Рукопись неполная, – всего сохранилось 88 листов. Правописание юсовое. Пергамин плохой, и письмо так же очень плохо, почерк нечеткий, неискусный и небрежный. Встречается множество ошибок, описок, пропусков, повторений букв, слогов и целых слов. – После пятидесятницы чтения пишутся только на субботы, недели и в нарочитые дни, по месяцеслову. В месяцеслове 14 окт. ст птк славянские названия месяцев: стдень, просииць, заревъ; 7 янв. до 15 июля месяцеслова недостает, за утратою соответствующих листов, после л. 80. Македонский так же, как Охридскиц и Слепченский, посредственно или непосредственно переписан с глаголического извода. Доказательства на это собраны у II. I. Шафарика: Památky hlah. písemn. str. XII; Über d. Ursprung und die Heimath d. glagolitismus, Prag, 1858, 21. Описан и частью издан II. Средневским в Сборнике отд. рус. яз. и слов. Ак. Наук, т. 15, Спб. 1877, 463–489; употреблен в дело в моей книге об Апостоле. В бытность мою в Праге в 1874 г. Я списал для себя из этой рукописи палеографически точно весть текст первых пяти посланий ап. Павла. А4 Мануйловский Апостол, отрывок, всего 4 листа, в частной собственности (в 1875 г. Я пользовался им от И.И. Срезневского ) писан на пергамине, в малый лист, уставом XIII в. Правописание юсовое. Отрывок этот содержит в себе чтения апостольские от среды 27 не. До среды 29 нед. по пасхе. Из первых пяти посланий ап. Павла здесь имеются только Гал. 5, 22–6, 2 ; Еф. 1, 16–23; 6, 10–7 . Мануйловский отрывок описан и частью издан И. Срезневским : Древн. слав. пам. юсов. письма, 47–48, 199–201, 321–323. А5 Апостол и Евангелие, Белградской народной библиотеки 146, писаны на толстом грубом пергамине, в 4-ку, в один ряд, на 127 л., уставом XIII в. Начальные буквы писаны киноварью очень просто; ни заставок, ни виньеток и никаких украшений нет. Правописание юсовое. –Первой половины рукописи и конца ее не сохранилось. Начинается с окончания евангельского чтения в вторн. 25 нед. по пятидес. и прерывается на начале апостольского чтения в 6 день августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

1Ездр.6:15 .  И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. Временем окончания храма называется третий день месяца адара шестого года Дария. Во 2Езд 7.5 , как день окончания храма, называется 23 день адара того же года, а у И. Флавия (Иуд.Древн. 11:4, 7) 23-й день адара девятого года. Каким образом получилось это разногласие, трудно сказать. Но дата 1Езд заслуживает предпочтения перед другими ввиду общего строго исторического характера этой книги. Последнего нельзя утверждать ни о 2 Езд, ни о сообщениях И. Флавия касательно персидского периода истории иудеев, В день окончания храма, по-видимому, совершилось и освящение его, так что к началу нового года и приходящимся на это начало праздникам храм был вполне приготовлен для богослужения. 1Ездр.6:17 .  И принесли при освящении сего дома Божия: сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых. Говоря об обстоятельствах освящения храма Соломонова, дееписатель сообщает, что тогда принесены были жертвы, которых невозможно исчислить и определить по множеству их ( 3Цар 8.5 ), и что царь Соломон в мирную жертву принес двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота (ст. 63). Количество жертвоприношений при освящении храма Зоровавеля, указанное в ст. 17, показывает, как отличалось время послепленное от равной эпохи Соломона. В жертву за грех , как видно из того же стиха, было принесено 12 козлов по числу колен израилевых. Этим обозначалось, что храм создан для всего народа завета, и выражалась надежда на возвращение в страну отцов всего рассеянного Израиля (ср. Иез 37.15–28 ; Иер 31.27 ). 1Ездр.6:19 .  И совершили возвратившиеся из плена пасху в четырнадцатый день первого месяца, Со ст. 19 писатель оставляет арамейский язык и снова обращается к языку еврейскому. 1Ездр.6:20 .  потому что очистились священники и левиты, – все они, как один, были чисты; и закололи агнцев пасхальных для всех, возвратившихся из плена, для братьев своих священников и для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2) Записка Сергеева „Изъяснение раскола, именуемого христовщина или хлыстовщина“. Записка эта была представлена Сергеевым в Св. Синод в 1809 году и составляет результат его наблюдения и изучения секты хлыстов, в которой он сам пребывал в течение шести лет. В ней обстоятельно и с достаточною полнотою излагается учение хлыстов о Лице И. Христа и о хлыстовских лжехристах; есть, далее, указания на культ хлыстов и на некоторые черты из быта последних. Важность и значение записки Сергеева, как источника, можно вполне видеть только при чтении статьи: „Русский простонародный мистицизм“ г. Барсова, который первый воспользовался ее содержанием, так как существующие два издания этой записки в „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ (1873 г. 1. V. 31–38 стр. и 1874 г. 3. V. 62 стр.) хотя и пополняют одно другое, но в них многого недостает, что помещено г. Барсовым в его статье. 3) Прекрасным пополнением сочинения Сергеева может служит ряд статей Преображенцева, обратившегося из секты людей божиих. Состоя долгое время в секте хлыстов и будучи жарким последователем ее учения, Преображенцев, благодаря случайным обстоятельствам, обратившим его внимание на исповедуемое им учение и особенно на безнравственную жизнь его согласников, сознал, наконец, полную несостоятельность этого учения и жизни, оставил общество хлыстов, присоединившись к православной церкви, и решился письменно изложить историю своей жизни в этом обществе. Первые его статьи носят название· „Исповедь обратившегося раскольника (из секты людей божиих)“ 5 и заключают в себе изложение обрядовой стороны о принятии в секту, о здравии именинника, поминовениях и милостыни; последние три рассказа суть единственные, не встречающиеся ни в одном из известных до сих пор сочинений о хлыстах. Второй ряд статей, самый длинный и существенно важный, имеет оглавление: „Дополнительные сведения к исповеди обратившегося раскольника из секты людей божиих“ 6 . Здесь кроме обрядовой стороны, которая занимает видное место, есть также указание и на учение хлыстов, преимущественно о церкви. Изложение обрядов и именно радений имеет особенный интерес потому, что автор говорит о них в связи с теми тайными душевными мотивами, которые побуждают хлыстов собираться на радения и принимать в них живое участие. Но особенно важным представляется нам в этом довольно обширном ряду статей рассказ автора, о своей жизни в секте хлыстов, о положении провинившихся девушек и вообще о религиозно-нравственном состоянии общества хлыстов. Этот последний отдел „исповеди“ Преображенцева займет видное место при изложении нами внутреннего быта хлыстовского общества. Наконец, третий ряд статей „Духовные стихи хлыстов“ заключает в себе изложение 16-ти песен 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

2Езд.4:52 и для приношения на жертвенник каждодневных всесожжений, сверх семнадцати предписанных, даваемо было еще по десяти талантов в год; 52 . Упоминание о семнадцати предписанных всесожжениях, не ясно. В сир.. древн.-лат. и Вульг. оно опущено. Ср. Ucx XXIX:38 ; Чuc XXVIII,8 . 2Езд.4:53 и чтобы всем отправляющимся из Вавилона была свобода строить город, как самим, так и потомкам их и всем священникам, которые пойдут. 2Езд.4:54 Писал также и о содержании и о священническом облачении, в котором служат. 2Езд.4:55 Написал давать содержание и левитам до того дня, когда совершится храм и построен будет Иерусалим; 2Езд.4:56 и всем, стерегущим город, предписал давать жалованье и продовольствие. 56 . Предписал давать жалованье и продовольствие, – κλρους και ψνια, поместья и содержание. 2Езд.4:57 Отпустил и все сосуды, которые отделил Кир из Вавилона; и всё, что велел сделать Кир, и он повелел исполнить и послать в Иерусалим. 2Езд.4:58 И когда вышел юноша, то устремил лице свое на небо против Иерусалима, возблагодарил Царя Небесного и сказал: 58 . И когда вышел юноша, – вышел, очевидно, из царского дворца. – Устремил лице свое на небо против Иерусалима . Ср. Дан VI10. Молиться, обратив лицо к Иерусалиму, было общим обычаем. 2Езд.4:59 от Тебя победа и от Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб. 2Езд.4:60 Благословен Ты, даровавший мне мудрость, и благодарю Тебя, Господи, Боже отцов наших. 2Езд.4:61 И, взяв письма, отправился и пришел в Вавилон и объявил всем братьям своим. 2Езд.4:62 И они возблагодарили Бога отцов своих за то, что даровал им свободу и разрешение 2Езд.4:63 идти и строить Иерусалим и храм, на котором наречено имя Его. И ликовали с музыкою и веселием семь дней. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Ездры. 900-942 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.16:24 .  И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы. Желая иметь, может быть, более укрепленную и неприступную по самому физическому положению столицу, Амврий купил у некоего Семира гору и на ней построил город Самарию (евр. Шомерон), сделавшийся с тех пор постоянной столицей Израильского царства, известную и в клинообразных надписях ассирийских под именем Samerina (арамейск. Шамерайн, ( 1Ездр.4:10,17 ); греч. Σαμρεια, лат. Samaria; ср. Onomasm. 822). Ирод Великий впоследствии вновь обстроил этот город, назвав его в честь Императора Августою, по греч. Севастою ( Σεβαστ). (И. Флав. Иуд. Древн. XV, 7, 7; Robinson. Palastin., III, 365 ff. ). «Так, от Семира гора названа Семирин, а от горы город: Самария. Самария же есть город, именуемый ныне Севастиею. В ней имели дом цари десяти колен. А когда десять колен отведены были в плен, и земля та сделалась пустою, цари ассирийские переселили в оные города жителей из восточных стран. И они от Самарии стали именоваться самарянами» (блаженный Феодорит, вопр. 48). Гора Семерон и город Самария находились недалеко к востоку от прежней израильской столицы Фирцы и северо-восточнее самой первой столицы Израильского царства – Сихема. Сгоревший в Фирце дворец царский (ст. 18), по-видимому, не был восстановлен, и Амврий в выборе места для новой столицы, естественно остановился на Семероне – Самарии, отнюдь не уступавшей в красоте положения доселешней столице Фирце (ср. Ис.28:1–4 ): расположенная на круглой красивой возвышенности, Самария высилась (на 100 метров – 46 сажень) над плодородной котлообразной равниной, с холмами и деревнями, а возвышенное положение города давало возможность надлежаще укрепить его, два таланта серебра на наши деньги составляют свыше 4000 руб. 3Цар.16:25 .  И делал Амврий неугодное пред очами Господа и поступал хуже всех бывших перед ним. 3Цар.16:26 .  Он во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова, и во грехах его, которыми тот ввел в грех Израильтян, чтобы прогневлять Господа Бога Израилева идолами своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

IV. Оружейная Палата заведывала всей художественной и ремесленной частью по украшению и внутреннему убранству дворца. Под ее ведением производились все иконописные и живописные работы, а также резные и токарные, деревянные и костяные, золотые, ювелирные, железные и т. п. В этом же ведомстве столярное, резное дело и затем все собственно оружейное дело. Книги и дела: 1 . Описи оружейной казны. 2 . Приходо-расходные книги денежные по заготовлению и покупке разных материалов, как то: красок, олифы, листового золота и серебра, клея, дерева для резьбы и вообще всего, что было нужно для мастеров и ремесленников. 3 . Приходо-расходные материалов. 4 . Дела по иконописным и другим работам. Более любопытные из этих дел уже прежде были изданы г. Забелиным в 1850 г., в 7-й книжке Временника Общества Истор. и Древн. Под заглавием: «Материалы для истории иконописи». V. Конюшенного приказа дел сохранилось очень мало. 1 . Описи конюшенных вещей и всякой конюшенной казны. 2 . Росписи лошадей стоялых и походных и т. п. VI. Приказ большого дворца заведывал всей дворцовой хозяйственной частью в собственном смысле, как то: всеми запасами столового обихода, всеми постройками, также волостями, приписанными ко дворцу и т. д. Книг и дел этого приказа сохранилось очень мало, и те почти все относятся к последним годам XVIIcmoлemuя. 1 . Книги расходные строельных дел, материальные и денежные. 2 . Киниги подрядов на постройки, уговорные. 3 . Книги расходные лесных и каменных запасов. 4 . Записки дневальных плотничных работ. 5 . Расходные столовых припасов и т. п. VII. Приказ Тайных дел составлял особую канцелярию Государя, так сказать, домашнее секретарство, и заведывал различными комнатными расходами, из которых большая часть шла на тайную милостынную раздачу, на столы и покормы нищим, на устройство села Измайлова – хозяйственного Царского хутора и т. п. Все тайное состояло собственно в особом личном государевом деле, независимо от других ведомств и приказов. Приказ этот существовал, как видно, только при Алексее Михайловиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В тесной связи с Пасхою является праздник Пятидесятницы или «праздник седьмиц» (chag-shabuoth, Исх 34.22 ; Втор 16.10, 16 , «праздник жатвы» – Исх 23.16 ). «Пятидесятница» – название позднейшее ( Тов 2.1 ; 2Мак 12.22 ), употребительное главным образом в Новом Завете ( Деян.2:1, 20 .:6; 1Кор 16.8 ). Связующим звеном обоих праздников, из которых Пасха соединяется с историческими воспоминаниями, а Пятидесятница ближе относится к натуральной, сельскохозяйственной жизни (хотя позднее и Пятидесятнице иудеи усвоили значение воспоминания о даровании закона на Синае), служит предписываемое законом ( Лев.23:10–14 ) принесение и благодарное жертвенное вознесение Иегове первого снопа новой жатвы во 2-й день Пасхи (mimmacharath hasschabat, Лев.23:11 : Пасха названа субботою, вследствие требуемого в этот праздник покоя). В апреле около Пасхи в Палестине начинали созревать хлеба, прежде всего (ср. Исх 9.31–32 ) ячмень: 1-й сноп ячменя и должен был быть принесен Господину земли обетованной и жертвы – Иегове, и до совершения этого обряда жатва и вкушение нового хлеба не разрешались ( Лев.23:13–14 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 3:10; блаж. Феодорит, вопр. 32). «Возношение» (через обряд »потрясения», ср. Лев.7:30 ) сопровождалось кровавой (агнец – всесожжение) и бескровной жертвой ( Лев.23:12–13 ). Лев.23:15 .  Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, Лев.23:16 .  до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: Лев.23:17 .  от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу; Лев.23:18 .  вместе с хлебами представьте семь агнцев без порока, однолетних, и из крупного скота одного тельца и двух овнов [без порока]; да будет это во всесожжение Господу, и хлебное приношение и возлияние к ним, в жертву, в приятное благоухание Господу. Лев.23:19 .  Приготовьте также из стада коз одного козла в жертву за грех и двух однолетних агнцев в жертву мирную [вместе с хлебом первого плода];

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:1, 1) так восполняет библейский рассказ: «ассириец взял деньги, но и не подумал сдержать данное обещание, а отправившись сам войной на египтян и эфиопов, оставил своего военачальника ( στραιηγν) с двумя другими полководцами во главе огромного войска под Иерусалимом для разрушения этого города». Тартан, Рабсарис и Рабсак – нарицательные, а не собственные имена ассирийских военачальников и придворных. Тартан (ср. Ис.20:1 ), ассир. turtanu, – высший полководец или военачальник; Рабсарис, с еврейского: глава евнухов (ср. 4Цар.25:19 , ср. Быт.37:36,39:1,7 ); из еврейского же языка объясняется и Раб-шаке: начальник виночерпиев ( Быт.40:2,21 ). Место остановки ассирийских полководцев – у водопровода верхнего пруда (ст. 17, Ис.36:2 ), по обычному мнению, лежавшего на запад от Иерусалима в долине Гинномовой и отождествляемого теперь с прудом Биркет-Мамилла (в отличие от «нижнего пруда», ( Ис.22:9 ), отожествляемого с нынешним Бирхет-Султан к юго-западу от Иерусалима, ср. Stade, Geschichte I, 591–593 Anmerk); здесь же, вероятно, надо искать поле белильника или валяльщика (кобес). «Иерусалим был окружен селениями ремесленников. Так, на юге, от него было селение горшечников. На востоке и западе – селения валяльщиков. Были, конечно, и другие, о которых не было случая упоминать в св. книгах. Валяльщики не только выделывали грубые шерстяные материи, но занимались и мытьем сделанных прежде. Их поселения, по необходимости, помещались близ ручьев или значительных стоков воды» (проф. Гуляев, стр. 354–355). Об этой блокаде Иерусалима частью ассирийской армии Сеннахирим в своей надписи выражается, что он «запер Езекию в Иерусалиме, как птицу в клетке». Гордые успехами своего повелителя, военачальники Сеннахирима требуют для переговоров самого царя иудейского, но Езекия, считая это ниже своего достоинства (по И. Флавию, π δειλας, из трусости), выслал к ним для этой цели трех высших своих чиновников (о значении должностей – правителя дворца, писца и докладчика см. прим. с ( 3Цар.4:3 ), и сл.), о Елиахиме и Севне см. ( Ис.22:15 ) и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.11:7 .  Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них. Прежде чем ханаанские цари привели в порядок свое многочисленное разноплеменное и разнообразное по вооружению войско, Иисус Навин быстро двинулся против него со всеми из своего народа, способными носить оружие. В 4 дня, по «Древностям» И. Флавия (Иуд.Древн. 5:1, 18), совершив переход из Галгал к меромским водам, он напал на врага внезапно и своим неожиданным ударом привел его в совершенное смятение, пользуясь которым нанес ему полное поражение. Нав.11:8 .  И предал их Господь в руки израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы [и избежал]. Израильтяне преследовали неприятеля «до Сидона великого, до Мисрефоф-Маима , и до долины Мицфы» . Сидон – знаменитый в древнейшее время главный город Финикии на берегу Средиземного моря, находившийся в уделе Ассирова колена ( Нав.19:28 ), но не принадлежавший ему ( Суд.1:31 ), ныне небольшой город Саида. Мисрефоф-Маим отождествляется многими с нынешней деревней Аин Мешерфи на берегу Средиземного моря, к северу от Акко (близ Рас-ен-Накура), а некоторыми – с Сарептой Сидонской ( 3Цар.17:9 ). О долине Мицфе ( Нав.11:8 ) см. в толковании к Нав.11:3 . Нав.11:10 .  В то же время возвратившись, Иисус взял Асор и царя его убил мечом [Асор же прежде был главою всех царств сих]; Слова, огражденные скобками «[Асор же прежде... сих]», читаются в еврейском тексте и греческом переводе LXX и принадлежат, несомненно, к тексту книги. Нав.11:11 .  и побили все дышащее, что было в нем, мечом, [все] предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем. Нав.11:12 .  И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень; Нав.11:13 .  впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора, который сжег Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неем.13:23 .  Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; Неем.13:24 .  и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Неем.13:25 .  Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. Неем.13:26 .  Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. Неем.13:27 .  И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен? Неем.13:28 .  И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя. Борьба Неемии против смешанных браков. «Еще в те дни я видел иудеев». Стоящий при слове иудеев в евр. т. член указывает на то, что речь идет не о случайно встреченных лицах, а о таких, о которых Неемия знал и которых он искал. Неем.13:24 .  и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. «Сыновья их в половину говорят по-азотски», т.е. по-филистимски, или языком других народов, – вероятно, аммонитян и моавитян, в родственные союзы с которыми вступали иудеи. Языки названных народов были близки к языку евр., представляя только диалект его. Неем.13:26 .  Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. Ср. ( 3Цар. 3:12–14, 2:1–3 ; 2Пар. 1:12 ). Неем.13:28 .  И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата, Хоронита. Я прогнал его от себя. Строгие меры, принятые против всех заключивших смешанные браки, применены были к одному из сыновей первосв. Иоиады, который был женат на дочери Санаваллата ( Неем. 2:10 ). Так как сын Иоиады, очевидно, не соглашался подчиниться требованию Неемии и отпустить свою жену, то он был изгнан из Иерусалима. Наряду с этим сообщением кн. Нееиии мы имеем известие И. Флавия, что имя сына Иоиады было Манассия, а сам факт удаления его из Иерусалима произошел при Дарии Кодомане (331 г.), причем тогда же был построен Гаризимский храм, в котором Манассия был поставлен священником (Иуд. Древн. XI, 7, 2; VIII, 2, 5). Таким образом, событие, относящееся, по кн. Неемии, к царствованию Артаксеркса 1-го, по И. Флавию, совершилось на 100 лет позже, – при Дарий Кодомане. Однако ввиду признанной неточности известий И. Флавия, относящихся к V в. до Р. X, свидетельство кн. Неемии должно быть предпочитаемо (ср. Рыбинский, Очерки истории самарян. Труды К. Д. Ак. 1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010