Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец... претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец " . (Мат. 24: 6, 13-14) Предисловие " Смерть унесла их всех семерых, объединенных одной верой и одной любовью. Но я выскажу только свое убеждение: Не возможно, чтобы те, о которых я говорил, напрасно претерпели свое мученичество. Я не знаю ни того, когда это будет, ни как это произойдет; но настанет, без всякого сомнения, тот день, когда достигшая крайнего предела жестокость, точно сама истекая кровью, ужаснет человечество, Тогда в воспоминании об этих жертвах человечество найдет непреодолимую силу для своего нравственного исправления… Государь и Государыня верили, что умирают мучениками за свою Родину – они умерли мучениками за всё человечество " . " Трагическая судьба Николая II и его семьи " , Пьер Жильяр, Париж, 1921 год Я европеец. Но не в современном ложном политическом смысле " Европы " духовно бесцельного и сильно обанкротившегося Европейского Союза, а в истинном, духовном и мистическом смысле Европы, чье единство - в союзе европейского христианства, носителем духа которого на протяжении веков, в основном, была Россия. Государь и Государыня Одним из величайших примеров этой европейской идентичности является святая российская императрица Александра. Будущая царица Александра, любимая внучка королевы Виктории, воспитывалась в английской манере того времени, всегда писала своему мужу на английском и разговаривала на этом языке со своими четырьмя дочками. Она росла в крошечном немецком княжестве Гессен, чьи независимость и богатая культура были зловеще уничтожены во время ее детства вторым рейхом Бисмарка, принесенные в жертву самонадеянной, грозной милитаристской Пруссии. Будучи царицей, Александра стала русской православной гораздо глубже, чем многие другие русские православные. Ибо она категорически отказалась оставить Россию и русскую церковь, предпочтя, в соответствии с пророчеством, подвергнуться опасности мученической кончины. Как говорила царица: " После того, что они сделали с императором, я скорее предпочту умереть в России, чем быть спасенной немцами " (Жильяр).

http://pravoslavie.ru/53825.html

Глава 14 1–31. Продолжение прощальной беседы Христа с учениками: об удалении Христа к Отцу, о вере и любви, молитве, Святом Духе и мире. В 14-й главе содержится первая утешительная речь ( Ин.13:31–38 представляет, собственно говоря, вступление к ней). В этой речи Христос укрепляет пошатнувшееся мужество учеников, обещая им место в обителях Его Отца, где они снова будут вместе с Христом. При этом Господь разрешает некоторые недоразумения, высказанные Ему со стороны апостолов Фомы и Филиппа (стихи 1–11). Затем, чтобы успокоить учеников Он обещает им умолить Отца о том, чтобы Он послал ученикам Святого Духа Утешителя и, вместе с тем, говорит, что и Сам Он вернется к ученикам, причем разъясняет недоумение апостола Иуды Иаковлева. Наконец, Он заверяет учеников в том, что Дух Святой разъяснит им все, что в настоящее время им неясно и что приводит их в смущение (стихи 12–31). Ин.14:1 .  Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. Апостолы были крайне смущены кратким разговором Господа с Петром ( Ин.13:36–38 ). «Если даже Петр отречется, – думали они со страхом, – то что же ожидает их!» (свт. Иоанн Златоуст ). Кроме того, как видно из Евангелия Луки, Господь сказал всем им несколько неясных для них слов о какой-то ожидающей их борьбе ( Лк.22:35–37 ). Поэтому-то Господь и начинает Свою речь в тоне утешительном: «да не смущается сердце ваше...». По-прежнему они, апостолы, должны веровать в Бога и, веруя в Бога, веровать в Того, Кого Бог послал, т.е. во Христа. С самого детства апостолам, как иудеям, уже привита вера в Бога, и эта вера должна послужить точкой опоры для их веры во Христа, теперь несколько поколебавшейся под действием Его последних слов о Своем удалении. Благодаря такой «двойной» вере апостолы победят свой страх перед наступающими решительными событиями. Ин.14:2 .  В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. Ин.14:3 .  И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Неделя 2-я Великого поста Господь «пришел в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». Часто можно слышать: я читаю Евангелие и ничего не понимаю. Спрашивается: вот несколько строк – что тут понимать? Как говорится, все ясно, как Божий день. Отчего же человек не понимает? Не оттого, что текст туманный, а оттого, что ум очень косный. Поэтому сам труд по чтению для большинства людей просто невозможен: такая расслабленность мышления. То же самое происходит и с любым живым органом: если он не находится в постоянном упражнении, то он атрофируется и отмирает. Так же и человек: если он с детства не имеет упражнений для ума, не имеет упражнений для совести, не имеет упражнений для каких-то поступков, которые требуют усилий, то, вырастая, он уже и подавно этого делать не может. Обычно такие люди попадают в тюрьму или спиваются. Почему? Нет воли, не может человек отказать себе в удовольствии, потому что выпить – удовольствие. Или приятель говорит: пойдем с нами. И нет никакой возможности сказать: нет, я не пойду, потому что это нехорошо. Не в состоянии человек. И так один раз нехорошо, другой раз нехорошо, пока милиция не остановила. Почему люди воруют? Не только из зависти, что у другого есть, а у меня нет. Причина – в неспособности работать. Потому что украсть – тут никакой работы не надо производить: известная ловкость и риск. А трудиться, чтобы хлеб свой насущный добывать, это тяжело. Поэтому хорошо, когда есть папа, мама или работящая жена, к которой можно пристать и ничего не делать, вяло влачить существование. И так очень многие пребывают. А чтобы что-то создавать, нужно трудиться, но вот этого труда человек и не может предпринять, потому что он расслаблен, воля его расслаблена. Так многие и говорят: я ничего не могу с собой сделать, меня несет. Вот я что-нибудь говорю, говорю, говорю и остановиться не могу. Или кто-то меня обидел, и я начинаю про него рассказывать одному, другому, третьему. Вижу, что ужас творю, – и ничего не могу с собой сделать. Или меня дразнят, и я дразню; чем больше я отвечаю, тем больше меня дразнят, и мне от этого тяжело, а замолчать, не отвечать я не могу, нет воли взять и остановиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В Евангелии мы слышали о том, как к Христу подошел один благочестивый молодой человек, юноша, и стал его спрашивать: Учитель благий! Что мне сотворить, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19, 16) И Господь стал перечислять ему заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего своего, как самого себя. А юноша отвечал Христу: «Я это все соблюдаю с детства, с юных лет, всегда! Что еще мне сделать нужно?» И тогда Господь ему говорит: Если хочешь быть совершенным, то иди и раздай все свое имение нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и следуй за Мной (Мф. 19, 21). И этот юноша, услышав такие слова Христа, опечалился и не последовал за Ним. А опечалился он потому, что имел большое имение: был богатым человеком. И, видя это, Христос сказал Своим ученикам: «Видите? Легче верблюду пройти через игольные уши, чем войти богатому в Царствие Небесное» (см. Мф. 19, 24). Ученики и свидетели этого события ужасались и говорили: «Кто же вообще может спастись?», и Господь сказал: «Невозможно человекам это, но возможно Богу» (см. Мф. 19, 25-26). Богатство очень часто лежит преградой на пути к Царствию Небесному. Даже если человек живет благочестиво, не нарушает никаких заповедей Божиих, как этот юноша, но богатство затмевает всё его сердце, занимает всю его жизнь, это и есть препятствие для спасения такого человека. Сейчас богатство, материальное благо стало очень важной частью человеческого бытия, вообще весь мир как будто бы устремлен только на это «высшее благо» — стать богатым человеком и приобрести как можно больше материальных благ. Но увеличение богатых людей не равнозначно увеличению людей счастливых, и тем более — людей спасающихся, идущих за Христом. Как часто несчастны богатые люди! Как несчастны их дети, как несчастны их близкие, как несчастны люди, которые вместе с ними живут, работают, и как часто многих людей, миллионы людей эти люди ради богатства делают несчастными уже в этой жизни. Мы слышим строгие и в то же время наполненные любовью слова Спасителя о том, что такому человеку и в Царствие Небесное очень тяжело войти.

http://pravoslavie.ru/106009.html

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о милосердном самарянине Для многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни. Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ). Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

В этом исходном опытном познании Иисуса Христа, чрез общение с Ним и Его Отцом, мы имеем основу для предварительного устранения ложных предвзятых взглядов на лицо Иисуса Христа. Это два крайних взгляда. По одному, имеющему видимость благочестия, божественная жизнь открывалась в лице Христа по своим внешне-величественным свойствам, всемогуществу, всеведению, вездеприсутствию, так что Иисус Христос , по этому взгляду, был всемогущим, всеведущим человеком. Это есть то мнимое благочестие, во имя которого человек прекословил Господу в Его намерении понести страдания: «будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою». По этому взгляду, божественное может проявиться в человеческой жизни лишь в той мере, в какой человеческая жизнь теряет свою ограниченность и перестает быть человеческою жизнью. Желая возвеличить Христа, ревнуя о Его славе, но не по разуму, этот взгляд не обнимает дела Иисуса Христа, за которое Он положил Свою душу, – дела прославления имени Отца на земле, дарования Его вечной жизни людям, приобретения для божественной славы действительной человеческой жизни. Откровение божественной жизни во Христе нужно так понимать, что полнота откровения стояла в зависимости от полноты человеческой жизни. В этом смысл того, что в Нем полнота божества явилась телесно. Конечно, в этом мы видим соединение противоположностей, но вся жизнь Иисуса Христа представляет собою разрешение подобных противоположностей, для отвлеченной логики не примиримых. Здесь дается соответствующий предмету метод исследования евангельской истории. В частности, в отношении к рассматриваемому вопросу, мы должны видеть в действительности человеческой жизни Христа, в полноте ее ограниченности и немощей, не препятствие в Его деле, а условие откровения божественной славы. Что именно действительная человеческая жизнь Христа была обнаружением божественной славы, переживанием божественной жизни, эта мысль образует порог евангельской истории, за которым открывается ее разум: не переступить этого порога, не усвоить этой мысли во всей ее глубине, это значит отказаться от понимания жизни нашего Спасителя. Только таким путем мы надлежаще оцениваем евангельское свидетельство, что Сыном Божиим наречено рожденное Мариею ( Лк. 1:3132. 35 ), а родила Мария немощного младенца и «спеленала Его... Младенец же возрастал, и укреплялся духом, и благодать Божия была на Нем, – преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и человеков» ( Лк. 2:7. 40. 52 ). Насколько отлично от этих евангельских свидетельств о естественном развитии рожденного Мариею Сына Божия мутное изображение младенчества Иисуса Христа в апокрифических евангелиях, в которых история Его детства наполняется вымышленными чудесами с целью представить Его всемогущим!... § 6. Евионейский взгляд на лицо Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Беседа 28 Ин.3:17 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 1. Чем больше милосердие Господа, тем строже будут Его наказания жестоковыйным. – Бог открыл двери щедрот всем людям. – Два пришествия Иисуса Христа. – 2. Неверующие подлежат осуждению – Кто удаляется от Иисуса Христа. – Великие грешники – люди, закоснелые в своем упорстве, преданные обуявшим их порокам. – 3. Чтобы быть христианином, нужно вести добрую жизнь с соблюдением чистоты учения. – Причина уклонения язычников от принятия веры Христовой. – Языческие философы делали добродетель из пустого тщеславия. Любовь к тщеславию губит людей. – Тщеславие пагубнее всех других пороков. – Чтобы приобресть славу пред людьми и славу, исходящую от Бога, нужно стремиться к достижению только последней. 1. Многие из людей беспечных, злоупотребляя человеколюбием Божиим к умножению грехов и к большему нерадению, говорят такие слова: нет геенны, нет мучений; Бог отпускает нам все грехи. Заграждая уста таким людям, один мудрый муж говорит: «и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его» ( Сир.5:6–7 ). И в другом месте: «как велика милость Его, так велико и обличение Его» ( Сир.16:13 ). Где же, скажет кто-нибудь, человеколюбие Его, если мы получим то, что следует за грехи наши? Но мы получим заслуженное, послушай и пророка и Павла. Один говорит: «Ты воздаешь каждому по делам его» ( Пс.61:13 ); а другой: «Который воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). Тем не менее однакож велико человеколюбие Божие, и это видно вот откуда: Бог разделил судьбы наши на два века жизни, настоящий и будущий, и, определив первую для подвигов, а последнюю для получения венцов, показал таким образом великое человеколюбие. Каким образом? Тем, что, хотя бы мы совершили множество тяжких грехов и не переставали от юности до глубокой старости осквернять свою душу несчетными пороками, Он не истязует нас ни за один из этих грехов, а в бане пакибытия подает отпущение их и дарует оправдание и освящение. Но что скажешь ты, если сподобившийся таинств с самого детства после того впадет во множество грехов? Такой заслуживает уже тем большего наказания. За одни и те же грехи мы подвергаемся не одному и тому же осуждению, но гораздо строжайшему, когда согрешаем после освящения таинствами. Это и показывает Павел в следующих словах: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр.10:28–29 ). Такой, следовательно, достоин большего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

X. О почитании Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь праведных Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова чрез Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу. Что Пресвятую Деву Марию должно почитать Богородицей, это видно из следующего: ещё пророк Исайя, по внушению Духа Святого, пророчествовал, говоря: «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). На это пророчество указал праведному обручнику Иосифу и Архангел, когда говорил, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого» ( Мф.1:20:22–23 ). Архангел же Гавриил говорил Деве Марии: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречётся Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Елисавета назвала Её «материю Господа» ( Лк.2:43 ), а это равнозначаще слову Богородица. Апостол Павел свидетельствует, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ). О духовном величии Пресвятой Девы Богородицы Слово Божие говорит так: «и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе моём (слова Её Самой), – что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк.1:47–49 ). В книге Откровения говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» ( Откр.12:1 ). В книге Песней Она воспевается так: «Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» ( Песн.6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию. В течение всей земной жизни Своей Он оказывал Ей сыновнюю почтительность: «был в повиновении у них», т.е. у Неё и святого Иосифа, замечает евангелист ( Лк.2:51 ). Даже в самую предсмертную минуту Он обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Её попечению святого апостола Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех нас почитать Пресвятую Богородицу. «Иисус, – говорится в Евангелии, – увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се Сын Твой, потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» ( Ин.19:26 ). Мало этого, Пресвятую Деву Марию почитали ещё ранее рождения Спасителя. Это видно из указанных выше слов праведной Елисаветы ( Лк.1:41–43 ), из слов Архангела Гавриила ( Лк.1:28 ) и из слов женщины, которая говорила: «блаженно чрево, носившее Тебя!» ( Лк.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Христос и богатый юноша      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 8:18 мин. Размер 8 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Человек, не имеющий богатств, чувствует себя более спокойным», – сказал философ-стоик Сенека. Он был очень обеспеченным человеком; так, занимая должность консула-суффекта, обладал состоянием в размере 300 млн. сестерциев – это огромная сумма. Но все свое богатство Сенека, уходя на покой от общественных дел, передал Риму – своему отечеству. Известно, что учение Сенеки настолько сильно было приближено к христианству. Его, например, переписывал отец Иоанн (Крестьянкин); некоторые же отцы даже считали Сенеку тайным христианином и приписывают ему переписку с апостолом Палом, который также не одобрял особую любовь людей к деньгам: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6: 9–10). Сегодня слышанное нами евангельское чтение о том, что трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие (Лк. 18: 24), остро ранит наши сердца, с детства воспитанные в желании и якобы в необходимости стяжать и приумножать свое имущество, и задевает наш ум тем же вопросом, который мы также слышали сегодня: «Кто же может спастись?» (Лк. 18: 26), если человек живет в этой среде – в среде стяжателей и сребролюбцев. Выходит, что спастись может только человек бедный, нищий, давший обет нестяжательства? Если это так, то зачем создавать семью, рожать и воспитывать детей? Зачем стремиться к повышению, к расширению должностных обязанностей и полномочий? Неужели неугодно Господу Богу материальное благополучие и жизненный успех? Никто из святых отцов не ответит нам на этот вопрос, вопрос огромный, вопрос, который нельзя задавать Господу от лица всех людей – различных по своему духовному устроению, непохожих друг на друга в своих грехах и в своих добродетелях. У каждого человека свои критерии богатства и бедности, но надо знать нам, что «богат не тот, кто имеет многое, но тот, кто не нуждается во многом. И беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого. Это должно считать мерой бедности и богатства» (святитель Иоанн Златоуст).

http://pravoslavie.ru/117946.html

Людвиг ван Бетховен. Хлеб жизни (+Видео) ‘Господи, Ты глядишь мне в душу, Ты знаешь ее, Тебе известно, что в ней царят любовь к людям и стремление делать добро. Люди, если вы когда-нибудь прочтете эти строки, подумайте, как вы были несправедливы ко мне. Прощайте. При жизни я часто думал о вас и о том, чтобы сделать вас счастливыми; будьте счастливы!’ 17 декабря, 2012 ‘Господи, Ты глядишь мне в душу, Ты знаешь ее, Тебе известно, что в ней царят любовь к людям и стремление делать добро. Люди, если вы когда-нибудь прочтете эти строки, подумайте, как вы были несправедливы ко мне. Прощайте. При жизни я часто думал о вас и о том, чтобы сделать вас счастливыми; будьте счастливы!’ 17 декабря — первая известная дата из биографии Людвига ван Бетховена. В этот день он был крещен. Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «Библейский сюжет» телекомпании Неофит, посвященный великому композитору. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Евангелие от Иоанна Весной 1802 года Бетховен сбежал из Вены в пригородную деревушку на водах Хейлигенштадт. Официально – для лечения желудка, на самом деле – чтобы скрыться от всего мира и подумать, чем в 31 год может заняться композитор, обреченный на глухоту. В глубине души он наивно полагал, что умиротворенный сельской тишиной, недуг исчезнет так же внезапно, как и пришел. Полгода терпение боролось с горьким отчаяньем, но вместо целительных звуков леса он слышал лишь все нарастающий гул. В октябре, надеясь на скорую смерть, Людвиг пишет завещание. «О люди! Вы, считающие меня недоброжелательным упрямцем, человеконенавистником, как вы не правы! Почему я кажусь таким? Скрытая причина неведома вам. С детства сердцем и разумом я был обращен к добру. Я беспрестанно стремился творить великие дела, но вы только подумайте: вот уже шесть лет, как я поражен неизлечимой болезнью, и состояние мое становится все хуже из-за неразумных врачей. От рождения наделенный пылким, огненным темпераментом, склонный к развлечениям, я вынужден был рано обособиться и влачить жизнь в одиночестве.

http://pravmir.ru/xleb-zhizni-lyudvig-va...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010