Раздел, посвященный блаженной Евдокии, состоит из двух текстов, каждый из которых заслуживает более подробного описания, нежели то, которое возможно в рамках рецензии. Первый текст — лаконичное повествование “Белый голубь”, ходившее в самиздате и публикуемое впервые. Автор обозначен инициалами И. В. Помимо ряда важных свидетельств о мучениях и казни блаженной Евдокии и ее келейниц-“нянюшек”, повествование содержит свидетельство о том, как неверующий тогда крестьянин видел, что когда по пути к месту казни палачи били плетьми Дуню, а келейницы прикрывали ее своими руками, над ними распростер крылья белый голубь, принимавший на себя удары, так что девушки боли не чувстововали. Другие присутствовавшие этого голубя не видели, но один из почитателей блаженной, также избитый плетьми, говорил, что не почувствовал никакой боли от ударов. Духовная значимость этого эпизода в комментариях не нуждается; здесь удобее молчание. Второй текст — обширное и подробное “Житие блаженной старицы Евдокии…”, составленное Валентиной Долгановой (в постриге Серафимой). Материалы и свидетельства собраны автором с великим тщанием и с высокой степенью профессионализма; в этой работе видны и иноческое прилежание, и скрупулезность, присущая хорошему историку. Вторая часть книги содержит работу О. Второвой-Яфы, соловецкой узницы, под названием “Авгуровы острова”. В этом названии отражено то, что губительнее всяких телесных пыток и физической смерти: система тотальной продуманной лжи, царившей в местах заключения (на деле — уничтожения) и растлевающей души. “Авгуровы острова” состоят из двух частей: собственно дневник пребывания автора на Соловках в 1929–31 гг. и повесть на соловецкие сюжеты “Мать Вероника”; психологическая и художественная достоверность повести такова, что в тех кругах, которые с ней знакомы, бытует убеждение в том, что мать Вероника — реальное лицо, и даже ведутся разговоры о необходимости ее канонизации. Возможна ли более высокая оценка художественного произведения? Вообще хочется сказать, что при безусловной ценности книги в целом именно “Авгуровы острова” представляются наиболее совершенной ее частью как в чисто литературном, так и в духовном и психологическом аспектах.

http://pravmir.ru/retsenziya-mironositsy...

Самый красноречивый пример - Ханты-Мансийский автономный округ, где численность хантов 0,9% и манси 0,5% населения округа. А всего их соответственно 22283 и 8279 человек, и, кроме своего округа, они обитают ещё в Республике Коми, Ямало-Ненецком автономном округе, Свердловской, Томской и Тюменской областях. Подстать тому единственная в стране автономная область - Еврейская - с 4,2% титульного народа. Ни для кого не секрет цель её создания. Но уму непостижимо, в чём смысл сохранения её в качестве национально-территориального образования сегодня, тем более что в автохтонность евреев в той местности даже при самом смелом взлёте фантазии поверить невозможно. Ещё более прозрачны автономии и этнический статус ненцев. Всего их 34 тысячи и они являются титульными в трех(!) автономных (до 1977 года именовавшихся национальными) округах. Их численность в Ненецком округе 11,9%, в Таймырском (Долгано-Ненецком) - 4,4% и в Ямало-Ненецком - 4,2%. Конечно, это самый низкий порог, и нельзя не учитывать, что речь идет о малочисленных народах. Но аналогичная ситуация характерна и для более крупных и более высоких по статусу этносов в ряде субъектов Российской Федерации. Так, титульные нации составляют 10% населения в Карелии, 11,1% - в Хакасии, 22,1 % - в Адыгее, 23,3% - в Республике Коми, 24% - в Бурятии В подобном положении до переписи 2002 года были занимавшие третье место по своей численности в республике башкиры Таким образом, прецедент создания территориальных автономий под эгидой незначительных по численности титульных народов налицо. (И он, заметим в скобках, опровергает спекулятивные утверждения татарских националистов - вспомните истошные вопли по этому поводу Фандаса Сафиуллина и иже с ним - о том, что если татар в республике станет меньше 50 %, то её преобразуют в губернию). Иначе говоря, при наличии доброй воли властей самоопределение кряшен могло успешно осуществиться в первые годы советской власти. Не случайным же было провозглашение Бакалинской кряшенской республики. Более того, как полагает историк Анатолий Иванов, ссылаясь на современные источники, в своё время не исключалось мнение в пользу создания на территории Бугульминского, Мензелинского и части Белебеевского уездов кряшенской автономной области с центром в Мензелинске И всё шло к этому.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/02/...

В части регионов образовательный запрос на изучение курсов религиозной культуры, истории религий не фиксируются в отношении изучения истории и культуры тех религий, которые не распространены или мало распространены в данном регионе. Например, в Ямало-Ненецком АО " преподавание основ культуры ислама, основ буддизма и др. в ЯНАО не осуществляется ввиду отсутствия образовательного запроса со стороны родителей (законных представителей) " . В информации из Московской области в отношении изучения курсов религиозной культуры, кроме православной, сообщается, что " преподавание религиозной культуры других конфессий (ислама, иудаизма, буддизма, и др.) в подмосковных государственных и муниципальных школах не осуществляется. На сегодняшний день предложений от представителей иных вероисповеданий по разработке учебных планов и программ подготовки специалистов для факультативного преподавания религиозных культур в адрес Правительства Московской области не поступало " . Отметим, что здесь выражена определенная готовность органов власти в Московской области рассматривать такие предложения. По данным Главного управления образования администрации г. Красноярска до настоящего времени даже в самом г. Красноярске, не подано ни одного заявления от родителей с просьбой о преподавании какой-либо религиозной дисциплины " . Однако из последующей информации в ответе следует, что такие заявления родителей все же имеются (отдельные школы в г. Красноярске, Лесосибирске, Канске, Ачинске, Норильске и др.), на основании этих запросов преподаются курсы православной культуры. Кроме этого, также очевидно на основании согласия и решений родителей, в 30 школах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района преподается курс " История культуры малочисленных народов Таймыра " . В информации из некоторых субъектов РФ (особенно ряда многонаселенных регионов), в том числе г. Москвы, усматривается определенная неадекватность имеющейся практики и реального образовательного запроса со стороны населения. Например, в г. Москве соотношение основных мировоззренческих и этноконфессиональных групп москвичей примерно соответствует их соотношению в целом по стране: более половины граждан считают себя религиозными, из религиозных примерно 80% православных, 10% мусульман, 10% последователей остальных конфессий. В информации из г. Москвы указано, что в 2006-2007 учебном году изучаются: – курсы православной культуры, которые преподаются в 6-и школах, посещают 515 учеников; – курсы мусульманской культуры охватывают более 200 человек в 4-х школах с этнокультурным компонентом образования (татарским, дагестанским и азербайджанским); – курсы еврейской традиции (культуры иудаизма) в 4-х школах с этнокультурным еврейским компонентом образования посещают около 200 учащихся; – философско-религиоведческие курсы (история религий, религии мира и т.п.) в 14 школах изучают 560 человек.

http://religare.ru/2_40896.html

Выслушав схимонаха Епифания, постараемся взглянуть на изложенные события с позиции Государя и Государыни. Не трудно представить, насколько была неприятна, тягостна Их Величествам бестактная назойливость епископа Феофана. Вот почему оставался епископ Феофан в Крыму недолго и был переведен в Астрахань. Как пишут Ф. Бэттс и В. Марченко, «хотя Августейшая Семья и сохранила горячую лич­ную приязнь и расположение к владыке Феофану, он был переведен из Крыма в Астрахань осенью 1912 года, дабы, по-видимому, избежать неловких ситуаций при официальных встречах с Царской Семьей во время их визитов в Ливадию. Слухи о том, что Государыня, про­являя свое неудовольствие, в виде наказания перевела его, представляются неверными, оцениваемые по про­шествии времени от аудиенции епископа у Государы­ни и его фактического перевода в Астрахань. В 1913 году он вернулся в центральный регион Империи Архиепископом Полтавским и Переяславским». 14 Радзинский приводит слова, сказанные епископом Феофаном товарищу обер-прокурора Св. Синода Даманскому по поводу Распутина и в связи с новым переводом в Астрахань: «Распутин - сосуд дьявола, настанет время, Господь покарает его и его защитников» [ Царя и Царицу?! - Ю. Р. ]. 15 Бедный епископ Феофан, если и изрек эти страшные слова, то, конечно, будучи ослеплен, если не чувством мести, то крайней досады и обиды. Несмотря на удаление, деятельному епископу удалось оставить по себе замену в столице в лице другого не менее активного епископа - Гермогена Саратовского (Долганова), которого епископ Феофан смог убедить и привлечь на свою сторону. Тем самым он приобрел мощного союзника в борьбе с Григорием Распутиным. Но об этом чуть погодя. Примечания: Глава 7. Месть врага рода человеческого. 7.1. Обвинение в хлыстовстве. 7.2. Заблуждение архиепископа Феофана. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 39. Ответ на 38., верноподданный : Спаси Господи! Вот уже появилось продолжение за 25.05, которое кое-что уточняет и в отношении еп. Феофана, и в отношении других персонажей. Может быть, это тоже будет интересно. Храни Господь!

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/21/...

Синод учреждает в г. Москве «чисто еретическую корпорацию диаконисе, фальшивое подложное учреждение вместо истинного», и б) что в Св. Синоде «голосовали введение в Православной Церкви грубо противоканонического чина заупокойного моления Православной Церкви о еретиках инославных», чем будто бы оказывается «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви». В заключение Преосв. Гермоген обращался к царю о «защите» Святой Церкви от действий Св. Синода. Эта телеграмма не могла не сделать дальнейшее присутствие епископа Гермогена в составе Св. Синода неудобным. При таких обстоятельствах 3 янв. 1912 года последовало распоряжение на увольнение Преосв. Гермогена от присутствования в Св. Синоде во вверенную ему епархию. Увольнение преосвященных от присутствования в Св. Синоде, равно как и вызов преосвященных к присутствованию в Синоде, производились волей царя, независимо от постановлений Св. Синода. На совещании Св. Синода было вынесено осуждение епископу Гермогену и дано знать ему о том указом. Со времени объявления Преосв. Гермогену указа об его увольнении от дальнейшего присутствования в Св. Синоде в ежедневной печати не переставали появляться изложения газетными сотрудниками устных бесед их с преосвященным, а затем и с приехавшим в С.-Петербург иеромонахом Илиодором. В этих беседах заключались резкие суждения по адресу Св. Синода и синодального обер – прокурора, производивших соблазн и волнения в обществе. Во исполнение царской воли о немедленном отъезде епископа Гермогена совместно с иеромонахом Илиодором во вверенную ему епархию Св. Синодом было предписано немедленно отбыть из С.-Петербурга. Епископ Гермоген подал прошение о разрешении ему пребывания еще на три дня, но по-прежнему было постановлено о немедленном оставлении столицы. Такая неизменность прежнего решения вызывалась еще и тем, что Преосв. Гермоген, будучи недоволен некоторыми решениями высшей духовной власти, позволял себе выражать осуждение синодальным решениям пред газетными сотрудниками и делать, таким образом, свои слова достоянием гласности.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Мария 10 декабря 2014, 05:14 Уважаемая Ольга, пока мы будем искать руку врагов в каждом действие " либеральной оппозиции " , наша страна может сгнить. У нас так уже было, уязвимость России в плане пропаганды в 1910 годах была следствием " подмораживания " при Александре III. Дар рассуждения, столь важный для христианина должен присутствовать всегда. И конечно, надо понимать когда речь идёт об информационных войнах, но как бы нам не проглядеть когда это просто " дымовая шашка " , а когда это всё же первый признак тлеющего огня. На Украине власть просмотрела, и полыхнуло, а признаки социального недовольства и системных проблем были уже и 2009 когда я там отдыхала. Что касается всеми ругаемой " либеральной оппозиции " , мы сами виноваты своей безответственностью и нежеланием что-то делать вместе, в том что её удалось маргинализовать и во главе встали люди с подмоченной репутацией, а далее они замкнулись в кругу своей " тусовки " . Если бы мы понимали важность каждого из нас, не велись на обещания, более рассудительно относились к обаянию власти, у нас и оппозиция была бы другой. В том числе и христианско-демократической в лучших традициях старой Европы. А мы не добиваемся снятия запрета на религиозные партии, а давно пора! Фотиния 10 декабря 2014, 02:59 Особенности информационной войны подмечены точно. Но вот грядущими медицинскими реформами в Москве недовольны, поверьте, не только " покупающие в США кухонные гарнитуры " , но и обычные москвичи. Что же автор не написала и об оборотной стороне этих войн - околоофициальной пропаганде?! Если уж быть до конца честной. А то почитаешь некоторые статьи, в том числе и на " Правлславии.ру " , и складывается впечатление, что от продуктового эмбарго страдают исключительно " любители карпаччо и устриц " , а также прочих дорогих деликатесов, и от реформ медицины опять таки страдают " не наши " . А " наши " - сильные, все перенесут, и на " ура " . Что же это, как не контрмеры информационной войны?! Николай Долганов 10 декабря 2014, 02:01

http://pravoslavie.ru/75721.html

В то же самое время, когда Шевчук, на этот раз по официальному приглашению, снова пришла в съемочный павильон, на пороге появилась Ольга Остроумова. Им предстояло пробоваться в одной сцене. Остроумова бросилась к Шевчук и честно призналась: «Я очень хочу играть Комелькову, помоги мне, давай выложимся так, чтоб ни у кого не осталось сомнений!» И они сыграли так, что после них пробы девушек Ростоцкий не проводил. Пятерка была собрана. Эти имена сегодня известны чуть ли не каждому второму жителю бывшего СССР: Екатерина Маркова (Галя Четвертак), Ирина Долганова (Соня Гурвич), Елена Драпеко (Лиза Бричкина), Ольга Остроумова (Женя Комелькова), Ирина Шевчук (Рита Осянина). Андрей Мартынов. И смех, и слезы, и кино Андрей Мартынов в роли Федота Васкова и Елена Драпеко в роли Лизы Бричкиной На великую роль небесные покровители кино (если такие существуют) не могли привести случайного человека. Как минимум за плечами должна была быть трудная судьба и громадный опыт. Кто первым пришел на ум Ростоцкому? Конечно, Вячеслав Тихонов, звезда его последнего фильма «Доживем до понедельника». Но оказалось, что Тихонова уже пригласила Татьяна Лиознова на роль Штирлица. Предлагали Георгия Юматова, но тоже не сошлось. Тот боялся, что не разведет съемки у Ростоцкого со съемками в «Офицерах». Начали смотреть менее опытных и занятых, но Васкова среди них не было. Режиссер уже начал нервничать. Однажды, незадолго до начала проб, Зоя Курдюмова ввела в кабинет Станислава Иосифовича совсем неизвестного актера: – Ты можешь репетировать с кем хочешь, но снимать будем его, зовут Андрей Мартынов. Режиссер окинул разочарованным взглядом очередного претендента. – Он же совсем ребенок! – Ничего я не ребенок, – решил взять слово сам претендент, – я уже армию прошел, мне 25. В армию он был призван после второго курса театрального. Служил три года в противовоздушных войсках в Средней Азии. Уже там получил неофициальное звание «заслуженного артиста», ведь на всех мероприятиях и застольях у начальства рядовой читал отрывки из классики (как правило, заказывали почему-то Чехова).

http://pravoslavie.ru/112757.html

Да, порой страшно, да, в любой момент можно получить пулю, но долг есть долг. Этот урок она заучила еще в Карелии. – Что касается съемок, – продолжает делиться воспоминаниями Наталья Максимовна, – то мы до конца не осознавали, что снимаемся в фильме, который станет легендой, который будет жить и воспитывать поколения. Уже более сорока лет прошло, а картину всё смотрят, и она по-прежнему волнует... «Он ушел красиво» Станислав Ростоцкий с супругой Ниной Меньшиковой После «А зори здесь тихие» Станислав Ростоцкий снял еще пять фильмов, в том числе популярный «Белый Бим Черное Ухо» – яркое режиссерское высказывание о человеческой жестокости и равнодушии. Ростоцкий вновь получил ряд высоких наград, и снова был номинирован на Оскар. Казалось бы, будущее столь заслуженного, еще при жизни ставшего легендой, режиссера не обещало никаких проблем в карьере. Однако грянули 1990-е, все советские киностудии закрылись, индустрия рухнула, как и не бывало. Многие великие режиссеры остались не у дел. Повезло только тем, кто соглашался снимать чернуху, которая заполонила в те годы киноэкраны и телевизоры страны. В культуре и в кино случилось великое духовное падение. Ирина Долганова часто останавливалась на один-два дня в квартире у Ростоцкого, когда приезжала из Нижнего в Москву по делам. Она видела, что режиссеру было очень тяжело и очень больно жить без работы. «Он сильно переживал, переживал внутри себя, я думаю, что он из-за этого так быстро и ушел из жизни». Режиссер скоропостижно скончался 10 августа 2001 года по пути из Высоцка, где у Ростоцких была дача, в Выборг – там его ждали на местном кинофестивале. Как потом вспоминала его супруга Нина Евгеньевна Меньшикова – Ростоцкий еще утром жаловался на сердце, она предлагала ему отменить поездку, но он сказал, что не может подвести людей. За руль режиссер сел сам, на соседнем, пассажирском сиденье расположилась жена. «Если задуматься, то его уход был красивым, хотя страшно так говорить, но, посмотрите сами, он ехал в смокинге, за рулем, с любимой женщиной», – подметила во время нашего разговора Ирина Шевчук.

http://pravoslavie.ru/112757.html

Первый раз Борис Николаевич отправился в Тюмень поездом с Николаевского вокзала. Он переоделся простым солдатом, едва пробился в битком набитый вагон, лишившись при этом сапога, но сохранив драгоценный чемодан с вещами и подарками Царской Семье. Через пять суток он был в Тюмени. Из Тюмени на ямщицкой тройке в Покровское, где его теща и шурин предупредили, что поездка в Тобольск «не безопасна, так как после ареста и высылки каких-то приезжих офицеров и придворной дамы ( М. С. Хитрово), власти тщательно наблюдали за всеми приезжими». В Тобольск Борис Николаевич отправился с Дмитрием Распутиным-Новым - братом своей жены. Через четверо суток, проехав на лошади 240 верст (стояли крепкие сибирские морозы), они были в Тобольске. На постоялом дворе Борис Николаевич узнал подробности пребывания Царской Семьи в Тобольске, и в частности, о тех знаках любви, которые простой народ, включая татар, проявлял по отношению к Царственным Узникам. Подтвердил это и шурин Дмитрий, рассказав Соловьёву, что «знакомые купцы на базаре в один голос подтвердили ему, что население в огромном большинстве, действительно, очень сочувственно относится к Их Величествам и, если и есть недоброжелатели в среде немногочисленных рабочих и прибывающих с фронта солдат, то за их малочисленностью это существенного значения не имеет. Он также рассказал мне, что навестил знакомую монахиню, которая довольно часто бывает в губернаторском доме, куда она носит съестные продукты, и что ею можно воспользоваться для передачи чего-либо Их Величествам». Достигнув Тобольска, Борис Николаевич первым делом отправился к епископу Гермогену (Долганову) - «злому врагу его покойного тестя», но который при этом отлично знал Бориса Николаевича ещё с детства и очень его любил. Отец Бориса Николаевича, служивший в Синоде, «был тоже всегда в хороших отношениях с Владыкой». Даже когда постановлением Синода владыку выслали из Петербурга, отец Бориса Николаевича «снабдил опального епископа необходимыми на дорогу деньгами». Борис Николаевич считал, что владыка Гермоген «был настоящим безсеребренником и все, что имел, всегда раздавал нищим, а потому всегда нуждался в деньгах».

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

2. Образовать в пределах Ямало-Ненецкого автономного округа Салехардскую епархию, выделив ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. 3. Правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. 4. Правящему архиерею Салехардской епархии иметь титул Салехардский и Ново-Уренгойский. 5. Епископом Ханты-Мансийским и Сургутским избрать архимандрита Павла (Фокина), настоятеля Николаевского ставропигиального прихода города Рима. Место наречения и хиротонии архимандрита Павла (Фокина) оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий Указ. 6. Преосвященным Салехардским и Ново-Уренгойским быть епископу Звенигородскому Николаю, викарию Московской епархии. 7. Выразить признательность Преосвященному архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию за двадцатилетние труды по организации миссионерской и пастырской работы, а также храмостроительства на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, благодаря чему стало возможным возрождение церковной жизни в этих регионах.   ЖУРНАЛ 44 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Красноярской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Учитывая протяженность расстояний между епархиальным центром Красноярской епархии и отдаленными районами Красноярского края, имея в виду необходимость усиления миссионерской, духовно-просветительской, а также храмостроительной деятельности в этих районах, — образовать в пределах Енисейского, Казачинского, Мотыгинского, Пировского, Северо-Енисейского, Таймырского (Долгано-Ненецкого), Туруханского и Эвенкийского районов Красноярского края, а также Енисейского, Лесосибирского и Норильского городских округов, — Енисейскую епархию, выделив ее из состава Красноярской епархии. 2. Правящему архиерею Енисейской епархии иметь титул Енисейский и Норильский. 3. Правящему архиерею Красноярской епархии иметь титул Красноярский и Ачинский. 4. Преосвященным Енисейским и Норильским быть епископу Чукотскому и Анадырскому Никодиму. 5. Преосвященным Анадырским и Чукотским быть епископу Воскресенскому Серафиму, викарию Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1498448.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010