– Что, была ли ты у отца Сергия? И сестры – идут ли к нему? – Да, батюшка, была, – отвечала Мария, – и другие начинают помаленьку к нему привыкать. – Ну теперь мне можно покойно умереть, – сказал батюшка, – он будет хорошим пастырем, лучше меня. Так отец Алексей незадолго до кончины передал духовных детей отцу Сергию и тут же слег в постель. Обычно в летнее время он уезжал на отдых в Верею, в свой домик. Предполагался и в текущем 1923 году отъезд его туда, но на этот раз он произошел как-то по-особенному. Прежде всего, батюшка собрался неожиданно, торопливо, да и прощание его было какое-то загадочное. Отслужив Божественную литургию, он всех причастил Святых Христовых Тайн и благословил каждого образком Святителя Николая, говоря: «Благословляю вас нашим хозяином (так называл он Святителя, покровителя маросейского храма). Я чувствую себя очень плохо, уезжаю, но скоро вернусь». Действительно, прошло всего лишь девять дней, как была получена телеграмма, извещавшая о внезапной кончине батюшки. Он умер 9 июня 1923 года. По всему было видно, что батюшка намеренно уехал умирать в Верею, стремясь, между прочим, закончить там на свободе последнее свое завещание. Все бывшие при нем замечали, как он торопился писать его, отказываясь от обычной в прежнее время прогулки на солнце. Когда его звали из комнаты на воздух, он говорил: «Нет, я здесь в тени посижу, там у меня мысли рассеиваются, я не успею докончить», – и тут же добавлял: «Я ведь для того и приехал, чтобы заняться этим, в Москве мне бы не дали». Последние дни батюшка вел себя так, как будто с ним что-то случилось или чего-то он ожидал: говорил тихо, двигался медленно, как бы боясь нарушить внутренний мир свой, и казался каким-то просветленным. Последний вечер был весел и особенно ласков со всеми. Умер отец Алексей внезапно от паралича сердца. Как громом поразила всех неожиданная смерть дорогого батюшки. Тело почившего было привезено из Вереи в Москву около шести часов вечера накануне погребения; гроб встретили собравшиеся в большом количестве духовенство, родные, сестры и братья маросейской общины, стотысячная толпа народа, которую не могла вместить небольшая церковь Святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Последний Оптинский старец преподобный Нектарий (Тихонов), отличавшийся феноменальным образованием, знавший многие языки, наравне беседовавший с людьми науки и читавший наизусть Пушкина и Державина, как-то сказал своему духовному чаду: «Многие говорят, что не надо читать стихи, а вот батюшка Амвросий любил стихи, особенно басни Крылова». И, следуя примеру своего великого предшественника, преподобный Нектарий также поучал своих подопечных, используя метафоричный и емкий крыловский стих.      Вот и в наше с вами время, возрожденная после годов лихолетья обитель продолжает давнюю и добрую традицию проповеди крыловской басней «вполоткрыта». Чада известного оптинского отца, ныне покойного игумена Феодора (Трутнева) вспоминают, как батюшка, наделенный даром исцелять больных, лечил своих подопечных. Старец быстро обнаруживал необходимый лечебный корень или травку в своей «зеленой аптеке», затем на нужной странице открывал книгу басен Крылова, в которой говорилось, например, что у сильного всегда бессильный виноват, и, объяснив, как надо заваривать лекарственное снадобье, вручал больному брату кулек с корешками. Когда же тот приходил в келью, то чувствовал себя совершенно здоровым… Посещал ли при жизни Крылов Оптину пустынь, доподлинно не известно. Он был скрытен, не вел дневников, друзей не имел. Возможно, и посещал, поскольку много путешествовал, в том числе по святым местам. Кроме всего прочего, от современных оптинских отцов я узнала, что юношей Иван Крылов несколько лет проживал в усадьбе Попелёво, что всего в 10 километрах от Оптиной. Малоизвестный факт биографии писателя подтвердился. Когда-то в Попелёво находилась огромная процветающая усадьба, занимавшая собой практически все село. Два господских дома, дома для прислуги, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, домик священника, псарня, конезавод, каскад прудов – а вокруг сады, сады. В то время в селе, в 40 дворах, жило около четырехсот крестьян. Усадьба была основана в середине XVIII века и принадлежала изначально дворянам Бестужевым-Рюминым, затем с 1793 по 1827 год – тем самым Бибиковым, у которых и трудился то ли писарем, то ли переплётчиком молодой Иван Крылов. Скорее всего, Крылов здесь жил в 1794–1796 годах, но об этом периоде жизни писателя мало что известно. Сейчас той усадьбы нет и в помине, пруды заросли, а сады вымерли. Прискорбная наблюдается картина…

http://pravoslavie.ru/119342.html

19 авг. 1934 г. арестован во время богослужения, обвинен «в участии в активной контрреволюционной церковно-монархической группировке», заключен в Бутырскую тюрьму. 3 окт. 1934 г. освобожден. После закрытия храма Воскресения переведен в ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Звягина Пушкинского р-на Московской обл. Пользовался среди прихожан большим авторитетом. После службы проводил духовные беседы в храме и дома и собирал пожертвования для репрессированных священников. После поджога в окт. 1936 г. местными комсомольцами ц. Покрова переведен в храм Сошествия Св. Духа г. Пушкино. 4 нояб. 1936 г. во время богослужения арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Содержался в Бутырском изоляторе. 20 янв. 1937 г. приговорен ОСО при НКВД СССР к 5 годам ИТЛ. Срок отбывал в Ухтинско-Печорском ИТЛ в пос. Чибью (ныне г. Ухта, Республика Коми); неоднократно подвергался избиениям, по неск. часов выстаивал в 40-градусный мороз на улице босиком. Срок заключения закончился в кон. 1941 г., освобожден только в июле 1942 г.; работал в лагере. В окт. 1942 г. уехал в г. Кузнецк Пензенской обл., у сестры Пелагеи прожил ок. месяца. Для назначения на службу пешком направился в Ульяновск, куда была эвакуирована Московская Патриархия. Чтобы получить благословение у старца Василия Струева, зашел в с. Копышовка (ныне Карсунского р-на Ульяновской обл.). Заболевшего Г. старец благословил жить недалеко от себя - в с. Базарный Урень у престарелых сестер Беляковых. Г. тайно совершал в их доме богослужения, исповедовал, причащал, совершал требы. Вел духовные беседы со старцем Василием. В нач. мая 1946 г. Ульяновский еп. Софроний (Иванцов) назначил его настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска. Из-за отказа в прописке как «врагу народа» переведен настоятелем Никольской ц. в г. Мелекессе, где купил домик при денежной помощи брата Григория, проживавшего в Москве и работавшего на заводе. Был строг к себе и к церковному причту, не терпел пьянства и безнравственности, строго исполнял церковный устав. Богослужение совершал с духовным подъемом. Особое внимание уделял проповеди. После служб в воскресные и праздничные дни по благословению Ульяновского и Мелекесского еп. Серафима (Шарапова) проводил духовные беседы, что привлекло в церковь много молодежи и детей.

http://pravenc.ru/text/161265.html

Беседуем с матушкой Светланой, его супругой. Она еще не оправилась от шокирующих известий с Украины. С дрожью в голосе вспоминает последний телефонный разговор с мужем за день до его смерти. В то время в храме шла служба, и они лишь перекинулись несколькими словами. Позже связи с Луганском из Орска уже не было. Тогда она попросила созвониться с отцом старшую дочь, которая живет недалеко от Львова. Той это удалось. По словам Ольги, отец вел себя как­то странно. Рассказал ей, будто бы его бабушка к нему приходила и отец Григорий, духовник семьи, тоже был (оба покойные). Дочь подумала, что это ему привиделось во сне. Однако отец сказал, что видел их наяву… В недоумении она спросила, все ли с ним в порядке. Он ответил, что все хорошо. На другой день связи опять не было. А на следующий позвонили родственники из Луганска. Им знакомые сообщили, что протоиерей Владимир Креслянский погиб. Ополченцы подобрали его тело на улице. Матушка стала звонить знакомым в Луганск, а ей говорят: «Похороны уже идут. Батюшку отпевают». Похоронили священника на территории Свято­Вознесенского храма в Луганске, где он служил в последнее время. Дорога к Богу В их семейной биографии, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Светлана окончила 8 классов в школе 53 г. Орска. Затем – Торгово­кулинарное профтехучилище. Владимир по окончании 8 классов в школе 50 получил образование в машинострои­ тельном техникуме. Поженились в 1987­ом. А на следующий год уехали в Луганск к родственникам. Купили там домик. Он устроился на трубный завод. А она родила первого ребенка, через год – второго… Словом, все в их жизни было, как в большинстве рядовых советских семей. Если не считать, что в семейном укладе с первых дней стали появляться ростки веры. Сначала едва заметные, а затем – все больше и больше. А воцерковляться начали благодаря матери Владимира Клавдии. – Помню, с какой радостью она ходила в церковь, – рассказывает матушка Светлана. – Дома много молилась. Вечерами читала для детей жития святых. Взрослые на все это как бы не обращали внимания, но, наверное, ее усердие не проходило бесследно. И со временем один за другим все семейство потянулось в храм. Младшие дети стали посещать православную гимназию. Старшая – Ольга – по окончании школы поехала в Ровенскую область учиться на регента-псаломщика в Свято-Никольский монастырь. А через год звонит и говорит: «Я остаюсь в монастыре. Прошу вашего благословения». Мы первое время уговаривали, чтобы не спешила и хорошо обдумала такой важный шаг своей жизни. И вот прошло уже 10 лет, как Ольга стала послушницей монастыря, а недавно приняла монашеский постриг. Теперь она уже инокиня Ника. Вторая дочь Наташа окончила то же самое училище при монастыре по специальности регент-псаломщик. Потом в Одессе освоила золотошвейное мастерство – по вышивке церковных облачений.

http://pravmir.ru/on-byil-istinnyim-voin...

И вскоре рядом со скромной приходской церковью вырос красавец-храм в стиле позднего барокко. Императрица пожертвовала для храмовой иконы св. Екатерины драгоценную ризу с царским вензелем. Новый храм – единственной в Москве с таким именем – строился на казенные средства. Для работ были привлечены лучшие творческие силы. Все иконы в иконостасе Екатерининской церкви были написаны известными русскими живописцами Д. Г. Левицким и В. И. Василевским. Архитектор Карл Бланк – один из лучших (и последних) мастеров барокко, переходящего в ранний классицизм. В Москве Бланк среди прочего построил храм Николая Чудотворца в Звонарях, Воспитательный дом на Москворецкой набережной, Голландский домик в усадьбе " Кусково " . Две его яркие постройки – храм Бориса и Глеба на Арбатской площади и храм Кира и Иоанна на Солянке, увы, были разрушены в 1930-е гг. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объемом с колокольней. Новая церковь действовала летом, старая (отапливаемая) – зимой. Екатерина II и в дальнейшем опекала эту церковь : так, в 1769 году по ее распоряжению в храм на Всполье были переданы звенья кованой фигурной решетки Соборной площади Кремля, несколькими годами ранее разобранной. Немалая честь для приходского храма! После революции церковь еще некоторое время действовала, но в 1931 году, в разгар " безбожной пятилетки " , ее закрыли. Старый храм приспособили под жилье, в новом разместились конторы. Главы с куполами, естественно, разобрали. Безжалостно снесены были и верхние ярусы колокольни. Интерьеры, оставшиеся без должного попечения, постепенно разрушались. Некоторый прогресс наметился в 70-е годы, когда началась реставрация. К 1983 г. экстерьер храма был приведен в порядок, даже установлена глава с крестом. Екатерининскую церковь (а с 1990 г. и старый храм) занял Центр имени И. Э. Грабаря, который и вел реставрацию. Двадцать лет назад началась поэтапная передача церкви верующим. Параллельно шла и реставрация внутреннего убранства, которую проводила фирма " Лука-В " .

http://religare.ru/2_93070.html

17 декабря 2015 года в рамках Ломоносовских чтений прошли V Афанасьевские чтения «Священство, царство и земство в историко-культурном пространстве Поморья». Я была организатором и руководителем секции «Сохранение традиций семьи и семейных ценностей в культурном пространстве Поморья» и прочитала доклад «Материнство и детство, запечатленное в веках». На секции прозвучали доклады о духовных основах семейного благополучия, ценностях человеческой жизни в традициях семьи и общества, об истоках материнской любви в культуре Севера, о теме семьи и преемственности поколений в этнографических программах музея «Малые Корелы». В работе секции приняли участие учителя, медики, музейные работники и студенты. Всеми была отмечена несомненная польза секции, и была высказана просьба выступать с докладами по этой теме в школах перед родителями и старшеклассниками. - Евгения Георгиевна, во время своего выступления на фестивале «За жизнь» вы упомянули о своем участии в Третьих Войно-Ясенецких чтениях. Что это за чтения? - Это чтения, посвященные Святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Симферополю и Крымскому. На них я выступила с докладами «Воспитание чувства материнства у женщин детородного возраста» и «Великий хирург и священник о семье и воспитании». У меня есть фотографии амбулатории в центре Архангельска, где в 1931-1932 годах Святитель Лука вел прием больных как врач. К сожалению, в 1980-х годах это изумительное здание сгорело. Рядом с домом на втором фото стоял флигель, в котором Святитель Лука жил в Архангельске во время ссылки. Этот домик тоже не сохранился. Мой внук Лев, изображенный на втором фото, писал вместе с другом Артемом творческую работу о местах пребывания в Архангельске Святителя Луки. Приглашаем всех, кому дорого имя этого святого, на IV Войно-Ясенецкие чтения, посвященные 140-летию со дня рождения Святителя Луки, которые пройдут в мае-июне 2017 года в городе Коряжма. На этих чтениях нужно обсуждать все аспекты очень тяжелой темы абортов. В данной проблеме во главу всего ставится эгоизм наших женщин. Дети не могут рождаться не во время. Хотя нам не хочется с этим соглашаться, идя на аборт, мы становимся убийцами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Обстановка его епархиального управления была по-монашески скудной и простой. Келейников у него никогда не было, кроме последних месяцев жизни в Лавре. Старик со старушкой, у которых он приобрел маленький домик для епархиального управления в Новгороде, остались жить там же и были единственными помощниками его в хозяйственных делах. Двери его дома так же, как и его сердце, были для всех открыты. Владыка вел переписку со многими людьми. Чтобы всем дать ответ, он был вынужден часто засиживаться за столом ночами. С 5 по 30 мая 1958 года епископ Сергий принимал участие в юбилейных торжествах по случаю 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Он сопровождал тогда армянскую делегацию, которую возглавлял Верховный Патриарх-Католикос всех армян Вазген I. В ознаменование 1100-летия Великого Новгорода 23 августа 1959 года епископ Старорусский Сергий был утвержден в звании епископа Новгородского и Старорусского. 14 июля 1960 года епископ Сергий был награжден орденом в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», переданным от архиепископа Синайского через митрополита Илию Карама. 25 февраля 1963 года Преосвященный Сергий был удостоен сана архиепископа, 12 мая того же года – права ношения креста на клобуке в ознаменование 50-летия служения Святейшего Патриарха Алексия в епископском сане и в память их «совместного церковного служения». 14 октября 1964 года на праздновании 150-летия Московской Духовной Академии архиепископу Сергию было присвоено звание почетного члена МДА. Управляя Новгородской епархией, владыка Сергий не оставлял иконописания. В 1959 году он написал надгробное изображение святителя Никиты, епископа Новгородского. При этом владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам. 28 сентября 1962 года церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею для реставрации, в церковь во имя святого апостола Филиппа на Ильинской улице. До 1965 года архиепископ Сергий написал иконостас для верхнего придела – во имя святителей Николая и Никиты в новгородской церкви во имя апостола Филиппа. В 1965 году владыка Сергий начал большую работу по устройству иконостаса в Благовещёнском приделе Георгиевской церкви в городе Старая Русса. Сам он написал для иконостаса четыре иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1959 году были проведены большие реставрационно-живописные работы в новгородском Никольском соборе, в результате которых была выявлена художественная стенная темперная живопись XVIII в. Для проведения художественных и реставрационных работ в епархии привлекались музейные специалисты и художники. Учету, охране и реставрации подлежали древние иконы в различных приходах. Помимо больших реставрационных работ, епархиальная деятельность епископа Сергия характеризовалась прекрасно поставленным богослужением. По установленному правилу, дни памяти новгородских святых отмечались всенощными бдениями с пением величаний. Соборная память всех новгородских святых отмечалась дважды в год: в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и 4/17 октября, согласно древней местной традиции. " Праздничные службы в некоторой степени напоминали давние новгородские традиции уставностью и торжественностью своих богослужений и особенно украшались хором старейших новгородских певчих, весьма церковно исполнявших традиционные новгородские напевы священных песнопений " (из епархиального отчета за 1957 год). Всего за года управления Новгородской епархией владыка Сергий совершил около 1850 всенощных бдений и Божественных литургий, не считая выходов на полиелеи, акафистов и молебнов. Однако будничные службы были более по душе владыке как монаху. Тогда он, облаченный в простую иноческую одежду, принимал участие в службе как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил как обычный прихожанин, пешком, обычно без сопровождающих, часто останавливаемый на пути знакомыми и незнакомыми людьми, желавшими получить его благословение или совет по какому-либо делу или просто приветствовать архиерея. Его искренность и сердечность неизменно влекли к нему людей. Обстановка его епархиального управления была по-монашески скудной и простой. Келейников у него никогда не было, кроме последних месяцев жизни в Лавре. Старик со старушкой, у которых он приобрел маленький домик для епархиального управления, в Новгороде, остались жить там же и были единственными помощниками его в хозяйственных делах. Двери его дома так же, как и его сердце, были для всех открыты. Владыка вел переписку со многими людьми. Чтобы всем дать ответ, он был вынужден часто засиживаться за столом ночами.

http://drevo-info.ru/articles/13672114.h...

Понтий Петрович был сильно потрясен, но не сказал о своем видении епископу, а в душе отказался идти теперь в монахи, боясь преступить волю покойного отца и волю епископа. В видении он узрел Промысел Божий быть ему пастырем, но счел себя недостойным принять этот сан сейчас. Прошло два года, за это время Понтий Петрович посетил много русских монастырей и подвижников, и всюду Господь указывал на молодого студента как на Своего избранника. Средств не было, и Понтий Петрович, несмотря на свое слабое здоровье, особенно после операции, совершал свое паломничество пешком по многу верст, а иногда Бог посылал добрых людей, которые помогали ему и возили на свой счет. Где только юный подвижник не побывал! И в Лавре у преподобного Сергия Радонежского, и у Серафима Саровского , и в Угрешском монастыре и скиту 8 . Промысл Божий не давал указания Понтию Петровичу на отдачу себя в послушание кому-либо, что ему и было сказано о. Венедиктом, подвижником Соловецкого монастыря того времени. Отец Венедикт сказал, что он будет управлять сам собою, а другой подвижник о. Илья сказал, что он пойдет по стопам Зосимы и Савватия, и посоветовал ему пожить на Соловках. Понтий Петрович побывал послушником в Оптиной Пустыни, но короткое время, так как заболел водянкой ног, и они ему отказали. С трудом добрался Понтий Петрович до о. Варнавы в Гефсиманский скит 9 , где и получил у него в келье исцеление больных ног. И о. Варнава уговаривал его поступить в монастырь, но Промысл Божий вел Своего избранника к пастырству. Современные подвижники видели в молодом человеке своего собрата по духу. Батюшка вспоминал: «Когда я в 1898 году в июне был в Оптиной Пустыни Калужской губернии и, придя в домик старца Иосифа 10 , стал в передней у дверей дожидаться его благословения, а народу было очень много, так что в передней было оттого тесно, – то его келейник о. Анатолий 11 , впоследствии старец и духовник Пустыни, выйдя из келии о. Иосифа, подошел ко мне через толпу людей и поцеловал мне руку. Когда ожидавшие совета и благословения о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Бывало, когда станешь ему читать о райских блаженствах и о мучениях во аде; он, слушая сие, станет вздыхать и радоваться, плакать и рыдать как дитя. Он имел три единственные книги: Правильник, псалтырь и акафистник, которые, во время вечерни, чрез отверстое окно его келии, проходящий похитил. Старец сей о сем поскорбел, да и перестал. Но он скорбел не о похищенных книгах, а о том, что не имел на чем молиться Богу. Когда некоторые из братии сказали ему:» жаль, отче! что книги у вас похищены!» Старец на сие отвечал: «того, кто похитил у меня книги, да простит и вразумить Господь Бог; я же надеюсь, что Господь пошлет мне книги». И действительно, игумен о. Вонифатий, услышал, что у о. Тарасия похищены книги, прислал ему: правильник, псалтырь и акафистник. В мирском быту он был довольно богатым; но по поступлении в монастырь, он раздал свои деньги в обители и бедным. Когда ему было 100 лет, был таким убогим, что, не имея ничего, имел только самую плохую одежду. Некоторые из братии, слыша о его прежнем достатке и видя всегда его в бедной одежде, в недоумении спрашивали его: «Отче! мы слышали, что у вас прежде было немало денег, а теперь есть ли они? – Старец на сие отвечал: «благодарение Богу, имел я деньги, а теперь, благодарение Богу, нет их». Он был среднего роста, книги читал без очков, на голове имел волосы черные, между ними не было ни одного седого, браду умеренную с проседью, жил в монастыре 50 годов и, проживши 100 годов, по надлежащем напутствовании, с миром предал душу свою Богу. Он был малоросс. 3) Иеромонах о. N. средних лет, вел строгую постническую жизнь. Он в первую и последнюю седмицы великого поста, почти ничего не употреблял в пищу, кроме просфоры; он был смирен и молчалив. Любя уединенную, пустынную жизнь, не смотря на высокое свое послушание в Киево-златоверхо-михайловском монастыре, он, по своему прошению, переместился в скит Феофанию, где, в скитском саде, не далеко от церкви, устроивши на свой счет домик, предался еще большим иноческим подвигам. В это время он принял схиму и после сего чрез три года с миром предал душу свою Богу. Он был довольно высокого роста, тощий. Умер иеросхимонахом. Он из малороссов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010