989 Iconographie génerale et méthodique du costume du IV-e au XIX-e siécle (315–1815). Collection gravée a l’eau forte d’après des documents authentiques et inédits par Raphaël Iacquemin peintre avec introduction et table méthodique. Paris, s. a. 1013 В 1903 г. вышел под редакцией протопресв. Маркова 1-й том нового издания резолюций под заглавием: «Полное собрание резолюций Филарета м. Моск.», изд. журн. Душеп. Чтение. 1020 Разумеются Еп. Влад. Вед. за 1878 г., где напечатана переписка архиеп. Парфения с митр. Серафимом (Глаголевским). Письма Преосв. Парфения к разным архипастырям см. в Правосл. Обозрен. за 1872 г., Чт. в общ. Любит. д. просвещ. за 1877 г., Душепол. Чт. за 1883 и 1891 г. и Русск. Арх. за 1889 г. 1022 † архиеп. Херсонским 26 Мая 1857 г. см. Русскую Старину 1878 г., т. XXI, 191–204, 547–572; XXIII, 367–398; 1879 г. XXIV, 651–708. 1025 См. о нем выше, а также т. IV Хроники по указателю, † в 1900 г. настоятелем Уфимского кафедрального собора. См. Церк. Вестник 1900 г., 1039 Ф. Н. Павлинского, инспектора Владимирской Дух. семинарии, с 1883 г. Директора Народных училищ Новгородской губернии. 1044 Алексия Виталиевича, † протоиереем 4 Мая 1897 г., см. Листок для Харьков, епархии 1897 г., 14, стр. 378. 1052 Отд. III, стр. 514. Более подробное описание сел Михайловки и Василевки в статье Н. Н. Балабухи: «Письма с Украины» – в 36 Моск. Вед. 1890 г. 1054 Мельхиор де Вогюэ – член французской академии наук и известный писатель. Его сочинение «О современном положении Франции» печат. в журнале «Русское Обозрение» (Моск. Вед. 1890 г. 83). 1056 Вышеупоминаемым. – После того, что здесь изложено о Н. Н. Анненкове, мне очень прискорбно было читать резкий и неодобрительный о нем отзыв Генерал-лейтенанта В. Д. Кренке в его «Воспоминаниях», помещенных в Октябрьской книжке «Историч. Вестника» за 1883 г., т. XIV, стр. 110 и сл. 1073 Имеется в виду пребывание его в комиссии по реформе церков. суда. См. IV т. Хроники, стр. 434 и 480. 1077 1878 г., т. II, 7, стр. 205–296. Эта статья принадлежит священнику, ныне протоиерею, И. Д. Петропавловскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Речь пред самым выносом из собора говорил сам Преосвященный. Она отличалась душевною преданностию, глубоким уважением к почившему и сердечностью. Из всей родни плакала одна Глазкова и её дочери. Гроб весьма красивый, обтянут золотым глазетом, куплен за 240 рублей. Орденов не было: говорят забыли в Петербурге». 1187 Слово это напечатано было сначала в Москов. Вед., а оттуда перепечатано в разн. периодич. изданиях и между прочим, в Харьков. Епарх. Вед., 7-й, стр. 279 и сл. 1190 См. его в книге: Проповеди Амвросия, еп. Дмитровского, за последние годы служения в Москве (1873–1882), Москва, 1883, стр. 187, и в Полном Собрании проповедей Архиеп. Амвросия, издание Совета Харьковского Епархиального женского училища, т. II, Харьков, 1902, стр. 154–162. 1191 О началах христианского воспитания, в изд. 1883 г. стр. 198–215 и в Полном Собрании проповедей, т. II, стр. 163–176. 1193 Иван Васильевич, доктор прав, проф. Харьковского Университета, с 1856 г. в отставке, † 26 Августа 1890 г. См. о нем Историю М. Д. Академии С. К. Смирнова, М 1879, стр. 488–489. 1222 Евгений Евсигнеевич; 1-я половина 1-го тома вышла в 1880 г., а в 1901 г. выпущено 2-е издание её. 1235 Это писал мне от 10-го апреля первенствующий Член Св. Синода, митр. Исидор. Но вот что в то же время этот же Член писал Тульскому еп. Никандру: «Я и В. Б. (Бажанов) находили бесполезным рекомендовать вас в Тверь, по крайней скудости кафедры, не имеющей никаких угодьев, и вредной местности архиер. дома, (См. Душеп. Чт. 1893 г., авг.. стр. 641). – Честно и доброжелательно!.. Примечание преосв. Саввы. 1238 Успенский, бывший Чигиринский, с 1877 г. член Московской Синодальной Конторы, † 19 Апреля 1885 г. 1243 Предостережение сделано за помещенные в 43 и 44 возмутительные статьи священника Белюстина, под заглавием «К вопросу о раскольниках». Прим. Преосв. Саввы. 1256 Напечатана в книге Речи, говоренные в разное время Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским, Тверь, 1892, стр. 78–80. 1261 Записка помещена в приложении к книге: «Воспоминания о Высокопр. Леониде, архиеп. Ярославском и Ростовском», Харьков, 1877 г., стр. 1–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

церкви св. Афанасий (См. его толкование Пс. 38 -го, точно также как и в других псалмах с его мнением, одинаково следует считать не писателем, а только певцом, которому назначается музыкальное исполнение псалма при богослужении. 435 Что разумели под этим греческие переводчики, трудно решить. Одни видят здесь начальное слово неизвестной нам песни, на напев которой должно петь этот псалом; другие считают его за девиз содержания, т.е. песнь о различных жребиях праведных и нечестивых, о которых действительно говорится в этом псалме. К последнему мнению очень близко и толкование Св. Оо которые говорят, что «о наследствующей» значит о церкви Христовой или ветхозаветной, или же о душе, имеющей получить в наследие царство небесное. 436 В исправ. русск. перев. псалмов (Душеп. Чт. 1868 Янв.) и у Пумпянского: «на Гиттиф» ( Пс. 80 и 83), не определяя, что означается этим словом, – инструмент или мелодия. Греческие переводчики принимали, кажется, за девиз содержания псалом, как песней радостных, благодарственных, какие пелись во время праздников собирания винограда. Св. отцы объясняют о Христе, истоптавшем точило гнева Божия своею крестною победою над врагами нашего спасения, по Пс.63:2–3 . 437 У Пумпянского оставлено без перевода. В 1Пар.15: 21 тоже слово и в греческом оставлено без перевода: αμασενεϑ, а в слав. и русск. изд. Св. Синода совсем опущено. Перевод πρ τς γδης не дает определенного понятия. По противоположению ( 1Пар.15:20 ), от дева, – по-девичьи, девичьим, т.е. тонким голосом (в греч. здесь тоже без перевода: π λημϑ, в надписании же Пс.46:1 : πρ τν κρυφων, – следует, кажется дать предпочтение объяснению – «на осьмой, последней, самой грубой cmpyhe,ocmava vocem.e. самым низким голосом», (см прим Гуляева на означенное место Пар. в его Истор. кн. Св. Пис. В. Завета, также Delitzsch на Пс. 6 и 16). Св. отцы объясняют в таинственном смысле о осьмом, великом дне будущего века, который наступит по кончине вращающегося в седмицах настоящего. 438 Подобно LXX и славянскому и в большей части других русских переводах – у Мандельштама, Пумпянского и в пер., исправленном под редакцией Филарета М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Это по истине новый человек Образования не получил, в академиях лекций не слушал, 582 и воспитания никакого не имел, а является благовоспитаннейшим и премудрым. Внимание к себе, труд над собою, молитва и к Богу приближение все переделали благодатию Божию, а как, никто этого не видит». 583 От того-то даже и в столь естеотвенной природе человека в иных случаях смехе, когда неразумный, по слову Премудраго, возвышает голос свой, святитель Феофан, как муж разумный, едва тихо улыбался ( Сирах. 21, 23 ), а осуждения ближнего, как мы знаем из предшествующего, даже и от других слышать не хотел. От того-то и во всем остальном он, несмотря на свою живую, подвижную натуру, наблюдал величайшую осторожность, «вес и меру» и т.д. Но зато от того же его характер был для всех «любезен и привлекателен» и «тем более располагал к себе, чем менее он обпаруживал самоуверенности! и чем более – смирения. Он вызывал к себе обшую любовь и доверие. 557 Это портрет почти en tace. Подобен ему около того же времени снятый портрет и с лнцом, обращенным несколько в сторону, причем более выделился его правильный нос, а глаза еще более устремлены вдаль 558 Писанного самим преосв. Феофаном. Портрет, приложенный к Псалму 118-му (изд. 1880 г.), как составленный искусственно из трех портретов, нельзя назвать удачным. 559 Между тем как в упомянутых сейчас портретах преосв Феофан снят в клобуке, здесь он и снят без клобука. 561 О чрезвычайной живости и подвижности преосв. Феофана в детстве см. в Душеп. Чтении за 1894 г., разсказ: «Сеня и Егорушка», стр. 499 и дал. 563 Из писем преосв. Феофана к членам семейства Бурачек и к самому С.О. Бурачку видны нередкие жалобы преосв. Феофана на то, что последний редко пишет к нему; но зато как всегда благодарит сердечно преосв. Феофан С.О-ча за его письма, не частые, но глубоко содержательные и задушевные. 565 Из числа тех же неизданных писем. В настоящем письме, вслед за приведенными сейчас словами и далее читаем: «Вот и теперь так и хочется подмахнуть крючюк под (Степана Онисимовича) Генерала Бурачка...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Частое обращение с больными уничтожает сие расположение. Пред посещением больного непременно должно выпить в дни скоромные чашку бульона, или съесть кусок жареного мяса с хлебом; а в постные выпить кофе без сливок, или съесть ломоть хлеба с солью и в обоих случаях выпить рюмку хорошего вина, водка дозволительна особенно можжевеловая и горчичная, или ерофеич. Вымыть себе хорошенько руки и лице хлориновою водой, иметь при себе закупоренную скляночку или мешочек с хлором. Приходя к больному, верхнее платье должно оставлять вне комнаты больного; во время посещения не глотать слюны, а выйдя от больного выполоскать рот тепловатою водой с уксусом. После каждого посещения должно омывать руки и лицо тепловатою водой с примесью хлориновой, а за неимением оной – с уксусом. В продолжение существования болезни необходимо нужно наблюдать правильный образ жизни; употреблять пищу здоровую, питательную, удобоваримую; пить умеренно хорошее вино; наблюдать чистоту тела и воздуха в комнатах; избегать всего того, что может изнурять тело, или ослабить оное хотя на короткое время». См. Моск. Ведом. 1830 г. стр. 3560 – 3561. Как мы уже отчасти видели и как еще увидим в последствии, взгляд самого святителя Филарета на предохранительные средства от заражения холерой со стороны санитарной, в общем и существенном, не противоречит этому Наставлению. 88 Филарет. Юбил. Сборн,. т. I, стр. 382 – 383. См. Чтен. в общ. люб. дух. просв. 1877 г. стр. 70 – 71 «Материалов для истории русской Церкви». 90 В Верейском уезде был учрежден предохранительный от холеры уездный комитет, который разделил уезд на несколько участков. См. там же, стр. 133 примеч. 97 См. их там же, стр. 122, 123 – 124, 130, 132, 136 – 138; Филар. Юб. Сборн. I, 377 – 403; Душеп. Чт. 1874: I, 495 – 497; 1875: III, 254 и др. 100 Между прочим эти карантинные предосторожности и приняты были за образец в холеру 1830–1831 годов. 101 См. об этом в 10, 15 и др. Ведомости о состоянии г. Москвы. В Моск. Ведом. 1830 г. стр. 3560 и 3626 – 3627. 102 Этот священник Никита есть брать митрополита Филарета, получивший и частное письмо от последнего по тому же делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

К этому то дому мы и направились, ибо в верхнем деревянном этаже поселился епископ Феофан. Когда мы вошли в покои владыки, он не замедлил выйти к нам. «Я услышал колокольчик, думаю, не Чернавские ли? Так и есть, очень рад вас видеть!» – с такими словами встретил нас епископ Феофан. Благословив архипастырским благословением, преосвященный посадил сестру на диван и начал расспрашивать ее о родине и родных, о бывших сверстниках из поселян, о церкви и могилках родителей и родных, похороненных за церковною оградой, и постоянно засматривал ей в глаза. Сестра со скромностию и почтительностью отвечала на предлагаемые вопросы, что обнаруживалось в выражении лица и интонации голоса. Нужно было видеть эту беседу двух лиц, родственных по плоти и по духу, потому друг друга глубоко чтущих. Собеседница Анна Васильевна та самая, к которой за несколько недель до смерти владыка обратился с известным утешительным и напутственным письмом, напечатанным в август. книжке Душеп. Чт. за 1894 г., была высокая женщина в нравственном отношении; мать многих детей (18 их было) хорошо и безропотно ходившая за ними. Она была воистину раба Божия: любила посещать святыя места и обители, любила подавать милостыню, любила читать акафисты и петь припевы, внешность имела в высокой степени симпатичную и благообразную, отражавшую высокия нравственныя и умственныя качества. Владыка видимо чтил ее, и это выразилось в описываемой беседе. Явились вечером еще какия-то посетительницы – пожилыя дворянки, приехавшия помолиться и поговеть в святой обители, ибо был Филиппов пост. Владыка радушно принял их и с уважением отрекомендовал им свою сестру, подали чай, и беседа приняла обширный и разнообразный характер. Говорили о трудностях воспитания детей в настоящее время. Владыка заметил, что теперь обращают больше внимания на внешность, толкуют о материальных трудностях и мало или вовсе не обращают внимания на то, что воспитывать детей и юношей нужно в наказании и учении Господнем. Тут вся педагогика! Беседовали далее об определении дочерей при замужестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

4) Октября 10 дня 1891 года скончался известный, досточтимый Оптинский старец, иеросхимонах Амвросий. О. Григорий вместе со студентом Московской же Духовной Академии иеросхимонахом Трифоном принимал участие в погребении старца. И вот плодом вынесенных им из путешествия в Оптину пустынь впечатлений и полученных оттуда и из других источников (рукописных и печатных) сведений оказались следующие труды: Памяти почившего Оптинского старца о. иеросхимонаха Амвросия (напечат. в Церковных Ведомостях, издаваемых при св. Синоде, за 1891 год 44) и 5) Сказание о житии Оптинского старца, о. иеросхимонаха Амвросия (в Душеп. Чтении за 1892 и 1893 годы). Этот последний труд, за несколько дней до кончины автора, вышел и отдельною, довольно большою (180 стран.), книгой (Москва, 1893). Затем 6) в октябрьской книжке Богословского Вестника за 1892 год напечатана речь о. Григория, произнесенная перед защитою его магистерской диссертации; 7) в ноябрьской книжке того же журнала и за тот же год напечатана вступительная лекция почившего по предмету нравственного богословия, под заглавием: Возрождение по учению препод. Макария Египетского , и некоторые другие. В этих учебно-литературных трудах, как и во всей недолговременной, но кипучей, многообразной и напряженной деятельности почившего отца Григория, как в чистом зеркале, ясно отражаются возвышенные стремления и свойства его прекрасной души и степень духовного совершенства, которого он достиг в столь короткое время. Широкие порывы и замыслы, высокие идеалы и светлые надежды, при глубокой религиозной вере, одушевляли всю его деятельность, при замечательной скромности в оценке себя самого, безусловном послушании, исполненном самоотвержения и неистощимости терпения и детской непорочности души. Поистине – чудное сочетание таких разнообразных, высоких черт духа в столь юные годы и при высоком служебном положении. Поистине он осуществил в себе слова Христовы: болий в вас да будет всем слуга. Искры огня Божественного, возжженного в его душе от света истины и любви Христовой, светились едва не в каждом его слове и действии, блещут едва не на каждой странице его учено-литературных трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Наши епарх. работы по реформе церквей окончены печатью. Вышла книга в 19 листов. Скоро разошлется по церквям. 816 причетников оказываются сверхштатными, а священников, кажется, 120. Кому же хорошо будет?! 7-го апр. прибыл во Владимир г. Судиенко, новый губернатор; 8-го сделал нам визиты, 9-го мы ему отдали поклон. Представлялись и члены Консистории и семинарское начальство. 17-го ч., после обедни, губернатор и вице-губернатор дождались выхода Владыки из алтаря, и первые приняли его благословение и поздравили с торжеством. Этого прежде не было. Обещают нам в нём много доброго. Дай Бог! Простите, Владыко. Поручаю себя Вашим святым молитвам». Вместе с этим Его Преосвященство уведомлял меня официальною бумагой о сделанном им распоряжении относительно передачи Банковых билетов, посланных мною в пользу причта села Палеха. Получив это уведомление, я писал Преосвященному: «Спешу принести Вашему Преосвященству искреннюю благодарность за Ваше распоряжение касательно отправления по моему назначению процентных билетов. Но позвольте попросить Вас сделать мне ещё одолжение: поручите, пожалуйста, Г-ну Секретарю Консистории, Г. Ф. Нарбекову, распорядиться извлечением из Консисторского архива сведений о летах моих родителей. Отец мой, пономарь села Палеха, Вязниковского уезда, Мих. Серг. скончался 25-го Янв. 1819 г. и там погребен; а мать Стеф. Ив. умерла и погребена в селе Горицах, Шуйского уезда, 14-го Марта 1830 г. Знаю, что такие справки нелегко сделать, но я готов вознаградить того, кто примет на себя этот труд: пусть только Гер. Фед. напишет, сколько нужно будет заплатить. Благодарю Ваше Преосвященство за указание статьи о. Хераскова. Я прочитал её с большим интересом и мысленно поблагодарил автора. Подобную статью редактора Душеп. Чтения я приказал перепечатать в Харьков. Еп. Ведомостях. Поздравляю Вас с новым начальником губернии. Дай Бог, чтобы он как начал, так и продолжал свои отношения к начальникам епархии. Как мне жаль почтенного И. П. Чуриловского: это был всегда примерный наставник и начальник, а его нравственные качества, можно сказать, беспримерны для нынешнего века. Я знаю его с давнего времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

58 . Ганскау Е. Из воспоминаний о митр. Филарете (Душеп. чтен., 1895, ч. III, декабрь; Душеп. собес., 1896, сентябрь). 59 . Гиляров-Платонов Н. Столение со дня рождения митр. Филарета. (Вопросы Веры и Церкви. М., 1906, т. II). 60 . Гнедич П., свящ. Мысли об искуплении в проповедях митр. Филарета (Ж. М. П., 1954, 4). 61 . Городков А.А. Догматическое богословие Филарета, митр. Московского. Казань, 1887. 62 . Евдоким, еп. У могилы митр. Филарета. (Христианин, 1907, ноябрь). 63 . Григорий, архим. Сборник для любит. дух. чтен. М., 1899, с. 10–21, 89–90, 94. 64 . Его же Благоговение Филарета, митр. Московского, к памяти преп. Сергия. (Душеп. чтен., 1892, ч. 3, с. 551–557). 65 . Его же Из бумаг Московского митр. Филарета (соображения о мерах со стороны правительства против раскольников) (Душеп. чтен., 1883, ч. II, с. 354–365). 66 . Его же К воспоминаниям о Московском митр. Филарете (Душеп. чтен., 1890, ч. I, февраль; 1891, ч. III, декабрь. 67 . Его же К воспоминаниям о митрополитах С.-Петербургском Исидоре и Московском Филарете (Душеп. чтен., 1893, ч. I, март и апрель). 68 . Григорий, архим. К воспоминаниям о Московском митр. Филарете (Воспом. архим. Пимена. М., 1877, смесь, с. 137–143). 69 . Его же Пастырское попечение митр. Филарета об ограничении торговли в воскресные и праздничные дни (Душеп. чтен., 1872, ч. I, с. 110–112). 70 . Его же Проект для сооружения в Москве храма во имя Христа Спасителя, составленный митр. Московским Филаретом (Душеп. чтен., 1895, ч. I, январь). 71 . Его же Слово по случаю празднования столетнего юбилея в Бозе почившего митр. Московского Филарета (Прав. обозрен., 1883, январь). 72 . Дернов А.А., прот. Филарет, митр. Московский и Иннокентий, архиеп. Херсонский (опыт краткой характеристики). СПб, 1901. 73 . Дмитриев Д. Гефсиманский скит. (Памяти незабвенного иерарха Церкви Московской, митр. Филарета). Св.-Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1898. (Душеп. чтен., 1895, ч. 3, ноябрь, декабрь; 1896, ч. 2, с. 564–574). 74 . Его же Из воспоминаний о пребывании приснопамятного митр. Филарета в Гефсиманском скиту (Душеп. чтен., 1892, ч. II, июль и «Приб. к Ц. В.», 1892, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

140 . Письма митр. Филарета к одному из друзей – капитану Ф.Я. Репнинскому (1828–1842 гг.). Рус. архив, 1891, кн. I, с. 285–288. 141 . Письма митр. Филарета к родным (1800–1866 гг.). М., 1882. 142 . Письмо преосвящ. Савве, еп. Можайскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокапятилетием служения Его Высокопреосвященства на московской пастве (7 июля 1866 г.). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 73. 143 . Письма к генерал-инспектору всей пехоты и артиллерии, графу А.А. Аракчееву (в копии и. д. обер-прокурора Св. Синода К.С. Сербиновичу и СПб купцу И.И. Крохоткину) (Душеп. чтен., 1892, ч. II, июль, с. 467–471). 144 . Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Сергии (1852–1859 гг.). Тверь, 1890. 145 . Письма к архиеп. Смарагду Рязанскому (1833–1843 гг.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1870, кн. 12, с. 28–43). 146 . Письма митр. Филарета к попечителю Моск. учебного округа графу С.Г. Строганову. (Душеп. чтен., 1895, ч. II, с. 102–103). 147 . Письма к синодальному обер-прокурору А.П. Толстому.(Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 653–654; 1892, ч. II, с 467–471). 148 . Письмо к министру народного просвещ. графу Д.А. Толстому (Душеп. чтен., 1882, июль, с. 350). 149 . Письмо к графине А.Г. Толстой (марта 11-го, 1866 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 473). 150 . Письма к М.М. Тучковой (три письма). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 85–89. 151 . Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) (1828–1850 гг.). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. V, с. 61–144. 152 . Письма к моск. воен. генерал-губернатору П.А. Тучкову (два письма). Душеп. чтен., 1885, ч. II, с. 245 и 249. 153 . Записки митр. Филарета о средствах прекратить затруднительное положение Вознесенского монастыря по причине ветхости зданий. (Душеп. чтен., 1885, ч. II, с. 245–249). 154 . Письмо к президенту императорской Академии наук С.С. Уварову (12 июня 1832 г.). Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 302–303. 155 . Письмо к и. д. обер-прокурора Св. Синода кн. С.Н. Урусову. (Два письма от 23 августа 1864 г.) (Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 654–655.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010