На прошедшей неделе пришла весть из Питера, что нашего о. ректора 697 назначают в Томск на место скончавшегося владыки Виталия 698 . Кто-то будет здесь ректором? А если будет наш Феодор Михайлович (Надеждин) 699 , то кто-то будет у нас училищным начальником? Если случится эта перемена, она будет очень важна для меня. С иным трудно ужиться и приведется, может быть, расстаться с училищем в котором привелось прослужить 35 лет, и последние годы пожить так спокойно в казенном помещении. Этим обязан вашей любви. Никогда не забуду вашего благодеяния. С нового года наши учебные заведения будут содержаться на епархиальные средства. Жалованье наставнику положено до 600 р. в семинарии, а в училище – 200, 250 и 300 р. Теперь можно будет существовать и наставнику училища». Какие скромные и ограниченные, подумаешь, желания почтенного ветерана-педагога!.. 30-го декабря протоиерей А. Юркевич частною запискою извещал меня, что 29-го ч., в зале Полоцкого Мирового съезда, было собрание, состоявшее из 14 лиц, для предварительного рассуждения об учреждении в г. Полоцке Братства и, по общему соглашению в основных правилах, решили: составление Устава поручить трем из числа бывших в собрании лицам, а именно: Законоучителю Военной гимназии о. Алексею Добрадину, Директору гимназии генерал-майору Григорию Кузмин-Короваеву и Председателю Полоцкого мирового съезда половнику Леониду Черкасову. Предположено братству быть при церкви военной гимназии, во имя Свят. Николая и пр. Евфросинии. Так окончился для меня, на новом месте моего служения первый, 1866 г. Немного прошло времени со дня прибытия моего в Витебск, но как много уже, в этот короткий срок, мною передумано, перечувствовано, переиспытано!.. А что ожидало меня еще впереди!.. Под влиянием испытанных мною в течении полугода со времени назначения моего на полоцкую паству, разнообразных чувств и душевных волнений, я думал было заключить представленный мною в Св. Синод первый отчет о состоянии Полоцкой епархии в 1866 г. такими словами: Вообще религиозно-нравственное состояние Полоцкой паствы, в каком она найдена мною, таково, что оставляет многого желать для ее возвышения и утверждения в здравых понятиях веры и в чистых правилах христианской нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

при Д. м. была организована в нач. XX в. архим. Флорентием (Рышковым) по инициативе Воронежского архиеп. Анастасия (Добрадина). Свящ. А. Кременецкий (впосл. архим. Александр ) так описывал школу: «Все дети-школьники - полные пенсионеры монастыря. Учитель содержится также на счет монастыря (квартира, стол и жалованья 360 р. в год). Образование детей монастырской школы не ограничивается только учебным курсом школы. Дети обучаются там же в монастыре, все без исключения музыке, преимущественно игре на скрипке, и каждый по своему желанию обучается какому-либо ремеслу: переплетному, портняжному и сапожному. Живут они в монастыре до возраста лет, а потом, с запасом знаний и обеспеченные на счет монастыря бельем, летнею и зимнею одеждою и обувью, а также снабженные до приискания места небольшою суммою денег (у каждого мальчика есть сберегательная книжка для вкладов в кассу гривенников, пятиалтынных, которые перепадают им больше от о. настоятеля в монастыре), они оставляют монастырь, унося с собою благодарное воспоминание о воспитавшей их св. обители». Экономическое положение 25 янв. 1656 г. посланные в Москву иноки Д. м. били челом царю Алексею Михайловичу , что «по указу великаго государя велено было игумну Гурию с братьею 10 человекам для скудности давать по рублю человеку и с коротояцких таможенных и с кабацких доходов ежегодно без московские волокиты», о чем 29 янв. приказному человеку Данилу Шенкурскому в Коротояк была послана грамота. 20 сент. 1657 г. царь Алексей Михайлович «велел им своего государева жалованья хлебные милостыни давать в Коротояке из своих государевых житниц по 10 четей ржи, овса потому ж на год» ( Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32-33). С сер. XVII в. главной хозяйственной заботой Д. м. стало построение мельницы и приобретение покосов. Вместе с вкладчиком полковником Дзиньковским настоятель игум. Андроник подал царю челобитную, в к-рой просил разрешить Д. м. построить «своим заводом» на р. Тихая Сосна мельницу и передать обители расположенный возле нее покос. Мельница была построена, а в 1663 г. мон-рю отмежевались луга в устье Тихой Сосны, ранее принадлежавшие коротоякским казакам. После набегов татар и отрядов Разина, в 1673 г., царь Алексей Михайлович пожаловал Д. м. «на свечи, на ладон, и на церковное строение, и на вино, и им на пропитание» право безоброчно построить на р. Потудани мельницу. Право на владение этой мельницей подтверждали и грамоты царей Феодора Иоанновича, Иоанна и Петра Алексеевичей.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Примерно в 1970 году остатки монастыря передали краеведческому музею, и тут же Центральный райисполком распорядился сломать казначейский корпус, а второй деревянный этаж настоятельского дома продал одному из колхозов на стройматериалы. Нижний этаж разобрали на кирпич местные жители, не убоялись греха! И у музея монастырь оказался бесхозным: средств на его восстановление не было. Перемены в отношении памятника архитектуры произошли в 1980-е годы. Лет восемь назад реставрационная мастерская восстановила древнюю колокольню (проект выполнила архитектор Т.И. Полещук). Звонница стояла оштукатуренным островком в запустении, среди бурьяна и свалки мусора. Надгробные памятники вокруг нее давно исчезли, и следов кладбища было уже не сыскать. В 1989 году монастырь возвратили епархии. Сразу же там закипела работа. За два года была восстановлена двухэтажная церковь, старая колокольня вновь обрела свои функции, а надвратная стала только церковью: она завершена пятью главами на уровне достроенного второго яруса. Последний факт, на мой взгляд, заслуживает сожаления, ибо в начале XX века пятидесятиметровое сооружение относили к числу самых красивых колоколен Воронежа. Утрачена эта красота была давно, в том нет вины церкви, но теперь неповторимый облик постройки уже не вернуть. Хотя». не спорю, новая церковь и сейчас смотрится привлекательно. ...На монастырской территории развернулось новое строительство, выросли кельи для послушниц, хозяйственные постройки. Выделен небольшой участок для захоронений. С Коминтерновского кладбища в 1993 году были перенесены останки воронежских владык XVIII—XX веков — Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Антония II (Смирницкого), Серафима (Аретинокого), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина) и Тихона IV (Никанорова). Установлен здесь и надгробный знак профессору М. С. Цвету. За цветником — часовня для освящения воды. 4 ноября 1990 года, в день Казанской иконы Божией Матери, открылся женский Алексеевский Акатов монастырь.  К монастырю переместилась от Покровского собора резиденция главы епархии (там она была снесена в связи со строительством театра).

http://sobory.ru/article/?object=00822

Давно не имел я с Вами ни личного свидания, ни письменных сношений. Письмо Ваше напомнило мне о наших прежних взаимных отношениях. Много протекло лет с тех пор, как началось наше с вами знакомство, и много произошло с тех пор перемен, особенно со мною. Но ваше положение более прочно и постоянно. Как же Вы здравствуете и благополучно ли Ваше семейство». Из Владимира писал мне от 22-го числа преосвящ. Иаков: «Из Харькова пишет мне один старец «Я живу среди белого духовенства и с горестью души вижу, что с ним деется. Страх берет за св. Церковь . Семинарии наши вот за что пора взяться. Св. отцы там заброшены; все по западн. богословам учат. Восточные негодны; византийство чуть не ругательное слово у бел духовенства, а того и не вспомнят, откуда воссиял наш луч веры. Выходят из семинарии молодые люди неверами. Мыслимо ли это? Посмотрите, сколько политич. преступников выступило из семинарий. Молодые священники уже дают себя знать. Посты не для них, ряса им в тягость. Теперь уже усиливаются ослабить власть архиерейскую, нападают на нее. Хвалил я Преосв. Савву за то, что молодых священников сдерживал. Картина, как видите, поучительная. Вот Лорис Меликов 211 настаивает чтобы Воронежского владыку удалили 212 . На семинарию внимания не обращает!! – Армянину ни почем правосл. архиерей. А преосв. Серафим делал для него вечер! – Ректору сделал Л-с М.-в замечание, что его не встретил, учениками остался недоволен: держать себя не умеют. Один из них держал руку на столе, другой заложил ее в пазуху. Гражд. начальство сделало гостю встречу царскую». 28-го ч. писал я в Витебск новому Ректору Семинарии, протоиерею А. М. Добрадину, бывшему законоучителю Полоцкой военной гимназии: «Узнавши на днях из официальной газеты о вашем назначении на должность Ректора Витебской Семинарии, спешу братски приветствовать Вас с новым почетным. хотя и не безотчетным, назначением. Да поможет вам Господь с таким же успехом и с такою же пользою проходить новое служение, с какими Вы всегда проходили свои прежние. Но при этом не могу не пожалеть, что Вы ранее не приняли ректорской должности: теперь вы были бы уже опьтттным ректором. Впрочем добрые дела никогда не поздно начинать.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Главным средством пастырского окормления, как о том еще придется подробнее говорить, считалась проповедь  . О развитии приходской жизни в XVIII в. совершенно не думали, как бы забыв, что именно из приходов, как из клеток, состоит тело Церкви. Начатки самоуправления церковных общин (например, в форме выборности духовенства) постепенно отмирали, более того — они подавлялись сверху. Поэтому данных, которые могли бы свидетельствовать о роли епископов в развитии приходской жизни, мало. Тем не менее несколько имен назвать нужно. Из архиереев XVIII в. заслуживает упоминания архиепископ Варлаам Петров. В XIX в. активный интерес к церковноприходской жизни проявлял Костромской епископ Виссарион Нечаев (1891–1898), который до своего посвящения в архиерейский сан в течение 30 лет служил приходским священником в Москве. Свой вклад в оживление приходской жизни внес и Воронежский архиепископ Анастасий Добрадин (1898–1913), пользовавшийся в своей епархии большим авторитетом  . Однако популярность епископа зависела прежде всего от его способности торжественно и величаво отправлять богослужение. Русский народ переживает свою веру в первую очередь через литургию, поэтому он всегда ценил архиереев, которые умели служить с подобающим достоинством, прощая им за это иные их слабости. Архиерейское богослужение являлось одним из средств привлечения народа к церковной жизни и даже могло служить инструментом внутренней миссии. Жестокий деспот Вятский епископ Варлаам Скамницкий (в 1743–1748 гг. в Вятке, в 1748–1761 — в Великом Устюге) совершенно искупал в глазах народа все отрицательные черты своего характера чинностью богослужения. Величественная внешность Петербургского митрополита Антония Рафальского (1843–1848), человека во всех других отношениях ничем не замечательного, и красота его богослужения привлекали в храм толпы народа, готового не замечать явных недостатков своего архиерея. Знаменит своими богослужениями был также митрополит Григорий Постников. В Каменец–Подольске на литургии, совершаемые Подольским епископом Кириллом Богословским–Платоновым (1832–1841), стекались не только православные, но и католики. Всероссийской славой пользовались богослужения митрополита Филарета Дроздова. В Москве в этом отношении народ был особенно избалован и придирчив. Так, непопулярность Московского митрополита Леонтия Лебединского (1891–1893) объяснялась именно поспешностью, поверхностностью его богослужений, а не недостатками в управлении  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Троицкий (Смоленский) собор в Вороне-же. 1779–1789, 1822 гг. (не сохр.). Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) 29 июня 1869 г. архиеп. Серафим (Аретинский) образовал епархиальный комитет Православного Миссионерского об-ва , во главе комитета стоял викарный Острогожский епископ. В кон. XIX в. архиеп. Анастасий (Добрадин) ввел должности епархиального и окружного миссионеров. С марта 1913 г. епархиальные миссионеры регулярно проводили пастырско-миссионерские собрания по благочиниям. Целью собраний являлась организация внутренней миссии в епархии, помощь духовенству в борьбе с сектантством и распространением старообрядчества. В 1786 г. еп. Тихон (Малинин) учредил при Воронежской ДС правление для наблюдения за проповедями в Благовещенском кафедральном соборе и для цензуры проповедей. В нач. XIX в. из-за низкого уровня образования духовенства еп. Арсений (Москвин) разрешил проповедовать только «ученым священникам», т. е. прошедшим полный семинарский или академический курс. Продолжалась практика «чередного проповедничества» в кафедральном и уездных соборах. Семинарское правление в Воронеже и духовные правления в уездах предварительно проверяли проповеди и направляли на утверждение архиерею. В уездах была введена должность цензора проповедей. С сер. 90-х гг. для обсуждения вопросов пастырской практики и церковно-общественной деятельности проводились пастырские, благочиннические, уездные и епархиальные собрания, к-рые созывались не реже 1 раза в год. Церковно-общественные просветительские организации Митрофанов Благовещенский мон-рь в Воронеже. Хромолитография. 1902 г. (ГИМ) Митрофанов Благовещенский мон-рь в Воронеже. Хромолитография. 1902 г. (ГИМ) В 1816-1824 гг. в епархии действовали по меньшей мере 2 отд-ния Российского библейского об-ва (в Острогожске и Ольховатке). 25 янв. 1898 г. открылся Воронежский епархиальный отдел имп. Православного Палестинского об-ва, размещавшийся в Митрофановом мон-ре. 31 янв. 1901 г. был создан Церковный историко-археологический комитет (ЦИАК), в к-рый вошло ок. 100 чел. (попытки учреждения предпринимались в 1886 и 1894). Попечителями комитета являлись Воронежские архиереи. Комитет имел собственный печатный орган - ежегодник «Воронежская старина» (изд. в 1902-1916). Члены ЦИАК в 1914-1916 гг. участвовали в подготовке к канонизации архиеп. Антония (Смирницкого).

http://pravenc.ru/text/155254.html

Вечером, в 6 ч., слушал всенощную; а на другой день, 10-го числа, совершал литургию в главном храме Богоявленского монастыря. Вечером того же дня присутствовал за всенощною в Николаевской военно-гимназической церкви и выходил на литию и величание. 11-го ч., в неделю Всех Святых, совершал в той же Николаевской церкви литургию и молебен пред иконою свят. Николая и преп. Евфросинии Полоцкой, в честь коих учреждалось Полоцкое Братство. На молебне после обычных многолетствий, провозглашено было многолетие православным христианам ревнующим о благе веры и св. церкви. Затем, в квартире директора гимназии, куда собрались члены – учредители и почетнейшие из участников в церковном торжестве, по пропетии певчими церковного стиха: «Днесь благодать Святого Духа нас собра» и тропарей свят. Николаю и препод. Евфросинии, председателем совета братства, Законоучителем гимназии священником Добрадиным, прочитана была записка об учреждении и первоначальных распоряжениях Братства. По выслушании записки присутствовавшими подписан был акт открытия Братства и сделаны посильные приношения и пользу новооткрытого Братства. Общая и главнейшая цель Полоцкого Церковного Братства есть, по указанно его Устава (§ 2), споспешествование к охранению и утверждению спасительных истин и правил Православной Христианской веры в православном народе Белорусского края. Частнейшие же задачи оного составляют: а) поддержание церковно-приходских школ, содействие открытию новых на законных основаниях и, при первой возможности, основание собственной школы, с целью приготовления для церковно-приходских школ народных учителей из среды самого народа; б) заботы о благолепии храмов Божиих и о возвышении внешней чинности и торжественности богослужения; в) вспомоществование истинно нуждающимся из всех сословий, и г) попечение о возвышении народной нравственности (§ 3). 12-го числа возвратился я в Витебск. От 10-го числа писал мне из Москвы К. И. Невоструев пространное и весьма интересное письмо, между прочим, о пребывании в Москве Славянских гостей. Вот содержание этого письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Брат, сестра и всё семейство просят Вас, Преосвященнейший Владыко, помолиться, дабы Господь их и послал им сил перенести столь великое горе!» 5-го ч. получил я письмо из Полоцка от Председателя Церковного Братства, протоиерея А. Добрадина 846 . Он писал мне от 1-го числа: «Совет Полоцкого Церковного Братства считает священным долгом приветствовать Ваше Преосвященство с торжеством Вашего тезоименитства и усердно молит небеснаго Пастыреначальника, да продлит Он по молитвам пречистой Владычицы нашей Богородицы и преподобного Саввы Вишерского дни жизни Вашей в ненарушимом здравии и благополучии ко благу святой своей церкви, на помощь Полоцкому Церковному Братству и к радости всех, глубоко почитающих священную особу Вашего Преосвященства. Пользуясь настоящим случаем, вменяю себе в приятнейший долг принести Вашему Преосвященству сердечную мою признательность за брошюрку, заключающую ответ на одну из возмутительных статей Цер.-Общ. Вестника, которую я имел честь получить от Вашего Преосвященства; эта брошюрка принесла мне (да и не мне только, но и другим, кому я давал её прочитать) величайшее удовольствие во 1-х потому, что заключает спокойный и основательный ответ на возмущающую чувство статью; во 2-х она пришла ко мне, именно, в тот день и, позволяю себе сказать, час, когда я подумал, прочитав новую статью Цер.-Общ. Вестника: «как приятно было бы прочитать «опровержение» Преосвященнейшего Саввы в Харьковских Епарх. Ведомостях!», в 3-х она служит свидетельством Вашего архипастырского внимания к моему недостоинству». 8-го ч. получил я письмо из Киева от бывшего ученика моего по Московской академии, Экстра-ординарного профессора Киевской Академии, Александра Дмитр. Воронова 847 . Он писал мне от 5-го числа: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Всегда питая к Вам чувства искреннего уважения, как к бывшему моему Наставнику и Начальнику, по незабвенной общей нашей alma mater Московской академии, имев некогда удовольствие и честь получить от Вашего Преосвященства некоторые из Ваших ученых трудов, поставляю долгом препроводить к Вашему Преосвященству только-что изданное исследование свое под заглавием: Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия 848 . Усерднейше прошу Ваше Преосвященство принять мою книжку как знак искреннего, глубокого почитания к Вам и добрых чувств какие я всегда питал и питаю к особе Вашего Преосвященства. Было бы приятно, если бы исследование, за которое я хотел бы получить степень доктора Богословия, было признано стоящим не ниже тех научных требований, какие внушала своим ученикам Московская Академия и преимущественно присно с похвалами поминаемый её знаменитый учитель Александр Васильевич Горский, мудрости и любви обильный образ которого так часто предносился мне при исследовании открытых им Паннонских житий свв. Кирилла и Мефодия. Благоприятные отзывы ученых о моем посильном труде укрепили бы меня в намерении издать со временем и самую историю жизни и деятельности свв. первоучителей Славянских».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНАСТАСИЙ (ДОБРАДИН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин).Фото с сайта Блокнот-Воронежа Архиеп. Анастасий (Добрадин). Редакция текста от: 09.01.2018 09:17:28 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/948.html

иером. Иаков (Цветков) В Афонском кондакарие помещены еще следующие кондак и икосы тому же святому: Кондак, глас 4-й Под.: Вознесыйся... Ты явился возделанным от Бога (γεωργιθες π Θ), честнейшими делателем (γεωργς) благочестия, собрав себе множество (φργματα) 160 добрадетелей; ибо, посеяв слезами, ты пожинаешь радостью; пострадав же кровно, ты приял Христа: почему, молитвами твоими, святе, ты всем подаешь прощение прегрешений. Икосы: 2) Сей непорочный Господень мученик, видя царюющую тогда поместно лесть идольскую, этих слепых и глухих тварей, подобно как огонь, светло сияющий во мраке, просвещает погрязающих в бездне нечестия и управляет их к себе (πρς αυτν). Так, сей мученик просвещает сущих во тьме; почему он и совершает свои подвиги, преподав себе (τπον αυτ δος) образ рабов Христовых, ищущих Его; ибо к поработившимся идольскому служению он течет со тщанием, вопия: «Есть Христос, всем подающий прощение прегрешений». Тогда царем был страшный и неукротимый нравом, Диоаклитиан, давший повеление не покланяться Христу. Великий между подвижниками, Георгий, почитая сие дерзостью, тотчас взошел в ристалище, и, посреди всех находившихся там злодеев, нисколько не упал духом; не устрашили его огнь и мечи; ни о чем не воспоминал он среди множества мучений, возводил же очи свои к единому Господу, которому токмо он предал себя в послушание, – всем подающему прощение прегрешений. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010