Никто не предлагает делать буквальные переводы с церковнославянского. Это странно само по себе, так как оригинал в подавляющем большинстве случаев – греческий. Только с него и нужно переводить, помня, что буквальные переводы давно не считаются лучшим вариантом. И если перевод – дело серьезное и продолжительное, с чем спорить невозможно, то тем более стоило бы начать этот процесс, не откладывая. Разумеется, когда речь идет о необходимости ввести в богослужебное употребление живой русский язык, никто не говорит о замене церковнославянского бытовым (и лишь поэтому понятным) разговорным русским или корявым подстрочником. Это откровенная подмена, но ее тем не менее часто используют в своей аргументации сторонники неприкосновенности церковнославянского. Поводом для подобных рассуждений иногда являются переводы, осуществленные еще в XIX веке, например, проф. Е. Ловягиным, которые хотя и очень точно передают смысл, но не выдерживают стилистической критики и, конечно, не подходят для богослужебного употребления. Однако тогда ставилась совершенно другая задача – богослужебные тексты переводились, чтобы все желающие могли их лучше понимать. К тому же восприятие церковнославянского как языка «возвышенного» часто основывается именно на его непонятности – при иллюзии понимания текста на основании нескольких знакомых слов. Однако стоит отметить, что эстетический критерий, хотя он в данном случае безусловно важен, никак не может быть признан определяющим. Для тех же, кто не может расстаться с церковнославянским языком по эстетическим или любым другим соображениям, должна оставаться возможность сохранения богослужения на нем. При этом принципиально важно, чтобы была возможность вводить в богослужение русский язык, формируя, таким образом, его новый – литургический – стиль. Как писал об этом акад. С.С. Аверинцев: «Дерзновение – великая ответственность. Но возьмем ли мы на себя более тяжелую ответственность – не за дело, а за бездействие?» . Доклад председателя Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета Патриаршего Экзарха Всея Беларуси на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года//Сайт ОВЦС ( .) Цит. по: Верховский Александр. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. М., 2003. С. 207. См. также: Камчатнов А. СОПВО. С. 134.

http://bogoslov.ru/article/1929089

О задачах богословия Важным выводом конференции стала мысль о том, что богословие есть дело Церкви. Церковь призвана богословствовать, иначе она не может ни полноценно назидать своих чад, ни свидетельствовать о себе миру. Богословие, как работа истолкования проповедуемого учения, является не каким-то второстепенным делом, а самим условием действительно церковной, православной проповеди и душепопечения. Соответственно, пренебрежение богословием и, равным образом, богословским образованием пастырей и мирян означает пренебрежение как делом строительства Церкви, так и православной миссией в современном мире. Был также поставлен вопрос о характере православного богословия, в частности о том, как оно соотносится с вероучением, догматическим Преданием Церкви. При этом утверждалось, что нельзя ни противопоставлять вероучение и богословие, ни отождествлять их. Богословие должно стремиться к выражению Веры и благодатного опыта Церкви, к осмыслению врученного Ей Божественного Откровения. Следует различать, с одной стороны, богословие как процесс и метод поиска наилучшего выражения церковного вероучения и, с другой стороны, богословие как результат богословских поисков, то есть понятийно и систематически оформленное вероучение Церкви, Церковью принятое и опознанное как подлинное выражение Истины, то есть догмат. Одним из частных результатов дискуссии о природе и характере богословия стал вывод о необходимости исследований в сфере богословской методологии в особенности в сравнении ее с методологией науки. Говорилось также о необходимости четкого разграничения задач и методов науки и богословия, о необходимости богословского осмысления методов и пределов фундаментальных наук, претендующих на обладание «объективным» знанием о мире. В связи с той же темой природы и характера богословского исследования говорилось о ключевой для богословия, как и всего научного и философского развития в XX веке, проблеме языка. Но дело здесь не только в том, что эта проблематика доминирует в современной науке и философии. Задача богословия заключается в том, чтобы сделать упование и веру Церкви внятной как церковным людям, так и внецерковному миру, в котором сегодня живут христиане.

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

Сегодня Церковь призвана продолжать богословское дело Святых Отцов, отвечая на многочисленные вызовы того исторического периода, в который мы живем. Верность Святым Отцам есть, прежде всего, верность самому их делу, то есть богословию, верность их методу». (Доклад Председателя Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси на Юбилейном Архиерейском Соборе). Церковь сегодня призывается Богом и происходящими историческими событиями, которые также являются Божьими призывами, деятельно заботиться о будущем. Необходимо торопиться, не жалеть сил, стараний, трудов и материальных средств, чтобы лучше организовать катехизацию и воспитывать тех, кто будет соответствующим образом проводить ее. Чем больше Церковь уделяет внимание катехизации, тем больше она обнаруживает, как катехизация укрепляет внутреннюю жизнь церковных общин и внешнюю деятельность миссионеров. Главный практический вопрос наших дней: куда входит человек в крещении и куда мы воцерковляем людей? Что нам делать с подавляющим большинством номинальных православных христиан, принадлежащих Церкви только в силу своего крещения? Продолжаем ли мы принимать людей в Церковь как в эфемерную и идеалистичную реальность или мы вводим людей в зримо явленную Церковь — в христианскую общину, собранную вокруг Евхаристии? 1.2. Обоснование катехизации. « Кто будет веровать и креститься, спасен будет » (Мк. 16. 16). « Как веровать в Того, о Ком не слыхали? » (Рим. 10. 14). Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал  всем  делателям на Его ниве: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19). Эти слова Спасителя являются незыблемым основанием и руководством для миссии и катехизации в Церкви. Начало Церкви — события Пятидесятницы. Эти же события послужили началом апостольской проповеди (Деян. 2. 1-36), сутью которой стало как провозглашение Благой Вести об Иисусе Христе, так и поучение перед Крещением (Деян. 2. 38-40). Без евангельского свидетельства, как без молитвы и Таинств, невозможна жизнь Церкви.

http://pravmir.ru/katexizaciya-v-russkoj...

Серьезной проблемой является сегодня и недостаток общей духовно-богословской подготовки мирян и священства. Действительно, в Церковь сегодня приходят хорошо светски образованные люди, причем не только в крупных центрах – во многих епархиях появились миряне, интересующиеся богословием. Но у этого явления есть и теневая сторона. Зачастую некоторые из таких неофитов, не обладая практически никаким духовным опытом, едва прочтя катехизис и несколько популярных брошюр, обнаруживают в себе богословское дарование и тотчас же бросаются в полемику в церковной и околоцерковной прессе, выступают с обличениями и обвинениями. Некоторые из них желают провести немедленные и радикальные «либеральные» реформы, другие, в одночасье ставшие «консерваторами» и «ревнителями», начинают судить Церковь и ее иерархию за якобы отступничество, во всем видят «предательство», ереси и т. д. Буквально на пустом месте раздуваются проблемы. Серьезнейшие богословские вопросы, требующие ответственного изучения и профессиональной дискуссии, односторонне преподносятся в изданиях для нецерковной публики, которая призывается в качестве судьи в таких областях, о которых даже Святые отцы не всегда считали возможным давать однозначных суждений. Эта ситуация вносит смуту и смущение в среду церковного народа, и содержит в себе серьезную потенциальную опасность для мира церковного. И все это в конечном итоге – следствие низкой богословской культуры. Как правило, в качестве объяснения плачевного состояния богословской науки приводится, - заметим, вполне справедливо, - довод о тяжелом финансовом положении Церкви. И все-таки даже в нынешних сложных условиях вопрос финансирования определяется расстановкой приоритетов. Нам следует помнить, что богословская наука – не роскошь, а важнейшее условие полноценного существования церковного организма. Весьма печально также и то, что в государствах СНГ - странах великой академической науки и культуры - богословская наука пока не соответствует общему научному и культурному уровню. Ссылки на то, что богословие – это прежде всего духовная реальность, а не академическая наука – здесь не вполне уместны. Великие отцы Церкви, в высочайшем духовном уровне и святости которых никто не сомневается, по большей части были ученейшими людьми своего времени, если же брать примеры более близкие, то русское православное богословие XIX в., при верности духовным традициям святоотеческого богословия, никоим образом не чуждалось использовать достижения тогдашней науки. Многие богословы того времени были признаны и уважаемы в академической среде.

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

Вряд ли стоит много говорить о важности таких встреч — с философами, учеными-гуманитариями, деятелями культуры и искусства. Богословие сегодня призвано выполнять очень важную миссионерскую задачу: раскрывать богатство религиозной, церковной мысли миру светской культуры и науки. И подобные усилия часто находят живой отклик. Скажу по своему опыту: среди тех людей, с которыми мы общаемся в ходе подобных встреч, все больше православных верующих, нуждающихся в осмыслении и углублении своей веры и духовного опыта. В связи с общей темой настоящего заседания предлагаю включить в итоговый документ нашей рабочей группы пункт, в котором была бы подчеркнута необходимость развития диалога Церкви с наукой и культурой как одного из важнейших направлений православного свидетельства в современном мире. В такой диалог следует вовлекать новых участников — заинтересованных представителей как гуманитарных, так и естественных наук, деятелей культуры, искусства и образования. Со своей стороны Богословская комиссия намерена расширять круг партнеров по такому диалогу, включив в него различные академические институты и высшие учебные заведения. В процессе реализации находится еще один проект, осуществляемый Богословской комиссией совместно с Культурным центром «Духовная библиотека» в Москве. Это научно-издательский проект, получивший название «Христианское богословие. XX век». Его цель – перевод и публикация серии трудов христианских ученых и богословов, которые значимы как с точки зрения вклада в современную христианскую мысль, так и с точки зрения той пользы, которые они могут принести нашему богословию и прежде всего богословскому образованию. Пока вышла — в прошлом году — только одна книга серии: первый том фундаментального 5-томного исследования американского православного ученого Ярослава Пеликана под названием «Христианская традиция. История развития вероучения». Этот том озаглавлен «Возникновение кафолической традиции (100-600)» . В печати второй том, целиком посвященный восточно-христианской традиции: «Дух восточного христианства» (600-1700)

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Кроме того, одну из особых задач при подготовке будущей конференции мы видим в том, чтобы обеспечить максимально полное представительство Поместных Православных Церквей. Богословие и церковная наука — это одна из тех сфер, сотрудничество в которых может и должно служить всеправославному единству и осуществлению общей православной миссии в современном мире. В межсоборный период Синодальная Богословская комиссия продолжала поддерживать и развивать международные контакты, а также сотрудничество с представителями светской науки и культуры. В конце 2004 г. состоялся, с моим участием, интересный симпозиум на тему «Православное богословие и Запад в XX веке». Он был организован Комиссией совместно с Фондом «Христианская Россия» и посвящен вкладу в богословие русской пореволюционной церковной эмиграции. Материалы конференции изданы В 2005 г. в Москве состоялась Международная богословско-философская конференция «Проблема зла». Она продолжила те встречи, которые с 2001 г. проводились Богословской комиссией совместно с Международным обществом христианских философов. В этой дискуссии на границах богословия и современной философии участвовали и представители Института философии Российской Академии наук, с которым Комиссия сотрудничает не один год. В рамках Рождественских образовательных чтений мы регулярно проводим совместные семинары. В отчетный период эта традиция была продолжена. В Институте философии РАН состоялись следующие семинары: • «Наука и богословие: от конфронтации к диалогу?» (22 февраля 2005 г.); • «Наука и религия» (1 февраля 2006 г.); • «Проблема человеческой свободы в философском и богословском дискурсах» (29 января 2008 г.). Развивая сотрудничество со светской гуманитарной наукой, один из таких семинаров мы провели, в ходе подготовки к последней конференции, на философском факультете Московского государственного университета: • «Тема Таинств в религиозно-философской мысли» (МГУ, 30 января 2007 г.). Хотел бы отметить еще одну полезную встречу, которая была названа «Люди Церкви и люди культуры: путь навстречу», которая состоялась 16 февраля 2007 г. в московском Доме ученых. Это была неформальная беседа священнослужителей и богословов с представителями различных областей мира культуры — литературы, кино, телевидения, журналистики, музейного, библиотечного, издательского дела и образования. Обсуждались вопросы соотношения Церкви и культуры, сферы их взаимопроникновения и отталкивания, в том числе и в сознании отдельного человека, профессионально вовлеченного в культурную деятельность.

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ, Патриарший Экзарх всея Беларуси Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! В минувшем году исполнилось 10 лет со времени учреждения Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви . Как ее Председатель в своем выступлении я представлю отчет о работе Комиссии в межсоборный период, а также соображения относительно перспектив и планов деятельности Комиссии в соответствии с ее целями и задачами. Согласно Положению о Комиссии , в ее задачи входит (1) выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера, (2) богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви, а также (3) координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами. 1 В соответствии с первой задачей в отчетный период по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода проводились заседания Комиссии в различном составе. (Сведения о заседаниях Комиссии приводятся в хронологическом порядке.) 19-20 февраля 2001 г. в стенах Московской Духовной Академии состоялся расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших в связи с введением в Российской Федерации новой системы учета налогоплательщиков. В работе пленума приняли участие архиереи, представляющие Православные Церкви четырех стран – России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместники и духовники ставропигиальных монастырей (наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий), профессоры духовных академий, а также представители государственных органов, консультанты и эксперты. В ходе работы имел место взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов Российской Федерации – Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам РФ.

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии 7 червня 2008 р. 08:50 Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! В минувшем году исполнилось 10 лет со времени учреждения Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви Как ее Председатель в своем выступлении я представлю отчет о работе Комиссии в межсоборный период, а также соображения относительно перспектив и планов деятельности Комиссии в соответствии с ее целями и задачами. Согласно Положению о Комиссии в ее задачи входит: (1) выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера, (2) богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви, а также (3) координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами.   1 В соответствии с первой задачей в отчетный период по поручению Святейшего Патриарха и Священного Синода проводились заседания Комиссии в различном составе. (Сведения о заседаниях Комиссии приводятся в хронологическом порядке). 19-20 февраля 2001 г. в стенах Московской Духовной Академии состоялся расширенный пленум Синодальной Богословской комиссии, посвященный анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших в связи с введением в Российской Федерации новой системы учета налогоплательщиков. В работе пленума приняли участие архиереи, представляющие Православные Церкви четырех стран — России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместники и духовники ставропигиальных монастырей (наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феогност, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря архимандрит Панкратий, наместник Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандрит Венедикт, духовник Оптиной Пустыни схиигумен Илий), профессоры духовных академий, а также представители государственных органов, консультанты и эксперты. В ходе работы имел место взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов Российской Федерации — Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам РФ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762752...

Доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:30 Доклад председателя Синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего экзарха всея Беларуси, на Архиерейском Соборе 1997 года. Ваше Святейшество, собратья-архипастыри, освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! Согласно Определению Священного Синода от 17 февраля 1997 года мне надлежит доложить настоящему Архиерейскому Собору о работе Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период и о рассматривавшихся на ее заседаниях вопросах. За прошедший период дважды собирался Пленум Комиссии 8-10 февраля 1996 года и 6-7 февраля 1997 года, а также состоялось восемь рабочих встреч Президиума Комиссии. В нашей работе принимали участие эксперты и консультанты, представившие вниманию членов Синодальной комиссии самую разнообразную палитру мнений по обсуждавшимся вопросам. 17 июля 1995 года, во исполнение Определения Архиерейского Собора, Священный Синод образовал специальную Рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». Ее члены приняли участие как в заседании Президиума Комиссии 25 декабря 1996 года, так и в работе последнего Пленума. Каждый раз результаты богословских исследований в рамках Комиссии становились предметом обсуждения на заседаниях Священного Синода и во многом повлияли на выработку официальной позиции Русской Церкви. Во исполнение определений и указаний Архиерейского Собора от 29 ноября — 4 декабря 1994 года. Синодальная Богословская Комиссия обсудила вопросы, «относящиеся к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», и вопросы, «относящиеся к предложениям Церквам Смешанной Комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными Православными Церквами». Основные оценки и выводы, сделанные при обсуждении указанных тем, представляются теперь вниманию членов Архиерейского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/5829544.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной богословской комиссии Ваше Святейшество, Собратья-Архипастыри, Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви! В соответствии с определением Священного Синода от 19 июля с. г., мне предстоит сегодня сделать сообщение о деятельности Синодальной Богословской комиссии в межсоборный период. Согласно недавно принятому Священным Синодом положению о Богословской комиссии, она является постоянным рабочим консультативно-аналитическим органом Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам вероучительного и богословского характера. Кроме того, в сферу ее ответственности входит теперь координация научно-богословской деятельности в Русской Православной Церкви. В составе комиссии – авторитетные богословы из числа епископата, клириков, монашествующих и мирян – это председатели, сотрудники Синодальных отделов, ректоры, профессоры и преподаватели ведущих духовных школ. Основной формой работы комиссии являются пленарные заседания комиссии, созываемые, по традиции, ежегодно, а также заседания ее рабочего Президиума. Заседаниям комиссии предшествует предварительная работа ее членов и секретариата по подготовке и изучению проблем, выносимых на повестку дня встреч. Задачи комиссии решаются также в рамках специально создаваемых рабочих групп или иных проектов. За отчетный период состоялось три пленума Богословской Комиссии: IV – 3 февраля 1998 г., V – 9-10 марта 1999 г., VI – 27-28 июня 2000 г. Девять раз созывался рабочий Президиум Комиссии. На этих заседаниях рассматривались актуальные богословские вопросы, поставленные перед ней Архиерейскими Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. О результатах работы комиссии регулярно докладывалось на Священном Синоде, сообщалось в официальной церковной прессе.

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010