СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944); от Костромской епархии: протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого ФИЛАРЕТА, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды» о составе редакционной коллегии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды» в следующем составе: 1. Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Синодальной Богословской комиссии, председатель редакционной коллегии; 2. Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, ректор Кишиневской духовной академии; 3. Архиепископ Верейский Евгений, Председатель Учебного комитета, ректор Московских духовных академии и семинарии; 4. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, Председатель Миссиоенерского отдела, ректор Белгородской духовной семинарии; 5. Епископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии; 6. Епископ Керченский Иларион, викарий Сурожской епархии; 7. Архимандрит Иоанн (Экономцев), ректор Российского православного университета Иоанна Богослова; 8. Архимандрит Леонид (Филь), ректор Минской духовной академии; 9. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского богословского института.; 10. Протоиерей Николай Забуга, ректор Киевской духовной академии; 11. Протоиерей Владимир Силовьев, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, главный редактор издательства Московской Патриархии; 12. Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС МП; 13. Протоиерей Василий Стоиков, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; 14. Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии; 15. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), доцент Санкт-Петербургской духовной академии; 16. Протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора издательства Московской Патриархии; 17. Протоиерей Максим Козлов, доцент Московской духовной академии; 18. Иерей Леонид Грилихес, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института и Московской духовной академии; 19. Иерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной богословской комиссии, преподаватель Московской духовной академии;

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

3. Благодарить митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия, клир и мирян Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата за хорошую организацию визита и теплый прием. 4. Поддержать позицию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на переговорах с руководителями эстонского государства о справедливом урегулировании имущественных проблем Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. 5. Выразить надежду, что церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии проявит готовность следовать соглашению по эстонскому вопросу, которое было выработано на переговорах официальных делегаций Константинопольского и Московского Патриархатов 22 апреля 1996 года в Цюрихе и 19 февраля 2001 года в Берлине, утверждено Священными Синодами обоих Патриархатов и предусматривает окончательное урегулирование имущественных разногласий, а также восстановление канонических взаимоотношений православных юрисдикций Эстонии, включая возможность литургического сослужения и сотрудничества в области православного свидетельства, образования, социальной и иной диаконической деятельности.   ЖУРНАЛ 49 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о визите в Белорусскую Православную Церковь Его Блаженства, Блаженнейшего Николая, Митрополита Чешских земель и Словакии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить глубокое удовлетворение по поводу визита Его Блаженства, Блаженнейшего Николая, Митрополита Чешских земель и Словакии в Белорусскую Православную Церковь и избрания его Почетным членом Минских Духовных академии и семинарии. 3. Признать состоявшийся визит существенным вкладом в развитие отношение между двумя Поместными Православными Церквами.   ЖУРНАЛ 50 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о порядке канонизации святых Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Материалы, подготовленные Украинской Православной Церковью к канонизации подвижников веры и благочестия, направляются Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, который, по изучении их, дает благословение на канонизацию местночтимых святых Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4847057...

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

По окончании акта состоялся праздничный концерт. В связи с десятилетием избрания на Киевскую кафедру, а также 40-священнического и архиерейского служения Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру поступили поздравления от Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего Патриарха Александрийского и всея Африки Петра, Святейшего Патриарха Сербского Павла, Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста, Святейшего Патриарха Болгарского Максима, Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы, Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Феодосия. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Возблагодарить Господа, даровавшего архипастырям, пастырям, монашествующим и чадам Украинской Православной Церкви спасительную благодать для неколеблемого стояния в истине, сохранения чистоты православной веры и канонического церковного строя. 2). Поздравить Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира с десятилетием служения в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви, особо отметив его выдающуюся роль в деле защиты Святого Православия, сохранения богозаповеданного церковного единства и противостояния расколу. 3). Вознести молитвы о Блаженнейшем митрополите Киевском и всея Украины Владимире и его богоспасаемой пастве да дарует Господь Украинской Православной Церкви мир, благоденствие и процветание. 4). Призвать уклонившихся в раскол к возвращению в спасительную церковную ограду и воссоединению с Матерью-Церковью, которая по примеру своего Божественного Основателя терпеливо ожидает заблудших чад. СЛУШАЛИ: Доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира об учреждении новых католических епархий на территории Украины. ПОСТАНОВИЛИ: Принять Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с учреждением новых католических епархий на Украине. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах семинара " Отношения Русской Православной Церкви и властей в России в 20-е 30-е годы " (Москва, ОВЦС МП, 27.05.2002).

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

С докладами выступили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архимандрит Феогност, архимандрит Панкратий (Жердев), архимандрит Тихон (Шевкунов), игумен Андроник (Трубачев), архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), проректор МДА М.С. Иванов, профессор МДА А.И. Осипов, профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, редактор издательства «Даниловский благовестник» Алла Добросоцких, Константин Гордеев и другие. Расширенный пленум Синодальной Богословской рассмотрел вопросы, связанные с новыми формами и механизмами налогового учета граждан с различных точек зрения – богословской, духовно-нравственной, пастырской и церковно-практической. Прозвучали разные мнения, но в центре внимания всех выступавших была озабоченность разысканием истины и сохранением церковного единства. При обсуждении этого вопроса мы прежде всего стремились «сохранить единства духа в союзе мира» (Еф 4:3). В этом отношении весьма важным стало обращенное к собранию живое слово – архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина). Благодаря усилиям архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника московского Сретенского монастыря, участники собрания смогли ознакомиться с видеозаписью обращения о. Иоанна, в котором он, отвечая на вопрос, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, в частности, сказал: «Дорогие мои, как мы поддались панике – потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения».

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

Священный Синод постановил продолжить работу по привлечению епархий Русской Православной Церкви к участию в указанном церковно-государственном форуме, поблагодарил организаторов выставки и V Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу», а также признал полезным проведение в 2011 году VI Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Священный Синод подчеркнул значимость выступления Святейшего Патриарха Кирилла на IV Ассамблее русского мира для сохранения духовного и культурного единства братских народов и выразил пожелание и дальше сотрудничать Русской Православной Церкви с государственными и общественными организациями русского мира по духовной поддержке верующих чад Русской Православной Церкви, проживающих за пределами канонической территории Московского Патриархата. Также был заслушан доклад Преосвященного Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной библейско-богословской комиссии, о результатах VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи». Члены Священного Синода одобрили работу VI Meждyhapoдhoй богословской конференции, отметили полезность приглашения для участия в богословских форумах православных богословов из других Поместных Церквей и призвали развивать межправославные связи в сфере церковной науки и богословия. Священный Синод заслушал рапорт Преосвященного архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Синодального миссионерского отдела, о прошедшем с 16 по 18 ноября 2010 года в Москве IV Bceцepkobhoм съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. Члены Синода выразили благодарность Преосвященному архиепископу Иоанну и сотрудникам Миссионерского отдела и постановили направить итоговый документ съезда и «Обращение к православному миссионеру» в Межсоборное присутствие для выработки конкретных рекомендаций. Члены Священного Синода выслушали рапорт В.Р. Легойды, председателя Синодального информационного отдела, о проходившем с 11 по 13 октября 2010 года в Москве IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово». Священный Синод выразил благодарность оргкомитету фестиваля и одобрил практику проведения фестиваля православных СМИ «Вера и слово» для формирования единого информационного пространства Русской Православной Церкви. Также Священный Синод признал важным развитие взаимоотношений церковных и православных СМИ со светским журналистским сообществом посредством организации специализированных мероприятий православных СМИ и счел полезным регулярное проведение программ повышения квалификации сотрудников епархиальных средств массовой информации, а также епархиальных информационных отделов и пресс-служб.

http://e-vestnik.ru/church/447_sostoyalo...

В своем докладе я доложу лишь важнейшие богословские выводы и рекомендации, имеющие принципиальное значение в связи с судьбоносным характером Собора. К такому представлению деятельности Богословской комиссии побуждает меня и программное выступление Его Святейшества, в котором видение настоящего Собора сформулировано совершенно недвусмысленно: Собор не должен стать формальным отчетным мероприятием, на нем должны быть подведены итоги десятилетия, обсуждены возникшие проблемы и намечены ориентиры жизни и служения Церкви в наступающем веке. I. РОЛЬ ПРЕДАНИЯ ЦЕРКВИ НА РУБЕЖЕ ЭПОХ Одним из важнейших результатов работы Богословской комиссии за прошедший период стал вывод о том, что большинство проблем, возникающих сегодня в жизни и служении Православной Церкви, имеют богословский характер. Отсюда следовала важная рекомендация, сформулированная на V пленуме Комиссии: назрела необходимость дать целостное видение жизни Церкви и ее служения на данном историческом этапе. Такое видение, являясь богословским и систематическим в своей основе, должно основываться на безусловной преданности церковной традиции, на верности благодатному историческому опыту, накопленному в Церкви. Этот пафос строжайшей верности Преданию, церковной традиции, Православию относится к самой сути Церкви, является залогом ее верности врученному ей Божественному Откровению. Верность Преданию есть не просто верность древности, но живая связь с полнотою церковной жизни, которая сохраняется в непрерывности епископского служения. Предание Церкви есть непрерывное присутствие в Церкви Духа Святого, непрерывное Божие водительство и просвещение. «Согласие с прошлым» является следствием единства духоносного опыта на всем протяжении церковной истории. Святитель Московский Филарет говорит, что истинное и святое Предание — не только видимая и словесная передача учений, правил, постановлений, обрядов, но также и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения Сегодня совершенно уместным является вопрос: вполне ли соответствует наша современная церковная жизнь Преданию Церкви, духовной сути, неизменной норме, которая была установлена Христом? Жизнь показала, что в последнее время в области веры и благочестия у нас стало появляться много самочиния, подчас чуждого Преданию. Зачастую то, что выдается за «православную духовность», «учение святых отцов», «традиционализм», на деле есть порождение чуждых Преданию суеверий, недостаточной церковности или неофитской гордыни.

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

ЖУРНАЛ 82 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия об утверждении монахини Афанасии (Грошевой), благочинной Пюхтицкого Успенского женского ставропигиального монастыря, в должности настоятельницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Москвы. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Афанасию (Грошеву), благочинную Пюхтицкого Успенского женского ставропигиального монастыря, в должности настоятельницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря города Москвы с возложением наперсного креста по должности. ЖУРНАЛ 83 СЛУШАЛИ: 1. Рапорт Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об освобождении монахини Михаилы (Орешко) от должности настоятельницы Введенско-Оятского женского монастыря Лодейнопольского района Ленинградской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Михаилу (Орешко) от должности настоятельницы Введенско-Оятского женского монастыря Лодейнопольского района Ленинградской области. СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Никольского мужского монастыря в г. Старая Ладога Ленинградской области и о назначении настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Никольского мужского монастыря в г. Старая Ладога Ленинградской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2) Утвердить игумена Варфоломея (Чупова) настоятелем Никольского мужского монастыря г. Старая Ладога Ленинградской области. ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах семинара «Богословские, этические, пастырские аспекты участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД», проведенного совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата 24.12.2002. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты семинара «Богословские, этические, пастырские аспекты участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИД».

http://mospat.ru/archive/86343-zhurnaly-...

Именно поэтому столь возрастает сегодня значение богословия, то есть богословского изучения и изъяснения Предания. Совершенно неверно представление о богословии как об оторванной от жизни схоластике. Истинное богословие в корне своем сродни молитве, разговору с Богом, оно является сердцем духовной жизни христианина. Как писал Евагрий-монах, «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, и если ты истинно молишься, ты богослов». Это – истина, проверенная опытом аскетической святости. Между человеком, созданным по образу Божию, и Богом возможно общение, Бог призывает человека к общению, в нем – вечное призвание и цель человека. Церковному богословию сегодня принадлежит решающее слово в изъяснении Предания народу Божию. Но Предание не может быть оторванным от исторического опыта. В силу своего божественного характера Церковь является «Столпом и утверждением Истины», которого не могут одолеть врата ада. В силу же человеческой природы ее членов, никогда не застрахованной от падения и греха, даже после столетий признания христиане могут вновь оказаться в мире сем гонимым и презираемым «малым стадом». Церковь ведома и исполняема Духом Святым, основание ее бытия – во Христе. В Нем, в Его смиренном историческом облике, Его Кресте и Воскресении, разгадка тайны и ее исторического бытия. Именно поэтому столь важным для сегодняшней жизни Церкви является богословский анализ Великого Юбилея Рождества по плоти Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Именно в свете двухтысячелетия вхождения Бога в историю должно исследовать судьбы Церкви за прошедшие две тысячи лет, смысл трагического XX века и значение последнего десятилетия, завершающего век. Богословская комиссия поставила задачу критического анализа истории Русской Православной Церкви ушедшего столетия, задачу извлечения уроков и формулирования выводов из причин и смысла трагедии XX века. Причем это исследование должно производиться в контексте всей христианской истории, и, в частности, тысячелетия христианской истории Руси. Это не отвлеченное академическое занятие, а дело большой практической важности, поскольку на основе оценки нашей церковной истории, в том числе и новейшей, на основе соотнесения ее с нормой Предания, должны осмысливаться нынешний момент, а также приниматься решения и строиться церковная жизнь в будущем. В частности, серьезной задачей является и решение вопроса о том, что мы смогли достичь и что нам не удалось за десятилетие «духовного возрождения».

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010