Отметим и ещё одну функцию Святцев. Долгое время в общественном сознании они считались основным источником по канонизации святых. Не случайно «Верный месяцеслов всех русских святых», изданный в 1903 г. архиепископом Владимирским Сергием (Спасским) , должен был стать официальным церковным документом. «При этом Синод указал, что канонизированными святыми могут считаться только те, чьи имена внесены в этот месяцеслов, и запретил служить молебны тем, кто не внесён в него» 938 . Однако такая практика существовала не всегда. В том же 1903 г. вышла самая авторитетная на сегодняшний день монография по истории канонизации святых в русской церкви, автор которой с горечью отмечал, что пополнение месяцеслова зачастую было делом справщиков Печатного двора 939 . Этот произвол, а также отсутствие для большинства святых документов о канонизации привели Е.Е. Голубинского к заключению о том, что основным критерием установленного церковного почитания должна служить не месяцесловная запись, а свидетельства об отправлении церковной службы святому (т. е. празднования) 940 . Тем не менее, рукописные Святцы остаются важным источником по истории почитания святого, особенно, для определения местных традиций. Кроме того, Святцы «с летописью» могут содержать редкие биографические сведения, не зафиксированные в других источниках. Начиная с середины XVII в. заметным становится процесс распространения месяцесловных редакций Житий 941 . Печатные Святцы 1646 г. не были уникальным явлением, одновременно с ними создавались другие месяцесловы «с летописью». Так, например, сороковыми годами XVII в. датируется Месяцеслов из собрания Погодина, 675 942 , в котором также содержатся «летописи» святых, однако в редакциях, совершенно не похожих на печатные. Отличается в нём и состав памятей на каждый день (в Погодинском месяцеслове на каждый день приходится большее количество святых), и структура сборника (в Погодинском отсутствуют тропари), и сама «летопись» (иной текст не только у русских, но и у греческих святых. Другие принципы построения летописной статьи, в Погодинском месяцеслове, в отличие от печатных Святцев, в одной статье может упоминаться несколько святых) 943 . Получили известность Святцы третьей четверти XVII в., которые, возможно, принадлежали Матфею Никифорову 944 (РНБ, собр. Погодина, 637) 945 и тоже содержали особые редакции русских житий. Именно по этому списку опубликованы Месяцесловные редакции Житий Дионисия Глушицкого и Александра Куштского (см. сноску 66). Но ещё большее количество этих источников остаётся совершенно не известным и не изученным. Не случайно, когда в 50 гг. XVII в. Симон Азарьин собрал в Святцах с летописью («выписано из святец иже с летописцем помесячно») памяти русских святых, празднуемые «сверх греческих уставов» 946 , их оказалось гораздо больше, чем в издании 1646 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Закрыть Терновый мой венец 20. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам Олег Платонов   00:36 17.10.2022 1920 Время на чтение 25 минут Предисловие Глава 1 Терновый мой венец Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Путешествие по Русской Фиваиде. – Колыбель русского духа. – Отечественные исихасты. – Судьба северных монастырей В путешествие по Вологодской земле я взял с собой книгу духовного писателя А.Н. Муравьева «Русская Фиваида Севера», вышедшую в Петербурге в середине XIXbeka. В ней вологодская земля сравнивалась с Фиваидой, знаменитым местом духовно-нравственных подвигов раннего христианства, чем подчеркивалось ее великое значение в становлении отечественной культуры и развитии духовности. В самом деле, в XVbeke многие ученики и последователи святого Сергия Радонежского обосновались именно в этих местах и именно здесь прославились своими духовными подвигами, прочно вошедшими в историю русской культуры под названием «умное, духовное делание», или исихазм. Места эти стали одной из главных колыбелей русской духовности. Духовный опыт исихастов (и прежде всего Нила Сорского) оказал большое влияние на жизнь России XIV–XVbekob, способствовал формированию и кристаллизации высоких духовных понятий, воспитанию культуры мысли и чувства, сдержанности в страстях, развитию «силы любви», отказу от материального стяжательства. А самое главное – формированию неразрывности веры и жизни. В искусстве подвижничество русских исихастов перекликалось с созданием глубоко духовных образов Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Глушицкого и других художников этого времени. «Наша северная Фиваида, – писал исследователь древнерусской духовной культуры И. Концевич, – ничем не уступала своему африканскому прообразу. Насельники девственных лесов Заволжья по духовной силе, мощи святых подвижников, по высоте их достижений были равны отцам первых веков христианства. Но как знойная африканская природа с ее ярким, синим небом, сочными красками, жгучим солнцем и бесподобными лунными ночами отличается от акварельных нежных тонов нашей северной природы, с голубой гладью ее озер и мягкими оттенками ее лиственных лесов с их изумрудной зеленью ранней весной и богатой гаммой золотых красно-коричневых тонов в сентябре, – таким же образом отличается святость отцов египетской пустыни – стихийно бурная и могучая, как лава, извергающаяся из вулкана, эта святость, подобно яркости южной природы, отличается от нашей святости, тихой, величавой и кристально светлой, как светел и ясен лучезарный и тихий вечер русской весны. Но как тут, так и там то же “умное делание”, то же безмолвие».

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Правописание в этой грамоте не везд по единообразным правилам и даже кое-где ошибочно, как и во всех наших древних рукописях, хотя при великом князе дипломатическому писцу, кажется, надлежало быть исправнейшему прочих. Из этого следует заключить, что тогда не было еще постоянных граммотических правил правописания. Из строчных препинательных знаков здесь писаны только точки и не всегда в надлежащем месте. В древнейших наших пергаменных, а часто и в бумажных книгах и грамотах не употреблялось других, кроме этого, препинаний. Запятые, двоеточия и проч., показались уже c XUV века. Даже в завещании преподобного Дионисия Глушицкого, писанном около 1437 года на бумаге, ставлены только точки при каждом речении. В древнейших рукописях, как и в этой грамоте, точки писались больше при середине букв, а не при подошве. У римлян, по свидетельству Доната, писателя IV века 31 , местоположение точки в верху буквы значило нынешнюю кашу точку, в низу буквы – запятую, а в средине – двоеточие; но у нас не было этого различия. В конце грамот и статей в книгах писывалас не одна уже точка, но либо три, как в этой грамоте, либо две, либо четыре, c разными чертами, крестами, и проч.; в конц строк при неоконченных речениях у древних не было также переносной черты, как нет ее и в этой грамоте. Из надстрочных знаков, кроме титлы и буквы т над ω, здесь замечательны точки, а кое где кавычки над некоторыми гласными и двоегласными буквами, а над буквой ω по две точки. Какое было у древних наших писцов правило в упошреблешй этих надстрочных точек и кавычек, неизвестно. В древних наших пергаменных книгах видно великое в этом несходство. В одних над всеми двоёгласными и над и и е в начале, а также и в средине густо произносимыми, и над когда оно употреблено вместо краткого й, ставлены по одной, либо по две точки; в других, часто и над тонкими гласными а, о, и, ставлены также по две точки, а в иных только над буквой о, когда она писана в предлоге отЪ. Титлы, заимствованнее от греков, находятся во всех наших древних рукописях. Но ч!чем старше книги, тем их меньше, и почти только над почетными именами. Ударееш во всех древнейших пергаменных рукописях не находится, как и в этой грамоте; они появились уже в бемажных. V. О признаках удостоверения этой грамоты

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1581 Например, древнейшие «ктиторские» или «княжеские» монастыри Киева. См. о них: Смолич И.К. Русское монашество, 988−1917. С. 24−25. 1585 Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказатель/Сост. И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2003. С. 155.(Памятники рус. агиогр. литературы). Здесь и далее курсив в цитатах мой. 1586 Цит. по: Крушельницкая Е.В. Автобиография и житие в древнерусской литературе: Жития Филиппа Ирапского, Герасима Болдинского, Мартирия Зеленецкого, Сказание Елеазара об Анзерском ските: Исслед. и тексты СПб., 1996. С. 219. 1587 Более подробно см. об этом: Руди Т.Р. Об одном мотиве житий преподобных («вселение в пустыню»)//От Средневековья к Новому времени: Сб. в честь О.А. Белобровой/Под ред. М.А. Федотовой. М., 2006. С. 15−36. 1588 См. о нём, например: Lexicon des Mittelalters. Stuttgart; Weimar, 1999. Bd. 5: Hiera-Mittel bis Lukanien. Sp. 2066; Garber K. Der Locus amoenus und der Locus terribilis: Bild und Funktion der Natur in der deutschen Schäfer – und Landleben Dichtung des 17. Jahrhundert. Köln, Wien, 1974; Hab Ρ. Der «locus amoenus» in der antiken Literatur: Zu Theorie und Geschichte eines literarischen Motivs. Bamberg, 1998. 1589 Об использовании топосов «возлюбленного места» (locus amoenus) и «ужасного места» (locus terribilis) в византийской агиографической традиции см.: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. S. 143−146. 1590 По наблюдениям Томаса Пратша, сочетание топосов locus amoenus и locus terribilis при описании ухода преподобного в пустыню (Rückzug, anachoresis – reclusio) или трансформация одного мотива в другой были известны уже в византийской агиографии (Житие патриарха Никифора). См. об этом: Ibid. S. 143. 1591 См.: Охотникова В.И. Краткая редакция жития Евфросина Псковского по рукописи из собрания Овчинникова (РГБ)//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 604−605. 1594 Цит. по: Власов А.Н. Житие Логгина Коряжеского//Памятники письменности в музеях Вологодской области: Каталог-путеводитель. Ч. 1, вып. 2: Рукописные книги XIV–XVIII вв. Вологодского областного музея/Под ред. П.А. Колесникова. Вологда, 1987. С. 422.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всюду Местно 1) Иоанну, архиепископу Новгородскому, 7 сентября 1) Константину и чадам его Михаилу и Ионе, митрополиту всея Руси, 30-го марта, Феодру Муромсеим, 21-го мая, Петрк и Пафнутию Боровскому, 1-го мая. 5) Февронии Муромским, 25 июня, Никону Радонежскому, 17 ноября, Армению Тверскому, 2 марта, 5) Савве Сторожевскому, 3-го декабря Максиму Московскому иродивому, 13 августа, Макарию Колязинскому, 11-го марта, Прокопию и Михаилу Клопскому, 11 января, Зосиме Соловецкому, 17 апреля, Савватию Соловецкому, по лавр. 17 апреля, по Карамзину 27 сентября, 10) Павлу Комельскому, 10-го января, Дионисию Глушицкому, 1 июня, 13) Александру Невскому, 23 ноября. Вот и все, что сохранила нам достоверного история о соборе 1547 года. Как видим, известия очень немногочисленные. Само собою разумеется, что при таком незначительном количестве известий трудно воспроизвесть полную картину этого собора, а тем более написать историю его. На многие вопросы, как напр.: были ли какие-нибудь подготовительные работы к нему, какими основаниями руководствовались отцы собора, канонизуя именно этих святых, тогда как много было и других, канонизация которых совершена была уже после на втором соборе 1549 года; какие были основания, в силу которых отцы собора одним святым установили празднование всецерковное, а другим – только местное, – как совершалась, наконец, самая канонизация всех этих святых, – на все эти вопросы в дошедших до нас сведениях мы не находим никакого ответа. Причина, почему об этом соборе дошло до нас так мало известий, прежде всего, конечно, заключается в том, что не сохранились самые акты или деяния его 417 . За неимением этих актов, для того, чтобы исследование о соборе было более или менее полно, приходится руководствоваться незначительными указаниями, рассеяными в некоторых житиях святых, написанных во время иди немного после этого собора, и на основании их давать более или менее вероятные ответы на все вышеуказанные вопросы. Для решения же некоторых вопросов, без которых история его была бы неполною, за недостатком положительных данных, приходится прибегать к предположениям, при чем дать последним характер положительной истины, кажется, нет возможности. Отсюда и все исследование собственно о внутренней стороне этого собора по необходимости должно будет принять нежелательный нам характер гипотетический. Не имея возможности изменить этого последнего, мы постараемся сделать одно, – это собрать все, что только можно, об этих соборах, воспользоваться самыми незначительными известиями, чтобы наши предположения о тех или других возникающих вопросах, насколько возможно, ближе подходили к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В целях обеспечения сохранности имущества 16 августа комиссия приняла решение опечатать все задания монастыря, за исключением жилых помещений, сургучной печатью районной милиции и сдать ключи в районный исполнительный комитет. Все церкви временно закрывались в связи с отсутствием общины верующих. 21 августа остававшиеся в обители 9 монахов подали заявления о добровольном уходе из монастыря и покинули его, получив по 1 рублю на дорогу и по 1 пуду муки. 5 сентября на заседании президиума Сухонского РИКа было принято решение о ликвидации Глушицкого-Сосновецкого Дионисиева монастыря. Все постройки, включая церкви, передавались детскому дому им. В.И. Ленина для организации при нем культурно-просветительных учреждений для района. Движимое имущество монастыря было поделено между Глушицкой сельскохозяйственной артелью и детским домом. Серебро передавалось в доход республики. Ценные вещи (колокола, ковры, самовары, шелковые платки) рекомендовалось продать и вырученные деньги обратить на покрытие расходов культурно-просветительной деятельности и ликвидации неграмотности. Церковные облачения передавались в культурные учреждения района, в частности, в Сокольский Народный дом (по акту от 20 сентября туда поступило 707 предметов, в их числе 92 парчовых и шелковых ризы, 76 стихарей, 11 парчовых пелен с гробниц, 2 плащаницы, 75 воздухов, 38 покровцов, 111 епитрахилей, 66 набедренников и т.д.). Особо ценные вещи, отобранные заведующим художественным отделом И.В. Федышиным, были сданы в губернский музей по актам от 22.08, 29.08, 19.09, 21.09 1924 года. 22 сентября на основании личного приказа председателя РИКа Егорова бархатный малинового цвета балдахин-завеса от царских врат был использован для флагов комсомольцев и пионеров, а большая красная напрестольная ткань выдана для флага Морженгской ячейке РКП. 23 сентября председатель райисполкома Егоров и уполномоченные Глушицкой сельскохозяйственной артели Кузнецов и Мошин заключили договор о разборке колокольни бывшего монастыря, в соответствии с которым работы должны быть завершены не позднее января 1925 года. Полученный кирпич рекомендовалось раздавать беднейшему населению или продавать экономически сильным хозяйствам, а вырученные деньги употребить для улучшения бытовых условий сельхозартели. 4 октября ликвидационная комиссия постановила уничтожить через сожжение 140 бархатных, парчовых и шелковых сильно загрязненных риз, 60 препоясов, 10 набедренников, 20 орарей, 14 стихарей, 8 платков, а также другие единичные вещи, не имеющие никакой ценности, что и было приведена в исполнение во дворе бывшего монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=34983

22-е. Сегодня ездил и служил в Дионисиево-Глушицкой обители; на сердце мир, покой помыслов. О, если бы эго уже был конец греховным бурям! Да, пора поревновать обращению блудниц древних! Время близ, суд при дверях; за кратковременную сладость греха как бы совершенно не лишиться надежды на прощение и помилование у Господа! Дивны милости Твои, Господи Боже: Терпишь всякого злодея и готов простить его, лишь он возгоревал о своей душе! Буди имя Твоё пресвятое благословенно отныне и до века. Аминь. 24-е. Свобода души от удручавшей страсти, глупой, пустой. Слава Богу, продолжается мир душевный, незаслуженно подаётся нам ради неизреченного человеколюбия Божия! Мы, грешные и самолюбивые, не подражаем Божию милосердию, тяготимся друг другом; мы, грешные, всё бежим от делания добра, гонимые какой-то невидимой силой. Все на тебя смотрят, как на святого, тебе кланяются до земли, просят тебя, от тебя ждут указаний в своих недоумениях... Рабы Божии! Овцы вы наши словесные! Мы, пастыри, да не ленимся благовествовать вам слово спасения, вручённое непотребным нам! Господи, укрепи, очисти нас Духом Твоим Святым от всякия скверны плоти и духа! 27-е. Вокруг летают разнообразные стрелы лукавого; то ум развлекает он, то думать заставляет о постороннем, то о пище и питье внушает, то отягощает трудами и молитвой; словом, враг хочет всячески удалять нас от единого на потребу. О, окаянный путаник, обольститель, лжец, хотящий изгнать истину Божию, человеконенавистник исконный! Когда стрелы твои перестанут ужаливать нас? Когда мы будем только посмеиваться над твоими злокознями? А ныне ещё не можем терпеть твоего демонского стреляния, всегда побеждаемы! 28-е. Чем более житейских попечений, тем труднее служить Богу. Теперь мне надо хлопотать о поправке на дому крыши; и расход и забота, а денег нет. И так, вообще-то, мало подаём бедным, а тут и ещё меньше будем; надо беречь себе. Господи, научи Сам, что подобает творити! Если и последнюю лепту вдовица отдала охотно на храм Божий, то не следует ли и мне с самоотвержением нести всюду жертвы за очищение множества грехов своих?! От маловерия своего не можем творить волю Твою, Господи!

http://bogoslov.ru/article/6174200

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиево-Глушицкого монастыря 1702 г. В начале XV в. в окрестностях Вологды активно шел процесс монастырской колонизации одним из деятелей которой был прп. Дионисий Глушицкий С именем этого святого связано появление трех монастырей, одну обитель он возродил Монастыри, основанные преподобным, располагались на реке Глушице: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Иоанно-Предтеченский Сосновецкий и женский во имя св. Леонтия Ростовского, а также возобновленный Никольский Свято-Луцкий на реке Сухоне недалеко от Кубенского озера О времени возникновения Глушицкой обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы высказано несколько мнений. Митрополит Евгений (Болховитинов), Н. И. Суворов и В. К. Лебедев временем основания обители считали 1400 г. Эта дата была принята и глушицкой братией, поскольку именно в 1900 г. праздновалось 500-летие монастыря П. И. Савваитов считал, что Покровский монастырь прп. Дионисий основал в 1402 г., его поддержала А. П. Анишина В. В. Зверинский полагал, что начало монастыря было положено в 1403 г. Его мнение получило признание в трудах М. К. Любавского и В. А. Кучкина Предлагались и иные датировки. Самую раннюю дату основания монастыря — 1395 г.— указал А. Ратшин Несогласованные сведения приводит И. К. Степановский о том, что монастырь был основан в 1492 г., тогда как 1412-й г. он называет «годом преставления Дионисия Глушицкого» (в Житии — 1 июня 1437 г.). Две даты предложил А. А. Амосов — около 1392 г. и около 1403 г. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, сначала преподобный поставил «келейцу малу», на месте, которое он «усмотрел» Вскоре Дионисий «разчинил» место по «лаврскому строению», и через некоторое время к преподобному стали «приходити овогда един, иногда и два, и трие» инока Будущей братии Дионисий говорил: «Братие… хощу на сем месте монастырь съставити». Далее в Житии названа точная дата: «В лето 6908 (1400 г.)» и следует сообщение о том, что братия «сътвориста себе келийци мали» Полагаю, что именно с этого момента можно вести отсчет истории существования Глушицкого Покровского монастыря. В 1402 г. Дионисий ходил в Ростов Великий за благословением епископа Григория а на следующий год была создана церковь малая во имя Покрова Богородицы, появилась трапеза, кельи по чину и остальное, «потребное братии»

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Житие Дионисия Глушицкого. Основная редакция//Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 107–108; В Минейной редакции Жития содержатся схожие сведения: Житие Дионисия Глушицкого. Минейная редакция//Там же. С. 145–146. Там же. С. 108. Там же. С. 108–109. Григорий († 3 мая 1416 г.), хиротонисан во епископа Ростовского 29 марта 1396 г. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 109–110. Семенченко Г. В. Завещания церковных иерархов XV в. как исторический источник//Источниковедение отечественной истории: Сборник статей. 1984. М., 1986. С. 158. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в. Т. 3. М., 1964. 252. Башнин Н. В. Обзор описей Дионисиево-Глушицкого монастыря XVII — начала XX в.//Материалы XV Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX веков»: К столетию со дня рождения П. А. Колесникова. М., 2008. С. 56–67; Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Сост. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин, М. С. Черкасова. Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 202–230, 467–468; Опись Дионисиева Глушицкого монастыря 1854 г. хранится в РГИА, ф. 834, оп. 3, 2535. Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII в. М., 1977. Приложение. С. 311–325. Водарский Я. Е., Истомина Э. Г.Православные монастыри России и их роль в развитии культуры (XI — начало XX в.). М., 2009. С. 535. Черкасова М. С.Государственная ревизия вологодских монастырей в начале XVIII в.//Управление и экономика: опыт, теория, практика: Материалы научной конференции (Вологда, 10–11 апреля 2009 г.). Вологда, 2009. С. 132–145. Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь//Вестник церковной истории. 2009. 1/2(13/14). С. 26–99; она же. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов//Там же. 2010. 1/2(17/18). С. 17–107; она же. Документы по истории Григориева Пельшемского монастыря XVII — начала XVIII века//Там же. 2011. 3/4 (23/24). С. 30–63.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010