Василий, монах. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы . – ЖМП, 1986, 3. Введенский А. И. Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий. M., 1902. Венедикт (Князев), иером. Единство пастыря и паствы. Загорск, 1978. Машинопись. Вениамин, иерод. Аскетика или подвижничество о Христе Спасителе Боге. Киев, 1906. Вениамин (Милов) , архим. Собрание лекций по Пастырскому богословию с аскетикой. M., 1947. Машинопись. Ветелев A., проф., протоиер. Духовная школа как преддверие пастырства. Глава из курса Пастырского богословия. Загорск, 1952, ч. 1. Машинопись. Он же. Сборник статей о пастырской душепопечительности. Загорск, 1969, 5. Машинопись. Он же. О пастырской душепопечительности. Б. м., б. г. Машинопись. Вопросы пастырской практики. Б. м., б. г. Машинопись. Воронов Л. , проф., протоиер. Заседание смешанной англикано-православной комиссии. – ЖМП, 1981, 11. Геласий (Михайлов), архим. Пастырелогический элемент в творениях русских богословов XIX–XX веков: (Митрополиты Платон и Филарет, епископы Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник ). Загорск, 1964. Машинопись. Глушаков A., свящ. Святой Иоанн Златоуст как образец пастырского служения (по его житию и творениям). Загорск, 1955. Машинопись. Говоров С. Моральная философия стоиков в отношении к христианству Вера и разум, 1888, 7. Горунович Я. Учение о пастырском служении древних отцов и учителей Церкви. Смоленск, 1899. Гренков А. И., проф. Пионер науки о христианской нравственности, –Православный собеседник, 1875, янв. Святой Григорий Богослов . Творения. M., 1844, ч. 3. Григорий Великий (Двоеслов) . Правило Пастырское, или О пастырском служении. 2-е изд. Киев, 1873. Григорий, архим. Святой Григорий Богослов Назианзин как пастырь и учитель пастырства. Сергиев Посад, 1916. Добротолюбие. M., 1900–1901, т. 1–5. Древний Патерик. 2-е изд. M., 1914. Дьяченко Г. свящ. Вопросы на исповеди взрослых христиан по руководству десяти заповедей Закона Божия, девяти евангельских заповедей о блаженствах и девяти церковных заповедей... 2-е изд. M.. 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12. Говорили об авве Макарии, что в отсутствие его вошел разбойник в келлию его. Придя к келлии и найдя, что разбойник навьючивает на верблюда вещи, он сам взял некоторые из вещей и навьючивал на верблюда вместе с ним. Когда закончили, разбойник начал толкать верблюда, чтоб он встал, но он не поднимался. Авва Макарий, видя, что он не поднимается, вошел в келлию, нашел небольшой бороздник и, вынеся его, положил на верблюда, говоря: брат, сего ожидал верблюд. Старец ударил его ногой и сказал: встань. Ради слова он тотчас встал, но, отойдя немного, опять лег и не вставал, пока не сняли с него всех вещей. Тогда он пошел. 13. Некогда в Ските было собрание, и отцы, желая испытать авву Моисея, уничижили его, говоря: зачем и этот эфиоп входит в среду нас? Услышав сие, авва умолк. Когда братия разошлись, спросили его: не смутился ли ты? Он ответил: смятохся и не глаголах ( Пс. 76:5 ). 14. Рассказывал об авве Мотии ученик его авва Исаак (оба они впоследствии стали епископами), что сначала старец устроил монастырь в Гераклее. Удалясь оттуда, пришел он в другое место и там построил еще. По действию диавола нашелся один брат, который враждовал со старцем и оскорблял его. Он встал и ушел в свое селение, построил себе келлию и заключился в ней. Спустя некоторое время пошли к нему старцы того места, откуда он удалился, чтоб упросит его возвратиться в свой монастырь, и взяли с собою брата, оскорбившего его. Подойдя к тому месту, где был авва Сорий, оставили у него свои милоти и брата, который огорчил старца. Когда они подошли и постучались, старец спустил лестничку, приникнув, узнал их и спросил: где же милоти ваши? Они ответили: вон там-то с братом, оскорбившим тебя. Старец от радости, взявши топор, отбил дверь и, выйдя, побежал к брату; первый положил ему метание и дал целование; привел их в келлию свою, три дня угощал их, угощаясь и сам, чего не имел обыкновения делать, потом встал и пошел с ними. После сего он был поставлен епископом. И ученика его, авву Исаака, блаженный Кирилл также поставил епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Блаженного Епифания, епископа Кипрского, известил авва одного монастыря, находящегося в Палестине: молитвами твоими мы не нерадели о правиле нашем, но тщательно справляли третий, шестой и девятый часы. Отвечая на сие, блаженный Епифаний обличил их, говоря: вы – явные нерадивцы, проводящие все прочие часы дня без молитвы, ибо истинному монаху должно непрестанно иметь молитву и псалмопение в сердце своем. 6. Он же сказал: пророк Давид молился не по часам: в полночь вставал, пред утром умолял, утром предстоял, с рассветом молился, днем и в полдень умилостивлял. Посему и говорил: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс. 118:164 ). 7. Авва Евагрий говорил: великое дело – молиться без развлечения, а еще боле великое дело – без развлечения петь. 8. Еще говорил: когда малодушествуешь, то молись, как написано, но молись со страхом и трепетом, трезвенно и бодренно, – ибо так должно молиться, особенно, когда злонравные и злохитрые невидимые враги наши хотят нас искусить сим. 9. Опять сказал: когда восстанет в сердце вражеский помысл, не ищи в молитве того и другого, но против враждебности изостри меч слез твоих. 10. Некогда авва Моисей пришел почерпнуть воды и нашел авву Захарию, молящегося при водоеме, и Духа Божия, сидящего на нем в виде голубя. 11. Авва Исаия , пресвитер Пелусийский, сказал в упрек братиям, вкушающим в церкви на трапезе любви и беседовавшим друг с другом: молчите, братие! Я знаю брата, который сидит вместе с вами и пьет чаши, как и вы, а молитва его восходит к Богу, как огонь. 12. Авва Лот пришел однажды к авве Иосифу и говорит ему: авва! По силе моей я исполняю небольшое мое правило и небольшой мой пост, молитву, тайное поучение, безмолвие и по силе моей считаю помыслы. Что еще должно мне делать? Старец встал, простер руки свои к небу, и стали пальцы его как лампады огненные. Потом говорит ему: если хочешь, будь весь как огонь. 13. Авва Иаков говорил, что некто из старцев рассказывал: когда я был моложе и пребывал в пустыне, имел вблизи себя отрока, жившего обособленно. Однажды, придя навестить его, я услышал, что, молясь, он просил Бога жить ему в мире со зверями. Потом, по молитве, подошел к гиене, которая вблизи кормила детей своих, подлег к ним и начал кормиться вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Некогда авва Иоанн Колов сидел перед церковью, и братия, окружив его, исповедали ему свои помыслы. Один из старцев, видя сие и будучи борим завистию, сказал ему: сосуд твой, Иоанн, полон яда. Авва Иоанн ответил ему: так, авва, и это ты сказал потому только, что видишь внешнее, если бы ты увидел и внутреннее, то что бы ты сказал? 6. Говорили об авве Исидоре, пресвитере скитском: если кто-либо имел брата слабого, или малодушного, или бранчливого и хотел прогнать его, авва говорил: приведи его ко мне. Принимал его и долготерпением своим спасал. 7. Авва Пимен рассказывал об авве Исидоре: если говорил он братиям в церкви, сие только слово говорил им: братие! Отпущайте, и отпустят вам ( Лк. 6:37 ). 8. Старец сказал об авве Иоанне Персянине: когда пришли к нему злодеи, он принес умывальницу и просил дать омыть им ноги. Те устыдились и начали приносить покаяние. 9. Говорили об Иоанне Фивейском, младшем ученике аввы Аммоя, что он двенадцать лет служил старцу, когда тот болел, и всегда был при нем, сидя на рогоже. Старец будто пренебрегал этим и, несмотря на то, что он много трудился около него, никогда не сказал ему: спасайся. Но, приближаясь к смерти, когда сидели при нем старцы, взял его за руку и сказал: спасайся, спасайся, спасайся! И предал его старцам, говоря: это ангел, а не человек. 10. Говорили об авве Лонгине, что однажды оговорили одного из учеников его с тою целию, чтоб он изгнал его. Для этого пришли к нему бывшие при авве Феодоре и сказали: авва! Мы слышали о брате сем некие вещи и, если повелишь, мы возьмем его от тебя, а приведем к тебе другого хорошего брата. Старец ответил им: я не отгоняю его, ибо он меня упокоивает. Когда же услышал старец о причине того, то сказал: увы мне! приходим мы сюда, чтоб быть ангелами, и становимся нечистыми бессловесными животными. 11. Авва Макарий Египетский , застав человека с вьючным скотом, кравшего потребы его, подойдя к кравшему, стал сам, как бы чужой, навьючивать скот, и с великим спокойствием проводил его, говоря: ничтоже бо внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем ( 1Тим. 6:7 ); Господь даде, Господь отят: яко Господеви изволися, тако бысть ( Иов. 1:21 ). Благословен Господь о всем!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

6. Авва Виссарион говорил: когда случится тебе быть в мире и не иметь брани, тогда паче смиряйся, чтоб не превзошла злая чуждая радость – самодовольство, чтоб мы не возмечтали о себе и не были преданы брани, ибо Бог часто не попускает нам быть преданными ей ради немощей наших, – да не погибнем. 7. Брат, живший вместе с другими братиями, спросил авву Виссариона: что мне делать? Старец ответил: молчи и не меряй себя (может быть – не меряйся с ними, то есть не равняй себя им, или не замечай, какова твоя мера, или не меряй своих трудов). 8. Авва Вениамин, умирая, сказал детям своим (духовным): вот что делайте и возможете спастись: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (Фес. 5:16–18). 9. Некто спросил авву Виара: что мне делать, чтоб спастись? И он ответил ему: пойди сделай чрево свое малым и рукоделие малым, не мятись в келлии своей, – и спасешься. 10. Авва Григорий сказал: трех следующих добродетелей требует Бог от всякого человека, получившего крещение: правой веры – от души, истины – от языка и целомудрия – от тела. 11. Авва Диоскор говорил: если мы облечемся в небесное наше одеение, то не явимся нагими. Если же не окажемся носящими такое одеение, то что нам делать, братие? Ибо и мы имеем услышать оный глас, глаголющий: вверзите его во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом ( Мф. 22:13 ). Стыдно нам, столько времени носящим схиму, в час нуждный обрестись не имеющими одеения брачна! О, какое раскаяние поразит тогда нас! Какой срам покроет нас пред лицом отцов и братий наших, когда они увидят, как мы будем мучимы ангелами казни! Какая скорбь объемлет авву Антония, и авву Аммуна Нитрийского, и авву Павла Фотийского, и авву Аммуна Аравии Египетской, и авву Миуса Фиваидского, и авву Макария Александрийского , и авву Пафнутия Сидонянина, и авву Урсария Фичуйского, и авву Аммония Хеневритского, и всех праведников в то время, как их будут воспринимать в царствие небесное, а нас извергать во тьму кромешную. 12. Блаженный Епифаний говорил: если Мельхиседек, образ Христа, благословил Авраама, корень Иудеев, то тем паче Сама Истина – Христос – благословит и освятит всех верующих в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Выслушав это, они подивились его рассудительности и отошли, получив назидание». Древний патерик . Глава 10. Ереси в истории Возникновение ересей предсказывал апостол Петр: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» ( 2Пет.2:1 ). Апостол Павел помещает ересь в один разряд с грехом волшебства и идолослужения ( Гал.5:20 ). Раннехристианская Церковь строго следила за чистотой своего вероучения, решительно противопоставляя себя всем искажениям христианства . Именно поэтому за ней закрепился термин Православие (греч. ρθοδοξα – православие, правоверие, правильное знание, суждение). Распространяющийся со II века термин Православие означает веру всей Церкви в отличие от разных учений еретических сообществ, для обозначения которых использовалось слово гетеродоксия (τεροδοξα – другое, отличное от правильного учение, знание). Первоначально еретиками называли гностиков, хотя считать гностицизм христианским учением вряд ли правомерно. Родоначальником ересей считается Симон Волхв ( Деян.8:9 ). К первому периоду относятся такие ереси, как евионитство, керинфианство, елкезаитство, докетизм, манихейство, монтанизм, хилиазм. Триадологические ереси: монархианство и арианство, осужденные на I и II Вселенском соборах. В списке ересей, осужденных на II Вселенском Соборе, значатся также: евномиане, аномеи, евдоксиане, полуариане, или духоборцы (македониане), савеллиане, фотиниане, аполинариане. Христологические ереси: несторианство (евтихианство), монофизитство, монофелитство, осужденные на последующих соборах, а также иконоборчество, осужденное на VII Вс. Соборе, практически были повторением и развитием древних. В период Реформации возрождается рационализм антитринитариев (Сервет, социниане и др., в России – Феодосий Косой). Адопциане были модификацией несториан, а павликиане и богомилы – вариацией манихейства. В средние века на Западе как отголоски манихейства появились альбигойцы, катары, патарены. В XII в. возникли вальденсы – смесь пиетизма и рационализма. Последовательность возникновения ересей

http://azbyka.ru/eres

Затем все, случившиеся в городе, с ветвями и свечами, орошая землю слезами, провожали тело блаженного Марка юродивого, славя и хваля человеколюбивого Бога, дающего такую славу любящим Его, и ныне и во веки веков. 5. Некогда авва Даниил вместе с учеником своим пошел из Скита в верхнюю Фиваиду на память аввы Аполлоса. Все отцы, числом до пяти тысяч, подобно чинам ангельским, вышли в сретение его знаков на семь. Простершись ниц по песку, приняли его как Христа и постилали пред ним одни – одежды свои, другие – кукулии, реками проливая слезы. Вышел архимандрит и семь раз поклонился старцу, прежде нежели подошел к нему, и, целовав друг друга, они сели. Тогда стали просить старца сказать им слово назидания, ибо он не вдруг-то соглашался говорить. И когда уселись все по песку вне киновии, так как церковь не могла вместить их, авва Даниил повелел ученику своему: напиши, – если желаете спастись, ревнуйте о нестяжательности и молчании, ибо на сих двух добродетелях висит все монашеское житие. Ученик отдал сие писание одному из братий, а тот перевел его на египетский язык, и когда оно было прочитано, все заплакали... и препроводили старца далее, ибо не посмели сказать ему: раздели с нами трапезу. Вошедши в Ермополь, старец послал ученика постучать в ворота монастыря и возвестить, что он здесь; был же то женский монастырь святого Иеремии, в коем обитало до трехсот сестер. Когда он постучался, привратница ответила ему тонким голосом: спасайся! В добрый час приход твой! Что тебе угодно? Он просил ее: позови мне мать игумению, ибо я хочу поговорить с нею. Привратница ответила: она никогда ни с кем не беседует, но скажи мне, что тебе угодно, и я перескажу ей. Он попросил передать, что один монах желает говорить с нею. После сего пришла наместница игумении и сказала ему тонким голосом: мать прислала меня спросить, что тебе угодно? Брат ответил: прошу, дабы она сделала милость и позволила переночевать мне здесь с одним старцем, ибо уже вечер, и мы боимся, чтоб нас не съели звери. Та ответила ему: никогда муж не входит сюда, и лучше вам быть съеденными зверями внешними, нежели внутренними.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Чтобы облегчить сам порядок исповедания грехов, который безмерно утомляет и самих ду ховников, мы приложили несколько статей - планов самоиспытания, придерживаясь которых, нетрудно вспомнить все важнейшие случаи нарушения наших обязанностей по отношению к Богу, ближнему, святой матери нашей Церкви и к нашей душе. В конце книги мы приложили несколько живых и наглядных статей о спасении души, в которых говорится, о чем должен позаботиться истинно кающийся, желающий и обязующийся после покаяния вступить на путь новой, духовной жизни. Насколько мы преуспели в этом, судить предоставляем читателям, которых усердно просим помянуть в своих святых молитвах потрудившегося иерея Григория. Священник Григорий Дьяченко 4 февраля 1897 г. Глава первая. О грехе Изречения о грехе 1. Грех - самое ужасное зло в мире. Бегите греха, по крайней мере, для того, чтобы как можно менее тяготели над вами бедствия земные (Ар-хиепископ Черниговский Филарет). 2. Лучше избирай умереть, когда того нужда потребует, нежели согрешить (Святитель Тихон Задонский). 3. Ничто не сокрыто от Судии, поэтому на-прасно стараемся грешить скрыто (Преподобный Нил Синайский). 4. Один старец сказал: " Чудное дело! Мы приносим молитвы так, что представляем Бога присутствующим и слушающим слова наши, а когда грешим, то делаем так, как бы Он не видел нас " (Древний патерик). 5. Не говори, что то или другое - ничтожная мелочь: мелочи много значат в жизни. Рана, сделанная иглою, иногда поражает сильнее, чем болезнь, обнимающая все тело. Иногда от искры делается пожар, с которым справиться невозможно и который беспощадно пожирает все, что собрано было годами и береглось с величайшим вниманием (Епископ Мелитопольский Кирилл). 6. Считая то и другое малым, не доходят ли до того, что никакого греха не считают великим? (Архиепископ Черниговский Филарет). 7. Легкомыслие смеется над набожностью и доходит до безбожной жизни (Он же). 8. Не делай зла, даже в шутку, ибо случается, что иной сначала шутя делает зло, а после и нехотя им увлекается (Авва Дорофей).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

5. Авва Аио поведал об одном брате по имени Аполлон, бывшем прежде деревенским пастухом и ныне жившем в Ските, следующее: увидел он на поле женщину, имевшую во чреве младенца, и по внушению диавола сказал в себе: хочу видеть, как младенец лежит во чреве ее, и, распоров чрево, увидел младенца. Но тотчас сильно содрогнулось сердце его, и он, пришедши в сильное сокрушение, пошел в Скит и рассказал отцам о том, что сделал. Там услышал он, как они пели: дние лет наших, в нихже седмьдесять лет, аще же в силах, осмьдесять лет, и множае их труд и болезнь ( Пс. 89:10 ), и сказал им: мне сорок лет и я ни разу не молился; теперь, если проживу другие сорок лет, не перестану умолять Бога, да простит Он мне грехи мои. С тех пор, не занимаясь рукоделием, он непрестанно молился, говоря: аз яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя. И была ему молитва сия в поучение день и ночь. Жил с ним другой брат, который часто слышал, как он говорил: огорчил я Тебя, Господи; ослаби ми, да почию хотя мало. И было ему удостоверение, что Бог простил ему все грехи его и грех убиения жены, а относительно младенца он не получил никакого удостоверения. Но один из старцев сказал ему: Бог простил тебе и грех убиения младенца, но оставил тебя в томлении потому, что это полезно для души твоей. 6. Брат спросил авву Пимена: меня смущают помыслы и заставляют, оставив грехи свои, замечать недостатки брата моего. На это старец рассказал ему об авве Диоскоре следующее: сидел он в келлии и плакал о себе. Ученик его, живший в другой келлии, приходя к нему и заставая его плачущим, наконец спросил его: отче, о чем ты плачешь? Старец ответил: о грехах моих плачу. Сказал ему ученик его: ты не имеешь грехов, отче. Старец же произнес: поверь, сын мой, если б было попущено увидеть мне грехи мои, то недостаточно было бы других трех или четырех братьев, чтоб оплакать их. 7. Авва Евагрий сказал: помни всегда о суде вечном, не забывай об исходе своем – и не будет греха в душе твоей. 8. Авва Илия говорил: трех боюсь я событий: когда душа моя будет выходить из тела, когда предстану пред Бога и когда изыдет последнее обо мне определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Авва Исаия говорил к новоначальным и находящимся в послушании у святых отцов: как первая краска не сходит, подобно, например, багряному на порфирах, и как молодая поросль легко поворачивается и гнется, так новоначальные, находящиеся в послушании. 6. Рассказывали об авве Иоанне Колове, что, удалившись к одному Фивейскому старцу в Скит, он жил в пустыне. Старец взял сухое дерево и, посадив его, сказал авве Иоанну: каждый день поливай его кувшином воды, пока не принесет плод, – вода же отстояла от них так далеко, как если пойти с вечера, а прийти лишь к утру. Спустя три года, дерево ожило и принесло плод. Старец взял плод его, принес в церковь и сказал братиям: примите, вкусите от плода послушания. 7. Говорили об Иоанне, ученике аввы Павла, что он имел великое послушание. В одном месте было кладбище, в котором жила гиена. Старец, увидев там навоз, говорит Иоанну: пойди и принеси его. Он спросил старца: а что мне делать, авва, с гиеною? Тот, шутя, сказал: если она нападет на тебя, свяжи ее и приведи сюда. Брат пошел туда повечеру, и вот выходит на него гиена. По слову старца он бросился, дабы схватить ее, но она убежала, и, гоняясь за нею, он говорил: авва мой сказал, чтоб я связал тебя, – и, наконец поймав, связал. Между тем старец беспокоился, дожидаясь его, и видит, – идет Иоанн со связанною гиеной. Удивясь тому, но желая смирить ученика, старец побил его, говоря: глупый! Собаку бешеную ты привел ко мне сюда? Тотчас развязал ее старец и отпустил на волю. 8. Говорили, что у аввы Силуана был ученик по имени Марк, имевший великое послушание, который по ремеслу был каллиграф, и которого старец любил ради его послушания. Авва Силуан имел еще одиннадцать учеников, кои скорбели, что он любил Марка больше их. Услышав о том, другие старцы опечалились и однажды, придя к нему, укорили его. Тогда, позвав их, он вышел и стал по очереди стучать в келлию каждого, зовя: брат такой-то, поди сюда, ты мне нужен! Но ни один из них не вышел к нему тотчас. Когда же подошел он к келлии Марка и, постучав, сказал: Марк! – сей, услышав его голос, тотчас выскочил к нему. Он послал его на послушание и спросил у старцев: где же прочие братия, отцы? Потом, войдя в келлию Марка и взяв рукоделие его, увидел, что он начал писать букву – «ю», но, услышав голос старца, бросил трость, не дописав буквы. Тогда старцы сказали: поистине, кого ты любишь, авва, и мы того любим, ибо и Бог любит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010