(Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II-ro века) Марция, находившаяся в весьма близких, интимных отношениях к императору языческому конца II-ro века, Коммоду, известна в качестве покровительницы и благодетельницы римских христиан того времени. Этот факт достаточно прочно засвидетельствован историей и споров он никаких не возбуждает. Но что побуждало Марцию относиться с симпатиями к христианам: была ли она сама христианкой или имела к нему лишь некоторое расположение и наклонность, – этот вопрос в новейшей исторической литературе решается далеко неодинаково. Посмотрим, как решается он в новейшей ученой литературе, причем будем иметь в виду исключительно литературу западную, преимущественно французскую, так как в нашей литературе – сколько знаем – не было никаких попыток изучить указанное явление. Остановимся своим вниманием прежде всего на этюде французского ученого Адольфа Де-Селенэ (Ceuleneer), под заглавием: «Марция фаворитка Коммода» (Marcia, la favorite de Commode), напечатанном во французском журнале: Revue des questions historiques (1876, 1-er Juillet, p. 156–168). Передадим главное содержание этого этюда. Автор пишет: «Все, занимавшиеся первоначальной историей церкви утверждали, что император Коммод, не смотря на все его жестокости по отношению к гражданам всякого ранга и состояния, позволял христианской церкви наслаждаться относительным миром: в течение тринадцати лет царствования Коммода история едва-едва насчитывает двух-трех мучеников, заплативших своей жизнию за исповедание Христа». Дион Кассий (быть может значительно прикрашенный позднейшим излагателем известий Диона-Ксифилином), находя себе в настоящее время подтверждение и пояснение в «Философуменах» рассказывает, что Коммод имел метрессу по имени Марцию, которая, будучи очень расположена к христианам, пользовалась своим влиянием на императора на христиан. Анонимный автор «Философуменов» со своей стороны не довольствуется такого рода общим утверждением: он указывает определенный факт, служащий опорой этого воззрения на Марцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Главным персонажем ранней мифологической истории К. стала царица К. Элисса, или Дидона (под этим именем она появляется в «Энеиде» Вергилия). Согласно легенде, Элисса-Дидона была дочерью царя Тира Бела (Муттона) и сестрой его наследника Пигмалиона. Она вышла замуж за своего дядю Ахерба (Сихея у Вергилия), жреца бога Геракла-Мелькарта. Ахерб-Сихей был убит по приказу Пигмалиона, после чего Элисса-Дидона бежала со своими сторонниками из Тира. Пристав к берегу Африки, она получила от местного мавританского (гетульского у Вергилия) царя Гиарба право остановиться близ холма Бирса. Когда поселение превратилось в значительный город, Гиарб стал добиваться того, чтобы Элисса вышла за него замуж. Она же предпочла сохранить верность 1-му мужу и покончила с собой, взойдя на погребальный костер. У Вергилия история самоубийства Дидоны содержит также подробности ее любви к Энею и его бегства из К. Иосиф Флавий (кон. I в. по Р. Х.) ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 18), опираясь на Менандра Эфесского, определил, что бегство Элиссы из Тира произошло через 143 года после возведения Иерусалимского храма царем Соломоном, т. е. в 824/3 г. до Р. Х. В списке тирских царей Иосифа Флавия (по Менандру) дедом Пигмалиона значится Баласер; он может быть отождествлен с царем Тира Баал-Азаром, который упомянут в надписи ассир. царя Салманасара III (841 г. до Р. Х.) как данник Ассирии. Возможно, он и был прототипом легендарного Бела. К. вскоре вырос в значительный торговый центр. Первый известный царь К. Дамузи упомянут в надписи ассир. царя Асархаддона II (ок. 675 г. до Р. Х.). Об истории К. до морской битвы при Алалии (на Корсике; 535 г. до Р. Х.) есть лишь отрывочные сведения у античных авторов Геродота, Фукидида (V в. до Р. Х.), Ксенофонта, Аристотеля (IV в. до Р. Х.) и Тимея из Тавромения. Для следующего периода, до Пунических войн, единственным источником является эпитома Помпея Трога Юстина ( Just. Epit. hist. XVIII-XXIII). Для эпохи войн между К. и Римом (264-146 гг. до Р. Х.) мы имеем богатую традицию, восходящую к Полибию, на к-рого опираются Дион Кассий и Аппиан. Самостоятельный взгляд на историю 2-й Пунической войны представляют жизнеописания Гамилькара Барки и Ганнибала, составленные рим. историком Корнелием Непотом в I в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

На месте карьера и сада с кладбищем Адриан сконструировал гигантскую возвышенную платформу, почти сравняв с землей прямоугольные стены. На вершине платформы он построил небольшой поднятый подиум, а на вершине подиума храм. Хотя останки стен Адриана являются незначительными, их существование бесспорно. Поскольку область имела неровности, карьер и была изрезана гробницами и торчащими неотесанными скалами, для построения этой платформы было необходимо поднять уровень этого места. Многие из блоков (ashlar), использованных Адрианом для сохранения стен платформы, были в действительности старыми блоками эпохи Ирода, оставшимися после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э . Они идентичны по размерам и виду тем, которые найдены на Храмовой горе. Стены Адриана выглядели подобно стенам эпохи Ирода, более всего напоминая западную стену Храмовой горы (Стену Плача). Верхняя часть сохранившихся стен Адриана была декорирована пилястрами или колоннами с внешней стороны. Таким образом, платформа Адриана копировала ограждение Храмовой горы Ирода, хотя, к сожалению, до настоящего времени пилястры не сохранились. Этот стиль может быть виден, однако, в стенах традиционных гробниц патриархов (пещера Махпела) в Хевроне . То, что Адриан пытался копировать стены Ирода на Храмовой горе, имеет особое значение. Вместо храма Ягве Адриан построил на своем возвышении храм Венеры (Афродиты). В. Корбо считал храм Адриана Капитолием, то есть посвященным Юпитеру Капитолийскому. В своей аргументации он ссылается на свидетельство Иеронима, который упоминает о том, что храм в Иерусалиме был посвящен Юпитеру. Однако в IV веке Евсевий говорит о том, что храм Адриана был посвящен Венере, кроме того, Дион Кассий в III веке указывал на место храма Юпитера на месте ранее стоявшего иудейского храма, то есть на Храмовой горе. Множество других древних авторов начиная с V века указывают также на то, что на месте церкви Святого Гроба стоял храм Афродиты. В поддержку своей аргументации Корбо ссылается на то, что в церкви-ротонде находятся фрагменты тройного деления, которые связаны со статуями Капитолийской триады: Юноны, Минервы и Юпитера. Однако нет оснований полагать, что эти фрагментарные остатки являются частью тройственной внутренней части храма или даже частью языческого храма. Датировки, предложенные Корбо, также не имеют никаких оснований.

http://bogoslov.ru/article/398967

по 14-й век отвечает на многие вопросы и объясняет многие недоумения, впрочем, вызывая и новые. Что же касается карпатских сербов, даем себе право констатировать, что будущим историкам предстоит расширить данные исследования с применением междисциплинарного метода. Древность сербов в данных землях подтвердил и Константин Йиречек, написавший, что нынешняя территория Румынии является «материнской землей» сербов (славян), хотя свой труд об истории сербов он и пронизал выводом, что сербы на Дунай и Балканы переселились лишь в седьмом и восьмом вв. после Р.Х. Хотя профессор д-р Новакович не критикует (даже не упоминает) выводы современной историографии о (мнимом) приходе славян в низовье Дуная в седьмом веке, он этому противопоставил более чем однозначные византийские источники. Проф. Новакович по привычке только указывает на документы и исторические события. Описывает что происходило в 4-м веке (360-363) при римском царе Юстиниане Втором. Константинопольский хронист Марцеллин Карпаты называл Сербскими горами. Еще большую ценность для подтверждения того, что сербы (славяне) являются коренным населением Румынии и Молдавии, имеет более раннее (308-324, во время противоборства между римскими царями Константином Великим и Ликинием) упоминание сербов в Карпатах и низовье Дуная - на этой территории сегодня находятся Румыния и Молдавия. А Дион Кассий в Римской истории записал, что Ликиний был сербом, и обратился за помощью к карпатским сербам! Наряду с этим, проф. д-р Новакович приводит чисто сербские топонимы и гидронимы в Румынии: Снагов, Северин, Дева, Тырговиште, Погана, Брашов, Изворул Рече (Извор Хладни) и многие другие. Географические названия и имена населенных пунктов, несомненно, невозможно было перенять из языка народа, лишь пронесшегося через данную территорию, а чаще всего утверждают, что сербы именно так прошли через Румынию - на пути к Балканскому полуострову. К этим сведениям о сербах в четвертом веке в Румынии следует лишь добавить факт принятия жителями Румынии христианства на сербском языке, и того, что в Средневековье в администрации применялся сербский язык, чтобы задаться вопросом происхождения нынешнего населения Румынии и Молдавии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/06/...

Мнение это явно несостоятельно. Ириней рассуждает так: ε γρ δει ναφανδν τ νν καιρ κηρττεσθαι τονομα ατο, δι κενου ν θη το κα τν ποκλυψιν ωρακτος· οδ γρ πρ πολλο χρνου ωρθη... и т. д. Для нас совершенно непонятно, как можно не заметить, что приведенное выше сообщение о времени получения Апостолом откровения от слов οδ γρ πρ πολλο χρνου и т. д. является пояснением (γρ) к непосредственно предшествующему: τν ποκλυψιν ωρακτος, причем в обоих случаях глагол ρω, конечно, относится к одному и тому же объекту. Итак, по свидетельству Иринея, Иоанн видел откровение в конце царствования Домициана. Положение христиан при этом императоре отразилось и в содержании Апокалипсиса. Замечательно, прежде всего, то обстоятельство, что Апокалипсис предполагает повсеместное преследование христиан. Однако еще не видно, чтобы это преследование давало многих мучеников. Апокалиптик, правда, пережил уже один такой период времени, когда кровь христианская лилась рекой и, как показывает видение пятой печати, в настоящее время находится только в ожидании, что подобное же повторится в недалеком будущем. Кроме того – из обстоятельств его личной жизни следует, что в период появления Апокалипсиса практиковалось особенное наказание за христианское исповедание, – за слово Божие и за свидетельство Иисуса. Таким наказанием было изгнание. Все перечисленные черты положения христиан указывают на время Домициана. Кровавое гонение, которое имеет в виду Апокалиптик, есть гонение Нерона, которое не вышло за пределы Рима. Теперь преследование делается повсеместным, – это уже прямо указывает на Домициана. Видеть в этом черту из времени не ранее Траяна было бы ошибочно. Во-первых, как видно из письма Плиния Младшего к Траяну, он и без указаний императора принимал уже решительные меры против христиан, – значит, в прошлое царствование эти меры были в порядке вещей повсюду. Во-вторых, есть и прямые известия о процессах христиан при Домициане. Так, Кассий Дион (LXVII, 14), сообщает: „в том же самом году (95 по Р. Х.) Домициан умертвил многих других и среди них консула Флавия Климента, хотя последний был ему двоюродным братом и был женат на его родственнице Флавии Домитилле. Оба они были обвинены в безбожии, за что были осуждены и многие другие, принявшие обычаи иудеев. Одни из них были казнены, другие же были лишены имущества, а Домитилла была только изгнана на Пандатерию“ 1294 . Это сообщение историка, в котором, несомненно, идет речь о христианах, блестяще подтверждает мысль о гонении на христиан при Домициане. Наконец, изгнание в отношении к христианам не практиковалось ни при Нероне, ни при Траяне, а именно при Домициане.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

В это время основные силы Ду­найской армии двигались в Галлию по маршруту, проходившему к северу от Альп, перевалы через которые в Реции и Норике бы­ли надежно укреплены. Решающее сражение очередной в исто­рии Рима гражданской войны дано было под Лугдуном 19 февра­ля 197 г. По преувеличенным сведениям, которые сообщает Дион Кассий, с обеих сторон в битве участвовало до 150 тысяч воинов. После того как кавалерия Севера обратила в бегство основные си­лы Альбина, их предводитель покончил самоубийством. Город, оказавший гостеприимство врагу Севера, был подвергнут грабе­жу, при этом многие из его кварталов выгорели. Затем начались казни сторонников Альбина, и не только в Лугдуне, но и в других городах Галлии, Испании и Британии, и наконец, в Риме. Гражданская война закончилась. Вернувшись после победы в столицу, Север совершил консекрацию Коммода, что обозначало очевидный идеологический поворот по сравнению с тем лозунгом, который он выдвинул, когда ввязался в борьбу за власть, – месть за убийство Пертинакса, бывшего ставленником тех сил, которые организовали свержение и убийство Коммода. Позже, в 200 г., Север перестал носить имя Пертинакса, зато добавил к гирлян­де своих имен слово Pius (благочестивый), которое, по примеру Антонина, обозначало прежде всего особую преданность памяти посмертно произведенного в отцы Севера Марка Аврелия. Этот поворот обозначал конец иллюзиям тех, кто ностальгировал по временам первых Антонинов, умевших ладить с сенатом и под­держивать республиканский декор. Суть принципата как военной диктатуры, заложенная Августом в самое его основание, обнажи­лась с удручающей политических консерваторов очевидностью. Метко характеризуя сложившуюся при Септимии Севере систему правления, которая составила основу государственного строя на последующее столетие, М. И. Ростовцев писал: «Север начал проводить систематическую милитаризацию управления, полностью бюрократизированного его предшественниками. Во­енизированное чиновничество и на его вершине – монарх с ав­тократическими властными полномочиями и с правом наследо­вания власти внутри своей семьи, прочность положения которого обеспечивается преданностью армии и государственных чинов­ников, а также культом личности императора, – таковы были це­ли, поставленные Севером.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

888 ...доходность земли значительно превышает подать. – Плиний предусматривает возможность продажи имения. 889 Приск. – О трудности определить точнее, какой именно Приск имеется в виду в переписке Плиния, см. VII.7.2. 890 Фанния – была дочерью Тразеи Фанния Пета, сенатора времен Нерона и поборника «свободы» в понимании римской сенаторской аристократии. Фанния была второй женой старшего Гельвидия Приска, поборника той же свободы при Веспасиане (см. ΙΙΙ.11.3; 16.2). 892 Дважды она последовала за мужем в изгнание, в третий раз сама была сослана за мужа. – Гельвидий, муж Фаннии, подвергся изгнанию в первый раз за связь с Тразеей в 66 г. н. э. (Тацит, Анналы XVI, 29, 33). После смерти Нерона он возвратился в Рим. Во второй раз он был изгнан за оппозицию Веспасиану ранее 75 г. н. э. (Кассий Дион LXV, 12, 1–3; Светоний, Веспасиан 15). Спустя несколько лет он, находясь вне Италии, был предан смерти (против воли Веспасиана). 895 ...книги, хотя они и были уничтожены по постановлению сената... – Тацит. Агрикола 7: «...неистовство было направлено и на их книги: триумвирам поручили сжечь в комиции на форуме эти произведения славнейших умов». Для такой чрезвычайной меры, как сожжение книг, требовалось специальное постановление сената. При Тиберии такой приговор был вынесен историческим книгам Кремуция Корда. Светоний. Тиберий 61,3: «...историка судили за то, что он назвалл Брута и Кассия последними из римлян: оба (историк и поэт) были тотчас казнены, а сочинения их уничтожены, хотя лишь за несколько лет до того они открыто и с успехом читались перед самим Августом». – Тацит. Анналы IV, 35,4. О книгах Кремуция Корда: «...сенаторы постановили, чтобы книги были сожжены эдилами, но они остались спрятанные и опубликованные. Тем более хочется осмеивать глупость тех, кто думает, что сегодняшней властью можно затушить даже память будущих веков». 896 ...самый дом этот колеблется... хотя он пока что и имеет потомков.– Смысл: потомки есть, но они значительно уступают Фаннии. 897 ...она вернулась к нам... – Аррия, мать Фаннии, возвратилась с дочерью из изгнания (IX.13.5). Она не упомянута в письме III.16, вероятно, потому, что к тому времени умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

953 ...каковой честью был он доволен. – Об этом награждении Палланта сенатом говорит и Тацит (Анналы XII, 53), который также сообщает об удовлетворении, испытанном Паллантом. 955 Стала настоятельной и очень тягостной необходимостью сдача в аренду имения. – В письме IX.37.1–3 отражены подобные же заботы о поисках подходящих арендаторов. Ввиду того, что земля обычно отдавалась в аренду на пять лет, новейший комментатор полагает, что оба письма относятся к одному и тому же случаю. 957 «Против Мидия» (Демосфен. Речь XXI). Последний оскорбил Демосфена действием во время его хорегии на празднестве Великих Дионисий. О подражании Демосфену ср. I.2.2–3. 959 Клавдий Поллион. – Сообщения Плиния о его карьере подтверждаются и дополняются надписью, найденной в Риме (Inscriptiones latinae selectae 1418). 960 ...мы вместе с ним были на военной службе... – Они были вместе на военной службе в Сирии около 81 г. н. э. 961 Я нашел у некоторых начальников мерзкую алчность и такую же небрежность... – Об этом же см. VIII.14.7. 963 ...в помощники для покупки и дележа полей. – Кассий Дион XVIII, 2, 1 сообщает, что император Нерва выделил определенный денежный фонд для покупки земли и наделения ею очень бедных граждан; покупка и распределение земли были поручены сенаторам. Больше нам ничего об этом не известно. 964 Анний Басс – в качестве легата легиона участвовал в походе Флавиев на Рим в 69 г. до н. э. и поэтому получил консульство в 70 г. н. э. (см. Тацит. История III, 50). 967 ...ты отпустил многих на волю... – В противоположность некоторым другим писателям и деятелям, Плиний не возражает против увеличения свободного населения римских городов за счет иноземного (бывшего рабского) контингента. 968 ...выражая благодарность и похвалы... – Контекст доказывает, что речь идет скорее не о выражении признательности и похвалы со стороны получивших свободу людей, а со стороны городского совета. 970 От «Истории» Тацита сохранились лишь частично книги I–IV и часть книги V, т. е. приблизительно одна треть всего сочинения. Сохранившаяся часть охватывает события 69–70 гг. н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Это должны были быть северные ворота, потому что нападение Кестия на храм происходило с севера («Bellum Judaicum», II, 19:5). Мишна и дальнейшее иудейское предание дают подробное, но весьма таинственное описание северных ворот, называя их при этом воротами Тади или Тери 146 . Так как описание этих ворот требует предварительного знания некоторых новейших открытий на площади иерусалимского храма, то мы будем говорить о них подробно уже в следующей главе. Среди описанных нами стен, ворот и портиков простирался большой двор, приводивший в удивление язычников своею величиною и открытостию (Дион-Кассий 37:17). Это была γορ храма, базарная площадь при храме, подобная той, какую Евсевий (Vita Constant, lib. III, 33) указывает при христианской базилике Константина в Иерусалиме. Из евангельских свидетельств и мишны видно, что здесь без всяких стеснений располагались меновщики денег; в мишне они называются застольниками, потому что они всегда сидели за кассами. (Kidd. 3:2) 147 . Особенно много меняльных контор устраивалось на площади храма пред наступлением праздничных дней ( Мф.21:12 ; Ин.2:14 ). А к 15-му дню месяца Адара, когда доставлялась сюда храмовая подать (½ сикля с человека), на площадь храма являлись меновщики со всей Иудеи и здесь наживали состояния, взимая обол (112 сикля) за размен целого сикля на два полусикля (Lexicon talmud. Buxtorfii-Fischeri, 1008). Но главным образом γορ храма наполнялась пригонявшимися сюда для продажи жертвенными животными: волами, овцами, голубями ( Ин.2:14 ), особенно во время больших праздничных собраний народа. В другое время чистых животных, потребных для жертвоприношений, можно было купить также в лавках на прилегавшей Елеонской горе, «под кедрами» (Taanith Jer. 69:1 ). По взгляду фарисеев-шаммаитов присутствие во дворе храма продажных жертвенных животных было необходимо, чтобы не затруднять желающих принести жертву. Однажды Баба-бен-Бута, богатый ученик Шамайи, ближайший советник Ирода в деле построения храма, взойдя во двор храма и найдя его пустым, возревновал о доме Божием и немедленно распорядился пригнать 3000 своих овец и поставить на обычном месте (Иерус.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В императорском Риме гладиаторские бои длились целыми днями и неделями, а в честь особых праздников – месяцами. Кровавые зрелища становились все более широкомасштабными и изощренными. Это были и морские сражения, где гладиаторы с трезубцами охотились на жертв, наряженных морскими чудовищами, так что в конце представления вода на арене становилась красной от крови, и инсценировки знаменитых исторических битв, и охота на диких зверей в Африке. Дело дошло до того, что к III веку популяции многих животных в Римской империи были на грани уничтожения. Со всех частей света на гладиаторские игры везли слонов, крокодилов, львов, леопардов, медведей, кабанов – только для того, чтобы их публично убить. Римский консул и историк Дион Кассий в «Римской истории» сообщил, что в день торжественного открытия Колизея на арену выпустили до девяти тысяч зверей и большое количество преступников, осужденных на смерть. У нас нет данных о массовых казнях христиан именно в Колизее, но традиция сохранила имя одного узника, растерзанного на этой арене в начале II века, – святой Игнатий Богоносец. Римлянам так понравилось наблюдать публичные убийства безоружных людей, что без этого уже не могли обойтись и театры: во время представления непременно проливалась чья-то кровь!.. Осужденных на смерть наряжали в звериные шкуры или костюмы богов и заставляли перед казнью разыгрывать для потехи публики целые спектакли. Чтобы привлечь интерес публики, в конце драмы «Геракл» героя могли и сжечь на настоящем костре. А в популярной, любимой римлянами драме Катулла «Лавреол» о беглом рабе, ставшем разбойником, главного героя – Лавреола – в финале полагалось распять на кресте. Никто давно уже не мог понять, что происходило на арене. Будь то гладиаторские сражения, цирковое или театральное представление, – все вместе они назывались одним словом – зрелища. Впрочем, было и другое распространенное название – потешные игры, так как они устраивались для потехи зрителей. Возбужденная видом крови и смерти, публика доходила до полного неистовства…

http://pravmir.ru/zapiski-fivii-perpetui...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010