Церковь Зосимы и Савватия на Горке (Каргополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Зосимы и Савватия на Горке расположена на Красной горке (ранее Колобова горка). В настоящее время входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Содержание История [ править править код ] Храм существовал в Каргополе издавна и прежде был деревянным. В Переписной книге 1712-1713 годов есть такие строки: «Да на Колобове горке церковь Зосимы и Савватия Соловецких чюдотворцев, а в той церкви три службы: одна – Афанасия и Кирилла Александрийских, другая – Святаго великомученика Георгия, третия – Макария Желтоводцкаго чюдотворца». В 1815-1818 годах здание отстроено в камне петербургским купцом, коммерции советником Стефаном Алексеевым Копосовым, происходившим из Каргополя. Видимо, потому, что заказчик был столичным жителем, и сам храм отличается от других каргопольских. Он построен в духе классицизма, но с местными особенностями. Его венчает массивный барабан, перекрытый плоским куполом. Северный и южный фасады украшены портиками с четырьмя колоннами. Внутреннее убранство было также необычным. Как писал священник Василий Попов в 1832 году: «Местные образа лучшей живописной работы, писаны в Санкт-Петербурге». Ф.К. Докучав-Басков конкретизировал описание: «Святые изображения написаны в итальянском стиле по образцам знаменитостей, например, Воскресение, венчающее иконостас, с картины Караваджо; Коронование Богородицы в алтаре – с Рубенса; Архистратиг Михаил на северной стене – с Рафаэля…». Живописные иконы окаймляла сохранившаяся доныне стенная роспись. Иконы старинного письма из старой церкви находились в верхнем этаже. Освящение главного престола состоялось 8 августа (21 по новому стилю) 1819 года, в день празднования перенесения мощей Соловецких святых. Однако оно могло состояться и несколькими днями раньше, 4 августа, когда в Каргополе пребывал император Александр I. Купец Копосов приглашал государя в этот день на торжественное событие, но строгий регламент путешествия царской особы не позволил ему задержаться в городе.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Зосимы...

4. Исаия (книга пророка Исаии) – рукопись в 4-ку, на 189 писанных листах; писана чисто и красиво рукою о. Грацианскаго. – Ак. т. 11. 156. Рукопись содержит перевод Г. П. Павскаго пророчеств Исаии или его пророческих речей, расположенных в хронологическом порядке. Поэтому рукопись (перевод) начинается прямо с VI главы – с «Посвящения Исаии в пророка» (лист 6-й). В начале на 1-х пяти листах предпослано «Оглавление» этих расположенных по хронологическому порядку речей пророка Исаии, с кратким содержанием их. Речи обнимают все главы книги пророка Исаии, но расположены не в порядке Библии , а соответственно времени их произнесения, почему в «Оглавлении» обозначен в особой графе год (до Р. Хр.) каждой Исаиной речи. Таким образом в означенном «Оглавлении» две графы: одна с обозначением глав книги Исаии по хронологическому порядку, другая (рядом с ней) – года. В самом тексте переводу речей предпосылаются объяснения и примечания, раскрывающие содержание речи и ея связь с предшествующей. Эти предварительные объяснения находятся в скобках; оне в большинстве случаев не многословны, но подробнее, чем в «Оглавлении». Но там и здесь в них догматических указаний нет; имея в виду одну цель чисто филологического перевода св. книг, Павский, как сам выражается, «положил себе за правило не вносить в заглавиях ничего, догматическаго, а только писать ход речи и содержание 291 . Для ознакомления с хронологическим расположением речей, данным Павским в своем переводе, выписываем здесь вполне самое «Оглавление». Оглавление пророческих речей Исаии, по хронологическому порядку расположенных VI. (главы и стихи Библии) 759 (год. пред Рожд. Хр.). «В год кончины иудейскаго царя Озии Исаия вызван к пророчествованию. Бог через посланного с неба Серафима вложил в него пророческий огонь и сказал, что содержанием его речей будет предсказание бедствий, за которыми однакож последует блаженное состояние народа Божия. Нечестивые, непокорные и беззаконные мноими судьбами Божиими будут истреблены, и останутся только немногие чистые, от которых пойдет святое поколение (лист 6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР И ГЕННАДИЙ Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1895 г. Никифор († 9.02 после 1557) и Геннадий († 8.01.1516 или ок. 1520?), преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца. Источниками скудных сведений о Н. и Г. являются «Сказание о преподобном отце нашем Никифоре, игумене и основателе монастыря святаго Преображения Господня, иже есть Задня пустыня» (опубл.: Докучаев-Басков. 1887, 1889) и церковная служба Г. (РНБ. СПбДА. А I/315, XX в.); оба текста не старше XVIII в. Согласно службе, Г. в юном возрасте оставил своих родителей, раздал имущество нищим, принял постриг в некой киновии и после этого ушел в пустыню, в «места непроходные», где «в пещере пребывал» и «безмолствовати изволил». Еще при жизни Г. на Важеозере поселились иноки, его «ученики», но мон-рь, согласно пророчеству святого, возник только после его преставления: «По моем отшествии ко Господу на сем месте хощет Бог воздвигнути церкви во славу пресвятому имени Своему и киновию соградити на спасение многим» (канон 2, песнь 7, тропарь 2). «Честныя мощи» Г. подавали «неоскудное исцеление» недужным - инокам и мирянам. По церковной традиции Г. являлся учеником прп. Александра Свирского, общепринятые даты преставления святого источниками ранее XIX в. не подтверждаются. Н., как утверждается в «Сказании…», род. в крестьянской семье в Важинском погосте близ Олонца. Уже будучи монахом (место пострижения Н. автору «Сказания...» неизв.), он пришел в обитель прп. Александра Свирского и стал его учеником. Через некоторое время Н. захотел отправиться на богомолье в Киево-Печерский монастырь, но прп.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Вот как описывается местность, впоследствии занятая Елгомской пустыней и в ней отошедшая, вышеупомянутыми писцами Воейковым и Копниным, в 1621–22 гг. «Волость на Воезере; а в ней на погосте церковь – Преображение Господне, а другая – Михайла Архангел, строенье церковное – приходных людей; да на погосте ж поп Костентин... Да тое ж волости дано на лготу Спаскому попу Костентину, в той же Воезерской волости, в суземье, около озерка Елгомского, из пустых земель пол пол пол чети выти; а лготы ему дано на 5 лет, со 130 (1622) году до 135 (1627) году. А как та земля изо лготы выйдет и ему с тое земли всякие Государевы подати платить, тое ж волости со крестьяны вместе. Да ему ж, попу Костентину, дано на оброк озерко Елгомское: оброку ему с того озерка платить по договору, по 3 алтыны по 2 денги на год, да пошлин пол денге. А порука по нем в тягле и в оброчных деньгах» 168 . Но, обратимся к грамоте 1641 г., ясно и точно говорящей о времени постройки церкви. «Новые Елгомские пустыни строитель старец Тарасей с братьею» говорили в своей челобитной царю: «Живут де они в той пустыни, у Ялгомскаго озера, на черном лесу. А в прошлом во 135 (1627) году по благословению новгородскаго Кипреяна митрополита, они в той пустыни устроили храм во имя Пречистые Богородицы Положения честныя Ризы, и от чудотворные иконы Пречистые Богородицы было многим людем исцеление. А от жилых деревень, Мошенскаго стану, тое пустыня за 50 верст, от Канакши (сельский приход) за 30 верст, от Важескаго уезду, за 30 верст. И прилегли к тое пустыни мхи и болота непроходимые, а пашенные земли и угодей ничего нет… 169 Здесь вовсе не говорится, чтобы до 1627 г. в пустыни монахи не жили, а упоминается, что только в этом году была построена церковь ; монахи же, и особенно основатель, могли жить и раньше постройки церкви, как это постоянно и случалось... Первым делом основателя было, конечно, постройка церкви, которую он и снабдил по силе возможности книгами как мы уже и видели, пожертвовав и приобретя, разумеется, не одно «толковое Евангелие», и колоколами: один колокол в 3 пуда, с надписью: «радением старца Москвитина 1631 г.» «Anno 1631. Henrick-Ter-Horst-me-fecit-harenitiae, – в названном году и был приобретен; другой, весом в 1 пуд, уже в 1641 г. с надписью же. «Abbas mihi nomen irdoci dedit RD Cab argentear. 1641» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, что тогда из тое Ягремской волости обратно он, монах Феодорит, взяв ево, Емельяна Кондратьева, повозиком, на оной монастырской лошади приехал в тот Челмогорской монастырь без него, Лихачева, – в том он, Феодорит, шлется на вышеписанного Игнатья Родионова. А после (?) их, в след приехал в тот монастырь вышеозначенной поручик Лихачев, со многолюдством, взяв силно монастырских трех лошадей и ево, монаха Феодорита, из того монастыря, поехал во Аглимозерскую пустыню. И как на Аглимозеро приехали ночью, оставя ево, монаха Феодорита, у бани на берегу, за караулом, а сам он, Лихачев, (с) своими людьми пошел в тое пустыню: и в монастырскую избу зашли, и Маркела Иванова жену Матрону Степанову и детей Андрея и Якова, и девок Овдотью, Феодору и Анисью взяв связали, тогда и ево, монаха Феодорита, в тое избу взяли. И при нем, Феодорите, он, Лихачев, говорил оным девкам: «Есть ли у вас платье свое? Буде есть, то обирайте; – больше вам здесь не жить». И показывал и(з) своих людей оного Маркела жене и детям: «вот де ваш сродник, а отцу вашему брат от родных». – «И помянутое платье тогда забрав, оных всех их взяв, повез из тое пустыни с собою вместе, да монастырских трех лошадей из тое пустыни угонял, которых и по ныне в тое пустыню не возвратил. И ево, монаха Феодорита, оттоль вывес(з) в помянутой Челмогорской монастырь. А вышеписанных челмогорских трех лошадей он, Лихачев, с собой угонил, которых в тот Челмогорской монастырь с человеком своим Васильем, после проезду ево, Лихачева, на третий день, неведомо отколь прислал. И сколко какова платья и протего им, Лихачевым, в тое Аглимозерской пустыни забрано, и с собой увезено – про то он, Феодорит, сказать не знает. И сим»... Совершив такой рыцарский подвиг, Лихачев боялся его последствий или, по крайней мере, совесть его мучила... Однако прежнего разбойничьего ремесла своего не оставлял, но сам быв грабителем еще и рабов своих приучал к тому же... Он, – мало того, – что разорил Маркелла, увез семейство его к себе в плен, но чтоб не подвергнуться за это законной ответственности, желал погубить и его самого и прежде всего узнать, где находится потерпевший, чрез того же чернеца Феодорита, которого заманивает к себе, напаивает вином, грозит, бьет, и наконец, по обычаю, ограбляет...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В челобитной «от 2 ноября 1732 г. (о самовольных распашках крестьянами наглимозерских земель), упоминается монах Иона. Но был ли Иона управляющим или только послан из монастыря за каким-либо делом на время – не известно. Вероятно сего «инока Иону» и упоминает г. Е. Барсов в своем «Указателе» 5-м и последним настоятелем, основываясь на словах старика – крестьянина, которого не видал, и который не был современником ни монаху Ионе, ни даже г. Е. Барсову 569 . В отписи 1736 г. назван строителем сей пустыни монах Киприан, 1735 – 1738 гг. (Впоследствии жил в каргопольском монастыре). За 1737 г. указаний о монахе Киприане мы не встретили. За то в расходной книге Спасского монастыря за 1738 г. читаем: 6 февраля «Аглимозерской пустыни монаху Киприану на наем работных людей дано рубль»; 9 марта «Аглимозерской пустыни монаху Киприяну дано для покупки скоту корму рубль»; – 23 июня: «Монаху Киприану дан рубль для наймования казаков (работников) в Аглимозерской пустыни» 570 . В квитанции 1739 г. Киприан назван уже монахом «Спасова монастыря», следовательно – в Наглимозерской пустыни не жил. Итак, с 1739 г. становится не известным: жил ли кто-либо из монашествующих в Наглимозерской пустыни, или – нет. Архимандрит Спасского монастыря Иоасаф, говоря – в ноябре 1742 года – о неимении в ней иеромонахов совершенно не упомянул о простых монахах – были ли они; вероятно и их не было. Таким образом монашество прекращается в пустыни за 25 лет до ее упразднения. Между тем из ведомости за 1741 год видно, что в Спасском монастыре братство состояло еще из 11 человек, из которых было 5 иеромонахов и 2 рядовых монаха 571 , следовательно было еще можно послать даже на постоянное жительство на Наглимозере иеромонаха для отправления хотя еженедельной божественной литургии. Но настоятели видимо не заботились о приписанной обители, о славе Божией в храмах ее. Они предпочитали всему этому пуды лекшмозерских сигов. Разве иногда, как бы в ограждение ее состояния, давали подъячим небольшие подарочки. Наприм., в расходной книжке Спасского монастыря за 1731 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Не было прихожан, не было и дохода... Но несмотря на это скота у иерея было таки довольно. За то не было у него ни гумна, ни овина. Снопы сушили в избе почти каждый день, по полтора суслона (15 снопов); и почти каждый же день молотили в сенях; сени были большие. Молотили в простые дни, молотили в воскресные и праздничные, молотили, наконец, и в св. Пасху. Работы эти исполнялись при помощи единственного причетника – пономаря, который отвечал иерею и за работника... даже кормил скот его... – Жена иерея – «попадья» отличалась неопрятностью. Полы у ней мылись однажды в год – перед Пасхой и то при помощи железного заступа, которым и отскаркивали накопившуюся в течение года грязь»... 4) Александр Иванов Арефенский, 1808 – 1818 гг. 588 , – из дьячков сей опустевшей пустыни; рукоположен во пресвитера в 1808 г. и в этом сане прожил на Наглимозере еще 10 лет. Этот ревностный пресвитер оставил по себе в пустыни незабвенный памятник – каменный храм. Не будь его, не позаботься он и не употреби своих трудов – теперь, быть может, даже не было бы следов Наглимозерской обители. Александр Иванович видя храмы опустевшей пустыни приходящими в развалины, испросил у новгородского митрополита Амвросия сборную книгу «на поправку ветхостей» и сам лично отправился в сбор... благо требы не задерживали; а богослужение отправлять быть может не на что... Он, говорят, был смел и потому без доклада входил к высокопоставленным лицам, прося жертв... Раз таким образом будто бы забрался к какому-то великому князю и получил разом 60 рублей: жертва, по тогдашнему времени, значительная... Вследствие энергии сборщика и сбор производился скоро и успешно. Собрав значительную сумму, Арефенский испросил благословение Амвросия построить новый каменный храм. Посему «разобрав построенную иноком Тимофеем ветхую, деревянную церковь , заложил, в 1809 г., на том же месте», каменный с колокольней храм, который и был окончен в 1812 году и, при помощи продолжавшихся сборов, снабжен всеми потребностями – утварью и ризницей... Храм этот разделен на два: западная его часть теплая, восточная – холодная... 17 января 1813 года были освящены два (?) придела теплого храма протоиереем г. Каргополя Иоанном Нечаевым. – К сожалению строитель почему-то переменил название главного храма: вместо иконы Б. М. Неопалимыя Купины, посвятил во имя Тихвинской Б. М. Главный же храмовой престол переделал в придельный, поместив его на левой северной стороне теплого храма; на правой, южной – во имя Св. Николая Чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археографической комиссии, 1848, т. 1, 18). В октябре 1619 года царь Михаил Феодорович посетил обитель и молился у святых мощей преподобного Макария, при этом щедро одарил монастырь. В 1670 году, при игумене Никите (1666–1675), во время ремонта каменного храма были обретены под каменной плитой нетленные мощи святого подвижника. При этом обнаружилось, что «и кости в тверды и нерушимы, власы главнии и брада седы, видом же всем таков, яко же и на иконех пишется; одежда же иноческая на мощех, яже есть схима и мантия и прочее, весьма целы и крепки, молитвой положили нетленные мощи преподобного в новый гроб и сотвориша праздник светел и торжество радостное обретению честных мощей преподобного». 226 лет пробыли в земле святые мощи и силой Божественной благодати сохранились нетленными. При Патриархе Иоакиме (1674–1690) святые мощи вновь были погребены под спудом. За правым клиросом в обители преподобного находилась икона, на которой преподобный Макарий изображен со свитком в руках. Вверху, над его головой – Пресвятая и Животворящая Троица; на свитке надпись: «Чту, пою и покланяюся Отцу и Сыну, и Святому Духу». Эта икона была написана в XVII веке по благословению возобновителя Желтоводского Свято-Троицкого монастыря игумена Авраамия (†5 апреля 1640). В «Иконописном подлиннике» приводятся следующие данные о преподобном: «Подобием стар и сед, лицом блед, власы просты на главе, брада аки Сергия Радонежского, ризы преподобническия, в руке свиток, а на нем написано: «Хвалю Тя, Господи Иисусе Христе, благословенный Боже, соблюдимый нас доселе живы, воистину всякое дыхание и всякая тварь благословит Тя, призри убо милостивно с высоты святыя славы Твоея, и услыши моление недостойного раба Твоего, и якоже древле препитал еси пять тысящь народа пятью хлебами, сице и сия малыя люди в пустыни сей препитай милосердным и человеколюбивым Твоим смотрением, Небесный Царь». Литература: 1 . Докучаев-Басков К. А. Сказание о чудесах в Каргопольской Хергозерской пустыне от иконы преподобного Макария Унженского и Желтоводского. М., 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Примерами совр. иконографии К. являются его изображения на иконе «Собор Олонецких святых» кон. XX - нач. XXI в. (собор блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске; К. взирает на прп. Антония Римлянина) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске (2010, иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин) - К. написан с густыми седыми волосами и бородой, расходящейся книзу на 2 косицы, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой - игуменский посох. На совр. единоличных иконах К. изображается, как правило, на фоне обители. Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера: Челменский пустынник, прп. чудотворец Кирилл, и его пустынь//ХЧ. 1889. 3/4. С. 469-510; 7/8. С. 223-256; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453. 226; Т. 2. С. 147; Святые Каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002; Православная Карелия: Изд. посвящ. 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2; Мелютина М. Н. Иконы с образом прп. Кирилла Челмогорского как источник для изучения истории и культуры Кирилло-Челмогорской пуст.//Православие в Карелии: Мат-лы 3 регион. науч. конф., посвящ. 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 228-239; она же. Монастырский ландшафт Кенозерья: Культовые комплексы церк. интерьеров (по письменным, лит. и изобразительным источникам)//Культурное и природное наследие Европ. Севера: Сб. ст. Архангельск, 2009. С. 252-269; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.- 2009: Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исслед. на пересечении естественных и гуманит. наук: Сб. мат-лов IV Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 305-312, 430. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840277.html

С. 65). Эту информацию повторил в 1882 г. Н. П. Барсуков ( Барсуков. Источники агиографии. С. 144-145). В текстах др. подлинников XVIII в., 30-х гг. XIX в. под 27 июля сказано: «В схиме, надсед, брада изжелта Сергиева, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 96-97). В составе Собора Новгородских святых Д. был представлен в 6-м ряду на «старинном» образе из ризницы кафедрального собора Чернигова ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). Сохранилось его изображение на иконе свящ. Георгия Алексеева «Новгородские чудотворцы» 1728 г. (ГТГ). В издании Соловецкого патерика помещен оплечный образ преподобного с накинутым на голову куколем и округлой бородой средней величины ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. С. 89). Аналогичный рисунок содержится в «Архангельском патерике», со ссылкой на икону из собрания ЦАМ СПбДА ( он же. Архангельский патерик. С. 65). Рисунок был заимствован с иконы «Собор русских святых» 1814 г. письма старообрядческого мастера Петра Тимофеева (в наст. время в ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). На этой композиции и на подобных поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) и 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) Д. представлен замыкающим 3-й ряд в левой группе преподобных, рядом с прп. Кириллом Челмогорским («Челмским») (на иконе из ГТГ - с непокрытой головой). На образе близкой иконографии нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) святой изображен в верхнем ряду 2-м справа, тоже с куколем на плечах (надпись: «Прп[д] Диодор Каргопо[л]»). Ничего не известно о разработке его иконографии в Соловецком мон-ре. Более вероятно, что она создавалась на землях Каргополья, Белоозера, где в XVII в. работало много талантливых иконописцев. Особенно Д. почитали в Юрьегорском мон-ре и его окрестностях (в бассейне р. Онеги, в р-не Кенозера и Водлозера). Опись мон-ря 1765 г. упоминает в алтаре Троицкого храма пядничный «образ преподобного Диодора Чудотворца», следов., к этому времени на иконах его именовали «чудотворцем» ( Докучаев-Басков.

http://pravenc.ru/text/168756.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010