3-ей анбар мучной, а в нем муки ржаной двадцеть четвертей с осминой, муки овсяной двенадцеть четвертей, 2 маленки, житной (ячной) муки 2 четверти. Шерсти овечей имянно: тридцеть белой шерсти, да черной тридцеть фунтов; предена шерстяного белого, да серого 4 мота, предена черною в анбар восми мотов. Муки овсянной двенадцеть четвертей 2 четверика». «Посеяно ржи к 762 году в поле 8 четвертей». «Мешков шитых, рядных, подержаных восми». «При том монастыре мельница водяная, от монастыря за версту, стоит анбар; в нем мельничной снасти колесо сухое, 2 водяных, 3 ступы, 9 пестов с оковами, 6 обручей, 4 петника, веретно, жабка, жернов; при той мельницы изба з двором, молот, лом, клевцов (неозначено сколько), рогатина, долото». Описание сел «1-е село Верховское». «А в нем изба с прирубом; а в ней образ Николая Чудотворца з Богоматерью и проч. святые; на сенях 5 чуланов: в сенях образ Господа Вседержителя, з Богоматерью, и с Предтечею, и прочие святые; при тех же сенях изба новая». «При том дворе коней: конь буланой, кобыла голубая, конь серой, хромой; коров дойных: тридцеть, быков – 2 пороза больших, 2 пороза 1 двугодовой, а другой годовой; да бычков лекченых 5 годовых, 2 нетели больших, да 2 годовых, да 2 телушки севогодных; овец: 10 больших, да боран годовой, да ягнят трое». «В ызбе заслон железной, да полукрючье железное, и в другой избе заслон железной, 3 песта, 2 сковороды – клечи жедезные; и другая древянная посуда, по описи монаха Иоасафа, да казначея Ивана Антонова – вся цела; в чулане, над воротами, збруи железной: 2 долота, одно большое, а другое малое, тесла, тесник, скобель, черта железная, муравец, сверло, что грабли делают, клевец, котел медной, весом 3 фунта, 3 топора да 2 тупицы, безмен – гиря и трубка медная, вороток железной, сковородник, 3 колокола коровья, двои ножницы овечьи, точило с веретном железным. При том селе погреб с напогребницей, а в нем посуда древянная; баня, 2 анбара двужирные, в 1-м анбаре, в нижней жиры, хлеба ржи 5 четвертей, да ржи на гумне не вияной 3 овина, да овса в одном засике 17 четвертей, 4 маленки, в другом засике 7 четвертей, 4 маленки; в верхней жире, в том же анбаре: 7 серпов, 7 бураков, да кос стоек 3, горбушь 7, гороху 3 маленки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Втораго Пришествия Христова; подле правой крылас хоругви, подле левой крылас фонарь; обр. Спасителев – венец с цатой и оклад сребрянные; обр. Богородицы Владимерския; обр. Николая Чудотворца – оклад и венец сребрянные, 2 образа Николая Чудотворца; обр. преподобных отец Зосимы в Савватия Соловецких чудотворцов, бумажной; 2 образа Богородичных; обр. Николая Чудотворца; в тяблах иконостас – пророки и праотцы з двунадесятыми праздниками – все писаны на красках; вверху под потолком образ Спасителев; пядничных образов – Иоанна Предтечи, Илии Пророка, Николая Чудотворца, Антипы Священномученика, Параскевы великомученицы – писаны все на красках; паникадило медное, подсвечник высокой с яблоками и с косками. В олтаре престол, на престоле одежда выбойки портяной, антимис священнодействован преосвященным Иовом митрополитом; Евангелие печатное – евангелисты сребрянные, крест благословяшей с окладом сребрянным, другой крест на красках; кресты запрестолние на красках, дароносица медная; над престолом, под подволокой (потолком) образ Святые Троицы; на жертвеннике одежда крашенинная; сосуды: дискос, потир, 2 блюда, лжица оловянные; копие и звезда медные, завеса крашенинная, покровы дорогия парчевые, подложены выбойкой да кумачем, 2 пелены ветхия; над жертвенником образ Спасителев с Богоматерью и с Предтечею и с прочими святыми – венец медной; обр. Богородицы Одигитрия, обр. Воскресения Христова – оклад сребрянной да 9 венцов малые сребрянные, обр. Воскресения Христова – оклад медной, обр. Богородицы честнаго положениа Ризы, обр. Благовещения Пресвятыя Богородицы, обр. Спасителев, обр. св. мученик Бориса и Глеба, обр. Николая Чудотворца; три кадила медные, 3 блюда, да чашка, да стокан оловянные, укропник медной, 2 чаши водосвятные. – В пределней церкви Пресвятыя Богородицы честнаго Положения Ризы во Влахерне царские двери и сень и столпцы писаны на красках; подле царских дверей обр. Пресв. Богородицы честнаго Положения Ризы – оклад и венец с цатой сребрянные, под венцом высажено жемчугом, у святителей 2 венца сребрянные, без цат, привесов 2 креста сребрянные, да витушка сребрянная, оклад медной по золоту, киот резная не золоченая, над киотью образ Господа Саваофа – венец сребрянной, без цаты; под образом пелена красного отласу с шелковыми кистками, подложена крашениной; убрус белой, шелковой, другой – портяной; обр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь справимся: справедливы ли выставленныя Иосифом причины, по которым пустыни каргопольскаго уезда должны были перейти в его управление. Иосиф писал, что пустыни «малые, в которых обитает монахов человека по 3 и по 4, и надлежащего над собою присмотру и добраго управления не имеют, и землями и угодьями владеть не могут». – Не имея данных о числе монашествующих в приписываемых пустынях за 1-ю четверть XVIII века, мы, пожалуй, и поверили бы челобитной Иосифа, если бы не дошло до нас одно доказательство, указывающее на цветущее состояние Елгомской пустыни, на основании котораго слова Иосифа оказываются совершенно неверными. Однако послушаем, что он говорит: «А от их монастыря те пустыни не зело далеки и присматривать им возможно». Если можно сказать о Челногорской и Хергозерской пустынях», что оне не зело далеки»: 1-я в 50, 2-я в 80 верстах от монастыря и потому «присматривать» над ними пожалуй «возможно»... Что же сказать об Елгомской, – находившейся в 180 верстах?... Мы уже не упоминаем о Демьяновской и Кодлозерской, находившихся более чем в трехсотверстном разстояншии от Спасскаго монастыря, к которым при том не было и нет никакой возможности пробраться ни в весеннее, ни в летнее, ни в осеннее время по причине болот и отсутствия дорог. При такой обстановке, возможен ли присмотр за этими пустынями, находящимися при том в разных сторонах? возможно ли доброе управление, о котором так хлопотал архимандрит? Возможно ли было строить их Иосифу, как приказывалось указом? возможно ли, наконец, ему «меж братьи, и слуг, и крестьян росправу чинить и от сторонних обид оберегать?...» Вот и доказательство, как присматривал, управлял,строил и расправу чинил архимандрит Иосиф с Елгомской пустыней! – Указ новгородскаго архиерея, посланный на имя Иосифа, от 12 марта 1727 г. говорит: 202 «....в 1721 г. монахов из той пустыни взято в тот ваш Спаской монастырь 5 человек; в 723 г., в разные времена, тобою, архимандритом, и от тебя присланным монахом Макарием взято из той Елгомской пустыни в тот Спаской монастырь денег сорок рублей, хлеба семдесят девять четвертей, по цене на сто, на пятьдесят, на осмь рублей, лошадей – два мерина в двадцать рублей, четыре шубы бараньих, да одеяло, в шесть рублей, две оленины, три полсти в три рубли; мелочных припасов чулков и прочаго на четыре рубли, три кафтана сермяжных в два рубли, да на строение на Васильевском острову двора двадцать рублев, на платеж драгунских денег двадцать рублей; от икон всяких привесов на пятьдесят рублей; в 726 году, в декабре месяце, взято тобою ж архимандритом насильно той пустыни у казначея монастырская лошадь с саньми и с хомутом, ценою в осмь рублев, да у монаха Гавриила ячмени две четверти – на два рубли, рыбы и вина на тридцать (30) рублей, всего будет по означенной цены на триста на сорок на шесть (346) рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А они (монахи), скудости ради пустынныя, скитаются по миру. – И нам – великому государю – говорит царь в грамоте – пожаловать его, строителя с братиею, велети им в ту Челменскую пустыню на воск и на всякое церковное строение нашего – великого государя – жалованья на нынешний на 190 (1682) год против прежнего, 6 руб. 20 алтын выдать, и впредь по все годы давать из каргопольских доходов; да им же велети бы дати нашу, великаго государя, грамоту вновь против прежних грамот блаженной памяти великих государей, чтобы им от сторонних людей обиженным не быть и для скудости от обещания своего в рознь не разбрестись... И мы, великий государь – продолжает Московский царь – и великий князь Феодор Алексеевич всея России самодержец, Каргопольскаго уезда, Челменской пустыни строителю иеромонаху Макарию с братиею пожаловать велели: жалованную грамоту деда нашего, государева, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, что во 156 (1648) году та жалованная грамота на имя отца нашего – государева – блаженныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича всея России самодержца подписана, – поновить против нашего великаго государя указу и соборнаго Уложения. И как к тебе – предписывалось каргопольскому воеводе – ся наша, великаго государя, грамота придет и ты бы, Каргопольскаго уезда, Успенския пустыни, что в Челмех, строителю иеромонаху Макарию с братиею монастырскую землю, с пашнею и покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи велел владеть, по писцовым книгам, чем они владели наперед сего, и от посторонних, от всяких людей, от насильства и от продаж велел их во всем оберегать, чтобы манастырскою землею и сенными покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи никто не владел и обид и насильства им не чинил... Лета 190 (1682), февраля (в) 8 день». По получении сей грамоты, неприкосновенность монастырских владений, на некоторое время, была обезпечена. Но... перейдем теперь к обозрению состояния Челменской пустыни, за время настоятельства строителя иеромонаха Макария, благо сохранились до нас его «Книги Росписочные», которые и приводим, с сохранением тогдашнего правописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Архимандриту, Феодосию учинить о том по сему ея Императорскаго величества указу. Июля 5 дня 1767 года. Александр Архимандрит Алексадро-Свирской». «Эксаменатор Иеромонах Нектарий». «Секретарь Василий Лутохин», «Канцелярист Иван Саблин» 390 . По упразднении Челменской обители, здесь образовалось что- то в роде безприходнаго прихода, с священником и причтом – состоящим, впрочем, из одного причетника – назначенным для богослужения. Так продолжалось около 80 лет, т. е. до 1845 года. Из священников, – Е. Барсов упоминал только двух, притом – без означения не только годов, но даже столетия, именно: Алексея Черемисанова, и Иоанна Гроворонова. 391 Нам же известны: Иоанн Никитин, поступивший 10 ноября, 1807 г., умерший 28 апреля, 1837 г.; 392 Феодор Гурьев, поступивший 12 августа, 1840 г., 393 и упоминаемый в мае 1844 г. 394 В 1845 г. пустынь приписана к Ошевенскому монастырю (Каргопольского же уезда, – в 55 верстах от Челмы, если пробираться через Хергозерскую пуст.), за коим и состоит по настоящее время, и из которого живет здесь иеромонах, в качестве управляющего, и послушник. Здесь образовалось, что-то в роде полу-монастырька, полу-мирского жилища, с коровницами, и работниками – мирянами, – Богослужение отправляется только по воскресным и праздничным дням; в будни не бывает. В течение последних семи лет случились здесь, – так обыкновенные в прежнее время, – два значительные пожара: 1) в начале 1880 г. сгорел дом, в коем жили иеромонах с послушником и помещались коровницы с работниками; 2) в ночь на 21 марта 1887 г., якобы от трещины в печи, сгорел новый, только что отстроенный, огромный деревянный, двухэтажный дом, стоивший 4,500 рублей. Обратимся теперь к местности пустыни. Местность эта с двух сторон обмывается озерами: с южной – оз. Челмо (почему-то, в настоящее время принадлежащим каргопольскому Успенскому женскому монастырю, в который платится до 10-ти рублей в год оброка), с северной – Лекшмозером (в 1 версте от обители длиною до 10, шириною до 5 верст), некогда богатым сигами и рапушкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в жалованной грамоте деда нашего блаженныя памяти великаго государя 150 (1642) года, какову положил в новгородской приказ Челменской пустыни бывший строитель черной дьякон Филофей написано: били челом Каргопольскаго уезда, Челменской пустыни старец Варлам с братиею: живут де они в той пустыни издавна, а пашни и угодей, опричь воды и лесу, никаких нет. А та жалованная грамота блаженныя памяти государя, царя, великаго князя Ивана Васильевича всея России в Успенскую пустыню к ним, опричь душегубства въеждять и пошлины, и мыту и податей никаких имать не велено; да им же дано было около той пустыни земли и вод – озерко, да речка Челма, в по речке Челме по Труфановской ручей кругом пустыни всяких угодей версты на три; да им же давано было из каргопольских доходов, на воск, по 6 руб. по 20 алтын на год; и та жалованная грамота в разоренье – в пожаре сгорела. И ныне де в Успенскую пустыню приезжают всяких чинов люди и в озерке и речке рыбу ловят и обиду, и налоги им чинят многия и всем владеют и и в пустыни их изгоняют; а им де опричь озерка и речки, которые изстари даны, питаться нечем; и потому их челобитью дана им деда нашего блаженные памяти великаго государя грамота, велено Успенскую пустыню, что в Челмех, старцу Варламу с братиею монастырскою землею и пашнею и покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи владеть по писцовым книгам и чем они владели напред сего и обид им чтоб никто не чинил и без нашей государя грамоты старца Варлама с братиею и монастырских служек и служебников, крестьян и бобылей в исцовых исках на поруку давать и судить не велено. И в прошлой 156 году та жалованная грамота на имя отца нашего блаженный памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михаиловича всея России самодержца подписана; рудить у их той жалованной грамоты не велено. И мы – великий государь и великий князь Феодор Алексеевич всея России самодержец, Каргопольскаго уезда, Челменской пустыни строителю иеромонаху Макарию с братиею пожаловать велели: жалованную грамоту деда нашего, государева, блаженныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца, что во 156 году та жалованная грамота на имя отца нашего – государева, блаженныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России самодержца подписана, – поновить, против нашего великаго государя указу и соборнаго уложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От Печниковского погоста опять на целые 14 верст, – до самых Лядин (приход), – нет ни одного поселка. И, опять почти та же утомительная однообразность. Однако в 4-х верстах от него пересекают дорогу темные воды речки Сиянги; через которую перекинут крепкий деревянный мост; близ него направо – крест и мельница. В начале 6-й версты дорога, до сего как бы вытянутая в струнку от самого погоста, вдруг круто поворачивает на лево, – образуя прямой угол. Отсюда, или почти от самой р. Синги, начинается лес:, или скорее мелкий, лиственный кустарник, да высокие, одинокие осины, свидетельствующие о некогда стоящих здесь дремучих лесах; изредка, кой-где, встречаются крохотные полянки: по всему видно, что и эта местность несколько раз была пахана, забрасывалась, поростала лесом и опять вырубалась. Версты через четыре лиственный лес, в перемежку с хвойным, становится крупнее, но не на долго. Через какие-либо полверсты глазам путника представляется котловина; дорога опускается в нее, и на дне ее блестят на солнце кристальные воды ручья Сахара; вправо, за ним, на сугорке – крест, с вырезанными выпуклыми буквами («Кресту твоему покланяемся»... «Крест – царем держава» – все до конца), – далее – мукомольная мельница, с неизбежными стуком, за нею – огромный пруд. На левой стороне дороги, под тенью березы, усталый путник может подкрепить свои изнемогающие силы купаньем в светлых струях Сахара (ширина его здесь около 1 1/2, глубина около 1 аршина): мелкая рыбка, не понимая явления посетителя в ее владениях, обступает купающегося, ударяя в его тело своими носиками; но или невольный плеск, или течение воды относит ее на минуту. После такой прохладной ванны, пропадает усталость и не чувствуется изнеможения; обновленные силы дают возможность продолжать путь. От сего ручья дорога опять поворачивает, но на этот раз вправо и идет между полей, версты четыре, до 1-й и единственной на дороге деревни, Лядинской волости, Рубцова, – Гавриловской тоже. За нею, немного в стороне, направо от дороги, стоят две деревянные церкви Лядинского прихода: одна шатровая, во имя Покрова Богородицы, видна версты за 4 (почти от самого ручья Сахара); 2-я во имя великомученика Георгия; пятиглавая; – построены в прошлом веке; обнесены кругом деревянной же, бревенчатой оградой. Приход этот так же древен, как и Печниковский, и почти так же в нем развит раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иже бо кто имеет род или сердоболя, или чада, да тем оставити память творити по себе, якоже Златоуст глаголет: аше неции будут и дети тати или разбойницы или пияницы, да тем погубят память родителей своих, да будут пусти и безпамятни. Сих же памяти бывают во веки, их же имена написана в книгах сих суть доколе мир стает, и церкви святыя, за них же приносится к Богу бескровная жертва, за вся православныя христианы, и до скончания мира: дóндеже приидет праведный Судия – воздаст комуждо по делом его. Иже пишет пастухом, рекше игуменом и учителем стада Христова: иже кто от мних паствы вашея нищетою духовною живя преставится от жития сего, не глаголите яко не дал вкладу, не пишем его в поминовение. То уже нест пастуси, но наемницы и мздоимцы. Како дерзнете рещи пред Богом в день страшный: се аз и дети мои, а не приносяще должных молитв за души их? Аще ли кто имея что преставится, а не даст церкви Божией, ни отцу своему – пастуху, но оставит роду своему, и вы опроче есте греха сего. ихже возлюби от тех част и прияти, сея в плоть, от плоти пожнет тление, а сеявый в дух от духа пожнет жизнь вечную. Ты же пастуше словесных овец, со опасением имей попечение о душах их, да содерзновением речеши пред Богом: се аз и дети мои. А кто чреду держа божественныя службы, рекше неделю, леностию и небрежением не поминает написанных в книгах сих, сам не помяновен будет пред Богом. В нюже меру мерит отмерится ему праведным судом Божиим. Ему же слава во веки, аминь». После предисловия, через два листа следует: «Помяни Господи... создателей и благодетелей святаго храма сего, и православных воинов, всех за веру и отечество на брани убиенных и всех православных христиан, представльшихся. – Зде поминает, их же хощет». Затем следуют все 10 «патриархов»; за ними цари (князей не упоминается) – начиная с Грознаго (Не служит-ли и это доказательством, что до него Челменская обитель не существовала?): «царя и великаго князя Иоанна, во иноцех Ионы»; за царями следуют императоры, императрицы, царевичи, царицы – начиная с Анастасии – царевны; после них – митрополиты...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же сказать о других иноках? Видим и из царских грамот, что окрестные поселяне обижали малолюдную пустынную Кириллову обитель и ея обитателей: «ныне окольные крестьяне – жаловались царям Челменские иноки – в том их Челменском озере и речке рыбу ловят, и землю (монастырскую) пашут, и сенные скосы косят», и всякие угодьи насильством пустошат... и обиду и налоги им чинят многие, и всем владеют, и из пустыни их изгоняют». В виду этого, составлялись царские грамоты, в коих предписывалось «каргопольскому воеводе «от посторонних от всяких людей – от насильств, от продаж тот их монастырь... во всем оберегать, и чтоб никто ничем монастырским не владел и обид не чинил» 300 . – Мало того один из крестьян Тихманской волости (теперь Вытегорск. у., Олон. г.), Ив. Шмыгин, хотел было даже ограбить церкви? Челменской обители «и монастырская имения», и – непременно бы ограбил, если бы не воспрепятствовал сему сам преподобный Кирилл, верный своему обещанию – не оставлять св. места сего! 301 . Такова, в общих чертах, история бедной Челменской обители! Но начнем с начала! Первую церковь во имя «чуднаго Богоявления Господня» сам преподобный «Кирилл «созда», в которой, при жизни его, по временам и совершал божественную литургию отец его духовный, игумен Спасовы Строкины пустыни, и причащал блаженного божественных таин тела и крови Христа Бога нашего. – «От северныя страны церкви» стояла часовня, построенная так же самим преподобным, чуть ли не во 2-й год по водворении своем на Челме 302 . Кроме сего, осталась от него еще целою келлия его. Все эти здания, после смерти преподобнаго Кирилла, в течение «нескольких» лет, оставались пустыми, так как он братии не собирал и монастыря не устраивал, живя здесь все продолжительное – 52-х летнее – время одиноким пустынником. Но сколько именно протекло лет со смерти преподобнаго до прихода первых поселенцев на горе, – инока Серапиона, с товарищем, – не известно; во всяком случае, должно полагать, – не много. «По нескольких лет после преставления преподобнаго отца нашего Кирилла» говорит составитель жития его, – «прииде в пустыню ту, от великаго Новаграда, монах, именем Серапион, и вселися в келлии, идеже прежде преподобный постный подвиги прохождаше, потом и другий прииде монах, и начаша жити в ней».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макария в Каргополье, в формировании Хергозерского монастыря, и в целом, в церковной жизни края в XVII в. В 1650−1657 гг. Герасим являлся поповским старостой Каргополя. В 1650 г. по поручению новгородского архиерея, он преобразовал мужскую пустынь Иоанна Волосатого и женский монастырь (Успенский монастырь Каргополя) (см. Докучаев-Басков К.А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера... С. 794−799). По предположению А.Н. Старицына, в середине 1660 гг. Герасим принял постриг в Хергозерском монастыре с именем Григорий (см. Старицын А.Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в. С. 446). До наших дней сохранилась рукописная книга, принадлежавшая Хергозерскому монастырю, с записью Герасима Анфимова: «168 (1660) г. сия книга прислана из Александрова монастыря со Свери в Хергозерскую пустыню. Подписал поп Герасим Анфимов, аминь» (Служба и Житие Александра Свирского . БАН, Каргопольское собр., 10, л. 132 об., 630 гг.) (см. Бубнов Н.Ю., Копанев А.И. Отчёт об археографической экспедиции Библиотеки АН СССР 1965 г.//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей и редкой книги БАН СССР. М., Л., 1966. С. 202). 353 См. Житие преподобного Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца//Альфа и Омега: Учен. Зап. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1998. 3. С. 223 (публ. А.Б. Мороза). 357 Синонимию изображённого на иконе сакрального персонажа и самой иконы отмечает на материале фольклорных нарративов и А.Б. Мороз. По его наблюдениям, в некоторых текстах «происходит отождествление персонажа иконы и самой этой иконы настолько, что, в общем, они перестают различаться» (Мороз А.Б. Святые Русского Севера: народная агиография. М., 2009. С. 101). 358 См. Мелехова Г.Н. Православные традиции в Каргополье в XIX – первой трети XX века. Дис. (...) канд. ист. наук. М, 1997 (гл. 3, разд. 2). 359 См. И.Р. У жаждущих (из путешествия по Суши)//Известия Общества изучения Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1913. С. 7−8. 360 См. Петров К. Выписка из синодика Бережно-Дубровской волости (Каргопольского уезда)//Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010