Христиане должны ходить в храм вместе с детьми . Когда вы идете на службу, то божественный Иоанна Златоуст велит брать с собой и малых детей. Не огорчайте их, оставляя спать, когда сами уходите на утреню, несмотря на холод, дождь, жару и сладкий сон. Будите их и берите с собой в церковь , чтобы они видели и прикладывались к ликам Христа, Богородицы и святых, слушали божественные слова и с детства привыкали ходить в Христову церковь . В этом возрасте душа ребенка нежная и словно воск мягкая и впечатлительная и запоминает картины и слова, которые дети видят и слышат и приобретают добрый обычай и стремление к добродетели. Потом обычай становится привычкой, а привычка – второй натурой. Добрый обычай детства постоянно ходить в Христову церковь сохраняется до глубокой старости, помогая трудиться и приобретать добродетели и преуспевать в мирских делах. Да и в юности становиться достопочтенными и мудрыми, подобно старцам. «Как же вы не прогневаете Бога», – рассуждает Иоанн Златоуст , – «когда во всем другом упражняете своих детей и на то находите время, а занимать их делом Божиим считаете тягостным и неблаговременным для детей? Нет, не так, братья! Этот-то возраст преимущественно и нуждается в таких уроках. Возраст нежный – он скоро усваивает себе то, что ему говорят, и как печать на воске, в души детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить их на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым. Тогда и для нас они будут достопочтеннее самих стариков, и для гражданских дел они будут полезнее, обнаруживая в юности свойства старцев» (Беседа 3 на Евангелие от Иоанна). Что должны говорить христиане, когда слышат звон церковных колоколов Каждый раз, когда раздается звон церковных колоколов или стуки била, ваше сердце тотчас же должно переполняться радостью и трепетом, словно боевой конь, услышавший звук трубы. Так и вы, когда раздастся звон колокола, знайте: это наша духовная матерь Церковь зовет нас в свои объятия, чтобы даровать нам небесные блага. И представляйте себе, как поют на небесах ангельские трубы. Вот так же они будут петь и при кончине мира. Подбодряя друг друга, идите все вместе в храм. Пусть между вами звучат пророческие слова Михея: пойдемте, братья, поднимемся на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и нам покажут архиереи, иереи и учителя Божьих законов, куда нам идти: «Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его» ( Мих.4:2 ). Поэтому по приходе в храм пусть каждый из вас произносит следующие слова Давида: «Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс.5:8 ). Часть вторая

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Некоторые из них мы укажем здесь. В псалме 42-м псалмопевец Давид говорит: «когда умножается богатство, не прилагайте к нему сердца». Таким образом, сердце наше может привязываться к богатству или к благам мира сего. Так было с тем богатым юношей, который спрашивал Господа, что ему нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Юноша этот думал, что он исполнил весь Закон от детства своего, и на его заявление о сем Господь сказал ему: «одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за мной, взяв крест». Так как юноша хвалился тем, что от детства своего он любил ближнего как самого себя, то Господь восхотел теперь показать ему, как возвышенна заповедь о совершенной любви к ближнему, чтобы он мог испытать себя, в состоянии ли он из любви к бедным сделаться бедняком, подобно тому как Спаситель наш оставил небо и сделался бедным, ради нас, бедных людей. Это требование Господа смутило юношу, и он отошел с печалью, «ибо, – говорится в Евангелии, – у него было большое имение». Сердце его было привязано к богатству и благам мира сего, и потому он не мог раздать их бедным. По уходе юноши Господь сказал ученикам Своим: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» А когда ученики ужаснулись от слова сего, то Господь продолжал: «дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие». Слова эти показывают, что богатство служит препятствием к достижению блаженства, когда надеются на него, то есть, когда всем сердцем своим привязываются к богатству, как к высочайшему благу своему. Так, юноша не был идолопоклонником и, однако, в глубине своего сердца имел идола. Этим идолом было его богатство. Посему и идолопоклонство его было тонким идолопоклонством. В катехизисе это идолопоклонство называется любостяжанием, то есть любовью к стяжаниям или богатству. Так же точно называет любостяжание идолослужением и апостол Павел, говоря: «любостяжание есть идолослужение», ибо, поясняет катехизис, любостяжательный человек более работает богатству, нежели Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

п. Решение всех этих вопросов, конечно, важно только для тех, которые ложно смотрят на Христа, как на простого и обыкновенного человека; но оно со­вершенно излишне для лиц, чистосердечно верующих во Христа, как Сына Божия; оно может удовлетворить только простому любо­пытству, но не религиозному чувству, – и в этом, по всей вероят­ности, заключается истинная причина, почему сами евангелисты нашли нужным сокрыть от нас почти всю историю детства и отрочества Господа нашего Иисуса Христа. Из всей истории детства Христа, как известно, только в Евангелии от Луки сохранился один рассказ о путешествии двенадцатилетнего Иисуса в Иерусалим. Рассказ этот состоит в следующем. Иосиф и Мария имели обычай каждый год ходить в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Иисусу было двенадцать лет они также по обычаю пошли в Иерусалим, взяв и Его вместе с собой. Но, возвращаясь оттуда, они лишь спустя сутки заметили, что с ними не было Иисуса, и думая, что Он идет где-нибудь с другими, начали разыскивать Его между своими родственниками и знакомыми. Не получив о Нем, однако-же, никаких сведений от своих знакомых, они снова отправились в Иерусалим, и только через три дня нашли Его в храме, сидящим посреди учителей, слушающим и вопрошающим их, – причем все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его 297 . „Чадо! – сказала Мария: – что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя“. Но Иисус сказал на это: „зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему“. Тем не менее Он вместе с ними тотчас же воз­вратился в Назарет. Этот рассказ так правдив и так прост, что почти не вызывает против себя возражений со стороны отрицательной кри­тики; если же и есть некоторые возражения, то они вообще не от­личаются ни глубиной анализа, ни остроумием. Так, отрицательная критика 298 не допускает, напр., возможности, чтобы Мария была на­столько беспечной матерью, что обратила внимание на отсутствие своего Сына лишь по прошествии суток. Но кто же говорит о беспечности Марии? Зачем так лживо истолковывать характер и тон этого евангельского события? Отрицательная критика, очевидно, лишь преднамеренно не хочет понять простого и ясного смысла еван­гельского рассказа; иначе она не могла бы выставлять против него подобных возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Этот рассказ отрицательная критика считает вымышленным, а мотивом вымысла называет желание представить Иисуса Христа потомком Давида, наследником его царства. Но какое в таком случае несоответствие между мотивом вымысла и его содержанием! Если бы людям было предоставлено измыслить место и обстоятельства рождения Мессии, Сына Божия, то, конечно, они могли бы остановиться только на царском дворце и великолепной обстановке. Между тем, что мы видим в евангельском повествовании? Для народившегося Спасителя мира не нашлось места в гостинице, сама мать спеленала Его и положила в ясли. Здесь мы имеем не вымысел, но ту божественную правду, которою управляется вся мировая история; здесь мы встречаем наиболее яркое применение того закона богочеловечества, по которому божественная слава соединяется не с славою человеческою, а с человеческим уничижением. Самосознание Иисуса Христа Я в Отце и Отец во Мне. ( Ин. 14:10 ). Из истории детства Иисуса Христа евангелия передают о поклонении пастухов, обрезании Его, принесении во храм, поклонении волхвов и бегстве Его родителей с Ним в Египет. Все эти события, представляющие глубокий интерес во многих отношениях, не имеют значения для философии евангельской истории, потому что, во-первых, ниоткуда не видно, чтобы эти события имели влияние на характер общественного служения Иисуса Христа, и, во-вторых, что ещё более важно, участие младенца Иисуса в этих событиях не было делом Его сознания и воли: они были с Ним, но Его воли не было в них. Иное нужно сказать о том единственном событии, которое сообщается в евангелии Луки из истории отрочества Иисуса Христа. После указанных событий детства Христа родители Его возвратились с Ним в Галилею, в город свой Назарет. Отсюда каждый год они ходили в Иерусалим на праздник пасхи. Когда Ему было двенадцать лет, пришли они, по обычаю, в Иерусалим на праздник с Ним. Когда же по окончании праздника они возвращались, отрок Иисус незаметно для них остался в Иерусалиме. Проискав Его тщетно в пути среди родственников и возвратившись в Иерусалим, они чрез три дня нашли Его в храме среди учителей, беседовавших с Ним и дивившихся разуму Его и ответам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Как и в случае с Мк. (см. § 42. 5), интересно обратить внимание на географию событий, описываемых в Лк. и Деян. — точнее, на богословский смысл географии. Это как раз один из тех аспектов, которые заставляют рассматривать обе книги св. Луки в их тесной взаимосвязи. К тому же подобный географический подход снимает вопрос о якобы необъяснимо «неожиданном» окончании (обрыве?) повествования Деян. Итак, Благая весть начинается в Израиле. Вот почему географическим центром Евангелия в Лк. является Иерусалим — этим центром истории спасения Святой Город был в Ветхом Завете. Говоря еще точнее, центральной точкой является Иерусалимский храм — средоточие Присутствия Божия среди Его народа, а потому это сердце Израиля до Христа и во время Христа. История, о которой повествует Лука, начинается в Иерусалимском храме. Здесь священник Захария совершает богослужение: 5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... 8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения (Лк. 1, 5. 8-9). События младенчества, детства и отрочества Иисуса также связаны с храмом (см. Лк. 2, 22-49). В храме происходит Сретение (посвящение Иисуса как первенца Богу по Закону Моисееву и встреча, сретение, Младенца праведным Симеоном). В храм совершается паломничество двенадцатилетнего Отрока с Иосифом и Марией — это единственный во всем Новом Завете эпизод отрочества Иисуса (в отличие от многочисленных апокрифических евангелий детства, см. § 27). Третьим, т. е. наиболее значимым искушением Иисуса в Лк., в отличие от Мф., является предложение броситься с крыши храма (Лк. 4, 9), т. е. явить себя как Мессию в храме. Служение Иисуса представлено в двух частях, из которых вторая (начиная с середины Евангелия) описана как восхождение в Иерусалим: Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим (Лк. 9, 51). Впрочем, св. Лука не упускает из виду и то печально-трагическое обстоятельство, что Иерусалим как столица Священной истории и главное место встречи Израиля с его пророками был и местом их преследований и отвержения. Иисус с горечью восклицает:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Тогда оправдали его все священники, и старейшины, и весь народ, говоря: «Блажен ты, что не открылось в тебе никакого греха». И призвав Марию, сказали ей: «Какое оправдание можешь ты принести? Потому что, лучше ли будет, если какое-либо знамение обличит плод твоего чрева? Мы одного только требуем от тебя, чтобы ты созналась, кто соблазнил тебя». Но Мария, без всякого смущения, сказала: «Господи Боже, Царю всяческих, ведущий тайное, если есть во мне какая-либо нечистота или грех , или даже поползновение к нему, то обличи меня перед лицом всего народа, чтобы я послужила примером обличения для всех». И, сказавши это, она с уверенностью подошла к алтарю Господню, выпила воду обличения, обошла семь раз вокруг алтаря, н не открылось в ней никакого порока. Тогда онемел весь народ от удивления, видя зачатое во чреве и не замечая никакого знака на лице её 139 . Тогда пошли в народе разные толки. Одни говорили о святости девы, а другие обвиняли ее в чародействе. И сказал первосвященник: «Если Господь Бог не явил грехов ваших, то и я не осуждаю вас». И отпустил их 140 . Когда теперь Мария увидела, что народ все еще подозревает её и не совсем верит в её невинность, то воззвала громким голосом, во услышание всех: «Жив Господь Адонаи, Господь воинств, пред лицом Которого я стою, что я никогда не знала мужа, и знает меня Тот, Кому с детства своего я посвятила сердце свое. С самого детства дала я обет пребывать в целости и чистоте пред Тем, Кто сотворил меня, я поклялась жить для Него одного без порока, доколе я буду жива, и я останусь без порока, пока пребуду в Нем». Тогда целовали ее все, обнимали колена её, прося ее простить их за злое подозрение. И весь народ, и священники, и все девы с ликованиями и радостью проводили ее в дом её, крича и говоря: «Благословенно имя Господне во веки, поскольку Он открыл святость твою пред всем народом Израилевым». Если какой рассказ, то по преимуществу приведенный нами, очевидно, вымышлен самими псевдоевангелистами. Проследим развитие этого рассказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Мф.2:2 .  Глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский; видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему. ...и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. И откуда они узнали, что эта звезда открывала рождение Царя Иудейского? Происходя из рода астролога Валаама и унаследовав его писания, они знали, что он сказал: «возсияет звезда от Иакова, и возстанет человек от Израиля» ( Числ.24:17 ). «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля». Из этого пророчества они узнали, что от иудеев должен произойти Царь, высокий и светлый подобно звезде. И с тех пор они наблюдали звезды; но в это время, увидев эту необычайную и только что явившуюся звезду, нисколько не медля, они пришли поклониться Рожденному, чтобы еще с детства расположить Его к дружбе, и узнав, Кто есть такой, в каком городе родился, иметь Его своим другом, когда возрастет. До самой Палестины путь указывала им звезда, а когда они приблизились к Иерусалиму, то уже не видели ее более. Это произошло для того, чтобы потеряв путеводителя, они вынуждены были спрашивать, чтобы таким образом было открыто, что родился Христос, и чтобы впоследствии иудеи не могли сказать: мы не знаем, родился ли Он. Звезда же открыла Христа для того, чтобы исполнилось пророчество Валаама. Так как пророки, предвозвещавшие иудеям Христа, не могли убедить их, то необходимо было, чтобы звезда указала язычникам на Солнце Правды, воссиявшее от земли; ни пророка, ни Ангела они не видели, чтобы других научать. Одни только персы заметили ту звезду, так как они с детства занимались весьма прилежно астрологией; однако не все персы видели, потому что не все были одинаково проницательны и не все одинаково могли поверить. Против тех, которые поставляют эту звезду под защиту естествословия, нужно сказать, что это была звезда не по природе, а только по виду, а именно какая-то божественная сила явилась в образе звезды. И это видно из многих обстоятельств. Прежде всего – «из пути». Между тем как все звезды идут от востока к западу, эта звезда неслась от севера к югу: такое положение занимала Палестина по отношению к Персии. Во-вторых – «из блеска». Тогда как никакой звезды нельзя видеть днем по причине превосходства солнечного света, – только эту, являющуюся днем, солнце не могло скрыть. В-третьих, из того, что она, смотря по надобности, появлялась и опять скрывалась. Так, она явилась и указывала им путь до Палестины; а когда они пришли в Иерусалим, скрылась; затем опять показалась, когда они вышли из Иерусалима, так что она совершала движение свое смотря по их нуждам: когда они шли, она двигалась вперед, а когда они останавливались и она стояла. В-четвертых, из того, что она шла близко от земли; а если бы неслась высоко, весьма близко к другим звездам, то не показала бы пещеры; теперь же придя, остановилась над тем местом, где был Младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Он их призывает следовать за Собой, и они все оставляют. Одни оставляют отца, другие — ремесло, по обещанию Христову: Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, — не рыбу ловить, и не «улавливать» никого, а звать в то Царство Божие, которое Я принес… И вот тут ставится вопрос: каким образом просто потому, что Христос подошел и их позвал, они могли все оставить и уйти? Неужели у Него была такая чудотворная сила? Мы должны себе представить вещи более реально, каковы они на самом деле были в то время. Христос жил в Назарете, городке в нескольких километрах от того места, где жили Петр и Андрей и их отец, и Иоанн и Иаков, и другие ученики, которые были призваны позже. Они знали друг друга с детства, они и Христа знали с детства. Это нам трудно себе представить, но ведь они жили на клочке земли в несколько квадратных километров и поэтому сначала они постепенно с Ним знакомились, а потом ознакомлялись ближе. Сначала они Его встречали: мальчик — мальчика, юноша — юношу, молодой человек — молодого человека, зреющий мужчина — другого мужчину. Но это не была только материальная, как бы физическая встреча в пространстве; они начинали в Нем видеть то, чем Он на самом деле был: мальчик, подросток, юноша, взрослый человек, каким никто другой не был. В Нем была какая-то светлость, какая-то цельность, какая-то прозрачность, какая-то несокрушимость духа, какая-то чистота, которой они нигде в такой мере, в такой полноте не встречали. Сначала они его встречали как сверстника, потом как своего вождя, наставника; и в свое время они узнали в Нем то, чем Он на самом деле был: Мессию, то есть Того, Кто должен был прийти спасти мир. И это так явно, так ярко выступает в рассказе о призвании другого апостола. Я хочу вам прочесть это место, потому что оно очень значительно восполняет то, о чем я сейчас говорю. В Евангелии от Иоанна рассказывается, как Христос впервые встретил одного из Своих других учеников, Нафанаила. Андрей первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

19 . Итак, как я уже сказал, мы видим согласие четырех благовестников об Иоанне Крестителе. Матфей говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Марк не говорит: «В те дни», так как он не предпослал никакого рода событий, из которых было бы ясно, о каких днях он говорит, если бы он сказал: «В те дни». А Лука, перечислив земные власти более ясно указал на время проповеди или крещения Иоанна, говоря так: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Нам, однако, не следует думать, будто Матфей обозначает только это время, т.е. время этих правителей, когда говорит: «В те дни»; он, конечно же, подразумевал гораздо больший отрезок времени. Действительно, как только Матфей рассказал о возвращении Христа из Египта по смерти Ирода, – что случилось в дни Его детства или отрочества, как это можно понять из того, что Лука сообщил о том, что Он сделал в храме Иерусалимском когда Ему было двенадцать лет, – Матфей, сказав о возвращении из Египта, вслед за тем говорит: «В те дни приходит Иоанн Креститель», имея в виду не только дни Его детства, но и все дни от Его рождения до того времени, когда начал проповедовать и крестить Иоанн и когда Христос был уже юношей, потому что Он и Иоанн были сверстниками, и повествуя о том, что Ему было почти тридцать лет, когда был Он крещен Иоанном. Глава VII 20 . Конечно, иных может смутить то повествование Луки об Ироде, когда он упоминает о том, что в дни крещения Иоанна Ирод был четвертовластником Галилеи, т.е. в то время, когда и Господь был крещен; а Матфей говорит, что отрок Иисус возвратился из Египта уже после смерти Ирода. То и другое может быть истинным только в том случае, если существовало два Ирода. И хотя всякому очевидно, что это вполне могло быть, однако какое-то ослепление заставляет безумствовать тех, которые более склонны к злословию евангельской истины, чем к малому размышлению, чтобы уразуметь, что здесь одним именем названо два человека. Примеров этому мы встречаем предостаточно. Ведь этот последний Ирод признается сыном первого, также как и Архелай, которого Матфей называет наследником царства в Иудее после смерти отца; также как и Филипп, которого Лука называет братом четвертовластника Ирода и в то же время – четвертовластником Итуреи; а тот Ирод, который искал души младенца Христа, был царем; второй же Ирод, его сын, назван не царем, а четвертовластником (тетрархом), каковым словом обозначается поставленный над четвертой частью царства. Глава VIII

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Видел я нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету». Бывают телесно нищие, но сребролюбивые. Бедный сребролюбивый человек может к иголке быть привязан больше, чем богач к миллиону. Сребролюбие не зависит от количества денег, а зависит от отношения. Нищета телесная дана Богом во спасение и для свободы. Научитесь благодарить Бога за все, и вам будет легче. «Монах, любящий деньги, чужд лености; он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст ( 2Фес. 3:10 ); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною ( Деян. 20:34 )». Сребролюбивый человек бывает иногда трудолюбцем, он осуждает всех, кто не работает. Такой человек в итоге становится жестокосердным и гибнет. Приобретение нестяжания «Кто в ней [борьбе с сребролюбием] одержал победу, тот или любовь Божию приобрел, или отсек суетные попечения». Чтобы победить сребролюбие, необходимо приобрести добродетель – нестяжание. Как это сделать? Существуют, прежде всего, внешние действия, направленные на развитие этой добродетели. Во-первых, это установленный обязательный лимит милостыни. В Ветхом Завете Бог установил правило десятины: «Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев. 27:30 ). Этот закон был дан для того, чтобы человек понимал, что все, что он имеет, принадлежит Богу. Господь подтверждает закон десятины и в Евангелии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ); «но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Лк. 11:42 ). Фарисеи жертвовали до половины своего имущества, десятину на храм, десятину на нищих и добровольные пожертвования, современный же человек должен сам решить, какую-то часть отдавать Богу (через нищих и через Церковь ). Здесь важно не число, а некая мера. И человек постепенно придет к нестяжательности, у него будет прибавляться добро. Здесь важно учить нестяжанию с детства: давать ребенку деньги, чтобы он сам давал нищим, тратил их на Церковь . С детства давая милостыню, ребенок приучается к милосердию. Приучение себя к внешней милостыне приводит к тому, что человек внутренне меняется и постепенно становится милосердным. Свойства нестяжательности

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010