383 гг. ( Кучкин. 2009. С. 296-299), или между 23 мая 1381 и 23 авг. 1382 г. (по мнению С. З. Чернова, симоновский чернец Савва участвовал в сделке как частное лицо, см.: Чернов С. З. Домен московских князей в городских станах, 1271-1505 гг.//Культура средневек. Москвы: Ист. ландшафты: В 3 т. М., 2005. Т. 2. С. 76-80), или в 1380-1382 гг. ( Кузьмин. 2006. C. 241). Благодаря многолетней службе в доме Вельяминова Косма хорошо знал членов великокняжеской семьи (Вельяминовых связывали родственные узы с великокняжеским домом: племянник Тимофея Микула был женат на Марии Дмитриевне, родной сестре вел. кнг. Евдокии Димитриевны , жены вел. кн. Димитрия Донского). Неслучайно, когда К. основал обитель в Белозерье, семья вел. князя оказала ему поддержку: вел. кнг. Евдокия дала «в дом Святей Богородици игумену Кирилу село Сандыровское, и с лесы, и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» (ААЭ. Т. 1. 377. С. 474). Сыновья Димитрия Донского вел. кн. Василий I Димитриевич , можайский кн. Андрей Дмитриевич, звенигородский кн. Георгий (Юрий) Димитриевич , дмитровский кн. Петр Дмитриевич предоставляли обители «доволные милостыни» и находились в переписке с К.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

I. Соборный, монастырский храм во имя Христа Спасителя, в честь и память преславного Его вознесения на небо начат построением в 1407 году, мая 20 дня на средства Великой Княгини Евдокии Димитриевны, вдовствующей супруги Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, во иночестве Евфросинии. В 1467 году сей храм освящен был 3 ноября Всероссийским митрополитом Филиппом I. Этот храм служил усыпальницей многих Царственных особ женского пола с 1407 года по 1731 год. С северной стороны к соборному Вознесенскому храму пристроен придельный храм во имя Божией Матери, в память честного и славного Ее Успения. Храм сей поставлен в 1731 году. Строителем его был родной брат Царицы Прасковьи Федоровны, действительный тайный советник, Московский Генерал-Губернатор Василий Феодорович Салтыков. В предалтарье сего храма, с юго-восточной стороны, устроен в 1732 году придельный храм во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости на средства Императрицы Анны Иоанновны. Пред иконостасом этого придельного храма погребена сей Государыни Императрицы родная сестра, Царевна и Великая Княгиня Параскева Иоанновна. Из св. икон сего святого храма, прежде всего, примечательна Смоленская икона Божией Матери, почитаемая с давних пор чудотворной, к которой прибегают с молитвой многие верующие. Смоленская икона Божией Матери, Одигитрия вышиною 2 аршина, шириною 1 аршин 10 вершков, древнего греческого писания, находится на левой стороне царских врат иконостаса соборного Вознесенского храма. В XVII веке икона эта была поднимаема в так называемые тогда большие крестные ходы 23 июня и 26 августа. На сей иконе древний венец с городами, убрус, гривни или цата богато украшены жемчугом и драгоценными камнями. Риза сребропозлащенная на сей иконе сделана тщанием игумении Трифены из монастырского серебра 1814 года. С сей святой иконы, по повелению Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Александровны, в иконописной палате Троице-Сергиевой Лавры сделана точная копия, находящаяся в Петроградском Дворце Их Императорских Величеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010