– Должно пожалеть, кстати, и о том, что сие важнейшее изречение Ветхого Завета о Пресвятой Троице до сего времени не введено в наши учебные и учёные курсы; увы, они почти все плагиатируются из курсов протестантских или латинских. Однако, далеко не всегда голос и мысль Божественного Духа как бы сливаются с мыслями и словами провозвестника Откровения: иногда напротив противостоят ему. Так, Апостол Павел с сотрудниками «не были допущены Святым Духом проповедовать слово в Асии. Дошед до Мисии, предпринимали идти в Вифанию; но Дух не допустил» ( Деян.16:6–7 ). Из дальнейших слов той же священной книги мы знаем, что внушения Святого Духа бывают иногда неожиданными. «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас положили мы отправиться в Македонию, заключая,что призвал нас Господь благовествовать там», ( Деян.16:9–10 ). – Подобными (и многими другими) изречениями устраняется всякое подозрение о том, будто за голос Св. Духа принимались самовнушения. То же явствует, конечно, из повествования, например, о явлении Иисуса Христа Марии Магдалине, не сразу Его узнавшей. Примеров, подтверждающих эти соображения, можно привести множество из Св. Библии Ветхого и Нового Завета, но мы предоставляем это самим читателям. – Наша задача состоит в посильном показании благодатных действий Святого Духа в жизни христианина, Церкви и мира. Самое именование Третьего Лица Пресвятой Троицы Святым Духом указует на освящающую силу Его воздействия. Вопреки клеветам современных безбожников, действия Святого Духа признаются не только не отрешенными от нравственного подвига христианина, но, напротив, этот подвиг находится в теснейшей связи с воздействием благодати Святого Духа. Насколько нравственный подвиг привлекает к душе человека Святого Духа, настолько же злая воля отгоняет Его от нас. Вот слова Премудрого: «В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований и устыдится приближающейся неправды» ( Прем.1:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если простодушная женщина евангельской притчи, потерявшая драхму, т. е. небольшую монету, а затем нашедшая ее, движимая обычной общительностью, созвала своих подруг и соседок, дабы они порадовались вместе с нею, то ужели мы, призванные к нелицемерному братолюбию ( 1Пет. 1:22 ), замкнемся в самих себе и не позаботимся о том, чтобы приобщить к радости о Боге Спасителе нашем и другие души, ради которых пришел на землю и пострадал на кресте Искупитель и Господь наш?! Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий неоднократно говорил о своих проповедях: «Мало быть верующим, нужно быть исповедником своей веры», – и напоминал при этом слова Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (ЖМП, 1947, 5; Мф. 10:32 ). Разумеется, нужно очень ясно представлять себе, что значит исповедывать Господа Иисуса Христа. Это отнюдь не значит навязывать кому бы то ни было свои христианские убеждения или показывать свою ревность не по разуму, вступая в споры и пререкания с людьми иных убеждений. «Если бы кто захотел спорить, – говорит св. апостол Павел, – то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1Кор. 11:16 ). Исповедывать Христа значит свидетельствовать свою веру, свою преданность Господу тогда, когда этого действительно требуют обстоятельства, причем свидетельствовать не в запальчивости и раздражении, а в духе, свойственной истинному последователю Христову любви и кротости. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3:15 ). Если нет для христианина большей радости, чем радость благовестника, который видит, что слово истины Христовой, подобно семени, падает на добрую почву и приносит обильный плод веры в чьем-нибудь сердце, то нет для христианина и ничего более печального, как убеждаться в невозможности плодоношения там, где человек сознательно и решительно затворяет свое сердце и не хочет откликнуться на спасительный зов Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Здесь «помазанием» называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого» (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все») и научает ей («учит вас всему»), через которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе», «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши», то есть «помазанием» здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи» ( Рим. 8:15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма» (χρσμα), – помазание – означает «помазанник», как и имя «христианин» означает человека, принявшего помазание. Отсюда, – кто не имеет на себе божественной печати Миропомазания, тот и не христианин, хотя бы и верил во Христа.   2 Вопросы и ответы православного 1) Кем установлено таинство возложения рук, или Миропомазания? 1) Самим Христом, обещавшим дать Своим последователям Духа Святого: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис. 12:3 ; Иоиль 3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Иоан. 7:37–39 ). В этих словах Христос обещал верующим Св. Духа, не сказав только, каким способом они будут принимать дары Его. 2) Откуда видно, что верующие получали Св. Духа через возложение на них рук? 2) Это видно из истории крещения Самарян: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И всякий неверующий, не знающий Христа, Его учения и не живущий жизнью Церкви находится в духовной тьме. А между тем несчастные люди не только продолжают упорно отказываться от веры в Бога, а еще упрекают христианскую веру в насаждении тьмы и невежества. Ужасное, непонятное для здравого разума явление! «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками (Ин. 15:8).» Задача жизни христианина приносить как можно больше добрых дел во славу Божью и благо ближних. Мы призваны Самим Спасителем к неустанному труду, к развитию всех своих данных от Бога при рождении талантов, а пастырям в Таинстве священства, и всем верующим в Таинствах Церкви — все это к добрым, светлым делам. Все мы должны делать именно в духе Христовом: чисто, свято, никакой грязи, чувств зависти или корысти, никаких преступлений, ради добрых даже целей не должно быть у христианина. Это и значит: и будете Моими учениками. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (Ин. 15:16).» Избирая Себе апостолов и служителей Церкви Святой, Господь этим самым посылает их на непрерывный труд и подвиг. Христос Спаситель требует от Своих избранников плодов многих и верных. Не в преимуществе и почете состоит удел избранников Божиих, а в упорном постоянном труде апостольском: воспитании людей по началам Христовым и привлечение к Богу всех неверующих. Пока жив служитель Христов, он неустанно работает над виноградником Христовым, готовя себя и всех своих духовных чад к небесной вечной блаженной жизни. Не столько радуется служитель Спасов великой чести, оказанной ему от Бога, — избранию на высокий пост пастырства, сколько беспокоится о том, чтобы оказаться достойным этого избрания, помня строгие слова Господа: от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12:48). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31).» Часто чтение слова Божия, особенно Евангелия, укрепляет нашу веру в Бога, согревает сердце любовью к Спасителю нашему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества. В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу “Деяния святых апостолов,” в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям. “Они [новокрещенные], — как пишется в книге “Деяния,”— постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее … Не было между ними никого нуждающегося” (Деян. 2:42–47; 4:32–35). Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное. По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: “Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух” (Ин. 3:5-6). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16:13-17; 4:13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует “плодом Духа,” говоря : “Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5:22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мр. 4:26-29). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: “Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа” (Иоан. 3:8).

http://pravmir.ru/troica-den-rozhdeniya-...

Из робких и боязливых, какими апостолы были при жизни Спасителя, они после сошествия Святого Духа стали мужественными и бесстрашными. Результатом полученных ими благодатных даров было возникновение множества христианских общин еще при жизни апостолов не только в разных частях Римской империи, но и за ее пределами: в северной Африке, Индии, Персии и на юге Скифии. Так благодаря неутомимым трудам апостолов стало распространяться христианство во всем мире, а вместе с этим началось и возрождение человеческого общества. В возрождающей силе благодати Святого Духа можно убедиться, читая книгу “Деяния святых апостолов”, в которой описывается жизнь христиан в первое десятилетие после Пятидесятницы. Действительно, многие грешные, маловерующие и живущие плотскими интересами люди, приняв Святого Духа, делались глубоко верующими, праведными, полными усердия и горячей любви к Богу и людям. " Они [новокрещенные], – как пишется в книге “Деяния”, – постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба [Причащении] и в молитвах. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа… У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее …Не было между ними никого нуждающегося» ( Деян.2:42, 44–47, 4:32, 34 ). Одним словом, духовные интересы и стремление к небесному вытеснили в них все греховное и низменное. По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: «Если кто не родится от воды и Духа, не может увидеть Царства Божия… Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от Духа есть Дух» ( Ин.3:5–6 ). Еще Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин.16:13–17, 4:13–14 ). Апостол Павел все христианские добродетели именует “плодом Духа,” говоря: «Плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени ( Мк.4:26–29 ). О таинственном действии Св. Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, не зная, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Испытывай себя, готов ли ты предстать пред лице Правосудного Бога как истинный христианин, если Ему угодно будет этой болезнью положить конец твоей временной жизни, или же ты должен содрогнуться при представлении смерти и суда, ожидающего человека по смерти? – Таким образом, и болезнь бывает благословенна, когда она научает человека тому, что служит к его вечному спасению. Да, благословенна болезнь, но только тогда, когда она сопровождается не телесным только выздоровлением, но и душевным, когда приводит ко Врачу, Который может исцелить и тело, и душу больного. Так именно и было с евангельским расслабленным. В жестоком страдании тела и души приносится он к Господу, и весело, здоровый и телесно и душевно, с постелью в руках, возвращается он домой. – Христианин! Ищи и ты помощи у того же Врача, Которым исцелен этот расслабленный. Ужели ты думаешь, что у Него нет уже силы прощать грехи на земле и исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.4:23 ), как исцелял Он во время Своей земной жизни? Истинное исцеление наших недугов состоит в том, когда Тот, Который умер за грехи наши и восстал за оправдание наше, возлагает на нас Свою мощную руку и говорит: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. И как легко становится тогда на сердце, как спокойно и отрадно на душе. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! ( Пс.31:1–2 ). Но Тот, Кто говорит: прощаются тебе грехи твои, – имеет власть и сказать: Встань и ходи. Кто знает, быть может, и у твоей постели через день или два раздадутся эти утешительные слова мощного Врача: встань и иди. И какая тогда будет радость, когда ты пойдешь от Него, получив двоякое исцеление – телесное и душевное. Но что из того, если Богу угодно будет чрез эту болезнь свести тебя в могилу? – Лишь бы душа твоя не была больна, отходя ко Господу, Который один только составляет жизнь для нее. Настанет день, когда Он каждому из Своих последователей, сущим во гробех ( Ин.5:28 ), скажет: «встань...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Как пишет святой Николай Кавасила , «креститься значит родиться во Христе, и получить самое бытие и существование тем, кои еще не существуют». 66 Отныне христианин начинает жить жизнью Христа: в Его Теле и как само Его Тело. По слову того же Кавасилы, «выходя из воды (Крещения), мы Самого Спасителя несем в наших душах, в голове, в очах, в самых внутренностях, во всех членах, чистого от греха, свободного от всякого тления, каким Он воскрес и являлся ученикам и вознесся, каким и придет опять». 67 Более того, по яркой и парадоксальной мысли блаженного Августина , в нас и вместе с нами, принимающими Крещение, а значит становящимися новыми членами Тела Христова. Мать- Церковь вновь и вновь рождает Самого Христа. Она производит нас на свет как бесконечно умножающееся Тело Господа, постепенно охватывающее Собой спасаемых. Блаженный Августин пишет: Церковь в Крещении «рождает детей… А если ты поразмыслишь, то она рождает и Христа: принимающие Крещение становятся Его членами». 68 Церковь рождает нас в Крещении – как Мать. Но кто же становится в нем нашим Отцом? Сам Господь. Именно в Крещении и происходит то, о чем свидетельствует евангелист Иоанн Богослов: «А тем, которые приняли Его [Христа], верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). Рожденные от Бога в Крещении христиане обретают не только восстанавливающийся в них замутненный грехом Божественный образ, сходство с Родителем, но и Его силу, Его святость. " Какое намерение и какая сила Крещения?» – задастся вопросом святитель Василий Великий . И тотчас же отвечает: «Чрез него крещаемый изменяется в уме, слове и деле, и но данной ему силе делается тем же, что Родивший его». При этом, по святителю Василию, Родителем для крещаемого христианина здесь оказывается Святой Дух. Святитель вспоминает евангельские слова: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). 69 Тем самым по силе рождающего его Подателя благодати – Духа – принявший Крещение христианин не только облекается во Христа, но и заново рождается в купели совершенно новым духовным облагодатствованным существом: духовным в Духе, благодатным по дару Божественных энергий, могущественным Божественной мощью, святым Господней Святыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Когда мы говорим «православные христиане», то этим подчеркиваем свое отличие от тех, которые именуют себя христианами необоснованно, не являются ими на самом деле, а только ложно присваивают себе это имя. Христианин — это тот, кто поклоняется Господу Иисусу Христу духом и истиною везде и всюду, что бы он ни делал, где бы ни находился. Никто и ничто не должно нас от этого отвлекать. Мы всегда должны быть в единении с Богом, мысленно, духовно совершать невидимое поклонение, которое выражается и в непрестанной молитве, и в постоянном памятовании заповедей Божиих, следовании, подчинении нашей воли воле Божией. Таким образом, христианство становится уже не пустым названием, не названием по обычаю, но самою жизнью. Святитель Тихон Задонский обличал современных ему христиан (я думаю, что к нынешним христианам это относится в еще большей степени) за отсутствие истинного христианства, за лицемерие. Не дай Бог и нам подпасть под определение этого великого учителя Русской Церкви! Мы должны быть истинными христианами, а не только изображать из себя таковых. Слова «поклоняться в духе и истине» нужно понимать не только в том смысле, что мы должны поклоняться Богу везде, а не в каком-то определенном месте, но и в том, что дух наш всегда должен пребывать в поклонении Богу. В этом и состоит сущность христианства. Пусть такое душевное состояние станет нашей природой. Мы должны подвизаться, всячески себя понуждать, чтобы это имя — «христианин», «христианка» — пронизывало все наше существо, стало нашим естеством, нашей жизнью, стало тем, что всегда будет нас вдохновлять и возвышать над обыденностью. Аминь. 6 мая 2007 года Неделя 6я по Пасхе, о слепом Деян. 38 зач. (16, 16–34) Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Молитва христианина должна быть столь же постоянна, как молитва Христа (I Фес., V, 17). «Если сердце наше не осуждает нас, мы имеем дерзновение к Богу и чего не попросим получим от Него». И сердце наше не осуждает нас, когда мы любим не на словах, но делом и истиною и веруем во Христа, Сына Божия, когда мы «просим по воле Его». Тогда Он Сам пребывает в нас и дает нам Духа Своего (I Но., III, 18–24, V, 14). Таким образом любовь и вера являются условиями молитвы, которая должна соответствовать воле Божией. Такая молитва всегда услышана, ибо она уже в сущности богочеловеческая молитва. Просить во имя Христово не значит также просто прибегать к Его заступничеству, но просить о том, что угодно Ему и сообразно Его Духу. Дерзновение христианской молитвы основано на том, что христианин живет жизнью Христовой. Христос — наш Первосвященник, но такой, Который «во всем уподобился братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником перед Богом, для умилостивления за грехи народа, ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр., II, 17–18, IV, 14–16)… «Господь близко; не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, превышающий всякий ум, соблюдет сердца и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил., IV, 5–7)… Господь близок даже в страданиях и смерти, которые Сам претерпел… Молитва не есть особое или исключительное состояние христианина; она неотлучна от всей его жизни в ту же меру, в какую христианин неотделим от Христа и Св. Духа. Христианская жизнь есть, вообще, общая жизнь с Богом; решительно все ее содержание, кроме греха, должно быть принесено нами Богу; все должно совершаться нами как бы в личном присутствии Божием и с Его участием. Поэтому молитва не может не связывать нас с Богом всегда и во всем. Молитва Господня обнимает все стороны жизни, но первые три прошения ее с особой силой говорят о нашем единении с Богом. Имя Божие святится, когда Бог открывается нам в нем и освящает нас, т. е. когда Дух Божий почиет на нашем духе. Царство Божие приходит, когда воцаряется в нас Христос, когда Он становится нашим Господом и Богом. Воля Божия совершается в нас, когда она становится нашей волей… Самое обращение к Богу, как к Отцу, означает, что молитва эта должна быть молитвой детей Бо–жиих, т. е. тех, кто имеет в себе образ Сына Божия и начало Божественной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010