Второю чертою царства благодати служит, по слову апостола, мир и именно мир с Богом. Мир этот есть необходимое следствие благодатного оправдания перед Богом, как говорит о сем апостол: «итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа». Миру противоположна вражда, состоящая в разделении враждующих лиц. Разделение же между Богом и людьми происходит от грехов человеческих, как говорит о сем пророк Исайя: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать». Но ради заслуг Иисуса Христа Бог дарует нам прощение грехов и тем уничтожает причину, разделяющую нас от Него, и оправдывает нас. Так во Христе мы примиряемся с Богом, не имеем страха перед Ним, но вступаем в блаженное общение с Ним. Третью отличительную черту царства благодати составляет, по апостолу, радость во Святом Духе. Слово радость столько же утешительно для людей, как и слово мир. Но апостол говорит не о радости людей мира сего, но о той радости, которая производится в нас Духом Святым. Эту радость мы испытываем, когда получаем прощение грехов и вступаем в мир с Богом. Грех есть самое тяжкое бедствие, самое ужасное бремя, почему и прощение грехов есть самое великое благо. Уже обыкновенные должники испытывают великую радость, когда им прощают долги. Тем естественнее радоваться нам, когда мы получаем прощение грехов. Поэтому христианин может радоваться всегда о спасении своем во Христе Иисусе. К этой радости призывает и апостол, говоря: «радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь». Таковы отличительные черты благодатного Царства Иисуса Христа. Поэтому словами «да приидет Царствие Твое» мы просим Бога, чтобы все грешники пришли в раскаяние и уверовали в Евангелие, чтобы все люди соделались членами благодатного царства и, ради заслуг Господа нашего Иисуса Христа, удостоились оправдания и соединенного с этим оправданием мира и радости в Духе Святом. Блаженны те, которые достойно пребывают ныне в благодатном Царстве Христовом; по смерти своей они непременно войдут в царство славы, где будут вечно блаженствовать. В последний день мира на страшном суде Своем Господь скажет им: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Как дети Божии по благодати мы – наследники Божии и сонаследники Христа. В ночь Своих страданий Господь молился также и о нас: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Посему-то, молясь о Царстве благодатном, христианин может также просить во втором прошении и Царства славы, то есть совершенного блаженства на небесах. Этого Царства желал и просил Павел, как сам он свидетельствует о сем: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Добродетельная, самоотверженная, подвижническая жизнь приносит в душу не только упование на спасение, но и совершенное успокоение сердца в Боге и мир с Богом, который находится в неразрывной связи с беспрерывным покаянием. «Оправдавшись верою, – говорит апостол, – мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 5:1 ). Бог людей примирил Себе во Христе, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой состоят теперь все истинные христиане и хвалимся надеждой славы Божией ( 2Кор. 5:19 ; Рим. 5:2 ). Этот мир свидетельствуется ощущением благоволения Божия, созерцанием в духе светлого лица Божия, сознанием отнятия и изменения гнева Его на милость, радостным воззрением на небо. Прежде, до обращения от греховной жизни, был будто меч над главою, было страшно обратиться и подумать о Нем, а теперь со святым дерзновением христианин обращает взор к Богу и возносит глас молитвы. Но это пребывание в чувстве упования спасения и мира с Богом может быть, когда ничего нет на совести. Но так как по апостолу мы никогда не бываем без греха, то необходимо постоянно очищать совесть покаянием, чтобы быть в мире с Богом ( 1Ин. 1:9 ). Малые грехи – очищать ежечасным, ежеминутным раскаянием и молитвенным воздыханием к Богу до умирения духа, а великие грехи – не откладывая, исповедать духовному отцу и принять разрешение (си. выше гл. 11, §7 – о непрерывном говении, п. «а»). В неразрывной связи с усиленной подвижнической деятельностью ради живого союза с Господом христианин должен в себе иметь и напрягаться возбудить и всегда хранить чувство любви Отчей от Бога, чувство Его любви к нам как Отца к детям, и чувства своего сыновства, близости к Нему по благодати. «Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духе усыновления, Которым взываем: «Авве Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:14–16 ; ср. Гал. 3:26–27 ), получившие усыновление ( Гал. 4:5–6 ). «Смотрите, – говорит апостол любви, – какую любовь дал нам Отец, – чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Неужели после стольких лет дело дошло до того, что ты хуже всех, а кажешься себе самым лучшим, что ты стал иудеем, а не христианином, служа только немым стихиям, видя славу свою не в тайном перед Богом, а в явном перед людьми? Но если ты жил в духе, а не во плоти, то где плод духа? Где любовь, где радость сердечная? Где мир со всеми? Где смирение, долготерпение, доброта, доброжелательность, обходительность, вера, скромность, воздержанность, чистота? Где в твоих нравах образ Христов? Ты говоришь: «Я не распутник, не вор, не святотатец и соблюдаю то, что исповедую». Разве это отличается от слов: «Я не такой, как прочие люди – грабители, прелюбодеи, и пощусь два раза в неделю». Я же весьма предпочитаю низкого мытаря, который умоляет о милосердии, таким людям, которые помнят свои благодеяния. О чем ты вещаешь? Разве ты исполнил то, в чем поклялся когда-то при крещении – что будешь христианином, т.е. духовным, а не иудеем? Из-за жалких человеческих установлений ты преступил божьи заповеди. Разве христианство – это не духовная жизнь? Слушай Павла, который говорит римлянам: «Итак, нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, которые живут не по плоти. Ведь закон жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Так как по закону, ослабленному плотью, было это невозможно, то Бог, посылая своего сына в подобии греховной плоти и за грех, осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, которые живут не по плоти, а по духу. Ибо живущие по плоти помышляют о плоти, а живущие по духу думают о духе. Ибо плотские знания – это смерть, знания же духовные – жизнь и мир. Потому что плотская мудрость враждебна Богу; ибо закону Божьему не покоряются, да и не могут. Те же, которые живут по плоти, не могут угодить Богу». Что можно было сказать полнее? Что яснее? Однако люди изворотливо льстящие своим порокам и поспешающие порицать чужие, полагают, что это нисколько их не касается, и слова Павла о жизни по плоти они относят только к прелюбодеям и распутникам; то, что он сказал о мудрости плоти, которая враждебна Бога, они обращают против тех, которые изучали светскую науку (они это так называют).Они рукоплещут себе в обоих случаях: и за то, что они не прелюбодеи, и за то, что никаким наукам совершенно не обучены.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/fil...

От православного христианина требуется лишь искренняя вера и надлежащее нравственное настроение, а пути и способы благодатного влияния на него установлены Самим Богом и потребные для этих благодатных влияний священнодействия совершаются лицами, уполномоченными на то Богом же. 52 И. Христос положил Сам же главные основы и христианского внешнего богопочтения. Как видно из истории религий, главные виды всякого внешнего религиозного богопочтения суть молитва и жертва. Господь И. Христос и преподал, в качестве образца для всех наших молитв – и частных и общественных, нам на все времена молитву, известную под именем молитвы Господней: Отче наш ... Пред крестными страданиями и смертью Своею Господь Иисус Христос установил Сам и таинство евхаристии, как бескровную жертву за наши грехи, долженствующую приноситься Богу дотоле, пока существует вселенная в теперешнем ее виде ( Лук. 22, 15 – 20 ), и служащую для христиан существенным и незаменимым средством для теснейшего общения и единения их с Самим Богом ( Иоан. 6, 66 ). Таким образом, и другая главная принадлежность всякого богопочтения – жертва установлена Самим же Иисусом Христом. 53 О поклонении Богу. (Против штундистов). По учению штундистов, поклонение Богу должно выражаться одним духом, без участия тела, т. е. без всяких внешних форм и обрядов. Как ни странным представляется такое учение штундистов, тем не менее во имя своей мнимой «духовности» они отрицают всю внешнеобрядовую сторону православной веры, как то; св. храмы, иконы, крест и крестное знамение, посты и др. Свое лжеучение о служении Богу духом сектанты хотят подкрепить следующими местами св. Писания: 1) Но настанет время, и настало уже, когда истиннне поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Иоан. 4, 23 – 24 ). 2) Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир; потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону не покоряются, да о не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   48    «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер» (Рим. 14:15). Помнят ли слова эти св. Апостола те пастыри, которые усвоили себе дурную привычку – курение табака... От этого нужно поспешить отучить себя... Ведь этим у слабого христианина, а особенно у детей, можно поколебать и даже разрушить веру... К сожалению, этот порок очень распространен среди пастырей!    49    «И кто мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12:26). Здесь у нас основание для почитания угодников Божиих, святых. А святыми мы считаем тех, кого прославил Господь чудесами от мощей их. Если Господь почтил своих угодников, то и мы должны почитать их. Мы не воздаем святыни – Божиих почестей. Напротив, исповедуем, что угодники Божии достигли именно при помощи Божией благодати, и прославляем всегда в памяти святых Бога, дивного во святых Своих... Почитать святого угодника Божия с нашей стороны – есть вместе и преклонение пред его идеалами: что он отмечает – то и мы отмечаем...»    50    «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками» (Иоан. 15:8). Задача жизни христианина – приносить как можно больше добрых дел во славу Божию и благо ближних. Мы призваны Самим Спасителем – к неустанному труду, к развитию всех своих данных от Бога при рождении, а пастырям – в таинстве священства, и всем верующим – в таинстве Церкви, – и все это к добрым, светлым делам... Все мы должны делать именно в духе Христовом: чисто, свято, никакой грязи, чувств зависти или корысти, никаких преступлений ради добрых даже целей – не должно быть у христианина. Это и значит: «И будете Моими учениками».    51    «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:31). Частое чтение слова Божия, особенно Евангелия – укрепляет нашу веру в Бога, согревает сердца любовью к Спасителю нашему... Душа наша, особенно среди мира, представляет собою дорогу, на которой падают различные семена неверия и разврата. Всякое семя, задержавшееся в сердце, начинает пускать корни в нас, – лукавых и грешных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Один источник не может изливать соленую и сладкую воду” , не должно изводить из одних и тех же уст и благословение, и проклятие. Не оскорбляйте же Святого Духа Божия, Которым уста ваши запечатаны в день искупления… Раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас. Пречистая довольствовалась естественным цветом одежд, была вовсе чужда какой-либо нескромности и дерзости в обращении, но все в Ней: и внешность, и походка, и собеседование с людьми – запечатлено было девственностью. Так и вам надлежит облекаться в приличные одеяния, радея о стыдливости и целомудрии . Пресвятая Богородица никогда не позволяла Себе оставаться незанятой, но на всякое время и час Она пребывала в молитве, занимаясь рукоделием либо чтением Священного Писания. Поступайте так – и Божия благодать сохранит вас от нечистоты. Если же худая мысль и приразится уму вашему, не вступайте в собеседование с нею, а скажите лишь: “Предложение твое – на главу твою, враже! Матерь Божия, помоги мне”. Тотчас вслед за сим читайте со вниманием и умилением: БОГОРОДИЦЕ ДЕВО, РАДУЙСЯ, БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ. БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, ЯКО СПАСА РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ! Эта молитва научит вас быть друг ко другу добрыми, сострадательными… Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”. О нарушителях правил приличия Высоко, очень высоко звание христианина! Высоко, но и ответственно. Подумаем, ведь незнающие ничего о Спасителе часто судят о Нем по нашим делам. По ученикам делают заключение об Учителе, определяя для себя: следовать учению Господа или нет. Вот почему жизнь христианина, его поступки, слова, внешность, привычки и обычаи должны быть безупречными. Ни в чем никому никогда не подавать соблазна или претыкания – главное наше правило в отношении людей. Ведь мы не хотели бы, чтобы имя Христово хулилось среди язычников из-за наших грехов и слабостей, видимых всеми? Страшно и помыслить о том! Сколько же требуется от христианина сосредоточенности, внимательности, какие нравственные усилия надобно ему прилагать, чтобы, по заповеди святого Апостола Павла, быть образцом “в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” ! И это не один день, не два, а постоянно, всю жизнь! По учению Апостолов Господа, мы призваны не только быть образцом для верующих, но и радеть о добром имени нашем перед далекими от Церкви людьми, обращаясь с ними благоразумно.

http://azbyka.ru/deti/moya-pervaya-ispov...

И первый этап: «и глас мой услышат» (Ин. 10, 16) – это слышание Слова Божия, обращённого к сердцу человека на человеческом языке. «И будет едино стадо и един пастырь » (Ин. 10, 16). Замечательный акцент ставит наш современник: в словах Спасителя, обращённых Им к Богу Отцу: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21) – это как гораздо драгоценнее самого единства, так как являет образ бытия Самой Святой Троицы. Единство – только следствие]. Святость мы можем рассматривать одновременно и как сам путь христианина, и как его цель Святость мы можем рассматривать одновременно и как сам путь христианина, и как его цель. И это, очевидно, единственный случай, когда путь отождествляется с его целью. Жизнь во Христе понимается нами как литургия, которую невозможно расчленить на «жить» и на «что-то проживать», чтобы жить в будущем (после воскресения). Жизнь во Христе – это и начало, и конец спасения одновременно, поскольку это совместная жизнь с Богом и в Боге, а не обособленное, отдельное подготовительное проживание ради будущей жизни. [Поэтому главное в христианской жизни – бережливое, внимательное хранение сердца и Того в нём, Кому я дал там пребывать. Тогда образ Писания: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20) – для меня уже не является отвлечённым, он наполнен содержанием моей жизни, имеет силу факта]. И как жизнь во Христе и в Духе Святом истинная, настоящая, так и всё связанное с ней для христианина на земле – настоящее и причастное святости, именно потому, что освящено благодатью Божией, Божественными нетварными энергиями, живыми энергиями, которые и есть любовь. Святость как обожение стало возможным только после спасительного подвига Господа Иисуса Христа – Его крестных страданий, воскресения во плоти, вознесения на Небо и дарования нам Духа Святаго. До этого праведники Божии имели Духа отчасти, действие Его в них было прикровенно и неполно. Святые отцы говорят, что и образ соединения Адама с Богом был меньше, чем у апостолов в Пятидесятницу и, позже, у святых Нового Завета. Только благодаря Христу в Церкви, как в новом образе жизни и соединения с Богом, человек может стать по благодати тем, чем Бог является по природе. И это есть истинное Богопознание, которое святыми отцами определяется как обладание Богом, а не только как отвлечённое знание о Нём, не вводящее с Ним в тесное общение. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

http://pravoslavie.ru/157615.html

Миропомазание совершается только над принявшим действительное крещение. Принятие миропомазания является обязательным условием для допущения к таинству св. причащения. Вопрос : В чем состоят невидимые действия таинства миропомазания? Ответ : Воспринимая обильное облагодатствование в таинстве миропомазания, верующий и крещенный человек становится храмом и жилищем Святого Духа. «Разве не знаете, – говорит св. Апостол Корифнянам, – что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3, 16 ). Это сопребывание с миропомазанным Духа Святого дает ему способность жить новой жизнью в Духе Божием, преодолевая злую «похоть», остающуюся в природе человека и по крещении и стремящуюся обольстить его и увлечь ко греху (см. Иак. 1, 14–15 ). «Вы не по плоти живете, – говорит Апостол христианам, удостоившимся таинств крещения и миропомазания, – а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (т.е. не Христов)» ( Рим. 8, 9 ). Естественно, что христианин должен всячески избегать «оскорблять Святаго Духа Божия, Которым он запечатлен» (см. Еф. 4, 30 ), дабы не утратить Его ощутимого присутствия. Апостол, напомнив Коринфянам, что даже тела христиан суть храм Святого Духа, увещавает их словами: «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (см. 1Кор. 6, 19–20 ). Среди даров Божиих в миропомазании ниспосылается и самый драгоценный – дар любви к Богу и ближним. «Любовь Божия, – говорит ап. Павел, – излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5, 5 ). Благодаря этому дару любви, христианин начинает ясно ощущать в себе присутствие Божие, близость Бога и как бы на опыте познает Бога в Его величии и благости. Это опытное познание Бога и ощущение в себе жизни божественной ап. Иоанн называет «знанием», или «ведением», Бога, получаемым не от внешнего научения людей, а непосредственно из опыта богообщения, благодаря «помазанию», т.е. таинству святого миропомазания. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все ... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2, 20, 27 ). Конечно, этими словами Апостол не отрицает важность и внешнего научения истинам веры; он хочет лишь сказать, что при истинно христианской жизни свидетельство сердца о Боге, о Его любви к человеку, о блаженстве богообщения столь сильно и очевидно для христианина, что с ним не может сравниться никакое словесное научение. Опытно испытывая силу любви Божией и радость общения с Богом, христианин и сам отвечает на них искренней и преданной любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Ради Христа можно отречься от всего и даже от самого себя. Он есть наше утешение, наше воскресение, наше нахождение самих себя в Нем. Эти слова тронули арестанта-сектанта, и он попросил меня прийти к нему в одиночную камеру. Когда я пришел к нему, то сектант возрадовался моему приходу. Сектант-арестант попросил меня сесть рядом с собою на полу его маленькой камерки. Я сел. Арестант вынул из своего засаленного кармана Святое Евангелие и, открыв его, нашел четвертую главу от Иоанна, указал мне 24-й стих. Я его прочел. — Батюшка, ради Христа, растолкуйте мне его. Что это значит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему, должны поклоняться в духе и истине».. Что это такое: «Поклоняться духом и истиною»? — Сын мой милый, — ответил я, — это значит, что вся жизнь верующего христианина должна быть духовной, подобной жизни Христа Бога, и настолько эта жизнь христианина должна быть цельной и богоподобной, чтобы в нее никакая фальшь, никакая ложь, никакой обман и соблазн не могли проникнуть, и она, как жизнь христианина, должна быть жизнью сына Божия, по образу Единородного Сына Божия Христа, который и есть одна в полном смысле слова Истина. Когда мы эту Божественную Христову жизнь будем воплощать в своей жизни, тогда мы и будем поклоняться истиной, т.е. совершенствоваться в усыновлении себя Богу. Истина наша есть беспрестанное усыновление себя Богу. Говоря это, я взглянул на сектанта, а у него слеза за слезой крупными каплями падают на страницу Евангелия. — Дорогой батюшка, — сквозь слезы промолвил сектант, — почему это нам так не говорят священники? Если бы они нас учили правильно понимать Святое Евангелие, то жизнь наша изменилась бы. Я не раз Вас слышал и не раз видел Ваше отношение к арестантам, и меня это страшно всегда поражало. У Вас, ведь, батюшка, нет различия между людьми, арестант ли он, или начальник тюрьмы — у Вас одни и те же отношения. Мы до слез рады, когда Вас слушают и с Вами беседуют и беседуют свободно, русский арестант, бурят, китаец, магометанин, раскольник, православный, лютеранин, еврей, католик — для Вас все одинаковы и ко всем Вы, как родной, наш общий брат, относитесь. Вот это-то нас и радует. Но теперь я Вас буду спрашивать, а Вы отвечайте мне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=748...

Скачать epub pdf РАДОСТЬ ХРИСТИАНИНА (Неделя православная) «Радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир». Среди печальных дней великого поста, когда усилены наши молитвы и воздержания, когда мы скорбим и плачем о своих согрешениях, – нашу смиренную душу посещает и радость. Когда очищением от своих грехов в таинстве покаяния приступили мы к святой чаше жизни и вкусили Пречистого Тела и Крови Христовой – в нашу душу нисшел мир, покой, радость о Духе Святом... Откуда сие? Если посмотреть на наше причащение Христовых таин со стороны, глазами неверующего, то здесь несомненно чудо, сверхестественное явление. В самом деле, подходят к чаше люди смущенные, скорбные, а отходят радостные, покойные, с светлыми лицами. Что это, как не чудо? Почему? – Потому что мы вкусили не какой-либо обыкновенной пищи, а Самого Тела и Крови Христовых. Только для неверующего все это страшно и непонятно, хотя духовного преображения нашего, совершающегося у него на глазах, неверующий отрицать не может. «Душевный человек, говорит Св.Апостол, не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Для верующего же христианина ясно здесь видна сила Божия, как о сем говорит наш Спаситель: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк. 9:1 ). Здесь указана для тебя, возлюбленный, цель твоей жизни и вместе с тем твое счастье и постоянная духовная радость – в общении с Богом. Когда скорби обойдут тебя, найдет уныние и ужас от зла окружающего, не падай духом: Спеши в храм Божий православный, очищай душу свою в таинстве покаяния и приступай к Святой Чаше. И ты вкусишь и увидишь: как благ Бог, узнаешь, что в общении с Богом именно и есть то настоящее счастье, которого никто из людей и ничто земное дать тебе не смогут... А в нынешнюю неделю православия к этой нашей личной радости присоединяется еще другая: радость за Церковь Божию, которая ныне празднует победу над всеми многочисленными врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010