Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕПИФАНИЙ (ранее 1624 - 1682), Соловецкий, деятель раннего периода старообрядчества, духовный отец протопопа Аввакума, писатель ЕПИФАНИЙ (Абрамов Евфимий Кузьмич; 1885 - 1965), архиеп. Самарский (Куйбышевский), Московский и всея Руси Русской Древлеправославной церкви ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕПИФАНИЙ СХОЛАСТИК секретарь рим. писателя и гос. деятеля Кассиодора (487-578), канцлера остгот. кор. Теодориха Великого (493-526), переводчик ЕРАЗМ (кон. XI-XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 24 февр.; 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля) ЕРЕВАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО [Эриванское] викариатство, Карталино-Кахетинской (Грузинской) епархии Грузинскогого Экзархата РПЦ РПЦ (1912 - не ранее июля 1917, возможно до 30-х гг. XX в.) с центром в г. Эривань (с 1936 Ереван) ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕРМЕНГОЛ [Эрменгол] († 1035), еп. Уржельский (кафедра в г. Ла-Сеу-д " Уржель, Каталония, Испания), свт. (пам. зап. 3 нояб.) ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЕСИКСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Астанайской и Алматинской епархии), в урочище Казачья Щель г. Есик (Иссык) Алматинской обл. (Казахстан)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_106.htm...

633-646 646-647 647-648 648-653 653-654 ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) 654-658 ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке 658-660 ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви 660-663 ЕРМОКРАТ сщмч. Никомидийский (пам. 26 июля) - см. Ермолай, Ермипп и Ермократ, священномученики Никомидийские ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф 663-669 669-670 670-672 ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) 672-676 676-677 ЕРНШТЕДТ Виктор Карлович (1854 - 1902), рус. ученый-эллинист, филолог-классик, проф. С.-Петербургского ун-та, акад. 677-678 ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов 678-679 ЕРОС мч. (пам. 24 июня) - см. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики 679-680 ЕРСИКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Латвийской Православной Церкви - см. Мадонское викариатство Латвийской Православной Церкви ЕРХАН Михаил Дмитриевич (1861 - рубеж 10-х и 20-х гг. XX в.?), свящ., регент, учитель церковного пения 680-681 ЕСАУЛОВ Есаулов [Эсаулов, Эссаулов, Ессаулов, по паспорту Петров] Андрей Петрович (ок. 1800 - ок. 1850), композитор, скрипач, автор духовно-муз. сочинений 681-682 682-685 ЕСИКСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Астанайской и Алматинской епархии), в урочище Казачья Щель г. Есик (Иссык) Алматинской обл. (Казахстан) 685-686 ЕСИПОВ Савва († между 1643 и 1650?), дьяк Тобольского архиерейского дома, автор Есиповской летописи

http://pravenc.ru/vol/xviii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛЕАЗАР Спиридонович Спиридонов (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕВФЕРИЙ (Печенников; 1870 - 1937), схиархим., прмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛЕНА (Асташикина Елена Васильевна; 1878 (1882)-1937 ?), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ Федорович Штольдер (1883 -1937), диак., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Антонович Гончаров (1882-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Алексеевич Киреев (1903-1941), свящ., сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕМИЛИАН Иванович Панасевич (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_15.html

Сегодня Русская Православная Церковь чтит память священномученика Гермогена, епископа Тобольского 29 июня 2005 г. 16:53 Сегодня наша Церковь чтит память видного русского деятеля русского патриотического движения сщмч. Гермогена, епископа Тобольского, принявшего мученическую кончину в 1918 году. Он родился 25 апреля 1858 г. в семье единоверческого священника Херсонской епархии и в миру носил имя Георгий Ефремович Долганов. После окончания классической гимназии в г. Ананьев Херсонской губернии поступил в Новороссийский университет. Закончил три факультета — юридический, историко-филологический и математический. Но будучи глубоко религиозным с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к подвижнической жизни, а потому предпочел светской деятельности стезю духовную и вскоре поступил в С.-Петербургскую Духовную академию, где и принял в 1890 г. монашеский постриг, а через два года стал иеромонахом. Окончив академию со степенью кандидата богословия о.Гермоген был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. С тех пор, до последнего назначения, деятельность его была посвящена Тифлису и Грузинскому экзархату. В 1898 г. о. Гермоген был назначен ректором семинарии с возведением в сан архимандрита и затем почти одновременно определен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и председателем Епархиального Училищного совета. Кроме того, он был редактором «Духовного Вестника Грузинского Экзархата» и исполнял многие другие поручения, возлагавшиеся на него епархиальным начальством. 14 января 1901 г. в Казанской соборе на Калужской площади в Москве он был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а 21 марта 1903 г. был назначен епископом Саратовским. В этом же году был вызван для присутствия в Св. Синоде. Видя ужасающий упадок нравов, большое внимание уделял духовному просвещению народа. В 1904 г. создал в епархии особую печатную комиссию «по изданию книжек, листков, картин и изображений духовного и религиозно-нравственного содержания для распространения их в народе путем продажи и даровой раздачи». В годы смуты стал одним из организаторов Союза Русского Народа в Саратове, затем инициатором создания и почетным председателем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, созданного в городе. По его убеждению, Союз возглавил «новую форму освободительного движения» от противников «исторического нашего уклада русской православно-церковной жизни народной под руководством пастырей». Выступал решительным противником принятия в ряды правых организаций старообрядцев.

http://patriarchia.ru/db/text/26909.html

21.01.1930 г. пять храмов, колокольню, часть стены и башен монастыря взорвали. В 1991 г. была создана приходская община; в 1994 г. остатки монастыря передали Русской Православной Церкви. Единственный сохранившийся храм Тихвинской иконы Божией Матери начала восстанавливать уникальная православная община плохо слышащих и глухих. С 11.12.1995 г. регулярно совершается богослужение с сурдопереводом. Подробнее о монастыре см.: Православные монастыри. С. 399–400; Сорок сороков. 2004. Т. 1. С. 337–352.) 447 (В бытность его ректором Петербургской академии он меня постриг и рукоположил во диакона и иеромонаха. – См.: Дневник. Т. 1. С. 271–273.) 448 (Назначен туда [в Саратов] его викарий Гермоген... – Гермоген (Долганев (Долганов) Георгий Ефремович, 25.04.1858–29.06.1918) – в дальнейшем епископ Тобольский и Сибирский, священномученик. Родился в семье единоверческого священника Херсонской губернии. Окончил юридический факультет Новороссийского университета, прошел курс математического факультета. В 1889 г. поступил в СПбДА. 28.11.1890 г. пострижен в мантию, 02.12.1890 г. рукоположен во иеродиакона, 15.03.1892 г. – во иеромонаха. Окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1893); назначен инспектором Тифлисской ДС, а в 1898 г. – ее ректором с возведением в сан архимандрита. 14.01.1901 г. хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. С 21.03.1903 г. епископ Саратовский. В 1911 г. на очередной сессии Св. Синода выступил против введения института диаконис и чина заупокойного моления за инославных. 15.01.1912 г. Св. Синод предписал ему немедленно отбыть из С.-Петербурга в свою епархию. Невзирая на приказ, Преосвященный задержался в столице; выступал против Г. Распутина. 17.01.1912 г. Император подписал указ об увольнении его от управления Саратовской епархией с назначением пребывания в Успенском Жировицком монастыре Гродненской епархии. 25.08.1915 г. в связи с эвакуацией переведен в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии. С 08.03.1917 г. епископ Тобольский и Сибирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

24 нояб. 1937 г. арестован в ссылке по обвинению в «систематической контрреволюционной агитации среди колхозников». Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. от 2 дек. 1937 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив ДКНБ по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 1096. Лит.: Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 393; Собор Саратовских святых: Сб. житий/Авт.-сост.: свящ. П. Плякин. Саратов, 2017. С. 306-321. Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИОНИСИЙ Ефимович Щёголев (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ИОАНН Михайлович Днепровский (1875-1937), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ЛЕОНИД Лебедев († 1921), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ Николаевич Амасийский (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ Игнатьевич Гайдай (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Одесских святых, Соборе Балтских святых, Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2580202.html

Епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Долганов) (1858–1918) Морализм не спасает человека. «Убогое богословское мышление Льва Николаевича Толстого не признает в Христе Искупителя, и общество следует за ним, отходит от Христа, признавая в Нем только моральный образ… Но один только моральный образ — не образ Христа, а образ противника Его, антихриста». Священник Иосиф Кречетович на этот раз не возражал лектору. Спасает Христос. Российская Церковь, конечно, знала эту богословскую максиму. Знала как заученную фразу из катехизиса. А как эта фраза призвана влиять на повседневную жизнь христианина, как она должна руководить пастырским служением, например, саратовского протоиерея Иосифа Кречетовича? Жизнь пока не заставляла об этом задумываться. Шел последний год спокойной жизни патриархальной России. Еще не началось десятилетие, трагически оборвавшее земной путь Петра Аркадьевича Столыпина и священномученика Гермогена, в те февральские дни слушавших молодого иеромонаха. Миссия Русская Церковь еще не знала мученичества. Не знала его так, как знали древние Церкви. А знала ли она богословие? Знала как академическую науку. Но для древних отцов богословие было практикой. Споры об одной букве в тексте Символа веры вершили судьбы, возводили на вершины власти и низвергали в изгнания. Ересиарх Арий и язычник Плотин были не именами из пыльных книг, а осязаемой реальностью. Такой же колючей, как Ницше или Толстой в XX веке. В. И. Несмелов (1863–1937) Живая философская мысль стала проникать в ограду академического богословия Российской Церкви лишь на исходе XIX века, вместе с предчувствием кризиса традиционной религиозности. Одним из примеров такого проникновения стала богословская система профессора Казанской Духовной академии В. И. Несмелова . Учение Виктора Ивановича Несмелова о человеке отталкивалось не от Священного Писания , а от личного опыта. Вглядываясь в себя, человек видит двойственность своей природы. Он «существует, как простая вещь физического мира», но своим самосознанием выходит за пределы мира вещей. Стремится к «истинной жизни» и осознает «невозможность осуществить эту цель» своими силами. Духовная личность человека не умещается в его физической сущности. Что это, как не доказательство существования Личности Бога? Как не иллюстрация «ненормального состояния мирового бытия» вследствие грехопадения? Как не обоснование необходимости спасения человека?

http://blog.predanie.ru/article/ne-lyuba...

В Симоновом мон-ре И. знакомился с новой богословской лит-рой, принимал участие в деятельности МДА. 5 дек. 1908 г. Синод освободил И. от должности члена Московской синодальной конторы и от управления Симоновым монастырем без выдачи пенсии. Он остался жить в обители, где ему была предоставлена низкая и темная келья. 11 февр. 1909 г. над И. было совершено таинство Елеосвящения. 14 февр. состоялось отпевание И., к-рое возглавляли епископы на покое Мисаил (Крылов), бывш. Олонецкий, Иоанникий (Казанский) , бывш. Архангельский, и Григорий (Полетаев) , бывш. Омский, в сослужении многочисленного духовенства. Похоронен в склепе зимнего храма Симонова мон-ря. И. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1879), св. Анны 3-й (1883), 2-й (1891) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 3-й степени (1894). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 440; ГА Саратовской обл. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 35, 218. Соч.: Слово на день рождения Государя Имп. Александра Александровича//ВиР. 1885. Т. 1. 6. С. 331-339; Речь при наречении... во еп. Сумского//Там же. 1893. 9. С. 201-203; Речь при вступлении на Саратовскую епархию//Саратовские ЕВ. 1899. 5. С. 199-204. Лит.: Буткевич Т. И., прот. Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский: Биогр. очерк. Х., 1902; Глубоковский Н. Н. Преосв. Иоанн (Кратиров), бывш. еп. Саратовский, ректор СПбДА//ХЧ. 1909. 3. С. 421-440; Малиновский Н., прот. Памяти преосв. еп. Иоанна (Кратирова)//БВ. 1909. Т. 1. 3. С. 486-507; К биогр. еп. Иоанна (Кратирова): [Переписка К. П. Победоносцева и Н. И. Субботина]/Сообщ. прот. С. Марков//Там же. 3-я паг. С. 663-670; Багалей Д. И. История г. Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905-й г.). Х., 1912. Т. 2; Смолич И. К. Рус. монашество. М., 1997 (указ.); Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. М., 2006. Т. 1; Мраморнов А. И. Церковная и общественно-политическая деятельность еп. Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов, 2006. А. И. Мраморнов Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/469496.html

Московские вести//Русские ведомости. 1903. 29 март. С. 3. Московский синодальный хор//Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М., 1953. С. 25–40. Мосолов А.А. При дворе последнего императора: Записки нач. канцелярии министра двора. – СПб.: Наука: С.-Петербург, отд-ние, 1992. – 261, с. Мраморнов А.И. Церковная и общественно-политическая деятельность епископа Гермогена (Долганова, 1858–1918)/Предисл. С.Л. Фирсова. – Саратов: Науч. книга, 2006. – 362, с.: л. ил., цв. ил., портр. Муретов М.Д. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Плато­на и «Песнью Песней»: Актовая речь//БВ. 1903. Т. 3, С. 461–499; С. 559–612. Он же. Протоиерей Сергей Константинович Смирнов//Памяти почивших наставников: Сб. статей/Изд. Имп. Моск. Духовной академии ко дню ее столетнего юбилея (1814–1914). – Сергиев Посад: И. И. Иванов , 1915. С. 139–274. Наджим М. свящ., Фразиер Т.Л. и др.Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 501–526. Наместников А.В. Православие и современность: Полемика архимандрита Феодора ( А.М. Бухарева ) и В.И. Аскоченского//Вестник Московского уни­верситета. Сер. 8: История. 1999. С. 41–47. Наречение и хиротония архимандрита Сергия во епископа Угличского//ПрибЦВед. 1901. С. 443–445. Некролог: Тыртов Сергей Петрович//Новое время. 1903. 11 янв. С. 2. Некролог: Архимандрит Климент Стояновский/С.//Вологодские ЕВ. (Прибавл.) 1906. С. 102–104. Нелюбов Б.А. Александр III (Тахан) – патриарх Антиохийский//ПЭ. М., 2000. Т. 1. С. 504–505. Нечаев П.И. Практическое руководство для священнослужителей, или Систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав: С прил. алфавит, указателя/Под ред. А.П. Ростовского. – 12-е изд. –Пг.: П.П. Сойкин, 1915. – 918 с., разд. паг., 1 л. портр. Никанор (Каменский) , архиеп. Изображение Мессии в Псалтири: Экзег.-крит. исслед. мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до прор. Давида. – Казань: Унив. тип., 1879. – 260, IVc. Он же. Объяснение правильного богослужения: В 3 вып. – 2-е изд. – Казань: Унив. тип., 1892–1893. – Вып. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Милиционеры знали, что Н.- ушедший за штат архиерей, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Верующие обращались к нему как к прозорливому старцу. Жил в крайней бедности, юродствовал. Духовные дети помогали ему материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. 13 окт. 1937 г. Н. был арестован в Орехово-Зуеве и доставлен в Таганскую тюрьму в Москве. Обвинялся в том, что «являлся нелегальным бродячим епископом, проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью». Был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Московской обл. от 17 нояб. 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен там в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 263; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19180. Соч.: Николаевский жен. мон-рь в г. Переславле, Владимирской губ. М., 1904; Нафанаил (Бачкало), иером. [музыка], Делекторский Ф., свящ. [слова]. Юбилейный гимн: На столетие Имп. МДА: 1814-1914. М., 1915. Лит.: Владимирские ЕВ. 1898. 15; 1907. 42, 43; Журналы собр. Совета МДА за 1911 г.//БВ. 1912. 4. С. 431-432 (4-я паг.); То же за 1915 г.//Там же. 1916. 10/12. С. 542 (4-я паг.); Пермские ЕВ. 1917. 1. С. 5; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 84; Дамаскин. Кн. 5. С. 337-340; ЖНИР: Моск. Нояб. С. 77-82; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 157. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ Платонович Преображенский (1882-1937), прот., сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых) ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565370.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010