Завтра и я предпринимаю путь, с целию обозрения церквей, по направлению к граду Полоцку, где, между прочим, предстоит мне испытание в Законе Божием воспитанников Военной Гимназии. – В Полоцке приходится мне бывать, по этому обстоятельству, каждый год, и каждый почти раз я выносил оттуда тяжелые впечатления, а ныне ожидает меня там необычайное обстоятельство»......... 4-го Июня, в 4 часа по полудни, выехал я из Витебска по направлению к Полоцку, для обычной ревизии церквей. Около 6-ти прибыл в местечко Зароново, где, осмотревши церковь и документы, остановился на ночлег в доме Благочинного священника Попова. У Попова при детях оказалась гувернантка, – что, впрочем, в западном крае не редкость. Вечер проведен был мною в беседе с хозяином дома и с молодым помещиком Графом Забелло о разных предметах, касающихся материального положения сельского духовенства, народного образования, современного экономического быта помещиков и проч. На другой день, 5-го ч., осмотрены были мною, по пути к Полоцку, церкви в селах: Сиротине, Черницах, Станиславове, Игумено-Оболе, Шатилове, Соснице и Струни. В Черницах церковь , по причине совершенной ветхости, была запечатана; в Шатилове каменная церковь , обращенная из латинского костела, очень красивой архитектуры; в Соснице церковь деревянная весьма убогая; в Струни нашел я Синодик с следующею, сделанною на нем бывшим благочинным Прот. Юркевичем, надписью: «Завещание. – В книгу сию, глаголемую Синодик, могут, по желанию благочестивых людей, быть вписываемы имена усопших раб Божиих, на предмет постоянного таковых поминовения в Струнской Крестовоздвиженской церкви, но не иначе как после предварительного приношения или вклада только на пользу прописанного Храма Божия, и с ведома местного Отца Благочинного. Тысяча восемь сот пятьдесят седьмого (1857) года, Октября 28 дня. – Полоцкий Благочинный Протоиерей и Кавалер Андрей Юркевич». 6-го ч. присутствовал на экзамене по Закону Божию в Военной Гимназии, а 7-го, в воскресенье, служил в Гимназической церкви, при чем Законоучитель священник Алексий Добрадин 476 – магистр возведен был мною в сан Протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Комиссия митрополита Иоанникия высказалась за повсеместное «введение ежедневного совершения в семинарских храмах божественной литургии, с тем, чтобы воспитанники посещали их по очереди, в установленном порядке». Однако против такой инициативы выступил ряд архиереев. «Никто не сомневается в том, - писал архиепископ Амвросий, - что возможно частое посещение воспитанниками духовных учебных заведений богослужения может иметь самое благотворное влияние на их нравственное настроение, но ежедневное совершение ранних литургий будет напрасным. Это удобно в коллегиумах Римской церкви, где тайная месса совершается четверть часа, но не при нашей литургии, которая требует более часа времени при неспешном служении. Поэтому, это посещение будет, надо полагать, тягостною повинностью, и ежедневными посетителями ранних литургий духовно-учебных заведений будут только ученики, желающие под личиною усердия отличиться перед инспекцией своим благочестием» . В этом же духе высказался и епископ Анастасий (Добрадин): «Богослужение, при котором воспитанник присутствует по приказу или принуждению, может ли воспитать его дух в религиозном?.. Найдется ли у юноши довольно времени, чтобы он ежедневно мог присутствовать при богослужении при том множестве занятий, которые обязательны для него? И в настоящее время, усердный, но не особо даровитый воспитанник каждою минутой дорожит для учебных занятий, - позже, чем предписывает Устав, ложится и раньше, чем требуется, встает и особо дорожит утренним временем: когда же ему идти к обедне? И какая польза будет, если воспитанник будет посещать богослужение по принуждению? Нам думается, что от этого не только не будет пользы, но выйдет положительный вред». И действительно от такого отношения к богослужебному делу пользы не было. Как правило, такие меры вызывали не любовь к богослужению, а обратную реакцию. О том, что творили воспитанники на богослужении, как обращались со святынями, было описано выше и еще будет сказано.     Журналы заседаний Совета МДА за 1893г.//Богословсий вестник. - 1894. -

http://pravoslavie.ru/2214.html

(...) Указаний в уставе на это нет, и епископ имеет право за это сокращение подвергать священника взысканию. (...) Нередко в одной епархии наказывают священников за то, что в другой епархии считается обычно практикуемым и одобряемым. (...) На эти обстоятельства мы указываем потому, что они часто служат для раздражительного владыки побуждением для публичного выговора, наказания священнику 771 . Действительно, как отмечал столичный священник Петр Кремлевский, в одних церквах на всенощной поют «Блажен муж», в других опускают; в некоторых на «Господи воззвах» поют одну стихиру, а в некоторых сельских целых десять. В одних церквах читают кафизмы (больше или меньше), в других вовсе пропускают; в некоторых на каноне читаются все тропари, в других только три, в иных один, а в некоторых вовсе ничего не читают; тоже стихиры «на стиховне» и «на хвалите» (...) Надо подумать и придти к соглашению. Надо выработать нормальный средний устав, которого должны придерживаться приходские церкви, не лишаясь, впрочем, свободы допускать в случае необходимости отступления 772 . С пониманием относились к проблеме и некоторые архиереи. Архиепископ Воронежский Анастасий (Добрадин) в своем отзыве 1905 года сообщал о просьбе назначенного им епархиального совещания дать на предстоящем Соборе определенные указания относительно допустимых сокращений богослужения, добавив, что «без такого пересмотра священники по-прежнему будут стоять в ложном положении» 773 . Архиепископ Ярославский Иаков (Пятницкий) отмечал: Произвольные сокращения тяжело ложатся на совесть совершителей богослужения: один из пунктов ставленнического допроса перед рукоположением во священника требует, чтобы принимающий рукоположение обещался совершать богослужение «без произвольных изменений и сокращений». Это обещание ставленник подтверждает затем присягою с целованием св. Евангелия и св. Креста. Между тем с первых же шагов пастырь замечает, что богослужение везде совершается с произвольными сокращениями, что без сокращений нельзя и обойтись, они являются неизбежным горем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Активное возрождение церковной жизни в епархии началось при еп. Мефодии (Немцове) в кон. 80-х - нач. 90-х гг. В 1982 и 1984 гг. еп. Мефодию удалось отстоять Покровский кафедральный собор от закрытия и сноса, было получено разрешение на начало работ по восстановлению Акатова мон-ря, на месте к-рого находилась городская свалка. В 1982-1987 гг. в 14 районах Воронежской обл., не имевших до этого действующих храмов, открылись более 100 приходов, прошли ремонтно-восстановительные работы в 92 храмах Липецкой обл. Дивногорский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Дивногорский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В кон. 80-х гг. началась передача епархии задонских мон-рей: Рождество-Богородицкого, Свято-Тихоновского, Преображенского, Тюнинского и Толшевского . В 1990 г. состоялось освящение отстроенного заново Владимирского собора Задонского муж. мон-ря. 4 нояб. того же года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом мон-ре, в авг. 1991 г. начались богослужения в задонском Тихоновском жен. мон-ре, в июне 1994 г.- в Толшевском Преображенском жен. мон-ре, в 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском муж. мон-ре, в 1998 г.- в костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-ре . На территории Акатова мон-ря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: свт. Антония (Смирницкого), сщмч. Тихона (Никанорова), митр. Пахомия (Шпаковского), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). На переданных в распоряжение архиерея земельных участках были построены Серафимовский муж. мон-рь и дом для многодетных семей (в рамках сотрудничества с Детским фондом). В 1990 г. освящен памятный знак на месте расстрела репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем, в 1999 г. подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены в Липецке и др. населенных пунктах епархии. В 1998 г. в епархии возродилось колокололитейное и свечное производство, завершилось строительство архиерейского дома с домовым храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», здания епархиального управления и крестильного храма.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Иеромонах Варнава, о котором я сейчас упомянул, известен был мне с давних пор. Я знал его еще послушником и отличным канонархом в Троицкой Сергиевой Лавре, когда я был студентом академии. Он человек очень способный и сведущий в церковных богослужебных порядках; худого о его поведении я никогда ничего не слыхал. Поэтому, когда он в феврале 1867 г. обратился ко мне с просьбою о принятии его в Полоцкую епархию, я тем охотнее согласился его принять, что не видел около себя ни одного способного и сведущего в церковном уставе монаха. Я рассчитывал также найти в Варнаве хорошего и опытного казначея, так как он происходил из торгового сословия. В расчетах этих я не обманулся; но мои надежды на иером. Варнаву не оправдались в другом, именно, в другом, именно, в нравственном отношении, как увидим далее. В то же утро присутствовал на экзамене по Закону Божию в выпускном классе военной гимназии. Законоучитель священник Алексей Добрадин, магистр С.-Петербургской д. Академии – человек очень религиозный и благонравный. Вечером того же дня был на экзамене в Образцовом женском пансионе. Начальница старушка Вернер – довольно образования и обладающая особенным педагогическим тактом. 7-го числа, после утрени и литургии в Богоявленском монастыре, отправлялся в Спасо-Евфросиниевский монастырь, где, по осмотре церквей, посетил духовное женское училище, которое найдено было мною во всех отношениях не в блестящем состоянии. Затем y Игумении имел обеденный стол. Вечерню слушал в Софийском соборе, и затем ревизовал церковные документы. Был в прежнем семинарском корпусе, находящемся рядом c собором. Корпус огромный, но безобразный: он находился уже тогда в чьих – то частных руках. 8-го ч обозревал Полоцкие городские церкви и находящиеся за p. Двиною древний Борисоглебский монастырь: посетил также духовное училище. 9-го отправлялся для обозрения церкви в местечке Струни, отстоящем от Полоцка верстах в 10-ти. Церковь эта каменная, в честь Воздвижения Креста Господня, построена в 1808 г. униатским митрополитом Ираклием Лисовским, который и погребен в этой церкви. Близ церкви доныне существует каменное обширное здание, бывшее некогда загородным домом Полоцких униатских епископов, а ныне принадлежащее казне.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской губернии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Но Константин Алексеевич безбоязненно шел с возглавителями сектантских и раскольнических обществ на прямой и прилюдный диалог, чем стяжал себе всеобщую любовь духовенства и жителей, не исключая и самих раскольников и сектантов. Его неоднократные беседы с известным апологетом Белокриницкой иерархии Климентом Перетрухиным и с беспоповцем Худошиным, в результате которых Перетрухин и Худошин бежали от своих разъяренных собратьев-раскольников, имели своим следствием то, что множество раскольников обратилось от заблуждения и присоединилось к Православной Церкви. Многих православных, склонявшихся к расколу и переходу в мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в православии и наставил в истинной вере своими беседами. В селе Салтыковском Сердобского уезда вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более восьми человек, а в 1890 году таковых уже было четыреста человек. С благословения епископа Саратовского Николая (Налимова) и епископа Воронежского Анастасия (Добрадина) Константин Алексеевич ездил в Воронежскую епархию по просьбе духовенства и в селах Новохоперского уезда проводил беседы с сектантами. Некоторые селения Константин Алексеевич посещал по два, по три и даже по четыре раза, что делалось для закрепления достигнутых ранее благоприятных результатов, а также по просьбе старообрядцев, которые были озадачены сделанными миссионером разъяснениями на прежних беседах и, видя бессилие своих местных руководителей-начетчиков доказать правоту своих мнений, обращались к содействию более сильных, по их мнению, начетчиков, звали их к себе на помощь и в таких случаях приглашали и православного миссионера в надежде на то, что Перетрухины, Худошины, Шаровы и прочие защитят их перед обличениями миссионера; иногда такие посещения происходили по приглашению православных, смущаемых раскольниками.

http://fond.ru/kalendar/911/konstantin/

В дни престольных праздников мон-ря архиеп. Анастасий (Добрадин) совершал литию по игум. Поликсении, погребенной в склепе Вознесенского собора. Материальное положение Храм в честь иконы «Живоносный Источник», построенный с разрешения городских властей, официально назывался кладбищенской церковью Задонска, поскольку с 1777 г. эта земля принадлежала Задонскому городскому правлению (само кладбище находилось недалеко от храма, на др. стороне лога). В 1820 г. церкви было отведено городом 43 дес. земли. К нач. 40-х гг. XIX в. этот участок городские власти сократили до 20 дес., а позже изъяли, предоставив сестрам право жить на городской земле. В 1866 г. власти Задонска передали общине в вечное пользование 10 дес. земли (5,5 дес. «под самой усадьбой монастыря», 4,5 дес. за оградой, с сев. стороны). К этому времени годовой доход общины достигал 6 тыс. р. В 1870 г. помещики Хвостовы пожертвовали З. м. 20 дес. земли в 10 верстах от Тюнина на даче в с. Ржавец, в 1871 г. О. Викулина - еще 14 дес. (примыкали к прежним 20 дес.), а также каменный дом с флигелями, надворными постройками и садом, где вскоре игум. Поликсения устроила хутор. В 1878 г. помещица М. А. Охотникова пожертвовала в вечное владение 40 дес. земли, к-рые из-за отдаленности от З. м. сдавались в аренду. В 1884 г. З. м. приобрел также «в вечное владение» участок в 40 дес. земли, прилегавший к прежним пожертвованным в с. Ржавец, «что доставило большое утешение Богородице-Тихоновской обители и дало ей возможность собственными трудами приобретать часть хлеба, необходимого для пропитания». К 1891 г. З. м. принадлежали 103,5 дес. пахотной земли, 7 дес. под лесом и кустарником, 4 дес. под сенокосами и пастбищем, 5 дес. под усадьбой и 5 дес. под садом; всего 124,5 дес., из к-рых 40 сдавалось в аренду (Памятная книжка Воронежской губ. на 1891 г. Воронеж, 1891. С. 132-133). Мон-рь также владел домом на хуторе Прохонином. Богомольцы, приходившие поклониться мощам свт. Тихона, посещали колодец святителя в обители, доходы З. м.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович; 1842 или 1843, слобода Ольховатка Острогожского у. Воронежской губ.-1918 или 1920), архим., духовный писатель, проповедник. Род. в семье диакона. В 1865 г. окончил Воронежскую ДС, затем преподавал в Черкасском ДУ. В апр. 1867 г. рукоположен во священника и приписан к храму в Сиротиной слободе Острогожского у., в 1876 г. переведен в слободу Марченкову того же уезда. Овдовев, в сент. 1908 г. удалился в Митрофанов воронежский мон-рь , где жил на положении заштатного священника. В нач. 1913 г. архиеп. Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) пострижен в монашество, 12 марта того же года указом Святейшего Синода возведен в сан архимандрита и назначен наместником Митрофанова мон-ря. В 1915-1916 гг. принимал активное участие в подготовке к канонизации архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) . Последний раз упоминается в дек. 1918 г. Возможно, был замучен вместе с архиеп. Тихоном (Никаноровым) 9 янв. 1920 г. А.- автор многочисленных проповедей и статей историко-религ. содержания в Воронежских ЕВ . Его проповеди печатались также в столичных и провинциальных религ. журналах, в 1895 г. изданы отдельной книгой «Глас пастыря». Перу А. принадлежит значительное число книг и брошюр, мемуарные очерки памяти архиеп. Анастасия (Добрадина), воспоминания и др. А. состоял членом Воронежского церковного историко-археологического комитета и Правосл. братства святителей Митрофана и Тихона. Соч.: Глас пастыря. М., 1895; Знаменательные события: Из дневника священника. 1893; 19072; Высокопреосвященнейший Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский (Воронеж, 1906, 1915), Место блаженной кончины и погребения св. Иоанна Златоустого и Василия - Златоустовский общежительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 19082; Перед исповедью (Воронеж, 1908); Благовещенский собор воронежского первоклассного Митрофанова монастыря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910; В Толшевском монастыре. Воронеж, 1911; Успенский Дивногорский мон-рь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня Сицилийская чудотворная икона Божией Матери. Воронеж, 1912, 1998п; Протоиерей Евферий Иванович Сабинин. Воронеж, 1915.

http://pravenc.ru/text/64260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г. (Краснопольский Дмитрий Иванович; 22.10.1869, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 6.07.1919, Астрахань), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архиеп. Астраханский и Царёвский. Из бедной крестьянской семьи. Отец работал на кирпичном заводе, мать была из семьи сельского церковнослужителя. Начальное образование получил в местной школе; затем на деньги, предоставленные его 1-м учителем, поступил в Бирюченское ДУ. В 1884 г. окончил училище по 1-му разряду и был принят на казенный счет в Воронежскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию со званием действительного студента. 4 нояб. того же года Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин ; впосл. архиепископ) рукоположил его во диакона и назначил в Казанскую ц. пригородной слободы г. Коротояка Воронежской губ. 15 дек. 1892 г. был перемещен в Преображенскую ц. слободы Матрёна-Гезева Бирюченского у. (ныне с. Матрёно-Гезово Алексеевского р-на Белгородской обл.), а 23 февр. 1893 г.- в Троицкую ц. в слободе Алексеевка. В 1893 г., овдовев, принял решение полностью посвятить свою жизнь Церкви. 13 сент. того же года поступил на церковно-историческое отделение КДА. Во время учебы в академии 11 авг. 1896 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. 15 июня 1897 г. ректор академии Каневский еп. Сильвестр (Малеванский) в храме Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря рукоположил его во иерея. В том же году М. окончил КДА со степенью кандидата богословия за соч. «Аскетика святого Василия Великого». 16 нояб. 1897 г. назначен инспектором Иркутской ДС, временно исполнял должность ректора семинарии. 25 янв. 1902 г. назначен ректором Могилёвской ДС, 2 февр. того же года возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял цензором проповедей, произносимых в могилёвском кафедральном соборе, в 1905 г. назначен благочинным могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . Активно участвовал в деятельности могилёвского Богоявленского братства.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

Архим. исп. Игнатий (Бирюков). Фотография. Тюрьма НКВД. 1930 г. (Бирюков Иван Адрианович; 25.05.1865, г. Бирюч Воронежской губ. (ныне Белгородской обл.) - 27.09.1932, Казахстан), преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из крестьянской семьи. Учился в Бирючском городском училище. 9 окт. 1878 г. поступил послушником в Валуйский мон-рь Воронежской епархии. Служил келейником наместника мон-ря архим. Игнатия (Алексеевского); нес клиросное послушание, управлял монастырским хором; научился играть на скрипке и на фисгармонии. В 1888 г. издал нотный сборник догматики 8 гласов знаменного распева. В 1894 г. взял отпуск по состоянию здоровья и провел его в паломничестве на Св. землю и Афон. Настоятель, опасаясь за здоровье И. Бирюкова, освободил его от клиросного служения. Работал помощником повара, трапезного, был звонарем, келейником настоятеля и учителем в монастырской школе грамоты. В 1896 г. официально зачислен послушником мон-ря. 20 дек. 1897 г. пострижен архим. Игнатием в монашество с наречением имени Игнатий. В 1898 г. рукоположен еп. Иосифом (Соколовым) во диакона. В 1900 г. рукоположен Воронежским еп. Анастасием (Добрадиным) в воронежском Митрофаниевском мон-ре во иерея. Управлял монастырским хором (до 1917). В 1903 г. назначен помощником настоятеля. В 1908 и 1910 гг. для восстановления здоровья путешествовал по св. местам России. После кончины архим. Игнатия (Алексеевского) 3 февр. 1912 г. избран настоятелем Валуйского монастыря; 19 апр. по утверждении в должности настоятеля возведен в сан игумена. Во время первой мировой войны по инициативе И. мон-рь взял на себя заботу об обеспечении родственников тех, кто были призваны в армию, одеждой, обувью, продуктами и деньгами; раненым воинам были предоставлены монастырские гостиницы и бесплатная трапеза. В марте 1917 г. в монастыре был произведен обыск, И. был заключен на неделю под домашний арест. В февр. 1918 г. И. вызвали в Валуйский исполком совета рабочих и крестьянских депутатов, где потребовали передать совету все монастырские сбережения; братия выполнила это требование. 23 апр. 1920 г. И. был возведен в сан архимандрита. В 1924 г. мон-рь был закрыт. И. уехал в с. Будённое (ныне г. Бирюч), где поселился у родственников. В янв. 1926 г. переехал в Воронеж; болел более 2 месяцев тифом. Назначен Воронежским архиеп. сщмч. Петром (Зверевым) на должность руководителя церковного народного хора (до авг. 1929). Был епархиальным духовником в Акатовом во имя святителя Алексия монастыре.

http://pravenc.ru/text/293441.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010