11; Таргум на пророков. 1 Самуила 10. 6; 19. 20). Согласно иудейским толкованиям Иоиля (2. 28-32), Дух пророчества по причине грехов народа отошел от Израиля со времен последних пророков (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 65b; Тосефта, Сота 13. 3-4). Поэтому после вавилонского плена всякий, объявлявший себя пророком, подвергался наказанию (Зах 13. 2-6). Однако в последние времена, по предсказанию пророков (Иез 36. 26-27; 37. 12-14), Господь изольет Свой Дух на Израиль (Мидраш Хаггадоль на Бытие. 140), который тогда сможет познать Бога и Его волю (Таргум на пророков. Иез 36. 25-26; Вавилонский Талмуд, Берахот 31b-31a). Богословие ВЗ связывало «возвращение» в мир Духа Божия с приходом Мессии (ср.: Зах 12. 10). Прообраз Мессии усматривали в царе Давиде , обладавшем пророческим Духом и силой свыше (1 Цар 16. 13). Прор. Исаия предрекает приход Помазанника, подобного Давиду («отрасли от корня Иесеева»), наделенного Духом премудрости, разума и силы (Ис 11. 1-4). Мессианские ожидания, проявляющиеся в евр. апокалиптической лит-ре, становятся особенно интенсивными к нач. I в. по Р. Х. (1 Енох 49. 2-3; 62. 1-2); именно в это время распространяется интерпретация пророчества Мал 4. 5 о приходе Предтечи Мессии в образе прор. Илии вместе с др. «духоносными» людьми - предвестниками нового эона, когда Дух Божий будет дан всему человечеству (Таргум на пророков. Иоиль 2. 28-29). II. Учение о Св. Духе в синоптических Евангелиях. В совр. библеистике принято считать, что Евангелия расходятся в интерпретации действий Св. Духа, причем различия отмечаются не только между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна, но и между синоптическими Евангелиями, особенно Евангелиями от Матфея и от Луки. Нек-рые исследователи полагают, что в Евангелии от Луки присутствует преимущественно ветхозаветное понимание Духа: Он действует только как «пророческий Дух», вдохновляя на пророчество, давая откровение, премудрость, но при этом не являясь источником чудотворений и исцелений ( Schweizer. 1969; Haya-Prats.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Писания, особенно беседы Святого Златоуста, а из этих особенно беседы на Евангелие от Матфея, также на книгу Бытия. Кроме того, у Отцов Церкви есть множество историко-характеристических Слов на отдельные предметы: укажем на некоторые. Св. Григория Назианзена: 1) Слово надгробное в похвалу Кесария, брата своего; 2) Слово надгробное в похвалу сестры своей Горгонии; 3) Слово на кончину отца своего Григория; 4) Похвальное слово Василию Великому ; 5) Слово на Афанасия Великого , Архиепископа Александрийского; 6) на память Святых мучеников Маккавеев; 7) Слово в похвалу Ирона, Философа Александрийского; 8) Обличительное Слово на Иулиана – отступника первое; 9) Обличительное Слово на Иулиана второе и проч. Св. Василия Великого: 10) Слово на Св. муч. Иулиту; 11) Слово на Св. мученика Варлаама; 12) Слово на Гордия мученика; 13) Слово на Сорок Мучеников; 14) Слово на Св. мученика Маманта. Св. Григория Нисского: 15) Похвальное Слово брату своему Василию Великому ; 16, 17:18) Слова на Сорок Мучеников; 19) Слово о жизни Св. Григория Чудотворца ; 20) Похвальное Слово Св. мученику Феодору; 21) Похвальное Слово Св. Ефрему Сирину ; 22) Надгробное Слово Пульхерии Царевне, дочери Императора Феодосия Великого; 23) Надгробное Слово Флакилле Императрице, супруге Феодосия Великого; 24) Слово на Стефана первомученика. Св. Амвросия Медиоланского: 25) Надгробное Слово Императору Феодосию Великому; 26) Надгробное Слово на смерть Валентиниана младшего Императора; 27) Надгробное Слово брату своему Сатиру. Св. Иоанна Златоуста: 28, 29:30) Слова в похвалу Св. Апостола Павла (напеч. в Христиан. чтен.); 31) Слово о Давиде и Сауле; 32, 33:34) Слова о молитве Анны, матери пророка Самуила; 35) Слово о терпении и страдании Иова; 36) Слово об Авеле и Каине; 37) все слова в похвалу мучеников и святых, также некоторые на праздники Господские: Рождество, Крещение, Пятидесятницу и проч. Из отечественных проповедников можно представить в образец многие Слова Св. Дмитрия Ростовского на памяти Святых; Феофана Прокоповича похвальные и надгробные Слова; Платона поучения на памяти Святых и Высокоторжественные дни; Преосвященного Филарета, Гедеона Криновского на те же случаи; Иннокентия Пензенского ; светлую седмицу и множество других Слов и бесед на праздники Святых, храмовые праздники, дни торжественные и Высокоторжественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Авторская программа Владимира Легойды «Парсуна»: архимандрит Симеон (Томачинский) Источник: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Гость программы: архимандрит Симеон (Томачинский) — ректор Курской духовной семинарии.      Рейтинг: 10 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии 29 июля 2019, 17:11 Иоанна_, вы начали с вопроса, требуется ли современному монаху после пострига прервать все связи в миру. Но пострига не принимала мать! А по-вашему ее надо принудить прервать отношения с сыном. Читала у кого-то из монашествующих, что, когда ему приходилось отлучаться из монастыря, он ни разу не возвращался в обитель в том же состоянии. Ну да мало ли в жизни искушений?! И я привела пример, что выходы в мир могут даже укрепить в выборе поприща. Возвращаясь к приведенной цитате: блжж. Августин и Моника были только в поле зрения друг друга, а общался Августин с Небридием. И " Исповедь " написана в зрелом возрасте, когда всему дается должная оценка, а 20-летний сын от матери бежал. Иоанна_ 29 июля 2019, 10:22 Не думаю, что кто-то идёт в монастырь из-за любви к мужской компании, а если так, то такая мотивация неправильная. Речь о другом, о том, что принимая постриг или вступая в брак, человек и в том, и в другом случае принимает на себя ряд ограничений, причём делает это добровольно. Если эти ограничения кажутся ему слишком жёсткими, тогда зачем вообще в это ввязываться и тем самым обесценивать свой собственный выбор? 28 июля 2019, 01:33 Иоанна_, и у меня тоже есть кое-какие наблюдения. Я шесть лет служила в ВДВ, правда, вольнонаемной. И говорю Вам, есть офицеры, которые любят мужской коллектив, жизнь в казарме, армейский спорт. Один-два раза в месяц они берут увольнение в город и потом от борщей и канареек в казарму бегут бегом. Герою программы Вы делаете замечание, конечно, имея в виду стихи 37-38 главы 10 Евангелия от Матфея. Но ведь в Евангелии нет специальных статей для монахов и специальных - для мирян (цитата из интервью). У Вас-то, у семейной женщин, все в порядке с приоритетами? Быть благочестивым мирянином легче? Меньше ответственности? Нет, не легче и не меньше.

http://pravoslavie.ru/122608.html

30). Ответ на него дается в эсхатологической перспективе: праведники и грешники получат воздаяние на Страшном Суде (3 Езд 5. 42). При этом о восстановлении И. и храма в исторической перспективе речь не идет. В Новом Завете И. упоминается 140 раз (из них 67 в Евангелиях, но ни разу в Соборных Посланиях). Название города передается по-гречески в 2 формах - Ιερουσαλμ и Ιεροσλυμα (последняя эллинизированная). В евангельской традиции происходит развитие ветхозаветного образа И. В Евангелии от Матфея, как и у пророков, И. предстает, с одной стороны, «святым городом» (Мф 4. 5; 27. 53), именем к-рого запрещено приносить клятвы, потому что это «город великого Царя» (Мф 5. 35); с др. стороны, городом, отвергающим Бога и Его Мессию. Поэтому предсказанное пророками пришествие Господа в город и храм (Зах 9. 9; ср.: Мф 21. 5) приводит не к прославлению земного И., а к его осуждению: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23. 37-38). Пришедший Мессия выше храма (Мф 12. 6), к-рый будет разрушен до основания (Мф 24. 2). Наибольшее внимание И. уделяется в Евангелии от Луки, к-рое начинается и завершается событиями, связанными с этим городом. В этом тексте содержится 4 пророчества о судьбе города (Лк 13. 34-35; 19. 41-44; 21. 20-24; 23. 27-31). Хотя И. предстает как город, убивающий пророков («...не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» - Лк 13. 33), именно от И. начнется спасение всего мира (Лк 24. 47; Деян 1. 8), после того как там произойдет предсказанное Иоилем (Иоил 2. 28-29) излияние Св. Духа (Лк 24. 49; ср.: Деян 1. 4, 8; 2. 3-4). В Евангелии от Иоанна И. часто упоминается только в первых 12 главах. Пророчество Христа о разрушении храма евангелист объясняет как относящееся не к земному храму, а к предсказанию Страстей Христовых (Ин 2. 21). В Ин 4. 20-23 приводятся слова Спасителя о том, что поклонение Богу будет совершаться не только в И. В Послании к Галатам «нынешний Иерусалим» противопоставляется «вышнему», являющемуся матерью всех христиан (Гал 4. 25-26). Земной И. лишается наследства (обетований Божиих), к-рое передается детям «вышнего Иерусалима» (Гал 4. 26). Эта же тема встречается в Послании к Филиппийцам («Наше... жительство - на небесах...» - Флп 3. 20). В Послании к Евреям говорится о небесном И., «граде Бога живого», где обитают ангелы и пребывает торжествующая Церковь (Евр 12. 22-23). Этот небесный город построен Богом и уготован всем праведникам (Евр 11. 10-16). Поэтому все христиане не являются гражданами к.-л. земного города, но стремятся к «будущему» граду (Евр 13. 14).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Согласно одной из теорий во времена Иисуса было две Вифсадиы: одна – та, которую Филипп переименовал в Юлиаду (что не мешало евреям называть ее прежним именем), другая – расположенная в ином месте на берегу Галилейского озера. Евангелист Иоанн помещает Вифсаиду в Галилее ( Ин. 12:21 ), что может интерпретироваться либо как «неформальное географическое описание, не учитывающее административного деления» 30 , либо как указание на другой поселок с таким именем, расположенный в Галилее. Тот факт, что Петр говорил с галилейским акцентом, подтверждает его галилейское происхождение ( Мф. 26:69–73 ). Упоминаемый в Евангелиях «дом Петров» ( Мф. 8:14 ), он же «дом Симона и Андрея» ( Мк. 1:29 ), он же «дом Симона» ( Лк. 4:38 ), находился, судя по всему, в Капернауме, недалеко от синагоги. Это может означать, что Петр, родившийся в Вифсаиде, ко времени своего призвания на апостольское служение переехал в Капернаум 31 . Род занятий О Петре и его брате в Евангелиях от Матфея и от Марка говорится, что они «были рыболовы» ( Мф. 4:18 ; Мк. 1:16 ). Эта информация косвенно подтверждается Лукой и Иоанном в рассказах о чудесном лове рыбы ( Лк. 5:3–10 ; Ин. 21:1–8 ). Для коренных жителей рыбацкого поселка такой род занятий был наиболее естественным. Можно предположить, что и отец, и дед, и прадед будущего апостола были рыбаками, поскольку в Палестине времен Иисуса профессия, как правило, передавалась по наследству. Рыба в Палестине была основным видом животной пищи, рыбная ловля – одним из важнейших видов промысла, а Галилейское озеро, называемое в Евангелиях также Геннисаретским или Тивериадским, – главным резервуаром пресной воды. Рыбу ловили с лодок, закидывая в озеро сети ( Мф. 4:18–22 ; Мк. 1:16–20 ; Лк. 5:1–4 ; Ин. 21:3–6 ). Ловили не только днем, но и ночью ( Лк. 5:5 ; Ин. 21:3 ), не только в штиль, но и в бурю, которая могла начаться неожиданно ( Мф. 8:24 ; Мк. 4:37 ; Лк. 8:23 ) и застать рыбаков врасплох. После того как ловля была окончена, сеть вытаскивали на берег, и рыбу сортировали, оставляя ту, которая нужна, и выбрасывая непригодную ( Мф. 13:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

23 Кирилл Иерусалимский , свт . Слова огласительные. 18, §18. СПб. С. 228. 24 Иоанн Златоуст, свт . Толкование на евангелиста Матфея 26. 26–28 //Творения. СПб., 1911. Т. 7. С. 822. 25 Макарий Египетский , прп . Духовные слова и послания. Слово 18, 6 (1). М., 2002. С. 588–589. 26 Иногда плотью называется тело, иногда – тело и низшая часть души человека, общая с животными – в отличие от его духа. Здесь речь идёт о плоти во втором значении. Плотью также именуется греховное состояние человека (см. Быт. 6, 3 ). 27 Максим Исповедник, прп . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 42//Творения. М.: Мартис, 1993. Кн. II. С. 111. 28 Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение православной веры. СПб., 1994. Гл. ХХ. С. 185. 29 Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1865. Ч. VII. С. 522. 30 Иерофей (Влахос), митр . Жизнь после смерти. М., 2008. С. 28. 31 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека//Творения. М., 1861. Ч. I. С. 99. 32 Кирилл Александрийский, свт . Толкование на Рим. 5, 18 . Цит. по: Мейендорф Иоанн , прот . Введение в изучение: Жизнь и труды Григория Паламы . СПб., 1997. 33 Макарий Московский , митр . Православно-догматическое богословие. СПб., 1895. Т. 2. С. 538. 34 Капра Ф. Дао физики. СПб.: Орис, 1994. С. 130. 35 Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. Соб. 5е//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. § 85. С. 55. 36 Серафим (Роуз), иером . Душа после смерти. М., 1991. С. 206. 37 Инославные: неправославные христианские конфессии (католицизм, различные ветви протестантизма и т.д.). 38 Слово на исход души. Следованная Псалтирь. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 457. 39 Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. СПб., 1905. Т. 4. С. 378. 40 По древнегреческому мифу, провинившемуся царю Танталу боги определили вечно стоять по шею в воде под ветвями с прекрасными плодами. Но он не мог удовлетворить ни голода, ни жажды: как только он нагибался, чтобы пить, вода опускалась; когда поднимал руки, чтобы сорвать плод, ветви поднимались.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Господь наш Иисус Христос в Новозаветном Откровении прямо именуется человеком – νθρωπον, νδρα ( 1Тим. 2:5 ; Деян. 17:31 ; Ин. 8:40 ; Рим. 5:15,19 ; 1Кор. 15:21 ), вторым Адамом ( 1Кор. 15:45 ; Рим. 5:14 ), люди являются братьями Его ( Евр. 2:11–14 ). Новозаветное Писание исторически ясно и достаточно подробно описывает рождение Христа, показывая, что Он был Сыном Девы Марии ( Мф. 1:18–25 ; Лк. 1:31,42; 2:5,7 ; 1Ин. 4:2 ). В Евангелиях от Матфея (1 гл.) и Луки (3 гл.) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, с указанием Его предков по плоти. Спаситель принял естество не ангельское, но человеческое: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2:16 ). Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии человеком и Сыном человеческим ( Ин. 8:40 ; Мф. 8:20 и др.). Само выражение «Сын человеческий» – это мессианское наименование, восходящее к ветхозаветной книге пророка Даниила – применительно ко Христу упоминается в Священном Писании Нового Завета около 80 раз. Апостол Павел говорит, что Господь воспринял образ раба, подобие человека, однако это не является указанием на призрачность человечества во Христе, но означает добровольное лишение славы, приличной Сыну Божию, как св. Павел это сам изъяснил в Послании к Филипийцам (2:6–8). Божественное Откровение ясно говорит о истинном теле Иисуса Христа – σρξ или σρξ κα ιμα ( Рим. 1:3 ; Лк. 24:39 ; Евр. 2:14 ; Мф. 2:24 ), что оно было воспринято от Девы Марии ( Мф. 1:18–25 ), как человек, имеющий реальное тело, Он был обрезан по закону Моисееву ( Лк. 2:21 ), возрастал ( Лк. 2:42,52; 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф. 4:2; 21:18 ), вкушал пищу ( Лк. 4:2; 5:29 ; Ин. 2:2; 12:2 ), подвергался утомлению ( Ин. 4:6 ), спал ( Лк. 8:23 ), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем ( Ин. 19:17–18,34 ). Он умер и был погребен ( Лк. 23:52 ). Священное Писание определенно говорит о человеческой душе Господа: о Его душевной радости ( Ин. 11:15,41 ), о действии воли ( Ин. 2:13 ; Мф. 11:21 ; Лк. 22:42 ; Флп. 2:8 ), о душевных страданиях перед крестной смертью ( Мф. 26:37–50 ; Лк. 22:40–44 ). Прямо говорится о душе Господа и о предании ее Богу в мгновение смерти ( Лк. 23:46 ; Мф. 26:38 ; Ин. 10:15,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

Все. Ура! Ура! Ура! Александр! Примечания Используемое выражение означает ссылку в Сибирь. 2 Направление ( франц. direction). 3 Ваше высочество (франц.) . 4 Государь (франц.) . 5 Здравствуй, Цезарь [император], идущие на смерть [гладиаторы] приветствуют тебя! (лат.) 6 Опера «Орфей и Эвридика» – композитор К. Глюк (1714–1787), впервые поставлена в России в 1782 г. 7 Вы слишком любезны, ваше высочество! (франц.) 8 …Свободен Рим. Сего довольно. Вознесем хвалу богам (франц.) . Имею честь приветствовать вас, сударыня, ваше высочество! (франц.) 10 Хорошо смеется тот, кто смеется последним (франц.). 11 Замолчите, ваше высочество. Это неприлично (франц.) . 12 Фридрих Месмер (2-я пол. XVIII b.) – австрийский врач, создатель теории «животного магнетизма». 13 Неведомое так увлекательно! (франц.) 14 Героиня одноименной поэмы И. Ф. Богдановича (1744–1803) 15 Но, Господи, Твоя воля, мой дорогой (нем.). 16 Ваш разговор, сударыня, кажется мне весьма оживленным (франц.) 17 Но, Паульхен, дорогой Паульхен (нем.). 18 Так перепутаны (нем.). 19 Когда, отправляясь в далекий путь, Марго складывала вещи, Деревенские колокола Дали мне урок: Дин-ди, дин-дон (франц.) Россия и Франция, находясь на двух краях мира, созданы для того, чтобы ими владеть (франц.) . 21 Идущий, шествующий (церковнослав.) . 22 Евангелие от Матфея, XXI, 9. 23 К вящей славе Божией (лат.) – девиз ордена иезуитов. 24 Это неприлично (франц.) . 25 Граф Калиостро (наст. имя Джузеппе Бальзамо ; 1743–1795) – итальянский авантюрист, мистик, чародей, шарлатан. 26 Мелхиседек – «царь Салимский, священник Бога Всевышнего» (Бытие, XIV, 18–20). 27 Господи Иисусе! (нем.) 28 Дорогой мой (нем.). 29 От нем. Subalternoffizier – младший офицер. 30 «Петр сказал Ему [Христу]: Господи!.. Я душу свою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Когда же Христа взяли под стражу, Петр отрекся, «и тотчас запел петух» (Евангелие от Иоанна, XIII, 37, 38; XVIII, 25–27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762. 88 Ин. 4:24. 89 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А. 90 1 Кор. 6:15. 91 Ср.: 2 Петр. 1: 4. 92 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» (αθυπστατος), как у Паламы, но «воипостасная» (νυπστατος). 93 Т. е. Савеллий говорил, что в Боге есть лишь сущность, которая в разных случаях называется Отцом, Сыном и Святым Духом. 94 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141А. 95 См.: Григорий Богослов, Επιστολ 101, PG 37, 192В 96 2 Петр. 2:10, 2:14. 97 Т. е. древнегреческому. 98 Анагирис — зловонный кустарник Anagyris foetida из семейства мотыльковых, запах листьев и вкус плодов которого вызывает сильную тошноту. От этого произошла античная поговорка: «не шевели анагирис». 99 Константинополя. 100 См.: Беседы на Евангелие от Матфея, 58, 3, PG 58, 562. 101 2 Кор. 6:16. 102 Аэтий (ум. в 367 г.) — еретик; был последовательно рабом, странствующим слесарем, золотых дел мастером, врачом, сапожником, богословом и, наконец, учителем новой церкви. Был представителем наиболее распространенной фракции внутри арианской партии; учил, что Сын не подобен Отцу — ανμοιος, иной сущности — ξ τρας ουσας, сотворен из ничего — ξ ουκ ντων, вследствие чего его приверженцев называли аномианами, этерусианами или эксуконтианами. Они назывались также евномианами, по имени Евномия, ученика и друга Аэтия. 103 Евтихий — основатель христологической ереси евтихиан. По его учению, во Христе все человеческое было полностью поглощено божественным, и потому Христос имел лишь кажущуюся плоть. Эта ересь была осуждена Константинопольским «домашним» собором 448 г. под председательством Флавиана, патриарха Константинопольского, а Евтихий, бывший архимандритом одного из монастырей, низложен. 104 Диоскор — патриарх Александрийский, преемник по кафедре свт. Кирилла, поддержавший Евтихия. Председательствовал на Эфесском «разбойничьем» соборе 449 г., оправдавшем Евтихия и осудившем св. Флавиана. На Четвертом Вселенском соборе в Халкидоне, в 451 г. Диоскор был осужден — формально только лишь за насилие, примененное им во время «разбойничьего» собора в Эфесе в отношении православных оппонентов. Затем он был сослан в Пафлагонию, в Гангры, где и умер в 464 г. 105

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Fiat mihi secundum verbum tuum» (с. …) («Да последую слову твоему») Польский текст стихотворной загадки и ответ на нее (по списку ЦГАДА, л. 114), а также их перевод на современный русский язык печатаются впервые. Заглавие произведения представляет собой цитату из текста благовещенской службы. Raj (с. …) (Рай) Польский текст (по списку ГИМ, Синод, собр. 731, л. 128 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 Лот – племянник Авраама. За свое благочестие Лот с семьею был выведен ангелами из Содома, который вскоре вместе с городом Гоморрой был обращен в груду пепла и развалин (Бытие, 19:1–29). О нисхождении Лота в подземное царство повествует апокрифическое «Слово о кресте честне и о двою разбойничю» (известное также как «Сказание о райском древе и Сифе»), приписываемое Григорию Богослову (см.: Книга Никодима... СПб., 1912. С. 19–20). «Illum oportet crescere те autem minui» (с. …) (Тому следует возвышать меня, а не умалять) Стихотворение представляет собой интерпретацию на тему из первой главы Евангелий от Луки и от Иоанна. Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 112 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 Иоанн – Иоанн Креститель (Предтеча), сын Захарии и Елисаветы, родившийся, как и Христос, по благовещении архангела Гавриила (Лук, 1:8–25). 2 ...возрастать аж до неба… – пересказ слов Иоанна Предтечи о Иисусе Христе: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоанн, 3:30). 3 Иродом был обезглавлен… – еврейский историк Иосиф Флавий (37–ок. 100 гг. н. э.) пишет в «Иудейских древностях» (18:5, 2), что Иоанн Креститель был казнен по приказу правителя Галилеи Ирода Антипы (см. также: Матф., 14, 6–12). «Usty mie chwal, a serce ich daleko ode mnie!» (c. …) (Устами меня хвалят, а сердце их далеко от меня!) Польский текст стихотворения опубликован в книге: R. uny. Pisarze krgu Akademii Kijowsko-Mohylaskiej a literatura polska.., s. 147. Его перевод (сверенный по списку ЦГАДА, л. 137) на современный русский язык печатается впервые. Заглавие данного произведения представляет собой слова пророка Исайи, повторенные в Евангелии от Матфея (гл. 15:8).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010