Погибло много невинных людей. Разрушены мосты, общественные сооружения, храмы… Погибали даже и иностранные дипломаты, задетые «интеллигентными» ракетами. Сегодня правительство Болгарии принимает ответственность перед историей, признавая некое криминальное государство наперекор всем нормам международного права и притом устанавливая мину с часовым механизмом, который отмеряет сроки нашей собственной национальной безопасности. Люди ли вы, слепы ли вы или вы просто куплены? Сколько стоят ваши души? Высокопреосвященный Кирилл, митрополит Варненский и Великопреславский, высокопреосвященный Нафанаил, митрополит Неврокопский, архимандрит Борис, академик Кирилл Василев, Леда Милева, академик Людмил Стайков, Георгий Калоянчев, профессор Андрей Пантев, академик Светлин Русев, Андрей Слабаков, Любомир Левчев, Нешка Робева, академик Никола Попов, профессор Георгий Марков, Велислава Дарева, профессор Николай Василев, Виктор Пасков, Николай Петев, Йорданка Христова, Алек Попов, Никола Манев, профессор Александр Йосифов, Георгий Трифонов, Мария Петкова, Атанас Косев, профессор Димитар Сотиров, профессор Георгий Костов, Евтим Евтимов, Пламен Карталов, Христина Ангелакова, Никола Инджов, профессор Венцеслав Кисьов, Лильяна Стефанова, Петар Караангов, Веселин Стоянов, Евстафий Бурнаски, Вели Чаушев, Ценко Минкин, Минчо Минчев, Никола Радев, Владимир Владигеров, Иван Гранитски, профессор Иван Маразов, доцент Владимир Янев, Панко Анчев, Владимир Кондарев, Тодор Иванов, Георгий Константинов, Димитар Танеев, Воймир Асенов, Иван Димов, профессор Чавдар Добрев, Никола Статков,  Иван Налбантов, профессор Захари Захариев, профессор Огнян Сапарев, Чавдар Стоименов, Христо Карастоянов, Таньо Клисуров, Любомир Коларов, Маргарита Петкова, Любомир Котев, Панчо Панчев, Петко Братинов, Драгомир Шопов, Петар Велчев, Петар Анастасов, Петко Тотев, Димитар Томов, Лучезар Еленков, Рашко Стойков, Свилен Каролев, др. Александр Фиданов, Димитар Стефанов, Стоян Бойчев, Павел Писарев, Петар Динчев, Бойка Присадова, Надя Попова, Евгений Кузманов, Володя Кенарев, Петар Добрев, Андрей Андреев, Паруш Парушев, Тодор Коруев, Катя Гумнерова, Валентин Измирлиев, Джени Петрова, Цветан Казанджиев, Валери Станков, Анибал Радичев, Бойко Ламбовски, Анна Александрова, Христо Черняев, Борис Данков, Иван Есенски, Димитар Милов, Минко Бенчев, Тодор Велчев, Трендафил Василев.

http://pravoslavie.ru/26160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНСКИЙ КИРИЛЛИЧЕСКИЙ ЛИСТ (Лист Гильфердинга) (БАН. 24.4.16 (Срезн. 63)), памятник старослав. языка, пергаменный кириллический лист размером 27,5×21,5 см. Пергамен М. к. л. плохой сохранности, со следами использования его для подклейки переплета. Лист срезан по ширине и высоте, левая верхняя часть листа оторвана; на рукописи синие пятна от химического реактива. Текст читается с трудом, местами совершенно стерся. Лист расчерчен на 30 строк. Поля рукописи широкие. Листом Гильфердинга памятник назван по имени слависта и фольклориста А. Ф. Гильфердинга , приобретшего его во время путешествия в 1857-1858 гг. по Боснии, Герцеговине и Ст. Сербии. Название «Македонский» ошибочно, поскольку Гильфердинг в Македонии побывал в 1868 г., через 5 лет после 1-го издания памятника И. И. Срезневским , которому Гильфердинг подарил М. к. л. Какое-то время памятник считался утерянным. В 1905 г. Г. А. Ильинский обнаружил М. к. л. в б-ке сына И. И. Срезневского - В. И. Срезневского и издал текст, сопроводив палеографическим и лингвистическим исследованием ( Ильинский. 1906). В 1910 г. со всем собранием И. И. Срезневского М. к. л. был передан в Отдел рукописей БАН в С.-Петербурге, где он находится в наст. время. Относительно датировки рукописи мнения исследователей расходятся. Ильинский, А. Вайан и другие относили М. к. л. к кон. XI - нач. XII в. В описании «Пергаменных рукописей БАН СССР» (Л., 1976) и в «Сводном каталоге славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР: XI-XIII вв.» памятник датируется XI-XII вв. И. Добрев полагает, что М. к. л. был создан в нач. X или даже в кон. IX в. В. А. Мошин в одной из поздних своих работ датировал памятник 2-й четв. X в., однако последние датировки не получили признания в палеославистике. В определении содержания рукописи существуют разные традиции. Изначально (И. И. Срезневским и Ильинским) М. к. л. характеризовался как отрывок Пролога Иоанна, экзарха Болгарского, к «Богословию» прп. Иоанна Дамаскина. Этого мнения придерживаются составители описания «Пергаменных рукописей БАН СССР», каталога выставки «Болгарская рукописная книга» (1978), «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг...». Вторая традиция восходит к Вайану, который определил М. к. л. как отрывок из Предисловия равноап. Кирилла (Константина) к его переводу Евангелия. Эту т. зр. разделяют Й. Вашица, К. Горалек, Ф. Славский и др. Авторство Константина Философа оспаривают Добрев и А. Минчева, осуществившая последнее научное издание М. к. л. ( Минчева. 1978). Болг. исследовательница высказала предположение, что перевод текста М. к. л. мог быть выполнен Константином , еп. Преславским. Еще одна гипотеза принадлежит Ф. В. Марешу, полагавшему, что М. к. л. содержит фрагмент эпилога равноап. Мефодия к переводу Нового Завета, возможно и всей Библии.

http://pravenc.ru/text/2561514.html

Храм Александра Невского в Софии воздвигнут в память о русских воинах, погибших за освобождение Болгарии. Фото: GLOBAL LOOK PRESS      36-летний фотограф, альпинист и революционер с романтическим именем Пламен. Когда в его маленькой, по-кроличьи кроткой Болгарии дела пошли совсем туго, Пламен облил себя горючим и совершил публичный акт самосожжения на площади перед мэрией в городе Варне. В знак протеста против нищеты, коррупции, несправедливости и пренебрежения властей. Если его страна умирает, зачем тогда жить? Он уходил долго и мучительно, а вся Болгария стенала, плакала и молилась за него в православных храмах. «Пламен погас», - написали газеты после смерти Пламена Горанова. Его смерть была не единственной. Еще пять человек вспыхнули живыми факелами в конце мучительной зимы. Среди них - отец пятерых детей 53-летний Венцислав Василев, потерявший работу (судебные приставы должны были описать имущество семьи в счет долга за «коммуналку» - 219 евро за воду), и безработный Траян Петров (ему было всего 26 лет). - Такого никогда не случалось в болгарской истории! Повторяю: никогда! - с горечью восклицает легенда болгарской журналистики Валерий Найденов. - Мы - христианская страна, не знакомая с радикализмом и фундаментализмом. Самосожжения людей - нечто неожиданное и шокирующее. Для христиан вообще политический суицид неприемлем. А у нас нет сомнений, что эти самоубийства - политические. Если вы хотите убить себя, есть масса других, безболезненных способов. При самосожжении человек не умирает сразу. Это две недели пыток и самая страшная агония на свете. Что же случилось с Болгарией, когда-то благодатной, процветающей землей? И что случилось с болгарами - самым терпеливым и покладистым народом Европы? ДОБРЫЙ СТАРЕЦ ДОБРИ ДОБРЕВ Не забыл ли Бог о Болгарии? Нет, не забыл, если 99-летний дивный старец Добри Добрев в кожаных лаптях и крестьянской одежде все еще стоит у входа в собор Александра Невского в Софии. Я кладу в его кружку для подаяний деньги, он благословляет меня, но, как только я достаю камеру, возмущенно машет руками.

http://pravoslavie.ru/68120.html

канф. Biцeбck, 1997. Ч. 2. С. 228-230; он же. Озареният Григорий Цамблак: По материала от вилнюските рукописни и старопечатни сбирки. Пловдив; Вел. Търново, 2000; Каткуте А. Григорий Цамблак в историографията на XVII в.//Българистични проучивания: Актуални проблеми на българистиката и славистиката. Вел. Търново, 1998. Т. 5. С. 61-72; Спасова M. Към въпроса за годината, през която е роден Григорий Цамблак//Славистични проучвания: Сб. в чест на XII междунар. славист. конгрес. Вел. Търново, 1998. С. 69-86; она же. Сложните думи в съчиненията на Григорий Цамблак. Вел. Търново, 1999; Thomson Fr. J. Gregory Tsamblak: The Man and the Myths. Gent, 1998. (Slavica Candensia; 25, 2); Томсън Ф. Погрешно ли е приписвано на Григорий Цамблак мъчение на св. Йоан Нови//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 63-74; Полывянный Д. И. Культурное своеобразие средневек. Болгарии в контексте визант.-слав. общности IX-XV вв. Иваново, 2000. С. 202, 204-208, 210-211, 213, 215-216; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien (865-1459). Münch., 2000 (по указ.); Ангушева-Тиханова А. Григорий Цамблак чете визант. лит-ра//Старобълг. лит-ра. 2001. Кн. 32. С. 75-82; Петканова Д. Григорий Цамблак и Козма Индикоплевст//Slavia Orthodoxa: Език и култура: Сб. в чест на проф. Р. Павлова. София, 2003. С. 306-309; она же. Григорий Цамблак и антична духовна култура//Acta palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2: In honorem prof. A. Minceva. С. 8-12; она же. Григорий Цамблак и визант. хроники//«...Нсть оученикъ надъ оучителемъ своимъ»: Сб. в чест на проф. И. Добрев. София, 2005. С. 55-66; Дончева-Панайотова Н. Григорий Цамблак и бълг. лит. традиции в Източна Европа XV-XVII вв. Вел. Търново, 2004 [Библиогр.: С. 13-16, 103-124, 343-381]; Флоря Б. Н. Исслед. по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье (в печати). А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии ГЕДЕОН (Святополк-Четвертинский Григорий Захарьевич, кн.; ок. 1634 - 1690), митрополит Киевский и Галицкий ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.)

http://pravenc.ru/text/166685.html

r.b. Elena 11 декабря 2015, 03:09 Spasi Gospodi i pomiluy nashi greshnuje dushi. Davayte podrazhat Dedushke i pomogat Hramam i bednum! Роман 4 декабря 2015, 15:38 Хороший ЧЕЛОВЕК,Спаси его Господи! Nikolai Krassilnikov 5 июня 2015, 13:29 Слава Богу за все!!! Слезы проступили от статьи и от добрых глаз дедушки. Хочется тоже быть лучше, хоть в чем то, хоть совсем немножечко быть похожим на этого человека. Мы многие жалуемся:денег не хватает на мясо, на новый диван, на то, да на другое. А оказывается есть люди, которые от этого сами отказываются ради спасения души и блага общества. А ведь и это то не самое важное. Важно же душу спасти. Вот дедушка то и делает, да других спасает. Да!!! Именно спасает. Как по молитвам Серафима Вырицкого и других Святых была спасена Россия в ВОВ, так и в наши дни по молитвам этого старенького, но душой Великого Человека стоит Болгария под натиском врага тайного и лукавого, да и вообще вся земля наша. Дай Бог этому человеку здравия и спасени Аурелия 30 марта 2015, 19:28 Дай Бог здоровье такому человеку который знает как творить добро.Я приклоняюсь и рада что я узнала о нем.Спасибо вам!!!! Иван Синяев 2 февраля 2015, 22:21 Так должно быть! Уважение и глубокое почтение ! Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок. !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Д 18 января 2015, 06:54 Мне нравится вот эта фраза: " Только дедушка Добри ... дарит им свой пример, передает им свою надежду на преображение нас в более уважающих себя и духовно возвышенных людей " . Честно, мне сложно понять, что такое настоящее самоуважение. Ведь сейчас об этом мало говорят. Уважать себя, значит не предаваться греху? Ведь привязанность к греху унижает человека, делает несвободным... Макс 12 января 2015, 19:09 ничего на ум не приходит, кроме как просто ОН СВЯТОЙ!!!! Назар Францев 17 ноября 2014, 23:23 Дай бог здоровья ему , я тронут до глубины души! Татьяна 5 октября 2014, 14:24 Была В Софии в сентябре 2014 г. Видела его в соборе Александра Невского Ему 100 лет!!!

http://pravoslavie.ru/68001.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 9  голосов:  4.4 из  5) Иногда в СМИ появляется ложная информация о том, что Болгарская Православная Церковь причислила Вангу к лику святых. Это утверждение не соответствует действительности. Вот официальный ответ нашему сайту «Суеверие.нет», полученный из Болгарии: Прот. Василий Шаган, настоятель храма св. Архангела Михаила в г. Варна, Болгария: Болгарская Православная Церковь не собирается канонизировать Бабу Вангу. Я даже не слышал о таком движении в нашей Церкви. Если и есть нечто подобное, то это, я предполагаю, кучка каких-то ярых представителей культа Ванги. Она действительно построила на свои средства храм, который расписан одним из известных болгарских художников. Но он явно впервые пробовал себя в церковной живописи, от чего получилось нечто ужасное, в прямом смысле этого слова. Можно подтвердить эту информацию в Москве, на подворье Болгарского патриархата: Храм Успения Богородицы в Гончарах Гончарная ул., 29, т. 915-62-88 М.»Таганская» Настоятель подворья архимандрит Борис (Добрев), архимандрит Трифон (Кревский), иерей Сергий Рзнянин, иерей Михаил Авраменко. Богослужение ежедн.. Литургия в 8 ч., по праздн. и воскр. Литургия в 7 и 10 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч. Настоятель Болгарского подворья в Москве архимандрит Гавриил (журнал «Дружба» («Россияне»), 6 за 1990 год): Во-первых, прорицания Вангелии далеко не всегда верны. Например, в предсказаниях моим родственникам она ошиблась. А во-вторых, Болгарская Церковь вовсе не утверждает, что дар Ванги от Бога. Он вполне может быть подобен тому, каким обладала рабыня, упоминаемая в «Деяниях святых Апостолов». Вы, конечно, помните, что в одном из городов Македонии за Павлом и его учениками несколько дней подряд ходила служанка, одержимая духом прорицания. Она не переставала кричать: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Вроде бы чего страшного в соответствующих истине словах? Но Апостол, распознав их дух, пресек это славословие врага, вещающего ее устами, ибо враг что и делает, на первый взгляд, полезного для человека, то непременно с пагубной целью. Изгнал Апостол из нее этого духа, и она тотчас лишилась дара прорицания.

http://sueverie.net/vanga-i-cerkov.html

О переводах К. О. сохранилось мало сведений. Феофилакт отмечает, что перед смертью К. О. «даровал болгарским церквам свой прощальный подарок», завершив то, что «поется от Фоминой недели до Пятидесятницы» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 207, 265-267),- вероятно, перевод текстов гимнографа Иосифа Песнописца из Цветной Триоди (если только речь не идет здесь об оригинальных текстах для этой книги, обнаруженных в последнее время; см.: Попов. 2008). Лингвистические особенности позволяют приписать К. О. переводы некоторых проповедей и житий. Туницкий предположил, что он был не только автором неск. включенных слов, но и одним из составителей «Златоструя» ( Туницкий. 1913. С. 258). Объем и характер переводческой деятельности К. О. недостаточно изучен. Тексты К. О. были созданы либо в богослужебных целях, либо для утверждения почитания равноапостольных Кирилла и Мефодия среди славян. В жанровом отношении К. О. является прежде всего автором учительных и панегирических слов, обогативших слав. книжность темами и моделями визант. риторики и гимнографии, заимствованными из произведений отцов Церкви и визант. писателей. О характере лит. наследия К. О. свидетельствуют слова Феофилакта, что он «на все праздники сочинил простые и ясные проповеди... которые не укрылись бы от понимания самого глупого среди болгар...» ( Флоря, Турилов, Иванов. 2000. С. 201). Проповеди К. О. передают атмосферу новой веры, искреннюю радость верующих от познания Слова Христа. По-видимому, составляя проповеди, святой передавал основные идеи визант. авторов: в его проповедях заметно влияние свт. Иоанна Златоуста (особо в катехизической части поучений), К-польских патриархов Прокла I и Германа и др. ( Иванова-Мирчева. 1966. С. 457-471). У зап. славян проповеди К. О. не сохранились. Однако 2-й из трех написанных лат. буквами на старослав. языке т. н. Фрейзингенских отрывков в силу текстологического сходства иногда считается вариантом Поучения об апостоле или мученике, составленным К. О., хотя, возможно, у авторов этих текстов были общие лат. баварские источники (обзор мнений см.: Добрев. 2003. Т. 4. С. 306-315; Илиев. 2010. С. 130-132).

http://pravenc.ru/text/1841413.html

4617. МИТРОПОЛИТ КИПРИАН. – 1991, 9, 53. 4618. АЛЕКСИЙ II, патр. Поздравительная телеграмма (с 20-летием Патриаршей интронизации) Патриарху Болгарскому Максиму. – 1991, 12, 5. 4619. К СОБЫТИЯМ в Болгарской Православной Церкви. – 1992, 9, IX. 4620. ОБМЕН телеграммами между Святейшими Патриархами Максимом и Алексием II (по поводу раскола в Болгарской Православной Церкви ). – 1992, 9, IX. 4621. БОРИС (ДОБРЕВ), архим. Визит делегации Болгарской Православной Церкви. – 1996, 7, 28. 4622. УВРАЧЕВАНИЕ церковного раскола в Болгарии. – 1998.11, 38. 4623. ВИЗИТ Святейшего Патриарха Болгарского Максима. – 1998, 11, 56. 4624. ПРИВЕТСТВЕННОЕ слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 50-летия Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве. – 1998, 11, 57. 4625. ХРОНИКА: 1986, 12, 60. 1989, 2, 55. 1990, 9, 67. 1995, 9–10, 65. Г. Польская Православная Церковь 4626. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1984, 4, 4. 4627. ВИЗИТ Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всей Польши Василия в Советский Союз. – 1984, 4, 5. 4628. ПИМЕН, патр. Поздравление (с 70-летием) Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию . – 1984, 6, 2. 4629. ГЕНСИЦКИЙ Б., потодиак. Пребывание Митрополита Варшавского и всей Польши Василия в Смоленске. – 1984, 9, 58. 4630. И.Б. Визит православных паломников из Польши. – 1985, 1, 50. 4631. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1985, 4, 3. 4632. В ГОСТЯХ у польской православной молодежи. – 1985, 12, 50. 4633. ВАВРЫШЕВИЧ Н. Выпускник МДА протоиерей Ростислав Козловский – доктор богословия. – 1986, 1, 50. 4634. ПИМЕН, патр. Приветственная телеграмма Митрополиту Варшавскому и всей Польши Василию. (Поздравление с днем тезоименитства). – 1986, 2, 4. 4635. ПОВНЫЙ Ф. Поездка митрополита Минского и Белорусского Филарета в Польшу. – 1986, 2, 59. 4636. НОВИНСКИЙ В., прот. Призыв к миру. – 1986, 4, 51.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Клирики и миряне не согласны с результатами выборов в Болгарской Православной Церкви 21 ноября, 2013. Новостная служба Результаты выборов породили недовольство среди клириков и мирян епархии, считающих, что до голосования часть избирателей была подкуплена. Болгарские СМИ публиковали различные, противоречащие друг другу сообщения о факте самоотвода епископа Игнатия. Фото: wikipedia.org 21 ноября. ПРАВМИР. Избраны два кандидата на Варненскую митрополию Болгарской Православной Церкви, сообщает Седмица.ru . Это епископ Агатонийский Борис (Добрев) и епископ Проватский Игнатий (Карагьезов). Епархиальные выборы состоялись в Варне, тайно проголосовали 30 избирателей от 5 духовных околий. За епископа Бориса отдали голоса 17 человек, за епископа Игнатия – 16. Результаты выборов породили недовольство среди клириков и мирян епархии, считающих, что до голосования часть избирателей была подкуплена. Болгарские СМИ публиковали различные, противоречащие друг другу сообщения о факте самоотвода епископа Игнатия. Митрополит Доростольский Амвросий отказался комментировать ситуацию в епархии, однако поделился мнением, что выборы прошли согласно Уставу БПЦ, и что погибший 9 июля этого года митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, который «сейчас смотрит на всех из Царствия Небесного, не допустил бы, чтобы на Варненскую кафедру пришел недостойный человек». Епископ Проватский Игнатий родился в 1972 г. в Сливене. Окончил строительный техникум, потом Православный факультет университета в Велико-Тырнове. В 1998 г. пострижен в монашество, в 1999 г. назначен протосинкелом Сливенской митрополии, в 2001 г. возведен в сан архимандрита. В 2004-2010 г. — настоятель подворья БПЦ в Москве. 6 апреля 2008 г. хиротонисан во епископа. С 2010 г. викарий Сливенского митрополита. Епископ Агатонийский Борис родился в 1953 г. в Русе, окончил Софийскую Духовную академию. В 1989 г. пострижен в монашество. Также был настоятелем подворья БПЦ в Москве, с 2001 г. главный секретарь Синода, с 2003 г. — настоятель Бачковского монастыря. В 2008 г. хиротонисан во епископа Агатонийского.

http://pravmir.ru/obyavleny-kandidaty-na...

Ряд произведений, созданных в начальный период слав. Г. (канон 8-го гласа св. Кириллу (Константину), оба канона св. Мефодию, канон св. Андрею Первозванному исп. Наума Охридского, заупокойный канон), отмечены такой архаичной чертой, как наличие 2-й песни. Несмотря на то что слав. авторы прошли единую школу и постоянно сотрудничали между собой, их произведения индивидуальны. Константин, с его явным пристрастием к большим и сложным акростихам, тяготел к поискам в области формы. В то же время Климент (часто ограничивающийся в своих творениях сокращенной «подписью» - акростихом  ) более эмоционален и склонен к выражению владевших им чувств и молитвенного настроения от 1-го лица. Период полноправного существования слав. Г. в I Болгарском царстве не был продолжительным. При царе Петре (927-969) происходил процесс общей византинизации церковной и культурной жизни в стране (хотя нельзя исключить, что он начался ранее, в последние годы правления Симеона (913-927), стремившегося к созданию единого «Царства болгар и греков»). В Г. появились новые переводы богослужебных книг с греческого или осуществлялось их редактирование и унификация по визант. (к-польским) образцам. Тексты, не соответствовавшие им, исключались из богослужебных книг и (или) сокращались (порой оказываясь в комбинированных текстах и циклах) или же переносились на пред- и попразднства. О положении дел после этой реформы в Вост. Болгарии можно судить отчасти по древнерус. традиции XI - раннего XV в. (см. соответствующий раздел). Более благоприятной оказалась ситуация в зап. части царства (совр. Македония), где со времен свт. Климента Охридского сохранялись стойкие кирилло-мефодиевские традиции. Здесь уцелели, напр., триодные песнопения Константина и ряд др. памятников, исчезнувших на востоке страны. Наиболее поздним памятником болг. Г. эпохи Болгарского царства является служба царю Петру, написанная не ранее 967 г. и представленная 2 сокращенными списками ( Иванов. (I) 19312. С. 383-394; Кожухаров. (I) 2004. С. 75-79). До последнего времени предполагалось существование гимнографических текстов X в., посвященных св. Иоанну Рильскому, в составе позднейших (XIII-XIV вв.) служб ему (см., напр.: Кожухаров. (I) 2004. С. 60-74), однако в наст. время выясняется ( Добрев. (II) 2002), что они либо не существовали, либо к XIII в. уже были утрачены.

http://pravenc.ru/text/165013.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010