Помолимтесь же все и каждый из нас, чтобы Господь взирал на нас, как на Своих дорогих детей. Дай нам чистое сердце, Господи, и подкрепи в нас дух правды. Обратимся, возлюбленные братия, к Иисусу Христу, чтобы Он простил нас за все наше прежнее отступничество от Него, чтобы подкрепил нас в настоящем нашем благочестивом решении, чтобы спас нас от заманчивого огня наших собственных страстей и ужасной лживости наших сердец. Будем искать всесильной помощи у Св. Духа, без которой ни в чем не успеем. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Пошли, Господи, нам, Твоим детям, это небесное блаженство, чтобы, следуя за Тобою с чистым сердцем и душою, мы могли лицезреть Тебя, и чтобы на нашем челе было начертано Твое святое имя. (Прот. Г. Дьяченко). Шестнадцатый день Св. евангелист Матфей (Иисус Христос привлекает к Себе всех) I. Cb. евангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т. е. сборщик податей, и был обращен Самим Иисусом Христом. Проходя по берегу озера Генисаретского, Господь увидел его, сидящего у сбора податей, и сказал ему: «Иди за Мною». Матфей радостно последовал за Господом и, собрав других мытарей, устроил в своем доме для Господа угощение. Когда гордые фарисеи стали говорить ученикам: «зачем Иисус Христос ест и пьет с мытарями и грешниками?», Господь сказал на это: «не здоровые нуждаются во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Матфей был в числе 12-ти учеников Господа. Чрез 8 лет по вознесении Господнем он написал Евангелие для иудеев, обратившихся ко Христу. О дальнейшей жизни св. Матфея по преданию известно, что он проповедовал в Мидии, Персии, Парвии и Индии. II. Иисус Христос несколькими словами, сказанными мытарю Матфею: «иди за Мной», привлек его к Себе и сделал его ближайшим Своим учеником. И мы не погрешим, если скажем, что Иисус Христос привлекает к Себе всех, если только привлекаемые не противятся зовущему их голосу. Он Сам сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12, 32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прот. Григорий Дьяченко о причинах происхождения семьи говорит: «Мужчина и женщина по природе влекутся друг к другу; потребность нравственного единения друг с другом, взаимной помощи, обмена мыслей, чувств и желаний, потребность продолжения рода побуждают мужчину и женщину заключать между собою супружеский союз. Что брак есть естественный союз двух полов, в этом легко убедится из первых двух глав книги Бытия. Первый человек Адам, хотя и щедро был наделен благами Божиими, однако не наслаждался вполне определенным ему блаженством, пока был один. Эти блага Божии не находили себе приложения, сочувствия. Его мысль искала другого мыслящего существа, его слово безответно и печально звучало в воздухе, его сердце, полное любви, не находило себе полного сочувствия. Конечно, он настолько был близок к Богу, что мог беседовать с Ним, мог и даже должен был любить Его; но Бог , ведь, высочайшее Существо; Он не мог быть доступен совершенно человеку – твари, не мог соответствовать уровню его стремлений. Не мог первый человек найти полного сочувствия себе и в ангелах, потому что и ангелы – высшие его существа, и притом – чисто духовные, тогда как он – существо духовно-телесное. Другие твари видимого мира по своей природе стояли ниже человека и потому не могли отвечать его стремлениям. Не хорошо быть человеку одному, сказал Господь, сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). И взял Господь у Адама взял время сна ребро, и создал из него жену, существо одной природы с мужем. Господь не вновь создал женщину, а сотворил ее уже из готового вещества – ребра Адамова, и создал после мужа только потому, что человек сам предварительно должен был сознать свою неполноту и необходимость восполнения своего существа. Поэтому Бытописатель, рассматривая в первой главе порядок творения, говорит наконец о сотворении человека, не забывая его двупольности: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). По создании жены, Адам тотчас же ощутил полноту жизни, коль скоро увидел ее: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть ( Быт. 2:23, 24 )» (125:393, 394).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Так Бог руководствует и каждого к наследию вечной жизни и славы нетленной; так бодрствует над каждым во все время жизни и на всех путях, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мере подвигов и трудов, – так, говорим, бодрствует над каждым, доколе представит его непорочным пред Собою во Христе Иисусе, удостоив славы вечной. «Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении», – говорит св. апостол (Флп. 11, 13). И в другом месте свидетельствует, что каждому из нас дана благодать, по мере дара Христова (Еф. 4, 7). Уверимся, братия, глубже в этой истине, напечатлеем ее в уме и в сердце, чтобы нам не быть невнимательными к Божию руководству, которое объемлет всех, и особенно служащих Богу и к Нему устремляющихся, и не оставляет никогда, но защищает, сохраняет, утешает, вразумляет и наставляет ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божия (2 Кор. 6, 1), но чтобы мы служили друг другу, каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божий (1 Петр. 4, 10). Что же остается нам делать, как не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всем святым Божиим, к Божию неизреченному смотрению и попечению о нас, которым Он объемлет всех и каждого на всех путях жизни, от утробы матерней, обновляя и освящая благодатно Всесвятаго Духа, которую мы приемлем в Таинствах св. Церкви? И, прилагая к этому все старание (2 Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всяком деле благом принося плод и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силой, под державой славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью (Кол. 1, 10). III. Этим путем шли к славе вечной все святые Божии. Этим путем достиг нетления и венца жизни угодник Божий Гурий; под святительским руководством его, и мы все, как духовные чада его, да стремимся к награде высшего звания Божия во Христе Иисусе, все почитая за сор, чтобы приобресть Христа (Флп. 3, 14, 8) и найтись в Нем неповинными всякого греха, оправданными и исполненными небесной доброты, и чтобы, наконец, быть участниками неизреченной славы Его со всеми избранными. Аминь. (Прот. Г. Дьяченко).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Таково славное недомыслимое для самих небесных сил ( 1Петр. 1, 12 ), заключение спасительной жизни на земле Господа нашего И. Христа. Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию 126 . (Извлеч. в сокращ. из «Евангельской истории о Боге-Слове», прот. П. Матвеевского . Спб. 1890 г., стр. 798 – 802). 11. Праздник пятидесятницы или сошествие Св. Духа на апостолов Св. Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесении Господнем. Это был день иудейского праздника пятидесятницы. Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались в месте для молитвы. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия и другие верующие. Всех верующих было около 120 человек. В девятом часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и все они исполнились Святого Духа, и всенародно стали проповедовать о величии Божием на разных языках. Невозможно изобразить, какую перемену произвело сошествие Св. Духа в сердцах апостолов: свет истины воссиял в самой глубине сердец их, и они вспомнили все слова Господа Иисуса Христа и уразумели их во всей их полности и глубине; в то же самое время они приобрели все силы, необходимые как для собственного их спасения, так и для распространения евангелия по всему миру; вдруг из простых мытарей и рыбарей сделались просвещеннейшим учителями вселенной и стали говорит на разных языках, никогда не учившись им прежде; вместе с духовным просветлением они приобрели бодрость и мужество идти с проповедию к народам, правителям и царям, и сделались готовыми положит за Господа самую жизнь свою. Между тем по случаю шума, происшедшего с неба над домом, где были апостолы, много иудеев собралось к ним и стали дивиться, что апостолы говорят на разных языках. Но св. апостол Петр объяснил собравшимся, что это произошло оттого, что они получили Духа Святого, Которого им обещал от Бога Отца Тот самый Иисус, Которого распяли и Который есть истинный Спаситель мира. «Он, говорил св. апостол, приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали: «что нам делать, мужие, братие?» Апостол Петр сказал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Изд.: Ежедневные поучения в слове Божием по руководству литургийных евангельских и апостольских чтений во дни воскресные, праздничные и седмичные (будние) всего года: В 3-х т. М., 1897; Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; Духовный мир: Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира: Добавление к кн. «Из области таинственного». М., 1900, 1992р; Из области таинственного: Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности: В 3-х ч. М., 1900; Праздничный отдых христианина: Собр. общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений: В 2-х ч. М., 1900; Искра Божия: Сб. рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христ. семье и школе для девочек среднего возраста. М., 1903; Практическая симфония для проповедников Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церк.-практ. истины. М., 1903, 1992р; Проповедническая энциклопедия: Спутник пастыря-проповедника. М., 1903; Полный православный энциклопедический словарь. СПб., 1913. М., 1997р. Лит.: Гулевич С. В. Ист. записка о 50-летии Московской 2-й гимназии (1835-1885). М., 1885; Живанович И. [Рец.]: Полный церковно-слав. словарь: Сост. Г. Дьяченко, свящ. М., 1899//БВ. 1900. Т. 2. Май. С. 147-157; И-н. К. [Истомин К.] Библиогр. заметка о кн. свящ. Г. Дьяченко под названием «Катихизические поучения»//ВиР. 1898. Т. 1. Ч. 1. С. 41-60; Савва (Тихомиров), архиеп. Автобиогр. записки//БВ. 1902. Т. 2. Ч. 5. С. 677-678, 690-691; Дьяченко Г. М., прот.//ПБЭ. Т. 5. С. 146-147; Дьяченко Г. М., прот.: Некролог//ПрибЦВед. 1903. 50. С. 1978-1980; Дьяченко Г. М.//ППБЭС. С. 807; Кочанжи С. Гомилетическое наследие прот. Г. Дьяченко: [Курс. раб.]/МДА. Серг. П., 1997. Ркп.; Шефова О. А. Жизнь и деятельность прот. Г. Дьяченко//Церковнославянский язык: История, исслед., преподавание: Мат-лы 1-й Междунар. науч. конф. 28-30 сент. 2004 г. М., 2005. С. 246-251. Свящ. Александр Берташ, А. А. Насеко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180769.html

Достаточно сказать, что два объемистых тома легко можно просмотреть с большим интересом в 4–6 дней. Изданы оба тома безукоризненно, печать крупная и четкая. За такой труд автор (не упоминая уже об его известном сочинении в 3-х томах: «Уроки и примеры») вполне заслуживает глубокой благодарности и непрестанных о себе молитв, чтобы Господь на многие лета сохранял здоровье таких дорогих тружеников. Бесспорно, что означенная книга о. Дьяченко отменно желательна для благочиннических библиотек, для библиотек духовных семинарий, а особенно желательна для возможно большего распространения в круге читателей, для которых она представит отличную книгу для назидательного чтения на каждый день года. VI. Воронежских Епархиальных Ведомостей за 1895 год помещен следующий отзыв о нашем труде. «При сложности современных пастырских обязанностей, даже опытные проповедники не всегда и не на всякий случай готовы сказать дельное поучение. И вот тут то поучения нашего автора могут оказать пастырю незаменимую услугу. Нет христианской добродетели, о которой он не нашел бы в «Круге» о. Дьяченко соответствующего поучения. Поиски облегчает алфавитный указатель. В подходящем поучении указаны главные мысли, подобраны существенные доказательства, в житии дан пример, в заключении – обобщение. Видоизменяйте сообразно с вашим вкусом распорядок мыслей, облекайте их в привычные вам фразы, воодушевляйтесь свойственными вам и приличными случаю чувствованиями, – все это ваше личное дело, но все существенное вам дано в стройном виде. Как пособие для составления собственных проповедей «Круга поучений» о. Дьяченко есть прекрасное дополнение к известному классическому труду прот. Толмачева. Последний в своем «Собеседовательном богословии» дал нам образцовые планы проповедей на разнообразные темы из дневных апостольских и евангельских чтений; о. Дьяченко уясняет христианское веро– и нравоучение примерами из житии святых и событиями праздников. Прот. Толмачев дает проповеднику материал из св. Писания, о. Дьяченко – практические нужды из христианской жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Проповедь назидательна, когда она черпает содержание из св. Писания, но убедительной и животворной бывает только тогда, когда вытекает из глубины верующего и любящего сердца и украшается достоподражаемыми примерами христианской жизни из богатой сокровищницы церковной истории и патрологии. Таким образом труды прот. Толмачева и о. Дьяченко взаимно пополняются и, как пособие для составления самостоятельных проповеднических опытов, должны быть настольными у каждого пастыря церкви. Не менее полезен «Круг поучении» о. Гр. Дьяченко и для ведения внебогослужебных собеседований. Если в проповеди с церковной кафедры изустная речь желательна, то во внебогослужебных собеседованиях она необходима. В собеседованиях должен быть определенный план в расположении основных вопросов, подлежащих обсуждению, но не могут быть предусмотрены подробности в развитии их. В точном смысле собеседования предполагают не только речь оратора, но и вопросы слушателей. И нужно быть очень опытным и находчивым проповедником, чтобы на всякий, иногда совершенно неожиданный, вопрос дать удовлетворительный ответ и не уклониться в сторону от главной темы беседы. Поучения о. Дьяченко не стесняют нас формой речи, но зато дают обильный материал, расположенный в определенном порядке. Недостает чего-либо в одном поучении, можно подыскать другое, сродное по духу с первым, и пополнить им недостающее. Собеседования не всегда могут быть заранее приурочены к определенным дням. Время ведения их часто зависит от случайных причин. «Круг поучений» о. Дьяченко и в этом отношении незаменим: в нем на каждый день в году есть подходящее поучение. Собеседования ведутся по преимуществу с простым народом, который любит и понимает речь образную, конкретную. Лучшее и убедительнейшее доказательство для него – пример, взятый из живой действительности. А такими примерами и богаты поучения о Дьяченко. Не все поучения в «Круге» нашего автора одинакового достоинства. Поучения, составленные по лучшим образцам святоотеческой и русской гомилетической литературы, глубже по мыслям, лучше по изложению и богаче искренним чувством.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И. Соединительный союз, показывающий на связь с предыдущим текстом. Мы. Личное местоимение первого лица множественного числа, указывающее на носителя речи, на говорящего, точнее, говорящих. Оставляем. См. выше. Должником. Существительное «должник» (здесь – во множественном числе, в дательном падеже) означает: 1) взявший что-либо в долг ( Мф.18:24 ), 2) ближний, согрешивший против нас (словарь прот. Г. Дьяченко ). Должник – тот, кто взял в долг у кого-нибудь, должен или обязан кому-нибудь чем-нибудь, так по словарю В. В. Лопатина и Л. Е. Лопатиной. Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой даёт те же значения. Нашим. См. выше. И. Этот союз выполняет здесь функцию соединения данного стиха с предшествующими и, значит, показывает, что все три стиха являются частями более крупного семантического целого. Не введи... в напасть (во искушение). Эта спрягаемая форма восходит к фразеологическому единству «вводить в напасть/не вводить в напасть», синонимом которого является другая фразеологическая единица – «вводить во искушение/не вводить во искушение», семантику которых можно выразить одним словом «нападать/не нападать» и «искушать/не искушать». Существительное «напасть» имеет, по словарю прот. Г. Дьяченко , два значения: 1) искушение ( Мф.6:13 ) и 2) «напасти» значат истязательныя, мучительные орудия. Словарь старославянского языка называет два значения слова «напасть»: 1) несчастье, опасность, бедствие и 2) искушение. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова объясняют слово «напасть» как «беда, неприятность». Слово «искушение», согласно данным словаря прот. Г. Дьяченко , имеет следующие значения: 1) опыт, покушение, попытка( Евр.11:29 ), 2) пытка, 3) опасность, 4) место пытки, 5) самая пытка, 6) упражнение, опытность. Словарь старославянского языка приводит три значения слова «искушение»: 1) испытание, Probe, Prufung (испытать, подвергнуться испытанию), 2) собственно искушение, Versuchung и 3) опыт, опытность, Erfahrung. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова понимают под словом «искушение» соблазн, желание чего-то запретного. Авторы Русского толкового словаря дают следующее определение слова «искушение» – «Соблазн, желание чего-нибудь запретного или связанного с риском». Словарь В. И. Даля приводит следующие значения глагола «искушать»: 1) испытывать, изведывать, убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств (Не искусив, человека не узнаешь), 2) подвергать кого испытанию (Золото огнём искушается, а человек напастьми), 3) соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством, 4) стараться совратить кого с пути блага и истины. Слово же «искушение», по В. И. Далю, означает: 1) состояние искушаемого, 2) само дело, 3) предмет, чем искушают или что искушает, 4) пора, время, срок, когда кто искушается, 5) испытание, дознание на деле, 6) соблазн, прельщение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Азбука веры Православная библиотека протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Пожертвовать Вход протоиерей Григорий Дьяченко Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. Часть 1 Источник Часть 15, Глава 40 Часть 15, Глава 42 Девятый член Символа веры Скачать epub pdf Оригинал: pdf 34 Мб 41. Слова ап. Павла: «един Ходатай Бога и человеков – человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5, 6), исключают ли ходатайство за нас пред Богом Ангелов и святых? Эти слова нисколько ни исключают заступничества за нас Ангелов и святых, которые также называются ходатаями нашими пред Богом ( Тов. 12:13 ; Зах. 1:12, 13 ; Иер. 15:1 ; 2Мак. 15:12, 14 ; Апок. 5:8 ). Ходатайство Ангелов, как сотворенных и ограниченных существ, основывается только на ходатайстве Иисуса Христа; тем более должно сказать это о святых, как имевших земную грешную плоть и только кровию Христа восшедших к престолу Божию. Святые также наши ходатаи, но не сами собою, а силою Того, с Которым они находятся в такой же тесной связи, как члены одного тела с головой: ибо Иисус Христос есть единый, истинный Ходатай, Который молит за нас на суде Божием. Он единственный Ходатай, как и единственный Пастырь ( Ин. 10:16 ). Выражение апостола ( 1Тим. 2:5, 6 ) однозначуще с выражением Самого Иисуса Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» ( Мф. 23:8 . См. Гал. 1:16 ). «Учители земнии суть по истине учители, но в чине нижайшем, сиречь учительством правым от единого учителя Христа начало приемлющим. Якоже убо единство учителя Христа не отметает учителей земных; тако ниже единство Ходатая Христа отметает прочих ходатаев, различие точию ходатайства и расстояние несравненное посредствует. Христос бо Ходатай есть по превосходству. Христос есть Ходатай искупления и моления ко Отцу сыновнего: святи же суть ходатаи единого моления дружеского; Христос Ходатай иных за себя ходатаев нетребующ; святии же зде живуще, требоваху Ходатая Христа и ныне требуют, не себе ради, но нас ради; Христос есть Ходатай, силу ходатайства от себе имущ; святии же суть ходатаи, силу ходатайства имуще от Христа и от смотрения Его крестного, по подобию железа, еже не от себе имать силу паления, но от причастия огня; Христос есть Ходатай естеством, святии же суть ходатаи благодатию» («Камень веры»).   Читать далее Часть 15, Глава 40 Часть 15, Глава 42 Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Telegram-kahaлы Пожертвовать Комментарии для сайта Cackl e

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  Прот. Павел: Не могли бы вы для наглядности привести какой-нибудь текст в формате HIP? Свящ. Федор: Да, конечно, Например, молитва «Отче наш» будет выглядеть таким образом: %   Прот. Павел: Но для представления в церковнославянской графике все же нужен церковнославянский шрифт? Прот. Павел: Вернемся к словарю. Вы говорите о нем как о двуязычном. Таким образом, известная проблема «церковнославянский и русский — два языка или один?» однозначно решается в пользу противопоставления. Свящ. Федор: Да, это так. Хотя есть немало свидетельств, что православными носителями русского языка церковнославянский воспринимается как функциональная разновидность национального литературного языка, все же при составлении словаря методологически целесообразно дистанцироваться от той лексики и тех текстов, которые являются предметом описания. Конечно, переводы типа «вода — вода» неизбежны, однако это обычное дело для славянской лексикографии. К тому же полное совпадение семантики — вещь довольно редкая.   Прот. Павел: Словарь Дьяченко вы охарактеризовали как устаревший. Не могли бы вы привести примеры современных словарей, на которые вы будете ориентироваться? Свящ. Федор: Словарь о. Григория Дьяченко устарел прежде всего по способу подачи материала, по принципам построения словарной статьи. Думается, при составлении нового словаря следует ориентироваться прежде всего на «Старославянский словарь» (М., 1994) и на «Церковнославянско-русские паронимы» О. А. Седаковой (М., 2005, второе издание — 2008). Каждый из этих словарей не лишен недостатков, однако структура словарной статьи в обоих случаях продумана хорошо и может быть взята за образец. Нельзя не упомянуть также словарь церковнославянско-болгарский словарь архимандрита Атанасия Бончева, составленный в 1950-е гг. Первый том этого весьма добротного словаря вышел в Софии полвека спустя — в 2002 г.; второй том, насколько мне известно, до сих пор ждет своего часа.   Прот. Павел: Если можно, пару слов о структуре статьи вашего словаря. Свящ. Федор: Начинается словарная статья с так называемого «черного слова» — лексемы, подлежащей переводу. Начальная форма слова дополняется сведениями о словоизменительном классе (если данная лексема не является неизменяемой). Далее идут грамматические пометы. Обязательный элемент словарной статьи — греческие соответствия. Затем представлен собственно перевод. Каждое значение церковнославянского слова иллюстрируется примерами из богослужебных текстов с указанием точного адреса. Как становится ясно уже сейчас, в ряде случаев не обойтись без информации экстралингвистического, энциклопедического характера.

http://bogoslov.ru/article/382356

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010