Ирина Ивановна Сурина, мать Авдотьи Петровны и восприемница от купели Петра, высокая и стройная старушка, смолоду была красавицей; оставаясь верною старине, она продолжала до конца жизни носить сарафан, душегрейку, воротушки (т.е. широкие рукава), на голове фату, а сверху – чабак (меховую шапку) из собольего или куньего меха; когда выходила со двора, – кокошник и повязку. Она имела двух братьев: Алексея и Федора. Алексей был человек лет сорока, холостой и весьма благочестивый; он заболел и умер. Когда священники пришли для выноса его тела, умерший внезапно ожил, встал совершено здоровым и так прожил еще сорок дней, но в продолжение этого времени ничего не говорил, питался только сладким или овощами, сидел у окна и подавал милостыню нищим. Второй брат, Федор Иванович Скулябин, с молодости жил в приказчиках у некоего Рыбникова, который вел торговлю с Сибирью; потому он часто туда уезжал до самой старости, бывал на Китайской границе и весьма любил рассказывать про китайцев. В 1820 году ему было уже за восемьдесят лет; это был высокий, худощавый, осанистый, весьма благообразный старец, очень строгой и воздержанной жизни. Дмитрий Афанасьевич, кроме Петра, имел еще нескольких человек детей. Когда Петру минуло лет 7–8, его стали учить грамоте. Народных училищ в то время (в 1817 – 1818 гг.) в Вологде не было, и дети людей среднего класса учились грамоте, где придется, а для детей дворянских существовали казенные гимназии и частный пансион для благородных девиц. Содержатель пансиона был немец по фамилии Дозер, который поселился в Вологде в конце 1820-х годов. Неподалеку от дома Мясниковых жила одна старушка – Крылова, из духовного звания, родом – зырянка из города Никольска, отстоящего от Вологды более 600 верст. Старушка эта имела небольшой домик и занималась печением сдобных ватрушек; у нее были три дочери немолодых уже лет; старшая, Пелагея Егоровна, была портниха, а обе младшие – башмачницы и неугомонные певуньи. Пелагее Егоровне выпало на долю быть преподавательницей грамоты мальчику Петру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В. Елецкий Успенский , 1 кл., в Чернигове, на Болдиной горе. Основан в XI в. вел. кн. черниговским Святославом Ярославичем. В древности мон. был велик, богат и благоустроен, но часто подвергался разрушению от татар и поляков. В 1240 г. мон. был сожжен Батыем вместе с городом; восстановлен в 1445 г. В 1579 г. и 1611 г. подвергшись разрушению польских войск, мон. начал восстановляться с 1657 г., при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче. В это время настоятелями мон. были лица, известные в истории русской Церкви: Иоанникий Голятовский, знаменитый южно-русский писатель XVII в., св. Феодосий Углицкий (см. 5 февр.) и св. Димитрий Ростовский (см. 21 сент.). Соборный мон. храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 г., был обновляем в XV в. и нач. XVII в. Здесь в иконостасе находится Елецкая – Черниговская икона Богоматери, которая явилась в 1060 г. близ Чернигова на ели, от чего и получила свое название. По этому случаю в том же году на месте явления св. иконы построена была церковь Успения Богоматери черниговским кн. Свягославом Ярославичем, а потом тем же князем, по совету подвизавшегося здесь (в 1069 – 1072 г.) пр. Антония Печерского (см. 10 июл.), и был воздвигнут Елецкий Успенский мон. После разрушения мон., в нач. XVII в., св. икона была утрачена. В 1676 г. привезен был в Чернигов приехавшими из Владимира двумя братьями, до фамилии Козел, точный список с явленного Елецкого образа, который был у них куплен кн. Константином Константиновичем Острожским и пожертвован монастырю. Древней Елецкой – Черниговской иконой считается та св. икона, которая в 1579 г. потомками Святослава Черниговского – князьями Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 г. – в Крымский поход, и умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути отдана Харьковскому Успенскому собору. Празднование в честь Елецкой – Черниговской иконы совершается 5 февр. Св. Елецкая – Черниговская икона, имеющаяся в Елецком мон., находится в его соборном Успенском храме. Под другим монастырским храмом, в честь свв. апп. Петра и Павла, и архиерейскими покоями находятся „Елецкие“ пещеры; они ископаны в 1069 – 1072 г. и реставрированы архиеп. Виктором (Садковским); расположение и устройство этих пещер сходно с киевскиии. На западе от монастырской колокольни есть деревянный домик, где под потолком находится балка с вырезанной надписьй: „Пр. Феодосий Углицкий, архимандрит 1688 г.“. Эта балка была в келии св. Феодосия Углицкого (см. 5 февр.). В домике, который, по преданию, служил помещением св. Феодосию и св. Димитрию, открыта иконописная школа и хранится несколько ценных церковных книг и предметов времени св. Феодосия. Также замечателен портрет его же среди стенных икон в Успенском храме. При мон. странноприимница. В зданиях мон. помещается Духовная Консистория и духовное училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Весть о смерти патриарха еще ночью распространилась по всей Москве с молниеносной быстротой. Телефон звонил беспрестанно. Отделение милиции, газетные редакции, частные и духовные лица немедленно прибыли в больницу. Некоторые предлагали теперь же ночью перенести умершего в соседнюю церковь , а утром торжественно перевезти в Донской монастырь. ГПУ резко это запретило и само распорядилось о перевозке покойного каретой скорой помощи в Донской монастырь. Когда покойника увезли, его комната была запечатана. Через несколько дней пришел Тучков, и в присутствии правления больницы и митрополита Петра был составлен список оставшихся вещей. Среди них нашли четыре тысячи руб., которые Тучков присвоил со словами: «Это нам пригодится». Это были собранные прихожанами и подаренные патриарху деньги. Они лежали в корзиночке рядом с его постелью. Как-то раз патриарх мне сказал: «Приход хочет выстроить мне домик и собрал на это деньги. Квартира в монастыре очень низкая, узкая и неудобная. Когда собирается много народа, нечем дышать». Тучков оказался прав, когда он нас спрашивал, не боимся ли мы принять тяжело больного патриарха в нашу больницу. Смерть патриарха возбудила в Москве всевозможные и самые невероятные толки. Говорили, что врач, удаливший корни зубов, впрыснул ему яд вместо кокаина, путали имена врачей, которые лечили больного, и распространяли сведения, будто они все арестованы. Во всех этих толках даже трудно было разобрать, кого и в чем обвиняют. Другой свидетель рассказывает подробности последних часов жизни патриарха и именно в присутствии того врача Щ., и прислужника, о которых упоминает Бакунина. Этот свидетель был и участником похорон патриарха. «Святейший Тихон, патриарх Московский и всей России, скончался в ночь со вторника на среду. Во вторник было Благовещение, но Святейший не служил, т.к. чувствовал себя плохо. Литургию в последний раз Святейший совершал в воскресенье. 25-го (ст. ст.) днем Святейший чувствовал себя лучше и даже занимался делами: читал письма и бумаги и писал резолюции. Вечером был у него митрополит Петр, который присутствовал на консилиуме врачей, а затем Вел деловой разговор. Часов около десяти вечера Святейший потребовал умыться и, с необычайной для него строгостью, серьезным тоном, к которому окружающие не привыкли, сказал: «Теперь я усну крепко и надолго... ночь будет длинная, длинная, темная... темная...»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Тем более ценными представляются воспоминания Натальи Федоровны Борячек, дедушка которой отец Квинтилиан принимал последнюю исповедь отца Митрофана. О том, что со временем отец Митрофан будет канонизирован, знали многие. Одним из первых ощутил это отец Квинтилиан, который продиктовал (так как уже плохо видел) своей жене (бабушке Натальи Федоровны Борячек) некоторые раздумья на этот счет. Отец Квинтилиан говорил, что в миру о. Митрофан вел жизнь пустынника: «Евангельская чистота, бесстрастие, которыми была проникнута его последняя предсмертная исповедь, которую я принимал от него, привела меня в какой-то священный ужас. Я после этого понял душевное состояние апостола Петра, когда он воскликнул: «Господи, отойди от меня, ибо я человек грешный»». Отец Митрофан, обладавший даром различать грани и оттенки духовной природы человека, поддерживал Квинтилиана, говоря: “Вы счастливы, очень счастливы, ибо стоите у престола Божия. А я, за свои грехи и недостоинства, лишен этой милости Божией”. Отца Квинтилиана удивляло все в о. Митрофане и, прежде всего, незлобие батюшки. Как-то раз отец Митрофан заметил: «Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться”. В беседах его не было даже тени неприязни к людям, несмотря на то, что он много страдал от них. Кротость и ласка были отличительными свойствами о. Митрофана. В наше время во Владычне все сохраняется так, как это было при сестрах Марфо-Мариинской обители, хотя домик, в котором жили о. Митрофан и его жена Ольга Владимировна (монахиня Елизавета), сгорел. Но на том же самом месте, с той же планировкой воссоздана горница, где все наполнено духом великой княгини и о. Митрофана, где бережно хранятся их портреты, которые помещены на отдельном столе. К большим портретам этих святых людей по-дочерни прислонены небольшие фотографии монахинь Надежды и Любови — сестер Марфо-Мариинской обители, которые после ссылок верно служили Богу и людям под водительством духовника обители во Владычне. В доме хранятся фотографии: Елизавета Федоровна с сестрами, о. Митрофан в молодости, а на другой фотографии он с матушкой Ольгой окучивает картошку. Здесь он молился, там находилась его кровать. А вот та самая печка, разбирая которую в 1998 году, Наталья Федоровна и Виктор Иванович Борячек обрели припрятанные в свое время и завернутые в газету епитрахиль о. Митрофана, кадило, ладан (все хорошо сохранилось, несмотря на то что прошло много десятилетий). Отец Митрофан думал и об украшении земли, о чем свидетельствуют деревья, посаженные его руками около дома во Владычне. Пушистую высокую елочку, привольно раскинувшуюся в огороде, и несколько могучих, крепких берез возле дома отец Митрофан оставил как живую, земную память о себе.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Тем более ценными представляются воспоминания Натальи Федоровны Борячек, дедушка которой отец Квинтилиан принимал последнюю исповедь отца Митрофана. Слово особой благодарности обращено к тем людям, которые и ныне берегут место во Владычне Тверской области, где после 16 лет ссылок завершалась земная жизнь о. Митрофана, где он упокоился на скромном сельском погосте в окружении преданных ему монахинь Марфо-Мариинской обители и самых близких людей. В те далекие годы домик о. Митрофана стоял возле погоста в полном одиночестве, что особенно ощущалось в долгие зимние вечера, когда за окном ветхой избушки был слышен вой волков да стон вьюги. После смерти отца Митрофана сестры обители, Надежда и Любовь, продолжали ухаживать за вдовой о. Митрофана Ольгой Владимировной, которая лежала после инсульта, с трудом произнося отдельные слова и короткие фразы, передававшие, тем не менее, суть ее отношения к происходящему. О том, что со временем о. Митрофан будет канонизирован, знали многие. Одним из первых ощутил это о. Квинтилиан, который продиктовал (т. к. уже плохо видел) своей жене (бабушке Натальи Федоровны Борячек) некоторые раздумья на этот счет. Отец Квинтилиан говорил, что в миру о. Митрофан вел жизнь пустынника. Эта способность к созерцанию была обусловлена его духовной чистотой. Отец Квинтилиан отмечал: «Евангельская чистота, бесстрастие, которыми была проникнута его последняя предсмертная исповедь, которую я принимал от него, привела меня в какой-то священный ужас. Я после этого понял душевное состояние апостола Петра, когда он воскликнул: „Господи, отойди от меня, ибо я человек грешный”». В свою очередь отец Митрофан, обладавший даром различать грани и оттенки духовной природы человека, поддерживал о. Квинтилиана, говоря: «Вы счастливы, очень счастливы, ибо стоите у престола Божия. А я, за свои грехи и недостоинства, лишен этой милости Божией». О. Квинтилиан говорил, что его все удивляло в о. Митрофане. И прежде всего незлобие батюшки. Как-то раз о. Митрофан заметил: «Плохих людей нет, есть люди, за которых особенно нужно молиться».

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Поиграли в теннис. Ольга пила чай. Принял Рухлова, выкупался в море. Обедал Петровский (деж.). Читал до 11 1/2. 22-го июня. Воскресенье. В 9 1/2 отправились с дочерьми в Красное в Уланский полк, на освящение новой деревянной церкви взамен сгоревшей. После службы сели завтракать в шатре тут  же  рядом с деревней. Жара была большая с тем же ветров и мглою. Вернулись в Петергоф в 2 1/2 ч. Алексей лежал на балконе, т. к. он жаловался на тошноту и боль в спине. Поиграли в теннис. В 6 ч. принял Николашу. Читал до 7 1/2 и отлично выкупался в море. Ольга А[лександровна] обедала. 23-го июня. Понедельник. Очень занятое утро и 1/4 часовая прогулка. В 2 1/2 принял на Ферме депутацию от Петербургского арсенала Имп. Петра Вел[икого]. Поиграл в теннис. Жара и мгла, солнце совсем красное и на море вроде тумана. Алексей пролежал целый день на балконе Аликс, жар продолжался. От 6 1/2 до 8 ч. принимал Маклакова. Вечером читал. 24-го июня. Вторник. Около 9 час. выкупался в море. Читал и немного погулял. Принял Сухомлинова и несколько представляющихся. Завтракал Андрей (деж.). Поехал с Аликс и с ним в Английский дворец осмотреть модель памятника Анпапа для Петербурга. Поиграл в теннис. В 6 час. принял Сазонова. Опять выкупался. Жара была большая, но воздух был лучше, т. к. гари сделалось меньше. После обеда у меня был Нилов. Читал долго. 25-го июня. Среда. Необыкновенно жаркий день. В 9 1/2 поехал в Царское Село, где сделал последовательно три закладки казарм: 2го Стрелк. Царскосельского и 3го Стр. моего полков и наконец Конвоя около железн.-дор. павильона. Вернулся аккуратно к часу. Митя и Олег завтракали. Несмотря на жару бодро поиграли в теннис. Ходил с детьми босыми ногами в речке. Тетя Михень, Ducky и Кирилл пили с нами чай. Прочтя обычные бумаги купался в море, в воде было 21° Р. После обеда покатались в моторе на Бабигон и заехали в сельский домик. Там гарь была гуще. У Алексея тем. нормальная и он себя чувствовал хорошо. 26-го июня. Четверг. Неистовая жара продолжалась. Аликс с О[льгой] и Т(атьяной) прошла в Петербург. Принимал все утро. Завтракал с М[арией) и А[настасией]. Алексей ел отдельно на балконе. В 2 1/2 принял греческого посланника Псика, уезжающего в Бухарест, и затем осмотрел картины Ткаченко. Поиграл в теннис со всеми дочерьми, Аней и Зборовским. После чая принял Мещерского. Хорошо выкупался. Обедала Ольга А[лександровна]. Провели вечер вместе на балконе. 27-го июня. Пятница.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

«И к святым Божиим церквам свещи и фимиам и просфоры за души приносят да сподобит Господь Бог неизреченнаго велика и учинит с праведниками, яко благ и человеколюбец. Ему подобает слава ныне и присно во веки веков. Аминь». Далее идет такой помянник: «Помяни Господи души усопших рабов своих преждепочивших от Адама до сего дня, иже от Божией руки созданнаго человека, прадеда нашего Адама и его супругу прабабку нашу Еву. И вся во благочестии от века умерших православных. Помяни Господи вселенских Патриархов и Преосвященных митрополитов, помяни Господи православных царей и цариц..., князей и княгинь..., помяни Господи Архиепископов и Епископов..., помяни Господи священнический чин и диаконский и весь причт церковный... черноризцев... умирающих Христа ради;... замученных... от зверей и рыб съеденных... молниею сожженных..., гладом и жаждою и наготою и от мраза скончавших души своя. Помяни Господи всякою смертию Божиим изволением умерших православных». Далее идет род великих князей. «Помяни Господи благоверных великих князей: великаго князя Владимира во святом крещении Василия (вверху написано киноварью: «иже крести рус. землю»), вел. кн. Владимира (Мономаха), вел. кн. Ярослава, вел. князя Александра (Невскаго), вел. кн. Димитрия (Донскаго), вел. кн. Иоанна (Московскаго), вел. кн. Василия (Московскаго), во иноцех Варлаама, князя Феодора (Володской) князя Георгия, царя и вел. кн. Иоанна (Московскаго) во иноцех Иону, царевича сына его Иоанна. Помяни Господи благоверных великих княгинь: великую княгиню Анну, вел. кн. Василиссу, вел. кн. Евдокию, вел. кн. Елену, вел. кн. Елену, царицу и вел. кн. Анастасию. Род князей Суздальских. Помяни Господи вел. князя Андрея, князя Георгия, вел. кн. Василия, кн. Александра, вел. кн. Константина, князя Андрея, вел. кн. Димитрия, вел. кн. Бориса, вел. кн. Димитрия. Род князей Шуйских. Помяни Господи благоверных князей: Василия (Строяпа), Симеона (Кропива), Иоанна, князя Георгия, кн. Даниила, кн. Феодора, кн. Александра (Брюхатой), кн. Василия, князя Феодора, кн. Иоанна, кн. Василия (Бледной), кн. Михаила, кн. Георгия, кн. Иоанна (Хрен), кн. Иоанна (Стопа), кн. Феодора (Скопин) во иноцех Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, - явная переделка, точнее " недоделка " начала XVII века, покончившая с часами " боевыми без перечасья " , т.е. строго по моде времени, но скорее все-таки по обстоятельствам времени. Венчающая главка показывает наличие в теле колокольни церкви " под колоколы " , видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божией Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонительнице носить на себе в определенных случаях главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как " ошибочный " . Домик Петра I На территории Свенского монастыря недалеко от Успенского собора стоял каменный домик, в котором, по устным преданиям, бытовавшим в монастыре, останавливался Петр I. Домик был небольшой, всего в " три окна " . Внутри него находился иконостас с древними иконами, великолепная изразцовая печь, мебель той эпохи и портрет Nempa  I в рост, оставленный монастырю на память. Снаружи был прибит императорский герб. Позднее под карнизом появилась надпись: " В сем домике неоднократно пребывал Преобразователь России " . В XIX веке домик использовался под настоятельские кельи. Для этой цели его надстраивали. Однако в 1887 году была предпринята его реставрация. Надстройку сняли и переместили на десять сажен от домика как здание для приема " благодетелей монастыря " , а сам домик стал мемориальным музеем Петра I. До Великой Отечественной войны в областном краеведческом музее хранилась мебель из этого домика, некоторые вещи, которыми якобы пользовался Петр I. Но уникальная коллекция музея была разграблена немецко-фашистскими захватчиками. Не сохранился до наших дней и каменный домик царя. Достоверно известно, что Петр I находился в Брянске 22-24 октября 1708 года. Приезд царя был вызван продвижением армии шведского короля Карла XII к Стародубу и далее на Украину. Он осмотрел верфь, где по его указу сооружали галеры, городские укрепления, запасы оружия, а вот был ли в монастыре, точно не известно. Петр I отправился в Погребки у Новгорода Северского, где стояли основные силы русской армии. Там к нему явился гонец от А.Д. Меншикова, сообщивший об измене гетмана Украины Мазепы. Церковная же легенда утверждает, что это произошло тогда, когда Петр I находился в Свенском монастыре. Предание гласит, что великий преобразователь России любил отдыхать в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной, любоваться открывшейся отсюда захватывающей картиной: уходящими вдаль лесами, сверкающими в лучах солнца мелкими озерами, серебристыми водами Десны. Дуб-великан, немой свидетель исторических событий, и сегодня стоит на вершине громадного холма, являясь уникальным памятником природы.

http://sobory.ru/article/?object=00662

Приятным событием 2023 года стало открытие музея игумении Таисии «Чайный домик» в поселке Мяксе, где уже несколько лет функционирует Новолеушинский монастырь под управлением игумении Кириллы (Червовой). Как известно, монастырь находится в месте ближайшем к затопленному водами Рыбинского водохранилища исторического Леушинского монастыря. При затоплении этой местности в конце 1930-х гг., из монастыря часть построек была разобрана и перевезена как раз в поселок Мяксу, в частности, это были келейный корпус и чайный домик. К сожалению, келейный корпус сгорел в 2011 году по халатности проживавших в нём беженцев. Чайный домик оставался последней сохранявшейся постройкой Леушинского монастыря. В своё время, чтобы спасти это строение, дом был выкуплен у частных владельцев. Были интересные планы по его сохранению и мемориализации. Однако в 2022 году стало известно о неожиданном сносе этого исторического здания. В интернете появились кадры его варварского разрушения экскаваторами. Общественности было объявлено, что вместо старого будет воздвигнут новый чайный домик. Хотя было очевидно, что главная ценность этого домика как раз и состоит в подлинности. Новодел не может его заменить. Домик, чудом уцелевший при затоплении Леушинского монастыря, сохранявшийся в течение 80 лет на новом месте в Мяксе, был безжалостно уничтожен в наше время на наших глазах. Говорят, что его невозможно было восстановить из-за грибка, поразившего нижние венцы, но современная реставрация достигла таких научных возможностей, что может восстановить всё. Есть множество примеров. Здесь был особый случай, когда нужно было приложить все возможные средства. К сожалению, эта непоправимая ошибка уже произошла, и последнее строение Леушинской обители кануло в лету. В октябре 2023 года на его месте был открыт новый современный дом коттеджного типа, условно названный «чайный домик», который даже не очень похож на подлинный. В нем 19 августа 2023 года был открыт музей, который никак не связан с Леушинским монастырем. Если бы этот музей был просто построен на новом месте, это было бы радостное событие, но открытие нового здания на месте уничтоженного подлинного чайного домика вызывает смешанные чувства.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

В нынешнем, Государь, во 182 году генваря в 14 день, били челом тебе Вел. Государю Царю и Вел Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, а мне холопу твоему в Сумском остроге в съезжей избе подали челобитную рейтарскаго строю порутчики Василей Гутковской, Федор Стахорской, чтоб тое их челобитную приняв, послать к тебе Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, к Москве в Новгородцкой приказ и я холоп твой у порутчиков у Василья Гутковскаго, у Федора Стахорскаго челобитную приняв, послал к тебе Вел. Государю Царю и Вел. Кн. Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, к Москве с маеором Степаном Келеным, в нынешнем во 182 году генваря в 15 день, а отписку и челобитную велел подать окольничему Артемону Сергееву Матвееву, да дьяком думному Григорью Богданову, Якову Поздышеву, Ивану Евстафьеву, Василью Бобинину. Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу бьют челом холопи твои новокрещеные иноземцы рейтарскаго строю начальные люди порутчики Васка Гутковской, да Федор Стахорской. В прошлом, Государь, во 180 году, по твоему Вел. Государя указу посланы мы, холопи твои, на твою Вел. Государя службу с головою Московских стрельцов с Клементьем Иевлевым под Соловецкой монастырь и в Сумской острог, и на 181 год нам, холопем твоим, твое Вел. Государя годовое денежное жалованье дано, a no твоему Вел. Государя указу прислан в Сумской острог воевода Иван Алексеевич Мещеринов и нам, холопем твоим, по твоему Вел. Государя указу, велено с ним, воеводою Иваном Алексеевичем Мещериновым, быть на твоей Вел. Государя службе под Соловецким монастырем и на нынешней, Государь, на 182 год, твое Вел. Государя годовое денежное жалованье нам, холопем твоим, не дано и мы, холопи твои, будучи на твоей Вел. Государя службе, оскудали и обдолжали великими долгами. Милосердый Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожалуй нас, холопей своих, вели, Государь, свое Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010