Работа конференции проходила в семи секциях: «Библейское богословие и библеистика», «Патрология и богословие», «Церковная история и церковные каноны», «Литургическое богословие и духовная жизнь», «Отношения с инославием, миссия», «Церковь и мир, актуальные проблемы современности», «Проблемы богословского образования и организации богословской науки», в которых было заслушано двадцать два доклада. Материалы конференции изданы и представлены вниманию участников настоящего Собора. Главным результатом конференции стало подтверждение и дальнейшее развитие тезиса о том, что в основе серьезного и продуманного подхода к церковному строительству должно лежать богословское осмысление существующих проблем в отдельности и всей ситуации в Церкви в целом. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо решение двух взаимосвязаннных задач: во-первых, необходимо существенно повысить роль и значение богословия в жизни Церкви на всех уровнях ее бытия и служения, и, во-вторых, в Русской Православной Церкви должна более интенсивно развиваться современная система научно-богословской работы. Оценка состояния богословской науки Православное богословие в России, переживавшее расцвет в XIX — начале XX века, после 1917 г. прекратило свое развитие. То, что с помощью Божией удалось восстановить после Великой отечественной войны 1941-45 гг., было лишь слабым подобием дореволюционной школы. У Церкви, перенесшей исторически невиданные гонения, не было ни сил, ни средств, ни кадров для восстановления богословской школы на прежнем уровне. Был достигнут определенный успех в деле восстановления духовного образования, но ведь богословское образование, и это важно подчеркнуть, — еще не богословская наука. Безусловно, за прошедшие десять лет сделано очень многое: увеличилось число духовных учебных заведений, стали открываться богословские институты и факультеты, издается духовная, богословская и церковно-историческая литература, выпускники и студенты духовных школ направляются для обучения за рубеж, проходят богословские семинары и конференции. И все же, как представляется, поводов для беспокойства у нас больше, чем для самоуспокоения. Мы все еще очень мало продвинулись в направлении воссоздания в нашей Церкви научно-богословской школы и традиций академической научно-богословской работы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

II. БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ К величайшему сожалению следует признать, что возможности нашего церковного богословия не соответствуют сегодня значению и сложности проблем, стоящих перед Русской Православной Церковью. Поэтому самой актуальной задачей оказывается совершенствование богословской науки в Русской Православной Церкви. В связи с этим Священным Синодом было принято решение о проведении Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» с целью дать анализ состоянию и перспективам развития современного православного богословия. Это решение обосновывается еще и тем, что соборная природа Церкви и кафолический характер утверждаемых Церковью истин требуют общецерковного богословского осмысления и дискуссий. С этой целью Священным Синодом было принято решение и о регулярном проведении богословских конференций Русской Православной Церкви. Перед данной конференцией стояла двоякая задача: во-первых, проанализировать состояние самого православного богословия, и, исходя из него, наметить рекомендации по его развитию и совершенствованию, и, во-вторых, обозначить актуальные проблемы, требующие богословского ответа. С учетом задач, поставленных перед конференцией, было решено, что она должна иметь рабочий характер, значительное время ее трудов должно быть уделено открытой дискуссии и обмену мнениями. Конференция состоялась 7-9 февраля 2000 г. в конференц-зале г/к «Даниловский». Конференцию открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обратившийся к участникам конференции с приветственным словом. В форуме приняли участие около 140 человек – архиереи Русской Православной Церкви, руководители и сотрудники синодальных учреждений Русской Православной Церкви, ректоры, профессоры и преподаватели Духовных школ, ведущие богословы Русской Православной Церкви. Вниманию участников конференции были представлены одиннадцать пленарных докладов: митрополита Минского Филарета «Оценка состояния и перспектив развития современного православного богословия», архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Библеистика в Русской Православной Церкви в XX в.», профессора А.А.Алексеева (СПбДА) «Вопросы текстологии и перевода Священного Писания», протоиерея Валентина Асмуса (МДА) «Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь», игумена Илариона (Алфеева) (ОВЦС) «Святоотеческое наследие и современность», протоиерея Владислава Цыпина (МДА) «Каноны и церковная жизнь», протоиерея Василия Стойкова (СПбДА) «Литургическое богословие», протоиерея Бориса Пивоварова (Новосибирск) «Божественная Евхаристия как основа духовной жизни и залог спасения», профессора А.И. Осипова, (МДА) «Основы духовной жизни в Православии», Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС МП «Норма веры как норма жизни», Архиепископа Верейского Евгения «Актуальные проблемы богословского образования».

http://sedmitza.ru/lib/text/429358/

Готовясь к следующей конференции — о церковных Таинствах, мы ставили перед собой две задачи: вовлечь в работу максимальное число участников из духовно-образовательных учреждений нашей Церкви и в то же время повысить научно-академический уровень докладов и дискуссии. Выполняя первую задачу, мы провели в течение 2007 года в различных учебных заведениях семь тематических семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Этот подготовительный этап стал как бы «первой частью» самой конференции. В общей сложности в нем приняли участие три духовные академии, девять семинарий и два богословских института нашей Церкви. В работу семинаров были вовлечены преподаватели и студенты духовных школ. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить ректоров Московской, Санкт-Петербургской и Минской Академий, Нижегородской и Тобольской семинарий, а также Свято-Тихоновского православного университета за обеспечение работы подготовительных семинаров. Избранные материалы семинаров в региональных духовных школах были изданы к началу конференции в Москве. Что касается второй задачи, то ее удалось выполнить благодаря тому отклику, который мы получили со стороны ведущих ученых — специалистов в тех областях науки, которые имеют прямое отношение к теме церковных Таинств. 39 участников из 15 стран представляли на конференции в Москве крупнейшие научные центры мира. Участвовали и отечественные ученые — представители светской академической науки. Таинства Церкви были рассмотрены в различных аспектах: догматическом, библейском, святоотеческом, литургическом и каноническом. Многие участники отмечали, что на конференции царила атмосфера серьезной, заинтересованной академической дискуссии. Отрадно было видеть среди докладчиков немалое число наших молодых богословов и исследователей, которые сформировались как специалисты буквально в последние годы. Это надежда нашего церковного богословия! И нам необходимо всячески поддерживать их научный рост, добиваться соответствия нашего богословия высоким стандартам, что было характерно для старой русской церковной науки. При сохранении, конечно, верности церковной Истине, содержащейся в Православном Предании.

http://sedmitza.ru/lib/text/429991/

Следующий доклад прочитал Секретарь Ученого совета доцент протоиерей Кирилл Копейкин. Тема доклада: «Евхаристия и материя». Докладчик подчеркнул несоответствие между представлениями о материи в новоевропейской науке XVII–XIX вв. и современными. Завершающим был доклад протоиерея Игоря Мазура «Церковно-практические аспекты таинства Евхаристии». По завершении конференции состоялась плодотворная дискуссия между участниками конференции, а также работа над итоговым документом. «Мы постарались как можно серьезнее отнестись к проведению этой конференции, которую воспринимаем как послушание, данное нам Святейшим Патриархом, — сказал владыка ректор. Было проведено несколько заседаний рабочей группы по подготовке конференции, в одном из которых приняли участие отец Владимир Шмалий и отец Михаил Желтов. Много труда потребовала подготовка проекта итогового документа. И мы видим, что конференции привлекла большое внимание не только наших преподавателей и студентов, но и представителей других ВУЗов». Слово благодарности произнес Проректор по научной работе Московской Духовной Академии священник Владимир Шмалий: «Прежде всего, позвольте мне, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко Константин, поблагодарить Вас и всю профессорско-преподавательскую корпорацию от лица Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Доклады, которые мы сегодня услышали, были составлены на очень высоком академическом уровне. Профессора и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии еще раз явили свою замечательную научную эрудицию. Огромное спасибо лично Вам, дорогой Владыко за тот большой труд и прекрасную организацию, которые сделали возможным проведение нынешней конференции. Спасибо и Вашим преподавателям, которые при колоссальной занятости, тем не менее, смогли подготовить такие доклады.  Конференция явилась очень важным шагом в подготовке Международной научно-богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах». Как сегодняшняя конференция, так и будущая Международная, должны существенно отличаться от предшествующих. Должен быть выработан доктринальный итоговый документ. Обычно все заканчивается изданием сборника материалов конференции, но сейчас необходимо представить в качестве результатов рекомендации для последующего их рассмотрения Богословской комиссией и передачи в Священный Синод. Важно, что семинар по Евхаристии прошел именно в Санкт-Петербургской Духовной Академии, в этом «втором легком» Русской академической науки. Мы с глубоким удовлетворением услышали сегодня спокойный голос прославленной Духовной школы, свидетельствующей, что святоотеческая традиция Православия не только сохраняется здесь, но живет и укрепляется. Еще раз большая благодарность всем организаторам и участникам конференции».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204707...

Затем с Первосвятителъским словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Святейший Патриарх Алексий, С.В. Кириенко, В.П. Шанцев, В.Е. Булавинов и другие участники торжественной церемонии возложили цветы к памятнику Минину и Пожарскому. Цветы от различных городов России также были возложены участниками культурно-патриотической акции «Алтарь Отечества». От лица всех народов, населяющих многонациональную Россию, к памятнику была возложена «Гирлянда памяти и славы». В тот же день Предстоятель Русской Церкви осмотрел экспозицию одной из старейших отечественных торговых выставок и принял участие в приеме, устроенном губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым. По окончании приема Святейший Патриарх Алексий и сопровождавшие его лица отбыли в Москву. Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия Слушали: Доклад Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о положении дел в Бобруйской епархии. По обсуждении материалов, поступивших в адрес Экзарха и всех правящих архиереев Белорусской Православной Церкви, Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви», 14-17 ноября 2005 года. Постановили: ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Алексия Имели суждение: О ситуации, сложившейся в отношениях с Церковью Швеции, в связи с принятием ею решения о благословении так называемых «однополых союзов». Постановили: Приостановить отношения с Лютеранской Церковью Швеции и сделать заявление, текст которого прилагается. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением, принятым 27 октября 2005 года Ассамблеей Церкви Швеции, учредить официальный обряд благословения однополых пар.

http://mospat.ru/archive/86332-zhurnaly-...

4. Считать целесообразным проведение Синодальной богословской комиссией исследований и семинаров о роли и служении мирян в Церкви в свете православной экклезиологии. 5. Провести очередную богословскую конференцию Русской Православной Церкви 14-17 ноября 2005 года на тему «Эсхатологическое учение Церкви». СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о состоявшихся заседаниях Синода Белорусской Православной Церкви от 21-го июля 2003 года и от 21 октября 2003 года (Журнал 80-81). ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).   ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о Спасо-Влахернском женском монастыре села Деденево Дмитровского района Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Освободить монахиню Софию (Колосову) от занимаемой должности настоятельницы Спасо-Влахернского женского монастыря села Деденево Дмитровского района Московской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4891812...

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о захвате на территории Ингушетии священнослужителей Ставропольской епархии протоиерея Петра Макарова и протоиерея Петра Сухоносова. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к властям Российской Федерации, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, исламским лидерам России и стран СНГ в связи с варварским захватом священнослужителей и негативными последствиями, которые этот преступный акт имеет для положения на Северном Кавказе, межнациональных и межрелигиозных отношений. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении в Союзной Республике Югославия в связи с бомбардировками НАТО. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить заявление и воззвание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также соответствующие заявления Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета. 2. Выразить согласие с переносом на более позднее время очередного тура переговоров между Московским Патриархатом и Римо-Католической Церковью, которые не состоялись в Риме в связи с бомбардировками Югославии с территории Италии. 3. Обратиться с Синодальным воззванием к сербскому народу, общественности стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, и к мировому сообществу. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о ходе и результатах V пленума Синодальной Богословской комиссии, состоявшегося в Московской Духовной академии 9-10 марта 1999 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты V пленума Синодальной Богословской комиссии, особо отметив актуальность и значимость его темы — «Православное богословие на рубеже тысячелетий» — в преддверии празднования великого юбилея двухтысячелетия Рождества Христова. 2. Считать основным направлением деятельности Синодальной Богословской комиссии в предстоящий период определение перечня важнейших богословских проблем, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью. В ознаменование двухтысячелетия Пришествия в мир Господа Спасителя провести Богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», посвященную анализу актуальных проблем и задач православного богословия. На основании проведенной работы представить выводы и рекомендации на рассмотрение предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4938906...

Имели суждение о захвате на территории Ингушетии священнослужителей Ставропольской епархии протоиерея Петра Макарова и протоиерея Петра Сухоносова. Постановили: Обратиться к властям Российской Федерации, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, исламским лидерам России и стран СНГ в связи с варварским захватом священнослужителей и негативными последствиями, которые этот преступный акт имеет для положения на Северном Кавказе, межнациональных и межрелигиозных отношений. Имели суждение о положении в Союзной Республике Югославии в связи с бомбардировками НАТО. Постановили: 1. Одобрить заявление и воззвание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также соответствующие заявления Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета. 2. Выразить согласие с переносом на более позднее время очередного тура переговоров между Московским Патриархатом и Римо-Католической Церковью, которые не состоялись в Риме в связи с бомбардировками Югославии с территории Италии. 3. Обратиться с Синодальным воззванием к сербскому народу, общественности стран, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, и к мировому сообществу. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, о ходе и результатах V пленума Синодальной Богословской комиссии, состоявшегося в Московской Духовной академии 9-10 марта 1999 года. Постановили: 1. Одобрить результаты V пленума Синодальной Богословской комиссии, особо отметив актуальность и значимость его темы — «Православное богословие на рубеже тысячелетий» — в преддверии празднования великого юбилея двухтысячелетия Рождества Христова. 2. Считать основным направлением деятельности Синодальной Богословской комиссии в предстоящий период определение перечня важнейших богословских проблем, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью. В ознаменование двухтысячелетия Пришествия в мир Господа Спасителя провести Богословскую конференцию Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия», посвященную анализу актуальных проблем и задач православного богословия. На основании проведенной работы представить выводы и рекомендации на рассмотрение предстоящему Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

По этому вопросу состоялось четыре заседания Президиума Синодальной Богословской комиссии (9 марта, 7 мая, 7 и 29 июня). В ходе работы члены Комиссии пришли к выводу, что выдвинутые в адрес священника Георгия Кочеткова обвинения исключительно серьезны и в значительной степени представляются обоснованными. Ему было предложено еще раз дать свои объяснения относительно ряда высказываний, содержащихся в его печатных трудах. По результатам рассмотрения ответов Комиссия пришла к выводу о неправомыслии, допущенном священником Георгием Кочетковым в своих произведениях. При этом в силу данных им объяснений члены Комиссии не склонны полагать, что допущенные отклонения от православного учения были умышленными и представляют собой некую еретическую систему. В то же время наличие в его печатных трудах нечетко сформулированных религиозных положений и гипотез не снимает с автора ответственности за высказывание мнений, содержащих отступления от православного вероучения, либо допускающих двусмысленное неправославное толкование, либо недопустимых и некорректных по форме. Отчет о работе Комиссии, посвященный этому вопросу, был направлен на усмотрение Святейшего Патриарха. Священник Георгий Кочетков признал допущенные им неточности, письменно исповедал Православную веру и взял на себя обязательство не использовать в катехизической практике, а также прекратить распространение тех печатных произведений, которые подверглись обоснованной критике со стороны Комиссии. Синодальная Богословская комиссия не рассматривала собственно катехизическую и духовническую практику священника Георгия Кочеткова, что является прерогативой епархиальной церковной власти. Как уже упоминалось, особенностью деятельности Синодальной Богословской комиссии является направленность на решение актуальных практических задач, с которыми сталкивается сегодня Русская Православная Церковь в своем служении и свидетельстве. Так, 24 декабря 2002 г. Синодальная Богословская комиссия совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата провели научно-практический семинар «Богословские, этические, пастырские аспекты участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИД».

http://sedmitza.ru/lib/text/429556/

28 мая митрополитом Владимиром на Троицкой площади в присутствии полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И. Матвиенко и губернатора города В.А. Яковлева была освящена вновь построенная к Юбилею Троицкая часовня, воздвигнутая на месте бывшего первого деревянного Троицкого храма, построенного Императором Петром I при основании города. 30 мая впервые в истории Русской Православной Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в Исаакиевском соборе принимал президентов и глав правительств 45 государств и передал им Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за великую милость и радость, дарованные Отечеству нашему, Его Святой Церкви и всему народу Божию на Северо-Западе нашего Отечества. 2. Выразить благодарность бывшему полномочному Представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе В.И. Матвиенко и бывшему губернатору Санкт-Петербурга В.А. Яковлеву за содействие успешному проведению церковных торжеств в Санкт-Петербурге. 3. С большим удовлетворением отметить возрождение духовности и рост авторитета Русской Православной Церкви у народа Божия. 4. Выразить сердечную благодарность всем руководителям различных организаций, строителям и благотворителям, принимавшим участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной богословской комиссии, о результатах Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о Церкви», 17-20 ноября 2003 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить результаты Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о Церкви», 17-20.11.2003. 2. Выразить удовлетворение высоким научно-богословским уровнем конференции. 3. Особо отметить широкое международное представительство на конференции, что содействует укреплению всеправославного сотрудничества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4891812...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010