В это безлюдное время своеволие некоторых настоятелей монастырей Новгородской епархии вызвало другой указ тогдашнего ее архиерея Стефана. Настоятели, без всяких его разрешений и надобности, переделывали церковные вещи по своему усмотринию, или строили вновь, на церковные и монастырские деньги. Вследствие сего, архиепископ, указом от 18 июня, 1751 г., за 1465, и потребовал от всех настоятелей монастырей и пустынь, а в том числе и от Челменской, объяснения, посредством присылки к нему точных ведомостей о подобных вещах. Вот этот указ 365 : «Указ ея и-го в-ства самодержицы всероссийския, из Новгородской, – св. правительствующаго Синода члена, преосвященнаго Стефана, архиепископа Великоновоградскаго и Великолуцкаго, – духовной консистории, Каргопольскаго уезда, Челмогорской пустыни – властем з братиею. По указу ея и-го в-ства, вышереченная консистория, во исполнение учиненнаго его преосвященством маия 30 дня сего 1751 г., приказания, в котором написано, что его преосвященство, усмотря ис предлагаемых его преосвященству из Новгородской – его преосвященства, духовной консистории дел, что в некоторых, епархии его преосвященства монастырех церковные всякие вещи и властелинские и священнические облачения, настоятели тех монастырей, – не показав никаковых неприминуемых нужд, без ведома и благословения его преосвященства, по определении и вступлении их в монастыри, – переделывают, и вновь из церковной и монастырской казны строят собою, отчего прежния переписныя тем церковным и протчим вещам книги могут быть несостоятельны, между которыми в таковых переделках и вновь оными настоятельми постройках уповательно, оных церковных вещей и одежд таковым образом бывают в переделки и дорогие вещи, из чего сумнительно, что из таковых церковных вещей и облачении переделывательми не бывает ли церковной и монастырской казны какова ущерба, а о том, что оные церковные ризничные всякие вещи и властелинские и священнические облачении везде ль, епархии его преосвященства, в монастырях хранятся, во обыкновению, в крепком и особливом по настоящим у определенных церковных ризничих описям, – содержании и чистоте и все ль оные, против прежних переписных книг, в наличии и определенные ризничие, или кому те церковные различные вещи вверены по оным прежним переписным книгам считаются, – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

513 См. нашу работу: Щедрина К. А. Царей держава. Значение реликвий и символов Креста и Страстей Христовых в церковном освящении государственной власти. М., 2000. 515 Там же.; см. также, напр., серебряная пиксида VI века с изображением креста и апостолов Петра и Павла. Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М., 1967. Кат. 49. 517 Клодовская пещера в Волосовской волости, Каргопольского уезда//Олонецкие губернские ведомости. Петрозаводск, 1896. 41; Островский Д. Каргопольские бегуны: (краткий исторический очерк)//Олонецкий сборник. Вып. 2. Петрозаводск, 1902. С. 31–33; Докучаев-Басков К. А. Пещеры (скрытники) и минеральные источники//Известия Общества изучения Олонецкой губернии. Т. IV, 8. Петрозаводск, 1914. С. 136. 518 Анин Η. Ф. Загадки древних пещер//Коммунист. – Каргополь, 1990, 1 ноября; Он же. О староверах волосовских//Старообрядческая культура Русского Севера. Москва-Каргополь, 1998. С. 40–41. 521 Роев В. И. Колосова пещера//Известия Общества изучения Олонецкой губернии. т. II. 7–8. Петрозаводск, 1913. С. 174–176. 525 Лыткин В. И., Гуляев E. С. Краткий этимологический словарь коми языка. – М.: Наука, 1970. С. 220; О древнейших истоках символики и функций нательного креста в русской православной традиции смотри, в частности, работы: Б. А. Островский. Православные нагрудные кресты//Традиционные верования в современной культуре этносов, СПб., 1993. С. 123–139; он же. Православные нагрудные кресты//Кунсткамера. Этнографические тетради, Спб., 1995, Вып. 8–9. С. 54–74. 526 Записано автором со слов А. Д. Каюкова (1940 г. р.) в 1992 г. на стойбище Пунси II, Нефтеюганский район, Тюменской области. 527 Из фольклорных материалов по вычегодским коми, любезно предоставленных автору кан. филолог. наук. О. И. Уляшевым. 528 Записано автором со слов А. Н. Каюкова (1954 г. р.) в 1992 г. на стойбище Пунси II, Нефтеюганский район. Тюменской области. 533 Старцев Г. А. Свадебные причеты у зырян//Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. С. 9.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Но вернёмся к «Сказанию». Памятник уже попадал в поле зрения исследователей. В 1890 г. каргопольский краевед К.А. Докучаев-Басков использовал его текст в своей работе об истории Макариевской Хергозерской пустыни 336 . «Сказание» было известно ему по единственному списку, хранившемуся в самой пустыни. В 1901 г. он издал этот список, предварив публикацию краткой характеристикой рукописи 337 . Список представлял собой отдельную книгу форматом в ¼ долю листа, на 52 листах в новом переплёте. Согласно писцовой записи в конце списка, рукопись была изготовлена в 1839 г. Текст местами был утрачен, поскольку листы были «обрезаны, все закапаны воском и запачканы руками, порваны, выпадали из книги» 338 . Эти дефекты не позволили К.А. Докучаеву-Баскову опубликовать в полном объёме чудеса 33-е и 34-е, а в тексте последующих чудес (35−41) многие слова он вынужден был восстанавливать по смыслу. Предпринятые К.А. Докучевым-Басковым попытки разыскать в Каргополье другие списки «Сказания», «чтобы восстановить утраченное», результата не дали. По словам исследователя, «Сказание» «было излюбленным чтением поселян, по крайней мере, в 60-х годах XIX века, в каждый праздник преподобного Макария (24−25 июля) стекавшихся в Хергозерскую обитель. Его беспрерывно, громко и внятно читали, а толпа с услаждением слушала. Читали то в самом храме во время служения молебнов, то на паперти церковной, а то просто на улице» 339 . Изредка «Сказание» кратко упоминается (по публикации К.А. Докучаева-Баскова) в работах других исследователей, посвящённых народным религиозным культам и истории северно-русских монастырей 340 . Среди этих работ выделяется статья А.Н. Старицына, который привёл обнаруженные им в каргопольских документах XVII в. исторические сведения о некоторых персонажах «Сказания» 341 . О «Сказании» писала также Л.П. Тарасенко – искусствовед, исследователь иконографии Макария Желтоводского. На основании данного памятника она попыталась «восстановить историю и иконографию исчезнувшей иконы» 342 . Наконец, в изданной недавно брошюре Н.Я. Ушакова повествуется о современном паломничестве на Хергозеро, и о начавшемся возрождении Хергозерской обители. Фрагменты «Сказания» воспроизведены здесь по публикации К.А. Докучаева-Баскова 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сего декабря 13 дня, в поданной к лицу его преосвященства, Каргопольскаго уезда, Устьмошскаго стану, Пабережской волости, государственнаго крестьянина Ив. Исакова, сына Госьина челобитной написано: урождением де он, Госьин, объявленной Пабережской вол. и, при переписи генералитецкой написан в той же волосте и в подушной оклад положен, и подушныя деньги и протчия зборы, по расположению в равенстве со крестьяны платил, бездоимочно. А от рождения ему ныне имеется 62 лета и в прошлом 1727 г. овдовел, и детей, как мужеска, так и женска полу никого не имеет. И по том овдовении, по обещанию ево, жил он, Госьин, того-ж Каргопольскаго уезда, в Ямецкой Благовещенской пустыни, в монастырских в пекарне, и в поварне и в протчих монастырских трудех, по сей 743 г., во всяком у настоятеля и братии послушании, без прекословия. А ныне де он, Госьин, имеет всеусердное и не превратное свое намерение, чтоб ему в той Благовещенской пустыне постричись в монахи, но без указу его преосвященства – за неимением в той пустыни иеромонаха – других монастырей иеромонахи постричь его в монахи имеют опасение. А чтоб ево, Госьина, в монахи постричи тое Ямецкой Благовещенской пуст. от казначея монаха Ионы з братиею просительное письмо, так и от каргопольской воеводской канцелярии о уволении ево для пострижения в монахи, с приобщением з данного ему объявленной пабережской волости от старосты со крестьяны уволительного письма, и что за него, Госьина, как подушныя, так и в протчия зборы деньги платить будут без отменения, копиею промемория с ним, Госьиным, в каргопольское духовное правление прислана, который при том объявил и просил оной Госьин его преосвященство о пострижении его, Госьина, в тое Ямецкую Благовещенскую пустыню по обещанию его, в монахи, учинить по указом ея и-го в-ства и его преосв-ства решение и о том пострижении, к кому надлежит, послать его преосв-ства указ. И сего декабря 13 дня, по его преос-го архиепископа указу и Каргопольскаго духовнаго правления приказанию велено по силе прописанных и духовного регламента пунктов и указов, по поданному от Госьина доношению, с приобщением з данных ему, Госьину, Ямецкой Благовещенской пустыни от казначея з братиею просительного, о пострижении ево, Госьина, в монаха письма и посланной из Каргопольской воеводской канцелярии и что за оного Госьина, как подушныя деньги и протчия зборы платить, пабережской волости, староста со крестьяны обязались писмянно, и оной Госьин от оной канцелярии для пострижения в ту пустыню в монахи отпущен; промемории о пострижении оного Госьина в монахи, в показанную пустыню, по силе св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II–IV гл. – 725 г. «Пророк Михея в своих пророческих речах во дни Езекии между прочим говорил о будущей славе Иерусалима (IV, 1–3). Исаия взял слова его за текст, и прилагая сие к современникам говорит, что Бог точно будет щитом Израиля, но уже после того, как падет все гордое и тяжкими кознями очищена будет земля от роскоши, идолослужения и беззаконий» (лист 32–39). X гл. ст. 5 – XI.XII. гл. – 720 г. «Угроза Ассириянам и предскание блаженных времен для Евреев при царе от рода Иессеева» (лист 39–46). XIV гл. ст. 24–27. – 720 г. «Угроза Ассириянам» (лист 46–47). XXI гл. ст. 11–12. – 720 г. «Ответ пророка Думе аравийскому племени» (лист 47). XXI гл. ст. 13–17. – «Предсказание бедствий аравитянам от Салманассара (лист 57 обор. – 48). XV. XVI гл. – 720 г. «Описание бедствий, постигших Моавитян и предвещание новых чрез три года» (лист 48 обор. – 52). XVIII гл. – 720 г. «Описание бедствий, постигших Тир. Бедствия Тиру, Сидону и Акре принес с собою Салманассар в 721 году» (лист 52 обор.). XXVIII–XXXIII гл. – 720 г. «По разрушении Самарии в 722 году безпечные Иерусалимляне пировали и ругались над законом и пророками, между тем существовала в народе партия, которая советовала искать помощи у Египтян, чтобы противостать силе Ассириян. Пророк обличает пороки, указывает, что помощь от Египтян ненадежна, обещает лучшую будущность соотечественникам и грозит Ассириянам» (лист 54). XX гл. – 716 г. «Когда Тартан осаждал филистимский город Азот, ключ к Египту, тогда Исаия ходил наг и бос в знак того, что Египтянам и Ефиоплянам предстоит разорение и плен. Действительно в 716 году разрушены Фивы. См. Hayм. III. 8 » (лист 76). XXII гл. ст. 1–14. – 714 г. «Во время осады Иерусалима Пророк сетует, что многие жители его, при всеобщем бедствии, пируют и думают более о укреплении стен, нежели о Боге» (лист 77 обор.). XXII гл. ст. 15–25. – 714 г. «Пророк царедворцу Севне предсказывает падение, а Елиакиму возвышение» (лист 79 обор.). XXXVI. XXXVII гл. – 714 г. «Во время осады Иерусалима Исаия предвещает ея безуспешность» (лист 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII гл. ст. 12 – XVII гл. – 714 г. «Осада Иерусалима кончилась бедственно для Ассириан. Пророк торжествует и велит передать радостную весть Ефиоплянам, идущим на помощь» (лист 88). XXXVIII гл. – 714 г. «Езекии предвещает смерть, а потом дает здравие» (лист 90). XXXIX гл. – 714 г. «По случаю посольства из Вавилона предвещает беды от Вавилона» (лист 92 обор.). XIX гл. – 696 г. «Двенадцать царей (Додекархи) управляли Египтом вместе от 711 до 696. От сего происходили междоусобия и безпорядки в правлении. Но Псамметих, поразив прочих, остался единовластителем в 696 году. К сему времени и относится пророчество о Египпе» (лист 93 обор.). 1) XIII гл. – XIV. 2) XXI, 1–10. 3) XXXIV. XXXV. 4) XXIV–XXVII. 5) XL–LXVI. – около 540 г. «Остальныя в книге Исаии пророческие речи: 1-я, XIII. XIV; 2-я, XXI, 1–10; 3-я, XXXIV. XXXV; 4-я, XXIV–XXVII и 5-я, XL-LXVI, относятся к последним дням Вавилонскаго плена, когда Кир своими победами уже прославился и Вавилону предстояло разрушение, а Израильтянам освобождение» (листы: 96 обор., 102 обор., 104 обор., 108 обор. и 117). Рукопись чистая и крепкая, в корешковом переплете. 5. Иеремия (книга прор. Иеремии) – рукопись в 4-ку, на 170 писанных листах, писана чисто, без помарок, рукою о. Грацианскаго; в ней также, как в предшествовавшей рукописи, содержание пророч. речей писано мелким почерком и в скобах. Ак. б. А. п. – 157. Рукопись содержит в себе перевод Г. П. Павскаго на русский язык книги прор. Иеремии или его пророческих речей, расположенных также по хронологическому порядку, а в конце – перевод книги «Плачь Иеремии». – Первые 10 листов рукописи содержат предварительные сведения о пророчествах Иеремии, о времени их произнесения и разделении их соответственно хронологическому порядку, Лист 11-й – единственный в рукописи, писанный рукою прот. Павскаго. Он содержит в себе «Указание, на которой странице сей рукописи стоят главы Словенской Библии пророчеств Иеремии». Листы 12–154 содержат перевод книги пророка Иеремии с кратким содержанием каждой пророческой речи в начале ея. Последние листы (с 155 по 170-й) содержат перевод книги «Плачь Иеремии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Риз: 1) грезетовые, мясного цвету, кругом оплечья и по подолу плетенек серебрянной, кругом ворота плетенек сребрянной – не широкой; игуменской набедренник, того ж цвету, кругом плетенек и крест сребрянной; 2) белыя камки, оплечье штофи золотой, наподолник полосатой, 3) камки белой, оплечье травы золотые, наподольник отласу зеленого, 4) камки синей, оплечье штофи зеленой, с травами золотыми, плетенек мишурной, наподолник крашенинной, желтой, 5) каразийчатые, красные, оплечье штофи с кругами золотыми, наподолник суконной, 6) китайчатые светлыя, оплечье бархату зеленого, наподолник зеленой портяной; 7) китайчатыя с травами красными, оплечье лаудану синево, наподольник крашенины желтой; 8) выбойки бахтовой, оплечье не одного цвету, наподолник крашенинной ветхой. Стихари и подризники разныя: 1) подризник тафты желтой, оплечье крашенинное, наподольник той же тафты; 2) подризник китайки белой, оплечье голи красной, наподолник бахтовой выбойки; 3) стихарь холтины белой, оплечье и наподолник крашенинные; 4) стихарь киндяшной, ветхой, наподолник полосатой. Епитрахили: 1) отласу золотого, а по краям отлас зеленой, пугвиц 9 сребрянных, гладких, кистей 6 шелковых з золотом; 2) отласу золотого у кистей соврукли золотые, 6 пугвиц сребрянных; 3) травчатой, 8 кистей шелковых, с медными пугвицами лужеными; 4) бархату травчатого, опушка белая, пугвиц 17 оловянных, кистей 5 шелковых; 5) трепету шахматного, кругом стамец красной, 3 кисти шелковые, 5 пугвиц оловянных. Поручей: 1) золотые, с травами, по красной земли, пугвиц 10 сребряных, малых; 2) бархату травчатого, пугвиц восми оловянных; трои – выбойчатые, одне с пугвицами сребрянными, числом 5, другия с оловянными. Два пояса крашенинной выбойки с кистьми. Покровы: двои тафты белой, шито кругом травами – золотом и шелком, крест – плетенек золотой; один покров болшей, в средине тафта белая, крест и плетенек золотой, кругом кешь шелковой, алой; 2 покрова отласу красного кругом отлас зеленой, крест – плетенька золотого; 3 покрова – один большей, 2 малых голи красной, крест желтой ленты; да три покрова – большей, 2 малых, объяри красной, кресты лентовые, кругом крашенина, Оларей 4 по наличию разных цветов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писал память староста поп Герасим своей рукой. – Подлинник шириной 3 3/8, длиною 1 5/8 вершка. «164 (1656) году мая в 4 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты, троицкого попа Герасима Анфимова пятницкому попу Корнилию Евсегнееву. Женитца отрок Ияков Евдокимов, а понимает девицу Федору Калинину – оба первым браком, и ты б про них сыскал и будет в сыску скажут, что меж ими родства и племяни, и кумовства, и сватовства, и крестного братства, и никакого прироку нет и ты б, их, по правилом святых апостол и святых отец, в указное время, венчал. А писал память Тимошка Герасимов попов». – На обороте припись самого старосты: «А взял бы поруку, что б жениху с невестой мая к пятому числу (вероятно было воскресенье или переходный праздник) вместе спать не велели, и мая ж в 5 день глины (бани?) не топили, в чистоте пребыли отнюд, – Корнилу священнику. Подписал староста поп Герасим своей рукой». Подробности приписки пресвитера Анфимова объясняются тем, что в прежнее время даже в самом г. Каргополе, – как теперь в его уезде, – «жен умыкаху». «Приведенная уводом» невеста иногда жила и живет в доме жениха до венчания не только по несколько суток, но даже по целой неделе. В таком положении совместное спанье жениха с невестой, до бракосочетания, – явление возможное и нередко случавшееся и случающееся даже в наши дни. Вот поэтому-то строгий блюститель народной нравственности, желая предупредить возможное падение, и прописал о нем. «166 (1657) г., ноября в 1 день по указу великого господина преосвященного Макария, митрополита Великого Нова града и Великих Лук память поповского старосты троицкого попа Герасима Анфимова пятницкому попу Корнилью Евсегниеву. Женится отрок Матфей Ермолин сын понимает девицу Марью Иванову дочерь и ты бы сыскал, что б промеж женихом и невестой родства, и племяни, и кумовства, и сватовства, и крестного братства, и никакого б прироку не было. Да будет в сыску скажут меж ими родства и племяни и никакого прироку нет и ты бы их по правилом святых апостол и святых отец венчал в шестом часу дня, а в вечере б, и в ночь не венчал, по святительской грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И по окончании вышепомянутых допросов и по слушании из того дела и из указов выписки, по ея и-го в-ства указу, по определении каргопольской канцелярии марта 30 дня 1732 году в протоколе закреплено определение, в котором написано: Понеже в показанном деле, в данном тое пустыни прошлого 7171 году указе в выписке из переписных книг 156 году написано за оным монастырем в показанной деревни Маншинской двор монастырской слушки Корнилки Иванова с сыном Трофимком, во дворе половник Амоско Давыдов с сыном Куземкой; пустошь, что была деревня Куловская – Задняя, а владеют тое пустошью из оброку тое Елгомской пустыни строитель старец Тарасей з братиею и те во оной деревни Маншинской двор монастырской и двор половничай и ко оным имевшую прежняго владения землю и оброчную пустошь Куловскую велено отвесть из-за ответчиков крестьян Андрея Тарасова, Григорья Корелова и из-за соседей их по прежнему во владенье за тое нашу Елгомскую пустыню для того, понеже таковых указов, чтоб из манастырей вотчины продавать и в заклады отдавать, не имеется. А по первому закладному письму тое пустыни от монахов Иосифа з братиею деньги три рубли возвратить ответчиком, для того, что та закладная крепость у крепостных дел явлена и в книгу записана и пошлины плачены; а закладную ж крепость 704 году оставить – для того – писана не у крепостных дел, так же и у крепостных дел не явлена и пошлины не плачены, понеже по состоявшим о крепостях указом и крепостному уставу – не у крепостных дел крепостей писать запрещено, и буде у кого такие крепости явятся в книге не записаны и учинитца в том спор и таковым верить не велено. А что ответчики в ответах своих показали будто тое деревню роспахали и сенные покосы росчистили и построили хоромное строение, а ты, истец, в улике показал, так же де и по писцовой книге 156 году написано за оным монастырем два двора и в том велено освидетельствовать старожильцами и для того велено послать от канцелярии, кого надлежит, с указом, по которому велено исследовать сколько после того, как оная земля заложена от монастыря крестьяном у оных крестьян пристроено хоромного строения, на сколько ценою, и из лесные поросли росчищено пашенной земли сколько десятин, а сенных покосов на сколько копен, понеже по уложенью 17 главы, по 27-му и по 28-му пунктом велено: кто у кого вотчины учнут выкупать, и какое будете прибылое строение и за оное брать по суду и по сыску денги, и буде подлинно что явитца какого прибылого строения на сколько ценою, также и роспашки земли и росчистей сенных покосов, и за оные, по силе указов велено доправить деньги с ысца и отдать ответчиком, а в первых с того дела пошлины по указу велено взять и записать в приходе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А оною де деревнею Маншинскою и с Окуловскою пустошью завладели крестьяне деревни Маншинской Лука Тархов, с соседми, не объяви указу и указных правильных крепостей, и такую де монастырскую вотчину опустошили и им раззорение учинили и хлеб и сена по многие годы себе побрали напрасно. И того числа по помете на той челобитной в каргопольской канцелярии велено записать (в) протокол и дать суд по форме. И по оной помете показанной крестьянин деревни Маншиской Лука Тархов с соседом Григорьем Кореловым явились в каргопольской канцелярии, без посылки, собою, того февраля 5 дня и по принятии со объявленного челобитья копии в ответах Андрей Тарасов (не Лука Тархов?) сказал: он де Тарасов с соседми Елгомской пустыни в Воезерской волости деревни Маншинской и с оброчной Окуловской деревней по писцовой книге пол выти владеют они по закладному письму тое ж Елгомской пустыни от строителя монаха Иосифа з братиею с 7193 (1635) году, да по письму строителя монаха Моисея, также по книге 186 (1678) году дед и отец ево Авдреев с соседми написаны во оной деревни Маншинской. А той пустыни строитель с братиею на ту деревню никаких грамот и по днесь им, ответчиком, необъявили; да по переписи перепищика Степана Хвостова писан на той деревне, и он де Андрей Тарасов с соседми ж; да по переписи ж перепищика Петра Коробьина а по генералитецкой переписи писаны на той же деревни Маншинской; да сверх де того шлетца на ея и-го в-ства указы и соборное уложенье; также с той деревни платили подати з дворового числа с десяти душ, без доимочно, и отпускали работников и рекрут; также той деревни пахотой земли роспахивали и сен росчищали не малое число, да хоромной постройки две избы, да два гумна. Григорей Корелов сказал: Елгомской де пустыни, в Воезерской волости, деревней Маншинской и с оброчной Окуловской деревней по писцовой книге владеет четвертью выти с 1704 году по закладному письму тое пустыни от строителя монаха Ионы з братьею; да и при переписи де писцов Степана Хвостова, да Савы Боровитинова, Лариона Челищева, Петра Коробьина и по генералитецкой переписи на той деревни Маншинской писаны он, Корелов, с соседми; а грамот де на ту деревню той пустыни Строитель з братиею им и по днесь никаких не объявлял; да сверх же того шлетца на ея и-го в-ства указы и соборное уложенье; также с той деревни платили всякие подати и рекрут и работников отпускали с дворового числа из семи душ бездоимочно; а по той деревне пахомой земли роспахали и сен росчистили не малое число и построили хоромной постройки 2 избы, 2 анбара полевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010