прот. Иоанн Козлов Единоперстие Оно было прежде других форм перстосложения – двоеперстия и троеперстия. 1) Иоанн Златоуст . 54 беседа на ев. Матфея л. 319. «Егда знаменуешися, исполни чело многого дерзновения, свободну сотвори душу. Помысли, рече, данную за тебе цену, и никому же от человек будеши раб, цену крест глаголя: ниже бо просте перстом начертати той подобает, но первее произволением со многою верою и аще тако оный вообразиши на лице твоем, и ни един же близ тебе стати возможет от нечистых духов, зря меч, имже язву смертную прият» (тоже в русск. перев., т. 7, стр. 558). Старообрядцы, ссылаясь на Дьяченко (Уроки и примеры христианской веры, стр. 333, изд. 4), где написано «перстами», вместо перстом, говорят, что де у нас будто бы перевод неправилен. Но такое заявление ничем не доказано и голословно. В «Беседе о троеперстии» прот. И. Полянского, на 18–19 стр. читаем по этому поводу следующее: «Слова «вместо перстами», стоящие у Дьяченко в скобках, – слова не Златоуста, но самого Дьяченко и представляют не поправку им перевода, но его пояснительную заметку для современных читателей, которые крестятся не одним, как при Златоусте, а несколькими перстами; их можно заменить так: «или как мы ныне, перстами»: – Дьяченко хотел приспособить мысль древнего писателя к современным понятиям и обычаям». 2) Сами старообрядцы напечатали за границей книгу «Собрание из разных книг святоот. писания о сложении перст на крестное знамение» и здесь, на 6 л. об. и 7 приводят «Златоустого еже от Матфея: «Помысли, рече, яже о тебе данную цену, и ни единому же от человек буди раб, цену креста глаголя. Ниже бо просте перстом начертати его подобает, но первее произволением со многою верою. Аще и сице вообразиши его зрению, никто же близь тебе стати возможет от нечистых духов, зряй меча им же язву прият, зряй меча им же беду прият». 3) – л. 18 об, той же книги: «Крест не просто пальцем начертати потреба, але (но) первей в мысли с многою верою учинити потреба. А если так на обличу своем (на лице) его выразишь, жаден близко тебе стати не может, от нечистых демонов, видячи меч през (чрез) который смертную принял язву» (взято сюда из «книги о Вере» Могилевской печати, а та ссылается на св. Златоуста). Кто же, спросим мы старообрядцев, у них то «испортил» данные места из их же книги «Собрания»? Что цитируемая нами книга издана старообрядцами, читаем у Жмакина в соч. «Митрополит Даниил и его сочинения» стр. 762: «В 1873 году за границей напечатано раскольниками сочинение «Собрание из разных книг святоотеческого» писания о сложении перст на крестное знамение». Накладом инока Нафанаила. Львов 7381 года. Печатано в типографи ставропигийского института, 1873 года, под управительством Стефана Гучковского».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Не стыдись исповедовать грехи свои Дьяченко Григорий Михайлович (1850-1903) — протоиерей, известный писатель и одаренный проповедник, составитель множества проповедей. Данная его работа на примерах Священного Писания, трудов отцов Церкви и подвигах святых подвижников объясняет необходимость покаяния как средства исправления греха и помогает христианину подготовиться к таинству Исповеди. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Составитель протоиерей Григорий Дьяченко Не стыдись исповедовать грехи свои Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2725) Предисловие Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами. святитель Иоанн Златоуст Почему необходимо покаяние? Что такое грех, какова природа его происхождения? Какие добродетели помогают бороться с грехами? Как подготовиться к исповеди? – на эти и другие вопросы можно найти ответ в этой книге, составленной на основе сборника «Уроки и примеры христианской веры (под ред. прот. Г. Дьяченко)». Дьяченко Григорий Михайлович (1850–1903) родился в Витебской губернии, в семье дьякона. В 1877 году окончил Московскую Духовную Академию, в 1885 году защитил магистерскую работу «О приготовлении рода человеческого к принятию Спасителя» и принял сан, а в 1899 – стал протоиереем. Служение проходил в Москве, в храме св. мч. Трифона, где скоро приобрел известность как талантливый писатель и проповедник. Большинство работ отца Григория носят гомилетический (проповеднический) характер. Одна из самых популярных: «Полный годичный круг кратких поучений» – проповеди на темы Священного Писания (по церковным чтениям), которые служили ценным пособием не одному поколению пастырей. Также известны «Проповедническая энциклопедия», «Уроки и примеры христианской надежды» – опыт катехизаторской хрестоматии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

От редакции В рамках серии «Популярная православная энциклопедия» издательство «Пролог» совместно с Киевской Духовной Академией предлагает читателям первые два отдела из объемного труда известного церковного писателя, магистра богословия, протоиерея Григория Дьяченко 1 «Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви». Это первая книга, открывающая путь к дальнейшим публикациям бесед прот. Григория Дьяченко о православном богослужении. Беседы составлены преимущественно по лучшим трудам в области церковной археологии, истории, литургики, которыми располагала церковно-богословская наука к концу XIX века. По мере необходимости автор присоединяет к ним различные пояснения из области догматического и нравственного богословия, творений святых отцов и учителей Церкви, что делает их своеобразным введением в богатства и глубины православного богослужения. Книга «Православный храм» 2 особенно актуальна в наши дни, когда значительное число крещеных, но невоцерковленных людей приходят в Церковь из совершенно чуждой ей секулярной среды. Входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и таинственным миром. Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке – всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, нужно ли всё это для общения с Богом. Да, нужно, и со всем этим вступающий в церковный мир должен познакомиться, все это должно стать для него своим. Данная книга поможет читателю найти ответы на подобного рода вопросы. Простым, живым языком автор ее рассказывает о том, что такое храм Божий, об истории его происхождения, о символизме архитектуры православного храма, о его внутреннем убранстве, о богослужении и языке, на котором оно совершается, о колокольном звоне, свечах, облачениях священнослужителей, иконах и о многом другом. Богослужение Православной Церкви весьма богато разнообразными символическими действиями, под их покровом таится глубокий духовный смысл. Как справедливо замечает прот. Григорий Дьяченко : «Все эти символические действия ничего не говорят ни уму, ни сердцу того, кто не постигает таинственного их смысла; таким образом, вся забота Церкви и все ее старание сообщить своему богослужению глубокую и всестороннюю поучительность пропадают даром».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЬЯЧЕНКО Григорий Михайлович (1850, Витебская губ.- 2.12.1903, Москва), прот., духовный писатель, катехизатор, публицист. Род. в семье диакона, рано осиротел, имел сестру (впосл. инокиня). В 1873 г. одним из первых учеников окончил Витебскую ДС с рекомендацией Совета семинарии продолжить обучение в СПбДА. Согласно «Автобиографическим запискам» еп. Полоцкого Саввы (Тихомирова) , Д. отказался от назначения, намереваясь поступить в ун-т по совету некоего родственника-католика, к-рый ему помогал. Однако по благословению еп. Саввы Д. решил продолжить образование в МДА, куда в 1873 г. поступил на казенный кошт. Сразу же после успешной сдачи экзаменов Д. был назначен на пономарскую должность при академической ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. В течение всего периода обучения Д. был в числе первых по успеваемости студентов. В 1877 г. он окончил МДА со степенью канд. богословия и с предоставлением права на получение степени магистра без дополнительных экзаменов, по предоставлении магист. диссертации. 20 сент. 1877 г. Д. был назначен на должность смотрителя Красноярского ДУ. 19 янв. 1878 г. уволился с этого места и подал в Совет МДА прошение об освобождении его от обязательной службы по духовно-учебному ведомству. 28 марта того же года прошение было удовлетворено, и, согласно установленному правилу, Д. выплатил сумму, израсходованную на его содержание во время обучения. Вероятно, служебная деятельность Д. началась с преподавания русского языка во Владимирской учительской семинарии. С 1 янв. 1880 г. Д. был учителем подготовительного класса 2-й московской гимназии. В том же году сдал экзамены на историко-филологическом фак-те Московского ун-та на право занятия должности преподавателя рус. языка и словесности в светских средних школах. В течение 10 лет Д. преподавал эти предметы в Поливановской учительской семинарии (Подольского у., 1880-1882), во 2-й московской гимназии, одновременно занимая должность учителя подготовительного класса, в 3-м Александровском военном уч-ще в Москве.

http://pravenc.ru/text/180769.html

Отдел третий. Любовь к богу и ближним Общие понятия о христианской любви 1. Свойства любви к Богу «Как любить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостию, всем помышлением? Всем сердцем, т. е. безраздельно, не двоясь между любовию к Богу и любовию к миру, и вообще к твари; если, например, молишься, – молись не с раздвоенным сердцем, не развлекайся суетными помыслами, житейскими пристрастиями; будь весь в Боге, в любви Его всею душею, то есть не одною какою силою души, не одним умом, без участия сердца и воли, – всею крепостию, а не в полсилы или слегка; когда предстоит исполнить какую-либо заповедь, исполняй ее всеусердно, до поту и крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно (из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. Кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1-е. 1892 г. стр. 169). 2. Всю жизнь свою старайся обратить в служение Богу «Читаешь ли что дома, начинай это дело с кроткою сердечною молитвою, чтобы Бог вразумил и умудрил тебя в вере и благочестии и в тщательном прохождении твоих обязанностей; никогда не читай от праздности, для препровождения времени, этим ты унизишь слово, которое всё должно служить нашему спасению, а не пустословию и средством к удовольствию и приятному препровождению времени; говоришь ли с ближними, говори разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно; празднословия, как яда змиина, избегай, памятуя, что " за всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» ( Мф. 12:36 ), т. е. услышат справедливый приговор Судии; учишь ли детей своих или чужих, обращай и это дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному. Побеждай именем Господним и силою креста козни врага, который старается смутить, затмить, стеснить, разслабить тебя. Даже если ешь, пьешь или иное что законное делаешь, всё делай во славу Божию» (из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. Кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1-е. 1892 г. стр. 300). 3. Человек оправдывается не одною верою, но вместе с нею и добрыми делами

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Предисловие Предлагаемый вниманию любителей церковной проповеди «Сборник поучений на местные праздники Соловецкого монастыря» является первою попыткою предложить их вниманию, чем в Соловецком Монастыре на местные праздники его во время Богослужения, кроме него самого, духовно питаются иноки и «истиннии Богочетцы и Христовы поклонницы» (Житие Зосимы и Савватия Солов. Сб. Солов. Библиот. 175), как эта обитель, окрыляясь благочестием и духом подвижничества, поддерживаемая молитвами своих первооснователей и оживотворяемая благодатию Св. Духа, стремится и в деле проповеди идти от силы в силу, и для сего в этом направлении свято блюдет заповеди истинного древнего русского монашества. Очевидно, помнят там, например, требования скитского устава преп. Нила Сорского : «Мы, новоначальные, неразумнии, един от другого вразумляемся и подтверждаемся, якоже писано есть: брат братом помогаем, яко град тверд ( Притч.18:19 ), и имеем учителя непреметна –богодухновенные писания... и аще кому Бог подает разумети вяшще, брат брата да назидает, и друг другу помогает» (Ист. росс. иер. ч. 5, стр. 334). Как бы в исполнение сего завета настоятелем Соловецкой обители образована из братии обители группа, которая обязана вести дело проповеди в храме, и этим не столько поучать случайных богомольцев, но главным образом «вразумлять и поддерживать» своих собратий монашествующих, послушников, новоначальных и трудников, особенно когда они почти в течение года бывают совершенно отрезаны от всего мира. Составителями Сборника и были руководители этой группы. В их работе им, несомненно, предносились образы древних монастырских подвижников – проповедников, и поэтому, подобно им, они, «просвещая свою душу и помысл, и кормив словом Божиим, яко делолюбивая пчела вся цветы облетающи и сладкую себе пищу приносящи и готовящи, и также вся от всех избирая и списая, ово своею рукою, ово многими писцы... или себе утешая и всем проповедуя» (Сбор. Солов. Библиот. Житие Авраамия Смолен.), – заимствовали свои слова и поучения из разных источников. Тут были: кроме Пролога и житий святых, сочинения святителя Феофана Затворника , Епископа Игнатия Брянчанинова , книги прот. Григория Дьяченко , проповеди Еп. Макария, бывшего Орловского и Архангельского, бывшего Соловецкого архимандрита Порфирия, иеромонаха Паисия Мегорского, прот. Нордова и мн. других. Как это сделано составителями? Об этом говорит отзыв Московской Синодальной Конторы, куда Сборник этот первоначально был представлен.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

прот. Иоанн Козлов Присяга (клятва именем Божиим) Старообрядцы вслед за сектантами обвиняют православную церковь за употребление в присяге формулы: «клянусь Всемогущим Богом», принимая вместо того такую формулу: «обещаюсь пред Всемогущим Богом». Надобно заметить, что это обвинение чисто сектантское и ни на чем не основанное, ибо и Слово Божие и св. отцы не находят ничего предосудительного в употреблении в необходимых случаях клятвы именем Божиим. Свое обвинение старообрядцы построяют на словах Иисуса Хряста: «не клятися всяко» ( Мф.5:34–37 ), плохо понимая значение этой заповеди, что будет рассмотрено ниже. «Присяга, согласно пониманию православной Церкви, – значит клятвенное обещание служить Богу, Царю и людям по совести» (объяснение Д. И. Боголюбова). По Дьяченко: «Присяга есть клятвенное обещание в показании истины с призыванием во свидетели Бога (см. его Словарь), отсюда: «клянусь Всемогущим Богом» значит: клятвенно обещаюсь поступать по совести, чему свидетелем будет Бог . Как известно, присяга употребляется с целью «внушить (дающему ее) говорить по правде, истину, как истину Божию, в той уверенности, что Бог, как вездесущий, невидимо присутствует при сем; как Всеведущий, слышит и знает, говорит ли кто истину или ложь; как праведный карает за ложь и обман. Тем же, которые снимают клятву, она внушает верить словам клянущегося, ибо тут свидетель и поручитель за истину Сам Бог, и надеяться, что Он не попустит надругаться над Своим именем. По такому своему характеру в чистом ее смысле не заключает в себе ничего предосудительного, и не только не опасна, но полезна и даже необходима для благоденствия общественного, и потому позволительна» («Щит веры» Смолина, стр. 238). «Что значит клясться? вопрошает св. Амвросий, если не исповедывать Божественное могущество Того, Кого мы признаем Владыкою нашей верности» (Op. L. V. Epist. 30 ad Valentin. Imperatorem. в Прибавл. к изд. творений св. отцов ч. 12, стр. 544, за 1853 год). Свидетельства в пользу дозволительности клятвы именем Божиим:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

18. Учение церкви о вечности мучений Православная церковь всегда веровала, что мучения адские будут вечны. Веру свою она выразила: а) торжественно на 5-м вселенском соборе, когда осудила лжеучение Оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определенного времени, и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние; б) так же в символе Афанасиевом, где читаем: «благая содеявшии пойдут в жизнь вечную; злая же – во огнь вечный». В частности, это верование церкви ясно исповедовали и проповедовали ее учители и прежде пятого вселенского собора. Таковы: 1 . Св. Климент Римский : «Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны; потому что мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию» (Прив. у св. Иоанна Дамаскина ). 2 . Св. Ириней: «Кому скажет Господь: отыдите от Мене проклятии во огнь вечный, те будут осуждены навсегда» (Прот. ерес. IV, с. 28). 3 . Св. священномученик Поликарп: «Ты грозишь мне огнем горящим временно и вскоре угасающим, потому что не знаешь об огне будущего суда и вечного мучения, который уготован, нечестивым» (св. Поликарп у Евсевия, «Церк. истор.» IV, гл. XI). 4 . Св. Иустин Мученик : «Что диавол со своин воинством и людьми, последующими ему, будут посланы в огонь и будут там мучиться в бесконечные веки, – это предвозвестил Христос» (св. Иустин Мученик , Апология 1-я, гл. XXVIII). 5 . Св. Кирилл Иерусалимский : «Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огл. поуч. XVIII). 6 . Св. Иоанн Златоустый : «Если кто скажет: как же душа может стать на такое множество мук, когда при том она будет терпеть наказание бесконечные веки? Такой человек пусть подумает о том, что бывает здесь: как часто доставало многих на продолжительную и тяжкую болезнь. Если они и скончались, это не потому, чтобы душа совершенно истощалась, но потому, что тело отказалось служить, так что, если бы оно не уступило, то душа не перестала бы мучиться. Итак, когда душа получит нетленнное тело, тогда ничто не воспрепятствует мучению продлиться в бесконечность... Посему не будем располагаться ныне так, как будто бы чрезмерность мучений могла истощить нашу душу: ибо в то время и тело не испытает сего (истощения), но будет вместе с душою вечно мучиться, и другого конца не будет» (Слов. к Феодору падшему 1, в «Хр. Чт,» 1844, 1, 365 – 366, 367 – 368).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

8. Мысли о христианской надежде I. Надежда христианская есть надежда наша на жизнь во Христе. Мы созданы были для жизни, но отпали от жизни и пали в смерть духовную и телесную, и если бы не Господь, вечно бы погибали, а уничтожиться никак не могли бы. Бог верен Сам Себе. Сотворивши богоподобных, вечных духов, Он верен Своей вечности в них, и уничтожить их – значит отречься от Своей вечности, а принять в общение с Собою падших, грешных, неочищенных Он не может: иначе Ему нужно было бы отказаться от Своей святости и от Своей неизменяемости. – Потому-то препрославлена да будет во веки веков твердая к нам любовь Бога Отца, для искупления и очищения нас грешных от грехов не пощадившая Единородного Сына Своего, на смерть за нас предавшего Себя; не только да очистит нас от всякой скверны, но и да освятит нас и представит нас славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. – «Аз живу, и вы живи будете». Вот в Ком и вот на чем основывается вся наша надежда. «Я живу – говорит Господь, – и вы живы будете, перейдете от смерти к жизни». – Все Евангелие подтверждает надежду нашу на жизнь. (Воскрешение Лазаря, разговор с Марфой и Марией, речи Спасителя по случаю установления Причащения в Евангелии Иоанна). (Из Дневника прот. И. И. Сергиева, Кронштадского, стр. 69). II. Надежда христианская есть надежда наша на соединение с Богом в будущем веке. В настоящем нашем христианском положении все ответствует и направлено к этому соединению (и вещественные блага, и духовные): благодать Божия в церкви, богослужение, Таинства, совесть, внутреннее Божие испытание и очищение, молитвы, плоды молитв, скорби, очищающие сердце, болезни (возьмет крест свой). К небесному соединению подготовляет нынешнее соединение в усердной молитве, в Таинстве Причащения: в этом уверяет залог Духа Святого в сердцах христиан. По этой же причине всякое другое соединение сердца, кроме Бога и не для Бога, строго нам запрещается. По этой же причине должны мы оберегаться от плотских похотей, от всякого греха (оттуда же, стр. 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вера Необходимость веры Живая и сердечная вера в Бога Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля так же необходима для нашей духовной жизни, как необходим корень для дерева. Св. Тихон Задонский говорит: «У дерева чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше крепнет в нем вера, тем больше он сам духовно растет, тем больше приносит духовных плодов. Когда корень в дереве начнет портиться, то и дерево начинает сохнуть; так, когда вера в человеке начинает оскудевать, он оскудевает в плодах духовных – добрых делах. А когда совсем оскудеет вера, то человек становится живым мертвецом; только тело его живет, а душа умерла» (из Творений Тихона Задонского ). Как мать младенца учит ходить, так Господь учит нас живой вере в Него Поставит мать младенца, оставит его самому себе, а сама отойдет, потом велит идти к себе младенцу. Младенец плачет без матери, хочет идти к ней, но боится сделать попытку шагнуть, усиливается подойти, делает шаг и – падает. Так и христианина Господь учит вере в Него, как ходьбе (вера – духовный путь): так слаба наша вера, так начальна, как младенец, учащийся ходить. Оставляет его Господь Своею помощью и предает диаволу или разным бедствиям и скорбям, а потом, когда будет крайне нужна помощь – избавиться от них (когда нам нет нужды в спасении, дотоле мы готовы не входить к Нему), как бы велит смотреть на Себя (непременно смотри на Него) и идти к Нему за этой помощью; христианин усиливается это делать, раскрывает сердечные очи (как младенец расставляет ноги), усиливается ими увидеть Господа; но сердце, не наученное лицезрению Божию, боится своей смелости, спотыкается и падает: враг и прирожденная испорченность греховная закрывают его открывающиеся сердечные очи, отрывают его от Господа, и он не может подойти; а Господь близко, готов взять к Себе как бы на руки, только подойди к Нему верою, и когда сделаешь усилие совсем увидеть Его сердечными очами веры, попадешь на Него сердечным зрением, тогда Он простирает Сам руку помощи, как бы берет на руки и прогоняет врагов, и чувствует христианин, что попал на руки к Самому Спасителю. Слава благости и премудрости Твоей, Господи! (Прот. Иоанн Сергиев Кронштадский; см. его кн. «Моя жизнь во Христе»). Вера и разум

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010