151. Говорил также блаженный: некто сказал мне: Авва! Слишком много заповедей, и ум помрачается, когда станешь рассматривать, что соблюдаешь и чего не соблюдаешь. Я ответил ему: да не смущает тебя сие. Верь, что если будешь беспристрастен к вещам, то удобно исполнишь всякую добродетель. Не ссорясь из-за них, ты не будешь злопамятен; а какой труд молиться за врагов? То же ли, что копать землю? Итак, шествуй путем терпения, сноси ущерб имущества, благодари, когда бесчестят, и соделаешься учеником Апостолов, кои идяху радующеся... яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти (Деен. 5:41). И они, как чистые и святые, за имя Христово несли бесчестие; мы же должны быть бесчестимы за грехи наши. Мы уже бесчестны, хотя бы никто не бесчестил нас, и прокляты, ибо прокляти уклоняющиися от заповедей Твоих ( Пс. 118:21 ). Не всем принадлежит бесчестие за имя Христово, не всем, но только святым и чистым, как я сказал; дело же людей, подобных нам, исповедовать, что нас бесчестят праведно за наши худые дела. Несчастна душа, которая, зная свои нечистые дела, за кои достойно терпит то, что терпит, сидит и в прельщении совести сплетает помыслы, говоря: он сказал мне то-то, обесчестив меня и поносил. Ибо, что бывает с художниками, то же происходит и с душею. Как там главный мастер, преподав искусство ученику, оставляет его работать самостоятельно и не имеет более нужды сидеть при нем, а только по временам присматривает, чтоб не заленился или не испортил дела, подобно и демоны, если заметят, что душа легко принимает злые помыслы и слушает их, предают ее сему сатанинскому искусству и уже не имеют нужды всегда быть при ней, зная, что и ее самой достаточно к навету против себя, только приходят по временам посмотреть, не вознерадела ли она. 152. Опять говорил: что легче, как любить всех и быть любиму всеми? Какого утешения не имеют заповеди Христовы? Но воля не стремится к ним, ибо если б стремилась, то все благодатию Божиею было бы для нее легко. Малое склонение воли нашей, как я часто говорил, привлекает Бога на помощь. И блаженный Антоний говорит: добродетель требует одного только нашего желания. И опять: не нужно нам странствовать для снискания царствия небесного, ни преходить моря для обретения добродетели. Какой сладкий покой вкушает кроткий и смиренный? Поистине, кротцыи же наследят землю, и насладятся о множестве мира ( Пс. 36:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

138. Один брат говорил: спросил я старца о том, что мне делать со своим нерадением, и старец ответил: если не искоренишь малой сей травки, то есть нерадения, то из нее вырастет большая соломина. 139. Старец сказал: когда говоришь кому наставления о том, как жить, то говори слушающему с сокрушением и слезами. При том, желая спасать других, не говори словами чуждыми спасения или чужими, чтоб до самой смерти не остаться тебе бесплодным. 140. Старец сказал: куда ни пойдешь, внимай себе непрестанно, ибо написано: еродиево жилище предводительствует ими ( Пс. 103:17 ), то есть куда ни пойдет монах – там его жилище. Итак, везде старайся исполнять правило свое и часы и вечерние молитвы, а также и о помыслах не неради и всегда имей скорбь пред очами своими. Все же сие без труда не может быть приведено в исполнение. 141. Опять сказал: будь как верблюд – носи грехи свои и словно привязанный последуй знающему путь Божий. 142. Некто из старцев сказал: в большее зло мы впадаем потому, что пренебрегаем меньшим. Обрати внимание на это слово: рассмеется, например, кто-то безвременно, другой осудит его; тот, забыв всякий страх, скажет: да это ничего, ибо что значит – рассмееться? От сего, наконец, рождается кощунство, а отсюда – скверные дела и беззакония. Таким образом, чрез то, что кажется малым, лукавый вводит в больший грех , а от большего греха недалеко до отчаяния; отчаяние же богопротивно и пагубно. Не столько губит грех, сколько отчаяние, ибо покаявшийся исправляет свой грех, а отчаявшийся – погибает. Велик грех – отчаяние. Итак, не будем пренебрегать малым. Враг с лукавством внушает его нам и не начинает брань открыто, ибо легка была бы борьба и удобна победа, особенно если будем бодрствовать. Она действительно легка нам, так как Бог дал нам всеоружие. Желая, чтоб мы не пренебрегали малым, послушай, что заповедует Он: иже бо аще речет брату своему... уроде, повинен есть геенне огненней ( Мф. 5:22 ); смотрящий похотливыми очами есть то же, что блудник ( Мф. 5:28 ); смеющимся присуждает горе ( Лк. 6:25 ) и угрожает ответом за всякое праздное слово ( Мф. 12:36 ). Посему-то и Иов очищал жертвами помышления детей своих ( Иов. 1:5 ). Зная сие, будем стоять твердо против прилогов и не падем никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

35. Авва Пимен говорил об авве Коприи: он достиг в такую меру, что, хотя болел и лежал в постели, но благодарил и отсекал собственную волю. 36. Авва Коприй сказал: блажен, кто переносит труд с благодарением. 37. Рассказывали об авве Лонгине, что он часто был смущаем помыслом идти в пустыню, и однажды сказал ученику своему: сделай милость, брат, потерпи на мне и, что бы я ни делал в эту неделю, не говори мне ничего. Потом взял пальмовый жезл и начал ходить по своему двору; утомившись, посидел немного и опять встал и ходил. Когда наступил вечер, сказал он помыслу своему: странствующие по пустыне не вкушают хлеба, а травы; ты же, ради немощи своей, поешь немного овощей. Исполнив это, опять сказал помыслу своему: находящиеся в пустыне не спят под кровом, но на открытом воздухе; сделай и ты также. И восклонившись, спал на дворике своем. Так провел он три дня, ходя по двору, к вечеру вкушая немного овощей и засыпая на открытом воздухе, – и утомился. Поэтому запретил помыслу своему, смущавшему его, и укорил его, говоря: если не можешь творить дел пустыни, то сиди в келлии своей с терпением, оплакивая грехи свои, и не слагай мечты, ибо везде око Божие зрит дела наши, ничто не сокрыто от Него и Он содействует творящим благое. 40. Брат спросил авву Макария: отче! Что значит терпеть мужественно и молиться? Он отвечал: терпеть всякое находящее искушение от людей ли или от демонов, как писано: я мужался как раждающая ( Ис. 42:14 ), то есть терпел. Хорошо – терпение и хорошо – терпеливо молиться! Итак, должно нам молиться Богу, пока явит Он Свои содействия и поможет нам исправить нравы наши. Несвойственно монахам гневаться на брата своего, несвойственно и оскорблять ближнего, но истинно – по заповеданному – мы должны и делать, и говорить. Ибо и Апостол говорит: якоже отреби миру быхом, всем попрание ( 1Кор. 4:13 ); также: мы убо буи Христа ради ( 1Кор. 4:10 ), и еще: мы раби вам Иисуса ради ( 2Кор. 4:5 ). Итак, должно нам радоваться, когда бываем бесчестимы, и считать великим благом скорби и обиды, наносимые нам за Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

33. Вопрос. Почему не могу я жить с братиями? Ответ. Потому что не боишься Бога, ибо если б ты помнил свидетельство Писания, что Лот спасся между содомлянами, никого не осуждая, то согласился бы жить даже среди зверей. 34. Вопрос. Что есть грех осуждения? Ответ. Грех осуждения не попустит человеку прийти пред лице Бога, ибо написано: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях ( Пс. 100:5 ). 35. Вопрос. Почему помысл мой не упраздняется, когда стою на молитве? Ответ. Диавол, вначале не восхотевший поклониться Богу всяческих, был свержен с неба и стал чужд царствия Божия, потому старается рассеять нашу молитву, чтоб и нас подвергнуть тому же осуждению. 36. Вопрос. Как может человек отсечь прилог демонский? Ответ. Рыба не может воспрепятствовать рыболову бросить удочку в море, но если, поняв опасность приманки, она удалится, то спасается, и труд рыболова остается бесплодным. Так должен делать и человек. 37. Вопрос. Воспоминание делает ли человека повинным греху? Ответ. Камню не повредят волны, так и прилог, не приведенный в дело, не повредит человеку, как и говорится, что грех не совершенный не есть грех. 38. Вопрос. Что значит слово Писания: аще имате веру яко зерно горушно ( Мф. 17:20 )? Ответ. Когда земледелец, распахав и очистив землю, посеет семена, тогда семя, найдя простор в земле, пускает корни вглубь, а стволы вверх, так что птицы небесные обитают на них, так и человек, если очистит сердце свое, примет слово Божие, и оно укореняется в сердце и произращает помыслы благие, так что все заповеди Божии обитают в нем. 39. Вопрос. Хорошо ли вселиться в пустыню? Ответ. Сыны Израиля, когда удалились от суетностей египетских и вселились в скиниях, тогда дано им было познать, как должно бояться Бога; подобно и корабли, когда носятся волнами среди моря, остаются бесплодными, а когда войдут в пристань, тогда владельцы их творят торг и получают прибыль. Так и человек, если не пребудет с терпением в одном месте, не получит познания истины. И безмолвие Бог избрал паче всех добродетелей, ибо написано: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1900. С.336-337. 9. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. 4-е изд. СПб., 1905. 10. Молитва Святому Духу. 11. Отпуст - название той части православного богослужения, которою оно заканчивается и молящиеся " отпускаются " из храма. 12. Диаконник (ризница, сосудохранительница) - особое место в храме, где хранятся облачения и утварь; заведывание этим помещением в древности было обязанностью диакона. 13. Потир (от греч. ποτηρ) - св. чаша, из которой причащаются православные христиане. 14. 1Кор.5:7. 15. Древний Патерик. С.337-339. 16. Мф.26:26 и др. 17. Древний Патерик. С.334-336. 18. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С.12-13. 19. Ср.: " Глава добродетелей - молитва " (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.1. 3-е изд. СПб., 1905. С.132). " Необходимее всех подвигов - молитва " (Невидимая брань. Творения преп. Никодима Святогорца. М., 1904. С.181). " Мать всех добродетелей - молитва " (Творения преп. отца нашего Нила, подвижника Синайскаго. М., 1859. Ч.3. С.256). " Дело молитвы выше других " (Преп. Макарий Египетский. Духовные Беседы. 4-е изд. Сергиев Посад, 1904. С.373). " Молитва - основание всякого блага " (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т.2. Ч.2. СПб., 1896. С.837). 20. Один из монастырей, основанных св. Пахомием в Фиваиде в Тавеннской пустыне, второй по времени построения, но первый по многочисленности монахов и славе своей. 21. Письмо еп. Аммона к Феофилу, Папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора//Христианское Чтение. СПб., 1827. Ч.26. С.18-22. 22. Иак.1:17. 23. 1Пет.2:9. 24. 1Тим.3:15. 25. Троице-Сергиева первоклассная (с 1836 г.) мужская пустынь, основанная в начале XVIII в., находилась в 19 верстах от Санкт-Петербурга. Св. Игнатий был настоятелем этого монастыря в течение 24-х лет (1834-1857). 26. " Из различных путей, которыми русские образованные люди в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это было православие в духе митрополита Михаила " (Инженеры-бессребреники//Лесков Н.С. Собр. соч. В 11-ти т. Т.8. М., 1958. С.236).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сергиев И., прот. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 4. С П б., 1893. С. 26-27. См. подробнее: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 349-351.//Ср.: Иоанн Лествичник, прп. О памяти смерти. Слово 6 (9). Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 72-73. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка (гл. 14). Благовестник. Толкование на святые Евангелия. С П Б., б.г. С. 250. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 50 (451). Творения. Т. 4. Книга первая. СПб., 1898. С. 548. О делении памяти смертной на две духовные силы см.: Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 268 – 275. Житие преподобного Антония Великого. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. С. 536.//Ср. так же: Ефрем Сирин, прп. Молитва 38. О памятовании смерти. Творения. Часть 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 454//Ефрем Сирин. Писания духовно-нравственные. 88. О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1897. С. 116-117.//Древний патерик, изложенный по главам. Глава 5 (33). Разные повести к управлению против восстающих на нас браней. М., 1899. С. 81. Иоанн Лествичник, прп. Указ соч. С. 75.//Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 11 (19). О том, что должно всегда бодрствовать. М., 1899. С. 209. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Беседа LXXXVIII. Творения. Т. 2. Книга первая. М., 1889. С. 48.//Тихон Задонский, свт. БeceдaLXXXXIX. Указ. соч. С. 48-49. Феофан Затворник, свт. Урок при гробе ближнего. Размышление и созерцание. М., 1998. С. 206-207.//Примеры памяти смертной из житийной литературы см.: Житие Иоанна Милостивого. Жития святых. Книга третья. Ноябрь. М., 1902. С. 291. Об Иоанне Милостивом: см: Дестунис С. Жития святых. Составлены по Четь-Минеям и другим книгам. Ноябрь. С П б., 1892. С. 63-70).//Житие прп. Мартирия Зеленецкого (Великолуцкого) . Жития святых. Книга восьмая. Апрель. Приложение. М., 1906. С. 362.//Словарь исторический о святых, проставленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. С П Б., 1862. С. 159-160.//Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Нью – Йорк, 1971. С. 57-58.

http://bogoslov.ru/article/2698699

Глава XX. О знаменоносцах 27 1. Авва Аммон рассказывал о том, как умертвил он василиска: пошел он однажды в пустыню почерпнуть из колодезя воды и увидел василиска. Тогда пал он на лицо свое и сказал: Господи! Или я должен умереть или он. И действием силы Христовой василиск тотчас расторгся. 2. Один брат из Скита пришел к авве Аммуну и говорит ему: отец мой посылает меня на послушание, но я боюсь блуда. Старец сказал ему: в то самое время, как придет к тебе искушение, говори: Боже сил, молитвами отца моего избавь меня! Так однажды девица заперла за ним дверь, но он громко закричал: Боже отца моего, избавь меня! И тотчас очутился на пути в Скит. 3. Однажды пришел в Пелузию какой-то правитель и захотел требовать с монахов поголовной дани такой же, как и с мирян. По этому случаю все братия собрались к авве Аммонофе и решили, чтоб некоторые старцы шли к императору. Авва Аммонофа говорит им: нет нужды в таком труде, а лучше сохраните безмолвие в своих келлиях и поститесь две седмицы, и по благодати Христа я один сделаю это дело. Братия разошлись по своим келлиям, а старец сохранял безмолвие в своей. Когда прошло четырнадцать дней, братия сетовали на старца, ибо они не видели, чтоб он куда-нибудь выходил. Они говорили: старец оставил без внимания наше дело. В пятнадцатый день братия собрались вместе, как условились прежде, и старец пришел к ним, имея в руках грамоту за царскою печатью. Видя сие, братия изумились и спросили старца: когда ты принес ее, авва? Старец ответил: поверьте мне, братия, что в сию ночь ходил я к царю, и он написал мне сию грамоту. От него пошел я в Александрию и записал ее у правителей и потом возвратился к вам. Выслушав его, братия, объятые страхом, поклонились ему. Так дело их было исполнено, и правитель более не тревожил их. 4. Авва Дула, ученик аввы Виссариона, говорил: шли мы некогда по берегу моря. Я захотел пить и сказал авве Виссариону: я крайне жажду. Старец сотворил молитву и говорит мне: пей из моря. Вода сделалась сладкою, и я напился. Потом я набрал воды в сосуд – не захотелось бы еще пить потом, но старец сказал: здесь – Бог, и везде – Бог. 5. Некто из отцов сидел в келлии своей. Пришел демон и, войдя в спальню старца, читал книгу Чисел. Потом, заскучав, преобразился в бедного и вышел, хромая, к старцу с посохом и корзиною. Старец говорит ему: умеете вы читать? Тот ответил: умеем Ветхий Завет . Старец спросил: а Нового не знаете? И демон, как только услышал о Новом Завете, тотчас исчез. Читать далее Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников/Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

119 «Об авве Пимене», 76. Достопамятные Сказания. 120 «Об авве Пимене», 5. Там же. 121 См. об этом: Евергетинос, т. I, Глава 33, 4 , с. 489—490. 122 Память 10 23 мая. 123 Авва Исаия, Слово 8, 12. Добротолюбие, т. I, с. 325. 124 Ср.: там же, с. 325—326. 125 Прп. Антоний Великий, Устав отшельнической жизни, 192, 193. Добротолюбие, т. I, с. 110. См. также: Авва Исаия, Слово» 9, 15. С. 331. 126 См.: Авва Исайя, Слово 22, 9—12. Там же, с. 387—389. 127 См.: Евергетинос, т. I, Глава 43,3 (из аввы Марка), с. 635. 128 Первый тропарь Великого Канона св. Андрея Критского, читаемый за вечерним богослужением (на Повечерии) на первой седмице Великого Поста. 129 Ср.: «Сознающий тщету в знании ( εν γνσει ) совершает все Писание» (О смиренномудрии, 57. Древний Патерик, с. 288). Здесь εν γνσει переведено как «в знании», но мы предпочли другое значение этого выражения: «намеренно, сознательно», что, как кажется, больше соответствует смыслу отрывка. 130 «Об авве Сисое», 11. Достопамятные Сказания, с. 224. 131 Ср.: О смиренномудрии, 58. Древний Патерик, с. 288. То же самое изречение приписывается авве Тифою, ср.: «Об авве Тифое», 6. Достопамятные Сказания, с. 246. 132 См.: «Об авве Макарий», IIII Достопамятные Сказания, с. 132. 133 См.: Евергетинос, т. I, Глава 45, 1, 36, с. 652. 134 Прп. Антоний Великий, Устав отшельнической жизни, 192, 193. Добротолюбие, т. I, с.110. Авва Исаия, Слово 9, 15. Там же, с. 331. 135 Ср.: Авва Исаия, Слово 10, 2. Там же, с. 332. 136 Рус.: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием». 137 Рус.: «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». 138 Ср., например: св. Ефрем Сирин, О правой жизни, 45. Творения, т. II, с. 73; К египетским монахам, Поучение, 7. Там же, с. 89. 139 Прп. Марк Подвижник, 200 глав о Духовном Законе, 49. Добротолюбие, т. I, с. 524. 140 Там же, 72. С. 526. 141 Ирмос воскресного канона, глас 4. 142 Авва Исаия, Слово 5, 17. Добротолюбие, т. I, с. 309.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

Услышав сие, я произнес: увы! – и вместе с этим словом погрузился в сон. В восхищении я увидел себя, стоящим на святой Голгофе, и Господа нашего Иисуса Христа, распятого среди разбойников. Когда я устремился приблизится и поклониться Ему, Он, увидев меня, громко повелел предстоящим Ему Ангелам: извергните его вон, ибо сей противник Мне тем, что прежде Моего суда осудил брата своего. Когда меня изгоняли и я выходил, то затворенною дверью задержалась мантия моя и я оставил ее там. Тотчас проснувшись, я сказал пришедшему ко мне: зол день сей для меня. Тот спросил: почему, отче? Тогда я рассказал видевшееся мне во сне и прибавил: мантия моя означает покров Божий, бывший на мне и которого я теперь лишился. С того дня – говорю как пред Господом славы – семь лет провел я, скитаясь по пустыням, хлеба не вкушая, под кров не входя и не видясь ни с одним человеком, пока опять, подобным же образом, не узрел Господа моего, повелевающего отдать мне мантию мою. Слыша сие о таком дивном старце, мы сказали: аще праведный едва спасается, нечестивый же и грешный где явится? ( Притч. 11:31 ). 52. Старец сказал: ничто столько не прогневляет Бога, ничто столько не обнажает человека и не поставляет его в состояние оставления, как охуждение, осуждение и уничижение ближнего. То, что осуждение тяжелее всякого греха, и Сам Господь говорит: лицемере, изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф. 7:5 ), то есть грехи ближняго Господь уподобил сучцу, а осуждение – бревну, столько пагубно осуждение! Оно выше всякого греха! Так, братие, нет ничего тяжелее, ничего гибельнее осуждения ближнего. Почему не осуждаем мы паче самих себя и злые дела наши, которые знаем точно и за которые имеем дать отчет Богу? Для чего восхищаем суд Божий? Что нам до творения Его? Что нам до ближнего нашего? Что нам до чужого бремени? Есть у каждого из нас, о чем заботиться, братие! Всяк да внимает себе и злым делам своим! Оправдать или осудить есть дело единого Бога, ведущего и состояние каждого, и силу, и обращение, и дарования, и настроение, и готовность – потому и судящего, как Сам Он един знает. 53. Опять сказал: восстяжем любовь к ближнему, стяжем милосердие к нему, чтоб сохранить себя от страшного для нас охуждения, осуждения и уничижения; будем помогать друг другу, как собственным членам, ибо мы едины в отношении к другому – то же, что члены тела, как и Апостол говорит: все мы едино тело есмы о Христе, а по единому друг другу уди ( Рим. 12:5 ), и аще страждет един уд, с ним страждут вси уди ( 1Кор. 12:26 ). Читать далее Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников/Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010