Однако самая серьезная попытка восстановления чина диаконисс была связана с Вел. Кн. Елизаветой Феодоровной и основанной ей Марфо-Мариинской обителью. В декабре 1911-январе 1912 гг. на заседаниях Св. Синода за положительное решение дела высказались семь иерархов: митрополит Московский Владимир (Богоявленский , 1848 †1918), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий, 1840 †1915), архиепископ и экзарх Грузии Иннокентий (Беляев, 1862 †1913), архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский , 1867 †1944), архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий , 1863 †1936), архиепископ Полтавский Назарий (Кириллов, 1850 †1928), епископ Холмский Евлогий (Георгиевский, 1868 †1946). В том же смысле высказывался и обер-прокурор Св. Синода В. К. Саблер (1845 †1929). При особых мнениях остались митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский , 1846 †1912) и епископ Саратовский Гермоген (Долганов, 1858 †1918). «Пока не восстановлен чин диаконисс в древнем его значении, – считал владыка Антоний, – сестрам Марфо-Мариинской обители не может быть усвоено именование диаконисс, в чине коих они не состоят». Что касается вл. Гермогена, то он усмотрел в этом попытку возродить неканонический чин, существовавший в павликианской ереси, где имелись нерукополагавшиеся «диакониссы по одеянию», однако даже их, уже обращенных в Православие, 19-е правило I Никейского Собора причисляет к мирянам. Причем, вл. Гермоген не ограничился особым мнением, он высказался в газетных интервью и в телеграмме Императору Николаю II (Церковные ведомости. 1912. 21 января. С. 20–21; см. также: Телеграмма епископа Гермогена. О «еретической корпорации» диаконисс//Новое время. 1912. 15 января). Не соглашаясь с доводами владыки, Великая Княгиня, сама того не замечая, отрицала возможность воссоздания чина диаконисс каноническим путем (через рукоположение) по сложившимся в России условиям: «Первая ступень раньше была «диаконисса по одеянию». Вторая, высшая – «по рукоположению» (что хочет епископ Гермоген), – привела к разрушению этой общины: диакониссы стали играть такую важную роль среди духовенства, что их мало-помалу начали оттеснять, и так они и исчезли. (Синод настроен решительно против этого, и это очень мудро, так как современные женщины еще более хваткие и стремятся играть такую же роль, как мужчины.)» (Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М. 1995. С. 53). О том же по сути говорила сестре и Императрица Александра Феодоровна, чего не смогла услышать Великая Княгиня: «Св[ятой] Олимпиадой (диакониссой – С. Ф.) руководил св[ятой] Иоанн Златоуст » (Там же. С. 57). Поскольку Св. Синод не достиг единства, дело было передано на рассмотрение последней инстанции – на Высочайшее усмотрение. 1.1.1912 Государь Император вынес резолюцию: «Всецело разделяю особое мнение митрополита Петербургского Антония» (Там же. С. 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Большой Беркут. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1858 и 1863. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Курганская область, Далматовский район, с. Большой Беркут Координаты: 56.346974, 63.552236 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Беркутское село свое название получило от озера, около которого находится и около которого в прежнее время водилось много орлов - беркутов. Оно отстоит от Екатеринбурга в 200 верстах и в 30 верстах от Шадринска, на север. Местность кругом ровная, низменная, для здоровья благоприятная; почва - супесок. Беркутский приход отделился от Ольховского и основан отчасти вследствие неудобства сообщений с Ольховской церковью, а отчасти вследствие обещания старожилов прихода устроить храм во имя святителя и Чудотворца Николая, в благодарность за избавление от шаек Пугачева. В состав прихода, кроме села, ныне входят деревни: Скородумка - 1 в. и Ларина - 3 в. Первоначальное население села Беркутского и деревень образовалось из приехавших в село Кривское поселенцев с Поволжья в начале XVIII в. Услыхав, что при озере Беркут местоположение удобное, земля хлебородная, а леса непроходимые, и проверив все это, некоторые из приехавших в нынешнее село Кривское поселились вокруг озера Беркут. На западной стороне его поселились Гаевы, Долгановы, Чучевы и Чащины; на северо-восточной - Берсенев Иларион, а на южной - Буйнов. Деревня Ларина получила свое название от Илариона Берсенева, а Скородумка от Буйнова, которого за его сообразительность и быстроту прозвали Скородумом. Все эти первые поселенцы были русскими государственными крестьянами. Все ли они были прежде православные, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=47907

Окончив академию (1905), преподавал гомилетику в Ярославской духовной семинарии, поступил в Почаевскую Лавру, где приобрел известность антиреволюционного проповедника. Наведываясь в столицу, был принят во влиятельных петербургских салонах; удостаивался даже Высочайшей аудиенции. В 1908 г. переведен в Царицын, где он, будучи настоятелем основанного им в городе монастыря, стал в центре народного религиозного движения. В марте 1909 г. Св. Синод за обличительные противоправительственные речи перевел его в Минск в архиерейский дом. Иеромонах не подчинился. В январе 1911 г. назначен Св. Синодом настоятелем Новосильского монастыря Тульской губернии. Но через три недели о. Илиодор бежал в Царицын (8.3.1911) и проник, переодевшись в женское платье, в обитель. Началось его известное 20-дневное сидение с народом в монастыре при поддержке епископа Гермогена (Долганова, 1858 †1918), Саратовского. Саратовский губернатор П. П. Стремоухов в своих воспоминаниях сообщает, что в первой после побега публичной своей проповеди о. Илиодор заявил, что «Государь находится в руках жидомасонов-министров, из которых самый опасный сам Столыпин, что министров следует драть розгами, а Столыпина обязательно по средам и пятницам, чтобы он помнил постные дни и чтобы выбить из него масонский дух». «На дворе монастыря, – пишет он далее, – иеромонах соорудил картонного пятисаженного дракона – «гидру революции». По окончании проповеди он пронзал ее копьем, на подобие Георгия Победоносца, и отрубал одну голову, которая за ночь вырастала. В галерее монастыря, по которой молящиеся проходили в церковь , был повешен портрет Льва Толстого. Илиодор останавливался около него и требовал, чтобы все проходившие плевали в лицо писателя. [...] Затем он стал строить во дворе холм и прорыл его многими ходами с подземными галереями, дабы укрываться в них случае гонений, как древние христиане в катакомбах. [...] Илиодор предпринял тогда целое паломничество по Волге в целях ниспровержения крамолы. Он или, вернее, его поклонники наняли большой пароход.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Епископ (впоследствии - архиепископ) Алексий (Дородницын). См. о нём: http://bogoslov.ru/text/357198.html. Андрей (Ухтомский, 1872 - 1937) - в это время наблюдатель Казанских миссионерских курсов, впоследствии архиепископ. Братство святителя Гурия - одно из крупнейших и значительных братств, центров миссионерской работы Русской Церкви второй половины XIX - начала XX вв. Написано по зачеркнутому: «лица». Протоиерей Павел Ильич Соколов, впоследствии архиепископ Астраханский и Енотаевский Палладий († 1920). В подлинном письме начальные слова первых строк этого абзаца отмечены карандашом Извольского. Архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков (Пятницкий, 1844 - 1922). Епископ Гермоген (Долганов). См. о нём: Мраморнов А.И. Указ. соч. 16 сентября 1907 г., «в воскресенье, Его Преосвященство совершил литургию в Покровской церкви села Даниловки и освятил здание второклассной школы» (Саратовский духовный вестник. 1907. 46. С. 10). Епископ Константин (Булычев, 1858 - 1930), впоследствии архиепископ. В 1920-е гг. уклонялся в обновленческий, а затем григорианский раскол. Сказано - сделано. Проповедь отца Иоанна, посланная тому же П.П. Извольскому (см. P.S. следующего письма), была опубликована под названием «Беседа по поводу беспорядков и по случаю освящения церковной второклассной учительской школы в неделю по Воздвижении» в «Церковных ведомостях» 13 октября 1907 г. (Прибавление к Церковным ведомостям. 1907. 41. С. 1749 - 1755). Епископ Митрофан (Симашкевич, 1845 - 1928), впоследствии архиепископ Донской, в 1920-е гг. примкнул к григорианскому расколу. 18 мая 1907 г. был убит ректор пензенской семинарии архимандрит Николай (Орлов). Иннокентий (Беляев, 1862 - 1913) - епископ Тамбовский и Шацкий, позднее архиепископ, экзарх Грузии. Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин, 1828 - 1913). Тихон (Василевский, 1867 - 1926) - епископ Костромской, впоследствии архиепископ Воронежский, затем обновленческий митрополит. Епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии Никандр (Феноменов, 1872 - 1933), впоследствии митрополит Ташкентский.

http://bogoslov.ru/article/456983

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский и иже с ним убиенный иерей Петр Карелин (память 16 июня по старому стилю) С вященномученик Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов), епископ Тобольский и Сибирский, родился 25 апреля 1858 года в семье единоверческого священника Херсонской епархии, впоследствии принявшего монашество. Он окончил полный курс юридического факультета в Новороссийске, здесь же прошел курсы математического и историко–филологического факультетов. Затем Георгий поступает в Санкт–Петербургскую Духовную Академию, где и принимает монашество с именем Гермоген. 15 марта 1892 года он становится иеромонахом. В 1893 году иеромонах Гермоген окончил Академию и был назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. Не желая содействовать антицерковному и материалистическому духу времени, он поощряет распространение миссионерства среди населения Российской окраины. 14 января 1901 года в Казанском Соборе Санкт–Петербурга отец Гермоген был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. В 1903 году его назначили епископом Саратовским и вызвали для присутствия в Святейшем Синоде. Служение Владыки отличалось неослабевавшим горением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и вне богослужебные беседы, программу для которых составлял сам же епископ и он же руководил ими. Владыка часто объезжал приходы епархии и служил с таким благоговением, трепетом и молитвенным настроем, что люди действительно забывали — на Небе они или на земле, многие плакали от умиления и духовной радости. Во время политических беспорядков 1905 года Владыка успешно вразумлял одурманенных бунтовщиков своими проповедями. С большой любовью и уважением относился к епископу Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, говоря, что за судьбу Православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, память 28 ноября) продолжат его дело.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Недавно открылась кафедра теологии в МИФИ. Это хорошо. Но где у нас богословские факультеты? В нашей стране ощущается огромная нехватка высокообразованных богословов. Церковное, религиозное воспитание сегодня просто необходимо. Откуда проистекают грубые отношения в семье, дикость в обществе – убийства, бандитизм? Когда человек воспитан в вере, он знает, что нельзя грешить: произносить грубые слова, оскорблять, лгать, завидовать, возносить себя, нельзя плохо относиться к живой и неживой природе и т.д. Неслучайно детей с младенческих лет воспитывали в страхе Божием, ибо страх Божий – начало премудрости. В настоящее время на первое место зачастую ставят прибыль, выгоду, деньги. А с религиозной точки зрения деньги – ничто, оскорблять, тем более убивать из-за денег – это чудовищно и преступно. Чтобы человек не совершал столь греховные деяния, его надо с младенческих лет воспитывать в духе любви к другим людям, в духе добра и милосердия. Наш Спаситель Иисус Христос совершил величайшую в истории человечества революцию, когда произнес в Своей Нагорной проповеди удивительные слова: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43–45). – Константин Михайлович, в свое время вы возили своих сыновей на Афон, в другие святые места. Какие впечатления выносили дети из этих мест? – Я помню, как меня со всей семьей пригласили на остров Патмос, когда праздновалась юбилейная дата Апокалипсиса Иоанна Богослова. По преданию, Апокалипсис написан в 68 г. н.э. Собрались богословы со всего мира. Сын Александр прослушал выступления, потом побывал на том месте, где святой Иоанн Богослов писал Апокалипсис, – пещера эта из гранита, потолок в ней треснул в форме креста во время землетрясения или грозы. Над пещерой возвели храм. Остров Патмос небольшой, вулканического происхождения. На нем есть все – и пустыня, и горы, и озера. Интересно, что во время нашего пребывания на острове мы постоянно ощущали какое-то внутреннее беспокойство, тревогу и в конце концов сделали вывод, что, может быть, именно поэтому только здесь и могло быть написано такое уникальное произведение, как Апокалипсис.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=252...

Свящ. Димитрий Выдумкин 19 февраля 2016, 20:28 Николаю Долганову:     " Иной, быть может, удивится, почему фарисей, хотя немного слов сказал с высокомудрием, однако ж осужден...На фарисея, который все к себе, а не к Богу, и без нужды осуждает других, справедливо наводится осуждение " . (Толкование блж.Феофилакта Болгарского на Лк.18, 14) Лариса 19 февраля 2016, 15:53 Спасибо автору за такую замечательную статью. Я долгое время искала ответ на вопрос, как совместить притчи " о мытаре и фарисее " и " о страшном суде " . В этой статье я увидела ответ на мои недоумения. Оказывается " Они, совершившие все добродетели, не видели в них своей заслуги, забывали о них и искренне считали себя ничего не совершившими " . Господь признал их благословенными не только за то, что они послужили братии, как Христу, но за их смирение " мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Ирина 19 февраля 2016, 15:21 Спасибо большое за замечательную статью! Хочется добавить выдержку из проповеди митр. Антония Сурожского: " ...церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте мытарева смирения. И одновременно Церковь говорит, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам – повод для превозношения, лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом " . Ирина 19 февраля 2016, 14:49 Спасибо большое за замечательную статью! АлександрГ. 19 февраля 2016, 14:12 Вообще-то, в Евангелие от Луки, Иисус говорит: " сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится " . И вот здесь, возникает вопрос: а что значит быть оправданным более? И что значит быть оправданным менее? Может ли быть оправдание частичным? В юриспруденции, частичным оправданием называется оправдание лица, обвиняемого в выполнении нескольких составов преступлений, но оправданного по некоторым из них. Основанием для оправдания как правило служит: отсутствие состава преступления, либо отсутствие события преступления. Посему, представляется, что Иисус говоря о фарисее имеет в виду некий событийный ряд, в котором самовозвышение однозначно трактуется как грех и наказуется унижением. Кроме того, не думаю, что мы можем толковать это место вне дальнейшего контекста Евангелия, неоднократно упоминающего о фарисеях, в том числе и фразой: " горе вам книжники и фарисеи " .

http://pravoslavie.ru/90775.html

Теперь объясним, отчего у них возбудится раскаяние в том, что они связаны с нечестивым обществом, что грех иметь с ними общение. Это потому, что когда антихристское общество жадно наслаждалось спокойной жизнью и не думало о своей участи, посреди его также многие безрассудные христиане не думали о своей участи, жили и увлекались широким путем и не хотели вступить на путь скорбей, хотя и слышали, и видели, и другие их вразумляли, что надо бросить все земное и разорвать связь с нечестивым обществом, но они не желали внимать и даже гнушались вразумляющих. Когда праведный Ной говорил своим современникам, а также праведный Лот пред гибелью Содома убеждал людей, люди не слушались их, даже смеялись над ними, точно также будет и в последние дни перед бедствием в виде мировой революции и последней мировой войны до антихриста. Вот теперь Господь обличит их, во время бедствий они узнают грех и разорвут с обществом, и будут возлагать надежду на Бога, потому что увидят, что пришел конец всему, никому нет отрады, невольно оказались на тесном пути и начнут скорбеть и каяться, но эта надежда окажется ложной, они будут как обетованные к вечной гибели со всеми нечестивыми. Было время. Господь терпел, взывал к каждому, кто пожелает: «Выйди от нее (Вавилона), народ мой, чтобы не участвовать в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба и Бог воспомянул неправды ее» ( Отк. 18,4 ). Об этом еще будем говорить в 18 главе. Итак, видим, что в последние дни мира люди антихристианского царства подпадут под непрощаемый грех два раза. Первый раз будет до антихриста в одном определенном месте. И так как они превзойдут все народы, все царства своим нечестием и беззаконием, они подвергнутся под гнев Божий, как Содом и Гоморра. В это время прощения никому не будет, кто окажется в этом обществе, как было во времена пророка Моисея. Моисей отделил свое общество от Корея и сказал обществу (4 Кн. Моисея, 16,26): «Отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их». Так будет и с антихристианским обществом. Все другие Царства будут видеть это и удивляться, хотя и их ожидает такая же участь, но при господстве антихриста (3,5 года). Второй непрощаемый грех уже будет во всем мире во время господства антихриста, когда некоторые люди получат печать его чувствительную на челе или правой руке. После этой печати прощения не будет никому. Божий гнев и вся Природа вооружится, и они будут мучиться еще здесь, на земле, как в аду. Об этом будет сказано в толковании семи чаш гнева Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРИАН (НЕЛИДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иеромонах Киприан (Нелидов) Иеромонах Киприан (Нелидов). Москва. Тюрьма ОГПУ на Лубянке. 1933 год 15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В этот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке. После вопросов о том, кто живет в квартире вместе с ним, кто к ним приходит в гости и о чем велись беседы, отец Киприан сказал: «Во время чаепитий были разговоры, делились впечатлениями, где кто жил и какие там условия жизни. На политические темы разговоров не было». На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму . Проходил по групповому делу " Московское дело еп.Варнавы. 1933г. " . 23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», — написал следователь. О. Киприан виновным себя не признал. 10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых — к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан и Варнава (Беляев) были отправлены в Сиблаг на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта. Монахиня Екатерина (Чичерина) , находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане: «Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (в ущелье Коркучи)...

http://drevo-info.ru/articles/4607.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней К. Долганов. В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон? К. Долганов. В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон?   Взгляд автора верен только отчасти. Православная школа - это лишь коридор с благочестивыми наклейками на стенах. Но по нему нужно еще и пройти. А кто будет идти автора не очень интересует.   В том-то и отличие Афона от России: общий уровень внутренней культуры греков несравненно выше. Поэтому там и существует уникальная воспитательная система. А русским она мало помогает, что соваться с постсоветскими понятиями в калашный ряд ? Итак, ключ к воспитанию - внутрення культура, которую дает семья, а не отборные учителя. Попробовав на зуб, что такое Православная школа, сейчас во многих храмах России отказываются от православных гимназий. А автор рассказывает сказки, как это хорошо. Сразу видно - человек живет в мире книг, сопоставлений, умозаключений. Эта статья имела смысл в начале 90-х, когда русские находились в глубокой духовной контузии. А сейчас уже поздно, выросло первое православное поколение, наступает прозрение.   Наконец, про " молодых людей, они просто светятся " автор, видимо, сам далек от темы. Достаточно посмотреть статистику по обоим уч. заведениям, какой процент " светящихся " после семинарии принимает священный сан. Статистика эта, естественно, особенно не афишируется... Так что, Бритва остра, да мечю не сестра . - Афон     В чем суть уникальной воспитательной системы монашеской республики на Святой Горе Афон? Об этом – наш разговор с доктором философских наук, профессором, членом Ученого совета Института философии РАН, президентом Фонда им. К. Н. Леонтьева и председателем Леонтьевского философско-богословского общества Константином Михайловичем Долговым. – Константин Михайлович, одна из ваших книг – «Восхождение на Афон» – посвящена духовному пути русского мыслителя, дипломата Константина Николаевича Леонтьева, принявшего монашество под именем Климент. В чем, на ваш взгляд, состоит воспитательное значение Афона?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=252...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010