Глава X. О рассуждении 1. Авва Антоний сказал: иные изнурили тело свое подвижничеством, но потому, что не имели рассуждения, далеки были от Бога. 2. Некоторые братия пошли к авве Антонию сказать ему о видениях, какие они имели, и узнать от него – истинны они были или от демонов. У них был осел, который по дороге издох, и как скоро они пришли к старцу, он, предваряя их, спросил: как издох малый осел на дороге? Братия сказали ему: откуда знаешь ты это, авва? Тот ответил: демоны показали мне. Они говорят ему: мы затем и пришли, чтоб спросить тебя: те видения, которые мы часто имеем, истинны ли они и не заблуждаемся ли мы? Старец, примером осла, уверил их, что то было от демонов. 3. Некто, охотясь в пустыне за дикими зверями, увидел, как авва Антоний шутит с братиями своими. Старец, желая убедить его в том, что иногда нужно снисходить братиям, повелел ему: вложи стрелу в лук твой и натягивай. Тот сделал так. Старец велел ему натянуть еще, – тот натянул еще. Старец опять сказал: тяни. Зверолов ответил: если сверх меры натяну, треснет лук. Тогда авва Антоний говорит ему: так и в деле Божием: если сверх меры будем напрягать братий, они скоро сокрушатся. Посему, нужно иногда снисходить им. Услышав сие, зверолов пришел в умиление и, получив великое назидание от старца, удалился. Также и братия, воодушевясь, возвратились в свое место. 4. Брат сказал авве Антонию: помолись обо мне. Старец ответил ему: ни я тебя не помилую, ни Бог, если сам ты не попечешься и не будешь молить Бога. 5. Авва Антоний говорил: Бог не попускает искушений на род сей, как на древних, ибо знает, что он слаб и не может понести. 6. Еще сказал: придет время, когда люди будут безумствовать и, если увидят кого-либо не безумствующим, восстанут на него, говоря: ты безумствуешь, – потому что он не подобен им. 7. В одной киновии оклеветали брата в блудодеении. Он пришел к авве Антонию, за ним пришли и братия из киновии, дабы уврачевать его и взять назад, обличая, что он сделал так; тот оправдывался, говоря, что ничего такого не сделал. В то время случился там авва Пафнутий Кефала и сказал такую притчу: видел я у берега реки человека, увязшего в тину по колена; некоторые пришли подать ему руку и погрузили его по шею. Тогда авва Антоний сказал им об авве Пафнутии: вот человек, могущий врачевать и спасать души. Приведенные в сокрушение словом старцев, они положили метание брату и, убежденные отцами, взяли его в киновию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И опять свидетельствует тот же святой Давид: смирихся, и спасе мя Господь ( Пс. 114:5 ). Также и чрез пророка Исаию говорит Господь: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ). Итак, все упование свое, чадо, возвергши на Господа, шествуй в мире путем своим и Он сотворит и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне ( Пс. 36:6 ). Такими наставлениями старец утвердил брата и, вкусив с ним, что прилучилось, отпустил его веселящимся о Господе. Возвращаясь он говорил: да обратят мя боящийся Тебе, и ведящии свидения Твоя ( Пс. 118:79 ); и наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя ( Пс. 117:18 ), и накажет мя праведник милостию и обличит мя ( Пс. 140:5 ). Себе же самому сказал: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: и прочее ( Пс. 114:6, 7 ). И пришедши в келлию свою, начал жить по заповеди старца, проводя все время жизни своей в смирении и сокрушении, пока не достиг в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ). 279. Спросили старца: что есть жизнь монашеская? И он ответил: уста истинные, тело непорочное, сердце чистое. 280. Старец говорил, что отцы наши вошли внутрь отсечением помыслов пожеланий воли; мы же, если возможем, войдем кротостию. 281. Старец сказал о Моисее: когда он хотел поразить египтянина, то посмотрел туда и сюда и не увидел никого, то есть рассмотрел помыслы свои и убедился, что намерение его не имеет ничего худого, но то, что он делает, делает для Бога. И тогда поразил египтянина. 282. Старец говорил о следующем изречении псалма – и положу на мори руку Его, и на реках десницу Его ( Пс. 88:26 ): это относится к Спасителю: шуйца Его – на мори, которое есть мир, а десница Его на реках, то есть на Апостолах, напоивших мир верою. 283. Некто из отцов сказал: говорит Писание, что чистое животное отрыгает пищу и есть двукопытно. Таков и человек – истинно верующий и принимающий два Завета, кои находятся во всей полноте во святой Церкви, а у еретиков – с различными недостатками.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

242. Брат, томимый нечистыми помыслами, скорбел и от великого смирения говорил: если я помышлял таковое, то нет мне части в спасении. Пошел он к великому старцу и просил помолиться о нем, чтоб Господь облегчил его от помыслов. Старец сказал ему: это не полезно тебе, сын мой. Но брат не переставал убеждать старца. Старец помолился Богу, и брань взята была от брата, но вскоре он впал в высокоумие и гордость, потому пошел просить старца, чтоб вернулись помыслы и смирение, которые он имел прежде. 243. Брат пришел к одному из отцов в лавру аввы Дула, что выше Иерихона, и спросил его: отче! Каково тебе? Старец отвечал: вот уже тридцать лет, как я, становясь на молитву, лгу пред Богом в молитве моей, ибо злопамятствую на брата своего, а Богу говорю: остави нам... яко и мы оставляем ( Мф. 6:12 ); все попечение у меня только о том, чтоб есть, а говорю: забых снести хлеб мой ( Пс. 101:5 ); сплю да утра, но пою: в полунощи востах исповедатися имени Твоему ( Пс. 118:62 ); не имею нисколько сокрушения и говорю: утрудихся воздыханием моим ( Пс. 6:7 ) и быша слезы моя мне хлеб день и нощь ( Пс. 41:4 ); помышляю в сердце своем лукавое и говорю: поучение сердца моего пред Тобою выну ( Пс. 18:15 ); не пощусь, а говорю: колена моя изнемогоста от поста ( Пс. 108:24 ); исполненный гордости, всячески покою плоть свою, а, как бы ругаясь над собою, говорю: виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя ( Пс. 24:18 ); не готов, а говорю: готово сердце мое Боже ( Пс. 56:8; 107:2 ), и вообще вся служба моя и молитва моя служит в обличение мне и устыдение меня. Брат сказал старцу: я думаю, отче, что Давид говорил все это о себе. Старец воздохнул и ответил: что ты говоришь, брат! Поверь, если будет не соблюдено всего, что поем пред лицем Бога, пойдем в пагубу. 244. Старец сказал: если осудишь брата своего и совесть твоя станет мучить тебя, пойди положи ему метание и скажи: я осудил тебя, – и укрепись, чтоб не быть поругану, ибо осуждение есть смерть души. 245. Опять сказал: если услышишь о великих подвигах святых отцов, решайся и сам на то, призывая имя Господне, да укрепит Он тебя на дело, которое предпринял. Потом, если совершишь его, благодари Бога, если же не совершишь, – укори немощь свою, познай бессилие свое, смиряй помысл свой до дня смерти, как неспособный, бедный и нетерпеливый, и обличай душу свою всегда, что начала и не окончила.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

252. Опять сказал: если смущают тебя нечистые помыслы, не скрывай их, но тотчас скажи их духовному отцу своему и обличи их, ибо чем более скрывает человек помыслы, тем более они размножаются и большую приемлют силу. Но как змея, если только выйдет из норы своей, тотчас убегает, так и худой помысл, обнаруживаемый, тотчас исчезает, и как червь портит древо, так худой помысл портит сердце. Открывающий помыслы свои быстро врачуется, а скрывающий их – недугует гордостию, ибо, если он ни к кому не имеет веры, чтоб открыть ему брани свои, это знак, что он не имеет смирения, так как смиренный всех видит святыми и добрыми, а себя одного зрит грешником. Впрочем, если человек от всего сердца своего призовет Бога и пойдет спросить какого-либо человека о помыслах своих, то человек сей или лучше Сам Бог, отверзший уста ослице Валаамовой, чрез человека даст ему всегда полезный ответ, хотя бы вопрошаемый был недостоин и грешен. 253. Еще сказал: если удержат тебя на трапезу любви и посадят на последнее место, не ропщи в помысле своем, но лучше говори: я недостоин и здесь сидеть. Ибо, говорю тебе, скорбь не находит на человека, если не свыше – от Бога, или для испытания его или за грехи его, а не содержащий сего в уме не верует, что Бог есть праведный Судия. 254. Опять сказал: если помысл гордости смутит тебя, скажи демону: Бог говорит, что всяк возносяйся, смирится ( Лк. 18:14 ), и если ты не престанешь говорить мне, что я хорош, то я уверюсь, что я чужд Бога, ибо Господь гордым противится ( Притч. 3:34 ; Иак. 4:6 ; 1Петр. 5:5 ). 255. Некто из старцев сказал: в стране нашей однажды собрались старцы, пользы ради, и один из них, встав, взял небольшой наплечник, лежавший на седалище его, возложил на плечи свои, держа его обеими руками, стал посреди всех, смотря на восток, и молился, говоря: Боже! Помилуй мя! И отвечал сам себе: если хочешь, чтоб я помиловал тебя, сложи, что носишь на плечах, и я помилую тебя! Потом опять говорит: Боже! Помилуй мя! И отвечал сам себе: я сказал тебе: сложи, что носишь на плечах, и я помилую тебя. Повторив это несколько раз, он сел. Отцы спросили его: скажи нам, что означает то, что ты сделал? Он ответил: наплечник, который ношу я на плечах своих, есть воля моя. Я просил Бога, чтоб Он помиловал меня с нею, а Он сказал мне: сложи то, что носишь на плечах, и Я помилую тебя. Так и мы, если желаем быть помилованы Богом, оставим собственную волю и улучим милость 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

26. Некоторые из отцов спросили авву Пимена: как авва Нестерой столько терпел ученика своего? Авва Пимен ответил им: если б это был я, то и подушку клал бы ему под голову. Тогда авва Анув спросил: и что бы ты сказал Богу? Авва Пимен ответил, что сказал бы: Ты рек: изми первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего ( Мф. 7:5 ). 27. В киновии некогда пал брат. В тех местах жил отшельник, который долгое время никуда не выходил, и авва киновии пришел к сему старцу и поведал ему о падшем. Старец сказал: изгоните его. Покинув киновию, изгнанный брат пришел в один ров и плакал. Случилось в то время некоторым братиям проходить там к авве Пимену. Услышав плачь и войдя к брату, они нашли его в великой скорби и убеждали идти к старцу, но он не хотел и говорил: здесь я и умру. Пришедши к авве Пимену, они рассказали ему о сем, и он, отпуская их, просил передать брату, что авва Пимен зовет его. Брат пришел, и старец, видя, как он убит скорбию, встал, дал ему целование и, радуясь с ним, просил его вкусить, а между тем послал к тому отшельнику со словами: много лет я желал видеть тебя, слыша о тебе, но по лености обоих нас, мы еще не виделись друг с другом. Ныне же, ради того, что есть на то воля Божия и есть добрый к тому повод, потрудись прийти сюда, и повидаемся. Тот, хотя никогда не выходил из келлии своей, услышав сие, сказал: если б не Бог внушил старцу, он не послал бы за мною, – посему встал и пришел к нему. Целовав друг друга с радостию, они сели, и авва Пимен сказал ему: в одном месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом брата. Услышав слово сие, старец пришел от него в сокрушение, ибо вспомнил, что сделал, и сказал: Пимен горе-горе – в небесах, я же долу-долу – на земле. 28. Некоторые из отцов спросили авву Пимена: если увидим какого-либо брата грешащим, повелишь ли, чтоб мы обличили его? Старец ответил им: что до меня, то, если будет нужда идти чрез место сие, я пройду мимо и не обличу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Авва Аио поведал об одном брате по имени Аполлон, бывшем прежде деревенским пастухом и ныне жившем в Ските, следующее: увидел он на поле женщину, имевшую во чреве младенца, и по внушению диавола сказал в себе: хочу видеть, как младенец лежит во чреве ее, и, распоров чрево, увидел младенца. Но тотчас сильно содрогнулось сердце его, и он, пришедши в сильное сокрушение, пошел в Скит и рассказал отцам о том, что сделал. Там услышал он, как они пели: дние лет наших, в нихже седмьдесять лет, аще же в силах, осмьдесять лет, и множае их труд и болезнь ( Пс. 89:10 ), и сказал им: мне сорок лет и я ни разу не молился; теперь, если проживу другие сорок лет, не перестану умолять Бога, да простит Он мне грехи мои. С тех пор, не занимаясь рукоделием, он непрестанно молился, говоря: аз яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя. И была ему молитва сия в поучение день и ночь. Жил с ним другой брат, который часто слышал, как он говорил: огорчил я Тебя, Господи; ослаби ми, да почию хотя мало. И было ему удостоверение, что Бог простил ему все грехи его и грех убиения жены, а относительно младенца он не получил никакого удостоверения. Но один из старцев сказал ему: Бог простил тебе и грех убиения младенца, но оставил тебя в томлении потому, что это полезно для души твоей. 6. Брат спросил авву Пимена: меня смущают помыслы и заставляют, оставив грехи свои, замечать недостатки брата моего. На это старец рассказал ему об авве Диоскоре следующее: сидел он в келлии и плакал о себе. Ученик его, живший в другой келлии, приходя к нему и заставая его плачущим, наконец спросил его: отче, о чем ты плачешь? Старец ответил: о грехах моих плачу. Сказал ему ученик его: ты не имеешь грехов, отче. Старец же произнес: поверь, сын мой, если б было попущено увидеть мне грехи мои, то недостаточно было бы других трех или четырех братьев, чтоб оплакать их. 7. Авва Евагрий сказал: помни всегда о суде вечном, не забывай об исходе своем – и не будет греха в душе твоей. 8. Авва Илия говорил: трех боюсь я событий: когда душа моя будет выходить из тела, когда предстану пред Бога и когда изыдет последнее обо мне определение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Авва Исаия говорил к новоначальным и находящимся в послушании у святых отцов: как первая краска не сходит, подобно, например, багряному на порфирах, и как молодая поросль легко поворачивается и гнется, так новоначальные, находящиеся в послушании. 6. Рассказывали об авве Иоанне Колове, что, удалившись к одному Фивейскому старцу в Скит, он жил в пустыне. Старец взял сухое дерево и, посадив его, сказал авве Иоанну: каждый день поливай его кувшином воды, пока не принесет плод, – вода же отстояла от них так далеко, как если пойти с вечера, а прийти лишь к утру. Спустя три года, дерево ожило и принесло плод. Старец взял плод его, принес в церковь и сказал братиям: примите, вкусите от плода послушания. 7. Говорили об Иоанне, ученике аввы Павла, что он имел великое послушание. В одном месте было кладбище, в котором жила гиена. Старец, увидев там навоз, говорит Иоанну: пойди и принеси его. Он спросил старца: а что мне делать, авва, с гиеною? Тот, шутя, сказал: если она нападет на тебя, свяжи ее и приведи сюда. Брат пошел туда повечеру, и вот выходит на него гиена. По слову старца он бросился, дабы схватить ее, но она убежала, и, гоняясь за нею, он говорил: авва мой сказал, чтоб я связал тебя, – и, наконец поймав, связал. Между тем старец беспокоился, дожидаясь его, и видит, – идет Иоанн со связанною гиеной. Удивясь тому, но желая смирить ученика, старец побил его, говоря: глупый! Собаку бешеную ты привел ко мне сюда? Тотчас развязал ее старец и отпустил на волю. 8. Говорили, что у аввы Силуана был ученик по имени Марк, имевший великое послушание, который по ремеслу был каллиграф, и которого старец любил ради его послушания. Авва Силуан имел еще одиннадцать учеников, кои скорбели, что он любил Марка больше их. Услышав о том, другие старцы опечалились и однажды, придя к нему, укорили его. Тогда, позвав их, он вышел и стал по очереди стучать в келлию каждого, зовя: брат такой-то, поди сюда, ты мне нужен! Но ни один из них не вышел к нему тотчас. Когда же подошел он к келлии Марка и, постучав, сказал: Марк! – сей, услышав его голос, тотчас выскочил к нему. Он послал его на послушание и спросил у старцев: где же прочие братия, отцы? Потом, войдя в келлию Марка и взяв рукоделие его, увидел, что он начал писать букву – «ю», но, услышав голос старца, бросил трость, не дописав буквы. Тогда старцы сказали: поистине, кого ты любишь, авва, и мы того любим, ибо и Бог любит его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Авва Феодор Византийский рассказывал нам: еще в юности, будучи в Константинополе, принял я монашество, на двадцатом году. Чрез три года после того пришел мне помысл сходить в Иерусалим и я, нашедши корабль, плывший в Ионию, сел на него. Шесть дней плыли мы благополучно, потом настала буря, и после четырехдневного бедствования выбросило нас на Александрийский берег. Тогда был генварь месяц, и я решился провести зиму в скитской пустыне. Пришел я к авве Нилу, и он дал мне небольшую келлию подле себя. Когда настала четыредесятница, я сказал ему: авва! Дай мне заповедь на святые дни сии. Старец говорит мне: как? Столько уже дней, как ты здесь, и не просил заповеди, и теперь ли просишь ее? Я говорю ему: теперь четыредесятница, и я хочу подвизаться в святые дни сии. Старец ответил мне: а прочие дни года разве злы, непотребны и нечисты? Или в сии только дни светят солнце, луна и звезды, а в прочие нет? Я, сын мой, слышу, что говорит Божественное Писание: Твой есть день, и Твоя есть нощь ( Пс. 73:16 ) и благословлю Господа на всякое время ( Пс. 33:2 ); также: выну хвала Его во устех моих ( Пс. 33:2 ); и опять: на всяк день благословлю Тя ( Пс. 144:2 ), и Апостол говорит: непрестанно молитеся. О всем благодарите ( 1Фес. 5:17, 18 ). Итак, если для тебя сии только дни святы и суть дни подвига и труда, а прочие дни – покоя и утешения, то блажен ты! Я, чадо, знаю в христианах три чина: рабов, наемников и сынов. Раб всегда должен служить своему господину со страхом и усердием; наемник также, если хочет получить плату, всегда должен работать неленостно, нелестно и безропотно, не давая себе покоя ни зимою, ни летом, ни весною, ни осенью. Итак, чадо мое, если ты раб, то 365 дней года обязан работать со всем усердием и любовию; если ты наемник, опять должен весь год работать неленостно, чтоб обогатиться добродетелями; если же ты сын, то и при сем ты должен всегда чтить отца своего, чтоб наследовать достояние его, а не так, чтоб иногда чтить отца, а иногда оскорблять его. Истинно говорю тебе, чадо, Бог требует от монахов, чтоб они всегда подвизались, непрестанно молились, читали и размышляли со вниманием и трезвением и в нарочитые праздники, и в пятьдесятницы, и в воскресенье, и в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Говорили об авве Памво, что он настолько был нестяжателен, что не имел ничего кроме одежды. Пред исходом своим он плел корзину и, окончив ее, сказал ученику: возьми корзину сию себе на память, ибо другого чего я не имею оставить тебе. И со словом сим предал душу свою Господу старец семьдесяти лет. Сию корзину взяла блаженная Мелания и хранила ее до смерти. Она также рассказывала: пришедши из Рима в Александрию, я просила авву Исидора Странноприимца доставить мне возможность видеть авву Памво и дала ему в милостыню тридцать литр золота. Авва и не посмотрел на него, а, тотчас позвав эконома, повелел: возьми это и раздай по бедным ливийским монастырям и по безмолвникам, имеющим нужду. Я ожидала от него похвалы за такую большую милостыню, он же только сказал: мне нет нужды знать, сколько ты дала в милостыню, а Тот, Кому ты дала, знает без счета и количество денег, и расположение, с каким милостыня подана, и воздаст тебе по нему вечными благами. 6. Один брат, отрекшись мира и раздав имение свое бедным, приудержал несколько для себя и пришел к авве Антонию. Узнав о том, старец сказал ему: если хочешь быть монахом, пойди в такое-то селение, купи мяса, обложи им тело свое по нагу и таким образом приди сюда. Брат сделал так, и по пути собаки и птицы терзали тело его. Когда он возвратился, старец спросил, сделал ли он так, как он советовал ему. Тогда брат показал авве свое истерзанное тело, и святой Антоний сказал: отрекающиеся мира и желающие иметь что-либо при себе так бывают терзаемы демонами в бранях. 7. Некогда авва Арсений заболел в Ските и имел нужду даже в рубашке простого полотна. Не имее, на что купить, он принял от одного человека милостыню и сказал: благодарю Тебя, Господи, что сподобил меня принять милостыню во имя Твое. 8. Авва Марк спросил авву Арсения: хорошо ли не иметь никакого утешения в келлии своей, ибо я видел брата, который, имее несколько овощей, вырывал их. Авва Арсений ответил: хорошо, но смотря по состоянию человека, ибо если он не имеет сил для такого образа жизни, то опять насадит другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

5. Некогда авва Аммон пришел в одно место ради трапезы. Там был некто, имевший худую славу, и случилось так, что в это время пришла женщина и вошла в келлию хулимого брата. Братия, узнав о том, встревожились так, что хотели тотчас изгнать брата, но, услышав о епископе Аммоне, пришли к авве и просили пойти с ними. Как скоро брат узнал об этом, скрыл женщину под большую кадку, а авва Аммон, поняв то и желая скрыть дело ради Бога, сел на кадку, братиям же велел обыскать келлию. Когда женщина не была найдена, авва Аммон сказал: что это такое? Бог да простит вам! Потом, помолившись, велел всем удалиться и, взяв брата за руку, сказал ему: внимай себе, брате! И сказав сие, удалился. 6. Рассказывали, что один согрешивший брат был изгоняем пресвитером церкви. Тогда авва Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: и я – грешник. 7. Авва Илия сказывал: виделось мне, будто один брат взял себе под мышку тыкву вина. Желая пристыдить демонов, ибо это было виденье, я сказал брату: сделай милость, приподними мне это. Когда он приподнял одежду, то оказалось, что у него ничего нет. Это поведал я для того, чтоб вы – увидите ли что своими глазами или услышите – не верили тому. Особенно же храните помыслы, воспоминания и мысли, зная, что часто их влагают демоны, чтоб осквернить душу помышлением о неполезном и упразднить ими памятования о грехах своих по Боге. 8. Авва Исаия сказал: если придет тебе помысл осудить ближнего за какой-нибудь грех, подумай прежде, что ты еще боле его грешен. Не верь, будто то угодно Богу, что, как тебе думается, ты делаешь хорошо, и не дерзнешь осуждать ближнего. 9. Опять сказал: не осуждать ближнего и уничижать себя есть место покоя совести. 10. Рассказывали, что к авве Исаии некогда пришел мальчик для исцеления от демона; пришли также и братия из египетской киновии. Выйдя, старец увидел, что брат согрешает с мальчиком, и не обличил его, говоря: если Бог, сотворивший их, не пожигает их огнем, то кто я, чтоб обличать. 11. Авва Пимен спросил авву Иосифа: скажи, как мне сделаться монахом? Авва Иосиф отвечал: ежели хочешь найти покой и здесь, и там, то при всяком деле говори себе: кто я? – и не осуждай никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010