Вопрос, который Пилат задает Иисусу, показывает, что Пилат действительно относится к Нему не как к религиозному лидеру, а как к политической фигуре: «Ты царь Иудейский?» Притязания на трон, как и подстрекательство народа к мятежу, назывались на римском юридическом языке laesta maiestatis – оскорблением величества (лат.), и за это предписывалась смертная казнь через распятие. В то время «оскорбление величества» было частым и удобным предлогом для того, чтобы избавиться от неугодных людей. Примеры выдуманных обвинений такого рода приводят Светоний (Тиберий 61.3), Тацит (Анналы 1.72-74; 3.49,70), Дион Кассий (История 59. 3.6) и др. Пилат, конечно, мог понимать, да, скорее всего, и понимал, что от Иисуса на самом деле хотят избавиться, тогда как реальной вины на Нем нет. Потом Пилат прикажет написать и поставить на Кресте табличку: «Иисус Назорей, Царь Иудейский»… Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» ( Ин. 19:19-22 ). С одной стороны, этим он подстраховывался от обвинений, что покрыл государственного преступника. Но, с другой стороны, даже в большем смысле, он этой надписью надсмеялся над евреями, подло предавшими на смерть невиновного человека. Пилат знал, что евреи мечтают о великом Царе-Мессии. И ему было противно видеть подобострастие евреев, предавших в руки врагам-римлянам человека, в общем, так или иначе претендовавшего на этот титул. Итак, иудеи предложили Пилату «беспроигрышный вариант» вины Иисуса – Он притязает на трон царя. Далее, евреи, все тонко просчитав, усугубляют вину Христа: Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся ( Ин. 19:7 ) «Сын Божий» – титул римского Императора, поэтому префект еще больше испугался такой постановки вопроса. Как ведет Себя Иисус? Это деликатная проблема. С одной стороны, Он не может отрицать обвинений, потому что действительно является и Царем, и Сыном Божиим, и Мессией. С другой стороны, Он не имеет никакого отношения к политическим проектам евреев и римлян, Его Царство – иного порядка, не от мира сего. Поэтому Христос и не отрицает, и не признает Свою вину. Синоптики говорят о молчании Иисуса: Первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился ( Мк. 15:3-5 )

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

Иудеи, как Самаритяне, так и язычники должны были призваться к царствию Божию, и никто уже более не исключался. Вознесение Господне Последняя беседа эта, была близь Вифании, на горе Елеонской, куда Иисус вывел Апостолов, 273 Он же поднял руки Свои, благословил их и благословляя их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Облако взяло Его из вида их. Когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда Апостолы поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великой радостью и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. 274 17 Действие естественного зачатия есть тайна, отчего же отвергать творческое действие Св. Духа, потому что это также таинство? 19 Мат. 1, 18 –25. исследователи полагали, что Мария вступила в супружество с Иосифом вскоре после того, как зачала Иисуса действием Св. Духа и что Иосиф намеривался развестись с нею. 20 Священный писатель справедливо замечает что слово Эммануил значит по-еврейски: с нами Бог. Должно заметить, с нашей тщательностью свидетельствуют Евангелисты, с самого начала писаний своих о естестве божественном и естестве человеческом, соединенных в одном божественном лице Иисуса. Святые Иоанн и Лука, как мы выше видели, утвердили этот догмат, который в свою очередь, утверждает и Матфей. Приведенный же им Пророк есть Исаия 14). 22 В Империи Римской, в царствование Августа, был обычай каждые пять лет, то есть каждую люстру производить переписи в империи и странах, ей подвласных. Дион Кассий, в истории своей царствования Августа, упоминает о многих из этих переписей. Веллеий Патеркул, Тацит и Светоний также говорят о том. Последний упоминает о трех главных переписях, к которым приступал Август, к первой и третьей с коллегией в консульстве, а ко второй, один . (Cbem.in Octav, § 27) О которой же переписи говорит св. Лука? Он приписывает Квиринею две переписи: αωτη η απογραφη πρωτη εγενετο, эта перепись была первая Слово πρωτη ( первая ) будь оно пред словом εγενετο (была), как в тексте обыкновенном или после, как то в некоторых манускриптах, особенно в Синайском, смысл, кажется нам одинаковым и варианту этому не следует придавать большого значения. Все признают, что Квириний производил перепись, когда потерял права свои Архелай, сын Ирода, и десять лет после смерти царя Ирода. Производил ли он первую при жизни Ирода, как утверждает то св. Лука? Критики это отрицали и упрекали Евангелиста в анахронизме десяти лет. Критики эти не достаточно изучили вопрос, который так властно решают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

986 ...речь, которую я недавно издал... – Новейший комментатор считает невозможным отождествить произведения, упомянутые в этом письме, с книгой, упомянутой в VIII.19 и еще не опубликованной, притом не доставившей автору полного удовлетворения. Речь, о которой говорит Плиний, вероятно, «За Аттию» (см. VI.33), а книга – та, которая упомянута в VIII.20.2. 987 Каниний Руф – обитатель Комо, друг Плиния. Плиний в некоторых письмах побуждает его заняться литературным трудом (I.3; II.8.1; III.7.14–15; IX.33.1). 988 ...собираешься описать дакийскую войну. – Руф собирался написать на греческом языке эпическую поэму о двух походах Траяна в Дакию против царя Децебала (101–103 гг. и 104–106 гг.); походы были удачными и оба закончились триумфами. 989 Ты будешь говорить о создании новых рек... – Децебал намеревался зарыть в землю свои сокровища и пустить по этому месту отведенную из старого русла реку; изменившие ему люди открыли его замысел Траяну, и это помогло римскому императору завладеть сокровищами (см. Кассий Дион XVII, 11, 14, 4). 990 ...о переброске через реки новых мостов... – Траян построил большой каменный мост через Дунай (см. Кассий Дион XVIII. 13). Мосты изображены на колонне Траяна. 991 ...о лагерях, расположившихся на горных крутизнах... – О крепостях, расположенных на возвышенностях, упоминает Кассий Дион (XVI II, 9,3), Изображения таких крепостей есть на колонне Траяна. 994 ...над народом, не знавшим поражений... – Плиний, вероятно, сознательно игнорирует триумф Домициана над хаттами и даками (см. Светоний. Домициан 6, 1; Кассий Дион XVIII, 7, 4; 8, 1). 996 ...по праву поэтов призови богов... – «Илиада» и «Одиссея», а также «Энеида» начинаются с обращения к музам. 997 ...среди богов того... чьи подвиги, дела и советы ты собираешься воспеть...– т. е. Траяна. Так, Вергилий в «Георгиках» (I, 34) и Гораций в «Одах» (III, 5, 2) приветствуют Августа как бога. 999 ...нашего Макрина...– Новейший комментатор склонен видеть в этом Макрине Цецилия Макрина, которому адресованы все письма, адресатом которых является Макрин; Миниций Макрин отпадает, так как в письме I.14.5–7 нет упоминания о жене.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

2   Аврелий, Марк Размышления Магнитогорск, 1994 Вступительный очерк. С Котляревского – Марк Аврелий Антонин Размышления СПб «Наука», 1993 С 75–92 3   Аристотель Физика Μ , 1937 (Пер. В. П. Карпова) 4   Св Афанасий Великий Защитительное слово против ариан//Св. Афанасий Великий Сочинения Μ , 1994 T 1 5   Афинагор Прошение о христианах О воскресении мертвых//Сочинения древних христианских апологетов Переводи примечания протоиерея П. Преображенского СПб, 1999 С 53–124 6   Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета Т 1–2 СПб «Духовное просвещение», 1991 7   Геродот История В 9 кн Перевод и примечания Г. А. Стратоновского Под. общ. редакцией С. Л. Утченко Л «Наука», 1972 8   Деяния Вселенских Соборов T 1 СПб , 1996 9   Дион Кассий Коккейан Римская история Кн. 59, 1–30 Пер. с древнегреч. Н. А. Касаткиной, А. В. Махлаюка, Е. А. Молева, С. К. Сизова. Под. общ. ред. С. К. Сизова. Комм. А. В. Махлаюка, М. С. Садовской//Из истории античного общества. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6 Н. Новгород, 1999 С 191–227 10  . Дион Кассий Коккейан Римская история LX, 1–35. Пер. с древнегреч. Н. А. Касаткиной, А. В. Махлаюка, С. К. Сизова. Под общ. ред. С. К. Сизова. Комм. А. В. Махлаюка//Из истории античного общества. Межвуз. сб. науч. тр. Вып 7 Н. Новгород, 2001 С 205–244 11  . Дион Кассий Коккейан Эпитома LXI-й книги «Римской истории»/Пер. с древнегреч В. В. Антонова, И. Ю. Ващевой, А. В. Махлаюка, Е. А. Молева, Н. Ю. Сивкиной. Общ. ред. и комм. А. В. Махлаюка//Из истории античного общества. Межвуз. с науч тр. Вып. 8 Н. Новгород, 2003 С 192–208 12  . Евагрий Схоластик Церковная история. Перевод и комментарии И. В. Кривушина СПб , 1999 13  . Иосиф Флавий Иудейская война Минск, 1991 – Josejus De bello Judaico libri VII Ed В Niese, Flavn Iosefi opera, vol 6 Berlin Weidmann, 1895, repr 1955 14  . Иосиф Флавий Иудейские древности Минск, 1994 Т 1–2 – Antiquitates Judaicae, Ed. В. Niese, Flavn Iosefi opera, vol 1–4 Berlin. Weidmann, 1887–1890 15  . Иосиф Флавий О древности иудейского народа. Против Апиона СПб , 1895

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Скачать epub pdf Cod. 71. Дион Кассий, История Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал Историю Кассиана Коккейана (или Коккия) Диона 195 в восьмидесяти книгах. Он начинает с прибытия Энея в Италию из Трои, основания Альбы и Рима, и доходит без перерыва до убийства Антонина, прозванного Элагабал, который был также прозван Тиберин, Сарданапал, Лже-Антонин и Ассирий в связи с его пороками. Он также говорит о царствовании Александра, который после смерти Антонина принял со своим коллегой империю, избежал опасности, которая угрожала ему, и вступил на престол. Писатель сообщает нам, что этот Александр был консулом во второй раз вместе с ним, и, что император, желая вознаградить своего коллегу, сам оплачивал необходимые расходы в связи с его должностью. Автор был назначен наместником Пергама и Смирны Макрином, а впоследствии командовал войсками в Африке. Вскоре после этого он был наместником Паннонии. Избранный консулом во второй раз, он получил разрешение вернуться на родину по причине болезни ног, чтобы провести остаток жизни в Вифинии, как предписывал его «гений»: «Вне пораженья поставил, и крови, и бурной тревоги». 196 Он родился в Никее в Вифинии, которая с одной стороны окружена озером под названием Аскания. Его стиль величественный и напыщенный, отражающий осознание могучих событий. Его язык полон устаревших конструкций и слова соответствуют важности описываемых событий. Его периоды полны затяжных вводных предложений и несвоевременных 197 инверсий. Периодичность и резкие нарушения, употребленные с осторожностью, в связи с общей ясностью избегают внимания случайного читателя. Речи, стилем следуют за таковыми у Фукидида, но яснее, превосходны. Для остального, по большей части, также Фукидид является образцом. 195 Дион Кассий Кокцейан (ок. 155–230), родился в Никее в Вифинии, сенатор и обладатель различных должностей при Коммоде и последующих императорах, дважды консул. В 229 он удалился в частную жизнь. Его история Рима в восьмидесяти книгах, начиная от мифического периода, доходит до царствования Александра Севера (229). Из этих восьмидесяти книг 37–60 дошли почти полностью, 36–80 существуют в сокращении, сделанном монахом XI века Иоанном Ксифилином. В X веке выдержки из нее были сделаны по приказу Константина VII Багрянородного, а Зонара (XII век) сделал сокращения 1–20 книг. Его точка зрения в том, что верный императорский чиновник, не понимал и имеет мало симпатий к политической борьбе. Его суеверность очевидна. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Так Дион Кассий (под 750-м годом Рм.), рассказав о ревизии сената произведенной Августом, о нем самом говорит: «сам же он совершил переписи жителей Италии, имения которых стоили не менее 200,000 сестерций; бедных же живших вне Италии не принуждал к цензу, опасаясь волнений. А чтобы не подумали, что он это делает в качестве цензора, принял на себя власть консула для этих переписей» 73 ). Гушке идет слишком далеко, если видит здесь указание на общегосударственный ценз, принимая слова « τος γρ ασθενεστρους τος τε ξω τς ταλας ικονταςο» в значении «жителей провинций» 74 ): в таком случае Дион употребил бы πκοοι или πκοοι κα σμμαχοι. Выражение это очевидно указывает на римских граждан, живших вне Италии по разным провинциям римской империи. Поэтому вместе с Визелером 75 ) мы признаем, что здесь речь идет о цензе римских граждан, и притом не об одном, но о целом ряде таких цензов ( πογραφς). В другом месте, под 743-м г. Рм., Дион говорит: «Август совершил переписи, описав все владения свои как частный человек, и избрал совет» 76 ). Гушке 77 ) разумеет πντα τ πρχοντα ι все подвластное Августу римское государство, и на этом основании видит здесь указание на census orbis romani. Но Визелер 78 ) справедливо возражает: а) выражение πντα τ πρχοντα ο в той связи, в какой стоит здесь у Диона, может указывать только на частные владения Августа, а не на все римское государство, – в последнем случае надо бы поставить π σαν τν οικουμνην (orbem romanum) 79 ); б) Август не мог назвать все римское государство своею собственностью, ибо императору не принадлежали Италия и сенатские провинции, – притом сенат и император имели совершенно отдельные доходы и кассы. Таким образом Дион говорит, что Август, хотя по своему положению в государстве и был свободен от ценза 80 ), однако же, производя таковые цензы в государстве, не воспользовался этим правом, но наравне с прочими своими подданными подверг цензу и все свои владения, как обыкновенный гражданин. И если бы под τ πρχοντα ι здесь необходимо надо было разуметь и провинции, то во всяком случае только императорские.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

23. вдоль Каспийского моря – уды, олонды, исонды и герры; 24. под горными хребтами по обеим сторонам Киммерийского Боспора – боспораны; 25. вдоль Понта – ахеи, керкеты, гениохи и сванноколхи; выше Албании – санареи. 26. Города и деревни называются [такие]: по Малому Ромбиту: Азараба 70°–50°30». 27. По реке Псатию: Авхида 70°40«–49°40» 756 28. По реке Вардану: Скопел 68°–48°, Суруба 72°–48°20», Корусия 73°40«–48°30», Эбриапа 75°20»–48°30», Серака 77°–48°40« 757 . 29. По реке Бурке: Кукунда 758 70°–47°45» 759 . 30. По реке Тессирию: Батраха 71°–47°30». 31. По реке Кораку: Наана 73°30«–47°45». 32. В горных хребтах: города Абунис 73°30»–48°, Насуния 74°–48°, Хальмия 75°–48°. (Перевод И. П. Цветкова (книга III), П. К Прозорова (книга V) и А. И. Малеина (книги VII и VIII) по: ВДИ. 1948. 2. С. 232–256 с исправлениями составителя) Дион Кассий Коккейан Дион Кассий Коккейан родился ок. 150 г. в вифинском городе Никее, долгое время жил в Риме, где был чиновником высокого ранга, умер ок. 235 г. Его перу принадлежит (наряду с другими несохранившимися произведениями) огромная «Римская история» в 80 книгах, из которых до нас дошли целиком XXXVI–LX книги, описывающие события с 68 г. до н. э. до 47 г. н. э. «Римская история» начиналась с основания Рима и заканчивалась 229 г. н. э. – годом консульства самого Диона Кассия. В «Римской истории» содержатся уникальные свидетельства по истории Боспорского царства во второй половине I в. до н. э. Издания: Dionis Cassii Cocceiani historia Romana/Cum annotationibus L. Dindorfii. Vol. I–V. Lipsiae, 1863–1865; Dionis Cassii Cocceiani historia Romana/Ed. Ph. U. Boissevain. Vol. I–V. Berlin, 1895–1931. Литература: Bender 1961; Lendle 1992. S. 254–256; Millar 1964; Schwartz 1957. Римская история Борьба Фарнака с римлянами XLII, 45. (2)...[Фарнак] был сын Митридата 760 и владел Боспором Киммерийским, как сказано [выше]; задумав возвратить себе все отцовское царство, он поднял восстание во время самого междоусобия Цезаря и Помпея 761 , и, так как римляне были тогда заняты собственными делами, а потом были задержаны в Египте, (3) то он без труда подчинил себе Колхиду и всю Армению в отсутствие Деиотара 762 и покорил некоторые города Каппадокии и Понта, приписанные к Вифинской области.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

445 Болгов H. Н. Указ соч. С 80–81 Доватур А И Римский император Марк Аврелий Антонин//Марк Аврелий Антонин Размышления СПб «Наука», 1993 С 75–92 446 Дион Кассий (160–235 гг.) – греческий историк и римский сенатор Полное имя – Дион Кассий Коккейан Родился в Никее (Вифиния). После смерти отца – губернатора Киликии – в 180 г. приезжает в Рим. При Коммоде становится адвокатом. Правитель Пергама и Смирны, консул 220 г., проконсул Африки, наместник Далмации, Паннонии, консул 229 г. Умер в Никее. Написал Римскую историю в 80 книгах от основания Рима до своего консульства. По языку и стилю подражает Фукидиду Сохранились полностью книги 36–60 (о событиях 68 г до н. э. – 57 г. н. э.), частично книги 78–79 (о событиях 217–220 гг. ). От остальных есть ряд фрагментов. Часть книг дошла в пересказе византийских авторов. Полного русского перевода нет (Болгов H. Н. Указ соч. С 7–75) Основное издание Dio Cassius Dio’s Roman History/Ed E Cary Vol 1–9 Cambridge, 1970 448 Гай Плиний Цецилий Секунд Панегирик императору Траяну//Письма Плиния Младшего. Письма 1-Х Под ред. А. И. Доватура М «Наука», 1984, 451 Дионисий Галикарнасский (55–8 гг. до н. э.) – греческий историк и ритор, с 30 г. до н. э. жил в Риме Написал труд «Римские древности» в XX книгах Полностью сохранились кн 1-IX, большая часть кн Х-ХИ, от остальных – лишь фрагменты Основное издание Dionysi Halicarnasei antiquitates Romanae/Ed С Jacoby Vol 1–4 Lips , 1885–1905. На русский язык переведены лишь незначительные отрывки См. Дионисий Галикарнасский//Хрестоматия по истории Древнего Рима М, 1987 (Пер В Соколова), Дионисий Галикарнасский//Хрестоматия по истории Древнего мира T III Рим Μ , 1953, Дионисий Галикарнасский//Древний мир в памятниках его письменности Т 3 Μ , 1922 С 6–7,15–19,20–22, 50–51 (Болгов H. Н. Указ соч. С 51)4 453 Порфирий (232/233–301/305 гг. ) – один из немногих дошедших до нас авторов III века, философ, представитель раннего римского неоплатонизма. Автор гочисленных трудов по философии, религии, математике, истории, риторике, астрологии и т. д. Известны 77 его сочинений. В области истории он написал сочинение «Против христиан», которое сохранилось в виде фрагментов в сочинениях других авторов (см.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. М., 1988. Кн. I). Отрывки из этого сочинения см.: Harnack A. Porphyrius «Gegen dieChristen»//Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. 1916. Русский перевод см.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 346–391.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

За редкими исключениями галлы приняли имена своих победителей. Фюстель де Куланж видит тому две причины: 1) «распространение прав римского гражданства между галлами» 652 и 2) «отпуск на волю» 653 . Рассмотрим их порознь. 1) Если галлы не обладали правами римского гражданства, то особый закон, о котором сообщает Светоний, запрещал им принимать римские фамильные имена: «Peregrinae conditionis homines vetuit usurpare romana nomina, duntaxat gentilicia» 654 . Стало быть, галлы не могли бы именоваться ни Юлиями, ни Сервилиями, ни Лициниями, ни Валериями. Но становясь римскими гражданами, они получали разрешение (пожалуй, обязательство) именоваться по-римски. Сохранилось письмо Клавдия, которым этот император подтверждает привилегию прав гражданства за одним маленьким народом, а затем прибавляет: «Nomina ea, quae habuerunt antea tanquam cives romani, ita habere his permittam». Таким образом, разрешая этим людям оставаться римскими гражданами, он вместе с тем позволяет им сохранить и имена, которые они приняли, когда впервые сделались таковыми» 655 . Установился обычай, чтобы каждый новый гражданин присваивал фамильное – nomen gentilicum – и даже личное имя того, кто ему даровал право. Так, некий Трог, сделанный римским гражданином по воле Гнея Помпея, с тех пор стал называться Гнеем Помпеем Трогом. Одни эдуй по имени Веркундаридуб, получивший права гражданства от Гая Юлия Цезаря, начал именовать себя Гаем Юлием Веркундаридубием 656 . «Как раб, вступая в общество свободных, принимал фамильное прозвище того, кто отпустил его на волю, так и иноземец, входя в состав римского гражданства, приобретал имя того, кто сделал его римлянином. Это было нечто вроде рождения человека к новому существованию, и тот, кто давал такую жизнь, рассматривался действительно как отец и родитель» 657 . Вероятнее всего, – говорит Фюстель де Куланж 658 , – это правило не было записано в законе, но как обычное право оно хранилось твердо. Косвенно сообщает о нем Дион Кассий, рассказывающий о том, как несколько провинциалов, принявших гражданство от Клавдия, не приняли однако его имени, за что подверглись судебному преследованию; при этом Дион Кассий хвалит Клавдия как за акт милости, за то, что он не приговорил их к наказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Поклонение какому-то распятому за свой мятежный образ действия Христу, отвержение всякого внешнего богопоклонения и связанные с этим ненависть ко всякому общественному благоустройству, ко всему роду человеческому – все эти особенности делали из христианства в глазах римлян именно какое-то возмутительное «безбожие», так что крики: «долой безбожников!»  – были обычным выражением ярости языческой черни по отношению к христианам. И такое безбожие только и могло быть вменено высокопоставленным римским сановникам в преступление, за которое они подвергнуты были жестокому наказанию. Это предположение вполне подтверждается преданием, которое навсегда сохранило память о Домицилле как мученице, по ее имени стала называться катакомба на ардеатинской дороге, где она была погребена. Евсевий также говорит, что она была христианкой, и вообще в этом отношении имеется  так много свидетельств в предании, что подвергать их сомнению было бы противно всем правилам здравой критики 21 . Остается странным, что Дион Кассий не говорит этого прямо, а выражается не определенно: «впали в заблуждение по обычаям иудейским». Но это объясняется без особенного затруднения. Хотя он писал уже в III веке и без сомнения хорошо знал о существовании христиан, однако он, как и другие писатели того же рода, тщательно обходил их молчанием, намеренно игнорируя самое их существование и считая их слишком жалким и ничтожным явлением, чтобы делать им честь упоминанием о них в своих притязавших на бессмертие творениях.  Не желая марать и портить своих творений варварскими провинциализмами, греческие высокоумные писатели поэтому именно избегали и занесения на свои страницы такого вульгарного названия как χριστιανς, употреблявшегося только среди простого, темного народа, и Дион Кассий без сомнения принадлежал к числу этих именно напыщенно брезгливых писателей, вследствие чего он, даже хорошо зная в чем дело, предпочел написать неопределенную фразу: «впали в заблуждение по обычаям иудейским " … А что правительство к концу  I века будто бы еще не отличало христиан от иудеев, как стараются утверждать некоторые исследователи 22 , то это предположение решительно не вероятно, так как римское правительство всегда отличалось поразительною административною прозорливостью,  которой, собственно, оно и обязано было громадным успехом в деле романизации покоренных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/nerono...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010