Затем, для угождения Богу и спасения души нужно любить Бога, то есть исполнять заповеди Божии и делать добрые дела. Вера и любовь с добрыми делами теснейшим образом связаны между собою, так что где нет любви, там нет и веры. Это ясно выражает апостол Иаков в следующих словах: «вера без дел – мертва». Это же выражает и апостол Иоанн, когда говорит: «кто не любит, тот не познал Бога (то есть не имел веры в Него), потому что Бог есть любовь». В середине между верой и любовью стоит третья обязанность, необходимая, по учению слова Божия, для угождения Богу и спасения души, обязанность – надеяться на Бога. Надежда следует за верою и побуждает к любви и добрым делам. Если бы человек не веровал, то не имел бы предметов для надежды, а если бы не надеялся, то не имел бы побуждения к любви и добрым делам, подобно тому, как в обыкновенной жизни люди не принимаются за дела, от которых не надеются получить выгоды. Вот почему апостол Павел в Послании к Титу (глава 3, стих 7) говорит, что мы через надежду достигаем вечной жизни. А в Послании к Тимофею свидетельствует: «мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Итак, по учению слова Божия, вера, надежда и любовь суть те важнейшие благодетели, усовершаясь в которых, христианин может выполнить обязанности своего христианского звания. Добродетели эти составляют главное отличительное свойство христианина, так что все, что христианин имеет в себе христианского, относится к вере, надежде и любви. Это ясно выражает апостол Павел в следующих словах: «а теперь пребывают три сии: вера, надежда, любовь». Посему нужно сказать, что все слово Божие поучает нас в вере, надежде и любви. Краткое наставление в сих главнейших добродетелях христианских, составленное на основании Священного Писания и Священного Предания и изложенное в вопросах и ответах, называется Православным Христианским Катехизисом. По содержанию своему Катехизис разделяется на три части: в первой излагается учение о вере, во второй – о надежде, и в третьей – о любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Как научиться молиться? Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоял вдали. Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма. Подлинно, молитва – всегда молитва покаяния. «Покаяние человека – Божий праздник», – говорит преподобный Ефрем Сирин . Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». «Пока человек не достигнет смирения, он не получит награды за свои труды, – говорит преподобный Ефрем Сирин . – Награда дается за смирение, а не за труды». Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви. Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк.1:7 ). Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами… – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» ( Ис.6, 5 ). Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

32:6), и была забава порождением опьянения. Сотворим богов, которые бы шли перед нами (Исх. 32:1). Подвергнувшись сотрясению из-за вина, они искали движущихся богов, оставив Непоколебимого и Наполняющего все и без того, чтобы двигаться. Что же дальше говорит пророк? Будут ли уста священника заботиться о пирах, потому что от него требуют обедов и завтраков, или ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа (Мал. 2:7), а не повар? Когда была построена башня в Халне, до того, как начали употреблять вино, или после? Не одновременно ли с началом употребления вина, когда Ной, посадив виноградную лозу, пожал плод позора? И если дело обстоит так, то разве из-за напитка или посаженного растения, а не из-за неумеренности? Когда Иосиф был предан братьями? Тогда ли, когда они пасли овец, занятые повседневными делами, или они замыслили против него убийство на досуге, во время пира, закалывая и поедая лучших овец из стада? Когда была предана блуднице на блюде голова Иоанна Крестителя, на собрании ли мудрости или на пире беззакония? Блаженный Павел продолжал слово до середины ночи пия и поглощая яства или привел к вере не знающих Бога, не принимая пищи? Самого Пастыреначальника, Учителеначальника, Начальника мудрости, Иисуса Христа, Искупителя человеческого греха, когда, кроме Пасхи, что было исполнением таинств, мы находим в городе ядущим? О чем же он говорил с взволнованными учениками, о яствах или о Священном Писании? Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6:27). Да скажет вместе с Господом и безупречный Иоанн: мой пир есть учение и раздаяние слова, ради чего я и был избран для спасения народа. Пища не приближает нас к Богу, едим ли мы, не едим ли (1 Кор. 8:8). Ибо только у язычников существует обычай обманывать тех, кто ими прельщен, посредством трапезы, и, поскольку они не могут верить слову, они говорят: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15:32). К ним обращает апостол суровое наставление: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

– Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна ( Деян.9:5 ). Савл узнал новое имя Бога – Иешуа – Иисус. Он пал на землю, он был ослеплен этим откровением. Оказывается, он, правоверный иудей, гнал Мессию. И теперь он будет проповедовать, что спасение возможно только через Иисуса Христа. Теперь вся его жизнь превратится в проповедь о том, что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ), кроме имени Иисуса Христа. Пройдет четыре века, и Иоанн Златоуст назовет апостола Павла «арфой Духа Святаго». И все это было так неожиданно, так необычно. При императорском дворе появились христиане. Священномученик Климент, папа Римский, был родственник императора Веспасиана, императора Тита, императора Домициана – династии Флавиев. Действительно, было какое-то особое время, были труды, было терпение. Климент был приговорен к ссылке и к казни. Его, римского епископа, привязали к якорю и утопили. Потом его мощи обретут равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Но смотрите, что сказано далее к Ефесской церкви: Откр.2:4–5 . «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Андрей Кесарийский поясняет: «Хваля Церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает ее в одном, о чем и упоминает в середине, а о похвалах в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит. Одобряет и то, что не верят всякому духу. Они испытывали выдававших себя за апостолов, и, признав их лживыми, не принимали. Хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами – покайся и первые дела сотвори». Вы знаете, легко поддерживать добрые отношения с христианами в небольшой общине. Но когда община разрастается, когда это не сто человек, а двести, когда это не двести, а пятьсот, когда это не пятьсот, а тысяча и более – естественно, пастыри, как бы они ни старались, не могут уже всех знать по именам. Хорошо если они в лицо всех знают. Ситуация стала меняться в худшую сторону. Апостол Павел предсказывал это, он говорил: «…по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:29–30 ). Такие пророчества, предсказания были. Апостолы умирали, появлялось новое поколение. Ученики апостолов называются в истории «мужи апостольские».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Не только новозаветная письменность, но и все ветхозаветное Писание дано человечеству Богом, Который и до Христа промыслительно открывал Себя избранному народу, дабы в нем, жившем в условиях языческого окружения, сохранить истинное богопочитание, знание единого, истинного Бога, Творца неба и земли и тем создать условия для пришествия в мир воплотившегося Слова, Господа Спасителя мира: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр 1.1–2 ). В соответствии с высочайшим божественным происхождением Священного Писания и также с божественной целью его преподания оно, естественно, должно быть предметом благоговейного почитания и использования по прямому назначению. Оба эти вида человеческого, прежде всего, церковного ответа на любовь Бога, на Его попечение о нашем спасении совпадают, ибо несомненно высшим, наиболее достойным выражением и способом почитания всякой святыни, тем более Слова Божьего является применение и употребление для цели, с какой святыня преподается, т.е. для спасения душ человеческих: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф 5:15–16 ). Но в жизни приходится различать внешнее от внутреннего, физическое от духовного, даже проводить границу между переживаниями при всей их взаимосопряженности и органическом единстве. Так, у апостола Павла мы находим одно из важнейших для нас разграничений: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий» ( 1Кор 6:20 ). В нашей Православной Церкви Священное Писание, в частности и особенно Евангелие, является предметом богослужебного почитания. За каждым всенощным бдением священник выносит его на середину храма, и чтение его должно являться кульминацией и средоточием совершаемого богослужения. Чтение евангельского текста предваряется краткой молитвой: «И о еже сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим», за которой следуют два призыва к внимательному слушанию, сначала более пространный, сопровождаемый благословением: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия, мир всем!», другой предельно краткий: «Вонмем!» (т.е. будем внимательно слушать), между коими объявляется, какому автору (евангелисту) принадлежит подлежащий чтению текст. Ревностные священники, говоря о поведении в храме, не упускают случая сказать, что слушать Евангелие следует, склонив голову, что чтение не должно нарушаться разговорами, хождением по храму и другими отвлекающими внимание действиями. И в самом деле, во время евангельского чтения шум, нередко мешающий православному богослужению 9 , обычно несколько стихает: большинство присутствующих, включая даже случайных посетителей, осознает, что совершается нечто сугубо значительное, требующее уважительного отношения 10

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Ответ Генпрокуратуры Следует отметить, что данное должностное лицо отрицало факт незаконного помещения Николая Каклюгина при отсутствии у него заболеваний психиатрического профиля в психоневрологическое отделение МОТБ-19 вместо назначенного терапевтического, что подтверждает заказной характер всего уголовного дела в отношении Николая Каклюгина и оказание психологического давления на подследственного эксперта, как и попытку устранить его в той палате психоневрологического отделения. Именно по этому направлению выпущен документальный фильм-расследование известного российского журналиста-теледокументалиста Андрея Караулова « Расправа?»: http://youtu.be/dvdQf2ECBeI В настоящее время решается вопрос с привлечением к уголовной ответственности по вышеуказанному факту в рамках ст. 128 УК РФ начальника ФК ЛПУ МОТБ-19 ГУ ФСИН России по Ростовской области Т. Мкртчян. На данный момент Николай Каклюгин находится в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю после неудачной попытки полноценных диагностики и лечения в тюремной Краевой больнице УФСИН России по Краснодарскому краю, о чем было сообщено в его недавнем Посте « Иллюзион справедливости и правосудия»: http://vk.com/nkaklyugin?w=wall255057827_20312 Ориентировочно в середине ноября-начале декабря сего года ожидается рассмотрение кассационной жалобы защитника-адвоката незаконно осужденного врача-общественника, эксперта и патриота своего Отечества Николая Каклюгина в Четвертом кассационном суде города Краснодара с требованием адвоката Алексея Аванесяна вернуть сфабрикованное дело на новый пересмотр в Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону иным председательствующим на судебном заседании и представителями гособвинения. Дополнительно сообщим, чем закончится данное слушание … - « Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.» /Первое соборное послание святого апостола Иакова, гл. 4, ст. 8/ - « Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые ».

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/21/...

Также и о том, как нам нужно поститься, чтобы не впасть в лицемерие и тщеславие, научил нас Спаситель наш, говоря: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:16–18 ). Видишь, брат Иоанн, как светло и ясно учение Спасителя нашего, в котором Он учит нас, как совершать добрые дела и при этом не впадать в коварные сети тщеславия? Брат: Воистину, преподобный отче, пресветло и преблаго учение Спасителя нашего Иисуса Христа, но прошу вас, добавьте и из святых отцов какое-нибудь поучительное слово, чтобы мне знать, как учат они избегать великого вреда и коварного расхищения тщеславием. Старец: Это неплохо, если ты хочешь и этого, брат Иоанн. Но знай, что и святые отцы во всем следовали учению Спасителя нашего и по нему составили свои поучения и душеполезные слова, научая нас самым хорошим способам предохранения себя от великой опасности тщеславия. Вот, например, что говорит нам в этой связи святой и божественный отец Максим Исповедник : «Искусство изгонять тщеславие заключается в совершении всякого доброго дела втайне» 69 . Так же учит нас и святой Ефрем Сирин , говоря: «Тщеславие мы изгоняем из себя совершением втайне добрых дел и непрестанной молитвой в сокрушении сердца» 70 . А божественный отец Иоанн Лествичник , удивительным образом показывая, каковы причины, отгоняющие от человека тщеславие, говорит: «Начало истребления тщеславия есть молчание и возлюбленне бесчестия, середина – прекращение всех мысленных уловок тщеславия, а конец, если есть конец у этой бездны, – в том, чтобы делать перед людьми только то, что уничижает тебя, и не испытывать при этом никакого огорчения» 71 . Вот, брат Иоанн, я и привел тебе вкратце свидетельства трех великих святых и божественных отцов Церкви их собственными словами и показал тебе искусство, с помощью которого человек может отогнать от себя эту разнообразную по коварству и злобе страсть тщеславия. Потому постарайся не забывать, что первый шаг в борьбе против тщеславия – это молчание и желание быть в непочтении у других. Итак, будем молить милость Божию, да поможет она и нам достичь хотя бы этого, и тогда у нас появится надежда на то, что мы находимся вне опасности тщеславия и близки к милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

– Святые отцы говорят, что нельзя делать добрые дела, если не чувствуешь любви к ближнему. И вот у тебя в сердце любви нет, но что-то делать нужно или просят. Как поступать в таком случае – переступать через себя, скрипеть и делать, либо отказаться, пока не изживешь гордыню? – А гордыню никак не изживешь, если не делать добрых дел. Когда ко мне приходят волонтеры с вопросом: «Что делать, я не чувствую любви? Когда делаю добрые дела, начинаю гордиться», – я отвечаю: «Правильно. Лучше сидеть дома, смотреть телевизор и гордиться, что ты не гордишься от того, что делаешь добрые дела». Человек гордится в любом случае… Что касается любви – мы часто разбрасываемся этим словом. Но давайте внимательно посмотрим на послание апостола Павла к коринфянам: «Любовь долготерпит, не ищет своего…» Вдруг окажется, что мы не подходим под это описание. Мальчик может любить девочку, но это будет не любовь, а обыкновенная страсть. Муж может любить жену, но это может быть не любовь христианская, а привычка. Любви в чистой ее форме мы не находим, и получается замкнутый круг. С одной стороны, человек должен любить. Чтобы научиться любить, нужно научиться жертвовать. Жертвовать не научишься, пока не научишься себя заставлять. А заставить себя человек не может, потому что ему сказали, что всё в своей жизни нужно делать с любовью… Понуждать себя необходимо. Другое дело – как долго? От добрых дел тоже можно выгореть. Важно держаться золотой середины, понимать, сколько можешь потянуть. Если, к примеру, послушав меня, кто-то решит начать разъезжать по детским домам, всем на свете бабушкам помогать, человек явно переусердствует. Хорошей едой, равно как и плохой, можно перекормить. Поэтому важна соразмерность своих духовных сил и добрых дел. Это как в монастырской жизни. Когда послушник приходит, ему категорически запрещено выделяться, он должен совершать положенное для послушников правило, и не больше. И в нашей христианской жизни так – Господь призвал нас на добрые дела, мы хотя бы минимум, но должны их делать – как все… Достигнув духовной зрелости, послушник переходит в ранг монаха и должен исполнять уже больше – правила, поклоны. Но, опять-таки, как все монахи.

http://pravmir.ru/dobryie-dela-so-zlyim-...

Не имея ничего, Андроник отдал ему свой напиток. «Так он был скор на помощь страждущим, – говорит историк, – и по смерти у него ничего не осталось, кроме долгов». 163 Нельзя умолчать о том, что при многих достоинствах Андроник имел тот недостаток, что он был суеверен не менее простолюдинов. 164 Не вдаваясь в утомительные подробности относительно остальных императоров, занимавших византийский престол в XIV и первой половине XV вв., скажем об императорах этого времени очень кратко. Преемником Андроника II, или Старшего, был его внук Андроник III, или Младший (1328–1341), как он называется в отличие от предшественника. Ничего хорошего нельзя сказать об этом Андронике. В молодости он запятнал себя распутством и показал себя непочтительным к деду. Его распутство было прямой причиной смерти его брата Мануила и косвенной – его отца, Михаила. 165 Он доходит до такой нравственной распущенности, что однажды приходит к своему деду во дворец с целью убить этого последнего, и только ласковость деда останавливает его злодейский Умысел. 166 Что хорошего можно ожидать от такого человека? Разумеется, ничего. И действительно, его царствование было самым жалким во всех отношениях. Охоту и ловчих он любил больше самой царской власти. 167 Григора указывает некоторые немногие добрые качества в Андронике Младшем, 168 но они меркнут перед его нравственной распущенностью. Андроник был другом Иоанцд Кантакузина, того Кантакузина, который потом на некоторое время становится императором византийским (1347–1355). Трудно сказать, на чем утверждалась эта дружба, ибо между Андроником ц Кантакузином ничего не было общего. Друг Андроника совсем быд другого характера. Честность, семейные добродетели, благочестие и замечательное трудолюбие составляли отличительные признаки Кантакузина. 169 О последних византийских императорах – Иоанне, Мануиле, опять Иоанне и Константине Палеологах – едва ли стоит говорить. Они представляют собой печальные образы религиозно–нравственных несовершенств. 170 Некоторое исключение представляет разве один Константин Палеолог, последний византийский император, но о нем будем иметь случай говорить впоследствии. Теперь сообщим некоторые сведения о религиозно–нравственном состоянии византийского общества в целом в ту же эпоху (от конца XI до середины XV вв.) Византийские историки, как ни скупы они на замечания касательно нравственно–религиозной жизни народа, все же дают несколько интересных известий в указанном отношении; к этому присоединим данные, находимые в других исторических документах, относящихся к изучаемым нами векам. Не завидна была, как мы видели, религиозно–нравственная репутация византийских императоров. Отсюда смело можно заключить, что и само общество было не лучше императоров. И это заключение будет верно, потому что оно подтверждается историческими фактами. Естественно, поэтому, что и в дальнейшем нашем повествовании изображение некрасивых сторон жизни займет самое видное место. 171

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Помню, знакомый батюшка из соседней с нами епархии рассказывал про одного священника, который страдал избыточным весом. Очень хороший, духовный был батюшка, но больной. Так он засыпал даже на поклонах во время Великого поста. Стоит на коленях, и такой храп. В самом начале девяностых он в составе делегации от их епархии по приглашению англикан присутствовал где-то там, в Лондоне, на службе в их главном храме, ну и, понятное дело, заснул. Представьте, какое там эхо. После концерта говорю отцу Виктору: – Все-таки, батя, какие мы с тобой серые люди, – намекая ему на тот факт, что ничего не смыслим в классической музыке. На что мой товарищ ответил: – Нет, отче. Мы с тобой не серые. – И, выдержав паузу, добавил: – Мы с тобой добрые. Обескураженный его логикой, я только и нашелся что спросить: – Это с чего ты взял, что мы с тобой добрые? – Потому, что мы священники. Мы по положению с тобой люди добрые. А разве это не так? – И, подмигнув мне, снова повторил: – Положение обязывает. Синдром В середине девяностых к нам в бригаду на железную дорогу пришел молодой парень, звали его Дима. Был он сиротой, воспитывался в детдоме, но чувствовались в нем природная порядочность и уважительное отношение к старшим. Работал ответственно, наша железнодорожная премудрость давалась ему легко. И через год начальство предложило ему пойти учиться на заочку в наш колледж. Уже работая на станции, Дима женился, и в положенное время у него родилась замечательная малышка. Казалось, что теперь в его жизни только и будет продолжаться такая вот светлая полоса. Скажу честно, нам было жаль его сиротства, и мы всей бригадой, как могли, опекали парня и радовались его успехам. Прошло года три, и вдруг нашего Диму словно подменили. Нет, он все продолжал быть таким же обходительным и добрым, но только начал пить. На станции в то время народ уже не пьянствовал. А Дима как с цепи сорвался. Перед работой нас регулярно проверяли. На первый раз, если кто и попадался, медсестра могла глаза закрыть, мало ли, с кем не бывает, но когда это становится системой, то уже никто на работе тебя держать не будет. Мы и на поруки Диму брали, перед начальством за него ходатайствовали. И никак не могли понять, что с парнем произошло. Пытались разговаривать с ним, и упрашивали, и грозили, и к совести взывали. Ничего у нас не получилось.

http://azbyka.ru/fiction/preodolenie-svy...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010