Осенью 1890 года в судьбе Η. Н. Глубоковского произошел неприятный поворот: из-за случившегося при его обучении на четвертом курсе МДА инцидента, он не был удостоен профессуры и был направлен, в соответствии с общепринятой практикой того времени, преподавателем провинциальной духовной семинарии – Воронежской. Это было нелегким испытанием для молодого ученого. Пережив на собственном опыте трагедию временного расставания с академической средой, Николай Никанорович впоследствии много сил потратил на то, чтобы исключить ситуацию, когда молодые ученые, окончившие академию и полностью построившие свою жизнь в видах дальнейших научных исследований, вдруг оказывались выброшенными за борт духовных академий всего лишь по причине отсутствия свободных преподавательских мест. В позднейшей записке «К вопросу о нуждах духовно-академического образования» он предлагал вводить в расписание академий специальные дополнительные часы, дабы удержать подготовленные перспективные молодые кадры в рамках академических структур путем удобной для них возможности приобретать преподавательский опыт, читая спецкурсы. Целый год (с 18 октября 1890 по 21 октября 1891) провел Николай Никанорович в Воронежской духовной семинарии в качестве преподавателя Священного Писания . Здесь на него обратил внимание правящий Воронежский епископ Анастасий (Добрадин,1913), посещавший его занятия в семинарии, и летом 1891 года порекомендовал молодого ученого ректору Санкт-Петербургской духовной академии епископу Выборгскому Антонию (Вадковскому) . В результате осенью того же года Николай Никанорович был приглашен на кафедру Священного Писания Нового Завета в СПбДА, на которой трудился сначала в должности доцента, далее с 1894 по 1898 год – экстраординарного профессора, а затем – в качестве ординарного профессора вплоть до 1919 г., когда ему пришлось перейти в Петроградский богословский институт в связи с закрытием академии. Момент занятия им кафедры Нового Завета в СПбДА в 1891 году был не лишен драматизма: в качестве претендента на эту кафедру влиятельный профессор Василий Васильевич Болотов рекомендовал Александра Петровича Рождественского (1854–1930), который и был избран большинством голосов Ученого совета (9 против 4). Но на том же заседании ректор епископ Антоний (Вадковский) предложил кандидатуру Η. Н. Глубоковского , и через 10 дней митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский , 1799–1892) утвердил его своей резолюцией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ее освятил епископ Анастасий (Добрадин). В 1904 году перестроена колокольня. В XIX веке Чугуновское кладбище стало одним из самых крупных в Воронеже. Оно подразделялось на несколько частей. Справа, примерно там, где телецентр, погребали лютеран и католиков; на северной окраине, ближе к улице Третьего Интернационала, было военное кладбище (расширено и вновь освящено 10 апреля 1890 г.); рядом с городской тюрьмой - больничное и арестантское. На военном кладбище 13 июня 1899 года была освящена часовня без самостоятельного штата. Она сооружена во имя Всех Святых по чертежам начальника Воронежской инженерной дистанции полковника Главацкого. Строилась часовня на средства гарнизона и на частные пожертвования. Лютеранское, или немецкое, кладбище было обустроено в 1866-1868 годах и имело отдельный вход с улицы Пограничной. Этот участок вернее было бы назвать иноверческим, поскольку здесь хоронили представителей всех религий, кроме иудеев. Немецкое кладбище считалось лучшим в Воронеже по планировке, озеленению (труд принял на себя садовод И.Г. Карлсон) и образцовому содержанию. Место погребени не должно было внушать родственникам страха смерти. Кладбище и церкви продолжали действовать после революции. За 1921-1927 годы сохранилась «записная книга о родившихся и крестившихся, умерших и погребенных на Вознесенском кладбище». Трое священников-обновленцев - Иоанн Аскоченский, Александр Палицын и Василий Дикарев - едва успевали исполнять требы. В рукописи архиепископа Сергия (Петрова) по истории Воронежской епархии на основании воспоминаний очевидцев отмечен такой факт: в октябре 1926 прихожане Вознесенской церкви хотели изгнать ярого обновленца Ивана Аскоченского и перейти к архиепископу Петру (Звереву), но священник ключи от церкви не отдал и укрылся в алтаре. Его приспешники вызвали милицию, и так он удержался на своем месте. Церковь пришла в полный упадок и пустовала. Обновленцы наградили Аскоченского митрой и перевели настоятелем Смоленского собора, когда Тихон Попов стал тульским митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=35367

8 июня 1891 г. епископом Острогожским определен Алеутский и Аляскинский еп. Владимир (Соколовский-Автономов ; впосл. архиепископ). 16 сент. 1896 г. он возглавил епархиальный училищный совет, содействовал открытию церковноприходских школ. Архиерей заботился о благосостоянии Акатова мон-ря, в 1896 г. учредил при нем второклассную регентскую школу, к-рая готовила учителей для церковных школ и регентов для церковных хоров, а также организовал в обители хор, к-рый славился далеко за пределами Воронежа. 22 дек. 1896 г. еп. Владимир назначен на Оренбургскую кафедру. 24 мая 1897 г. викарий Литовской епархии епископ Брестский Иосиф (Соколов) определен епископом Острогожским. В Воронеж он прибыл 10 июля того же года. Архиерей состоял председателем епархиального училищного совета (с 17 июля 1897), председателем совета братства святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, председателем епархиального комитета ПМО, товарищем председателя местного отдела Имп. Палестинского православного общества (с 17 дек. 1898). 27 сент. 1897 г. освятил ц. во имя свт. Митрофана Воронежского в здании исправительного арестантского отд-ния в Воронеже. Еп. Иосиф активно содействовал благоустройству Акатова мон-ря, на его средства под колокольней была построена домовая ц. во имя прп. Сергия Радонежского (в ней впервые в Воронеже был устроен басменный (см. ст. Басма ) иконостас), но освятить церковь архиерей не успел. 31 янв. 1900 г. он был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии; на его место определен находившийся на покое Екатеринбургский еп. Владимир (Шимкович ; впосл. митрополит). 25 февр. еп. Иосиф покинул Воронеж. Еп. Владимир прибыл в город в марте 1900 г. Помогая Воронежскому еп. Анастасию (Добрадину ; с 6 мая 1902 архиепископ), он инспектировал сельские приходы и духовные учебные заведения, рукополагал священников, освящал храмы, участвовал в работе Церковного историко-археологического комитета и местного отд-ния ПМО. Как председатель епархиального училищного совета, много внимания уделял совершенствованию образования в церковноприходских школах. По настоянию еп. Владимира в Акатовом монастыре отремонтирована 2-этажная Алексиевско-Воскресенская (ныне Алексиевско-Владимирская) ц., организованы для прихожан воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами; в 1911 г. он совместно с архиеп. Анастасием освятил после ремонта крестовую ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В мае 1913 г. Острогожский епископ возглавил чин погребения архиеп. Анастасия. Достигший почтенного возраста еп. Владимир высказывал желание до конца жизни оставаться в Воронеже.

http://pravenc.ru/text/2581669.html

В хорошем настроении я отправился к брату Льву Захарьевичу на Петровку, где и ночевал. Это было, кажется, в среду. В четверг я явился в канцелярию Синода, встретил митр. Крутицкого Петра и прочел на его лице великое смущение, но о причине его и не подумал. Задним числом мне выдали письменное приглашение в Москву для хиротонии — официальное за номером, датой и печатью. Здесь я встретился с преосвященным Владимиром, который когда-то в дни моей молодости епископствовал в Соединенных Штатах, а потом, когда я был в Воронежской семинарии преподавателем Св. Писания, был викарием в Воронеже у епископа, впоследствии архиепископа, Анастасия (Добрадина), и наконец, архиепископом в Екатеринбурге. Он удивился, как я решаюсь ехать в Петропавловск: «там ведь пожар» — сказал он. Он разумел восстание против большевиков и их тамошние репрессии. Я об этих репрессиях ни от кого ничего не слыхал, но сведения вл. Владимира по проверке оказались непреувеличенными и точными: расстрелы и тюрьмы. Я собирался просить митр. Крутицкого оказать содействие тому, чтобы мне изготовили архиерейскую грамоту поскорее, дабы можно было после хиротонии 7/20 января сразу же выехать из Москвы в Петроград. У меня очень мало было денег. Получилось другое. Выехать-то я выехал, да только без архиерейской грамоты. Перехожу к главному. Когда шло заседание 3/16 января 1924 г. Синода с присутствием на нём Е. А. Тучкова, я в мантии сидел в приемной Патриарха, где был и Соколовский — секретарь Тучкова и агент ГПУ. На чьи-то вопросы очень общего характера Соколовский всё время молчал, я стал давать детальные ответы: я был не в меру откровенен, хотя и правдив, конечно. Тут был архим. Анемподист, эконом Святейшего и епископ Екатеринославский Иоанн. Я рассказывал о своих Петроградских проповедях против большевиков, о своих выступлениях против безбожников на диспутах. К концу своих разглагольствований не менее часа полтора я заметил крайнее возбуждение на лицах слушателей кроме, конечно, Соколовского, которые очень уклончиво стали отвечать мне. Всё было испорчено. После заседания Синода Тучков и Соколовский уехали в ГПУ, а я после «наречения» — домой на Петровку. Дорогой Соколовский, очевидно, рассказал Тучкову о моих подвигах с моих же слов и они из ГПУ послали агента в Донской монастырь арестовать меня. Мой адрес по Москве не был никому известен — три дня я имел право жить без прописки. В Донском монастыре меня, конечно, не нашли, хотя перерыли весь монастырь, пригрозили арестом кому нужно и кому не нужно, и уехали. Полагая, что я днем был в отлучке, агенты ГПУ ночью снова ворвались в Донской монастырь, снова все помещения обыскали, грозили коменданту расстрелом и т. д. — и уехали «с носом». Вот источник смущения, когда я на следующий день явился в патриаршую канцелярию для переговоров об архиерейской грамоте.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

В 1878 г. инокиня Аркадия была переведена в Знаменский Званский Державин монастырь на Волхове в 70 верстах от Нов­города на должность казначеи. В Званском монастыре она также была помощницей начальницы Державинского училища. В этой обители 10 мая 1879 г., во исполнение резолюции митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора (Никольского) , она была пострижена в мантию с наречением имени Таисия. Постриг совершал казначей Ионо-Отенского монастыря иеромонах Арсений. В Званском монастыре, бывшем имении Г.Р. Державина, монахиня Таисия написала несколько молитвенно-созерцательных стихотворений, впоследствии включенных ею в сборник «Духовные стихотворения» (1892). В феврале 1881 г. митрополит Исидор вызвал монахиню Таисию в Петербург для назначения начальницей Леушинской женской общины. Неожиданное для монахини Таисии назначение было обусловлено тем, что в начале 1881 г. подала прошение об увольне­нии на покой старица Леонтия, третья с момента основания общины в 1875 г. леушинская начальница. Община находилась в тяжелом материальном положении, раздиралась внутренними нестроени­ями. Время прибытия монахини Таисии в общину «было едва ли не самое тяжелое, как для самой общины, так и для новой началь­ницы» 217 . 19 марта 1881 года последовала резолюция Высокопре­освященнейшего митрополита Исидора об утверждении монахини Таисии начальницей Леушинской Иоанно-Предтеченской общины, с этого времени «начался для Леушинской общины новый и решительный период перерождения ее к лучшему» 218 . Монахиня Таисия начала свою деятельность с постройки ограды вокруг общинных строений, приискания места для подворья в г. Череповце и устройства церковно-приходской школы. Затем в монастыре были построены гостиница для посетителей, дома для причта, келейный и рукодельный корпуса. 1 октября 1881 г. состоя­лось открытие школы для детей села Леушино. В 1883 г. была освящена часовня в честь иконы Божьей Матери «Достойно есть» при Леушинском подворье в Череповце. Икона для часовни была прислана из Пантелеймоновского монастыря на Афоне по личной просьбе монахини Таисии. В 1884 г. было положено начало Леушинской церковно-учительской школы, задолго до решения училищным Советом при Св. Синоде учредить подобного типа женские училища. В том же 1884 г. обитель впервые посетил епископ. Преосвященный Анастасий (Добрадин) произвел ревизию и счел возможным переименовать Леушинскую общину в обще­жительный монастырь. Определение Св. Синода о переименовании Леушинской общины в монастырь последовало 3 сентября 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная. Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.). Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский. Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 г. с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII - нач. XX в.в.: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е г.г. и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 г.

http://sobory.ru/article/?object=00822

В 1875 г. по инициативе прот. А. Светлова при соборе было организовано приходское благотворительное об-во (устав утвержден 26 июня 1875 г., 1-е собрание состоялось 7 сент.). Об-во имело максимально открытый характер - в его члены принимались лица «без различия пола, звания, состояния и вероисповедания». К 1 янв. 1876 г. оно насчитывало 230 членов, через год - 310. 17 апр. 1876 г. об-во открыло приходский приют в арендуемом помещении, в следующем году приобрело участок земли, на к-ром в 1878-1879 гг. был построен 2-этажный деревянный дом (Александровский проспект, 10; не сохр.). В нем разместились совет об-ва и приходский приют. К этому зданию для служения молебна в день престольного праздника собора направлялся крестный ход по Александровскому проспекту. Ремонт собора к юбилею учреждения ордена св. Владимира из-за недостатка собранной суммы ограничился лишь самыми необходимыми работами. Литургию и молебен 22 сент. 1882 г. в обновленном соборе совершил митр. Исидор с еп. Выборгским Анастасием (Добрадиным) и многочисленными протоиереями - владимирскими кавалерами. Настоятель прот. А. Смирнов вошел в их число - он был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. 15 авг. 1881 г., в день престольного праздника Успенского придела, прихожане собора решили соорудить на углу Большого проспекта мемориальную часовню св. блгв. кн. Александра Невского в память об имп. Александре II. Проект составил прихожанин, академик архитектуры Н. Н. Ковригин. Место для постройки определили на зап. стрелке Князь-Владимирского сквера, откуда лучами расходятся 3 магистрали - Большой и Александровский проспекты и Церковная ул. Закладка состоялась 15 авг. 1882 г., 30 окт. 1883 г. прот. А. Светлов отслужил у стен часовни молебен по случаю постановки надкупольного креста. Внутренняя отделка затянулась: освящение часовни состоялось 2 июня 1886 г. Торжество возглавил ректор СПбДА еп. Ладожский Арсений (Брянцев). Часовня сооружена в стиле необарокко и соответствует архитектуре собора. В 1883 г. был перестроен и украшен пропильной резьбой в рус. стиле 2-й церковно-причтовый 2-этажный деревянный дом (Успенский пер., 2; не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841580.html

Илларион Алексеевич умер, «состоя на службе» 49 , 3 ноября 1893 г. «от хронического воспаления почек и острого ревматизма» 50 . Очевидно, обострение болезни наступило внезапно, так как незадолго до кончины он «был бодр и духом и телом» 51 . Запись о смерти и погребении находится в метрической книге церкви свв. Симеона и Анны – приходском храме Чистовича, последние годы жившего в доме 34 по Литейному проспекту 52 . Но в действительности отпевание состоялось в церкви Св. Духа Александро-Невской лавры. Его предваряла заупокойная Литургия, которую возглавил архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин) 53 , ученик покойного. Отпевание совершил Петербургский митрополит Палладий (Раев) в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии еще более многочисленных мирян – коллег, друзей и учеников покойного, а также высших чиновников Российской империи: обер-прокурора К.П. Победоносцева , министра народного просвещения и др. 54 Илларион Алексеевич был погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, рядом с могилой своей первой жены. Еще вскоре после ее смерти, в 1876 г., он купил там место для себя 55 . Усопшему ученому и государственному деятелю было посвящено несколько некрологов. Два из них – в «Церковном вестнике», написанный А.П. Лопухиным , и анонимный в «Церковных ведомостях» 56 , являются ценными биографическими источниками. Смерть Иллариона Алексеевича вызвала отклик и на его малой родине, в Калужской епархии. В местной семинарии была совершена заупокойная Литургия и панихида, а в «Калужских епархиальных ведомостях» появилась заметка, которая описывала погребение Чистовича 57 . Она содержит сведения, отсутствующие в других источниках – более подробно расписан состав присутствующих и назван духовник Иллариона Алексеевича, «прот. Перетерский». Имя его не указано. В Петербурге в 1893 г. служили два священника с такой фамилией, но только один из них имел сан протоиерея 58 59 . По-видимому, речь идет об о. Николае Ивановиче Перетерском (1832–189463), настоятеле Екатерингофской церкви, имевшем репутацию одного из лучших законоучителей епархии 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

и в поучении книжного прочитания себе оупраждняя, и присно божественными словесы напитовая душю свою. по священословию псаломническому еже рече давид, хлеб ангельский таде человек. брашна же и одежды и всякого любосластия мира сего оудаляяся. и всеким хранением по писанному сердце свое блюсти тщашеся, и ко всем по бозе любовию всегда оукрашен бываше. такового ради добрадетельного жития его, и блогонравного обычае поставлен бысть ту игуменом. нецынже оубо от братии монастыря того плтьское имуще мудование, вельми преподобного отца оскорбляху, и не лепотная нань глоголаху. он же множицею тем, и непрестанно душеполезная вещая наказания, и ничем же опечалуя их, или чим противляяся им. но отход наедине молешеся богови о них….. и потом паки приходя оучаше их по обычвю…… По днех же некоторых изыде преподобныи отец михаил от кименския обители в царствующий град, нужныя ради монастырьские потребы. Воевода же бе тогда в царствующем граде Зефиназер именуемыи. бе оу него отрок пребывая именем аврамин, иже последи бысть афонасии. тогда бо ему сущую ну еще леты, седу смыслом….. Слышав же оубо отрок авраамий о преподобном отце михаиле, тако прииде ту от кименского монастыря и зело о нем возрадовася. слышав бо о нем от многих, тако велик вдобродетелех муж, и хвалим есть от многих, тако дивен наставник иноческого жительства. сего ради всем сердцем желая его видети, и насладитися от него, еже и бысть. авие оубо прииде, и внимая преподобного словесем и поучением его. тогдаже отрок аврамин и о себе блаженному михаилу поведа, каковых родителей сын, и что вина еже послучаю пребывания в дому воеводы одного. потом же преподобному и тану свою откры, занеже велие промышление належит ему сподобитеся образа и жития иноческого. Преподобнии же отец михаил внегда ему слышати от отрока желание его, акие проразуме онем тако хощет быти сосуд духа святаго, похвалив бога о разуме, и о добром совете его, и зело возлюби отрока и благослови его……. Во время оубо оно, внегда преподобному беседующу к блаженному отроку аврамию, прииде тогда к преподобному отцу михаилу восточныи воевода никифор, сродьству оубо анепсей 522 его, и слышав бескду стрые своего михаила, еже со отроком аврамием, и возрадовася зело.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Честные останки священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора на месте могилы прославленного в 1916 году святителя Иоанна, митрополита Тобольского. Священномученик Гермоген был причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 года. 3 сентября 2005 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля. Полный текст жития священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, опубликован в книге “Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь”. Тверь, 2008. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) августа 1870 — †23 марта/5 апреля 1948 Прославлен на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. 3 Память празднуется 23 марта/5 апреля и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Протоиерей Митрофан, впоследствии архимандрит Сергий, принадлежал к тем людям, чья тонкая христианская душа всем своим существом стремится к красоте преображения во образ Христов, но при этом гармоничным образом соединяет в себе и любовь к своему родному Отечеству — к окружающим полям и лесам, к изысканному и глубокому русскому пейзажу, в котором за очевидностью кроется таинственное недосказанное, а на нём их чуткое внутреннее око различает отблеск красоты Божественного Слова, творящего и подобное Себе райское совершенство, и ступень к нему — нашу землю. Преподобноисповедник Сергий родился 1 августа 1870 года в селе Трёхсвятском Воронежского уезда Воронежской губернии в семье священника Василия Сребрянского и в крещении был наречён Митрофаном. В 1892 году Митрофан окончил Воронежскую Духовную семинарию, и 2 марта 1893 года епископ Воронежский Анастасий (Добрадин) рукоположил Митрофана Васильевича во диакона к Стефановской церкви слободы Лизиновки Острогожского уезда. Диаконом отец Митрофан пробыл недолго — 1 марта 1894 года он был назначен священником 47-го драгунского Татарского полка и 20 марта рукоположен во священника.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010