58 . Ганскау Е. Из воспоминаний о митр. Филарете (Душеп. чтен., 1895, ч. III, декабрь; Душеп. собес., 1896, сентябрь). 59 . Гиляров-Платонов Н. Столение со дня рождения митр. Филарета. (Вопросы Веры и Церкви. М., 1906, т. II). 60 . Гнедич П., свящ. Мысли об искуплении в проповедях митр. Филарета (Ж. М. П., 1954, 4). 61 . Городков А.А. Догматическое богословие Филарета, митр. Московского. Казань, 1887. 62 . Евдоким, еп. У могилы митр. Филарета. (Христианин, 1907, ноябрь). 63 . Григорий, архим. Сборник для любит. дух. чтен. М., 1899, с. 10–21, 89–90, 94. 64 . Его же Благоговение Филарета, митр. Московского, к памяти преп. Сергия. (Душеп. чтен., 1892, ч. 3, с. 551–557). 65 . Его же Из бумаг Московского митр. Филарета (соображения о мерах со стороны правительства против раскольников) (Душеп. чтен., 1883, ч. II, с. 354–365). 66 . Его же К воспоминаниям о Московском митр. Филарете (Душеп. чтен., 1890, ч. I, февраль; 1891, ч. III, декабрь. 67 . Его же К воспоминаниям о митрополитах С.-Петербургском Исидоре и Московском Филарете (Душеп. чтен., 1893, ч. I, март и апрель). 68 . Григорий, архим. К воспоминаниям о Московском митр. Филарете (Воспом. архим. Пимена. М., 1877, смесь, с. 137–143). 69 . Его же Пастырское попечение митр. Филарета об ограничении торговли в воскресные и праздничные дни (Душеп. чтен., 1872, ч. I, с. 110–112). 70 . Его же Проект для сооружения в Москве храма во имя Христа Спасителя, составленный митр. Московским Филаретом (Душеп. чтен., 1895, ч. I, январь). 71 . Его же Слово по случаю празднования столетнего юбилея в Бозе почившего митр. Московского Филарета (Прав. обозрен., 1883, январь). 72 . Дернов А.А., прот. Филарет, митр. Московский и Иннокентий, архиеп. Херсонский (опыт краткой характеристики). СПб, 1901. 73 . Дмитриев Д. Гефсиманский скит. (Памяти незабвенного иерарха Церкви Московской, митр. Филарета). Св.-Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1898. (Душеп. чтен., 1895, ч. 3, ноябрь, декабрь; 1896, ч. 2, с. 564–574). 74 . Его же Из воспоминаний о пребывании приснопамятного митр. Филарета в Гефсиманском скиту (Душеп. чтен., 1892, ч. II, июль и «Приб. к Ц. В.», 1892, 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

К стр. 425 – 431 примеч. В конце первой половины XVIII в. состав ниженазванных епархий был следующий: I. Суздальская епархия: Суздаль – 27 ц., в уезде – 315, Юрьев-Польский – 5 цер., в уезде – 110 ц., Шуя – 4 ц., в уезде – 23 ц., всего – 485 цер. 1184 В начале 30 – х гг. XVIII в. в Суздали были следующие храмы: соборы – Рождественский и Покровский, прих. церкви – Знаменская, Успенская, Николаевская, Предтеченская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Живоприемного Источника, Дмитриевская, Златоустовская, Смоленская, Царя-Константиновская, Входосошественская, Воскресенская, Космодамианская, Знаменская, Архангельская, Афанасьевская, Похвал Богородицы, Лазаревская, Крестовоздвиженская, Георгия Страстотерпца и Григория Богослова (Дел. Арх. Св. Син. 1731 г. 502, лл. 806 – 807), всего 25 цер. В г. Юрьеве-Польском – соборная Георгиевская, прих. – Воскресенская, Еленинская, Введенская и Сретенская – всего пять (л. 822), в г. Шуе – Воскресенский собор, прих. – Воздвиженская, Спасская и Покровская – всего 4 храма (л. 829). II. Вятская епархия. Вятской провинции – Хлынов – 4 соб. и 9 церквей ружных и приходских, в уез – 66 ц., Слободской – 2 соб., 4 цер., в уез. – 46 ц., Шестаков – 2 ц., в уез. – 1 ц., Орлов – 1 соб. 2 цер., в уезде – 8 ц., Котельнич – 1 соб., 3 цер., в уезде – 18 ц., Кайгород – 1 соб. и 1 ц., в уезде – 11 цер., всего 9 соб. и 171 ц. Пермской провинции – Кунгур – 1 соб. 3 ц., в уезде – 24 ц., Соликамск – 1 соб., 5 цер., в уезде – 1 соб. и 68 цер., Чердынь (а не Ярдынь, как напечатано) – 1 соб., 6 цер., в уезде – 30 цер., всего в Пермской провинции – 4 соб. 136 ц.; во всей епархии – 13 соб. и 307 цер. Храмы – в Хлынове большой собор Троицкий Николаевский, придельная – Ильинская; Спасский соб., Воскресенский соб.; прих. и ружные – Богородичная, Владимирская, Покровская, Сретенская, Вознесенская, Царя-Константиновская, Предтеченская, Всесвятская, Стефановская, Покровская; в Слободском – собор. Преображенская, соб. Вознесенская, прих. Афанасьевская (лл. 404, 464 – 465); в г. Шестакове – Благовещенская, Петропавловская и Вознесенская (л. 404 об.); Истобешкого стана – Покровская, Архангельская и Спасская; в г. Орлове – соб. Архангельская, прих. Николаевская и Благовещенская (л. 409); в г. Котельнич – соб. Троицкая, прих. Николаевская (л. 413); в г. Кунгуре – соб. Благовещенская, прих. Успенская, Преображенская и Тихвинского женск. монастыря (л. 431); в г. Кайгороде – соб. Воскресенская, прих. – Спасская и Николаевская (л. 437); в г. Чердыни – соб. Воскресенская, прих. Богоявленская, Преображенская, Николаевская, Прокопьевская, Губдорская(?), Воздвиженская, Рождественская, Спасская, Троицкая, Сергиевская, Войнесская (Иоанна Воина?) л. 439; в г. Соли Камской – соб. Троицкая, прих. Богоявленская, Рождественская, Спасская, Преображенского девичьего монастыря (л. 443), в г. Орле городке – соб. Похвалы Пр. Богородицы, прих. Николаевская (л. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

140 . Письма митр. Филарета к одному из друзей – капитану Ф.Я. Репнинскому (1828–1842 гг.). Рус. архив, 1891, кн. I, с. 285–288. 141 . Письма митр. Филарета к родным (1800–1866 гг.). М., 1882. 142 . Письмо преосвящ. Савве, еп. Можайскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокапятилетием служения Его Высокопреосвященства на московской пастве (7 июля 1866 г.). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 73. 143 . Письма к генерал-инспектору всей пехоты и артиллерии, графу А.А. Аракчееву (в копии и. д. обер-прокурора Св. Синода К.С. Сербиновичу и СПб купцу И.И. Крохоткину) (Душеп. чтен., 1892, ч. II, июль, с. 467–471). 144 . Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Сергии (1852–1859 гг.). Тверь, 1890. 145 . Письма к архиеп. Смарагду Рязанскому (1833–1843 гг.) (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1870, кн. 12, с. 28–43). 146 . Письма митр. Филарета к попечителю Моск. учебного округа графу С.Г. Строганову. (Душеп. чтен., 1895, ч. II, с. 102–103). 147 . Письма к синодальному обер-прокурору А.П. Толстому.(Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 653–654; 1892, ч. II, с 467–471). 148 . Письмо к министру народного просвещ. графу Д.А. Толстому (Душеп. чтен., 1882, июль, с. 350). 149 . Письмо к графине А.Г. Толстой (марта 11-го, 1866 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 473). 150 . Письма к М.М. Тучковой (три письма). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 85–89. 151 . Письма к игуменье Спасо-Бородинского монастыря Марии (Тучковой) (1828–1850 гг.). Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. V, с. 61–144. 152 . Письма к моск. воен. генерал-губернатору П.А. Тучкову (два письма). Душеп. чтен., 1885, ч. II, с. 245 и 249. 153 . Записки митр. Филарета о средствах прекратить затруднительное положение Вознесенского монастыря по причине ветхости зданий. (Душеп. чтен., 1885, ч. II, с. 245–249). 154 . Письмо к президенту императорской Академии наук С.С. Уварову (12 июня 1832 г.). Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 302–303. 155 . Письмо к и. д. обер-прокурора Св. Синода кн. С.Н. Урусову. (Два письма от 23 августа 1864 г.) (Душеп. чтен., 1891, ч. III, с. 654–655.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

100 . Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому (Душеп. чтен., 1892, II, июль, с. 467). 101 . Письма к преосвящ. Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). М., 1887 и Прав. обозрен., 1887, февраль, март. 102 . Письмо к Наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 95). 103 . Письма к г-ну управл. московскою палатою государственных имуществ, ст. сов. Сепану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855 г.) и Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 245–246. 104 . Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. М., 1868 и см. Чтен. в общ. истор. и древн. Рос., 1868, кн. 2, с. 114–207. 105 . Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митр. Московского, к Гавриилу, архиеп. Тверскому (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 201–204). 106 . Письмо митр. Филарета Спасо-Андрониевскому архим. Гермогену, члену Московской дух. консистории в ответ на приветственное письмо от членов консистории, от 14 июля 1821 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 67–68). 107 . Письма к министру дух. вел. и народного просвещ. князю А.Н. Голицыну (28 ноября 1822 г.) и 1817–1840 гг.). (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 121; 1892, ч. II, август и Труды К. Д. А., 1868, апрель, с. 187–195). 108 . Письма высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского, к московскому военному генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну из С.-Петербурга 1829 г. (Поздравление с праздником Рождества Христова). См. Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 356; -«- 1891, ч. III, с. 307–310; 671; -»- 1892, ч. II, май, июнь; - " - 1895, ч.I, с. 629. 109 . Письма Филарета, митр. Московского к князю С.М. Голицыну. 1823–1858 гг. М., 1884 и Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, Душеп. чтен., 1886, ч. II, с. 249; 1890, ч. I, с. 119; 1892, ч. III, с. 292. 110 . Письма митр. Филарета к Д.П. Голохвастову, по случаю издания Домостроя Сильвестра (Воспом. архим. Пимена, смесь. М., 1877, с. 125–126). 111 . Письма к игуменье Евгении (Душеп. чтен., 1869, ч. III, сентябрь, с. 227–229).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

13) Основание монастыря или молитвенного храма без соизволения на то епархиального епископа (IV Всел. соб. прав. 4). 14) Обращение монастырей в мирские обыкновенные жилища (Карф. соб. прав. 53). 15) Рукоположение во пресвитера или дьякона хорепископом без соизволения епархиального епископа (Антиох. соб. прав. 10). 16) Самовольное удаление клириков от назначенной им церкви к другой (I Всел. соб. прав. 16; Сардик. соб. прав. 16). 17) Отправление должности при двух церквах одновременно, т. е. в той, в которую переведен, и в той, в которой служил прежде (IV Всел. соб. прав. 10; ср. 20). 18) Совершение сельскими пресвитерами службы в городских церквах (Неокесар. собор пр. 13). 19) Самовольная отлучка клириков и монашествующих в Константинополь и прожитие там (IV Всел. соб. пр. 23). 20) Подача прошений императору без соблюдения установленного для клириков порядка (Антиох. соб. прав. 11). b. Неповиновение и противление власти. 1) Сопротивление епископа принять управление епархией, в которую он законно рукоположен (Антиох, соб. прав. 17 и 18). 2) Совершение священных служб лицом, лишенным епископства или священства (Антиох. соб. пр. 4). 3) Возмущение пресвитера против епархиального епископа, самовольное отделение от него и совершение службы с своими сообщниками (Ант. соб. пр. 5; Карф. соб. пр. 10 и 11). 4) Сопротивление клирика возведению его на высшую степень по желанию епархиального епископа (Карф. соб. пр. 40). 5) Удаление клириков в иную епархию и их упорство возвратиться в свою по призыву и увещанию епархиального епископа (Ант. соб. прав. 3; Карф. соб. прав. 65 и 66). 6) Неподчинение епархиальному епископу со стороны клириков и мирян, состоящих при мученических храмах, богадельнях и монастырях. (IV Всел. соб. пр. 8). 7) Составление скопищ против епископа или соклириков (IV Всел. соб. прав. 18). 8) Составление мирянами молитвенных собраний без законно поставленного пресвитера (Гангр. соб. пр. 6). с. Злоупотребление по управлению и распоряжению церковным имуществом и доходами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

о вере л. 196). Раскольники возражают, что и предания изменять запрещается («Кирилл. кн.» л. 369, «Ник. Черног.» л. 559). Должно разъяснить, что преданиями называются в Писании: учение догматическое ( 1Кор.11:34 ), общее учение св. апостол о вере ( 1Кор.11:34 , 2Сол.2:15 , 1Тим.6:20 ), апостольские постановления обрядового характера ( Деян.16:4 ) и учение нравственное ( 2Сол.3:6–8 ). Указываемые раскольниками места из книг говорят о неприкосновенности догматических и нравственных преданий; другие же предания в Церкви Христовой изменялись. Следует при этом объяснить, что обряд (от слова «обряжать») служит только для внешнего «выражения» той или другой догматической истины, которая может быть выражена во внешних вещественных знаках и средствах различно. Отсюда, обряды, как видимая вещь, могут подлежать изменению. (5 пр. св. апост.; 12 пр. шест. вс. соб.; 37 пр. св. апост.; 5 прав. перв. вс. соб.; 19 пр. четв. вс. соб.; 8 пр. шест. вс. соб.; 6 пр. седм. вс. соб.; 26 пр. св. апост.; 10 пр. анкир., 6 пр. шест. вс. соб.; 3 пр. неокесар. соб.; л. 574 кн. «Корми.»; 15 пр. неокесар. соб.; 16 пр. шест. вс. соб.; 1 пр. св. ап. Петра и Павла; 29 пр. Лаод. соб.; 41 пр. Карф. соб.; 29 пр. шест. вс. соб.; 11 и 19 прав. Лаод.; 82 пр. шест. вс. соб.; 101 пр. шест. вс. соб.). Раскольники возражают, что изменение обрядов допускалось только во времена вселенских соборов. Но это мнение неправое («Кн. о вере» л. 107, 135–136). Раскольники возражают: у нас в русской Церкви обряды не нуждались в исправлении (Кн. «Кормч.» Иосифовск. л. 9 и 15). В опровержение этого прочитать («Стогл. соб.» гл. 4; гл. 41; вопр. 30; гл. 68, «Кормч.» л. 3–4) и указать примеры изменения чинопоследований, напечатанных в потребниках первых пяти русских патриархов. В заключение спросить у раскольника: кто может лишить святую Церковь права поступать в отношении обрядов так же, как поступала и древняя Церковь ? Раскольники переходят к вопросу о перстосложении для крестного знамения. VI. О перстосложении для крестного знамения Во вступительной речи нужно выяснить, что перстосложение для крестного знамения есть обряд церковный и, как таковой, может подлежать изменению, поскольку о нем нет указаний ни в священном, ни в святоотеческом писании, не упоминается о нем и в постановлениях вселенских и поместных сборов, и – в разные времена употреблялись разные перстосложения (единоперстие: Злат. 54 бес. на Ев. Матф.; пролог 2 ноября, твор. св. Епифания ч. 1, стр. 234; троеперстие: Вып. Озерск. ч. 2; Правосл. Собеседн. 1869 г. ч. 2, стр. 329; Русск. Паломн. 1887 г. 26 и двуперстие: «Учебн. Псалт.»; «Кн. Кирил.», «Б. Катих.», «Кн. о Вере»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Независимо от самого места священнодействий, некоторые из них или совершенно не могут быть совершаемы пресвитером, или только с известными ограничениями. Так пресвитер не имеет нрава освящать миро (Карф. Соб. пр. 6 2 и антиминс (VII Всел. Соб. пр. 7), принимать от кого-либо торжественное публичное покаяние или подвергать кого-либо этому покаянию, исключая тех крайних случаев, когда публично кающимся угрожала смертная опасность, и когда епископ сам не мог принять публичного покаяния от падших и преподать им разрешение: в таких случаях и пресвитер, с дозволения епископа, мог примирять с Церковью открыто кающихся (I Всел. Соб. пр. 13; IV Всел. Соб. пр. 16; Карф. Соб. пр. 6, 7, 52 и др.). Возбраняется лицам пресвитерского достоинства совершать, без дозволения епископа, и обряд иноческого пострижения (Карф. Соб. пр. 6. сн. VII Всел. соб. пр. 14; см. толков. на 6-е пр. Соб. Карф. в Опыте курса церков. законов. Иоанн. т. II, стр. 131 и сл.). В знак своей зависимости от епископа и уважения к ному пресвитер обязан при совершении богослужения «возносить имя его в молитве» (Двукр. Соб. пр. 13, сн. 14 и 15 пр. того же Соб.). Во время священнодействий пресвитеры из уважения к епископскому сану не могут входить в святилище алтаря и садиться на своих седалищах прежде епископа. При входе епископа в алтарь они должны сопровождать его и за ним восходить к горнему месту (Лаод. Соб. пр. 56). г) по заведованию церковным имуществом В качестве помощника епископу, приходский пресвитер распоряжается церковным имуществом, назначенным на содержание церкви, служащих при церкви и призреваемых церковью бедных, больных, странников (Ап. пр. 4; Феоф. Алекс. пр. 8; Гангр. Соб. пр. 7 и 8). Но и в деле заведования церковным имуществом пресвитер подлежит контролю своего епископа; – без воли его пресвитер ничего не может сделать и здесь (Ап. пр. 38, 39 и 41), напр. продать недвижимую церковную собственность (земли и угодья) (Анк. Соб. пр. 15, сравн. Карф. соб. пр. 42), или произвольно распоряжаться приношениями со стороны верных деньгами и натурой (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

а) Со стороны митрополита или первого епископа области, который по каким-либо видам дает грамоту на владение спорным местом известному епископу, и последний, основываясь лишь на ней, «учинит нашествие – по выражению правила – на епархию другого» (прав. 134). b) Со стороны соседнего епископа, который в видах приобретения будет всеми мерами стараться об обращении раскольников чужой епархии, тогда как местный епископ по соображению обстоятельств найдет более удобным для блага церкви на время приостановить употребление прямых мер к их обращению (прав. 135). В виду сих и подобных злоупотреблений право каждого епископа гарантируется тем, что расширение и сокращение пределов епархии производится только по суду областного собора, причем для тяжущихся предъявляется выбор: решить ли свое спорное дело правильным ведением судебного процесса (перед собором), или же третейским судом (прав. 134 и 135). 5) Удаление епископа в иную епархию и отправление в ней обязанностей епископа, например, «рукоположения и устроения дел, до него не принадлежащих» (II Всел. соб. пр. 6; Ант. соб. пр. 13), без соизволения епархиального епископа (Ант. соб. прав. 22). 6) Рукоположение в своей епархии клириков, принадлежащих другому епископу и без его соизволения (I Всел. соб. прав. 16). 7) Принятие в клир принадлежащих другому епископу клириков (IV Всел. соб. прав. 20; Сардик. соб. прав. 15; Карф. соб. прав. 101). 8) Принятие епископом кого-либо из монастыря другой епархии и поставление принятого в свой клир или в монастырь игуменом (Карф. соб. прав. 91). 9) Переход из одной области в другую, из одного города в другой – епископа, пресвитера и дьякона (I Всел. соб. прав. 15; IV Всел. соб. прав. 5; Ант. соб. прав. 21). 10) Притеснение, оказываемое епархиальному епископу проживающим в его епархии епископом, не принятым в той, к которой назначен (Анк, соб. пр. 18). 11) Принятие в общение клириков, изверженных от сана по суду их епархиального епископа (Карф. соб. прав. 9), и вообще 12) отлученных своим епископом (Ант. прав. 6; Сардик. соб. прав. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Над обращающимся к Церкви Крещение могло быть совершено только после некоторых предварительных действий: прежде всего Церковь наблюдала предосторожность, чтобы не допустить кТаинству Крещения недостойных, т. е. таких, которые не искренно обращались к вере и, оставаясь по духу язычниками или иудеями, притворно – по какой-либо нужде или по каким-либо выгодам просили крещения (VII Всел. Соб. пр. 8). Потому было положено, чтобы просящих крещения испытывать в образе их мыслей, намерений и всей прежней их жизни и потом наставлять их в вере и благочестии (Лаод. Соб. пр. 46; 1 Всел. Соб. пр. 2; VI Всел. Соб. пр. 78). Такое наставление известно в Церкви под именем оглашения, которому должны были подлежать и дети с семилетнего возраста (Тимоф. Алекс. пр. 1). Обыкновенный порядок принятия в Церковь новых лиц изображается в следующих чертах: «обращающихся к вере (язычников и еретиков) в первый день делали христианами 24 ; во второй – оглашенными, потом в третий – заклинали с троекратным дуновением в лицо и уши, после чего наставляли в вере и заставляли ходить в Церковь для слушания Писаний (II Всел. Соб. пр. 7). Наставления в истинах веры и в правилах благочестия продолжались не равное время: срок оглашения увеличивался до 2-х и 3-х лет или сокращался, смотря по обстоятельствам и успехам ищущего крещения. Обыкновенно оглашение продолжалось 40 дней и происходило преимущественно в св. Четыредесятницу 25 . В течении этого времени ищущие крещения обязаны были вести строгую, благочестивую жизнь, иначе время оглашения значительно удлинялось (I Всел. Соб. пр. 14 сн. Неок. Соб. пр. 5). В это же время они должны была изучать веру под надзором пресвитеров и епископа и давать им отчет (Лаод. Соб. пр. 46 сн. того же Соб. пр. 45 и 47 и VI Всел. Соб. пр. 78). Само собою разумеется, что все участие пресвитеров и епископа в изучении оглашенным веры ограничивалось требованием от него ответа в известный день недели 26 , иначе говоря – ограничивалось проверкой успехов оглашенного, когда между низшими клириками были лица, способные научить ищущего крещения истинам веры, или когда ищущий крещения мог посещать так называемые огласительные школы и учиться в них; в противном случае руководствование оглашенного и наставление его в истинах веры возлагалось на пресвитеров и епископа. Самое оглашение не должно состоять в удовлетворении любопытства или в усилии изъяснить непостижимое (Вас. Велик. пр. 91–92). Пред крещением оглашенный должен быть испытываем в познании веры, в чувствах благочестия, в знании молитв и ответов, которые должно давать при совершении крещения (Лаод. Соб. пр. 46; VI Всел. Соб. пр. 78), наконец, торжественно пред всей Церковью должен отречься от прежних своих заблуждений, мнений, правил и обычаев, какие были у него в язычестве или иудействе (VII Всел. Соб. пр. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010