Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 17.02.1612, или 1622, или 1592, каргопольский в честь Успения Божией Матери мон-рь), прп. (память в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших), Власатый, Каргопольский, основатель (возобновитель?) Успенского мон-ря в Каргополе. Сведения об И. содержатся гл. обр. в позднем «Историческом описании» каргопольского Успенского монастыря (ГИМ. Барс. 698. Л. 148 об.-156 об., XIX в.), а также на хранившейся в этой обители памятной доске нач. XIX в. (ныне находится в КИАМЗ (Инв. 200 ДЖ)). В надписи на памятной доске сообщается, что в постриге И. был наречен Ионой, преставился 17 февр. 1612 г., день его тезоименитства - 7 янв. (празднование Собору св. Иоанна Предтечи); погребен «на горе», в 1646 г. над местом его погребения поставили деревянную ц. в честь Успения Божией Матери (списки «Описания о российских святых» называют др. даты преставления святого - 7130 (1622) и 7100 (1592); последняя дата, очевидно, недописана в части десятков и единиц). Согласно «Историческому описанию», И. был основателем Успенской пуст. на окраине Каргополя, на левом берегу Онеги. Агиографы (Н. Озерецковский, К. А. Докучаев-Басков и др.) датировали это событие 1578 г. (Докучаев-Басков отверг предположение еп. Амвросия (Орнатского) об основании Успенского монастыря в XIV в. (ИРИ. Т. 4. С. 354). Однако возможно, что мон-рь, основанный в XIV в., со временем запустел и И. поселился на его месте.) В 1593 г. Успенская пуст. упоминается во вкладной книге каргопольского Преображенского монастыря (Вассиановой Строкиной пуст.) ( Докучаев-Басков. 1890. С. 113). При И. в пустыни не было храма. Сообщение в «Описании о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 244) о том, что И. являлся «трудником в девичьем монастыре», вызывает сомнение, поскольку Успенская пуст. была преобразована в жен. мон-рь в 1649 г. (др. жен. обителей в Каргополе не было). Могила И. находилась в монастырской Успенской ц. Докучаев-Басков (1890. С. 124) указывает, что в 1719 г. в нижнем (Михайловском) храме монастырского каменного Успенского собора «против левого клироса» имелось надгробие И., дальнейшая судьба к-рого неизвестна.

http://pravenc.ru/text/468985.html

К.А. Докучаев-Басков Веретьевская Благовещенская пустынь 123 Веретьевская Благовещенская пустынь находилась в олонецкой губернии, каргопольского уезда, в Надпорожском приходе, в 10-ти верстах от Каргополя, в 3-х от Надпорожского погоста и в одной версте от деревни Горки и правого берега реки Онеги, на ровном, низком месте, с северо- западной стороны открытом, почему и церкви ее с этой стороны были видны за несколько верст. Вот что я мог узнать о начале этой пустыни, о явленной иконе – причине устройства пустыни, о зданиях и постигшей пустынь судьбе, из слов 70–85-тилетних старцев, из развалин, по ныне уцелевших, и, наконец, из немногих письменных и печатных памятников. Икона Благовещения Пресвятой Богородицы, находившаяся в Веретьевской пустыни, по народному преданию, была явленная. Об этой иконе и основании пустыни передал мне заштатный пономарь Надпорожскаго прихода А. И. Н., славившийся в околодке начитанностью и памятью, умерший несколько лет назад, который слыхал об этом от своего отца, служившего в этом приходе священником около 30 лет. Последний читывал описание о явлении иконы на Веретии, об устроении церкви, и о чудесах, совершившихся от явившейся иконы, записанных в особую книгу, хранившуюся в Веретьевской пустыни. «Веретией, Веретейской» называли то место, на котором впоследствии явилась икона и была устроена Веретьевская женская пустынь; так, т. е. «Веретейской, Веретией», называли ее и впоследствии, так называют ее и поныне окрестные жители. – Однажды крестьянин Надпорожскаго же прихода, деревни Кутнева, отстоящей от названнаго места в одной версте, ходил искать коров и, придя на это место, увидал стоящую на пне икону. (По словам других икона явилась на березе). Взяв ее, принес домой и, по крестьянскому обычаю, сохранившемуся у многих и до ныне, держать большую часть образов в сенях, поставил ее там. Взошедши в избу, он тотчас же объявил слепой сестре своей, что «на Веретейке нашел икону»; та стала спрашивать об иконе и просить показать, «хотя пощупать». Брат, чтоб исполнить желание слепой, пошел в сени за образом, но его уже там не было... На другой день опять пошел он искать коров, опять на Веретии нашел эту икону на том же пне и принес домой, но в этот раз в сени ее не поставил, а пронес прямо в избу, чтобы показать сестре, которая спросила его: «какая икона»? Он отвечал, что не знает. Сестра опять спросила: «да кто написан-то?! – Да кто его знает? На ней написано двое: один как будто ангел – с крыльями, а другаго лицо, кажись, женское. – «Так видно, Благовещенье»! сказала сестра и, взяв икону в свои руки, начала ее целовать и молиться со слезами Божией Матери и тогда же получила исцеление – прозрела... По народному преданию, икону эту вышепомянутый крестьянин три раза приносил с Веретии домой, но она все уходила. После последняго принесения до устройства на Веретии церкви образ этот, по всей вероятности, находился у того же крестьянина; впрочем об этом достоверно никто не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков Елгомская Богоявленская пустынь (Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».) 158 Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.» 159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова 160 , позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала. Вот что говорит В. Богоявленский: «Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года». 161 А вот что говорит Барсов: «13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний 162 . Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Тарасие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков «Емецкого волока Благовещенская убогая пустыня» (архангельской губернии) Е. Барсов в своем «Алфавитном указателе монастырей олонецкой епархии» 55 помножал одну и ту же обитель на две и даже на три, наприм. Спасо-Каргопольский монастырь и – Строкина пустыня, Аглимозерская и – Наглимозерская, Челменская – Челмогорская и Челмозерская... и, повторяя ошибки «Истории российской иерархии», клал для счета и те пустыни, в существование которых сам не верил – например «Казаринову...» Между тем опустил такие обители, которые действительно прежде существовали в каргопольском и олонецком уездах, когда-то занимавших пространство более всей нынешней олонецкой губернии, – каковы: Нятина, Сыринская, Емецкая – Благовещенская и проч. – Конечно спасибо ему и за то, что он... или вернее благодаря просвещенному вниманию архиепископа Аркадия, по слову которого со всех концов епархии стекались к рукам Барсова все сведения, почти все памятники древности, которые и повывел он на свет Божий... Наше дело – исправлять ошибки первых наших тружеников... Несомненно то, что Емецкого волока Благовещенская пустынь в XVII и XVIII веке находилась в «каргопольском уезде» 56 ; теперь ее должно искать в архангельской губ., если только от нея что-нибудь осталось... Как основатель, так и время основания этой обители неизвестны. В большом синодике Александро-Ошевенского монастыря (каргопольскаго уезда) читаем «написанные имена начальников пустыням и монастырем каргопольского уезду»: «Инока Кирилла (челменского), священноинока Кирилла (сыренского); инока Серапиона, инока Никодима (кожеозерских); инока Диодора (юрьегорского), священно-инока Полиевкта (кодлозерского); священно-игумена Пахомия (кенского), инока Вассиана (строкинского или спасозерского), инока Ионы (волосатаго, положившаго начало «пустыни», что теперь Успенский женский монастырь в Каргополе); Афанасия, Алексия, священно¬инока Иоасафа; инока Тарасия (елгомского), инока Елеазара (анзерскаго), инока Тимофея (наглимозерскаго); схимника инока Евфимия, священно-инока Исакия, схимника иеромонаха Михаила, иеродиакона Кирилла, инока Евфросина, инока Иоасафа, инока Корнилия, иноки (ни) Евгении» (не веретьевской-ли? Итого 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков История Челменской пустыни Печальную историю существования обездоленной, несчастной Челменской обители, историю многоразличных бед – напастей: частых пожаров, нашествия иноплеменных, посечения недостойных чернцов, раззорений от самих иночествующих, притеснений и обид от окрестных поселян – предусмотрел своими прозорливыми очами, еще за долго до ея существования, сам преподобный Кирилл и изрек ее в своих не многих предсмертных словах духовнику своему, игумену «Спасовы Строкины пустыни». Вот эта плачевная истина, однажды изреченная и несколько раз повторявшаяся, в частностях. «Преподобный Кирилл исполнися Святаго Духа», говорит составитель его жития, «и прият дар прозорливый, начат пророчествовати, глаголя ко игумену «Отче святый! по моем отшествии от здешних, имать Бог воздвигнути на горе сей другую церковь во имя Пресвятыя Богородицы, и место сие будет в пребывание иноком, и, помале собравшеся, начнет место сие обновляться: овогда пожаром, овогда же нашествием иноплеменных за несогласие и неповиновение друг ко другу будут посечени, яко класы, безвременно; и инии приходящи монахи начнут владети и раззоряти пустынное сие место, но общий наш Владыка Христос Бог не оставит им в посмеяние раззорятися месту сему святому. Такожде и поселяне, окрест живущие, по навождению вражию, начнут изгоняти живущих зде и обиды им творити, но аз не оставлю места сего и по моем отшествии» 298 . – «По сихъже времени зовущу», говорит в другом месте тот же составитель жития преп. Кирилла, «дабы исполнилися проречения блаженного отца, еже прорече прежде преставления своего отцу своему духовному, Спасовы пустыни игумену... о обновлении места своего пустыннаго огненным запалением и иноплеменных враг нашествием: и вся сия сбышася по словеси его неложному " 299 . Добавлять ли что к сказанному? Но мы уже видели из чудес преподобного, что даже такой священноинок, как Герман, дает своему зятю, хотя и с добрым намерением, в виде благословения от обители, из двух монастырских коров одну, и уже этим самым раззоряет пустынь, разстраивая ея незавидное сельское хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков Кожеозерский монастырь Находится в онежском увзде, архангельской губернии, в 120 верстах на юговосток от города Онеги, близь границы пудожскаго у., олонецкой губернии. 134 Из изданных описаний уже известно, что начало монашеской общины положено здесь около половины XVI века, священноиноком Нифонтом, старцем жизни строгой, подвижнической; что сподвижник его Серапион и затем «Хозьюгский пустынник Никодим» и Леонид Устьнедумский прославились святостию жизни. Но не таково было большинство, не таковы были последователи Нифонта и Серапиона, их современники и потомки... Замечательно, что последний был из татар – даже татарский хан царства казанскаго, Турсас Гавирович, при крещении Сергий; пришел к основателю Кожеозерскаго монастыря Нифонту в 1566 г. и принял от него монашество, с именем Серапиона. Нифонт умер в Москве, отправившись туда просить дозволения у царя устроить монастырь... В следствие сего Серапион и вынужден был сам отправиться в Москву: царь Федор Иванович уважил его просьбу, приказал Михаилу Дятлеву и Юрью Челидину отвести землю под монастырь – остров Лопский, и кругом озера Кожи, имеющаго в длину 25, в ширину 4 версты, матерой земли по четыре версты во все стороны, на что и дана в 1585 г. (30 сентября) царская грамота, а с нею от митрополита благословенная грамота же на устроение обители. Серапион построил 2 церкви: во иия Богоявления Господня и Благовещевия Богородицы, также и проч. монастырския здания; при нем собралось братии 40 человек; управлял монастырем до 1608 г., скон. в 1611 г. При нем была получена еще обильная грамота, от 19 марта 1595 г., с купленных деревень с четырех! обеж, да с полу-прена пиальскаго (приступлено значит к варке соли), да с двора, что в Турчасове, – податей никаких брать не велено. Построенный Серапионом церкви стояли впрочем не долго: 8 июня 1634 г. сгорели обе; и в следующем 1635 г. опять были построены при игумене Ионе и, впоследствии (через 96 лет) опять подверглись той же участи со всем монастырем... После Серапиона, по 1722 г., Кожеозерский монастырь управлялся игуменами; их насчитывается 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков Муромский монастырь Муромский монастырь стоит на юго-восточном берегу Онежскаго озера, пудожскаго уезда, олонецкой губернии, в 46 верстах от города Пудожа, в 65-ти – от Вытегры и в 170 – от Петрозаводска, на месте пустынном, уединенном... Пути сообщения с монастырем в летнее и зимнее время относительно довольно удобны: от гор, Пудожа через Нигижемско-Георгиевсвкий (в 19 верст) и Гакукский (11 1/2 в.) приходы, сухим путем; от последняго р. Гакуксою и Муромским озером – 15 верст; от Вытегры, – сухим путем – до деревни Силовой, не доезжая 2 верст до станции Титовой, или Саминскаго погоста, – 40 верст и проселком вдоль берега Онежскаго озера 25 верст. Название свое монастырь получил от озера Муромскаго («Мурва», «Муромское») 229 , длиною 8, шириною до 5 верст, которое находится в одной версте от обители к востоку и соединяется с Онежским озером рекою Муромкою, почти у самаго монастыря, отчего местность имеет вид полуострова, в древности называемого островом Муромским или Муч 230 . Муромский монастырь есть один из древнейших в олонецкой губернии; его основаль свяшенно-инок Лазарь, но когда именно – сказать сего утвердительно не возможно; если принять во внимание упоминаемые в завещании преп. Лазаря годы, именно: 6690 – 1182 и 6699 – 1191, – то монастырь основан в XII веке; если же предпочесть упоминаемых в том же завещании новгородских иерархов Василия, Моисея, то обитель окажется основанною в XIV веке. Составитель «Истории российской иерархии» предпочитал последнее... Взяв за основание время жизни помянутых новгородских архиереев, бывших в 1333 – 1360 гг., он время основания Муромского монастыря относил «около половины XIV столетия», или даже к 1352 году; поэтому и год (1182) получения Лазарем от новгородского посадника «духовной» на владение Муромским полуостровом и проч. и год (1191-й) смерти преп. Лазаря принимал за «очевидную описку». «А надлежало» бы «сему быть» – говорил он о времени получения записи – «около 6860, т. е. 1352»; а о времени смерти основателя (вторично восклицая: «следовательно здесь описка! а»): «должно быть разве 6899, т. е. 1391 от Р. X.» 231 . В пользу этой «очевидной описки» вторил в «Олонецк. Губ. Ведомостях» и г. Е. Барсов .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков Наглимозерская – Артова пустыня 550 Еще одно последнее сказанье И летопись окончена моя. В 65 – 72 верстах от г. Каргополя – на северо-запад – находится единственное, по своему картинному положению в Каргопольском уезде, да едва ли и не во всей Олонецкой губернии, озеро Наглимо, красоты которого почти не поддаются описанию... На острове этого-то озера и имеется Наглимозерская пустынь. Но при всей своей поразительной красоте – скорбное место это, скорбное!.. Вот жизнь человеческая!.. Было время стояла здесь обитель малолюдная, славили Бога иноки смиренные, служа данным обетам по мере сил своих... Более полуста лет существовала (самостоятельно) пустынь, не одного человека укрывала под кровом своим... И где все это?!.. Даже едва-едва осталось одно название «монастыря»... И никто из близ живущих (о дальних уже умолчим) не ведает о подвижниках здесь погребенных... Увы! Всеразрушающее время даже стерло с лица земли, сравняло с земной поверхностью могилы их!.. Между тем эта пустынная земля, – которую несколько раз попирали и мы ногами своими, – сколько слез, сколько горя людского приняла и скрыла в недрах своих!.. Скольких безобразий, зверств была невольной свидетельницей!.. И никто из окрестных современников не видел их подробностей... Опять – то же место и всестирающее время видели, конечно, праведную кончину праведных, страшное горе притесняемых, зверства и мучительства грешников... но опять ничего нам не сказали... Было и, как будто не было!.. Наконец, никого и почти ничего не стало: все смолкло и ста тишина, превратившись, по прежнему, «в древнее», первобытное «молчание»... как будто бы и действительно здесь никого, ничего, никогда не бывало. Основателем Наглимозерской 551 пустыни был некто инок Тимофей. Происхождение, родина, год рождения, место и время пострижения и пришествия его на Наглимозеро – не известны. «В прошлых-де годех он, инок Тимофей, построил тую пустыню, на том Аглиме озере, на острову, на диком лесу, один – собою», говорилось в царской грамоте 7157 – 1649 г. 552 – Список с этой грамоты отдан иереем Лекшмозерского прихода Дм. Малиным олонецкому архиерею Игнатию, по личному его требованию, в 1834 г. Подлинная же грамота в 1755 г. хранилась, в числе двенадцати актов сей пустыни, в Каргопольском Спасском монастыре и в описи названного года была внесена так: «4. Грамота государя царя и великого князя Алексия Михайловича об отдаче Аглима – Арто озера и пашенной земли в тое пустыню строителю Тимофею, з братиею, за печатью и за приписью Ивана Головленкова» (каргопольского воеводы), «7157 г., марта в 9 день» 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков Преподобный Диодор Юрьегорский и основанный им монастырь Бывший Юрьегорский Демьянов монастырь, теперь сельский приход, находится в архангельской губернии, близ границ пудожского и повенецкого уездов, олонецкой губернии). «Месяца ноября в 27 день, житие и подвиги Преподобного Отца нашего Диодора, новоявленного Чудотворца, составльшего пречестный монастырь Живоначальной Троицы, нарицаемый Юрьевы Горы». «Благослови отче»! «Сей убо раб Божий родися близ Студеного моря, каргопольского уезда (теперь онежского уезда, архангельской губернии), на Онеге реке, в Турчасовском селе», – по другим источникам, «родился в Городецкой веси, т. е. нынешнем селении Матвеевке» 5 , – «родителю христианину сын – отца именем Ерофея, а матери Марии, зовомый Диомид. Еще млад сый, лет яко пятинадесяти и, по благословению родитель своих прииде в Соловецкий монастырь помолится и не возвратился к родителем своим и зело возлюби монастырское житие: тружался в монастыре 3 лета в келарской и прочих службах и послушание имея нерассудне и любим всеми бысть. В церкви же Божией со смирением и со страхом стоя, послушая божественного пения и чтения, и сего ради вселися в него страх Божий; чистоту же телесную зело любляше, яко сия все иноческое житие украшает, на неимущих же чистоты зело гневашеся (!); и вельми желая во иноческий образ облещися и, в 19 лето от рождения своего приходит ко игумену Антонию (1605 – 1612 г.) 6 и молит со слезами и со смирением дабы его сподобил облещися во иноческий образ: игумен же Антоний видя его слезы и велие смирение повелевает его пострищи во иноческий образ», при чем Диомид переименован в Дамиана 7 ; по пострижении игумен «вдаде его мужу духовну и совершенну во иноческом житии, священноиноку Иосифу Новгородцу. Он же нача быти у старца с великим послушанием и ко всей братии нача имети любовь и послушание». Соловецкие пустынники 1605–1619 гг. и 1-е известие о них Дамиану «Егда же бывшу ему у того священноинока Иосифа под началом и нача ему (Иосиф) творити повесть о своем духовном (сыне) Василии Всенозерце: «Изволися ему (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К.А. Докучаев-Басков «Пустынь Иоанна Волосатаго». (Каргопольский Успенский женский третьеклассный монастырь) О родине основателя пустыни Иоанна Волосатаго (быть может, каргопольский урожденец), времени пострижения в монашество, год основания сей пустыни, подробностях его жизни – по причине сравнительной древности, опустошительных пожаров и других случаев, – никаких сведений не сохранилось. Составитель «Истории Российской иерархии», без всяких доказательств, произвел эту обитель в древние, голословно отнеся время основания ее к XIV столетию, говоря: «Построен монастырь сей в XIV веке иноком Ионою» 403 . В действительности же происходило это целыми двумя веками позже, именно в XVI столетии а то в последней его четверти, даже, быть может, – десятилетии. – «Лета 7101-го (1593), июня в 11 день вложился старец Галасия (Геласий) ис пустыни, дал вкладу три рубли денег, при игумене Зосиме»... читаем в вкладной книге Спасского (Каргопольского) монастыря. Здесь под именем «пустыни» должно рязуметь именно описываемую пустынь; ибо так – без всяких придаточных – называлась она и в половине XVII века и позже; так зовут ее и по ныне окрестные простолюдины. Следовательно, пустынь основана раньше 1593 г., когда уже в названном году видим в ней, кроме основателя, и других иноков (хотя одного), которых, по всей вероятности, было весьма немного... В новейшем синодике «пустыни Иоанна Волосатаго» упоминаются, кроме «создателя» инока Ионы, «служители св. обители сея»: священно-иноки Феоктист, Симеон, Исаакий, Варлаам; из простых иноков Иона, Кирилл, схимонах Павел и – только! Когда все они жиди: при основателе ли или после – неизвестно. Но обратимся к основателю... Монастырское предание, внесенное на деревянную доску 404 говорит: «В древние времена бысть при граде Каргополн пустыня построена; а начальник оныя Иоанн, званием Власатый (данным яко бы «по причине густых волос, не на голове токмо, но» будто бы «и по всему телу» 405 , а во иноцех наречен Иона». Основатель поселился в какой-либо четверти версты расстояния от г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010