Цель настоящей книги – противодействовать злому духу нашего времени, который проповедует безбожие, грубый материализм и нечестие. Его гибельное дыхание, начинаясь из Парижа, как современного очага неверия и нечестия, мало-помалу охватывает все страны мира и хотя еще не в ясных, но грозных знамениях сказывается уже и в России. Если бы по прочтении этой книги читатель приобрел живое, глубокое и сердечное убеждение в бытии духовного мира, если бы благодаря нашей книге он пришел к более истинному и даже более радостному воззрению на мир и жизнь человека, которая вся проходит под воздействием божественного Промысла и бесплотных хранителей людей – св. ангелов хранителей; если бы он из нашей книги почерпнул иное направление, вносящее в сферу мышления свет истинного знания, в сердце – мир и радость при представлении будущей посмертной жизни человека во свете блаженства со Христом, в область воли – мужество в несчастиях, бодрость в деятельности, терпение в скорбях и смиренную покорность божественному Провидению – направление, согласное с учением православной Церкви и, таким образом, прямо противоположное гибельному и разрушительному духу нашего времени, вносящему в умы, сердца и волю своих поклонников умственный мрак, безысходную тоску и отчаяние, заканчивающееся иногда самоубийством, животную разнузданность в нравах и готовность к самым злым проявлениям извращенной воли, ко всяким преступлениям, – то составитель, прося у него о себе святых молитв, счел бы труд свой вполне достигшим намеченной цели. Прот. Г. Дьяченко 1900 г. июня 1 дня О духе нашего времени Чтобы наши суждения о духе нашего времени не были голословными, мы приведем здесь несколько фактов, подтверждающих нашу мысль. Мы сделаем беглый очерк состояния религиозного просвещения нашего времени, который покажет нам, до какого упадка дошла религия в некоторых странах Европы, преимущественно на западе, и какое ложное направление приняла наука, превратившись в грубый, отрицающий все сверхчувственное материализм. I. Обращаясь к периодическим современным изданиям, нельзя не отметить, прежде всего, большого упадка религиозной веры в Бога в наше время.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Эти слова Господни дают нам основание верить, что служение Ангелов Хранителей наших простирается и на последние минуты нашей жизни, и за пределы настоящей жизни. Что Ангелы Хранители присутствуют при разлучении души с телом, о сем много сказаний представляет история кончины благочестивых и грешных людей. Св. Кирилл Александрийский в слове на исход души говорит: «Душа поддерживается св. Ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие. Ангел старается защитить ее от злых духов и, наконец, проводит к Господу Богу перед страшный Престол Его». Зная, что Ангелы Хранители постоянно пребывают с нами, и что они ближайшие и всегдашние свидетели нашей жизни, мы должны соблюдать осторожность, чтобы не только в действиях, но и в словах и в мыслях не оскорбить их и через то не удалить их от себя. В случае же грехопадения поспешим скорым и искренним покаянием привлечь к себе небесных хранителей наших и помощников, чтобы обрадовать не только их, но и всех прочих Ангелов на небеси, радующихся о едином грешнике кающемся ( Лк.15:10 ). (Прот. Григорий Дьяченко ). Б. Ангелы не вещественны. Посмотрите, что говорит св. Дамаскин об Ангелах, и вы согласитесь, что ни под каким видом нельзя в нем предполагать мысль о вещественности ангельского естества. Послушайте, например, о том, как св. Дамаскин объясняет взаимное общение между собою Ангелов. «Ангелы, – говорит он, – суть светы мысленные, вторые от первого и Безначального Света имеющие просвещение, не нуждающиеся в языке и слухе, но без произносимого языком слова передающие друг другу свои помышления и желания» (Кн. 2, гл. 3). Какая тут вещественность? Если бы св. Дамаскин признавал их вещественными, он сказал бы, что Ангелы имеют язык, очи и прочие члены, видят друг друга, беседуют дуг с другом, друг друга посещают. Если св. Дамаскин ничего такого не допускает, а, напротив, взаимное общение Ангелов объясняет духовным, мысленным образом, то очевидно, что он не признает Ангелов вещественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В заключение просим своих читателей и особенно критиков не слишком строго относиться к нашему труду. В нём мы желали в возможной полноте и стройности дать, по возможности, критически обработанные материалы по экспериментальной психологии и естественнонаучной апологетике в отношении к вопросу о бытии души и духовного мира. Думается, что они обработаны настолько, насколько это необходимо для книги, которую можно с интересом и пользой читать. Думается также и то, что там, где нужно, составителем сделано надлежащее освещение этих материалов с точки зрения христианского мировоззрения, а также и те выводы, которые можно сделать из них для укрепления нашей христианской веры, нашего упования на загробную жизнь и нашей любви к ближним 1000 . Faciant meliora potentes. Прот. Г. Дьяченко . Список иностранных малопонятных слов и технических выражений, вошедших в настоящую книгу 1001 Абитуриент  – собственно: воспитанник, оканчивающий курс и оставляющий учебное заведение; здесь: выходец с того света, покойник. Абсолютный  – безусловный, совершенный; Абсолют – в метафизике – безотносительное; то, что лежит в основе мира; первая и основная истина. Абстракция  – отвлечение, представление отдельным свойства, которое на самом дел существует в природе только в связи с веществом; а6страктный – отвлечённый. Абсурд  – бессмыслица, нелепость. Автобиография  – собственноручное описание своей жизни. Автодиагноз  – исследование или определение (преимущественно болезни), произведённое самим заинтересованным в этом лицом. Автомат  – человек, действующий, как заведённая машина, без сознания и рассуждения. Авторитетный  – веский, убедительный; авторитет – мнение, решение знающего человека, принимаемое без проверки, на слово; убедительность, влияние. Автосомнанбула  – лицо, могущее засыпать сомнамбулическим сном по собственному произволу. Автохфоны  – самородные люди, возникшие, по мнению Эпикурейцев, из земли, подобно растениям. Агапа  – вечеря любви, общественный ужин у древних христиан в воспоминание последней (тайной) вечери Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Есть о чем подумать, чтобы первым избавиться от угрожающего им бедствия в вечности, а последним, – чтобы удостоиться ожидающего будущего блаженства. Внимайте же себе, богатые; не высокомудрствуйте и не превозноситесь своим богатством, уповайте не «на богатство погибающее, а на Бога жива» ( 1Тим.6:17 ), Который богатит и убожит ( 1Цар.2:7 ), подает сокровища, и отъемлет их; «не прилагайте... сердца» своего к богатству ( Пс.61:11 ), – пусть оно служит нам, а не вы ему. Помните, что богатым быть не безопасно, что многие из богатых христиан ради спасения души добровольно оставляли все свои сокровища и обрекали себя на терпение и нищету. Воздерживайтесь от имений неправедных, да и праведное употребляйте не на прихоти, веселости и мирские наслаждения, а на потребности необходимые, полезные и святые во славу Божию и в помощь нуждающимся своим собратьям, – вообще считайте себя только приставниками у даров Божиих, чтобы в будущей жизни не подвергнуться участи несчастного богатого, но за доброе распоряжение дарами Божиими, земными сокровищами получить вечное «сокровище на небеси» ( Мф.6:20 ). А вы, бедные, благословляйте Бога в жребии своем; Вас Господь поставил на самый прямой путь к Царству Небесному; умейте только сохранять себя на этом пути. Не унывайте, кольми паче не ропщите на свое состояние, покоряйтесь воле Промыслителя Бога, определяющего каждому свой жребий; уповайте на Его беспредельную благость и во всяком случае ожидайте от Него утешения и помощи, живите честным трудом и не завидуйте богатству других, чтобы после временных бедствий не подвергнуться вечному мучению, а, напротив, за терпение и скорби наследовать то же место блаженного покоя и сладости, в котором пребывает известный евангельский нищий Лазарь. Вся строяй к нашему спасению, Боже наш, слава Тебе! (Сост. по «Сеятелю благочестия» прот. Нордова). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии/сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Юноша матрос отправлялся в мореплавание, но когда он сел в лодку, то заметил, что у его матери струились по лицу слезы; – Несите назад мои вещи, – сказал он, – я не хочу ехать и горем убить мою мать. – Георгий, – воскликнула его мать, – Бог благословляет детей, почитающих своих родителей, и я верю, что Он благословит тебя. Этот юноша был Георгий Вашингтон, знаменитый первый президент Соединенных Штатов Америки. Но, главным образом, обещание пятой заповеди относилось к народам, и история подтверждает его исполнение во всей силе. Краеугольным 87 камнем общественого блага считали камень семейного очага. Народ, производящий дурных сыновей, конечно, не будет иметь и хороших граждан. Семьи, лишенные любви, ускоряют разрушение общества и упадок народа. Для наглядности возьмем два древних народа. Почему в битве спартанский народ стоил десяти других греческих народов? Это происходило оттого, что спартанские юноши воспитывались в повиновении родителям. Когда спартанская мать подавала своему сыну щит с словами: «Возвратись с ним или на нем», ее слова делали его непобедимым. Когда спартанский юноша жаловался матери, что его меч слишком короток, то мать отвечала ему: «Увеличь его своею храбростию», и вооружала его тройным оружием. Покорные сыновья всегда отважные патриоты 88 ; и вследствие того, что почтение к родителям содержит в себе уважение к родине, произошло то, что триста спартанцев противостояли многочисленным персидским войскам при Фермопилах, и греческий поэт Симонид написал им эпитафию 89 : „Скажите Спарте те, кто мимо шли, Что долгу верные мы здесь легли». То же самое подтверждалось и в Риме в его лучшие дни. Неотразимое обаяние величия, возбуждавшее его войска к победам, зиждилось на отцовской власти. Обещание пятой заповеди вечно остается верным, и когда Греция и Рим стали взращивать тщеславных и своевольных сынов, следовавших лишь собственным желаниям, когда Греция дала порочных и изнеженных щеголей, каковых изображает Аристофан в одной из своих комедий; когда Рим произвел увешанных драгоценностями развратников, подобных Оттону, и матереубийц, подобных Нерону, – тогда Бог стал смывать их славу, как смывают с блюда приставшее к нему и, вымыв, опрокидывают (сост. прот. Г. Дьяченко по кн.: «Голос с Синая». Духовно-нравственные беседы по Ф.В. Ф-у. Спб.). 9. О том, как ужасно оскорблять родителей

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поистине, великая милость Божия явлена нам в чудесном спасении Царя нашего. Мысль наша страшится даже одного вопроса: что было бы с Россией, что было бы со всеми нами, если бы мы лишились своего царя и всего Его августейшего дома? Кто охранял бы тогда в нашей земле суд и правду и наблюдал бы за исполнением государственных законов, ибо историческими опытами дознано, что прекрасные законы оказываются мертвою буквою, если нет живой, верховной власти, наблюдающей за их исполнением? Кто отражал бы тогда внешних врагов России и подавлял бы внутренних, препятствующих мирному развитию родной страны на поприще наук, искусств, промышленности, торговли, нравственной жизни, словом, на поприще ее духовного и физического развития? (из слова прот. Гр. Дьяченко, напеч. в «Моск. Церк. Вед.» за 1890 г. в л. 44). 17. Самоотвержение на войне В числе наших моряков, ходивших в ночные поиски и вылазки под Севастополем, приобрел громадную славу лейтенант Бирюлев. Под начальством его произведено было семь вылазок. В особенности удачна была вылазка в ночь с 19-го на 20-е января 1855 года. В темную ненастную ночь отряд наш из 250 охотников подошел незаметно к завалам и с громким криком «ура» ударил на неприятеля. Завязался упорный рукопашный бой: ходили в штыки шесть раз; дрались прикладами, метали друг в друга камни. Здесь матрос Шевченко, сопровождавший во всех вылазках лейтенанта Бирюлева, явил особый пример самоотвержения. Когда наши охотники вытеснили неприятеля из траншей штыками, человек 15 из отступавших французов прицелились в Бирюлева. Тогда Шевченко, усмотрев, какой опасности подвергается его начальник, осенил себя крестом, заслонил собою Бирюлева и пал в защиту его, пораженный смертельно пулею (из разсказов Богдановича). 18. Учение слова Божия о почитании царя «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф. 22:21 ). Это – святейшая заповедь Самого Господа нашего И. Христа. Не сказал Господь: давайте, – разсуждает св. Златоуст, – а сказал: «отдавайте», ибо платить подать не значит просто давать, но отдавать должное, платить долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3 . «Не завидуй богатым и не скорби, что нет у тебя богатства, потому что оно нисколько не есть признак истинного счастья и довольства: «И чрез золото рекою слезы горькие текут», – сказал один поэт» («Дух. цв.»). 4 . «Земное счастие состоит не в обилии земных благ, а в довольстве и спокойствии духа, большею частию недоступном людям, наделенным избытком земных благ» (Виссарион, еписк. Костромской). 5 . «Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть» (св. Вас. Велик.). 6 . «Не воин Христов тот, кто жалуется на жребий свой» (Авва Пимен). 7 . «Ты улыбаешься, смотря на то, как дитя хочет казаться великаном: осмотрись: не более ли смешон ты, когда недоволен своим состоянием?» (Филарет, митроп. Московский; сн. кн. прот. Гр. Дьяченко: «Уроки и примеры христ. надежды»). 13. Утешение против нищеты (Из творений св. Тихона Задонского : из его соч. «Об истинном христианстве», кн. 2, § 246). «Те христиане, кои терпят нищету и от той скучают, следующими разсуждениями могут себя утешать. 1) Как всякое другое бедствие, так нищета от Господа попускается на нас. «Благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть» ( Сир. 11:14 ) и на добрый конец посылается нам. 2) Нищетою человек от всех тех зол, которыми богатство окружается, удобно может освободиться. Гордость, скупость, роскошь и прочая сим подобная злая в нищете почти не имеют себе места; нищета бо смиряет всякого, и щедрым и роскошным быть нищему не от чего. При богатых сии христианские язвы находятся и тех сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится татей и хищников, которым богатство подвержено; тля нищеты не тлит, ни молие растлевают; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богатства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не попущает, яко же обычай есть богатым, но понуждает делать. «Нищета, – глаголет Златоуст, – не праздность, но трудолюбие раждает» – (Бес. 2-я на посл. к Ефес.). Видишь, скольких зол и бед нищета освобождает тебя! Да будет убо нищета твоя во утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености и прочих душевных зол, и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководствует к небеси. «Руководство некое, – глаголет Златоуст, – пути, ведущего к небеси, нищета, помазание страдальческое, обучение некое великое и чудное, пристанище благоотишное».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Христианская девица должна избегать роскоши в нарядах, что составляет общую слабость почти всех девиц. Надо довольствоваться тем, чем наградил Бог, а не придавать себе искусственную красоту. Лучшее украшение девицы и женщины вообще составляет, по апостолу, «не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» ( 1Пет. 3:3–4 ). Смысл слов святого апостола такой: главным предметом забот девицы должна быть не внешность, а «сокровенный сердца человек», т.е. душа, сокрытая в теле, сердце человека. Под «кротким и молчаливым духом» разумеется самообладание, которое состоит в том, чтобы ни на что не обижаться, никого не обижать, не давать воли языку, не празднословить, не осуждать, вести себя скромно и смиренно. Такое самообладание есть долг всякого христианина, особенно христианки. Ничто так не унижает женщину, как отсутствие кротости и скромности, бранчливость, придирчивость, болтливость, склонность к пустословию, к пересудам. Наконец, христианская девица должна вести знакомство только с хорошими подругами и избегать дурных знакомств. Мы знаем, что святая Евлалия читала своим подругам священные книги и объясняла прочитанное. Точно так же и теперь девицы-христианки должны в кругу своих подруг избегать лишних разговоров, песен, пляски, гаданья, игры в карты, ряженья. В настоящее время, с развитием просвещения, есть много девиц грамотных, много также и книжек хороших, духовно-нравственных. Значит, девицы могут в свободное время собираться вместе, читать хорошие книги и беседовать по поводу прочитанного: это будет занятием приятным, полезным и угодным Богу. Во многих местах теперь заведены воскресные чтения с туманными картинами. Прекрасно девицам посещать их вместо того, чтобы идти на улицу «водить хороводы», которые далеко не всегда безукоризненны, по суду благочестивых людей. 74. Завещание невесты Из книги «Доброе слово» прот. Г.Дьяченко Храмы Божии составляют драгоценное украшение нашей православной Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и проси попещись об нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть, она для тебя – дверь в лучшую жизнь. Ангел-хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. И будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои грехи, когда покаялась. Эту веру поживее восставь в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же, Господи, тебе мирный исход! День-другой, и мы за тобой. Скоро свидимся. Потому не тужи об остающихся. Прощай! Господь с тобою!» Как трогательно это письмо старца-святителя к его умирающей сестре! Каким спокойствием, какой крепкой верой, живой уверенностью в будущей блаженной жизни дышит оно! Будто старец провожает сестру в недальнюю путь-дорогу; путь этот не в неведомую страну: он ведет в дом Отчий, где ждут нас наши присные (близкие), прежде нас туда Богом позванные... Старец-святитель посылает всем им поклон и привет, просит их молитвенного попечения о себе. А любимой сестре желает мирного, доброго пути – христианской непостыдной кончины – и сам обещает не замедлить: «День-другой, и мы за тобой...» Вот как праведник-христианин смотрит на смерть. Вот как он провожает и дорогих сердцу в загробную жизнь. Не слышится ли в его словах победного слова: «Смерть! Где твое жало? Ад ! Где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Пусть же всякий из нас будет так же смотреть на смерть, как святитель Феофан, пусть он не страшится ее более, а с любовью принимает определение Божие о нашей кончине. 60. Таинственные сны и видения, удостоверяющие бытие загробной жизни Из книги «Из области таинственного» прот. Г.Дьяченко I Владимир Энгельгардт перед отправлением из Москвы в Архангельск по делам службы, 5 февраля 1858 года, письмом просил мать свою, жившую в Петербурге, благословить его на дальний путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Не знаю, точно ли они грешники, какими выставляет их общая молва; знаю одно, что я великий грешник пред Богом и человеками, первый из всех грешников. Если бы и Бог, и люди отвратились от меня, как я того заслуживаю – Боже мой, что было бы со мною? Но и Бог, и люди терпят меня – тягчайшего грешника; могу ли, смею ли я отвергать кого-либо из братий моих? Даже мое ли дело разбирать людей, кто грешен, кто не грешен, кто достоин моего знакомства, и кто недостоин? – Нет, брат, не суди, и не будешь осужден; милуй, и будешь помилован. (Из «Воскр. чт.»). 6. Мысли о смирении I. «Почему дерево чем выше растет, тем глубже пускает свои корни в землю? Оно, возносясь, смиряется, а смиряясь, возвышается; так должно поступать и тебе, христианин. Если ты возвышаешься преимуществами умственными или нравственными, естественными или благодатными, внешними или внутренними, – всегда и везде, тем более, смиряй себя: без глубоких корней смирения, ты никогда не будешь безопасен от нападения» («Воскр. чт.» V, 175). II. «Смирение есть непременная добродетель тварей; одному Богу подобает величие» (Иннок. архиеп. Херсон.). III. «Велик тот, кто чувствует свое ничтожество пред Богом» (Карамз.). IV. «Люби смирение: оно покроет все грехи твои» (Св. Ант. Вел.). V. «Тщетны труды того, кто вне смирения постится много и несет тяжкие подвиги» ( Авва Исаия ). VI. «Смирение так же важно для благочестия, как корень для растения, которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро его корень мертв» (Прот. И. Толмачев ). VII. «Много ли, мало ли ты сделал в своем звании во славу Божию, не возносись тем, но говори со смирением: не я потрудился, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). (Прот. П. Соколов). «Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: “Боже, милостив буди мне грешному!”, а когда исполнишь ее, скажи себе: “я раб неключимый, и сотворил только повеленное”» (Иеромон. Леонид). IX. «Хочешь ли быть великим? Будь меньше всех» ( Мк.9:35 ). (Св. Ефрем Сирин ). X. «Самая лучшая мера смирения – считать себя худшим из всех тварей» (Св. Димитр. Ростов.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010