Глава 10.    Как взявшие на себя обязанность быть пестунами юных, даже иногда и собственных своих господ, для образования и благочиния нравов не затрудняются со всею свободою наносить им удары: так и настоятели, не по страсти гнева и высокоумия, не за себя отмщая, должны наказывать братий, имеющих нужду в каком-либо вразумлении, но со всем добросердечием, с целью духовной пользы доводить их до исправления.     Глава 11.    Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую, – разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему, и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе. Ежели кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди, разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благою совестию, здравыми понитиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, – вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто. Ибо коварная злоба, как-скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему, или представляет повеления Божия неудобоисполнимыми и трудными, и возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братиям, или обольщает человека самомнением о своей праведности, и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди.     Глава 12.    Когда человек почитает сам себя рачителем заповедей; тогда явно он погрешает, и не хранит верно заповеди; и потому что сам о себе произносит суд, и не ожидает Дающего истинный суд. Когда Дух Божий спослушествует духу нашему, по изречению Павлову (Рим. 8:16): тогда только бываем неложно достойными Христа чадами Божиими, а не когда будем оправдывать себя в собственном своем самомнении. Ибо сказано: «не хваляй себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет» (2 Кор. 10:18). Когда оказывается, что нет в человеке ни памятования о Боге, ни страха Божия, тогда великая настоит ему нужда, любить славу и уловлять похвалы тех, кому услуживает. А такого Господь наименовал неверным, как было уже сие объяснено; ибо сказано: «како вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единаго Бога, не ищете» (Иоанн. 5, 44)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

46 Каруля (греч. Καρολια ) — афонский скит на юго-западном побережье Святой Горы. 47 Память преподобного Павла Латрийского празднуется 15 декабря (955). 48 См.: Древний Патерик , изложенный по главам. Глава 7, статья 50. М., 1891. С. 128—129. 49 То есть приняли ислам. 50 «Евергетинос» (греч. « Εεργετις — «Благодетельствующий») — сборник житий и поучений сотен пустынных отцов, в XVIII в. подготовленный к изданию преподобным Никодимом Святогорцем (1749—1809). Эта онтология названа по имени своего составителя, Павла Евергетидского ( XI в.), основателя и игумена монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе. 51 Об авве Нистерое см. также: Достопамятные сказания о святых и блаженных отцах. Об авве Нистерое из Киновии. Глава 2. М, 1999. С. 344. 52 Пророк Елисей. См.: 4 Цар. 5:20—25, 8:5. 53 «…говорили правду» — видимо, в отношении молитвы и поста. 54 С 1924 г. 55 М атфеевцы — одна из наиболее непримиримых раскольничьих группировок, основателем которой был архимандрит Матфей (Стефанопулос), впоследствии епископ Врестенский (1950). 56 Флориниты — последователи митрополита Хризостома Флоринского (1955). Эта группировка старос-тильников отличалась меньшей агрессивностью по отношению к «новостильникам», считая их только потенциальными схизматиками, и даже признавала действенность их Таинств. 57 См. об этом также на с. 79 наст. издания. 58 Отец Ефрем имеет в виду, что, хотя отец Прокопий не был его старцем, которого он обязан был бы слушаться всегда, а был лишь таким же монахом братства, как и он сам, преслушание в отношении его просьбы все же лишило отца Ефрема того благодатного состояния, в котором он перед этим пребывал. 59 Видимо, из того скита, к которому относилась келия, где они жили. 60 Греч. ατιατα . 61 Почти дословная цитата из «Молитвы трисвятаго пения» Литургии святителя Иоанна Златоуста: «Иже от небытия во еже быти приведый всяческая». 62 Греч.: Μονολγιστη προσευχ , имеется в виду молитва Иисусова. 63 Правильнее было бы сказать не «придумывает» (поскольку «придумать» образ молитвы нельзя), а «находит», «выбирает».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

Гл. 11. § 4. Самоукорение. – Плач. 1035 Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. С. 344. Вопрос-ответ 540. 1039 Здесь будет выясняться не догматическая сторона таинства, но исключительно практическая, т. е. будет говориться, собственно, о причащении Св. Таин. 1042 Письма Святогорца к друзьям своим о св. горе Афонской. М., 1913. С. 474–475. Ч. 3. Письмо 10. 1048 Древний Патерик, М., 1899. С. 144. Глава 9, 6. О совершении Божественной литургии на дому у затворников и отшельников см. еще в: «Основы» Отдел III. Гл. 3. § 2. Осуждение... В «Достопамятных сказаниях» (СПб., 1871. С. 246. Об авве Марке Египетском) приводится тот же рассказ, как пресвитер приносил затворнику св. причащение в келью. 1051 История этих юношей изложена в житии св. Онуфрия Великого (Четьи-Минеи, 12 июня). Родители сих великих святых – начальники города Оксиринха. Жизнь этого города сама по себе замечательна (см.: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 5. Сподвижничество...) и дает некоторую возможность понять, каким образом у столь молодых людей оказались такие великие добродетели. А дело было просто. С детства эти юноши, вскормленные млеком Писания и святоотеческих словес, воспитанные с помощью святых молитв, видели одно добро. Отсюда можно сделать вывод о великом значении в деле воспитания церковной среды и о благодатном влиянии таинств на младенца! 1052 Из этого вопроса, непременно предлагаемого всем св. Пафнутием, видно, какое важное место занимал он в жизни египетских монахов четвертого века (и тем более был насущным для мирян). 1053 Как вне Православной Церкви нет иной другой истинной Церкви, так и вне таинств ее нет других истинных таинств. В «Луге Духовном» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 38–39. Глава 29) есть целый рассказ, поясняющий и доказывающий чудесным образом эту истину. Здесь передается, как еретическое причастие, положенное в раскаленный сосуд, моментально сгорело, а св. Причастие Православной Церкви доведенный до белого каления сосуд охладило, а само осталось целым и невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Андрей Овчинников " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Основной инстинкт или блудная страсть — прот. Андрей Овчинников Протоиерей Андрей Овчинников В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Основной инстинкт или блудная страсть От автора. Как достичь чистоты жизни Дорогой читатель! Во все времена у всех народов ценилась настоящая, дружба. Верный друг всегда считался усладой жизни, и его близость помогала побеждать трудности, избегать ошибок, справляться с унынием. Книга, которую Вы держите в руках, подобно хорошему другу, послужит, мы надеемся, и добрым советником, и поддержкой в трудную минуту жизни, а может быть, даже убережет от беды. Речь в ней пойдет о самом главном — о том, как сделать свою жизнь подлинно счастливой. Центральное место в ней занимают советы, как достичь чистоты жизни. Об этой чистоте задумываются почти все, наверное, каждый из нас стремится видеть чистоту вокруг себя, начиная со своей одежды и кончая мыслями и желаниями. Но одно дело — чего-то хотеть, а другое — этого достигнуть. Часто так бывает, что между нашими желаниями и реальными делами лежит глубокая пропасть. «…Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Бедный я человек!» ( Рим. 7:18, 24 ) — так восклицал св. апостол Павел, видя и в себе, и в других людях постоянное противоборство добра и зла. Причина такого раздвоения — грех, которым поражен всякий человек. Размышляя о проблеме греха и борьбы с ним, мы обратились к советам и наставлениям самых древних христианских подвижников — отшельников и монахов, населявших Египетскую пустыню в IV– VI веках. Именно их изречения, бережно, с любовью сохраненные учениками, составили знаменитую книгу Древний патерик, которая на протяжении столетий была излюбленным чтением русского православного народа. Пятая глава Древнего патерика повествует о борьбе с блудной страстью. Именно этой теме посвящена и наша книга. Вероятно, многие сразу зададут вопрос: как можно использовать опыт древних отшельников в современной жизни? Жизни, в которой для большинства Египет ассоциируется с круглогодичным приятным отдыхом на берегу моря, а не с «колыбелью монашества» и родиной великих святых.

http://azbyka.ru/semya/osnovnoj-instinkt...

424 Вообще, нужно прибавить, нельзя касаться без нужды половых членов. Св. Иоанн Лествичник говорит: «Можно осквернить тело и одним осязанием, ибо нет ничего столь опасного, как это чувство... Удерживай чувство руки своей и не прикасайся к сокровенным и прочим членам ни своего, ни чужого тела» (Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 120. Слово 15, 50). 426 Творения. Т. 1. Киев, 1895. С. 222–223. Богодухновенное наставление христианское, 1, 3–5, 10. 427 Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления преп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904. С. 371,459–460. 428 У каждого своя мера (ср. II). Сподвижник Великого Варсонофия, преп. Иоанн Пророк, говорит: «Спи шесть часов (Руководство к духовной жизни. Ответ 75). То же назначает Великий Варсонофий (там же. Ответ 84). Но Арсений Великий говорит, что «монаху, если он подвижник, довольно уснуть один час» (Древний Патерик. Глава 4, 3). Для новоначального хорошо принять совет такого авторитета, как Великий Варсонофий (совет дан безмолвнику даже), или меру преп. Серафима Саровского с добавочным сном после обеда. Кому как удобнее. О немощных и больных здесь речи нет. Подробнее см.: «Основы» Отдел III. Гл. 1. § 2. Состояние разумной силы души. Приложение. О сне и бодрствовании. § 5. Общее состояние тела у падшего человека... Раздел «Как мы должны спать». 431 См.: преп. Серафим Саровский . Наставление 39. О жизни деятельной и умозрительной/Денисов Л. Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца, М., 1904. С. 456 и след. 435 Curtius Q. De rebus gestis Alexandri Magni. T. 2. La Hayë Edit. Alberts et Van der Kloot, 1727. P. 18. Lib. VI. 436 Сикорский И. Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении. Киев, 1912. С. 567. 442 Ср.: Платон . Сочинения/Перевод с греческого и объяснения проф. Карпова. Ч. 1. СПб., 1863. С. 291. Хармид, 1636. Примечание 2. Достаточно цитат на эту тему из древнеклассических и новых авторов собрано в: Лютардт X. Э. Апология христианства. Петроград, 1915. С. 945. Примечания к Чтению XXVIII. Прим. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому//Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 495–506. Уныние. В рус. пер.: О хранении чувств. М., 2000. Глава «О хранении воображения». См. также: Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 26. Как исправлять воображение и память. М., 2007. С. 23–26. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Вторая сотница. § 31//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 199. Ср.: Древний патерик. Гл. 1. § 20. М., 1991. С. 17; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене. § 135. М., 1999. С. 407. Ср.: Прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. К Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. § 3//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 2. С. 166. См.: Св. Марк Подвижник. Послание к иноку Николаю. § 23//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 1. С. 423. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. Первая сотница. § 9. С. 180. См.: Каноническое послание святого Григория, епископа Нисского, к святому Литоию, епископу Мелитинскому. Правило 1//Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинско-Истрийского: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 496–497. Ср.: Прп. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. § 10//Добротолюбие: В 5 т. М., 2003. Т. 3. С. 248. скрыть способы оплаты Комментарии Таня 18 октября 2018, 12:56 Я КАК РАЗ ЗАСТРЯЛА В ТУПИКЕ КОТОРЫЙ УЖЕ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НЕ ДАЕТ НОРМАЛЬНО ЖИТЬ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ. ПОНИМАЮ ЧТО У МЕНЯ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ КОТОРЫЕ ОПИСАНЫ В СТАТЬЕ. ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ КАК С НИМИ СПРАВИТЬСЯ!!!! ЭТО СТРАШНЫЙ ГРЕХ ЗАБВЕНИЕ И ВСЕ ЧТО ИДЕТ ОТ НЕГО Наталья Гончарова 8 марта 2017, 13:04 Нет слов выразить огромную благодарность от всей души за эту статью,спаси нас всех Господи!!!! Юлия 14 сентября 2015, 16:37 Почему-то только сейчас нашла то слово, которое описывает мое обычное состояние в течение долгих лет: забвение. Беда, когда человек живет в воображаемом мире теней. Спаси нас, Господи!

http://pravoslavie.ru/49828.html

941 Богословские соображения относительно того, что епитимии не суть наказания, служащие к удовлетворению правды Божией, можно найти в любой догматике. Ср.: Сильвестр, еп. Опыт православного догматического богословия Т. 5. С. 35–37, 41 и след.; Макарий, митр. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 447–464. Но католики пошли дальше, о чем в указанных догматиках не сказано. Они стали учить, что эти наказания папа может совсем отменить, и не ради раскаяния грешника, а только ради его голословной просьбы, подкрепленной определенной (по особому тарифу) суммой денег. Тарифы эти издавались несколько раз. Последний был напечатан в Париже в 1820 г., причем в надписании значится, что он установлен папою Иоанном XXII и обнародован папою Львом X в 1514 году. Преступность подобного установления приводила иногда в негодование даже самих католиков. Знаменитый их богослов Клавдий Эспенсий (Espensaus) пишет:  «В каком бы злодействе ни был кто виновен, в Риме тотчас получит прощение, как только заплатит деньги, как бы ни было велико преступление. Какое бесчестие! Священникам дозволяется иметь наложниц, жить с ними и иметь от них детей, лишь бы вносили каждогодно известную сумму денег». Еще резче говорят папа Пий II, настоятель кармелитский Батист из Мантуи и другие. Подробно обо всем этом см.: Феофан Затворник , еп. Собрание писем. Вып. 5. М., 1899. С. 61 и след. 791. 943 Там же. С. 437–438. Правило 5. Так и Сам Бог судит. Таисия, блудница, обращенная преп. Иоанном Коловым, умерла в ближайшую же ночь по раскаянии, по дороге в пустыню, и святому, который вел ее в пустыню для несения епитимии, в чудном видении был глас с неба: «Покаяние ее, единым часом сотворенное, приятнейшее бысть Богу паче тех, иже многим временем каются. Таковыя же к Богу теплоты не являют в сердце своем» (см.: св. Димитрий Ростовский . Четьи-Минеи, 10 мая). 944 Что покаяние Богом принято, было подтверждено видением. Конечно, здесь и старец за него умолял Бога, но без помощи молитв святых грешник вообще восстать не может. (Так же и при исполнении эксомологисиса, как мы видели выше.) См.: Древний Патерик, М., 1899. С. 87. 5,41 (38).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии 1. Некто спросил авву Антония: что мне должно соблюдать, чтоб угодить Богу? Старец сказал ему в ответ: соблюдай, что заповедую тебе: куда ни пойдешь, – всегда имей Бога пред очами своими; что ни будешь делать, – имей на то свидетельство из Священного Писания ; и в каком ни поселишься месте, – не переменяй его скоро. Соблюди сии три правила и спасешься. 2. Авва Памво спросил авву Антония: что мне делать? Старец ответил ему: не верь своей праведности, не жалей о прошедшем и отречении от мира и будь воздержан языком и чревом. 3. Авва Антоний сказал: древние отцы ушли в пустыню; уврачевались и соделались врачами; потом, возвратясь оттуда, врачевали других. А мы, едва выходим из мира, прежде уврачевания самих себя желаем врачевать других. Посему болезнь опять растравляется в нас и бывают последняя... горша первых ( Мф. 12:45 ); и слышим от Господа: врачу, исцелися первее сам ( Лк. 4:23 ). 4. Авва Андрей говорил: монаху приличествуют следующие три добродетели: странничество – чувствовать себя чужим для всех и всего, нищета и молчание с терпением. 5. Авва Афанасий, епископ Александрийский, сказал: часто говорят некоторые из вас: где теперь гонение, чтоб подъять мученичество? Но помучься в совести, умри греху, умертви уды, сущие на земле, и соделаешься мучеником по произволению. Те противоборствовали царям и владыкам; имеешь и ты супостата диавола – князя греха, а владык – демонов. Тем иногда предлагаемы были жертвенник, и жертва, и мерзость идолослужения. Есть и ныне мысленный в душе жертвенник и жертва и мерзкий идол: жертвенник – ненасытное чрево, жертва – чувственные наслаждения, идол – дух похоти. Рабствующий блуду и преданный чувственным наслаждениям отвергся Христа и поклонился идолу, ибо имеет в себе идола Афродиты – скверную похоть плоти. Также порабощенный гневу и ярости и не пресекающий беснования сей страсти отвергся Христа и имеет в себе богом Арее 2 , который есть идол ярости. Другой – сребролюбец и сластолюбец, заключающий утробу свою для брата своего и немилосердый к ближнему, отвергся Христа и служит идолам, ибо имеет в себе идолом Ерму 3 и твари служит паче, нежели Создавшему, корень бо всем злым сребролюбие есть ( 1Тим. 6:10 ). Так что если ты воздержишься и сохранишь себя от буйных страстей, то тем попрешь идолов, отвергнешь идолослужение и соделаешься мучеником, исповедав доброе исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом 1. Авва Кариен сказал: человек, пребывающий с отроком, если не силен, – то идет вниз; если же силен и нейдет вниз, – то не преуспевает. 2. Авва Антоний говорил: думаю, что в теле есть естественное движение, прирожденное ему, но оно не действует без пожелания души и означает только страстное движение. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием, коими разгоряченная кровь возбуждает плоть к действованию. Потому-то и говорит Апостол: не упивайтеся вином, в немже есть блуд ( Еф. 5:18 ), также и Господь в Евангелии заповедал ученикам своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством ( Лк. 21:34 ). В подвизающихся же бывает и иное движение, происходящее от навета и зависти демонов. Итак, надобно знать, что существуют три рода телесных движений: одно – естественное, другое – от неразборчивого употребления пищи и третье – от демонов. 3. Брат спросил авву Агафона о блуде, и старец сказал ему: поди, повергни пред Богом немощь свою и найдешь покой. 4. Авва Геронтий Петрский говорил: многие, будучи искушаемы плотскими похотями и не совершая греха телесно, пали в блуд мысленно и таким образом, сохранив девство тела, стали блудниками по душе. Итак, возлюбленные, хорошо исполнять слово Писания: всяцем хранением блюди твое сердце ( Притч. 4:23 ). 5. Брат спросил авву Даниила: дай мне наставление, и я буду сохранять его. Авва сказал: никогда не простирай руки своей в одну чашу с женою и не вкушай с нею. Этим ты немного убежишь от демона блуда. 6. Авва Евустон рассказывал об авве Пафнутии, отце скитском: пришел я туда, будучи еще юн, и авва не позволил мне остаться, говоря: при себе в Ските я не попущу быть лицу женскому из опасения вражеской брани. 7. Авва Иоанн Колов говорил: кто, наевшись досыта, говорит с отроком, тот уже любодействовал с ним в помысле своем. 8. Авва Кассиан рассказывал: говорил нам авва Моисей: хорошо не скрывать помыслов, но открывать их старцам духовным, впрочем, и рассудительным, а не поседевшим лишь от времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Христианин должен помнить, что если есть у него обязанность учить и обличать других, то он должен это делать не по страсти, а из любви к ближнему. 556 Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 97. Слово 10,5, 7,8. См. превосходное поучение «О клевете и осуждении» у свят. Тихона Задонского : Творения. М., 1889. С. 160–170. Об истинном христианстве. Кн. I. Ч. I. Статья 4. Глава 4. 557 Душеполезные поучения. Троице-Сергиева Лавра, 1904. С. 80. Поучение 6. О том, чтобы не судить ближнего. 562 Когда Пимен был еще новоначальным монахом, то показал такие дела в борьбе с помыслами, что один из святых, у которого он руководствовался, предсказал ему: «Ты – ангельский Пимен. Имя твое прославится по всей земле Египетской». Еже и бысть. («Ангельский Пимен» – Αγγελων Ποιμην – непереводимая игра слов, ибо «Пимен» по-русски значит «пастырь». Следовательно, слова старца можно еще и так понять (что, наверно, он и хотел выразить): «Ты – пастырь ангелов, ангельский пастырь»). См.: С. 92; Там же. С. 263–264. Об авве Пимене, 1. 566 Древний Патерик. С. 151. Глава 9, 21. Подобный же случай подозрительности, когда видится то, чего нет, см. у аввы Дорофея: Душеполезные поучения. Поучение 9. О том, что не должно лгать. 568 Вопросы эти в свое время предложены были преп. аввой Дорофеем (когда он был еще новопоступившим послушником в монастыре) св. Иоанну, названному за свою острую прозорливость Пророком. (Первый ответ принадлежит св. Варсонофию Великому и дан иному лицу.) См.: Преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения. С. 245–247. Ответы 43, 44, 45, 46, 50. 569 Преп. Варсонофий Великий, преп. Иоанн. Руководство к духовной жизни. СПб., 1905. С. 395. Вопрос-ответ 614. Здесь Варсонофий Великий объясняет, как отличать осуждение от разговора ради пользы. Но предмет этот требует все-таки известной высоты духовной жизни и чистоты совести, ибо в быту мы часто видим, что люди не только осуждают, но и поносят ближних своих, однако не замечают, что совершают в это время дело бесовское, и совесть их не упрекает, молчит.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010