Но ещё важнее то, что слова «Отец», «Христос», «Иисус», «Бог», «Мессия» и т.п., а тем более местоимения, относящиеся к Богу («Я», «Он», «Меня», «Который» и пр.), которые пишутся в русской Библии с большой буквы, в оригинале, на греческом, написаны с маленькой. Поэтому нет никакого препятствия выражение «в духе», в Ин.4:23 , понимать как «в Духе». 355 Нужно заметить, что хотя всё сказанное здесь можно без труда понять по Библии, тем не менее, буквально она говорит иногда, с одной стороны, о том, что Духа Святой пребывает не только в, но и на христианах – «Дух Божий почивает на вас» ( 1Пет.4:14 ). Объяснить это можно так: войдя в душу и тело христиан, Дух Святой не перестал, естественно, пребывать в то же время и рядом с ними, на них; то есть большая благодать – пребывание Духа Святого в христианине – не устранила благодати меньшей – Его пребывание на нём. С другой стороны, в Библии иногда говорится, что Дух Божий пребывал в ветхозаветных праведниках – Иосифе и Данииле: «И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» ( Быт.41:38 ); «Я (Валтасар) слышал о тебе, что Дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» ( Дан.5:14 ). Объяснить это можно так: в этих словах нет безупречной богословской точности, ибо они были сказаны не Богодухновенными пророками, а языческими царями. В любом случае, даже если бы эти слова об Иосифе и Данииле были сказаны Самим Богом, никак нельзя отрицать того, что эти святые, до крестной жертвы и победы Христа, не имели и не могли иметь в себе Духа Святого в новозаветном качестве, то есть сама Его личность не жила в них, а имели они в себе только Его проявления – дух мудрости, света и разума, как говорит Валтасар. Если же протестанты не хотят этого признавать, и считают, что Дух Святой был и раньше в ветхозаветных праведниках, как сейчас в новозаветных, то для чего тогда Пятидесятница – в чём смысл сошествия Духа Святого? И о чём же тогда говорится в Ин.14:17 , а также в Ин.7:39 : «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго (то есть не было в новозаветном качестве), потому что Иисус еще не был прославлен».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Она просит живой воды. Это первый шаг, которого желал от нее Иисус Христос. Но чтоб могла она пить эту воду, ей нужно было прийти в сознание самой себя, своих грехов, и познать Того, Кто с нею говорил. Поэтому Иисус Христос продолжает к ней дальше: «поди, позови мужа своего, и прийди сюда!» Слова Спасителя дошли до ее сердца. Совесть ее пробудилась. Но она еще пытается уклониться от Сердцеведца, и в смущении говорит: «у меня нет мужа». Иисус это полупризнание ее снисходительно принял за полное признание и, указывая перстом святой любви на больное место ее совести, говорит ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Этими словами Он припоминает ей не только настоящую, невоздержную ее жизнь, но и все грехи ее в продолжение пяти прежних браков, которые конечно не без ее вины разорваны были 23 . Совесть ее была поражена. Как бедная грешница, стоит она пред чужеземцем, святой, проницательный взор Которого все видел. Она отвечает: «Господи! вижу, что Ты пророк». Этим она признает истину Его слов. Ответ ее есть совершеннейшая исповедь, она чувствует себя грешницей, имеющей нужду в помиловании. Поэтому она, в стыдливом замешательстве, изменяет направление беседы и предлагает Иисусу для разрешения вопрос: «отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» 24 . Вопрос был совершенно непринужденный. Она могла и должна была с пророком говорить о Боге и богопочтении, и надеялась услышать на этот вопрос что-нибудь утешительное для души своей. Господь, чтоб показать ей, что одно внешнее богослужение и богопочтение не поможет грешной душе ее, сказал ей: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся: ибо спасение от иудеев». Этим Он осуждает богослужение самарян и становится на сторону иудеев, которые одни имеют истинное откровение, и от которых должно произойти спасение (Мессия), но вместе с тем и открывает взору самарянки то время, когда падет преграда, разделявшая народы. Бог призовет язычников, уничтожит прообразовательные учреждения и устроит по всей земле духовное, сердечное поклонение Богу. Эту великую истину Он повторяет здесь и в другой раз: «настанет время, и настало уже, что истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это время уже теперь открывается с явлением Иисуса Христа во плоти. Истинные поклонники отселе служат Ему не одною только молитвою на устах, но приносят в жертву Богу всего человека в духе и истине. Это была та живая вода, о которой самарянка говорила: «Господи! дай мне этой воды»; теперь эта вода струилась в словах Господа. Самарянке оставалось только черпать и пить.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ответ : Начиная Свою проповедь , Господь говорил: «Исполнилось время и приблизилось Царство Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 15 ). Слово «евангелие» означает радостную весть о Царстве Божием. Войти в это Царство любви Божией и нравственной чистоты призваны все истинно верующие во Христа Спасителя, идущие путем последования Ему (см. Мк. 8, 34 ). Вопрос : Какие две части можно различать в едином учении Господа Иисуса Христа? Ответ : Закон веры и закон деятельности христианина. О законе веры ясно говорит апостол Павел: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры» ( Рим. 3, 27 ). О законе деятельности христианской говорят следующие места: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал. 6, 2 ). «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» ( Ин. 13, 34 ). Вопрос : Что было открыто Господом Иисусом Христом нового о Боге, сравнительно с тем, что знали язычники и иудеи? Ответ : Что истинное богопочитание должно носить высокий духовный характер. Спаситель говорил в беседе с самарянкой: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4, 24 ). Этими словами не отвергается внешнее выражение богопочитания (большое значение христианских храмов, благолепие христианского богослужения, символическое изображение вещей духовных в предметах вещественных). Служение Богу в духе и истине не означает пренебрежения ко всему телесному в отличие от духовного. Апостол заповедует христианам: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор. 6, 20 ). Два главных признака духа – разумность и свобода. Поэтому слова Господа, что «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» указывают на то, что служение Богу должно быть разумным (сообразующимся с Разумом и Волей Божией, с дарованным Церкви Откровением истины и нравственным законом Христовым) и свободным (т.е. не рабским, проникнутым страхом наказания, и не корыстно-наемническим, сосредотачивающимся на мысли о заслугах и наградах) – то есть полным любви к Богу и сыновнего дерзновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Откровение радости Божией. Радость дается в обладании благом: обладающий благом — блажен. Истинное благо не есть, конечно, средство к чему–то, и не в ощущении собственности истинная радость: радость в единении и общении с тем, что подлинно благо, потому что оно благо. Если Бог благ, то Он и блажен (I Тим., I, 11, VI, 15). Бога радуют люди, приходящие к Нему (напр., Лк., XV), и Он дарует нам Свою радость. «…Сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную», говорит Христос (Ио., XVII, 13). Мы можем радоваться в Господе или о Господе (Фил., Ill, 1, IV, 4), иметь радость Духа Святого (1ф. I, 6). Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Св. Духе» (Рим., XIV, 17)… Мы радуемся радостию Божией, потому что приобщаемся благому бытию Божию, потому что разделяем жизнь Отца, Сына и Св. Духа во всех Их совершенствах. В Царстве Божием — все в Боге, все приобщено «благо–бытию» Божию в Духе Св. и Премудрости — Слове, поэтому и радость наша будет совершенна. Совершенная, чистая радость есть проявление нашего прикосновения к Богу или Божественному. «Печаль ради Бога» (И Кор., VII, 10) не есть печаль о Боге, но о человеческом зле и страданиях, когда мы переживаем их как бы в присутствии Бога; печаль о потере образа Божия и жизни в Боге. Присутствие Божие есть радость, и чистая радость есть признак присутствия Божия. Откровение Истины Божией. «Бог есть Свет», т. е. Истина. Все бытие Божие явно Богу; Бог обладает абсолютным самопознанием и всеведением (I Ио., I, 5, 7, III, 20). Истинен прежде всего Бог Отец (Ио., VII,28, VIII, 26). Истина Божия личным образом выражена в Сыне Божием, поэтому Отец открывается нам в Сыне Духом Святым (Ио., I, 18; I Кор., II, 10). Однако Истина исходит именно от Отца. «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне», говорит Христос (Ио., VI, 45). Мы познали Бога, получив познание от Него (Гал., IV, 9). Бог хочет, чтобы все «достигли познания истины» (I Тим., И, 3–4). Древнее пророчество исполнилось: Бог вложил закон Свой в мысли наши и написал их на сердцах наших; не надо больше учить богопознанию: все «от малого до большого» познали Бога! (Евр., VIII, 10–11). Если мы не видим этого среди христиан, которые часто почти ничего не знают о Боге, то потому что христиане лишь на словах христиане. Новый Завет твердо исповедует убеждение, что христианин имеет беспредельную возможность познания Истины о Боге и Его воле о нас и мире; возможность эта дана в Самом Боге, во Христе и Духе Св…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Почти все, кто сегодня еще исповедует Христа – или хотя бы некий «христианский идеал», – безусловно, согласятся в одном: всякое доброе дело, особенно в общественной сфере, явно или неявно совершается ради Христа и Его Царства. Потому и вызывают такой энтузиазм у современных христиан всевозможные «надконфессиональ-ные» благотворительные организации, медицинские миссии, усилия по улучшению условий жизни нуждающихся, успехи в международных отношениях, кампании против войны, за разоружение и т. п. – все то, что сегодня делается «во имя человечества», они принимают, словно за этим стоит Сам Христос. Христос, однако же, говорил нечто прямо противоположное: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф. 12:30 ). На это нам возразят, что-де те, кто трудится «в христианском духе», на самом деле не против Него, а как раз с Ним; и нельзя отрицать, что есть люди, исповедующие Христа «невидимо», вне границ Его земной Церкви. Но давайте повнимательнее приглядимся к делам современной общественной жизни и попытаемся разобраться в их природе. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ): значение этих слов не нуждается в комментариях. Всем, и знающим и незнающим Его, Господь является снова и снова в виде ближних и встречных, ожидая простых и конкретных дел: накормить голодного, напоить жаждущего, одеть убогого. Чтобы так поступить, не обязательно быть христианином, достаточно просто быть человеком и отозваться на чужую нужду или боль. Христианин поступит точно так же, как и любой другой; лишь впоследствии мы сообразим, что это Сам Христос стоял перед нами, испытывая нас, что мы за люди и где наше сердце – с Ним или нет. Жизнь полна таких испытаний, проявляющих состояние нашей души точнее, чем любой самоанализ. Итак, доброта и отзывчивость – вовсе не «идеи в христианском духе», а глубинное содержание христианской жизни. Христианство , в самом деле, «вдохновило» их, и они настолько вросли в человеческую природу, что забыт оказался их истинный смысл. Они существуют как бы между прочим, помимо важных и серьезных «общественных задач», которые в наше время как раз и принято решать «в христианском духе».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

«Да приидет Царствие Твое» В этом прошении Молитвы Господней имеется в виду то Царство Божие (или Царство Небесное), о котором многократно говорится в Евангелии. Господь Иисус Христос в Своих притчах сравнивает его с сокровищем, ради покупки которого человек должен продать все, что имеет ( Мф 19:21 ); с горчичным зерном, из которого вырастает огромное дерево; с закваской, благодаря которой вскисает все тесто ( Лк 13:18–21 ). Царство Божие «приблизилось» с пришествием Христа Спасителя ( Мф 4:17 ); оно — «не от мира сего» ( Ин 18:36 ). Царство Божие — это новое, благодатное состояние учеников и последователей Христовых, по слову Спасителя: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк 17:20 ). Апостол говорит, что Царство Божие — «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим 14:17 ). Обращаясь с этим молитвенным воззванием к Богу, христианин выражает свою готовность и стремление к тому, чтобы Бог духовно царствовал в его жизни, а также в жизни христиан и всего человеческого сообщества. «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» Этими словами христианин выражает свою веру в то, что следование воле Божией является для него высшим благом. Исполняя волю Божию, выраженную в Божественных заповедях, человек способствует установлению на земле такого жизненного устроения, которое находится в согласии с вечным бытием Триединого Бога. Воля Божия совершается на небе, то есть в ангельском мире. Христианин молится о том, чтобы она совершалась также на земле, в человеческом сообществе. Высшим образцом молитвы, которая выражает послушание воле Божией, является молитва Господа Иисуса Христа в Гефсиманском саду перед Его Крестным подвигом: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» ( Мк 14:36 ). «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» Прошение о хлебе насущном напоминает о том, что мир является творением Божиим, а человек лишь пользуется благами мира как Божественным даром ( Быт 1:26–28 ). Испрашивая у Бога необходимое для своего повседневного существования, христианин тем самым выражает веру в промысл Божий и возлагает упование на помощь Божию в трудах.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Исповедовать Господа не то одно имеет значение, чтоб устами сказать, что верую в Господа. Оно значит и вообще быть христианином. Когда нас спрашивают: ты какого исповедания? и мы ответим: христианского; то этот ответ наш тоже будет значить, что: я христианин или мы христиане. Возьмем теперь это слово в строгом смысле. Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться Таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и все ею повелеваемое строго исполнять, то есть совершать все то, что, как прежде мы показали, составляет путь к спасению. Следовательно, исповедует Господа настоящим образом тот, кто, веруя в Господа и освящаясь Таинствами и благодатные чрез них получая силы, живет свято по заповедям Божиим под руководством пастырей, – и все в духе и по законоположениям Святой Православной Церкви. Вот настоящий исповедник! А не тот, кто устами только исповедует Господа. Святой Иоанн Богослов в первом своем послании, говоря об исповедании, разумеет именно такое деятельное исповедание. Спасибо большое Лук.12:8  Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. Матф.10:32  Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;  а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Откр.3:5  Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. 2. Говорить на каждом углу не стоит, ровно также одежда должна закрывать крестик, однако при вопросе: “А ты верующий”? Стоит крепко отвечать, что Вы — христианин, исповедовавший Иисуса Христа. Не важно, атеист с вами в данный момент или человек придерживающиеся другой религии. Всего хорошего! Помоги Господь! Нет смысла ставить подчеркнуто-религиозную аватарку, но без всякого кича дать понять на странице, что Вы православный христианин, необходимо. Это для того, чтобы Ваши знакомые в случае необходимости смогли обратиться к Вам за духовным советом.

http://azbyka.ru/vopros/stoit-li-vsem-i-...

Нам это важно помнить, потому что мы иногда являем удивительную всеядность в духовной жизни. Есть множество людей, которым главное, чтобы было «духовно» – а каково качество этой «духовности», их не интересует. Но духовность бывает разная, так как действовать могут разные духи. Об этом и говорит Иоанн Богослов. Другую важную вещь о Святом Духе сообщает нам апостол Павел. Он пишет, что Духа Святого имеет в себе каждый церковный христианин. Странное дело! – многие христиане отрицают это по ложному смирению, думая, что Духа в себе имели только праведники. «Святой Дух не может приблизиться ко мне, ибо я грешен», – говорят они. Само смирение похвально, но такая логика неверна. Если бы Дух Святой не нисходил к грешникам, Его просто не было бы в Церкви, ибо наша Церковь и есть собрание кающихся грешников. Бог дает благодать не по нашим якобы добрым делам, а по факту нашего пребывания в Церкви. Если ты крещен, миропомазан и тебя допускают ко Причастию, не смей говорить: я не знаю Духа Святого. Да, ты можешь выгнать Духа из своей жизни грехами, но не говори, что ты не знаешь Его, ибо Он приходил к тебе. Вот что апостол сообщает об этом христианам: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " » (Гал. 4:6). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). И даже еще резче: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Апостол Павел также пишет о том, что присутствие Духа Святого в нашей жизни должно заставить осознать нашу инаковость по отношению к миру. Христианин есть человек не от мира сего: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2:14-15). Не будем удивляться, что мир может не понимать нашего христианства. Христианин для мира есть инородное тело. Как соринка в глазу рождает слезы и боль, пока она не будет удалена, так и настоящий христианин в мире. Дух Святой не от мира сего, и мы, принимая Духа в таинствах Церкви, принимаем и Его неотмирность.

http://pravoslavie.ru/114845.html

Христианин, если он верен Богу, имеет и хранит внутренний мир в любых обстоятельствах жизни, но этот мир приобретает особую силу, когда он переходит в мир внешний, т. е. в мир со всеми людьми. И вот здесь-то и обнаруживается, насколько важен и нужен, в очах Божиих, этот мир, мир с ближними и со всеми людьми. Без примирения с ними невозможно ни нравственное оздоровление, ни примирение с Богом. И к нам, как некогда к своим слушателям, обращается великий Святитель со словами: «Послушай, что говорит Господь: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой и пойди, прежде примирись с братом твоим» (Мф 5:23–24),… потому что ради мира с братом твоим установлена и самая жертва» Полнота мира зависит, таким образом, от полноты взаимного примирения в духе любви и взаимопонимания. «Если возможно с вашей стороны, — убеждает апостол, — будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:18). Мир всех со всеми — это и есть мир во всем человеческом обществе, мир между народами и государствами. Такова суть воззрений св. Иоанна Златоуста на мир. Исходя из этих воззрений, мы можем сделать, в отношении затронутого нами вопроса, только один вывод: христианин должен приобретать внутренний мир, то есть мир с Богом, — в этом смысл его жизни, без этого он не христианин. Но этот внутренний мир тесно сопряжен с миром внешним, с миром среди людей; поэтому нельзя достигнуть этого вожделенного внутреннего мира, если мы не будем бороться и за внешний мир. Вот почему всякий христианин должен встать в ряды борцов за мир. «Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». А. Андреев Св. Иоанн Златоуст. Творения, СПБ, 1898 г., т. XII, стр. 1328. Там же. Там же, стр. 668. Там же. Там же. Там же, т. VI, стр. 305. Св. Иоанн Златоуст, Творения, т. II, стр. 435–437. Там же. Там же, т. V, стр. 212; т. I, стр. 625. Там же, т. X, стр. 9. Там же, т. V, стр. 32. Там же, т. II, стр. 435–436. Там же, т. V, стр. 33. Там же, т. II, стр. 429–430. Источник: ЖМП 2, февраль 1954

http://blog.predanie.ru/article/mir-po-s...

является Господь, по противоположности ему безначальный, вечный, безгрешный, вседовольный и пр.?! О какой либо гордости говорить здесь было бы для человека более чем бессмысленно. Это само собою ясно. Затем, прекрасно зная, что все люди имеют одного общего родоначальника, что все в лице его одинаково согрешили и одинаково заслужили от Бога наказание, что все одинаково искуплены пречистой кровью Спасителя, что всех за гробом ждёт нелицеприятный суд праведного Судии и пр., христианин и в отношении к ближним не видит решительно никаких оснований гордиться. А сознавая за собой множество грехов, и явных, и тайных, и совершённых, и ещё только зарождающихся в его помыслах..., грехов, которые ему самому прекрасно известны, с одной стороны; а с другой, не имея возможности заметить такой массы грехов у ближних, хотя бы по тому одному, что ему известными становятся обыкновенно лишь наружные проявления других, кроме того, сплошь и рядом видя, что другие более серьёзно относятся к требованиям нравственного закона, Божиих заповедей, чем он сам.., христианин, скорее всего, видит налицо все основания для того, чтобы настраивать себя в отношении к своим ближним в духе смирения и только в нём. Где уж тут гордиться пред окружающими человеку, который (а таков в своём сознании каждый христианин) чувствует себя всецело проникнутым греховными наклонностями и стремлениями, всецело погрязшим во зло и пороки и проч.?! Здесь место только смирению и смирению. Такова христианская точка зрения (ср., напр., Мф. 20:26, 27 ; Рим. 12:16 ; Кол. 3:12,13 ...). При ней христианин [следуя примру Самого Господа своего, Который не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 )..., Который, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но, несмотря на это, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став, как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной, ( Флп. 2:6–8 )] ничего не делает по тщеславию, но по смиренномудрию почитает один другого высшим себя...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010