134 об.) мерин голубой, грива на обе стороны, пяти лет. Жеребят: жеребенок пегой, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива налево трех лет; жеребенок карей, грива налево, трех лет; жеребенок рыж, грива на обе стороны, лонщина; жеребенок рыж, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок булан, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, дву лет; (Л. 135) жеребенок кар, грива налево, дву лет; жеребенок кар же, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чал, грива налево, дву лет; жеребенок рыж, грива направо, трех лет; жеребенок игреней, грива направо, дву лет; жеребенок чал, грива направо, трех лет; жеребенок голубой, грива налево, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, трех лет; жеребенок рыж, грива направо, дву лет. За монастырем гуменник, на нем два овина и b да мекинница [p]. В том гуменнике скирда ржи немолочена, овинов с тритцать. (Л. 135 об.) По скаске того монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаи, житника монаха Ионы з братьею, у того же монастыря под монастырем кроме сел ржи сеетца в поле по десяти четвертей, а в дву по тому же. Овса по дватцати четвертей. Сена в полях и в лугах на сто возов. А за тем монастырем пустошей и рыбных ловель и иных угодей в кортому на сторону никому не отдают и сами ни у кого в кортому не берут. (Л. 136) По скаске того же монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаия з братею, на Вологде на посаде монастырской их осадной двор на приезд властям противу Ильинского монастыря, а на том дворе две избы, а против их сенник. У того двора ворота рублены в брус, заплот кругом того двора в столбы, ветх. 1701-го году сентября в 3 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырьского приказу за приписью дьяка Герасима Потапиева стольнику Василью Ивановичю Кошелеву Вологодского уезда Глушицкого монастыря игумен Герасим, келарь монах Ефросин, казначей монах Исаия з братею сказали: в том же монастыре золотых и ефимков и никаких вещей и денег, окроме тех, которые запечатаны и написаны в сих книгах, у них нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

В 1992 г. сохранившийся деревянный храм во имя преподобных Дионисия и Амфилохия был открыт как приходской (с. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.), к нач. 2006 г. приписан к Димитриеву Прилуцкому мон-рю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения. Справа от царских врат хранится икона XIX в. с гробницы преподобных Макария, Тарасия и Феодосия. Сохранилось неск. икон деисусного чина из Покровского собора Г. м. (1-й четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), житийная икона преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких (XVII в.; ВГИАХМЗ), икона «Благоразумный разбойник» (XVII в.; ВГИАХМЗ), двусторонняя икона «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» (сер. XVIII в.; ЦМиАР). Из б-ки мон-ря сохранились рукописные синодик (XVII в.; ВГИАХМЗ. 2139), Житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (XVII в.; ВГИАХМЗ. 1841), сб. «Устав монастырский» (XVII в.; ВГИАХМЗ. 4357). Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14880, 14733, 14737, 14881; ГАВО. Ф. 343. 3; Ф. 496. Оп. 1. Д. 1488, 18634, 19354; ГАВО. Ф. 523. Оп. 1. Д. 1, 35, 41, 55, 58, 102, 125, 203; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139; 7296, 7297, 10632, 26954/2, 29443/161. Ист.: Опись книгам, в степенных мон-рях находившимся, составленная в XVII в.//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44; ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Там же. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 123-124; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 1. 30, 34, 52; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Да в церкви три свещи восковых, писаны красками, весом два пуда тритцать пять фунтов. Два подсвешника деревянных, литейных. На жертвенике сосуды оловянные. Укропник медной, ветх. (Л. 110) В паперти. Образ Спасителев Нерукотворенный. Образ Пресвятые Богородицы, гривна серебряная витая, золочена. Образ Воскресения Христова. Образ «Суд Страшный ». В олтари и в церкви всех восмь окончин больших слюдяных. Другая церковь в брус, холодная, деревяная во имя преподобных отец Дионисия и Анфилофия, Глушицких чюдотворцев, верх шатровой. А в ней царские двери, сени и столбцы резные по левкасу писаны на золоте, ветхи. Местных образов. Образ Спасителев, писан на золоте. (Л. 110 об.) Образ преподобнаго Дионисия, Глушицкого чюдотворца, венец и гривна серебряные, позолочены, в венце и в гривне было пять каменей простых, и те камени вывалились и положены в ризницу. Пелена выбойчатая, обложена крашениной. Образ межувратный Пресвятыя Богородицы «Одигитрия» на краске. Над царскими дверми в дву тяблех. В первом тябле деисус со апостолы, писаны на краске, пятнатцать икон. В другом тябле празники писаны на красках, пятнатцать икон. Перед деисусом паликадило медное о шеснатцати ручках, весом двенатцать фунтов. Да по сторонам на стенах двенатцать образов апостольских, писаны на золоте. На северных дверях писан Благоразумный разбойник, на золоте. (Л. 111) Перед местными иконы две свещи поставные деревянные с насвешники, писаны красками. В олтаре на престоле индития, наверху в средине отлас травчатой, по черной земле, по сторонам бархатея. За престолом крест выносной, на нем писано Распятие Господне на золоте. Образ Пресвятыя Богородицы «Одигитрия» в киоте резном деревянном, киот золочен, пелена тафта черная, средина дороги черчатые. Да два подсвешника деревяных литейных, одна окончина большая слюдяная. Третья церковь теплая древяная же во имя Николая Чюдотворца с трапезою и с келарскою, верх шатровой, новой, в церкви и в трапезе подволока веслая. (Л. 111 об.) Двери царьские, и сень, и столбцы писаны на колотке, гладкие. По правую сторону царьских дверей образ местный, Богоявления Господня, писан на золоте, пред ним свеща древяная с насвешником, поставная, по ней травы писаны розными красками. Образ Николая Чюдотворца в житии, писан на золоте, на нем три венца серебряные, резные, пред образом свеща древяная поставная с насвешником, пелена выбойчатая.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

По желанию своего святого наставника преподобный Макарий был рукоположен в священный сан архи епископом Ростовским Дионисием (1418–1425), бывшим прежде игуменом Спасокаменного монастыря. До самой кончины преподобного Дионисия его верный келейник и послушный ученик находился при нем, был свидетелем его подвигов, которым старался по мере сил подражать. При преемнике по игуменству преподобном Амфилохий (†1452; память 12 октября) он продолжал иноческие подвиги. Простота и святость души преподобного Макария содействовали тому, что братия избрали его после блаженной кончины преподобного Амфилохия в 1452 году игуменом Глушицкой обители. Будучи настоятелем, он строго заботился о соблюдении устава и наставлений основателя обители. Преподобный Макарий преставился 13 мая не ранее 1462 года (на его имя была написана жалованная грамота Uoahha III ). Погребен был в Глушицкой обители рядом с преподобным Тарасием († 1440). Позднее их святые мощи почивали в деревянном храме в честь Рождества Христова. Вторично память преподобного Макария празднуется 12 октября, в числе других Глушицких святых. Преподобный Тарасий Глушицкий Преподобный Тарасий Глушицкий был сподвижником святителя Стефана, епископа Пермского († 1396; память 26 апреля), по его апостольским трудам в деле распространения православной веры среди зырян. Впоследствии преподобный Тарасий стал игуменом одного из монастырей Пермской земли, основанного святителем Стефаном. В 1427 году, при втором преемнике святого Стефана ? святителе Герасиме (память 29 января), преподобный Тарасий сложил с себя игуменские обязанности, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть на послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», преподобный Дионисий с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Монах Тихон родом Вологодского же уезду Кодановской волости стольника Петра Иванова сына (Л. 127 об.) Измайлова крестьянский сын деревни Середняго, пострижен в том же Глушицком монастыре при игумене Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Монах Матфей, родом Боровецкой волости стольника Федора Григорьева сына Вердеревского крестьянской сын деревни Власова, пострижен в Глушицком же монастыре при игумене же Иосифе, зажилово ему на год на свитки восмь алтын две денги да платье. Белой диакон Стефан Конанов, родом Боровецкой волости храму Воскресения Христова пономарев сын. Вместо денежного и хлебнаго жалованья дана ему монастырская земля в селе Леонтьевском: сеется в поле ржи по четверти, овса по две четверти, а в дву по тому же; сена в полех и лугах возов по осмии. Вкладчики, они же и работники, живут за монастырем на скотье дворе. Сергушка Тимофеев, рождение иво Глушицкого монастыря в Козьмодемьянской волости в деревне Коземкине, дьячков сын, детей у него сын Дениска четырнатцати лет. Из казны даетца денег на свитки по десяти алтын, сыну иво по шти алтын по четыре денги да платье. Ивашко Михайлов, рождение иво того же монастыря в деревне Кокошилове, служебничей сын. Из казны даетца на рубашки в год по осми алтын по две денги да платье. Федка Леонтьев, родом того же монастыря деревни Великого Двора в приходе Леонтия Ростовского, крестьянской сын, з детьми: сын у него Мишка (Л. 129 об.) двенатцати лет, Андрюшка трех лет. Ис казны даетца в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Антипка Яковлев, родом того же монастыря крестьянской сын деревни Бесолнова. А из казны даетца в год на рубашки по шти алтын по четыре денги да платье. Кандрашка Васильев, родом того же монастыря деревни Кромина, служебничей сын. У него сын Мартышко девяти лет. А из казны ему дается в год платье. Гришка Микулин, родом того же монастыря деревни Антуфина, крестьянской сын, из казны даетца на рубашки в год по пяти алтын да платье. Егорко Евдокимов, родом того же монастыря деревни Княжева, крестьянской сын. У него сын Васка десяти лет. Из казны дается в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Левка Михайлов, родом того же монастыря деревни Онтуфина, крестьянской сын. Из казны даетца ему в год (Л. 130) на рубашки по шти алтын по четыре денги да платье. Мартынко Петров, родом того же монастыря деревни Заболотья крестьянской сын. Ис казны даетца в год на рубашки по десяти алтын да платье. Баженко Федоров, родом того же монастыря деревни Семенкова, крестьянской сын. Из казны даетца в год на рубашки по осми алтын по две денги да платье. Митка Петров, родом того же монастыря деревни Кокошилова крестьянской сын, из казны даетца платье. Карпунка Стефанов, родом того же монастыря деревни Ерасимова, крестьянской сын. Из казны даетца в год по осми алтын по две денги да платье.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

В основу его положены монастырские летописные заметки, изложенные так же просто, как и сказание Паисия, но без неточностей последнего и более подробные. К этой летописи редактор приделал длинное витиеватое предисловие и такое же похвальное слово святому; при составлении первого редактор заметно пользовался послесловием Пахомия к житию Сергия; в летописный рассказ вставлены, где следует, общие места агиобиографии, риторика которых имеет мало гармонии с простым изложением источников. В предисловии редактор скрыл свое имя под анаграммой, изложенной по какой-то особенной «литорейной грамоте: библиографы догадываются, что в этой анаграмме скрыто имя Глушицкого инока Иринарха 251 . В одной рукописи житие сопровождается любопытной припиской с известием, что оно написано в Покровском монастыре на Глушице в 1495 году 252 . Из слов Иринарха видно, что у него не было под руками летописи Паисия: он пишет, что прилежно искал известий о происхождении и детстве Дионисия, но не мог узнать ни о родителях его, ни об отечестве, «токмо изыскахом от многа мало постноческого жития его». Согласно с этим он начинает свой рассказ прямо с поселения Дионисия на берегу Кубенского озера, на месте опустевшего Святолуцкого Никольского монастыря, как будто не зная, что Глушицкий подвижник прежде того, еще юношей Димитрием, пришел из Вологды на Каменный остров и постригшись под именем Дионисия, жил там 9 лет, а потом удалился на Святую Луку, о чем рассказывает Паисий. С другой стороны, рассказ о свидании Дионисия Глушицкого с ростовским архиепископом Дионисием дословно сходны у Паисия и Иринарха, и первый даже удержал в своей летописи выражение, обличающее в первоначальном авторе рассказа жителя Глушицкого, а не Каменного монастыря 253 . Это впочем не значит, что Паисий выписал названный рассказ у Иринарха: при короткости расстояния между Каменным и Глушицким монастырями, летописец первого легко мог достать часть тех же глушицких записок, которыми пользовался Иринарх. Существование этих записок очевидно по многим указаниям жития Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Северная святость О северных святых и северо-русской святости с академиком Г.М.Прохоровым беседует Людмила Ильюнина 15.04.2005 378 Время на чтение 6 минут Людмила Ильюнина : Гелиан Михайлович, ваша научно-исследовательская деятельность направлена на изучение феномена русской святости. Можно ли говорить о том, что особенности проявления святости зависят от каких-либо внешних причин, например от места, где подвизается тот или иной подвижник. Можем ли мы говорить о неповторимых чертах северной святости, по сравнению с южной или центрально-русской? Гелиан Прохоров : Я думаю святость - она и разнообразна, и одинакова везде. Разными могут быть только условия жизни. По-моему все, кто живет на севере - немножко святые. Но при этом на севере так красиво... Трудно и красиво... Ответ на ваш вопрос отчасти содержится в книге, которая недавно вышла под моей редакцией в издательстве О.Абышко - " Святые подвижники и обители русского севера " . Она посвящена не самым знаменитым, но очень важным в истории русской духовности и культуры святым подвижникам и их обителям. Большая часть книги посвящена Спасо-Каменному монастырю на Кубенском озере, основанном в средине XIII века, из которого вышли подвижники, основавшие свои обители. Например, прп. Дионисий Глушицкий и прп. Александр Куштский. Людмила Ильюнина : В книге собраны оригинальные, авторские произведения, а Вы выступали в качестве переводчика и комментатора? Гелиан Прохоров : Да, вместе с С.А.Семячко. Назову те тексты, которые входят в это издание " Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре " , " Житие прп. Дионисия Глушицкого " , " Житие прп. Александра Куштского " , " Житие прп. Иосафа Каменского " , " Житие Амфилохия Глушицкого и Евфимия Сянжемского " , " Повесть об Усть-Шехонском монастыре " . Издание подготовлено в старых академических традициях: даны разные варианты, изводы текстов по разным рукописям, примечания и комментарии. Особое внимание хотелось бы обратить на прп. Дионисия Глушицкого - по-настоящему еще не открытого нашего подвижника.

http://ruskline.ru/analitika/2005/04/15/...

Ист.: Житие Дионисия Глушицкого//Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Ред.: А. С. Герд. СПб., 2003. С. 99-101; Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 157; Описание о российских святых. С. 132. Лит.: Верюжский. Вологодские святые. 1880. С. 212-214; Сергий (Спасский). Месяцеслов. С. 570; Зверинский. 2015р. Т. 3. 1822. С. 113; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Единоличные иконы П. неизвестны. Самое раннее из сохранившихся изображений святого имеется в составе житийного цикла иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ). В 4-м клейме 2 преподобных представлены на фоне гористого пустынного пейзажа с палатами и древом, на верхнем поле пояснительная надпись: «прп(д)бны деониси постави келеицу малу при древе черемухе». П. изображен в правой части композиции вполоборота влево средовеком в монашеском облачении - коричневато-охристой рясе и коричневой мантии, в черном клобуке, руки перед грудью в жесте моления. Святой высок ростом, с лопатообразной бородой без проседи длиной до середины груди; именующая надпись выполнена киноварью на фоне горок: «п пахомеи». П. представлен среди Вологодских святых в нижней левой части композиции на иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ). Преподобный, поименованный как «Пахомий Вологодский иже на езере [Кубенском?]», изображен коленопреклоненным, в схиме (облачение соответствует чину святости: ряса, мантия, схима с Голгофой и крестами, на голове куколь), правая рука с раскрытой на зрителя ладонью приподнята на уровне плеч, левая протянута в сторону Спаса; длинная борода П. со значительной проседью сужается книзу. Образ П. включен в иконографическую программу иконы «Собор преподобных отцов Спасо-Каменного монастыря», созданной московскими иконописцами в кон. 2000-х гг. (Спасо-Каменный мон-рь). Святые изображены 2 группами по сторонам окруженной водами Кубенского оз. островной обители, в верхней части композиции - образ «Преображение Господне» в соответствии с посвящением главного храма. Фигура П. помещена в верхнем ряду слева, рядом с образом прп. Александра Куштского (пару с противоположной стороны составляют прп. Евфимий Сянжемский и блж. Василий Каменский). П. представлен вполоборота к центру, правая рука - в молении перед грудью, в надписи назван Святолуцким. Он средовек со значительной проседью в волосах, с широкой бородой средней длины, слегка волнистые волосы с короткой челкой лежат прядями и спускаются на шею чуть ниже ушей. Святой одет в ярко-малиновую рясу, коричневую мантию и сине-зеленую схиму, куколь опущен на плечи.

http://pravenc.ru/text/2579828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский. Рассказ о П. содержится в Житии прп. Дионисия Глушицкого. В тексте говорится, что прп. Дионисий († 1 июня 1437) пришел на берег «Великого» (т. е. Кубенского) оз. вместе с неким братом Пахомием в 1392/93 (6901) г. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», Дионисий был пострижеником этой обители и 9 лет провел в послушании на оз. Каменном. Вероятнее всего, там же подвизался и П. Покинув Спасскую обитель, иноки поселились близ «веси, глаголемой Святаа Лучица», где находился запустевший общежительный мон-рь. Они поставили келью и храм во имя св. Николая Чудотворца, получив антиминс на освящение церкви у архиеп. Ростовского и Ярославского Григория (занимал кафедру с 1396). Прп. Дионисий принял сан священника. Однако отношения между монахами не сложились. Прп. Дионисий предавался суровым аскетическим подвигам, а П., «видя труди его в подвизи, начяся срамити и удалятися» (Житие Дионисия Глушицкого. 2003. С. 101). Тогда Дионисий решил покинуть Св. Луку и основать в др. месте общежительную обитель. Он удалился на р. Глушицу, посоветовав перед этим П. не оставаться одному: «Ты же, брате Пахомие, пребуди зде, а другаго имей брата с собою». Впосл. Никольский мон-рь был приписан к вологодскому Борисоглебскому мон-рю, находившемуся на острове р. Сухоны. Не позднее 1479 г. вел. кнг. Мария Ярославна передала обитель вместе с деревнями в ведение Спасо-Каменного мон-ря, оставив все имущество, кроме книг, Борисоглебскому мон-рю: «Дала есмь к святому Спасу в дом, в Святей Луке, манастырь Николской, и с деревнями» (ДАИ. Т. 1. С. 14. 16). По сведениям М. В. Толстого, в XIX в. мощи П. почивали «под спудом в упраздненной обители на Святой Луке». Святой упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный Пахомий, иже бысть на Великом озере, чудотворец». Под 15 мая «Пахомий, иже на Кубенском езере в лето 6901» упомянут в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 56; 131. Л. 192, нач. XIX в.; см.: Романова. 2017. С. 527). Память «преподобных Пахомиа и Феодосиа учеников преподобного Дионисиа» указана под 1 июня, в день преставления прп. Дионисия Глушицкого, в святцах Н. А. Кайдалова (РГБ. Ф. 231/V. Карт 2. Ед. хр. 14. Л. 24). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым).

http://pravenc.ru/text/2579828.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010