1. Благочестие Ты же, человек Божий… преуспевай в благочестии… Великое приобретение – быть благочестивым ( 1Тим.6:11,6 ) Милые дети! Образец для детства, в котором находитесь и вы, образец самый высокий, есть Господь наш Иисус Христос. Оп для того и сошел с неба, для того и жил на земле сначала как дитя и отрок, а потом как юноша и муж, чтобы всем возрастам, всем званиям и состояниям преподать пример добродетельной жизни и показать истинный путь к небу. Следовательно, Он есть образец и для детского и отроческого возраста. Историю детства Иисуса мы находим у евангелиста Луки, именно в том месте, где он говорит о путешествии двенадцатилетнего Иисуса со Своими родителями в Иерусалим ( Лк.2:40–52 ). Евангелие детства Иисуса по справедливости можно назвать вашим, дети, Евангелием. Оно кратко, и это, вероятно, для того, чтобы вы детским умом своим удобнее и скорее смогли воспринять его и запечатлеть в своем сердце. Оно кратко, и между тем в нем заключается все, чему хотел научить Иисус детей, что нужно им делать, чего желать и чему подражать. В этом Евангелии к вам приложимо в особенности следующее изречение Спасителя: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин.13:15 ). Как хотелось бы, дети, этот урок, преподанный вам Иисусом, поглубже запечатлеть в сердцах ваших! Для сей цели я хочу изложить вам это Евангелие в нескольких поучениях, ибо в нем так много содержится хорошего и полезного, что высказать все это за один раз невозможно. Сегодня из всего богатого содержания этого Евангелия хочу выделить только одну добродетель, самую главную, которой прежде всего должны быть научены дети, – это благочестие и набожность Иисуса, Его любовь к храму, или дому Божию, к молитве и ко всему, что относится к почитанию Отца Его. У евреев был закон, по которому все мужчины обязаны были ежегодно три раза являться пред лицо Иеговы в Иерусалимском храме. Когда мальчик достигал двенадцатилетнего возраста, его признавали уже стоящим под законом, и с этого времени он должен был принимать участие в путешествиях на праздники в Иерусалим. Вот почему и Иисус по достижении этого возраста идет, как видим мы из Евангелия, вместе с родителями в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Вот состояние типичного сына народа, когда он вне Христа: он в руках зла и больной. Господь по-человечески интересуется: с какого же времени приключилась с ним болезнь? Отец отвечает: «С детства» (ст. 21). Ну, конечно, с человеческого детства идет порабощение духу зла, и как результат этого – человеческая слепота и глухота. С человеческого детства – с Каина – стало обычным явление, когда люди «уши имут и не слышат, уста имут и не глаголют». Понятно, что люди зла «не слышат» и их уста «не глаголют» правды. Дальше отец подробнее характеризует душевное состояние сына народа: «Где ни схватывает его (дух зла), повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». Дух бросает его «в огонь и в воду, чтобы погубить его» (ст. 18, 22). Он терзает его «и насилу отступает от него, измучив его» ( Лк.9:39 ). Отец обрисовывает типичное состояние порабощения человеческой души злом. Зло схватывает человека, т.е. приступами накидывается на порабощенную им душу во всяких обстоятельствах, при самомалейших поводах. Оно схватывает бедную душу и играет ею, как послушной игрушкой. Цель зла одна – повергнуть на землю, вытравить из души все человеческое, втоптать ее в грязь, смешать с землей, чтобы рабство злу было полным, чтобы атрофировалась в человеке всякая надежда на сопротивление, зло и влачит человека по всем стихиям земли, «бросает в огонь и в воду». Результат понятен: человеческое умирает, проявления жизни сводятся к животным процессам («испускает пену, скрежещет зубами»), и душа, связанная злом, цепенеет. Евангелист добавляет и еще одну черту, характеризующую состояние человека зла: он не выносит мира добра. Всякое, даже внешнее соприкосновение с добром, с тем, что говорит о Христе, порождает в нем злобу, доходящую до бешенства. Зло не выносит того, что его отрицает и разоблачает уже самим своим существованием. Вот почему, рассказывает евангелист, когда «бесноватый увидел Его (Христа), дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену» (ст. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

„Теперь почерпните, сказал им Христос, и несите к рас­порядителю пира“. Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино; знали только слуги, почерпавшие воду), позвал жениха и сказал ему: „всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе“. Так, замечает евангелист, положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской, и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Этот евангельский рассказ, по мнению отрицательной критики, содержит в себе много таких пунктов, которые оказываются со­вершенно непонятными. Так отрицательной критике 512 представляется в этом рассказе непонятным то, что Мария изображается как бы уже верующей в чудодейственную силу Иисуса Христа, хотя есть основание думать ( Иоан. 2: 11 ), что она еще не была свидетельницей ни од­ного чудесного события, которое бы совершил Иисус Христос. Впрочем отрицательные критики ничего бы против этого не имели если-бы история рождения и детства Иисуса носила на себе исторический, а не мифический характер. Хотя суждение отрицательной критики о мифическом характере истории рождения и детства Спа­сителя совершенно голословно и не имеет для себя ровно никакого основания, тогда как против него есть много данных, как исторических, так и чисто филологических 513 , но в данном случае мы не будем ссылаться и на эту историю. По нашему мнению , для объяснения возможности со стороны Пресвятой Девы иметь веру в чудодейственную силу Христа достаточно указать только на то, что случилось три дня назад перед чудесным событием в Кане Галилейской с Филиппом и Нафанаилом, и о чем Мария легко могла узнать через самого же Филиппа или Нафанаила. Если же при этом событии принять во внимание еще и все те чудесные знамения, которые случились с Иисусом прежде этого (история рож­дения, детства и крещения Иисуса), то вовсе не может быть ничего удивительного, если на браке в Кане Галилейской Пресвятая Дева представляется уже верующей в сверхъестественные, Божеские силы рожденного от нее Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Мы можем откликнуться ему, выявить его в нашей жизни, встретить его в людях и вещах, нас окружающих. Войти в таинство детства, значит прежде всего познать Бога в собственном творении, Слово - в повседневном существовании, Любовь - в дыхании, дающем жизнь. « То, что детям даровано природой, мы должны обрести по страху Божию... если не станем чисты как дети, не сможем приблизиться к Спасителю» (Епифаний Латинянин). Славлю Тебя , Отче, Господи неба и земли, что утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение (Мф.11,25-26, Лк.10, 21). Стоит лишь вслушаться в эту молитвенную хвалу Иисуса, и мы найдем, что в ней плотно сложенное богословие детства, которое еще предстоит раскрыть. В сущности, оно умещается в три заповеди: принять дитя, умалиться до него, обратиться в него. Порядок слов в данном случае не имеет строгой обязательности. Иисус призывает дитя, которое остается невидимой мерой и точкой отсчета нашего взрослого существования. И даже евангельским и церковным таинством его. При этом Он не говорит - ведь не по забывчивости, конечно - о первородном грехе Адама. Он провозглашает, скорее даже делом являет святость детства.     Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда (Мф. 19,13-14).  « Те качества, которыми ребенок обладает по природе, мы должны приобрести собственным выбором... Иисус возлагает руки на них, потому что возложение рук символизирует любовь Божию...» (Апполинарий Лаодикийский). И все же почему именно «дети»? Чем человек-кокон столь явно отличается от человека сложившегося, отвердевшего, выстроившего себя? Владимир Соловьев в Оправдании Добра «оправдывает» и деторождение,  то чудесное исполнение замысла Божия о человеке, который вкладывается в него при творении. «Все согласны, - говорит Соловьев, - что особая прелесть детей - в их невинности, но эта фактическая невинность не могла бы приводить нас в радость и восхищение, если бы мы были уверены, что она непременно будет потеряна.

http://bogoslov.ru/article/4428178

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: прельщать и прельщаться. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено. Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс. 36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт. 21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его. Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания. Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания. Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе — то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Факты о Рождестве Рождество Христово — второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом. 7 января, 2016 Рождество Христово — второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о Рождестве Христовом. Факты о Рождестве: в каком году родился Христос? Почему Ирод испугался известия о Рождении Мессии? Почему рождественский символ — елка? Ответы в статье! Факты о Рождестве Рождество Христово — второй по значимости христианский праздник после Пасхи. Мы любим его с детства. И кажется, всё-всё про него знаем, всю историю, традиции и предания. Некоторые из нас и все рождественские службы знают наизусть. Мария Сеньчукова рассказывает о малоизвестных фактах о  Рождестве Христовом. В каком году родился Христос? Казалось бы, все просто: новая эра считается от Рождества Христова. Но изначально в вычислениях была допущена погрешность: римский составитель пасхалий аббат Дионисий Малый (работал в 525 году) ошибся на несколько лет. Рождество Христово. Картина Елены Черкасовой Точно определить дату рождения Иисуса Христа сложно: из Евангелия от Матфея известно, что во время избиения младенцев Христу было не больше двух лет. На фоне всех жестокостей царя Ирода Великого это событие в небольшом городе в окрестностях Иерусалима вряд ли было особенно значительным для всей страны, поэтому в документах оно не отражено. Ирод Великий умер в 750 году от основания Рима — по нашему исчислению это 4 г. до н.э. В это время Спаситель был еще ребенком, как говорит апостол и евангелист Матфей: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву (2:19-21). Греческое слово πας может означать не только грудного младенца, но и любого ребенка, а детьми в иудейской традиции мальчики считаются до 13 лет.

http://pravmir.ru/sem-faktov-o-rozhdestv...

Этим текстом ап. Павел нисколько не отвергает Св. Предание, а только хвалит епископа Тимофея за чтение Ветхозаветных книг. Он говорит: «при том ты из детства знаешь Священные Писания». Ап. Тимофей знал Св. Писание из детства только Ветхозаветное, потому что тогда не было ни одной строки Новозаветного. В этом месте Ап. Павел дает наставление держаться твердо прежде всего устных наставлений (Предания); ибо раньше он говорит в предыдущем стихе: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (14 ст.), а уже Св. Писание считает добавлением к Преданию, говоря: «При том же ты из детства знаешь священные писания» ( 2Тим. 3:15 ). Слово «при том» показывает, что ап. Павел считает Св. Писание только добавлением к Преданию (См. еще 2 Фессал. 2,15; 1 Коринф. 11:2; 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 1:13 ; 2Тим. 1:5 ). Слова же: «все Писание богодухновенно и полезно есть», нисколько не говорят о том, что не нужно Св. Предания. Православная Церковь также учит, что все писание богодухновенно и полезно есть, да и странно было бы это отрицать, но это еще далеко не значит, что Св. Предание не полезно. Для меня полезна одежда, но отсюда нельзя делать вывод, что не нужно пищи. Ап. Павел говорит, что благочестие на все полезно есть ( 1Тим. 4:8 ). Можно ли отсюда заключить, что прочие добродетели не полезны? Милостыня полезна для нашегоспасения; можно ли поэтому сказать, что молитва не нужна для спасения? 8) Апостол евангелист Иоанн Богослов говорит только во первых о своей книге Откровения, что кто прибавит или убавит слова «книги сей», на того наложит Бог язвы. Значит, если рассуждав по сектантски, нельзя принимать все остальные книги св. Библии , ибо они прибавлены к книге «Откровения», во 2) 18 стих 22 главы Апокалипсиса говорит не о предании, а о том, что никто не имеет права искажать тексты этой книги, придавая им иной смысл посредством прибавления или убавления слов «откровения». Св. же Предание не искажает Св. Писания, а разъясняет его, ибо, как говорит апостол Петр, «во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной погибели своей превращают, как и прочие Писания: итак, вы возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» ( 2Петр. 3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1 Кор. 10:11 ). И в других книгах Нового Завета приводятся примеры личностей Ветхого Завета, а в 11й главе Послания к Евреям – целый список праведников Ветхого Завета, угодивших Богу верой. См. подробнее:  Прот. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета . Все канонические писания Ветхого Завета Богодухновенны! Об этом свидетельствует Апостол Павел: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершён Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2 Тим. 3:15-17 ). Тимофей с детства мог знать только ветхозаветные писания. См. подробнее:  2 Тим. 3:15–17 Ветхозаветный закон сам по себе не мог даровать спасения! Никто из людей под Ветхим законом не мог оправдаться перед Богом, потому что не мог его исполнить до конца. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ). Но через Ветхозаветное откровение Бог постепенно готовил верующих к принятию Искупителя, Мессии «Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию» (свт. Филарет Московский . Катехизис, 28). См. подробнее:  Послание к Римлянам, главы 2–7 1я книга Еноха – это апокриф! Хотя в Новом Завете есть цитата из этой книги, Церковь не считает её неповреждённым словом Божиим – некоторые её места противоречат каноническим книгам Библии:  например, она рассказывает о плотском сожительстве Ангелов с женщинами, чего, по слову Христову, быть не может ( Мф. 22:30 ). См. подробнее:  Добыкин Д.Г. История канона Священного Писания Ветхого Завета . Синоптические Евангелия – это Евангелия, имеющие большое сходство в композиции. Евангелия от Матфея, Марка и Луки содержат немало буквальных совпадений, они являются «совместно обозревающими» — синоптическими. Иоанн, напротив, касается обычно тех событий, о которых Матфей, Марк и Лука не упомянули.

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

(Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.) Растяше (выростал) – телом и крепляшеся (укреплялся) духом, (слич. 80 ст. 1 гл); так как человеческая природа Иисуса Христа и по телу, и по душе подлежала обычным законам человеческого развития и усовершенствования (кроме греха); то Евангелие и умалчивает о том, каким образом происходило в Назарете воспитание и развитие Божественного Младенца. Человеческое любопытство различным образом пыталось приподнять завесу, распростертую над историей детства и юношества Иисуса Христа, и породило многие, не заслуживающие вероятия и даже прямо выдуманные и ложные, сказания. Евангелисты повествуют только об одном событии из этого времени, – о путешествии Его двенадцатилетнего в Иерусалим. Они обыкновенно описывают из жизни Спасителя только то, что имеет отношение к делу спасения рода человеческого, на которое Он родился, а не частную Его жизнь. Лк.2:41 . И хождáста родителя егó на всяко лето во Иерусалим в прáздник пáсхи. Лк.2:42 . И егдá бысть двоюнáдесяти лету, восходящым им во Иерусалим по обычаю прáздника, (Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.) Закон Моисеев предписывал, чтобы всякий еврей мужского пола ежегодно три раза являлся в Иерусалим – на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Исключение делалось только для детей, не достигших 12-тилетнего возраста (ст. 42), который по иудейскому обычаю составлял переход из детства в юношеский возраст, и больных ( Исх.23:14 и дал. Втор.16:16 ). Особенно строго соблюдалось путешествие на праздник Пасхи. В начале месяца Нисана (марта), с 14 дня котораго начиналось празднование Пасхи, отправлялись по всей Палестине вестники с объявлением о времени празднования ее, и пред праздником огромные толпы народа из всех местностей Палестины спешили в свой святой город – явиться пред лице Господне. Женщин закон не обязывал к путешествию в Иерусалим на праздники, но благочестивое чувство заставляло многих и из них сопутствовать своим мужьям и родственникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Плюс Христос говорил, что надо быть как дети, чистыми душой. Традиция православная очень древняя. Например, младенец Уар умер в младенческом возрасте, а явился матери как совершенный юноша, принятый в воинство Христово. Каждый вопрос мы можем осмысливать с разных сторон. -А известно, сколько лет земной жизни было Богородице? О.О: - Точных данных нет. Есть разные источники. Одни - 50 с чем-то лет, другие  - 60 с чем-то лет. Я когда готовил передачу для «Союза»  - я смотрел и не нашел такой четкой позиции. Но в целом  можно сказать: 50-60 лет Ее жизни на земле. -Что вообще известно о жизни Христа до 30 лет? О.О: -До 30 лет, скажем так. Первым Евангелистом была представительница женского пола. Это была Сама Дева Мария. Это мы можем вывести из Евангелия от Луки 2,51. Где сказано: «И Он, Христос, пошел с ними, со Своими родителями. И пришел в Назарет и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». Вот это уточнение имеет значение,  что Евангелие детства Она сохраняла в сердце Своем. И потом, Она могла передать апостолам. Никто из апостолов не был свидетелем детства Христа. Евангелие от Луки мы относим по преданию к апостолу Павлу. Лука был  только сотрудник. Павел вообще не видел Христа, только видение на пути из Иерусалима в Дамаск, это христианин уже 2-3 поколения. Матфей, конечно, видел Христа, но в определенный период,  начиная  от Крещения Иоаннова и до Вознесения. Так же и Иоанн. А вот Дева Мария видела Христа всю Его жизнь. Она знала день зачатия – Благовещение, день Его появления на свет - Рождество. Событие, что они пошли в Иерусалим и там пребывали. Все это сохранилось в сердце у Нее.  А если говорить о том, где находился Христос – Лк 2, 52 : «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте,  в любви у Бога и  человека». Здесь не видно, что Он куда-то уходил. Собственно говоря, жизнь Иисуса Христа до 30 лет не столь важна для нас. Потому что по закону Божьему Он выходит на общественное служение в  30 лет. Служить Богу могли люди от 30 лет и до 50-60. Все это было регламентировано. Конечно, для нас дорого любое свидетельство об Иисусе. Например, если мы берем апокрифические Евангелия  - там описывается много чудес, которые Он совершил, будучи Младенцем. А в каноническом Евангелии от Иоанна,  где сказано о Кане Галилейской -  там прямо сказано, что это было первое чудо, которое совершил Христос. Таким образом, апокрифические тексты часто входят в противоречия с каноническими. И нигде не говорится, что Он уходил в Индию или еще куда-то. Зачем учиться от человеков, если Сам Он был Бог и Человек? Божественное и человеческое в единой ипостаси. И богословы, конечно, обращали внимание на эти слова – преуспевал в премудрости,  возрасте и в любви. Это относится к человеческой природе. А по божеству Он неизменяем. Христос всегда во веки тот же. Поэтому можно сказать, что Христос всегда был абсолютно самодостаточен.   Ему не надо было искать каких-то там махатм и с кем-то встречаться в джунглях.

http://radonezh.ru/text/chto-voobsche-iz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010